Дмитрий Рымарев – кинооператор Великой Отечественной


Дмитрий Рымарев – кинооператор Великой Отечественной

06.10.2018


Автор:
Татьяна Платонова

Старший научный сотрудник Политехнического музея.

Опубликовано: www.polymus.ru 07 мая 2015 годаФото: Рымарев Д. Г. с киноаппаратом Конвас на съемке в Севастополе. 1940 год.

По подсчетам самих фронтовых кинооператоров, на фронтах Великой Отечественной было отснято три с половиной миллиона метров пленки. Дни и ночи войны, оборону, наступление, передний край, партизанский тыл, оставленные и вновь взятые города, восемь освобожденных столиц Европы и трудные фронтовые дороги снимали 257 фронтовых кинооператоров, 33 из них погибли.

От зорь июньских, бомбами сожженных,
До дня того, когда рейхстаг был взят,
В громаде сил вооруженных
Была нас горстка – двести пятьдесят.
Но не вернулся с боя каждый пятый,
За киноправду жизнью заплатив,
Оставив в аппарате недоснятый
Свой смертный, свой последний негатив.
Идут года… Но, в кадрах оживая,
Встает опять такою, как была,
Та самая – Вторая мировая,
Что полпланеты кровь залила.

(В. Еремеев, оператор-фронтовик)

Одним из операторов-кинодокументалистов, ведших кинолетопись Великой Отечественной, был Дмитрий Георгиевич Рымарев (1909–2000), российский кинорежиссер-документалист и оператор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Документальный фонд Политехнического музея бережно хранит фотографии и документы, связанные с именем этого замечательного человека.

Дмитрий Рымарев начинал помощником оператора Константина Писанко на Московской студии кинохроники и волею случая стал первым оператором, работавшим с кинокамерой «Хроникон» братьев Константиновых. Первая же съемка этой камерой на Тушинском аэродроме оказалась удачной и вошла в киножурнал.

Рымарев Д. Г. с киноаппаратом «Хроникон» на съемке. г. Тамбов, 1936 год. Фото: www.polymus.ru.

К началу войны из мастерских братьев Константиновых вышла первая стационарная 120-метровая кинокамера «Конвас» (Константинов Василий), и одну из таких кинокамер получил и Рымарев. До войны «Конвасом» он успел запечатлеть в том числе и боевые учения кораблей Черноморского флота.

Уже на третий день войны, 24 июня 1941 года, вооружившись новеньким аппаратом «Конвас», Рымарев в составе первой фронтовой киногруппы выезжает в Севастополь на Главную базу Черноморского флота. Линия фронта была еще далеко, и в боевых действиях участвовали только зенитчики и самолеты дальней бомбардировочной авиации. В боевом вылете Рымареву отказали. Но он получил разрешение установить на одном из самолетов киноаппарат с автоматическим управлением. Кинокамеру установили на самолете № 12, который летел в последнем звене эскадрильи. Выбор не был случайным: когда первое звено эскадрильи начинало сбрасывать бомбы, то в поле зрения объектива, направленного вниз, оказывались и падающие бомбы всей эскадрильи, и разрывы бомб на земле. Хроникальные кадры были впечатляющими.

Рымарев Дмитрий Георгиевич за съемкой налета фашистских самолетов на Ишуньские позиции, на подступах к Севастополю. Фото: www.polymus.ru.

Первый полет прошел удачно, отснятая пленка была отправлена в Москву и показана в киножурнале под названием «Эскадрилья капитана Щербакова». Но во время второго вылета несколько самолетов, в том числе и самолет № 12, были сбиты. Летчики погибли, сгорел и киноаппарат «Конвас».

Теперь Рымарев снимал портативной камерой «КС», сделанной Евгением Касандровым, инженером Московской студии кинохроники. Это была точная копия знаменитого американского аппарата «Аймо». Во время войны по чертежам Касандрова на Московском заводе «Кинап» изготовили столько кинокамер, что их хватило на всех фронтовых операторов. Именно благодаря этим аппаратам была создана кинолетопись войны, какой нет ни в одной стране.

В последние дни обороны Севастополя Рымареву и его помощнику Константину Ряшенцеву с аппаратом «КС» в руках довелось участвовать в боевом вылете бомбардировщиков Черноморского флота. Они сняли бомбардировку гитлеровского флота в Ялте, который вместе с авиацией блокировал истекающий кровью Севастополь. Операция прошла успешно, и Рымарев с Ряшенцевым получили благодарность из Москвы за удачно проведенную съемку. Она вошла в очередной номер киножурнала.

Операторы Рымарев Д. и Микоша В. в боевом рейде на бронепоезде «Железняков». Фото: www.polymus.ru.

Дмитрий Георгиевич Рымарев прошел большой боевой путь – это и участие в обороне Севастополя, и съемки в Феодосии, на «Малой земле», и бои за Таманский полуостров. После перевода на Север он снимал боевые действия на Карельском и 3-м Украинском фронтах, форсирование реки Свирь, бои за Будапешт и Вену. К концу войны он был уже широко известным кинооператором, заслужившим почетное право снимать исторический Парад Победы на Красной площади.

Снимал Дмитрий Рымарев Парад Победы на цветную трофейную кинопленку. Досталась она оператору совершенно случайно: гуляя по улицам Вены, он заметил у ворот какого-то склада огромную груду коробок с пленкой. Заинтересовавшись, начал читать надписи и на одной из коробок увидел яркую этикетку – три чистых цвета солнечного спектра: синий, красный, зеленый. Это была трехслойная цветная кинопленка «Агфаколор»[1]. Видимо, немцы изобрели ее недавно: до войны в мире прибегали к съемке на трех раздельных пленках, для чего требовалась довольно громоздкая аппаратура. А тут – три цветных слоя на одной пленке, которую можно зарядить в портативный аппарат, и снять отличное цветное кино! Трофейщики подарили Рымареву одну коробку – она и положила начало цветному кино в Советском Союзе[2].

