Имя при рождении:
Джемма Сергеевна Фирсова

Дата рождения:
27 марта 1935
Самарканд, Узбекская ССР, СССР

Дата смерти:
08 мая 2012 (77 лет)
Москва, Российская Федерация

Профессии:
актриса, педагог, писатель, продюсер, режиссёр, сценарист

Краткая биография

Лауреат Государственной премии СССР (1973) и Ленинской премии (1980).

«...режиссура — это не профессия, это образ жизни...
А я как раз искала для себя профессию,
которая могла бы захватить меня целиком,
объединить все мои увлечения»
Джемма Фирсова[1]

Родилась в Самарканде в семье военного. До войны семья жила в Каунасе. Во время Великой Отечественной войны была с мамой и отцом, начальником инженерных войск 11-й армии, вначале на Северо-Западном фронте, потом 4-м Украинском, 2-м Белорусском фронтах. Первые послевоенные годы семья жила в КёнигсбергеС детства Джемма Сергеевна увлекалась историей.

В 1966 году окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (мастерская А. Довженко, М. Ромма).

Основные кинороли: Нина Чародеева в «Хождении по мукам», «Хроника ночи», «Черное солнце», Вивдя в «Белой птице с чёрной отметиной», Катиш в «Войне и мире», мать Грея в «Алых парусах».

Как режиссер дебютировала игровой новеллой «На полпути к Луне» (1966; Мосфильм). Создала документальные ленты «Я часто спрашивал себя» (1968; ТО «Экран»), «Поезд в революцию» (1969; Главный приз в Оберхаузене), «Стокгольм, который помнит Ленина» (1970; ЦСДФ), «Зима и весна сорок пятого» ( 1972; ТО «Экран»; Государственная премия СССР за режиссуру), «Битва за Кавказ» (1979; ЦСДФ; 9-й фильм 20-серийной эпопее «Великая Отечественная» (художественный роководитель и продюсер Роман Кармен); Медаль имени А.П. Довженко, Ленинская премия (1980)), «Встреча с Джокондой» (1975; ЦСДФ),  «Город-герой Новороссийск».

На вручении Государственная премия СССР. Москва, Кремль,1973 год. Фото из частного архива.

В конце 70-х — начале 80-х гг. Д. С. Фирсова работала в Госкино СССР главным редактором группы военно-патриотических художественных фильмов. В конце 1980-х и начале 1990-х годов была эксперт-координатором программ сохранения и развития российских музеев. После Чернобыльской аварии участвовала при создании организации «Союз Чернобыль». После её назначили руководителем экспертной группы по непосредственным причинам аварии на ЧАЭС.

Джемма Сергеевна — автор поэтических сборников «Сны возвращений» и «Вторая реальность».

В конце 2007 года при непосредственном участии Джеммы Сергеевны и киноведа, доктор искусствоведения Ирины Николаевны Гращенковой, а также благодаря инициативе АНО "Эковидеофильм" открыт Московский клуб документального кино «Окно в Россию. Связь времён». С 2012 года — Московский клуб документального кино имени Владислава и Джеммы Микош.

Из интервью Джеммы Микоши (Саратов, 2009): "В один прекрасный момент я бросила кино и ушла в Чернобыль. Я была экспертом-координатором по непосредственным причинам аварии. Я практически закончила второй вуз. Я знаю по секундам, что случилось в этой "кастрюле". А началось все с моей рецензии на фильм однокурсника о Чернобыле. Ее раз пять вынимали из газеты, а когда я добилась публикации, то экземпляр продавали в Киеве за три тысячи. Во время поездки в Чернобыль я практически не спала. Вокруг была масса лжи, люди это понимали и шли высказаться, шли со всеми своими болями.
Я поняла тогда, что между прессой и учеными — пропасть. Ученые не могут сказать, пресса не может воспринять. В то время я была художественным руководителем документальной студии "Экран" на телевидении, уволилась и приняла участие в создании организации "Союз-Чернобыль", создании первой научной экспертизы. К тому времени я уже сняла картину о ядерной войне и знала, что сделанное мною работает, влияет на происходящее. Я была единственным журналистом среди ученых, руководителем группы народных движений. И в своем заключении написала, что ложь Центра по отношению к Украине и Белоруссии может привести к развалу Союза. Так и произошло. Почему случилась Беловежская пуща? Да потому, что против Москвы в обеих республиках были мощнейшие национальные движения, выросшие на Чернобыле.
Наша экспертная группа работала в рамках горбачевского Верховного Совета над первыми законами о чернобыльцах, об атомной энергетике. Я ушла из кино, потому что поняла: в настоящий момент это важнее. Может быть, потому что я рано видела смерть и войну, я с детства хотела строить, а не разрушать, знала, что нельзя жить только для себя. Другая жизненная установка - мерить по себе. Это тоже к вопросу о том, как существовать в документальном кино. На каком уровне мыслить и работать..." Полностью интервью на сайте: Главархив Москвы

СЕМЬЯ

Джемма Фирсова с отцом Сергеем Михайловичем на фронте. Фото из частного архива.

