Опубликовано: журнал "Пролетарское кино" №12 за 1931 год. Фото: "Редакция кинопоезда «Союзкинохроники». 1931 год". На фото (слева направо): Бубрик, Макасеев, Блиох, Лампрехт.
6 июля 1931 года редакция кинопоезда «Союзкинохроники» в составе режиссеров Я. Блиоха, С. Бубрика, операторов Б. Макасеева, С. Хмёлева, асс. оператора П. Лампрехта выезжает на стройки Урало-Кузнецкого бассейна, где на месте событий снимались, монтировались и показывались зрителям в основном критические киносюжеты. Киноредакция побывала на Кузнецкстрое, шахтах Кузбасса и др.
1.
Кинохроника, работающая на чрезвычайно узкой технической базе, скудной творческими кадрами, работающая подчас в условиях явной недооценки ее крупной культурно-политической значимости, наталкивающаяся на китайскую стену прокатной политики, все же более или менее успешно пытается не отставать от общего хода нашего социалистического строительства.
То время, когда кинохроника занималась «честной» фиксацией факта, когда она была только органом информации, постепенно отходит в область далекого прошлого.
Перед кинохроникой встает сложнейшая задача активно включиться в наше социалистическое строительство, задача мобилизации трудящихся на преодоление тех трудностей, которые стоят на пути строительства социализма, задача из информатора превратиться в организатора широчайших трудящихся масс.
Кинохроника, обладающая большей гибкостью, большей мобильностью, чем пока еще тяжеловесный аппарат так называемой художественной кинематографии, для разрешения стоящих перед ней задач нашла новую форму работы. Новую в кинематографии, но известную уже в практике нашей большевистской журналистики. Мы инеем здесь в виду выездные киноредакции.
Говоря о выездных киноредакциях, как об одной из новых форм работы советской кинематографии, мы не хотим сказать, что именно эта Форма является единственной, могущей включить кинематографию в нашу стройку.
Мы не хотим также утверждать, что из всех участков советской кинематографии только кинохронике подстать разрешение тех сложных задач, которые стоят сейчас перед нашей кинематографией. Такое канонизирование кинохроники и ее методов работы было бы грубейшей ошибкой.
Отчетливо уясняя себе место выездных киноредакций советской кинематографии на данном ее этапе, авторы настоящей статьи, являвшиеся руководителями одной из таких редакций, хотели бы здесь поделиться, в основном, опытом своей работы.
2.
Первой выездной киноредакцией, созданной фабрикой Союзкинохроники, следует назвать редакцию, посланную фабрикой (тогда еще сектором хроники) в 1930 году в Донбасс, в связи с прорывом на угольном фронте.
Чрезвычайно интересный опыт работ этой первой выездной киноредакции, демонстрировавшей на месте, т. е. в Донбассе, пять своих выпусков, к сожалению, остался совершенно не изученным. Работа эта прошла для широких кругов нашей общественности совершенно бесследно. Вокруг этого опыта не удалось даже сконцентрировать серьезного внимания кинообщественности. Насколько нам известно, донбассовские выпуски не демонстрировались и не обсуждались в Москве ни в аудиториях ОЗНКФ, ни в АРРКе, ни в Доме печати и т. п. Более того — ни общая, ни даже кинематографическая печать не потрудилась, этот факт довести до сведения читательской массы, прохлопав, таким образом, интересное начинание передовиков нашей советской кинематографии.
Характерное для наших киноработников пренебрежение изучением опыта работы на различных участках кинофронта сказалось и в данном случае с выездными киноредакциями. Вина за то, что вокруг изучения первого опыта работ выездных киноредакций не было создано атмосферы общественного внимания, падает в известной мере на самих работников этих редакций.
3.
Организация выездной киноредакции, в которой пришлось работать нам, протекала уже в иных условиях. Тут необходимо отметить, что АРРК, членами которой являются авторы статьи, с самого же начала заинтересовалась организацией редакции. На специальном заседании секретариата АРРК было заслушано наше сообщение о предстоящей работе; ознакомившись и обсудив план работы редакции, АРРК этот план одобрила, дав нам со своей стороны ряд весьма ценных указаний.
