Опубликовано: журнал «Советский экран», №11 (131), июнь 1962 года. Материал подготовлен к публикации
И. Никитиной.
В эту небольшую московскую квартиру будто ворвался весь мир. Полк с журналами и книгами на многих языках, картины и фотографии, различные предметы национального народного искусства говорят о том, что их хозяин побывал во многих уголках Земли.
На одной из фотографий увидели Юрия Гагарина. Дарственная надпись, сделанная на ней, гласила: «Владиславу Микоше, оператору, кинохроникёру в память о совместной работе…»
Кинооператор В. Микоша сопровождал Юрия Алексеевича в одной из заграничных поездок. В короткие минуты отдыха Гагарин рассказывал своему спутнику о полёте в космос, а тот в свою очередь передавал некоторые «секреты» мастерства кинооператора и фоторепортёра.
За годы работы в кино Микоша запечатлел на киноплёнку тысячи ярки эпизодов, свидетелем, а иногда и участников которых ему довелось быть.
Что же оказалось для него самым памятным? О чём он хотел бы рассказать читателям?
— Действительно, о чём стоит рассказать читателям? – повторяет наш вопрос Владислав Микоша.
— Может быть, о челюскинской эпопее? Ведь тогда мне пришлось летать с первыми Героями Советского Союза, авиаторами Каманиным и Молоковым. Кадры, снятые в Арктике, очень дороги мне.
А может, об Индонезии, которую исколесил вдоль и поперёк? Или Китай? Мне довелось побывать у китайских друзей, когда народная республика только что расправила широкие крылья и отправилась в большой полёт…
Но, пожалуй, – продолжал Микоша, – больше всего в памяти сохранился венный Севастополь. Во время обороны Севастополя мне пришлось много снимать. И знаменитых батарейцев Александера и Матушенко, и девушку-снайпера Людмилу Павлюченко, и бесстрашных лётчиков генерала Острякова, и отважных моряков Черноморского флота.
Однажды я с группой операторов отправился к морю, чтобы снять бой кораблей с воздушным противником. Ожесточённо сражался экипаж миноносца «Свободный». Он наносил большой урон врагу. Поэтому гитлеровцы сосредоточили на нём яростный огонь… Море вокруг корабля кипело от разрывов бомб. И вот – прямое попадание. Казалось, всё кончено. Но прошло несколько мгновений, дым рассеялся, и мы увидели, что миноносец продолжал сражаться, не прекращая огня.
Корабль медленно погружался в море. Но артиллеристы не покидали свои посты. Казалось, под ними уже не было палубы. А навстречу противнику неслись огненные смерчи. Стоя по грудь в воде, моряки вели огонь. И лишь когда стволы зениток полностью погрузились в волны, раздался последний выстрел…
Микоша достаёт из ящика письменного стола папки с газетными и журнальными вырезками. Он – автор многих заметок, статей, очерков. Перелистывая их , я обращаю внимание на то, что очень часто в своих корреспонденциях оператор упоминает фамилии лётчиков и штурманов, самолёты различных типов.
— Авиация вошла в мою жизнь давно и, наверное, навсегда, – говорит Микоша. – Собственно, в наш век, полный стремительных событий, кинохроникёру и журналисту без самолёта не обойтись.
Недавно один из перелётов был для мен знаменательным. В самолёте «ТУ-104» я летел в Рангун. Над Гималаями заглянул в свою старую записную книжку: полёт-то, оказывается, юбилейный, – подумал про себя. Дело в том, что как раз во время этого перелёта из Москвы в Бирму счёт налётанных мною километров переваливал за миллион.
Интервью могло продолжаться долго. Микоша многое повидал. И не удивительно, что его увлекательные записки не так давно были напечатаны в нескольких номерах приложения к журналу «Вокруг света».
Некоторые снятые Микошей полнометражные фильмы демонстрируются уже много лет у нас и за рубежом. Его картины об обороне Севастополя, о Китае и Народной Польше отмечены государственными премиями.
В тот день, когда мы беседовали с оператором, он прилетел из Ленинграда. Ещё не сдан отснятый сюжет, а у него уже новые замыслы. Намечается полёт в Закавказье к шахтёрам, работающим в горах.
И ещё Микоша мечтает снять фильм о Ленине. Уже виден замысел картины.
— Она должна быть очень лаконичной и эмоциональной. В каждом эпизоде её будет мысль, что Ленин всегда с нами, он воодушевляет нас на трудовые подвиги, он живёт в сердце каждого советского человека. Такова главная тема этого фильма, – говорит оператор.
