Бессмертный Михаил Самсонович (23 октября (03 ноября) 1904, Самара — 26 июня 1980, Москва) — организатор кинопроизводства. Заслуженный работник культуры РСФСР (1967). Член ВКП(б) с 1932 года. Член СК СССР с 1957 года.
В 1918 году работал курьером в красноармейском клубе в Самаре.
В 1918 — 1921 — копировщик Райконефти (Самара).
В 1921 — 1922 — работал на складе в Самаре.
В 1922 — 1924 — сортировщик на фабрике в Москве.
С декабря 1924 — упаковщик, агент отдела снабжения, контролёр Московской фабрики «Госкино», «Совкино».
С декабря 1928 — администратор Московской кинофабрики «Совкино» / «Союзкино».
С ноября 1931 — администратор, с 1934 — директор фильмов Московской кинофабрики «Союзкинохроники» / Московской студии кинохроники / Центральной студии кинохроники.
На съемках фильма «А. М. Горький на даче» (1932 год). На фото (стоят слева направо): организатор кинопроизводства В. Иосилевич, режиссер А. Роом, А. Гейнц (?), оператор И. Беляков, организатор кинопроизводства М. Бессмертный; сидят (слева направо): оператор М. Ошурков, писатель Максим Горький с внучками. Кадр из фильма «25 ЛЕТ» (ЦСДФ). Предположительно - лето 1931 года.
В 1939 — октябре 1941 — директор Каунасской киностудии в Литве (в 1940 году на базе Каунасской к/ст (акционерное общество) была создна студия кинохроники; в годы Великой Отечественной войны вся аппаратуpa была вывезена немецко-фашистскими оккупантами в Германию; после освобождения Литвы советскими войсками, в 1944 году киностудия восстановлена; в 1949 переведена в Вильнюс[1]).
С декабря 1941 до августа 1942 — директор Центральной студии кинохроники.
С сентября 1942 до мая 1943 — заместитель директора Центральной студии кинохроники.
Во время Великой Отечественной войны — заместитель начальника фронтовых киногрупп. В РККА с 22 июня 1941 года. Звание: техник-лейтенант.
В качестве зам. начальника фонтовых киногрупп принимал участие в боевых операциях 1-го Украинского фронта (1УкрФ):
— Букринская наступательная операция. Период: c 12.10.1943 по 24.10.1943 г.. Страница боевой операции;
— Киевская наступательная операция. Период: c 03.11.1943 по 13.11.1943 г.. Страница боевой операции;
— Оборонительная операция на Киевском направлении. Период: c 13.11.1943 по 23.12.1943 г.. Страница боевой операции;
— Житомир-Бердичевская наступательная операция. Период: c 24.12.1943 по 15.01.1944 г.. Страница боевой операции;
— Корсунь-Шевченковская наступательная операция. Период: c 24.01.1944 по 17.02.1944 г. (Операция 2-го удара). Страница боевой операции;
— 2-й удар. Разгром на правобережной Украине. февраль-март 1944 г.. Период: c 01.02.1944 по 31.03.1944 г.. Страница боевой операции;
— Проскурово-Жмеринская наступательная операция. Период: c 04.03.1944 по 17.04.1944 г. (Операция 2-го удара). Страница боевой операции;
— 6-й удар. Разгром немцев в Западной Украине. Июль-август 1944 г.. Период: c 01.07.1944 по 31.08.1944 г.. Страница боевой операции;
— Львовско-Сандомирская наступательная операция. Период: c 13.07.1944 по 30.08.1944 г. (Операция 6-го удара). Страница боевой операции и других.
«т. Бессмертный М.С. является одним из первых организаторов фронтовых киногрупп. Работая в качестве заместителя начальника киногруппы 1-го Украинского фронта, т. Бессмертный показал себя как отличный административный и хозяйственный руководитель группы, успешно заменяя во время частого отсутствия оператора – начальника группы т. Ошуркова М.Ф.
В своей повседневной работе т. Бессмертный умело контактирует свою работу с представителями командования, точно и оперативно выполняет сложные задачи по съемкам боевых операций фронта.
