Полное имя:
Владимир Александрович СУЩИНСКИЙ

Дата рождения:
18 сентября 1912
Саранск, Пензенская губерния, Российская империя

Дата смерти:
22 февраля 1945 (32 года)
Бреслау (ныне — Вроцлав, Польша)

Профессии:
оператор, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Сущинский Владимир Александрович (05 (18) сентября 1912 года — погиб 22 февраля 1945, Бреслау (ныне — Вроцлав, Польша)). Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1946 — посмертно).Награжден орденами и медалями.

В Саранске Владимир Сущинский окончил школу первой ступени (начальное общее образование), школу-десятилетку. В 1930 году окончил энергетический техникум.
Работал техником  в Управлении Волжского речного флота в Куйбышеве (ныне Самара). Затем переехал в Москву, где работал во Всесоюзном теплотехническом институте.
В 1935 — 1936 гг. году служил в РККА.
После демобилизации поступает на операторский факультет ГИКа.
После окончания  ВГИКа, летом 1941 года, выехал в составе съемочной группы Центральной студии кинохроники в Сочи. Позже киногруппа переезжает в Пятигорск, где В. Сущинский снял свой первый репортаж для киножурнала «Пионерия». Война застала киногруппу в Пятигорске. Киногруппа была отозвана студией кинохроники в Москву.

Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны

В начале войны подаёт заявление о зачислении во фронтовую киногруппу.
В августе 1941 года В. Сущинский был мобилизован в РККА.
В феврале 1942 года его часть направляется на Карельский фронт. Ему присваивают з
вание — сержант. Сущинский был назначен командиром орудия.

В мае 1942 года был зачислен ассистентом оператора 2-й категории на Центральную студию кинохроники (с 1944 года — ЦСДФ).
31 мая 1942 года прибывает в киногруппу Волховского фронта, которой руководил А. Лебедев.
2 - 3 июня 1942 года снял 260 метров (три сюжета): «Переправа через р. Волхов», «Клятва гвардейцев», «Начальник Волховской переправы». Все три сюжета вошли в документальный фильм «День войны» (1942; реж. М. Слуцкий).
В конце 1942 года В. Сущинскому присвоено звание капитана.
28 января 1943 года переведен в ассистенты оператора 1-й категории.
За проявленное мужество награжден медалью «За оборону Ленинграда».
В конце 1943 года, за проявленное мужество и творческое мастерство, Сущинскому было присвоено звание оператора.
В начале сентября 1943 года направлен в киногруппу М. Трояновского на 4-й Украинский фронт. С войсками фронта В. Сущинский был на Днепре, форсировал Сиваш, снимал освобождение Крыма, дошел до Карпат. Снимал освобождение Польши, бои за Ужгород.
В мае 1944 года снимал бои за Севастополь. В рядах 2-го батальона 843-го стрелкового полка вошел в город, где снял первый танк, ворвавшийся в город, а также водружение красного флага над Севастополем.
Решением ВЦСПС и Комитета по делам кинематографии при СНК СССР Сущинский был отмечен как победитель в социалистическом соревновании среди фронтовых кинооператоров.
В конце 1944 года Сущинский был награжден орденом Красного Знамени.
За выдающиеся съемки на фронтах в период 1943 — 1944 годов ему было присвоено звание Лауреата Сталинской (Государственной) премии. 
С 01 января 1945 года — оператор киногруппы М. Ошуркова 1-го Украинского фронта. С частями фронта прошел Польшу и Чехословакию.
Снятые В. Сущинским кадры вошли в выпуски киножурналов, спецвыпуски и документальные фильмы. Мастер боевого репортажа, художник-публицист, снимая боевые операции, много внимания уделял героям боёв и фронтовому быту. 
Погиб 22 февраля 1945 года в ходе Нижне-Силезской наступательной операции войск 1-го Украинского фронта в районе Железной дамбы в предместьях Бреслау.
Похороны Сущинского снял его боевой товарищ по фронтовой киногруппе, оператор Н.В. Быков (погиб 18 марта 1945 года).
За проявленную безграничную храбрость и профессиональное мастерство В. Сущинский был награжден посмертно Орденом Отечественной войны 1-й степени.

