Материал опубликован в журнале «Искусство кино» № 2, 1975 год. Фото: "Встреча фронтовых кинооператоров и фронтовиков. ЦСДФ, Лихов переулок, дом 6, Москва. Май 1975 года". Фото из архива В.И. Фомина (Музей кино).
В светлый праздник Победы мы вспоминаем тех, кто в тяжелые военные годы сражался с врагом. И ушел от нас, не дождавшись мирной жизни. Сегодня уже вступило в пору зрелости то поколение, которое знает о войне по воспоминаниям старших. Наше искусство — в поэтической форме, средствами театра, живописи, экрана — уже многое рассказало о том времени, восславив бессмертный подвиг советского народа, грудью вставшего на защиту социалистических завоеваний. Новые города и села, выросшие на месте руин и пепелищ, радуют сегодня наши сердца. Мы идем навстречу еще более прекрасной жизни, в которой не будет места войнам и кровопролитию.
Когда оглядываешься на путь, пройденный советским народом за годы Великой Отечественной войны, возникает вопрос и у нас, кинодокументалистов — что мы сделали, чтобы во всей полноте отразить ту великую борьбу, которая выпала на долю нашей Родины?
Кинохроника военных лет стала сегодня бесценным документом времени, героически прожитого нашим народом и нашей партией, свидетельством испытаний и побед, вернувших нам и безоблачное небо, и зелень полей, и великую радость созидания во имя человека труда. Вот почему важно вспомнить сегодня то, как и чьими усилиями создавалась документальная кинолетопись войны. За годы войны было снято 3,5 миллиона метров кинопленки, выпущено 34 полнометражных фильма, 67 короткометражных, 24 фронтовых выпуска, свыше 465 номеров «Союзкиножурнала» и журнала «Новости дня». Четырнадцать фильмов были удостоены Государственной премии СССР.
Кинохроникеры сохранили на века не только события, но и живые портреты многих героев Великой Отечественной войны, записали на кинопленку голоса видных военачальников, рассказы солдат, офицеров, партизан, работников промышленности, науки и культуры.
В этой огромной, нередко опасной работе принимали участие кинодокументалисты из всех наших республик. Кинооператоры Москвы и Киева, Минска и Еревана, Баку и Тбилиси, Алма-Аты, Ташкента, Вильнюса, Риги, Таллина, Ленинграда, Казани, Свердловска, Куйбышева п Ростова не шадя своей жизни работали на фронтах Великой Отечественной войны, находясь рядом с солдатами, разделяя с ними все тяготы фронтовой жизни. Они шли вместе с наступающими частями на запад, освобождая от гитлеровской оккупации города и села родной земли, страны Европы, порабощенные врагом. Последние кадры войны киножурналисты отсняли в поверженном фашистском Берлине.
Фронтовая кинохроника понесла большие потери. Каждый второй военный кинооператор, оставшийся в живых, имеет ранения.
Сегодня фронтовые киносъемки, созданные трудом документалистов в период Великой Отечественной войны, используют кинематографисты в документальном, научном и художественном кино как фактический материал ушедших военных лет.
Военные кинооператоры действовали на фронте и в партизанских отрядах. Они, как и многие защитники нашей Родины, умирали от пуль врага, находясь на боевом своем посту, с кинокамерой в руках. Среди них были и опытные кинохроникеры, и операторы научно-популярной и игровой кинематографии, и молодые выпускники ВГИКа. Были здесь и такие ветераны, как П. Ермолов и Г. Гибер, снимавшие первую мировую войну, а потом — гражданскую.
Основной костяк фронтовых киногрупп составляли опытные хроникеры (их было около 70 человек), с первого до последнего дня не выпускавшие из рук свое оружие—кинокамеру.
Сорок три кинематографиста пали на полях сражений...
Год 1941-й
Война обрушилась на нас внезапно.
До этого советская школа кинодокументалистики имела небольшой опыт военных съемок в Абиссинии, Испании, на Халхин-Голе...
В 1941 году при Главпуре РККА была организована военная группа кинодокументалистов, возглавляемая режиссером Л. Варламовым.
