Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 670 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). На фото (слева направо): режиссёр Михаил Слуцкий, организатор производства Михаил Бессмертный, режиссёр Владимир Бойков, советский военачальник К. Е. Ворошилов. 30-е годы. Фото из личного архива Е. В. Бойковой.
Бессмертный Михаил Самсонович (1904–1980).
Организатор кинопроизводства. Еврей. Член ВКП(б) с 1932 г. Образование – среднее.
В годы Великой Отечественной войны входил в руководство Центральной студии кинохроники, был директором фильма «Разгром немецких войск под Москвой».[1]
Вот каким Михаил Самсонович запечатлен в воспоминаниях своей жены:
«Он работал директором картины на Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ), что располагалась в Лиховом переулке, со дня ее образования, начал же он работу в кино мальчиком на побегушках на студии Ханжонкова в возрасте 14 лет.
Его знали все люди, работавшие в кинематографе до самого дня его смерти в 1980 году. И он знал всех и всем помогал любым способом: деньгами, улаживанием квартирных дел, путевкой на отдых, отправкой в больницу или детей в пионерлагерь: в последние 10-12 лет своей жизни он работал в отделе бытового обслуживания Союза киноработников, это была специально для него созданная в Союзе кинематографистов должность. При упоминании имени "Бессмертный" люди начинали улыбаться.
На киностудии документальных фильмов Михаил Самсонович был во всех ипостасях: директором киногруппы (когда надо было ехать на съемки за рубеж или в дальние уголки страны), заместителем директора производства, организатором съемок в Кремле (куда было "оформлено" ограниченное количество хроникеров), руководителем киногруппы Западного фронта во время Великой Отечественной войны.
После войны он был представителем Комитета по делам кинематографии СССР в Берлине, откуда он с 1945 года вывез со студии УФА (будущей ДЕФА) все оборудование на киностудии Москвы – в качестве репараций».
Все-таки, наверное, надо бы сделать скидку на то, что перед нами воспоминания жены о покойном муже. Но, оказывается, и начальство кинохроники тоже ценило и, видимо, тоже горячо любило «товарища Бессмертного»:
«т. Бессмертный М.С. является одним из первых организаторов фронтовых киногрупп. Работая в качестве заместителя начальника киногруппы 1-го Украинского фронта, т. Бессмертный показал себя как отличный административный и хозяйственный руководитель группы, успешно заменяя во время частого отсутствия оператора – начальника группы т. Ошуркова М.Ф.
В своей повседневной работе т. Бессмертный умело контактирует свою работу с представителями командования, точно и оперативно выполняет сложные задачи по съемкам боевых операций фронта.
В период съемок боевых действий фронта последнего этапа Отечественной войны (соединение с союзниками, бои за Берлин) т. Бессмертный успешно обеспечивал в сложной обстановке бесперебойное снабжение операторов, находящихся в боевых порядках войск, горючим, пленкой, поддерживая бесперебойную связь и быстро доставляя снятый материал в Москву.
Отзывчивость, внимательность к нуждам операторов и обслуживающего состава киногруппы, повседневная забота о бесперебойном обеспечении всем необходимым для работы, высокая дисциплинированность и точность дала основание хорошей оценке его работы со стороны командования фронта и руководства студии.
В дальнейшем т. Бессмертный М.С. может выполнять подобную работу в значительно большем масштабе и, безусловно, является ценным работником военных киногрупп.
За отличную работу по обеспечению съемок т. Бессмертный награжден командованием фронта орденом Отечественной войны II степени.
Начальник военных киногрупп Л. Сааков».
(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 164.)
Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени и др.
_________________________________
1. С декабря 1941 до августа 1942 — директор Центральной студии кинохроники; с сентября 1942 до мая 1943 — заместитель директора Центральной студии кинохроники. (Источник: справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 108-110).
В титрах фильма «Разгром немецких войск под Москвой» не указан, но будучи директором Центральной студии кинохроники бесспортно был одним из руководителей киносъемок.
1942 — Разгром немецких войск под Москвой, полнометражный; режиссёры: Леонид Варламов, Илья Копалин; операторы: Иван Беляков, Георгий Бобров, Теодор Бунимович, Павел Касаткин, Роман Кармен, Анатолий Крылов,Алексей Лебедев, Борис Макасеев, Борис Небылицкий, Василий Соловьёв, Михаил Шнейдеров, Виктор Штатланд, Семён Шер, Александр Щекутьев, Александр Эльберт, Алексей Семин (в титрах не указан); асс. оператора: Мария Сухова; звукооператор: Игорь Гунгер; директор группы: Г. Азов.