СЕМЬЯ

Отец — Сущинский Александр Гаврилович, ветеринарный врач.
Мать —  Александра Михайловна, учительница.
Жена — Мариам Измайлова, окончила операторский факультет ВГИКа; работала ассистентом оператора, затем оператором  Бакинской киностудии; в 1954 — 1963 — оператор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ); снимала сюжеты для кинопериодики.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1942 — День войны; полнометражный; режиссер: М. Слуцкий 
1943 — За Родину; режиссер: И. Копалин; оператор
1943 — Битва за нашу Советскую Украину; полнометражный; режиссеры: А. Довженко, Ю. Солнцева; операторы: В. Афанасьев, Я. Богдан, Н. Быков, В. Вакар, М. Глидер, М. Гольбрих, И. Гольдштейн, И. Запорожский, М. Капкин, П. Касаткин, И. Кацман, В. Комаров, Ю. Кун, Г. Могилевский, В. Орлянкин, Б. Рогачевский, С. Семёнов, В. Смородин, А. Софьин, В. Сущинский (в титрах не указан), С. Шейнин, В. Штатландт, С. Урусевский, В. Фроленко и другие.
1944 — Битва за Севастополь; полнометражный; режиссер: В. Беляев; операторы: В. Микоша, Д. Шоломович, И. Аронс, В. Сущинский и другие.
1944 — Дом-музей А. П. Чехова; операторы: Голомб, В. Сущинский 
1945 — В Верхней Силезии; режиссер: И. Посельский; оператор

КИНОПЕРИОДИКА

Кадры, снятые на фронтах Великой Отечественной войны, вошли в киножурналы: "Союзкиножурнал", "Новости дня", в том числе проведены киносъёмки:
1942 — Малая Вишера (Волховский фронт, ноябрь 1942 года); операторы: В. Сущинский, И. Бурт
1942 — Отважные побеждают (Крымский фронт, 1942 год; Волховский фронт, 17 октября 1942 года)
1942 — Волхов (Волховский фронт); операторы: А. Лебедев, В. Сущинский
1942 — Слет снайперов (Волховский фронт)
1943 — Фронтовые дома отдыха (Волховский фронт)
1944 — Фронтовая выставка (открытие в г. Мелитополе передвижной выставки художников 4-го Украинского фронта)
1944 — Зверства в Мелитополе (раскопки противотанковых рвов около г. Мелитополь, где были похоронены расстрелянные, отравленные и удушенные в душегубках жители г. Мелитополя и пленные красноармейцы)
1944 — Город Симферополь в первые дни после освобождения
1944 — Трагедия в селе Лепетихе (Украина, с. Лепетиха, 7-9 февраля 1944 года. Воспитанники Таганрогского детского приюта, эвакуированные по приказу бургомистра Акимцева в с.Лепетиху и содержащиеся по приказу немецкого командования в сыром подвале овощной базы без пищи и тепла с 28 октября 1943 г. по 8 февраля 1944 г., освобождены войсками IV-го Украинского фронта. Дети жили на продукты, которые передавали местные жители. Издеваясь над детьми, немцы завалили подвал камнями. Ухаживали за детьми и жили с ними неразлучно няни А.Т.Букова, М.П.Массаути и заведующая приютом З.М.Киселёва)
1944 — Бои в Ужгороде
1944 — Форсирование Сиваша;  операторы: В. Сущинский, Сологубов
1944 — Общегородской митинг во Львове; операторы: В. Сущинский, Кацман
1945 — Победа за Вислой (Польша, Украинский фронт, январь, 1945 год; город Ченстохов, январь, 1945 год)
1945 — Бои за Бреслау; операторы: Н. Быков, В. Сушинский, Арабов, Александров, Павлов, Горбенко и другие.