Район деятельности нашей редакции — Западная Сибирь. В круг наших изданий входила работа на строительстве новых железных дорог, на Кузнецкстрое и шахтах Кузбасса, т. е. работа на том комплексе строящихся и действующих предприятий, который образует собой в основном сибирскую часть Урало-Кузнецкого комбината.
Ударность этого грандиозного строительства, необходимость помочь ему вступить в строй «518» в сроки, намеченные партией и правительством, «необходимость помочь ему перестроиться в соответствии с шестью условиями, выдвинутыми т. Сталиным, — все это определило характер нашей будущей работы и ее темпы.
Чрезвычайно богатый материал был получен нашей редакцией в Госплане СССР, НКПС, представительстве Зап. Сибири в Москве, а также центральном совете сквозного контроля при «Комсомольской правде».
6 июля выездная киноредакция, в количестве пяти работников, снабженная, съемочным стационарным аппаратом и одним автоматом, выехала из Москвы в предоставленном НКПС вагоне в Новосибирск.
По договоренности с новосибирскими краевыми организациями, редакция начала свою работу на стройке новой железной дороги Новосибирск — Ленинск, в частности на участке строительства железнодорожного моста через реку Обь. На этом объекте работы мы остановились, потому что он оказался одним из важнейших на всей стройке дороги и к тому ж не выходил из прорыва. Здесь, на стройке Обского моста, наша редакция засняла и выпустила два журнала: № 1 «На ликвидацию прорыва» и № 2— «Равняйтесь по лучшим». После проведения просмотров этих выпусков как на стройке моста, так и в Новосибирске, киноредакция выехала на Кузнецкстрой. Здесь было заснято нами и выпущено 3 журнала: № 3 «За рационализацию», № 4 — «Штурм на ЦЭСе (центральная электростанция) и № 5 «За новые стройматериалы». Этими пятью выпусками и исчерпывается работа нашей редакции, так как по ряду технических причин снимать в шахтах Кузбасса нам не удалось, и в начале октября выездная киноредакция вернулась обратно в Москву.
4.
Несмотря на то, что еще до выезда в Западную Сибирь наша редакция освоила в Москве весьма значительные материалы, характеризующие будущие объекты съемки, мы, непосредственно столкнувшись со строительством, оказались в довольно затруднительном положении.
Обилие и многообразие материала, постоянное, чуть ли не ежедневное видоизменение его, стоящее в прямой зависимости от неслыханно бы
стрых темпов строительства, наконец, сроки и планы, в пределах которых мы должны были уложиться в нашей работе, — все это требовало от нас максимальной напряженности и умения быстро ориентироваться' в этом изобилии мате
риала, уменья схватывать самое важное, самое ударное, которое к тому же могло быть экранизировано. Таким образом, в минимальный срок, от трех до пяти дней, пришлось освоить все материалы, связанные со строительством Обского моста и, что оказалось еще значительно сложнее, со строительством такого гиганта, каким является Кузнецкстрой.
Если на стройке Обского моста, где вся работа сконцентрирована на сравнительно небольшом участке и четко разграничена между двумя строящими организациями, мы без особого труда определили характер и содержание наших будущих выпусков, то на Кузнецкстрое, куда мы, между прочим, прибыли с некоторым опозданием против ранее предполагавшихся сроков, грандиозные размахи и темп строительства осложнили, естественно, выбор объектов съемки.
Без действенной помощи партийно-комсомольских, профессиональных, общественных организаций (ВАРНИТСО), без помощи представителей печати (выездная редакция «Рабочей газеты» на Кузнецкстрое) мы не в силах были бы в кратчайший срок овладеть настолько материалом, чтобы сделать наши киновыпуски практически полезными строителям, помогающими преодолеть недостатки и трудности, стоящие перед ними.
Вокруг нашей киноредакции образовался актив из среды рабочих. Особенно крепок он был на Обском мосту. Эти товарищи, в большинстве комсомольцы, самым активным образом помогали как в процессе собирания материалов до съемки, так и тогда, когда мы уже вступили в съемочный период. Эти товарищи были своего рода нашими кинопостами на различных участках стройки, нашими глазами и щупальцами, и именно этим товарищам мы обязаны тем, что нам удалось заснять и вскрыть целый ряд явлений (например, поломки механизмов, как результат обезлички, простои и пр.), которые могли бы ускользнуть из поля зрения нашего объектива.