Но она была немногочисленна: два оператора В. Ешурин, С. Коган и два окончивших ВГИК молодых ассистента Л. Котляренко и С. Стояновский, направленные в киногруппу для прохождения воинской службы. Однако и здесь опыт военных кинокорреспондентов был ограничен уставными правилами. Военные маневры, в которых принимали участие и другие кинооператоры, не могли им дать нужного военного опыта. Человек с киноаппаратом на маневрах был персоной неприкосновенной. Его нельзя было «взять в плен» или «убить». Каждый кинооператор носил на рукаве белую повязку и числился посредником.
Лето — самое «рабочее» время года для киножурналиста. И летом 1941 года документалисты, как обычно, находились на съемках в разных уголках нашей огромной страны.
Начало войны застало группу Л. Варламова на Кавказе, где проходили альпинистские сборы. Группа быстро перебазировалась в Одессу в распоряжение штаба военного округа.
Украинские хроникеры, по воле судьбы оказавшиеся ближе всех к театру военных действий, немедленно выехали во фронтовую зону и оформились в киногруппу Юго-западного фронта.
Белорусские кинодокументалисты, находившиеся в Минске — городе, принявшем на себя первые воздушные удары врага, сразу же потеряли киностудию. Многие из них потом влились во фронтовые группы, ушли к партизанам.
Москвичи в тот же день — 22 июня 1941 года — собрались на студии хроники. Выехать на фронт, не имея документов на право съемок в действующей армии, нельзя было и подумать.
Но на студии тем не менее начали формироваться фронтовые киногруппы. 24 июня, после получения первых документов, кинооператоры начали отъезжать на фронт.
Уже через два дня после начала военных действий на экраны страны вышел очередной (58) номер, «Союзкиножурнала», в котором рассказывалось о нарушенном гитлеровцами мире. Разгневанный вероломным действием фашистской Германии, советский народ присягал партии и Родине бороться до полной победы.
За первые десять дней войны на экраны было выпущено 5 номеров «Союзкиножурнала». Небольшие по метражу сюжеты рассказывали о том, как всколыхнулась вся страна. Рабочие, колхозники, трудовая интеллигенция, ученые, писатели, мобилизовывая свои силы и трудовые ресурсы, отвечали конкретными делами, трудом на призыв партии и правительства.
Московские кинооператоры выезжали из Москвы на фронт небольшими группами — по 4-5 человек.
Эти группы были укомплектованы опытными хроникерами, прошедшими большую школу съемок на трудовых фронтах первых пятилеток. Группу Южного фронта возглавил М. Трояновский, Юго-Западного — Б. Макасеев, Западного — Л. Варламов, Северо-западного — Р. Кармен.
Обстановка на фронтах была сложной. Враг, несмотря на героические усилия частей Красной Армии, продвигался в глубь страны. На восток уходило население, угоняя скот, увозя свой скарб, сельскохозяйственную технику. Пожары уничтожили села, горели хлебные нивы. Перед глазами фронтовых операторов проходили картины людских страданий, гибель матерей и детей.
Конечно, мы понимали, что стране, для быстрейшей мобилизации сил, нужен был боевой материал, который звал бы к отпору, вел к победе. Но важно было и объяснить нашим зрителям, что на нашу Родину напал сильный, хорошо подготовленный враг. Недооценивать его силы было нельзя. Борьба с ним требовала мужества, хладнокровия, твердого расчета, выдержки, огромного напряжения сил. На легкий успех рассчитывать было невозможно. И вместе с тем нужно было разоблачить легенду о непобедимости гитлеровских войск, возникшую в результате их блиц-побед в странах Западной Европы и временных успехов в первые дни войны на нашей земле. Нужно было показать советским людям взятого в плен, потерявшего свою спесь, трусливо прячущего глаза от народного гнева врага. Показать разбитую вражескую технику, показать, что гитлеровцев, которые еще вчера победно маршировали из страны в страну, можно бить, что несмотря на трудности борьбы победа будет на нашей стороне. Этой решающей мысли фронтовые операторы старались подчинить всю свою работу.
Первые кпносюжеты с фронта легли в основу 63 номера «Союзкиножурнала», который вышел на экраны 8 июля 1941 года. Киноматериал был получен с Западного фронта (оператор В. Ешурин). Это была хроника передвижения частей Красной Армии на передовые позиции, работа штаба, выпуск фронтовой газеты. Второй сюжет был смонтирован из материала, снятого на Южном фронте в районе города Кишинева (оператор С. Коган). Боевых действий на экране еще не было. Но зритель видел сбитые вражеские самолеты, первых пленных. Это были уже реальные знаки того, что враги — не какие-то мифические богатыри, а незадачливые вояки, которых можно взять в плен, победить. Эти сюжеты явились первой пробой сил фронтовых киногрупп.