Отец — Фирсов Сергей Михайлович, полковник; начальник инженерных войск 11-й армии Северо-Западного фронта, 2-го Белорусского и 4-го Украинского фронтов; главный консультант игрового фильма «Секретная миссия» (1950; режиссер: Михаил Ромм).
Мать — Антонина Павловна Фирсова.
Муж — Микоша Владислав Владиславович, оператор ЦСДФ, фронтовой кинооператор Великой Отечественной войны; Народный артист СССР.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Актриса
1957 — Хождение по мукам — Нина Чародеева
1958 — Из пепла (телевизионный спектакль) — Анна Вальтер
1960 — Русский сувенир — журналистка
1961 — Алые паруса — Лилиан, мать Артура Грея
1965 — Родник для жаждущих — Мария
1967 — Война и мир — Катиш
1968 — Вечер накануне Ивана Купала — Ведьма
1970 — Чёрное солнце — Николь Готье, советница Мусомбе
1971 — Белая птица с чёрной отметиной — Вивдя, сельская колдунья
1971 — Озарение
1972 — Хроника ночи — Света Толмачёва, корреспондент ИТАР-ТАСС
1972 — Это сладкое слово — свобода! — Эллен Каррера
1977 — Чёрная берёза — Антонина Ивановна
1979 — Пани Мария — парикмахерша Верка

Режиссёр, сценарист
1966 — На полпути к Луне (киноновелла в фильме «Путешествие» по рассказам Василия Аксенова); Мосфильм
1968 — Я часто спрашивал себя; ТО «Экран» 
1969 — Поезд в революцию (фильм о Февральской буржуазной революции в России); полнометражный; По заказу Центрального Телевидения СССР; авторы сценария: Микоша В., Фирсова Д., Московский П., Лыткин В., Семенов В.; режиссер: Микоша В.; Главный приз «Золотой голубь» на международном кинофестивале в Лейпциге
1970 — Стокгольм, который помнит Ленина (фильм о памятных местах Стокгольма, связанных с пребыванием В. И. Ленина); ЦСДФ; По заказу Центрального Телевидения СССР; режиссёр; авторы сценария:  Д. Фирсова, В. Семенов; операторы: В. Микоша, Н. Лыткин
1972 — Зима и весна сорок пятого; четырёхсерийный полнометражный фильм подробно раскрывает события последнего этапа Второй мировой с января по май 1945 года; в основе фильма — битва за Берлин — одно из самых кровопролитных сражений Великой Отечественной войны; ТО «Экран» 
1975 — Встреча с Джокондой (фильм рассказывает о выставке картины Леонардо да Винчи "Джоконда" в музее им. А. С. Пушкина); ЦСДФ; режиссер; автор сценария: В. Горохова; оператор: В. Микоша; звукооператор: В. Нестеров; диреткор карины: Е. Карпов
1975 — Память навсегда (встреча Л. И. Брежнева с ветеранами 18-й Армии в Центральном доме Советской Армии); операторы: Н. Генералов, С. Кузминский, М. Генералов
1975 — Память навсегда (фильм рассказывает об одном из решающих периодов Великой Отечественной войны — битве за Кавказ); полнометражный; ЦСДФ, Серебряная медаль А. П. Довженко
1979 — Битва за Кавказ; 9-й фильм 20-серийной эпопее «Великая Отечественная»; ЦСДФ; Ленинская премия (1980)
1983 — Предупреждение об опасности (Свидетельство обвинения) (фильм посвящен проблемам разоружения; на уникальном материале зарубежной хроники и документах фильм исследует проблему войны и мира в 80-е годы 20 века); ЦСДФ; оператор: Владислав МИКОША; авторы сценария: Г. Гурков, Д. Фирсова; Приз ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Карловых Варах (1984)
1985 — Покушение на будущее (продолжение антиваенной темы, начатой в фильме "Предупреждение об опасности";  фильм рассказывает о последствиях применения химоружия и призывает человечество к борьбе за его уничтожение); полнометражный; ЦСДФ; автор сценария совместно с Г. Гурковым; Приз ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Карловых Варах (1985)
2007 — Москва первопрестольная; киностудия Экокультура
2007 — Государь Император Николай II; киностудия Экокультура
2009 — Владислав Микоша: Остановивший время; Нижне-Волжская студия кинохроники
_________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ
1) Из буклета "Джемма Фирсова. Диалог кинокритика с кинорежиссером" (1978)
_______________________________
При подготовке материала использована информация из открытых источников. Фотографии из частных архивов. Фильмография — электронный каталог РГАКФД.

