Джемма ФИРСОВА (МИКОША)

актриса, педагог, писатель, продюсер, режиссёр, сценарист

Полное имя:
Джемма Сергеевна ФИРСОВА (МИКОША)

Дата рождения:
27 марта 1935
Самарканд, СССР

Дата смерти:
08 мая 2012 (77 лет)
Москва, Российская Федерация

Профессии:
актриса, педагог, писатель, продюсер, режиссёр, сценарист

Краткая биография

Джемма Сергеевна Фирсова — актриса, режиссёр документального кино и общественный деятель. Родилась в семье военного. С детства увлекалась историей. Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (1966, мастерская А. Довженко, М. Ромма). Лауреат Государственной премии СССР (1973) — за фильм «Зима и весна сорок пятого». Лауреат Ленинской премии СССР (1980) за документальный фильм «Битва за Кавказ» (9-й фильм 20-ти серийной киноэпопеи «Великая Отечественная» («Неизвестная война»)).

В конце 70-х — начале 80-х гг. Д. С. Фирсова работала в Госкино СССР главным редактором групп военно-патриотических художественных фильмов. В конце 1980-х и начале 1990-х годов была эксперт-координатором программ сохранения и развития российских музеев. После Чернобыльской аварии участвовала при создании организации «Союз Чернобыль». После её назначили руководителем экспертной группы по непосредственным причинам аварии на ЧАЭС.
Фирсова — автор поэтических сборников «Сны возвращений» и «Вторая реальность».

Муж Микоша Владислав Владиславович, кинооператор ЦСДФ, народный артист СССР.

В конце 2007 года при непосредственном участии Джеммы Фирсовой и киноведа, доктор искусствоведения Ирины Гращенковой, а также благодаря инициативе АНО "Эковидеофильм"открыт Московский клуб документального кино «Окно в Россию. Связь времён». С 2012 года — Московский клуб документального кино имени Владислава и Джеммы Микоши http://mikosha.club/

Из интервью Джеммы Фирсовой (Саратов, 2009): "В один прекрасный момент я бросила кино и ушла в Чернобыль. Я была экспертом-координатором по непосредственным причинам аварии. Я практически закончила второй вуз. Я знаю по секундам, что случилось в этой "кастрюле". А началось все с моей рецензии на фильм однокурсника о Чернобыле. Ее раз пять вынимали из газеты, а когда я добилась публикации, то экземпляр продавали в Киеве за три тысячи. Во время поездки в Чернобыль я практически не спала. Вокруг была масса лжи, люди это понимали и шли высказаться, шли со всеми своими болями.
Я поняла тогда, что между прессой и учеными - пропасть. Ученые не могут сказать, пресса не может воспринять. В то время я была художественным руководителем документальной студии "Экран" на телевидении, уволилась и приняла участие в создании организации "Союз-Чернобыль", создании первой научной экспертизы. К тому времени я уже сняла картину о ядерной войне и знала, что сделанное мною работает, влияет на происходящее. Я была единственным журналистом среди ученых, руководителем группы народных движений. И в своем заключении написала, что ложь Центра по отношению к Украине и Белоруссии может привести к развалу Союза. Так и произошло. Почему случилась Беловежская пуща? Да потому, что против Москвы в обеих республиках были мощнейшие национальные движения, выросшие на Чернобыле.
Наша экспертная группа работала в рамках горбачевского Верховного Совета над первыми законами о чернобыльцах, об атомной энергетике. Я ушла из кино, потому что поняла: в настоящий момент это важнее. Может быть, потому что я рано видела смерть и войну, я с детства хотела строить, а не разрушать, знала, что нельзя жить только для себя. Другая жизненная установка - мерить по себе. Это тоже к вопросу о том, как существовать в документальном кино. На каком уровне мыслить и работать..." Полностью интервью на сайте: Главархив Москвы

ФИЛЬМОГРАФИЯ:

Актриса
1957 — Хождение по мукам — Нина Чародеева
1958 — Из пепла (телевизионный спектакль) — Анна Вальтер
1960 — Русский сувенир — журналистка
1961 — Алые паруса — Лилиан, мать Артура Грея
1965 — Родник для жаждущих — Мария
1967 — Война и мир — Катиш
1968 — Вечер накануне Ивана Купала — Ведьма
1970 — Чёрное солнце — Николь Готье, советница Мусомбе
1971 — Белая птица с чёрной отметиной — Вивдя, сельская колдунья
1971 — Озарение
1972 — Хроника ночи — Света Толмачёва, корреспондент ИТАР-ТАСС
1972 — Это сладкое слово — свобода! — Эллен Каррера
1977 — Чёрная берёза — Антонина Ивановна
1979 — Пани Мария — парикмахерша Верка

Режиссёр, сценарист
1966 — На полпути к Луне (киноновелла в киноальманахе Путешествие); по рассказам Василия Аксенова; Мосфильм
1968 — Я часто спрашивал себя; ТО «Экран» 
1969 — Поезд в Революцию; автор сценария совместно с Микошей В., Московским П., Лыткиным В., Семеновым В.; ЦСДФ, Главный приз «Золотой голубь» на международном кинофестивале в Лейпциге
1970 — Стокгольм, который помнит Ленина; (совместно с В. В. Микошей, П. Московским, Н. Лыткиным, В Семёновым); ЦСДФ
1972 — Зима и весна сорок пятого; четырёхсерийный фильм; ТО «Экран» 
1974 — Встреча с Джокондой; ЦСДФ
1974 — Память навсегда; ЦСДФ, Серебряная медаль А. П. Довженко
1979 — Битва за Кавказ; 9-й фильм 20-серийной эпопее «Великая Отечественная»; ЦСДФ; Ленинская премия (1980)
1983 — Предупреждение об опасности; ЦСДФ, Приз ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Карловых Варах, 1984
1985 — Покушение на будущее; ЦСДФ; Приз ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Карловых Варах, 1985
2007 — Москва первопрестольная; киностудия Экокультура
2007 — Государь Император Николай II; киностудияЭкокультура
2009 — Владислав Микоша: Остановивший время; Нижне-Волжская студия кинохроники