Фронтовым кпножурналистам нужно было время, чтобы сжиться с трудными условиями, пройти первые уроки военной тактики, научиться по звуку летящего снаряда угадывать место разрыва, проявлять мудрую оперативность в сложных военных обстоятельствах. В первые же месяцы войны фронтовым группам важно было найти свое место в довольно громоздкой структуре управления фронтом, наладить контакты с военным командованием и полнторганамн Красной Армии.
Специфика сюжета для киножурнала требовала всестороннего показа события, снятого по всем законам драматургии. Здесь нельзя было ограничиться съемкой одного, даже очень выразительного кадра. Оперативный сотрудник газеты мог написать корреспонденцию, побывав следом на месте события, ознакомившись с донесениями полпторганов, опросив солдат, командиров. Фотокорреспонденту, чтобы отразить событие, достаточно было снять одну выразительную фотографию. Фронтовому кинооператору нужно было провести многоплановую съемку, отражающую событие с самого его начала до конца. Так же, как для раскрытия характера человека, показа его боевых подвигов требовалась неоднократная съемка, а подчас и участие кинооператора в тех событиях, в которых действовал его герой.
Очень скоро со всех фронтов начал приходить киноматериал. В «Союзкиножурнале» была учреждена специальная рубрика «Репортаж с фронтов Великой Отечественной войны».
Один из таких сюжетов, помещенный в № 73 СКЖ, запомнился своей активной направленностью. Он был снят на Северо-Западном фронте операторами С. Гусевым, В. Доброницким, А. Фроловым и Р. Халушаковым. Кинооператоры сумели масштабно показать одну из на7 ступательных операций танкового соединения фронта. Зритель видел, как разрабатывается план операции в штабе соединения, подготовку танковых экипажей в бою, работу артиллерии и, наконец, наступление пехоты, поддерживаемой танками. Выразителен финал сюжета: разбитая и сожженная фашистская техника, окопы с убитыми гитлеровскими солдатами, колонны пленных и продвижение наших частей на новые рубежи.
В ином ключе был снят сюжет «Рейд бронепоезда», помещенный в «Союзкиножурнале» № 79 1941 года. Он был снят мной и оператором Е. Мухиным в районе города Малин. Мы приехали в один из пехотных корпусов, чтобы снять бои за город. Малин переходил из рук в руки. К моменту нашего приезда в нем находились гитлеровцы. Получив в штабе корпуса связного, мы отправились на передний край. Дорога шла лесом. Гул артиллерийской канонады далеким эхом отдавался в гуще деревьев. Вдруг из-за поворота выскочил немецкий мотоциклист. Первой нашей реакцией было — замаскироваться в кустах и оттуда стрелять. Но тут же мы увидели в коляске мотоцикла советского офицера, который держал гитлеровца под прицелом пистолета. Мы сумели заснять их. В штабе пленный мотоциклист рассказал о расположении гитлеровских войск вокруг Малина, показал на карте расположение огневых точек. Командование корпуса дало указание бронепоезду подавить артиллерийские батареи врага. Мы присоединились к бойцам, находившимся на бронепоезде. Нам удалось снять тот момент, когда огромная, закованная в сталь махина бронепоезда двигалась из леса на огневой рубеж. Залп мощных дальнобойных орудий сотряс воздух. На подступах к городу, на одной из лесных опушек нам удалось взять в объектив разбитую фашистскую технику, убитых гитлеровцев. В лесу, окружавшем город, шел ожесточенный бой. Минометы вели интенсивный огонь...
Сюжет получился многоплановым, разносторонне показаны совместные действия многих подразделений на этом участке фронта.
Оператор В. Ешурин первым рассказал о белорусских партизанах в «Союзкиножурнале» № 68.
«Немецко-фашистские войска,— вспоминал потом оператор,— наступали по основной магистрали — Минскому шоссе. По дорогам, идущим на восток, двигались уходившие от врага люди.
По мере продвижения к городу Борисову людские потоки заметно поредели. Город бомбили. Десятки фашистских стервятников кружились над израненным городом. Всюду рвались бомбы, клубы дыма и пыли поднимались до самых облаков.