5.
На Кузнецкстрое мы, как уже указано выше, сняли и показали три выпуска.
На ЦЭСовском выпуске мы остановились потому, что этот участок строительства, являлся одним из важнейших, ударным, и в силу его специфичности своевременный выпуск ДЭСа определял темп развертывания работ на других участках стройки.
Так как одним из самых узких мест на Кузнецкстрое является стройка социалистического города, где прорывы особенно велики и отстава
ние на этом участке строительства ставит под удар благоприятный ход работ на других участках, — выездная киноредакция остановила свое внимание на соцгороде, и здесь были нами засняты выпуски «За новые строительные материалы» и «За рационализацию». Первый из них направлен, главным образом, против строительного отдела Кузнецкстроя, достаточно консервативного учреждения, в силу косности и неповоротливости которого многие тысячи строителей Кузнецкстроя могут оказаться, по крайней мере в ближайшее время, не обеспеченными в достаточной мере жилищами. Этот выпуск, требуя применения новых строительных материалов для рабочего жилстроительства взамен остродефицитных, тем самым выбивал из рук руководителей жилстроительством их обычный аргумент о пехватке дефицитных стройматериалов, чем они обычно объясняли прорывы на их фронте работ.
В выпуске «За рационализацию» мы ставим перед строителями вопрос необходимости изучения техники и перехода на новые, рациональные методы работы. В этом выпуске мы показываем отрицательные результаты работ по-старинке, без всякого метода, которые имели место на стройке соцгорода, и тут же демонстрируем и пропагандируем, в частности, цитовский метод кладки кирпича.
Таким образом выпуск этот, несмотря на то, что он локализируется на сравнительно узком, в масштабах всего Кузнецкстроя, вопросе, оказался, как мы увидим ниже, одной из самых эффективных работ нашей редакции.
Однако, целый ряд причин, главным образом отсутствие у нас собственной технической базы, очень часто нас буквально обезоруживал, и мы были не в состоянии снимать то, что представлялось нам совершенно необходимым.
Наша техническая база, как мы уже указывали выше, состояла только из съемочной аппаратуры. Отсутствие же осветительной аппаратуры лишало нас возможности выявить целый ряд моментов, обязательно связанных со съемкой внутри цехов, бараков и др. помещениях, с недостаточным для съемки естественным освеще
нием. Это особенно сказалось на Кузнецкстрое в выпуске «Штурм на ЦЭСе».
Рабочая критика совершенно справедливо указывала нам на то, что этот участок строительства далеко не характеризуется земляными, штукатурными и прочими наружными работами, как это поневоле получилось у нас в этом выпуске, а главным образом монтажными работами. Таким образом, превалирование показа наружных работ и того, что связано с ними, над монтажными, т. е. один из существенных недочетов выпуска «Штурм на ЦЭСе», мы относим исключительно к отсутствию у нас осветительной аппаратуры. Главным образом по этой же причине выездная редакция не осуществила намеченных по плану съемок в шахтах Кузбасса, о чем уже писалось выше.
Одним из важнейших положений в работе выездных редакций является вопрос темпов. Мало того, что в минимальный срок приходится овладеть значительнейшим материалом и в такой же срок произвести съемку, самое важное — это своевременно показать свои выпуски без малейших задержек, довести их до рабочего зрителя. Чем меньший временной разрыв лежит между процессами съемки и моментом демонстрации выпусков, тем естественно больше шансов на то, что мы своим киновмешательством можем строителям действительно помочь.
Вопрос темпов, вопрос своевременной демонстрации работ выездных киноредакций опять таки упирается в ряд положений, вытекающих из того, что представляет собой техническая база этой редакции.
Не имея собственной базы, мы вынуждены были пользоваться, например, лабораторией Новосибирской фабрики Союзкино. Не говоря уже о том, что фабрика загружена своей работой, общение с ней, вынуждавшее нас к суточным переездам по железным дорогам и даже к пользованию самолетами, чрезвычайно осложняло нашу работу и, естественно, отражалось на ее темпах.