В период съемок боевых действий фронта последнего этапа Отечественной войны (соединение с союзниками, бои за Берлин) т. Бессмертный успешно обеспечивал в сложной обстановке бесперебойное снабжение операторов, находящихся в боевых порядках войск, горючим, пленкой, поддерживая бесперебойную связь и быстро доставляя снятый материал в Москву.
Отзывчивость, внимательность к нуждам операторов и обслуживающего состава киногруппы, повседневная забота о бесперебойном обеспечении всем необходимым для работы, высокая дисциплинированность и точность дала основание хорошей оценке его работы со стороны командования фронта и руководства студии.
В дальнейшем т. Бессмертный М.С. может выполнять подобную работу в значительно большем масштабе и, безусловно, является ценным работником военных киногрупп.
За отличную работу по обеспечению съемок т. Бессмертный награжден командованием фронта орденом Отечественной войны II степени.
Начальник военных киногрупп Л. Сааков».
(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 164.)[2]
Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени (оба 1944 года) и медалями.
После войны был представителем комитета по делам Кинематографии СССР в Берлине, откуда вывез со студии «УФА» (будущей «ДЕФА») все оборудование на киностудии Москвы — в качестве репараций[3].
С февраля 1947 — директор фильмов Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
С апреля 1960 — директор ПТО-2 (производственно-творческое объединение) ЦСДФ (01 января 1960 года на ЦСДФ были созданы четыре ПТО и экспортная группа).
После выхода на пенсию работал в бытовой комиссии Союза кинематографистов СССР.
Жена — Екатерина Кузьминична Елизарова (дочь купца Кузьмы Егорыча Елизарова), работала на студии «Детфильм»; с октября 1941 по 1944 год находилась с дочерью в эвакуации в Сталинабаде (Таджикистан); в октябре 1941 года в Салинабад была эвакуирована киностудия «Детфильм» (художественный руководитель киностудии — Сергей Юткевич).
Падчерица — Кира Михайловна (Львовна) Бессмертная-Анзимирова (11 декабря 1926, Казань — 25 октября 2008, Арлингтон, США), переводчик, окончила МГПИИЯ; внучка издателя газеты "Копейка", дореволюционного председателя Всероссийского комитета работников печати журналиста, литератора и агронома Владимира Александровича Анзимирова (1859 – 1921) и дочь Льва Владимировича Анзимирова (1887 — 1938), выпускника факультета инженеров транспорта Санкт-Петербургского Университета (был начальником, технического отдела службы пути); была женой Григорьева Романа Григорьевича (30 сентября (13 октября) 1911 — 03 сентября 1972), дважды лауреата Сталинской (Государственной) премии СССР (1949, 1951).
Внуки — Бессмертный-Анзимиров Андрей Романович (род. в 1951 году), окончил переводческий факультет Московского института иностранных языков, работал в Институте Теории и Истории Кино, в настоящее время проживает в США; Михаил Романович (1960 — 2001), православный художник; работал в звукоцехе к/с "Мосфильм".
Двоюродные братья — Борис Савельевич и Марк Савельевич Ласкины.