Оставив машину на окраине, я со съемочным аппаратом наготове, пешком, пошел в город...
После оглушительных взрывов бомб наступила звенящая тишина. В городе не было видно ни одного человека. Вдруг... где-то за стенами разрушенных домов застучали о мостовую гусеницы танков. Чьи они? А вдруг немецкие?
Я побежал по пустынной улице. Внезапно у одного из зданий увидел «газик», вооруженный пулеметом. В кузове сидело несколько военных ц мальчик лет двенадцати с яркими голубыми глазами. Подбежав к машине и пользуясь своим званпем подполковника, спросил у сидевшего в ней капитана об обстановке.
— Западная часть города в руках противника, — спокойно ответил он, — садитесь, нужно немедленно уезжать.
Миновав несколько пустынных переулков, машина выехала на широкое Минское шоссе. Несколько наших танков попались навстречу. Они шли к мосту через реку Березину.
Съехав с шоссе, машина углубилась в лес и взяла направление на запад. Скоро замолк шум войны. Лес своими огромными кронами хранил тишину и спокойствие. Ехали долго.
Так я попал к партизанам, командиром которых оказался капитан, взявший меня в машину.
Командир партизанского отряда перед войной был работником органов Госбезопасности, его оставили в тылу врага для организации партизанского движения. Двенадцатилетний сын его, Володя, ни за что не хотел эвакуироваться с семьей, грозя отцу, что он все равно сбежит к партизанам, и отец взял его с собой в лес...
Ночыо отряд снялся со стоянки. Он уходил дальше на запад мстить ненавистному врагу, мстить не жалея себя, отдавая борьбе все, даже жизнь.
Я торопился. Проселками, чуть заметными тропинками ночью пробирался на восток с киноматериалом о народных мстителях».
Так был снят и доставлен в Москву первый сюжет, рассказывающий о том, как воплощается в жизнь призыв партии о развертывании борьбы в тылу врага.
Враг продвигался в глубь страны, но цели, поставленные планом «Барбаросса», были далеки от осуществления. «Три-четыре недели», намеченные для захвата Москвы, Ленинграда, Киева, давно прошли, а сопротивление Красной Армии нарастало с каждым днем.
Мужественно сражались пехотинцы и моряки-балтийцы, оборонявшие город Таллин — главную базу Балтийского флота. Им помогали в этой борьбе рабочие отряды, жители города.
Кинооператоры Б. Бурт, П. Лампрехт, В. Сумкин, С. Фомин снимали строительство оборонительных сооружений, возводимых вокруг города. Отражение вражеских атак с воздуха и с моря береговыми батареями, высадку десантных отрядов на острова Балтийского моря, действия кораблей флота.
При эвакуации Таллина пароход «Верония», на котором работала киногруппа, был потоплен. Находившихся на палубе операторов взрывная волна авиабомбы сбросила в море. Спастись удалось оператору С. Фомину. П. Лампрехт, В. Сумкин и начальник киногруппы А. Знаменский погибли.
Героическая оборона Киева сорвала планы гитлеровского командования по молниеносному продвижению к Москве. Враг потерял под Киевом более 100 тысяч солдат и офицеров, а также необходимое для наступления на Москву время.
Оборона Киева была снята на пленку фронтовыми операторами, отдельные сюжеты помещены в разное время в «Союзкиножурнале».
Одновременно с боями под Киевом шли бои на подступах к Одессе. Противник пытался овладеть Одессой с ходу, но его попытки не увенчались успехом. Оборону Одессы снимали операторы С. Коган и М. Трояновский. Эпизоды, связанные с действием кораблей Черноморского флота в районе Одессы — В. Микоша.
«В Севастополе формировался полк морской пехоты,— рассказывает С. Коган,— его теплоходом перебрасывали в Одессу. Этим теплоходом прибыли п мы в героический город. При разгрузке встретились с писателем К. Симоновым и фотокорреспондентом Я. Халипом. Блокнот Симонова был полон героических эпизодов, богатый опыт работы в боевой обстановке имел и Халип. Мы сообща обсуждали, что и как надо будет снимать, прикидывали возможные сюжеты.
Партийные организации города и области объявили себя полностью мобилизованными на активную борьбу с врагом.
