Полное имя:
Владимир Александрович СУЩИНСКИЙ

Дата рождения:
18 сентября 1912
Саранск, Пензенская губерния, Российская империя

Дата смерти:
22 февраля 1945 (32 года)
Бреслау (ныне — Вроцлав, Польша)

Профессии:
оператор, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Сущинский Владимир Александрович (05 (18) сентября 1912 года — погиб 22 февраля 1945, Бреслау (ныне — Вроцлав, Польша)). Лауреат Сталинской премии (1946 — посмертно).

Фронтовой кинооператор Великой Отечественной войны. Звание — капитан. Оператор фронтовых киногрупп Волховского, Ленинградского, 4-го и 1-го Украинских фронтов. Снятые им кадры вошли в выпуски киножурналов, спецвыпуски и документальные фильмы. Мастер боевого репортажа, художник-публицист. Снимая боевые операции, много внимания уделял героям боёв и фронтовому быту. 

После окончания школы-семилетки в 1927 году поступает в Саранский энергетический техникум. Окончив его в 1930 году по специальности техник-энергетик, получает направление в Куйбышев (Самара). Затем переезжает в Москву. Работает во Всесоюзном Политехническом институте. В 1934 году призван на действительную службу в РККА. Отслужив 2 года, после демобилизации возвращается в Саранск. В 1937 году поступает во ВГИК. Окончив операторский факультет в 1941 году, получает распределение в Пятигорск. С началом войны подаёт рапорт о направлении на фронт. В РККА с августа 1041 года.
С  мая 1942 года и до своей гибели в феврале 1945 года ассистент оператора, оператор ЦСДФ.

Погиб 22 февраля 1945 года в ходе Нижне-Силезской наступательной операции войск 1-го Украинского фронта в районе Железной дамбы в предместьях Бреслау.
Похороны Сущинского снял оператор Н. В. Быков, его боевой товарищ по фронтовой киногруппе, который сам погиб через два дня.


  • В Московском Доме кино имя Владимира Сущинского на мраморной доске памяти среди других имён павших за Родину в годы Великой Отечественной войны кинематографистов;
  • На ЦСДФ (в Лиховом переулке, дом 6) имя В.А. Сущинского на мраморной доске памяти в числе 43-х погибших на фронтах Великой Отечественной войны при выполнении профессионального долга работников Центральной студии документальных фильмов. На доске надпись: "ВЕЧНАЯ СЛАВА ПАВШИМ ЗА РОДИНУ" 1941 — 1945 (после передачи здания ЦСДФ в 2005 году РПЦ памятная доска неоднократно перевозилась в различные помещения, последнее местонахождение киностудии РЦСДФ — Кулаков переулок, дом 17, строение 1; из Кулакова переулка памятная доска была перевезена в Дом ветеранов кино в Матвеевском);
  • В 1946 году на ЦСДФ вышел документальный фильм «Фронтовой кинооператор» о Владимире Сущинском. В фильме использована кинохроника, отснятая В. Сущинским. Режиссёр монтажа М.Е. Славинская;
  • В 1958 году на экраны страны вышел художественный фильм "На дорогах войны". Герой фильма — фронтовой кинооператор Владимир Сушков (в исполнении Анатолия Кузнецова). Прообразом героя стал фронтовой кинооператор Владимир Сущинский. Это единственный в советском кинематографе художественный фильм, посвящённый работе кинооператора во время Великой Отечественной войны. Смотреть фильм онлайн: https://my.mail.ru/mail/stepan.orlov.1970/video/_myvideo/1.html
  • Решением Саранского городского совета от 13 августа 1975 года в память о земляке вновь застраиваемая улица Октябрьского района названа его именем — улица Сущинского.

 


ФИЛЬМОГРАФИЯ:

1942 — День войны; полнометражный; режиссер: М. Слуцкий 
1943 — За Родину; режиссер: И. Копалин
1943 — Битва за нашу Советскую Украину; полнометражный; режиссеры: А. Довженко, Ю. Солнцева; операторы: В. Афанасьев, Я. Богдан, Н. Быков, В. Вакар, М. Глидер, М. Гольбрих, И. Гольдштейн, И. Запорожский, М. Капкин, П. Касаткин, И. Кацман, В. Комаров, Ю. Кун, Г. Могилевский, В. Орлянкин, Б. Рогачевский, С. Семёнов, В. Смородин, И. Софьин, В. Сущинский (в титрах не указан), С. Шейнин, В. Штатландт, С. Урусевский, В. Фроленко и другие.
1944 — Битва за Севастополь; полнометражный; режиссер: В. Беляев; операторы: В. Микоша, Д. Шоломович, И. Аронс, В. Сущинский и другие.
1944 — Дом-музей А. П. Чехова; операторы: Голомб, В. Сущинский 
1945 — В Верхней Силезии; режиссер: И. Посельский