УВЕКОВЕЧИВАНИЕ ПАМЯТИ

  • Приказом Комитете по делам кинематографии при СНК СССР от 12 марта 1945 г. Центральной студии документальных фильмов было предложено "смонтировать из лучших работ Сущинского спецвыпуск для показа среди работников советской кинематографии в учебных целях".
  • В 1946 году на ЦСДФ вышел документальный фильм «Фронтовой кинооператор» о Владимире Сущинском. В фильме использована кинохроника, отснятая В. Сущинским. Режиссёр монтажа М.Е. Славинская.
  • В Московском Доме кино имя Владимира Сущинского на мраморной доске памяти среди других имён павших за Родину в годы Великой Отечественной войны кинематографистов.
  • На ЦСДФ (в Лиховом переулке, дом 6) имя Владимира Сущинского на мраморной доске памяти в числе 43-х погибших на фронтах Великой Отечественной войны при выполнении профессионального долга работников Центральной студии документальных фильмов  "ВЕЧНАЯ СЛАВА ПАВШИМ ЗА РОДИНУ" 1941 — 1945 (после передачи здания ЦСДФ в 2005 году РПЦ памятную доску неоднократно перевозили в различные помещения, последнее местонахождение — киностудия РЦСДФ (Кулаков переулок, дом 17, строение 1); в марте 2017 года мемориальная доска была передана на хранение в Дом ветеранов кино в Матвеевском).
  • Имя Владимира Сущинского на доске памяти студентам, преподавателям и работникам ВГИКа — "Павшим за Родину вечная слава!"
  • В 1958 году на экраны страны вышел художественный фильм "На дорогах войны". Герой фильма — фронтовой кинооператор Владимир Сушков (в исполнении Анатолия Кузнецова). Прообразом героя стал фронтовой кинооператор Владимир Сущинский. Это единственный в советском кинематографе художественный фильм, посвящённый работе кинооператоров в годы Великой Отечественной войны. Смотреть фильм онлайн: https://my.mail.ru/mail/stepan.orlov.1970/video/_myvideo/1.html
  • Решением Саранского городского совета от 13 августа 1975 года в память о земляке вновь застраиваемая улица Октябрьского района названа его именем — улица Сущинского.
  • В 2005 году вышел документальный фильм режиссера Анны Дороб «Сущинский: правда о войне».

______________________________________
При подготовке материала использована информация открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Фронтовой кинорепортаж (С.С. Остроумова. Фронтовой оператор Владимир Сущинский; с. 155-161); Изд.: — М.; НИИ Истории и теории кино Госкино СССР; 1977 год).

Библиография

1977 — Фронтовой кинорепортаж. Сборник научных трудов (Авторы статей: С. Михайлов, С. Остроумова, В. Сущинский. Предисловие С. Дробашенко) (изд.: — М.; НИИ Истории и теории кино Госкино СССР; с. 165; тираж - 1000 экз.)

Награды

1943 — Медаль «За оборону Ленинграда»
1944 — Орден Красного Знамени (15 мая 1944 года)
1945 — Медаль "За отвагу"
1945 — Орден Отечественной войны I степени (14 апреля 1945 года - посмертно)
1946 — Сталинская премия (26 января 1946 года — посмертно; за фронтовые киносъемки)

Цитаты

В сентябре 1941 года Сущинского призвали в армию, но командировали в воинскую часть, находившуюся в глубоком тылу. В первом же письме оттуда он сообщает: «Послал начальству телеграмму: прошу направить меня на съемку боевых фронтовых эпизодов, окончил ВГИК, квалификация - оператор, специальность - хроника. Могу снимать в любых условиях, любых обстоятельствах...».
В феврале 1942 года его часть была направлена на Карельский фронт. Здесь ему присвоили звание сержанта, он был назначен командиром орудия. В мае Сущинский был зачислен на Центральную студию кинохроники ассистентом оператора, он прибывает в киногруппу Волховского фронта. Здесь и были сделаны его первые фронтовые киносъемки. Снимая хронику, оператор стремился показать обстановку переднего края, многообразие фронтовой жизни. В воинских частях привыкли к Сущинскому, солдаты забывали, что их снимают. Так рождалась правда репортажа.
В июле 1942-го он писал жене: «Снимать мы ездим по всему фронту, работа интересная, я всеми силами буду стремиться, чтобы мой материал все улучшался, чтобы могли сказать: «ничего снимает». Хочу снимать очень хорошо, но пока еще нет достаточного навыка, что ли, - самокритично признавался Владимир. - Один оператор мне здесь сказал: «Это вам не художественный фильм». Правильно, тут солнца ждать и передний план ставить некогда, но добиваться наиболее выразительного и характерного кадра - надо. Ставлю перед собой задачи: 1.Снимать только по продуманному железному сценарию или плану. 2.Подавать наиболее интересно сюжет (материал)»...

Мила Мельникова, Источник

С Николаем Быковым мне уже не довелось больше встретиться. Через год он погиб под Бреслау, как тогда назывался польский город Вроцлав. О гибели Николая много позже мне рассказал фронтовой оператор Маматкул Арабов. …Шли бои за окраинные кварталы города Бреслау. Туманным утром оператор Владимир Сущинский, работавший в паре с Быковым, поднялся на железнодорожную насыпь, чтобы снять оттуда панораму боя. Рядом разорвался вражеский снаряд и Владимир был смертельно ранен осколком. Николай Быков находился неподалеку. Он кинулся на насыпь и вынес друга из зоны артиллерийского огня. Сущинский умер в медсанбате. А через несколько дней Николай был убит во время съёмок. С поля боя тело Николая выносил его новый напарник Маматкул Арабов.