На заводе Январского восстания мы снимали сборку самодельных бронепоездов. Обычные платформы обшивались листами брони, вооружались пушками и пулеметами. Люди работали бессменно по трое суток, и сами же водили своп бронепоезда в бой.
Беспримерный героизм одесситов и частей, оборонявших город, ошеломлял врага. На захват всей Франции Гитлеру понадобилось, как известно, всего 43 дня. Блокированная, зажатая в полукольце Одесса держалась 73 дня.
Героизм на оборонительных рубежах города был массовым — все строже отбирали мы эпизоды, сюжеты для съемки. Запасы пленки кончались, поэтому каждую кассету мы старались тратить на наиболее яркий материал, добирались до самых передовых рубежей; чаще всего бывали у морских пехотинцев, с которыми сдружились еще при формировании их отрядов в Севастополе.
Больше всего гитлеровцы досаждали городу и порту артиллерийским обстрелом с Александровки и Новой Дофиновки, Единственные «ворота жизни» — порт вынужден был работать из-за этого с перебоями. При поддержке прибывшей из Новороссийска 157-й дивизии части Одесского оборонительного района обрушились на обосновавшегося в Новой Дофиновке врага, с тыла, как снег на голову.
Комбинированным ударом с моря, воздуха и с суши гитлеровцы на этом участке были отброшены на 5 — 8 километров. Десантники захватили 50 орудий врага, привезли их в Одессу. На одной из пушек кто-то написал: «Больше по Одессе стрелять не будут». Ее провезли по всему городу. С ликованием встречали одесситы героев-десантников. Мы подробно отсняли всю операцию».
Обороне Одессы «Союзкиножурнал» посвятил два специальных номера — 91 и 103. В них рассказывалось о героических делах защитников города. Больше трех тысяч метров уникального материала сняли операторы за время осады. Сейчас он хранится вместе с другими кинодокументами, посвященными Великой Отечественной войне, в Государственном архиве кинофотодокументов.
На Западном фронте работала большая группа фронтовых кинооператоров, возглавляемых режиссером Л. Варламовым. Состав киногруппы был неоднороден. Здесь были и опытные кинохроникеры, такие, как В. Ешурин, М. Беров, В. Цеслюк, В. Штатланд, Т. Бунимович, А. Шафран, Б. Небылицкий, А. Эльберт, Г. Бобров и начинающие ассистенты В. Комаров, А. Крылов, А. Николаевич-Курьяк, П. Касаткин, М. Шнейдеров, для которых война стала школой жизни и профессионального, операторского мастерства. Киногруппа усиленно снимала. За август 1941 года, по данным Политуправления фронта, было заснято 3 869 метров пленки. Тематика съемок охватывала все аспекты фронтовой жизни и боевых действий наших войск:
Последний пункт больше других был насыщен событиями: здесь и танковые атаки, и работа артиллерии, и наступление пехотных и кавалерийских частей, и подход резервов, и действия авиации, и пленные фашисты, и разбитая техника врага.
Это были, главным образом, отдельные сюжеты, рассказывающие о локальных событиях на фронте. Ценность материала зависела от характера событий и журналистской удачи. Операторам Т. Бунимовичу и П. Касаткину, которые провели целый месяц в частях 30-й Армии, удалось добыть достаточно материала, чтобы смонтировать тематический номер «Союзкиножурнала» (№ 87), рассказывающий о боях за высоту «А». Авторы смогли в нем остановиться даже на элементах небольшой военной операции. Особенно удался рассказ о людях взвода лейтенанта Юсупа Азизова. Операторский глаз уловил эпизоды их участия в боях, результаты боя, кинокамера показала и разбитую фашистскую технику, пленных. Все это, вместе с заключительными кадрами похорон погибшего в бою командира полка Бледнева, создало правдивую картину суровых будней войны.
Крупный успех наших войск под Ельней, который как бы венчал двухмесячное Смоленское сражение, снимали операторы Г. Бобров и А. Крылов. Этому событию был посвящен специальный номер «Союзкиножурнала» № 92.
Взятие Ельни и разгром фашистских войск в районе Духовщины вынудил группу армий Центр перейти к обороне, а это означало провал планов гитлеровского командования с ходу прорваться к Москве.