1934 — Дома (приезд Димитрова, Попова и Танева в СССР); реж.-оператор: Р. Кармен; организатор съемок
1934 — Привет храбрым (приезд Димитрова, Попова, Танева из Германии в СССР); реж.-оператор: М. Кауфман; организатор съемок
1934 — Челюскин (Общий вид ледокола "Челюскин". Ледокол пробивается сквозь льды. Повреждения на ледоколе. Погружение ледокола в море. Команда на льду, продвигается на собаках, ремонтирует ледокол, скалывает лед. Высадка части команды на остров "Уединение". Быт команды на борту ледокола. О. Ю. Шмидт у приборов, на палубе. Капитан В. И. Воронин на капитанском мостике.); (учетный № РГАКФД: 14049); режиссер: Посельский; операторы: М.Трояновский, А.М. Шафран; директор фильма
1935 — Счастливая юность (физкультурный парад на Красной площади в Москве); полнометражный; режиссеры: С. Гуров, М. Кауфман, И. Посельский, И. Сеткина; операторы: И. Беляков, Н. Блажков, С. Гусев, Б. Макасеев, Б. Небылицкий, М. Ошурков, Д. Рымарев, В. Соловьев, С. Фомин; асс. режиссера: М. Славинская, С. Каплун; звукооператор: Н. Бертран; директор фильма
1939 — Одиннадцать столиц; полнометражный; реж.: Р. Гиков, Л. Степанова; операторы: А. Шафран, В. Соловьев, О. Рейзман; звукооператор: А. Камионский
1939 — Парад молодости (спортивный парад советской молодежи на Красной площади); полнометражный; реж.: М. Слуцкий, Ф. Киселев; оператор: И. Беляков; директор фильма
1939 — С.М. Киров; полнометражный; производство: Московская студия кинохроники; режиссёр: В. Ерофеев; операторы: М. Глидер, А. Лебедев; автор сценария: М. Цейтлин; асс. режиссера: Г. Дик, В. Полякова; асс. оператора Ф. Короткевич, М. Сухова; музоформитель: В. Мурадели; звукооператор: Д. Овсянников; директор фильма
1945 — Берлин (фильм создан при участии Штаба и Политуправления 1-го Белорусского фронта); полнометражный; автор фильма и руководитель фронтовых съёмок: Ю. Райзман; текст: Н. Шпиковский; монтаж: Е. Свилова, И. Сеткина, Т. Лихачёва; композитор: Д. Шостакович; директор фильма: И. Хмельницкий; вторые директора фильма: А. Кузнецов, М. Бессмертный, Н. Мельников; режиссёры киногруппы 1-го Белорусского фронта: Н. Шпиковский, Э. Волк, А. Усольцев; редактор: В. Попов; операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, Н. Вихирев, К. Венц, Г. Гибер, Г. Голубов, Б. Дементьев, Л. Дульцев, Г. Епифанов, Д. Ибрагимов, Р. Кармен, И. Комаров, Н. Киселев, А. Левитан, Ф. Леонтович, В. Лезерсон, Е. Мухин, Л. Мазрухо, И. Панов, М. Посельский, С. Семенов, В. Соловьев, А. Софьин, Г. Сенотов, В. Симхович, Б. Соколов, В. Томберг, В. Фроленко, М. Шнейдеров; при участии киногруппы 1-го Украинского фронта: Г. Александров, М. Арабов, Е. Богоров, К. Бровин, Н. Быков, П. Горбенко, Г. Островский, А. Погорелый, С. Шейнин; начальники фронтовых групп: Л. Сааков, М. Ошурков; ассистенты режиссёра: З. Тулубьева, Н. Панкина, Н. Соловьёва; текст читает: Л. Хмара; графическое оформление: И. Нижник; музыкальное оформление: А Ройтман; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич, К. Никитин; Главный консультант: генерал-майор С.П. Платонов
1946 — Молодость нашей страны (физкультурный парад на стадионе "Динамо" в Москве); полнометражный; режиссеры: С. Юткевич, И. Венжер; главные операторы: В. Доброницкий, С. Семенов, М. Трояновский; директор картины
1947 — День победившей страны (фильм рассказывает об одном трудовом дне жизни СССР — 14 августа 1947 года; 50 операторов, в разных частях Советского Союза снимали различные аспекты трудовой жизни советского народа — возрождение разрушенных войной городов, восстановление промышленности, строительство, сельское хозяйство, культурную жизнь, науку); полнометражный; реж.: Ильи Копалин, Ирина Сеткина; главные операторы: М. Глидер, Г. Бунимович; операторы: Мухин, Никифоров, Посельский, Бобров, Доброницкий, Мазрухо, Фроленко, Вихирев, Никифоров, Силенко, Ошурко, Щекутьев, Константинов, Писанко, Оппенгейм, Широнин, Беров и др.