Семён Школьников, фронтовой оператор (из книги "В объективе война. – М.: Воениздат, 1979; — 143 с.)

[...]Сейчас, когда я вспоминаю военные кадры, снятые фронтовыми кинооператорами, мне дороги не только стреляющие пушки и ведущие огонь из пулеметов бойцы. Дороги именно эти трудные будни войны. Удивительная вещь: ведь сразу можно отличить кадры, снятые вблизи от передовой, от подобных же, казалось бы, кадров, снятых в нескольких километрах от линии фронта. Скажем, ест солдат кашу, которую ползком доставил ему в термосе повар на самую передовую, взглянет мимоходом в объектив твоей камеры, и сразу понятно: это - взгляд человека, которого смерть караулит где-то совсем рядом. Как великолепно снимал такие кадры фронтовой кинооператор Володя Сущинский! После того как он погиб, собрали весь его фронтовой материал и сделали фильм памяти Сущинского. Фильм построен как дневник фронтового кинооператора. В этом дневнике сохранился и последний кадр, снятый Сущинским. Бойцы, согнувшись, перебегают через железнодорожную насыпь, вдруг в кадре рвется снаряд. Осколок этого самого снаряда оборвал жизнь Володи Сущинского. Шедеврами военного кинорепортажа, которые он оставил нам, были его "окопные репортажи". В этих кадрах Сущинский сумел увидеть и запечатлеть облик войны.[...]

Роман Кармен (из книги НО ПАСАРАН!), Источник

О фронтовом операторе Володе Сущинском сделан документальный фильм, который невозможно смотреть без волнения. В картине есть момент, когда кадр с изображением боя останавливается, и дальше идет черная пленка—изображение пропало. Это был момент гибели оператора, когда вражеская пуля разорвала его сердце…

Михаил Посельский (из воспоминаний фронтового оператора), Источник

Они поступили во ВГИК в 1937 году, и к лету 1941 вышли на производственную преддипломную практику. То есть, из института они уже ушли, а на студии еще не пришли. Те, кто учился на год старше, успели стать кинооператорами. Те, что учились на год моложе, были эвакуированы вместе со всем институтом в Алма-Ату, и, таким образом, остались живы. А вот мамин курс... На студии пришли никому не известные мальчики, без опыта, непонятно каких способностей. И когда пришел приказ о мобилизации в ополчение, начальство послало именно их. Фактически весь ее курс погиб в первые же дни войны. Из 18 мальчиков в живых остался только Исаак (среди друзей Изя) Грек. Он знал идиш, то есть фактически немецкий, и почти сразу же стал фронтовым переводчиком.
Самым знаменитым из маминых сокурсников, символом целого поколения и знаковой фигурой стал Владимир Сущинский – фронтовой кинооператор, погибший в феврале 1945 года под городом Бреслау (Вроцлав). А для Гали Захаровой он был просто Вовка...»

Екатерина Андриканис (из воспоминаний фронтового оператора Галины Захаровой), Источник

В феврале 1942 года прибывает на Волховский фронт в киногруппу Алексея Алексеевича Лебедева. Во время прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года — Операция «Искра» — производит съёмки в частях 2 ударной и 67 армий. Вскоре направлен в киногруппу 4-го Украинского фронта, где снимает бои за Крым, форсирование Сиваша. В эти дни был ранен, но поддерживаемый двумя солдатами продолжает съёмки. Вместе с наступающими войсками входит в освобождённый Севастополь, принимает участие в форсировании Днепра. За храбрость и героизм, за мужество и стойкость награждён орденом Красного Знамени и двухнедельным отпуском, из которого пробыл дома только шесть дней. В составе киногруппы 1-го Украинского фронта, снимает эпизоды освобождения Польши, ожесточённые бои под городом Бреслау"...
В присланной на студию коробке со снятой киноплёнкой, оператор Н. В. Быков писал: «В Бреслау во время съёмки уличного боя осколком снаряда был убит кинооператор Владимир Сущинский. На поле боя снять его я не мог — был ранен этим же снарядом». Через несколько дней прислал на студию снятую пленку оператор М. Арбатов с аннотацией к снятому материалу. Среди перечисленных эпизодов такой: «Перебегающий с кинокамерой Николай Быков. Убитый Быков, около него камера». Не прошло и нескольких дней, как пришло извещение: М. Арбатов погиб в бою.

Владислав Микоша, фронтовой оператор (из книги "Я останавливаю время"; – М.: Алгоритм, 2005. — 352 с.)

[ Страница дополняется материалами ]