О съемках в районе Ельни рассказывал оператор А. Крылов:
«Началось это для нас как-то неожиданно. Рано утром, когда мы прибыли в стрелковый полк, нас встретили такими словами: «Где же вы были раньше?» Оказалось, ночью была проведена успешная операция по прорыву вражеской обороны: гитлеровцев изрядно потеснили, освободили несколько деревень, и командование полка сожалело, что на такой операции не было кинооператоров. Мы очень сожалели, что не могли участвовать в ночном бою.
И вот мы впервые на месте только что отгремевшего боя. Впечатление ошеломляющее. Большая, вся изрытая окопами возвышенность, покрытая полусожженной полувытоп-танной золотистой рожью. На самой высокой точке наши солдаты сооружают новый наблюдательный пункт, а кругом валяются еще дымящиеся подбитые танкп, бронетранспортеры, исковерканные пушки-минометы. Вся возвышенность усеяна телами убитых солдат.
Это было первое увиденное мною поле войны. Надо снимать, а горло сдавливают какие-то спазмы. Потом были еще более страшные поля боев, с темп же роковымп приыетамп войны, но первое запечатлелось особенно остро. К вечеру разведка донесла, что противник отходит. Мы двинулись вместе с наступающими частями на Ельню, через многострадальную деревню Ушаково. Разветвленная сеть траншей, хорошо оборудованные доты п дзоты обеспечивали обстрел каждого метра подступов к деревне. Земля словно была вывернута наизнанку. Всюду развороченная техника. Тела убитых фашистских солдат.
Дорога на Ельню была забита войсками. По обочинам дороги — застрявшие плп разбитые машины, бронетранспортеры, брошенные фашистами, бесконечные ряды аккуратно оформленных могил.
Ельня встретила нас завалами разрушенных домов, зиявшими проломами стен, глазницами окон, паутиной оборванных и спутанных проводов. Все что можно было разрушить — разрушено, все, что можно было испоганить — испоганено. Даже церкви «новые крестоносцы» превратили в конюшни.
Так закончилась ликвидация Ельнинского выступа. Над Ельней снова реял советский флаг».
Гитлеровское командование рассчитывало массированными налетами на Москву разрушить промышленность, деморализовать защитников столицы. Но эти планы потерпели крах. При первом же налете на Москву 22 июля 1941 года из 200 бомбардировщиков было сбито 22, а остальные были рассеяны на дальних подступах к городу. До первого октября гитлеровцы 36 раз пытались прорваться к Москве большими группами самолетов, но только отдельным бомбардировщикам удавалось сбросить на город свой смертоносный груз.
Первым полнометражным документальным фильмом, сделанным тогда, был фильм режиссера М. Слуцкого «Наша Москва». Его снимали операторы И. Беляков, И. Вейнерович, М. Глидер, К. Кутуб-Заде, О. Рейзман и В. Соловьев (Также вошли съемки В. Фроленко. -Прим. ред. #МузейЦСДФ). Он был посвящен героическим зенитчикам Москвы, защищавшим столицу от воздушных атак врага.
Кинодокументалисты стремились охватить взглядом всю сложную систему защиты большого города от вражеских налетов. Они дежурили на аэродромах, на позициях зенитной артиллерии, на крышах домов в часы воздушных тревог, на командном пункте ПВО города.
Фильм «Наша Москва», вошедший в боевой сборник № 5, получил Государственную премию СССР («Победа за нами! Боевой киносборник № 5» — единственный документальный киносборник; всего было выпущено 12 киносборников (11 из них — игровые) в период 1941-1942 гг.; Сталинская премия (1942). Прим. ред. #МузейЦСДФ).
На огромном фронте, протяженностью почти в четыре тысячи километров, шла смертельная борьба, и всюду, в частях действующей армии п на кораблях Военно-Морского флота были кинооператоры. Боевые действия Северного Военно-Морского флота снимала киногруппа, возглавляемая оператором М. Ошурковым. На Карельском и Ленинградском фронтах работали операторы Ленинградской студии. Они снимали жизнь блокированного города, боевые действия частей, на кораблях Балтийского флота. Группу Черноморского флота возглавлял режиссер В. Беляев. Операторы снимали в Севастополе, на боевых кораблях флота.
Все эти киногруппы присылали сюжеты для «Союзкиножурнала», одновременно накапливался материал для будущих фильмов, которые могли бы со всей полнотой раскрыть своеобразие этих участков фронта, более подробно рассказать о героях войны, отразить природу их героизма. В начале октября противник, имевший в тот период войны на многих участках фронта превосходство в живой силе и технике, глубокими танковыми прорывами окружил значительные силы Западного, Резервного и Брянского фронтов.