Или, например, отсутствие у нас типографии для печатания титров, пусть даже самой доморощенной, опять-таки неожиданно послужило большой помехой в нашей работе. Мы даже не имели возможности пользоваться типографией Новосибирской фабрики по той простой причине, что фабрика эта типографии не имеет и сама пользуется услугами какого-то чертежника для написания титров.
Конечно, такой допотопный способ влечет за собой огромную и непроизводительную трату времени, не говоря уже о значительном удорожании стоимости работ. Так, например на Кузнецкстрое чертежники колдовали вокруг титров целых девять дней, т. е. ровно столько времени, сколько у нас обычно уходило на съемку выпуска и монтаж его. И вот вся эта непроизводительная трата времени на переезды, на писание титров и все прочее, что вытекает из отсутствия у выездной редакции собственной технической базы, отражается на темпах и задерживает своевременный показ и обсуждение выпусков.
6.
Если перед нашей редакцией был ряд трудностей, которые мы отметили выше и которые необходимо было преодолеть для того, чтобы своевременно показать нашу работу строителям Обского моста и Кузнецкстроя, то едва ли не самым сложным сказалась подготовка к показу и самый процесс демонстрации.
Так, например, имевшая на строительстве Обского моста — проекционная аппаратура оказалась в таком состоянии, что при демонстрации выпусков надписи, между прочим, совершенно нельзя было читать и их пришлось выкрикивать.
Вообще проекция была настолько отвратительна, что пришлось удивляться терпению зрителей, переполнивших зал и сравнительно безропотно переносивших «шалости» аппаратуры. Как мы потом выяснили, эти безобразия оказались здесь обычным явлением. И это — на расстоянии получаса езды от Новосибирска, от краевого отделения Союзкино! И это — на ответственнейшем участке строительства, именуемом «Мост на Урале»! Так реализуют постановление ЦК о культобслужнвании УКК некоторые работники Союзкнно». Только после нашего решительного вмешательства краевое отделение Союзкино срочно бросило на Обский мост новый, исправный проекционный аппарат.
Если в техническом отношении просмотры наших выпусков на Обском мосту были неудачны, то на Кузнецкстрое они протекали в более благоприятных условиях, но в смысле подготовки самих просмотров мы нашли здесь много общего.
Многие ответственные товарищи как на Обском мосту, так и на Кузнецкстрое, от которых зависела организация просмотра и, главное, обсуждение работ редакции, не проявили особой охоты к устройству таких просмотров. Так, например, на Кузнецкстрое просмотр выпуска «Штурм на ЦЭСе» был сорван три раза подряд по вине местного кулыпрофработника и только после решительного вмешательства местной печати просмотры в конце концов состоялись. На Обском мосту набюдалось, что как раз на те дни, когда были назначены наши просмотры, некоторые организации проявляли особенную активность и назначали свои собрания, заседания н прочее, тем самым уклоняясь от того, чтобы принять участие в обсуждении выпусков.
Такое «прохладное» отношение некоторых товарищей к нашим работам объясняется в ряде случаев тем, что эти выпуски в той или иной мере направлены против этих лиц, а в других случаях, н это особенно необходимо подчеркнут!., просто несерьезным отношением к кино, явной недооценкой значения советской кинематографии, как действенного помощника в борьбе за выполнение промфинплана.
Просмотры, которые, несмотря на такое «содействие» со стороны некоторых работников, конечно, состоялись, превращались по существу в широкие производственные совещания на которых мецыие говорилось о качестве выпусков и больше о тех неполадках, безобразиях, которые выпусками вскрывались.
В распоряжении нашей редакции имеются стенограммы обсуждения наших выпусков. Это чрезвычайно любопытные документы, лучше всего свидетельствующие о необходимости внедрения того нового вида работы советской кинематографии, каким является киноредакция, нe имея возможности занимать цитатами из этих стенограмм мпого места, мы позволим себе привести здесь лишь некоторые из них:
Из стенограмм обсуждения выпусков №№ 1 и 2 на Обском мосту.