В конце войны Рымарева вызвали в Москву для съемки празднования 1 Мая на Красной площади. Через несколько дней настал и долгожданный День Победы. В Москву со всех фронтов слетелись операторы, приехали товарищи и из Берлина, но никому о цветной кинопленке ничего толком известно не было. Кто-то слышал, что во время войны в Германии сняли несколько фильмов на трехцветную пленку. Говорили, что чехи тоже снимали на такую пленку, что в Праге на киностудии «Баррандов» есть лаборатории, предназначенные для обработки пленки «Агфаколор». Рымарев рассказал об этом директору студии, известному кинорежиссеру Сергею Герасимову, и предложил сделать пробную съемку, используя подаренную пленку. Съемка состоялась, пленку обработали на студии «Баррандов» в Праге. Чувствительность рассчитали правильно, и результат превзошел все ожидания. Это было настоящее цветное кино! Тогда и было решено снять Парад Победы на цветную пленку.

Рымарев был в числе пяти фронтовых операторов (Микоша, Бессарабов, Зенякин, Котляренко), которые снимали исторический Парад Победы на цветную кинопленку[3]. Другие 40 операторов снимали на черно-белую пленку. Итогом стали два фильма – полнометражный черно-белый документальный фильм исторического Парада Победы на Красной площади и цветная кинолента в двух частях[4].

За личный героизм и мужество Дмитрий Георгиевич Рымарев был награжден орденами Красной Звезды, Красного Знамени, Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены». В 1943-м и 1951-м он стал лауреатом Государственных премий СССР, в 1988-м был удостоен звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР», в 1995 году получил звание «Почетный кинематографист России».

В 2000 году за документальный фильм «Подвиг Севастополя», созданный к 55-летию Победы в Великой Отечественной войне, Дмитрий Георгиевич Рымарев стал лауреатом II Международного фестиваля фильмов «Кино Победы» и был награжден медалью имени Ханжонкова.
_________________________________
1. В 1932 году Компания Agfa регистрирует торговую марку Agfacolor  и в 1936 году начинает массовое производство высокочувствительных цветных пластин Agfacolor Ultra. В ноябре 1936 года Agfa представляет пленку цветную негативную  пленку с тремя цветными слоями. Подробнее в статье  Николая Майорова «ЦВЕТНОЙ КИНЕМАТОГРАФ. Agfacolor».
2. Первые успехи в освоении различных способов цветного кинематографа в СССР были отмечены Комитетом по делам кинематографии при СНК СССР: 9 ноября 1938 года «за освоение производства цветных кинокартин» была премирована большая группа кинематографистов. Среди них были П.М. МершинФ.Ф. Проворов, Г.Г. Двигубский, Д.Н. Золотницкий, Л.П. Крылов, К.С. Ляликов, Б.К. Макасеев, А.А. Мин, Д.Г. Рымарев, Н.В. Соловьев, В.А. Фроленко, К.П. Фролов, И.А. Черный. Но не все проекты стали удачными и дошли до зрителя.
С 1936 по 1945 год в СССР методом трехцветки было снято и выпущено в прокат 43 цветные фильма: 1937 – 7 фильмов; 1938 – 9; 1939 – 9; 1940 – 9; 1941 – 4; 1943 – 2; 1944 – 2; 1945 – 3.
Для съемок методом советской трехцветки использовалась отечественная аппаратура и в основном отечественная кинопленка. На кинопленочной фабрике № 6 в Шостке был освоен выпуск пленок для изготовления матриц и бланк-фильм для печати. В НИКФИ было освоено производство обеих пленок для съемки методом бипака, которые по многим показателям не уступали зарубежным аналогам фирм «Агфа», «Дюпон» и «Геверт». Разработки по улучшению трехцветного процесса велись даже в годы Великой Отечественной войны. Многие из них пригодились для массового тиражирования цветных фильмов при всеобщем переходе на новый негативно-позитивный процесс цветного кинематографа. Подробнее: «Цветной кинематограф. СОВЕТСКАЯ ТРЕХЦВЕТКА. ЛИСА, ВОЛК» и другие».
3. «Парад Победы» (цветной; год выпуска – 1945; операторы: Ш.Н. Гегелашвили, В.В. Домбровский, Г.А. Кобалов, Б.К. МакасеевВ.В. МикошаФ.Ф. Проворов, Г.А. Рейсгоф, Д.Г. РымаревВ.В. Соловьёв).
4. 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади состоялся первый парад, посвященный победе СССР над фашистской Германией в Великой Отечественной войне.
19-минутный цветной фильм был снят под руководством Соловьёва Н. В., при содействии И. Венжер и И. ПосельскогоВ Москву для киносъемок Парада Победы собрали лучших кинооператоров фронтовых киногрупп. Снимали (под руководством Ф.Ф. Проворова) на многослойную цветную трофейной немецкую кинопленку «Agfacolor»
Монтаж и озвучивание производились в Берлине, так как там было необходимое оборудование. По словам оператора Михаила Посельского, после того, как фильм был отснят, выяснилось, что большая часть ленты имеет брак по цвету. По этой причине весь фильм перевели на чёрно-белую плёнку, а из того материала, который подходил по качеству, смонтировали 19-минутный фильм. По итогам киносъемок Центральной студией документальных фильмов было выпущено два фильма — цветной и черно-белый.