Центральный Комитет партии и Государственный комитет обороны приняли все меры для устранения угрозы Москве. Былп подтянуты резервы, мобилизованы силы для строительства оборонных сооружений, созданы новые отряды народного ополчения. Войска, подавите в окружение в районе Вязьмы, продолжали героически сражаться, приковывая к себе 28 дивизий врага. Однако положение оставалось угрожающим.
В эти трудные для нашей столицы дни кинохроникеры оставались в Москве. Эвакуация киностудии хроники в Куйбышев никак не задержала выпуск киножурналов. Для съемок в Москве была создана специальная группа, а в помещении студии «Союздетфильм» (Лихов переулок, дом 6. - Прим. ред. #МузейЦСДФ) была организована производственная база для обработки материалов и выпуска киноперподики на экраны.
О тревожных октябрьских днях вспоминает оператор Т. Бунимович:
«Октябрь 1941 года. Кипучая, сверкающая когда-то огнями Москва уже давно изменила свой облик, стала строгой, суровой; разрисованы в целях маскировки дома, обложены мешками с песком витрины магазинов. Москвичи научились бороться с зажигалками и пожарами, быстро ликвидировать следы фугасок. Но теперь, к середине октября, Москва становилась фронтовым городом, улицы перегораживались баррикадами и противотанковыми ежами, на площадях и проспектах устанавливались зенитные орудия, из угловых домов, на важнейших перекрестках, выглядывали дула противотанковых орудий, каждый вечер над городом поднимались стратостаты воздушного ограждения.
В Серебряный бор пришли москвичи строить противотанковый ров; большею частью женщины и девушки; им тяжело, но работают они как заправские землекопы. Во дворе Тимирязевской сельскохозяйственной академии идет запись добровольцев. Прямо здесь же они получают оружие, обмундирование и отправляются на боевые участки Фронта.
Отметили москвичи самый дорогой для советского человека праздник — день Великой Октябрьской социалистической революции торжественным заседанием — вечером 6 ноября. Оно состоялось в вестибюле станции метро «Маяковская». Этому событию был посвящен специальный выпуск кинохроники.
Утро 7 ноября 1941 года. Во дворе студии людно. Все столпились под укрепленным на столбе рупором громкоговорителя. Ждут сообщения. Будет ли парад? Репродуктор молчит, ничего не знают и те, кто накануне снимал торжественное заседание.
Вдруг громкоговоритель ожил. Начался парад. Мчимся к Красной илощадп. Манежная оцеплена. Выходим из машины. Пропусков нет. Вынимаем из футляров киноаппараты л начинаем снимать. Так, идя за проходящими на площадь войсками, попадаем к Мавзолею. Здесь уже работают операторы, прибывшие раньше нас на Красную площадь.
На всю жизнь врезались мне в память съемки этого необычного в истории нашей страны парада. Густой снегопад. Мерным шагом проходят по Красной площади солдаты, чтобы отсюда отправиться прямо на фронт».
В эти тревожные для столицы дни на экраны вышел первый номер специального киножурнала «На защиту родной Москвы». В нем рассказывалось о героизме защитников Москвы, о трудовых подвигах москвичей, а в дни разгрома фашистских войск журнал освещал все наступательные операции Красной Армии, действия партизан, восстановление жизни в освобожденных от фашистов городах н селах Подмосковья. Всего вышло 9 номеров этого уникального киножурнала.
Наступление фашистских войск на Москву захлебывалось. Контрудары наших войск под Тихвином и Ростовом не дали возможности гитлеровскому командованию перебросить под Москву войска с этих участков фронта.
Приближался час расплаты.
Кинохроника накопила огромное количество материала, связанного с оборонительными боями за Москву. Нужно было готовиться к съемкам наступательных боев. В эти дни председатель ГКО И. В. Сталин вызвал к себе руководителя Кинокомитета И. Г. Большакова, рассказавшего впоследствии:
«Мы вызвали вас для выполнения очень ответственного задания,— сказал!! И. В. Сталин.— На днях наша армия переходит под Москвой в наступление. Мы собираемся нанести немцам удар огромной силы. Думаю, что они его не выдержат и покатятся назад... Надо все это заснять на пленку и сделать хороший фильм».