Библиография

1980 — Зима и весна сорок пятого (в основу книги положен четырехсерийный документальный телефильм "Зима и веска сорок пятого", удостоенный Государственной премии СССР; с. 256) (изд.: — М.; "Искусство")
1981 — О. В. Тенейшвили. Киноэпопея "Великая Отечественная" (изд.: — М.: Всесоюз. об-ние "Союзинформкино", 119 с.)
1987 — Летописцы нашего времени. Режиссёры документального кино (составители: Г. Прожико, Д. Фирсова) (изд.: — М.; "Искусство")
2014 — Джемма Фирсова-Микоша. Из творческого наследия - Выпуск первый (180 с.; тираж — 500 экз.) (изд.: — М; Отпечатано: ООО "Бьорк")
2015 — Джемма Фирсова-Микоша. Из творческого наследия - Выпуск второй (356 с.; тираж — 500 экз.) (изд.: — М.; Отпечатано: ООО "Бьорк")
2016 — Джемма Фирсова-Микоша. Из творческого наследия - Выпуск третий (196 с.; тираж — 500 экз.) (изд.: — М.; Отпечатано: ООО "Бьорк")

Награды

1973 — Государственная премия СССР (за фильм «Зима и весна сорок пятого» (1972))
1980 — Ленинская премия (за документальный фильм киноэпопеи «Великая Отечественная» — «Битва за Кавказ» (1979))

Цитаты

Джемма ребёнком узнала войну так, как не знали её многие взрослые. Её отец Сергей Фирсов возил девочку с собой по фронтам все четыре военных года. И много времени спустя за участие в создании киноэпопеи «Великая Отечественная» она будет удостоена Ленинской премии, а за фильм «Зима и весна сорок пятого» - Государственной премии СССР.
Фильмы Джеммы Фирсовой – это фильмы-размышления, фильмы-исследования, фильмы-документы. И вместе с тем они пронизаны подлинной поэзией. Одна из особенностей её кино - воссоздание атмосферы давно ушедшего, возвращение на экран самого дыхания эпохи – необычной и трудной. В её фильмах публицистика очень тесно соседствует с поэзией. И если публицистика даёт поэзии силу и значимость, то поэзия, в свою очередь, рождает образы, доведённые до глубокого обобщения. Работая с военной хроникой, я узнавала места, которые в 45-м вместе с моим отцом проходили с нашими войсками в Польше, Германии, Пруссии. В результате получилось четыре часовых фильма – сериал «Зима и весна сорок пятого». Впервые в нашем кино я сделала фильм не о Великой Отечественной войне, а о Второй мировой, в рамках которой советско-германский фронт был главным. После этого фильма другого пути для меня уже не было. Да и война ведь была моим «домом».

Лев Данилов, кинорежиссёр ЦСДФ, Источник

[...]Один из первых фильмов, который мне предложили делать, был фильм о Дне Победы. Но когда я погрузилась в архивы, мемуары, а у меня под рукой, к счастью, была папина военная библиотека с воспоминаниями Черчилля, Монтгомери, Эйзенхауэра, наших военных, то поняла, что мне не интересно делать фильм о финале войны – интереснее проследить, как кончаются войны и меняются отношения между союзниками. Работая с военной хроникой, я узнавала места, которые в 45-м вместе с моим отцом проходили с нашими войсками в Польше, Германии, Пруссии. В результате получилось четыре часовых фильма – сериал «Зима и весна сорок пятого». Впервые в нашем кино я сделала фильм не о Великой Отечественной войне, а о Второй мировой, в рамках которой советско-германский фронт был главным. После этого фильма другого пути для меня уже не было. Да и война ведь была моим «домом».[...]

Дж. Фирсова (из интервью газете «Труд», 2005), Источник

[...]Конечно, придет момент, когда и Андрей Тарковский станет такой же ушедшей фигурой. Пока еще не стал, правда? Так вот без ушедших натур истории кино — Довженко, Ромма, Барнета, Юткевича — не было бы Тарковского, Шукшина, Шепитько, Иоселиани, не было бы никого из нас. Потому что они не учили нас режиссуре, не учили cнимать и монтировать кино, то есть тому, чему только и учат сейчас в многочисленных теле- и киношколах. Они просто делали из нас штучный товар.[...]

Джемма Фирсова. "Талант высвечивает время". Саратов. 2005 год, Источник

[…]разгильдяйство, с которым мы относимся к своим раритетам, ни с чем несравнимо. К сожалению, сегодня на сто процентов можно быть уверенным в том, что будет сохранено только то, что вывезено на Запад. Это больно, горько, страшно, но это факт. На Центральной студии документальных фильмов был уникальный архив кинохроники не только отечественной, но и зарубежной. Представляете, какая это ценность! Когда Центральная студия документальных фильмов гибла, мы с Владиком пришли туда и увидели страшный разгром, на полу валялись жестяные коробки с пленкой. Вот и все. Мы эту фильмотеку утратили.[…]

Из интервью Джеммы Фирсовой газете "Труд" (№223 за 29 Ноября 2005 года), Источник

[ Страница дополняется материалами ]