Использованы фотографии открытых интернет-источников, а также АНО "Эковидеофильм" - http://ekovideofilm.ru/

Библиография

1980 — Зима и весна сорок пятого (в основу книги положен четырехсерийный документальный телефильм "Зима и веска сорок пятого", удостоенный Государственной премии СССР; с. 256) (изд.: — М.; "Искусство")
1987 — Летописцы нашего времени. Режиссёры документального кино (составители: Г. Прожико, Д. Фирсова) (изд.: — М.; "Искусство")
2014 — Джемма Фирсова-Микоша. Из творческого наследия - Выпуск первый (180 с.; тираж — 500 экз.) (изд.: — М; Отпечатано: ООО "Бьорк")
2015 — Джемма Фирсова-Микоша. Из творческого наследия - Выпуск второй (356 с.; тираж — 500 экз.) (изд.: — М.; Отпечатано: ООО "Бьорк")
2016 — Джемма Фирсова-Микоша. Из творческого наследия - Выпуск третий (196 с.; тираж — 500 экз.) (изд.: — М.; Отпечатано: ООО "Бьорк")

Награды

1973 — Государственная премия СССР
1980 — Ленинская премия

Цитаты

Джемма ребёнком узнала войну так, как не знали её многие взрослые. Её отец Сергей Фирсов возил девочку с собой по фронтам все четыре военных года. И много времени спустя за участие в создании киноэпопеи «Великая Отечественная» она будет удостоена Ленинской премии, а за фильм «Зима и весна сорок пятого» - Государственной премии СССР.
Фильмы Джеммы Фирсовой – это фильмы-размышления, фильмы-исследования, фильмы-документы. И вместе с тем они пронизаны подлинной поэзией. Одна из особенностей её кино - воссоздание атмосферы давно ушедшего, возвращение на экран самого дыхания эпохи – необычной и трудной. В её фильмах публицистика очень тесно соседствует с поэзией. И если публицистика даёт поэзии силу и значимость, то поэзия, в свою очередь, рождает образы, доведённые до глубокого обобщения. Работая с военной хроникой, я узнавала места, которые в 45-м вместе с моим отцом проходили с нашими войсками в Польше, Германии, Пруссии. В результате получилось четыре часовых фильма – сериал «Зима и весна сорок пятого». Впервые в нашем кино я сделала фильм не о Великой Отечественной войне, а о Второй мировой, в рамках которой советско-германский фронт был главным. После этого фильма другого пути для меня уже не было. Да и война ведь была моим «домом».

Лев Данилов, кинорежиссёр ЦСДФ, Источник

Один из первых фильмов, который мне предложили делать, был фильм о Дне Победы. Но когда я погрузилась в архивы, мемуары, а у меня под рукой, к счастью, была папина военная библиотека с воспоминаниями Черчилля, Монтгомери, Эйзенхауэра, наших военных, то поняла, что мне не интересно делать фильм о финале войны – интереснее проследить, как кончаются войны и меняются отношения между союзниками. Работая с военной хроникой, я узнавала места, которые в 45-м вместе с моим отцом проходили с нашими войсками в Польше, Германии, Пруссии. В результате получилось четыре часовых фильма – сериал «Зима и весна сорок пятого». Впервые в нашем кино я сделала фильм не о Великой Отечественной войне, а о Второй мировой, в рамках которой советско-германский фронт был главным. После этого фильма другого пути для меня уже не было. Да и война ведь была моим «домом».

Дж. Фирсова (для ТК «Культура», 2005), Источник

Конечно, придет момент, когда и Андрей Тарковский станет такой же ушедшей фигурой. Пока еще не стал, правда? Так вот без ушедших натур истории кино - Довженко, Ромма, Барнета, Юткевича - не было бы Тарковского, Шукшина, Шепитько, Иоселиани, не было бы никого из нас. Потому что они не учили нас режиссуре, не учили cнимать и монтировать кино, то есть тому, чему только и учат сейчас в многочисленных теле- и киношколах. Они просто делали из нас штучный товар.

Джемма Фирсова. "Талант высвечивает время". Саратов. 2009 год, Источник

[…]разгильдяйство, с которым мы относимся к своим раритетам, ни с чем несравнимо. К сожалению, сегодня на сто процентов можно быть уверенным в том, что будет сохранено только то, что вывезено на Запад. Это больно, горько, страшно, но это факт. На Центральной студии документальных фильмов был уникальный архив кинохроники не только отечественной, но и зарубежной. Представляете, какая это ценность! Когда Центральная студия документальных фильмов гибла, мы с Владиком пришли туда и увидели страшный разгром, на полу валялись жестяные коробки с пленкой. Вот и все. Мы эту фильмотеку утратили.[…]

Из интервью Джеммы Фирсовой газете "Труд" (№223 за 29 Ноября 2005 года), Источник