Тов. Жарков. ...На экране вы видели, как простаивают отдельные бригады целыми часами и десятками часов из-за того, что плохо действуют механизмы. Мы проработали очень усиленно речь т. Сталина на совещании хозяйственников, по это еще не говорит за то, что по линии использования механизмов, но линии правильной расстановки сил проделано все то, что нужно. Нужно сегодня развить наше обсуждение по проработке речи т. Сталина в области использования механизмов, в области правильной организации труда. Сегодняшний наш маленький опыт, обмен мнений должен будет иттп дальше, глубже, ковыряться в том, что у нас на данном этапсявлянтся больным местом.
Тов. Мосолов. ...Вот, товарищи, относительно картины, как было упомянуто. Нужна она нам, или не нужна? Очень нужна. Вели бы эта картина была несколько раньше, то я думаю, что у нас на стройке нашего моста дело пошло бы сильнее.
Тов. Мрачковский. ...Вокруг журналовразвернулась сегодня производственная активность, которая как раз была их целью и задачей. Это можно заключить из того, что товарищи, выступавшие в прениях, говорили не о картине, а больше всего о своих недостатках. Следовательно, в картинах есть направление, чтобы вскрыть недостатки и показать их. Работа киноредакций нужна; необходимо, чтобы было побольше заснято из нашей социалистической стройки. Такие картины — лучший счет хозяйственникам.
Из стенограмм обсуждения выпусков 3. 1 и 5 на Кузнецкстрое.
Тов. Чиксте (рабочий ЦЭСа). ...Картина, которую мы только что увидели («Штурм на
ЦЭСе»), является очень ярким образцом того, как наша кинематография может быть полезна рабочему классу и как она по-настоящему может включиться в социалистическое строительство. В этой картине очень здоровои наглядно показаны все те безобразия, которые творились на ЦЭСе, как, например, возьмите засыпку дорогою импортного оборудования землей. Такую картину надо приветствовать. В этой картине очень хорошо выявлен энтузиазм рабочих, которых партийные и общественные организации мобилизовали на штурм. Такие картины, которые очень хорошо организуют нас, надо всячески приветствсвать, и мы можем сказать, что такой опыт должен быть обязательно продолжен особенно на новостройках.
Тов. Колосов (рабочий ЦЭСа). ...Самое главное в таких картинах — это то, чтобы они
показывались возможно быстрее после того, как они засняты.
Тов. Мишин (пом. нач. ЦЭСа) ...В картине очень много показано строительных работ и несоответственно мало монтажных. Это, пожалуй, самый главный недочет... Картина эта вызывает безусловно подъем настроения и вместе с тем показывает те недочеты в нашей: работе, которые могут служить образцом, как ие падо работать другим новостройкам.
Тов. Зесько (техник). ...По-моему, она именно организует борьбу за новые материалы, за рационализацию. Она показывает, как ударные бригады бьются за своевременный пуск завода, за своевременный пуск цехов Здесь именно такая установка, чтобы хроника не была самой хроникой, какую мы привыкли видеть, а чтобы она стала организующим фактом, толкающим те организации, которые руководят стройкой, на рационализацию, на внедрение новых стройматериалов. Именно такую установку новой хроники нам нужно определенно приветствовать.
Тов. Виноградов (инженер). ...Нельзя ли поставить серьезную техническую картину и отразить в ней все то, что характеризует Кузнецкстрой, отметить нашу механизацию земляных работ, отметить механизацию бетонных работ, отметить монтажные работы, чтобы действительно это могли видеть во всех концах нашего Союза, где далеко не знают применения новых методов?
Тов. Пронин (техник). ...Вели бы хорошенько с рабочими поразговаривать на нашем соцгороде, то несомненно давным давно эта цитовекая кладка была бы введена и, без сомнения, дала бы один десяток лишних домов, потому что мы видели сейчас на картине, как наш каменщик кладет 230 кирпичей, а у нас имеются некоторые корпуса, где 3 человека выкладывают по 4000 в среднем.
Тов. Герасимов (культработник). ...Помоему картина полезна для дела, картина показывает, как надо работать, как не надо работать, и успех картины оправдывается целиком и полностью. Эту картину елико возможно нужно распространить среди большого количества рабочих, главным образом находящихся здесь, на соцгороде.