1948 — Новая Албания (СССР — Албания); полнометражный; совместное производство ЦСДФ и Комитет культуры и искусства Народной Республики Албании; режиссер И. Копалин; операторы: Ю. Монгловский, Р Халушаков; директор фильма
1950 — На озере Рица; директор фильма
1950 — Новый Пекин; совместное производство ЦСДФ и Пекинская студия (КНР); режиссеры: С. Герасимов, И. Сеткина; операторы: М. Гиндин, В. Киселев, Б.Макасеев, В. Петров, В. Раппопорт, А. Хавчин, Сюй-Сяо-Бин, Су Хэ-Цин; диктор Л. Хмара; музоформитель А. Ройтман; ассистенты режиссера: Т. Лиознова, О. Артюнова; звукооператор В. Нестеров; директор фильма
1950 — Победа китайского народа; полнометражный; Совместное производство ЦСДФ и Пекинской киностудии Народной Республики Китай; автор-режиссеры: Леонид Варламов; автор текста: Константин Симонов; режиссёр: И. Лукинский; операторы: А. Воронцов, С. Гусев, Л. Зайцев, П. Касаткин, А. Крылов, Н. Лыткин, В. Микоша, Д. Рымарев, А. Семин, В. Цитрон; операторы Пекинской студии: У Бень-ли, Хо Юй-Шень, Ли Ху-А, Сюй Лай, Ли Бинь-Джун, Е Ху-Эй; асс. режиссёра: Чжоу Фэнь, К. Эггерс, Л. Залкинд; музыкальное оформление: В. Смирнова; звукооператоры: В. Нестеров, И. Гунгер; тест читает: Л. Хмара; директор картины: М. Бессмертный
1951 — Монгольская Народная Республика; полнометражный; совместное производство ЦСДФ и Монголкино; режиссёр-оператор М. Трояновский; операторы: Д. Ганжур, С. Гусев, В. Дэмбэрэл, Е. Яцун, Д. Жигжид, Л. Котляренко, А. Сологубов; директор картины
1951 — Москва голосует за пакт мира (Московская областная конференция сторонников мира, посвященная проведению кампании по сбору подписей под Обращением Всемирного Совета Мира о заключении Пакта мира между пятью великими державами); полнометражный; режиссер С. Бубрик; операторы: А. Хавчин, Д. Рымарев, И. Беляков, К. Пискань, Сокольников, Гусев, Г. Епифанов, В. Ходяков, К. Пискарев; директор фильма
1952 — Зарубежные гости в СССР (пребывание делегаций иностранных государств в Москве); полнометражный; режиссер И. Венжер; директор фильма
1952 — По Хабаровскому краю; полнометражный; режиссер И. Посельский; операторы: А. Левитан, А. Зенякин, Г. Епифанов, В. Тулин; директор фильма
1952 — Конгресс Народов Мира (Конгресс Народов Мира в Вене, Австрия); полнометражный; совместное производство ЦСДФ и киностудии Венфильм; режиссер Ф. Киселев; операторы: Д. Каспий, А. Колошин, Ю. Монгловский, А. Хавчин, Вилли Сом, Фриц Коллер, Ханнес Фуке; директор фильма
1953 — За мир и дружбу (III Всемирный конгресс молодежи в Бухаресте, Румыния); полнометражный; совместное производство ЦСДФ и Студия документальных фильмов им. Александру Сахия (Румыния); режиссеры: И. Копалин, Н. Бостан, Т. Лаврова; операторы: Д. Каспий, В. Микоша, Р. Халушаков, И. Бессарабов, Ю. Бородяев; директор фильма
1953 — Советское Приморье (фильм о Приморском крае, о промышленности, сельском хозяйстве, городах, учебных и культурных заведениях, полезных ископаемых, о таежных пейзажах, растительности, обитателях тайги, морских пейзажах, о китобойном промысле на флотилии "Алеут"); полнометражный; режиссер: И. Посельский; операторы: О. Рейзман, Е. Яцун, Г. Епифанов, А. Зенякин; директор фильма
1954 — Гости Московского университета; режиссер И. Посельский; асс. режиссера К. Кирюхина; директор фильма
1954 — Международный концерт (IV Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Бухаресте, Румыния); полнометражный; режиссеры: И. Копалин, И. Родин; советские и румынские кинооператоры; директор фильма
1954 — На международной ярмарке в Лионе (о проведении 36-й Международной ярмарки); режиссер И. Сеткина; операторы: П. Русанов, А. Семин, Е. Аккуратов, Н. Генералов; автор текста С. Зенина; звукооператор Д. Овсяников; директор фильма