Остаётся только пожелать Микоше, чтобы всё задуманное им было осуществлено.
1934 — Челюскин. Герои Арктики (арктическая экспедиция 1933-1934 гг. на полуледокольном грузовом пароходе «Челюскин» под руководством начальника экспедиции Отто Юльевича Шмидта и капитана Владимира Воронина); полнометражный (учетный № РГАКФД: 4981); режиссер: Яков Посельский; операторы-члены экспедиции «Челюскина»: Марк Трояновский, Аркадий Шафран; операторы съемок экспедиции по спасению «челюскинцев» , в том числе: съемок воздушной экспедиции, двигающейся к лагерю Шмидта, Николай Вихирев, Николай Самгин; оператор съемок на «Смоленске» и прибытия участников экспедиции во Владивосток: Владислав Микоша
1941 — Героический Севастополь (Союзкиножурнал № 91 — Улицы обороняющегося г. Одессы: баррикады, уличные заграждения. Одесситы на рынке, строительстве баррикад, у газетного киоска. Автомобили с красноармейцами. Отплытие военных кораблей из г. Севастополя. Самолеты в воздухе); операторы: М. Трояновский, С. Коган, В. Микоша
1942 — Черноморцы (фильм посвящен событиям и героям обороны Севастополя 1941-1942 гг.; С беспримерным мужеством в течение двухсот пятидесяти дней город отражал сильный натиск немецко-фашистских войск. В фильме показана героическая эпопея обороны Севастополя, мужество и отвага его защитников, боевые действия Черноморского флота, защищавшего город с моря. Фильм заканчивается эвакуацией Севастополя, которая была произведена по приказу Верховного Командования); полнометражный; реж. В. Беляев; операторы: В. Микоша, Д. Рымарев, Ф. Короткевич, А. Кричевский, Г. Донец, А. Смолка; Сталинская премия
1944 — Битва за Севастополь; полнометражный; реж.: В. Беляев; операторы: В. Микоша, Д. Шоломович, И. Аронс, В. Афанасьев, Я. Берлинер, К. Дупленский, И. Запорожский, Д. Каспий, Л. Котляренко, М. Лифшиц, Ф. Овсянников, М. Пойченко, Н. Петросов, А. Смолко, В. Сущинский, Б. Щадронов, Г. Хнкоян; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкеви
1944 — Померания; операторы: Р. Кармен, В. Микоша, А. Софьин, М. Трояновский, А. Кузнецов и другие операторы 2-го и 1-го Белорусских фронтов
1945 — В Померании (боевые действия советских войск в городах — Кёзлине, Штаргарде, Альтдамме, Штеттине, Цоппоте, Гдыне, Гданьске ( немецкое название Данциг). Германия. Северная Померания); режиссер: В. Беляев; операторы: Р. Кармен, В. Микоша, А. Софьин, М. Трояновский, А. Кузнецов, М. Шнейдеров, Д. Шоломович, А. Гафт, И. Аронс, С. Давидсон, Б. Дементьев, А. Казначеев, Л. Качурян, Н. Киселев, В. Косицын, Л. Котляренко, Ф. Леонтович, Б. Маневич, Л. Мазрухо, Е. Мухин, А. Семин, Б. Симхович, М. Силенко, Я. Смирнов, Б. Соколов, В. Томберг, К. Широнин; звукооператор: В. Котов
1945 — От Вислы до Одера; операторы: Д. Ибрагимов, Р. Кармен, А. Софьин, В. Штатланд, М. Шнейдеров, Микоша В.
1945 — Кинодокументы о зверствах немецко-фашистских захватчиков; полнометражный; операторы: А. Воронцов, Р. Гиков, В. Ешурин, В. Доброницкий, А. Зенякин, Р. Кармен, К. Кутуб-Заде, А. Левитан, В. Микоша, Е. Мухин, И. Панов, М. Посельский, М. Сегель, В. Соловьев, А. Сологубов, М. Трояновский
1945 — Кенигсберг; режиссер: Ф. Киселев; операторы: 3-го Белорусского фронта
1945 — В танковом прорыве к морю / Восточная Пруссия; кинолетопись; операторы: Микоша В., Шоломович Д.