Тов. Жилин (инженер). ...Надо обратить внимание в этой картине на разницу между методами, которые мы имеем, и новыми методами. Над картиной надо подумать, над тем, что в ней показывают и что у нас происходит. Нужно добиться в отношении не только административно-технического персонала, но и всех каменщиков, находящихся на производстве, чтобы они проводили этот метод, так как только этим методом мы будем строить быстрее дома.
Всего по всем пяти выпускам состоялось девять просмотров, на которых мы пропустили приблизительно 10—12 тысяч человек. Кроме того, в Новосибирске краевой комсомольский орган «Большевистская смена», с которым мы были тесно увязаны в работе, устроил общественный просмотр и обсуждение выпусков Обского моста.
И этот просмотр носил характер широкого общественного производственного совещания, так как в нем приняли участие не только представители строителей моста, но и представители ряда учреждений и предприятий-поставщиков, которым мы в наших выпусках предъявили ряд обвинений.
Некоторые просмотры мы устраивали под открытым небом. Они привлекали большое количество рабочих, но обсуждение выпусков в этих условиях не могло иметь место.
Из-за отсутствия у выездной киноредакции проекционной аппаратуры (передвижки) мы были, к сожалению, лишены возможности перенести просмотры наших работ непосредственно в рабочие бараки. Такое приближение нашей продукции к рабочему зрителю дало бы безусловно гораздо более значительный эффект.
Вообще при наличии у нас проекционной аппаратуры мы были избавлены от того, чтобы прибегать для организации наших просмотров к целому ряду лиц и учреждений, в том числе и к Союзкино, и это значительно облегчило бы нам быстрейшую демонстрацию наших работ и придало бы нашей редакции необходимую маневренность.
Дальнейшие просмотры выпусков будут производиться на местах в общепрокатном порядке.
7.
Практика всей нашей работы приводит нас к следующим выводам:
Работа выездных киноредакций, даже при отсутствии надлежащей технической базы, дала очень большой эффект. Обсуждение вокруг выпусков киноредакции превращались в широкие производственные совещания, тем самым утверждая новый вид советской кинематографии — киноредакции.
Но было бы чрезвычайно вредно успокаиваться на первых успехах выездных киноредакций и не видеть тех недостатков, которые при бессистемном продолжении работ киноредакций способны эту нужную работу свести на нет.
Нам бы хотелось еще раз напомнить, что вопрос технической базы редакций — вопрос основной. Без технической базы немыслимо дальнейшее развертывание этого дела.
Но значит ли, что мы должны каждую выездную редакцию вооружать необходимой технической базой (лаборатория, типография, осветительная, проекционная и прочая аппаратура)? Но силам ли это советской кинематографии на данном ее этапе?
Прежде чем разрешить этот вопрос, необходимо разобраться в следующих отрицательных моментах, связанных с работой временных выездных киноредакций. Дело в том, что неопределен-ность задания, непомерно большой радиус дейст-вия, совершенно ориентировочный и сжатый календарный план работ ставят временную редакцию в положение обязательного скольжения до материалу в смысле выбора его для съемки; из комплекса вопросов, стоящих на новостройках, необходимо выбрать такие, которые были бы политически актуальны, а выводы, предлагаемые редакцией, были бы своевременны.
Если даже допустить, что выпуски временных редакций отвечают всем этим требованиям, то, как мы уже видели из стенограммы просмотров, зритель остается в законной претензии, что показано очень мало и далеко не полно.
Временная редакция, работающая всюду пенемногу, независимо от мимолетной эффективности ее выпусков, не может добиться таких результатов, которые будут сопровождать работу постоянкой киноредакции.
Мы никак не возражаем против работы временной выездной киноредакцин, но полагаем, что назначение такой редакции должноу узко ограничиваться реализацией одного какого-нибудь ударного задания на одном определенном участке строительства.
Если мы остановимся на этих двух важнейших вопросах — технической базе и конечных результатах работы временных кнноредакцнй, то со всей очевидностью вытекает, что найденному и проверенному на практике новому виду советской кинематографии надо в самом зачатии придать соответствующие организационные формы.