1954 — Париж; авторы-операторы: П. Русанов, А. Семин; директор фильма
1954 — Праздник нашей молодости (Всесоюзный парад физкультурников на стадионе "Динамо" в Москве); директор фильма
1955 — Варшавские встречи (фильм о пятом Всемирном фестивале молодежи и студентов в Варшаве); полнометражный; режиссеры: И. Копалин, Е. Боссак, И. Посельский, Р. Григорьев; операторы: А. Левитан, С. Спрудин; директор фильма
1955 — Дружба великих народов (фильм о пребывании в Индии Н. С. Хрущева, Н. А. Булганина); режиссеры: Р. Кармен, И. Сеткина; операторы: Р. Кармен, Д. Каспий, М. Ошурков, П. Касаткин, В. Киселев, Д. Рымарев, И. Сокольников, Н. Соловьев; диктор Р. Выгодский; композитор В. Гевиксман; директор фильма
1955 — Мелодии фестиваля (фильм о V Всемирном фестивале молодежи и студентов в Варшаве); широкоэкранный; полнометражный; режиссеры: И. Копалин, Е. Боссак. И. Посельский, Р. Григорьев; операторы: С. Воль, И. Гутман, Е. Ефремов, А. Семин; директор фильма
1955 — Митинг в Дели в честь Н. А. Булганина и Н. С. Хрущева (спецвыпуск); (митинг на площади Рамлила 15 ноября 1955 года); режиссер И. Сеткина; ассистент режиссера И. Егорова; директор фильма
1955 — Песни над Вислой (концерт участников V Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Варшаве); полнометражный; режиссеры: И. Посельский, И. Копалин, Р. Григорьев, Е. Боссак; операторы: А. Форберт, А. Крылов, А. Левитан, В. Микоша, С. Семенов; директор фильма
1955 — Праздник албанского народа (торжества в честь 10-ой годовщины освобождения Албании от фашизма); режиссер И. Копалин; операторы: А. Семин, Р. Халушаков, И. Филатов; директор фильма
1955 — Пребывание советской правительственной делегации в Югославии; режиссер И. Сеткина; операторы: П. Касаткин, Р. Халушаков; директор фильма
1956 — В древней Агре; режиссер-оператор Д. Каспий; композитор В. Гевиксман; автор текста В. Яковлев; диктор Л. Хмара; звукооператор В. Лагутин; директор картины
1956 — В дружественном Афганистане (пребывание Председателя Совета Министров СССР Н. А. Булганина и члена Президиума ВС СССР Н. С. Хрущева в Афганистане); режиссер М. Славинская; операторы: И. Сокольников, Н. Соловьев, М. Ошурков; автор текста Л. Браславский; диктор А. Задачин,;редактор Э. Марьямов; композитор С. Баласанян; звукооператор В. Котов; асс. режиссера С. Пумпянская; директор фильма
1956 — На гостеприимной земле Бирмы; полнометражный; режиссёры: Р. Кармен, И. Венжер; операторы: Р. Кармен, П. Касаткин, Д. Каспий, В. Киселев, М. Ошурков; диктор Р. Выгодский; музоформление: Л. Степанов, А. Зоров; звукооператоры: И. Гунгер, В. Котов, редактор Ю. Каравкин; директор фильма
1956 — Праздник индийского народа (празднование шестой годовщины образования республики Индии. Военный парад и демонстрация в г. Дели. Присутствуют: Р. Прасад, Д. Неру и др.); режиссер: К. Льянос; операторы: Р. Кармен, М. Каюмов, В. Киселев, Е. Мухин, С. Медынский, Е. Аккуратов, Н. Генералов; директор картины
1957 — Утро Индии; Производство: ЦСДФ, Студия документальных фильмов (Индия); режиссер и автор сценария: Р. Кармен; операторы: М. Каюмов, В. Киселев, С. Медынский, Е. Мухин, Е. Аккуратов, Н. Генералов; композитор: В. Гевиксман; звукооператор: В. Котов; диктор: Л. Хмара; директор картины
_____________________________
При подготовке материала использована информация из открытых источников. Фильмография: электронного каталога
РГАКФД; Биография — справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 108-110) со ссылкой на учетную карточку члена СК СССР (отдел учета творческих кадров СК России); Воспоминания Киры Бессмертной-Анзимировой. «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 670 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото из частных архивов, а также сайта ГОСКАТАЛОГ.РФ (из собрания МАММ).