1945 — Парад Победы; цветной; руководитель съёмок режиссёр: Н. Соловьёв; монтировали режиссёры: И.В. Венжер, И.М. Посельский; операторы: Ш. Гегелашвили, В. Домбровский, Г. Кобалов, Б. Макасеев, В. Микоша, Ф. Проворов, Г. Рейсгоф, Д. Рымарев, В. Соловьёв
1945 — Подписание акта о капитуляции Японии; реж.: С. Бубрик; операторы: В. Микоша, М. Посельский, М. Ошурков, А. Погорелый, М. Прудников, А. Сологубов
1945 — Разгром Японии; полнометражный; (новая редакция в 1985 году); авторы фильма и руководители фронтовых съёмок: А. Г. Зархи и И. Е. Хейфиц монтаж: И. Сеткиной, М. Славинской, Н. Соловьёвой; операторы Забайкольского 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов и Тихоокеанского флота: А. Афанасьев, К. Бровкин, Р. Гиков, В. Гулин, Н. Долгов, Л. Дульцов, К. Дупленский, Г. Епифанов, В. Ешурин, А. Зенякин, Д. Ибрагимов, В. Карпов, С. Киселёв, А. Климов, Р. Козьмин, А. Кушешвили, В. Микоша, М. Ошурков, Л. Панкин, А. Погорелый, М. Посельский, М. Прудников, О. Райзман, А. Рубинович, Б. Соколов, Е. Соколов, А. Сологубов, С. Фомин, А. Фролов, И. Чешев, Б. Шер, П. Шлыков, Е. Яцун
1950 — Победа китайского народа; полнометражный; реж.: Л. Варламов, И. Лукинский; операторы: А. Воронцов, С. Гусев, Л. Зайцев, П. Касаткин, А. Крылов, Н. Лыткин, В. Микоша, Д. Рымарев, А. Семин, В. Цитрон
1961— Первый рейс к звёздам (фильм первом в мире космическом полете на корабле «Восток-1» с советским космонавтом Ю.А. Гагариным на борту); полнометражный; совместное производство ЦСДФ и Центрнаучфильма; режиссеры: Боголепов Д., Копалин И., Косенко Г.; операторы: Альдохин Ю., Анисимов Г., Афанасьев В., Ватутин В., Бганцев И. (ЦСДФ), Беспалов А., Бесчетнов М., Веселов А., Грачев И., Захарова Г. (ЦСДФ), Касаткин И., Касаткин П. (ЦСДФ), Каспий Д.(ЦСДФ), Кордюков Р., Кочетков А. (ЦСДФ), Медынский С. (ЦСДФ), Микоша В. (ЦСДФ), Монгловский Ю. (ЦСДФ), Мухин Е. (ЦСДФ), Опрышко П. (ЦСДФ), Ошурков М. (ЦСДФ), Рафиков М., Суворов В., Ходяков В. (ЦСДФ), Филиппов А., Шишкин А., Шадронов В.
1961 — Могучие крылья (фильм о воздушнм параде 1961 года, посвященном Дню Воздушного флота СССР); полнометражный; реж.: В. Бойков; главный оператор: М. Ошурков; операторы (съемкив воздухе): А. Воронцов, Горчилин, Истомин, Леонрагд, Михайлов, Яцун; операторы: И. Грек, Д. Каспий, В. Киселёв, С. Коган, Б. Макасеев, В. Микоша, Г. Монгловская, Е. Мухин, П. Опрышко, М. Попова, Н. Соловьев, А. Сологубов, А. Хавчин, Б. Шер
1962 — В гостях у Бидструпа (фильм о датском художнике-карикатуристе и общественном деятеле Херлуфе Биструпе); режиссёр: Л. Данилов: оператор; звукооператор: Овсянников
1962 — Русская песня о Скандинавии (фильм о гастролях Русского народного хора имени Пятницкого в Швеции, Дании); режиссёр: Л. Данилов: оператор
1963 — Мой Ташкент; Производство: Киностудия научно-популярных и документальных фильмов Узбекистана; реж.: Р. Григорьев; оператор; музыка: В. Гевиксман; диктор: Л. Хмара
1969 — Поезд в революцию (фильм о Февральской буржуазной революции в России); полнометражный; По заказу Центрального Телевидения СССР; авторы сценария: Микоша В., Фирсова Д., Московский П., Лыткин Н., Семенов В.; режиссер: Микоша В.; Главный приз «Золотой голубь» на международном кинофестивале в Лейпциге
1970 — Стокгольм, который помнит Ленина (фильм о памятных местах Стокгольма, связанных с пребыванием В. И. Ленина); По заказу Центрального Телевидения СССР; режиссёр; авторы сценария: Д. Фирсова, В. Семенов; операторы: В. Микоша, Н. Лыткин