КИНОПЕРИОДИКА:

Кадры, снятые на фронтах Великой Отечественной войны, вошли в киножурналы: "Союзкиножурнал", "Новости дня", в том числе проведены киносъёмки:
1942 — Малая Вишера (Волховский фронт, ноябрь 1942 года); операторы: В. Сущинский, И. Бурт
1942 — Отважные побеждают (Крымский фронт, 1942 год; Волховский фронт, 17 октября 1942 года)
1942 — Волхов (Волховский фронт); операторы: А. Лебедев, В. Сущинский
1942 — Слет снайперов (Волховский фронт)
1943 — Фронтовые дома отдыха (Волховский фронт)
1944 — Фронтовая выставка (открытие в г. Мелитополе передвижной выставки художников 4-го Украинского фронта)
1944 — Зверства в Мелитополе (раскопки противотанковых рвов около г. Мелитополь, где были похоронены расстрелянные, отравленные и удушенные в душегубках жители г. Мелитополя и пленные красноармейцы)
1944 — Город Симферополь в первые дни после освобождения
1944 — Трагедия в селе Лепетихе (Украина, с. Лепетиха, 7-9 февраля 1944 года. Воспитанники Таганрогского детского приюта, эвакуированные по приказу бургомистра Акимцева в с.Лепетиху и содержащиеся по приказу немецкого командования в сыром подвале овощной базы без пищи и тепла с 28 октября 1943 г. по 8 февраля 1944 г., освобождены войсками IV-го Украинского фронта. Дети жили на продукты, которые передавали местные жители. Издеваясь над детьми, немцы завалили подвал камнями. Ухаживали за детьми и жили с ними неразлучно няни А.Т.Букова, М.П.Массаути и заведующая приютом З.М.Киселёва)
1944 — Бои в Ужгороде
1944 — Форсирование Сиваша;  операторы: В. Сущинский, Сологубов
1944 — Общегородской митинг во Львове; операторы: В. Сущинский, Кацман
1945 — Победа за Вислой (Польша, Украинский фронт, январь, 1945 год; город Ченстохов, январь, 1945 год)
1945 — Бои за Бреслау; операторы: Н. Быков, В. Сушинский, Арабов, Александров, Павлов, Горбенко и другие.

Награды

1943 — Медаль «За оборону Ленинграда»
1944 — Орден Красного Знамени
1945 — Медаль "За отвагу"
1945 — Орден Отечественной войны I степени (посмертно - 14 апреля 1945 года)
1946 — Сталинская премия (посмертно - 26 января 1946 года; за фронтовые киносъемки))

Цитаты

В сентябре 1941 года Сущинского призвали в армию, но командировали в воинскую часть, находившуюся в глубоком тылу. В первом же письме оттуда он сообщает: «Послал начальству телеграмму: прошу направить меня на съемку боевых фронтовых эпизодов, окончил ВГИК, квалификация - оператор, специальность - хроника. Могу снимать в любых условиях, любых обстоятельствах...».
В феврале 1942 года его часть была направлена на Карельский фронт. Здесь ему присвоили звание сержанта, он был назначен командиром орудия. В мае Сущинский был зачислен на Центральную студию кинохроники ассистентом оператора, он прибывает в киногруппу Волховского фронта. Здесь и были сделаны его первые фронтовые киносъемки. Снимая хронику, оператор стремился показать обстановку переднего края, многообразие фронтовой жизни. В воинских частях привыкли к Сущинскому, солдаты забывали, что их снимают. Так рождалась правда репортажа.
В июле 1942-го он писал жене: «Снимать мы ездим по всему фронту, работа интересная, я всеми силами буду стремиться, чтобы мой материал все улучшался, чтобы могли сказать: «ничего снимает». Хочу снимать очень хорошо, но пока еще нет достаточного навыка, что ли, - самокритично признавался Владимир. - Один оператор мне здесь сказал: «Это вам не художественный фильм». Правильно, тут солнца ждать и передний план ставить некогда, но добиваться наиболее выразительного и характерного кадра - надо. Ставлю перед собой задачи: 1.Снимать только по продуманному железному сценарию или плану. 2.Подавать наиболее интересно сюжет (материал)»...

Мила Мельникова, Источник

С Николаем Быковым мне уже не довелось больше встретиться. Через год он погиб под Бреслау, как тогда назывался польский город Вроцлав. О гибели Николая много позже мне рассказал фронтовой оператор Маматкул Арабов. …Шли бои за окраинные кварталы города Бреслау. Туманным утром оператор Владимир Сущинский, работавший в паре с Быковым, поднялся на железнодорожную насыпь, чтобы снять оттуда панораму боя. Рядом разорвался вражеский снаряд и Владимир был смертельно ранен осколком. Николай Быков находился неподалеку. Он кинулся на насыпь и вынес друга из зоны артиллерийского огня. Сущинский умер в медсанбате. А через несколько дней Николай был убит во время съёмок. С поля боя тело Николая выносил его новый напарник Маматкул Арабов.