Таким образом, помимо временных выездных киноредакцнй, во всю величину встает вопрос организации постоянных киноредакций на важнейших участках социалистического строительства.
На первое время мы предлагаем включить кинематографию в важнейшие из наших новостроек, в виде организации там постоянных киноредакций, для работы на этих стройках до момента пуска таковых.
Включить не на пассивное кинонаблюдение, не для того, чтобы заниматься фотографией, а на активную совместную работу со всем коллективом строителей в борьбе за пуск «518» в сроки, намеченные партией и правительством.
Если высшие партийные органы поставили перед нашими литературными организациями вопрос создания «Истории заводов», то в результате систематической работы постоянных киноредакций мы будем обладать богатейшим материалом который сможет лечь в основу экранизации истории героической стройки новых заводов.
Делу технической пропаганды постоянные киноредакции сумеют оказать также весьма значительную помощь.
Помимо всех этих указанных результатов работы постоянной кнноредакций, на основе проделанной ею работы, можно будет передавать опыт работ одного строительства другому, аналогичному.
Успешность работ постоянной киноредакции будет обеспечена при условии наличии соответствующей технической базы и включения этой редакции в строительство в виде отдельного цеха.
Если мы подойдем к постоянной киноредакции с точки зрения насущнейших интересов советской кинематографии, то и здесь мы имеем частичное разрешение актуальнейших вопросов, стоящих перед нею.
Вопрос вовлечения ударников, рабочего призыва в советскую кинематографию находит здесь реальное разрешение. Постоянные киноредакции, являясь аванпостом таких организаций, как ЛРРК и ОЗПКФ, сумеют путем своей практической работы создавать тот рабочий актив, который даст советской кинематографии необходимые ей пролетарские кадры.
Постоянные киноредакции, опираясь на этот актив, сумеют бороться с деляческой линией наших кинопрокатчиков, которые н до настоящего времени преступно-небрежно обслуживают наши новостройки.
8.
В заключение мы остановимся на тех конкретных мероприятиях, которые обеспечат развертывание в 1932 году сети постоянных киноредакций.
Для того, чтобы в 1932 г. обслужить такие важнейшие участки нашего социалистического строительства, как 1) Кузбасс, 2) Кузнецкстрой вторая очередь, 3) Донбасс, 4) Челябтракторстрой, 5) Днепрострой, Днепрокомбинат, 6) Магнитострой, вторая очередь, 7) Свирьстрой, 9) Автострой, 9) Караганда, 10) Бебриковский химкомбинат и 11) Подмосковный угольный бассейн, необходимо:
1. Добиться в соответствующих правительственных органах специального постановления по новостройкам о том, чтобы они в свои сметные ассигнования внесли суммы на кинообслуживание, главным образом на создание технической базы постоянных киноредакций: кинолаборатория, съемочная, осветительная, проекционная и др. аппаратура, типография и пр.
2. В отношении кадров необходимо, чтобы Союзкино из каждой своей производственной организации по всей периферии выделило по одной киноредакции в составе: руководителя, помощника, оператора, помощника, лаборанта, осветителя и администратора. Надо полагать, что это сделать не так трудно, ибо на кинопроизводстве уже сложился, к сожалению, такой порядок, когда люди ходят по полгода и больше, ничего не делая.
3. Но этим вопрос о кадрах, конечно, никак ае разрешается. Необходимо в системе ВИК и Коммун. института журналистики организовать постоянную подготовку кадров для киноредакций, увязав ее с практической работой.
4. Для организации дела кинородакций необходимо создать руководящий центр.
Конечно, дело создания сети киноредакций нельзя рассматривать как задачу, стоящую только перед фабрикой Союзкинохроники. Фабрика эта, по праву занимающая первое место среди наших производственных киноорганизаций, сама все время ощущает острый недостаток в кадрах и технике. Поэтому вопрос организации киноредакций, несмотря на то, что ой в настоящее время находится в системе работ фабрики Союзкинохроники, выходит за пределы возможностей одной фабрики.
Только при помощи широкой общественности и соответствующих правительственных органов фабрика Союзкинохроники сможет ввести в практику советской кинематографии в 1932 году постоянные киноредакции.