Семён Школьников, фронтовой оператор (из книги "В объективе война. – М.: Воениздат, 1979; — 143 с.)

[...]Сейчас, когда я вспоминаю военные кадры, снятые фронтовыми кинооператорами, мне дороги не только стреляющие пушки и ведущие огонь из пулеметов бойцы. Дороги именно эти трудные будни войны. Удивительная вещь: ведь сразу можно отличить кадры, снятые вблизи от передовой, от подобных же, казалось бы, кадров, снятых в нескольких километрах от линии фронта. Скажем, ест солдат кашу, которую ползком доставил ему в термосе повар на самую передовую, взглянет мимоходом в объектив твоей камеры, и сразу понятно: это - взгляд человека, которого смерть караулит где-то совсем рядом. Как великолепно снимал такие кадры фронтовой кинооператор Володя Сущинский! После того как он погиб, собрали весь его фронтовой материал и сделали фильм памяти Сущинского. Фильм построен как дневник фронтового кинооператора. В этом дневнике сохранился и последний кадр, снятый Сущинским. Бойцы, согнувшись, перебегают через железнодорожную насыпь, вдруг в кадре рвется снаряд. Осколок этого самого снаряда оборвал жизнь Володи Сущинского. Шедеврами военного кинорепортажа, которые он оставил нам, были его "окопные репортажи". В этих кадрах Сущинский сумел увидеть и запечатлеть облик войны.[...]

Роман Кармен (из книги НО ПАСАРАН!), Источник

О фронтовом операторе Володе Сущинском сделан документальный фильм, который невозможно смотреть без волнения. В картине есть момент, когда кадр с изображением боя останавливается, и дальше идет черная пленка—изображение пропало. Это был момент гибели оператора, когда вражеская пуля разорвала его сердце…

Михаил Посельский (из воспоминаний фронтового оператора), Источник

Они поступили во ВГИК в 1937 году, и к лету 1941 вышли на производственную преддипломную практику. То есть, из института они уже ушли, а на студии еще не пришли. Те, кто учился на год старше, успели стать кинооператорами. Те, что учились на год моложе, были эвакуированы вместе со всем институтом в Алма-Ату, и, таким образом, остались живы. А вот мамин курс... На студии пришли никому не известные мальчики, без опыта, непонятно каких способностей. И когда пришел приказ о мобилизации в ополчение, начальство послало именно их. Фактически весь ее курс погиб в первые же дни войны. Из 18 мальчиков в живых остался только Исаак (среди друзей Изя) Грек. Он знал идиш, то есть фактически немецкий, и почти сразу же стал фронтовым переводчиком.
Самым знаменитым из маминых сокурсников, символом целого поколения и знаковой фигурой стал Владимир Сущинский – фронтовой кинооператор, погибший в феврале 1945 года под городом Бреслау (Вроцлав). А для Гали Захаровой он был просто Вовка...»

Екатерина Андриканис (из воспоминаний фронтового оператора Галины Захаровой), Источник

В феврале 1942 года прибывает на Волховский фронт в киногруппу Алексея Алексеевича Лебедева. Во время прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года — Операция «Искра» — производит съёмки в частях 2 ударной и 67 армий. Вскоре направлен в киногруппу 4-го Украинского фронта, где снимает бои за Крым, форсирование Сиваша. В эти дни был ранен, но поддерживаемый двумя солдатами продолжает съёмки. Вместе с наступающими войсками входит в освобождённый Севастополь, принимает участие в форсировании Днепра. За храбрость и героизм, за мужество и стойкость награждён орденом Красного Знамени и двухнедельным отпуском, из которого пробыл дома только шесть дней. В составе киногруппы 1-го Украинского фронта, снимает эпизоды освобождения Польши, ожесточённые бои под городом Бреслау"...
В присланной на студию коробке со снятой киноплёнкой, оператор Н. В. Быков писал: «В Бреслау во время съёмки уличного боя осколком снаряда был убит кинооператор Владимир Сущинский. На поле боя снять его я не мог — был ранен этим же снарядом». Через несколько дней прислал на студию снятую пленку оператор М. Арбатов с аннотацией к снятому материалу. Среди перечисленных эпизодов такой: «Перебегающий с кинокамерой Николай Быков. Убитый Быков, около него камера». Не прошло и нескольких дней, как пришло извещение: М. Арбатов погиб в бою.

Владислав Микоша, фронтовой оператор (из книги "Я останавливаю время"; – М.: Алгоритм, 2005. — 352 с.)