Делать будущий фильм было поручено Л. Варламову и И. Копалину.
6 декабря части Красной Армии перешли в контрнаступление против фланговых ударных группировок противника. Стремительные удары Красной Армии вынудили фашистские части севернее п южнее Москвы отходить, не ожидая приказов высшего командования. Кинодокументалисты были прикомандированы к настутхаюхщим армиям, чтобы не упустить ни одного важного момента. Для них открылась возможность участвовать в наступательных боях, показать возросшую боевуто мощь и мастерство командиров и бойцов Красной Армии.
О том, как создавался фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» рассказывают режиссеры Л. Варламов и И. Копалин:
«Киноматериал, снятый в эти дни, был овеян дыханием жарких и трудных боев. Операторы шли вместе с войсками. Вот материал Г. Боброва и Р. Кармена, вошедших вместе с войсками в Волоколамск. Перед объективом киноаппарата предстала страшная картина фашистского варварства — виселица на площади и восемь повешенных героев-комсомольцев. Оператор Б. Небылицкий снимает бои за Калинин и вступление первых частей Красной Армии в город. Незабываемы лица людей, смотрящих на подымающийся над городом красный флаг.
Операторы И. Беляков и М. Шнейдеров с самолета фиксируют на кинопленку путь бегства фашистов из Клина. Кругом разбитая техника, труды врага... Отвагу героев-летчиков, громящих отступающих гитлеровцев с воздуха, засняли операторы Т. Бунимович и П. Касаткин, участвовавшие в боевых вылетах.
Сколько волнений пережил оператор А. Крылов, снимая возвращение партизан и партизанок в свое родное, освобожденное от фашистов село.
Операторы В. Соловьев и С. Шер засняли разгромленную и сожженную Ясную Поляну — свидетельство варварства фашистских оккупантов. Оператор А. Лебедев заснял освобождение города Яхромы, продвижение наших войск на Клинском направлении и награждение конников генерала Белова. Операторы В. Штатланд, Б. Макасеев и А. Щекутьев снимали в частях Московской зоны обороны. Интересные съемки сделал И. Сокольников в партизанском отряде под Москвой. Оператор А. Эльберт едва поспевал за стремительно наступавшими кавалерийскими частями, громившими тылы врага.
Постепенно наметились контуры будущего фильма. Поэт А. Сурков и композитор Б. Мокроусов в написанной ими песне выразили чувства москвичей — защитников своей любимой столицы».
Отступая на запад под ударами Красной Армии, гитлеровские войска уходили настолько поспешно, что не успевали хоронить убитых солдат.
Все дороги на Волоколамск, Каширу, Клин, Можайск и другие города Подмосковья были забиты брошенными танками, бронетранспортерами, орудиями, автомашинами.
В битве под Москвой был окончательно развеян миф о непобедимости гитлеровского вермахта.
Год 1942-й
Новый 1942 год советские люди встречали с большими надеждами. Зимнее наступлению Красной Армии успешно развивалось. Разгром немецко-фашистских войск под Москвой, под Ростовом и Тихвином громким эхом отозвался на всех континентах. Победа под Москвой означала начало перелома в ходе второй мировой войны. Гитлеровская клика и ее союзники поняли, что предстоит упорная борьба, исход которой не обещал им ничего хорошего.
Советские кинодокументалисты встречали новый год выпуском фильма «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», рассказывающего о первой крупной победе советских вооруженных сил.
Сделанный в предельно короткие сроки, фильм уже в середине января был показан членам Государственного комитета обороны. При просмотре, вспоминает И. Г. Большаков, были сделаны замечания относительно фильма в целом. Было предложено доработать дикторский текст, более убедительно показать техническую оснащенность Красной Армии.
Дополнительный материал, снятый съемочной группой, дал возможность показать огневую мощь дальнобойных орудий, массированные танковые атаки, могучие броски конницы, наступление пехоты на укрепленные позиции врага. Это усилило эмоциональность фильма, показавшего во всей полноте возросшее могущество Красной Армии и наступательный порыв советских воинов.
Выпущенный в прокат 18 февраля 1942 года — накануне XXIV годовщины Красной Армии — фильм начал большой путь по экранам страны. В первую очередь копии фильма были посланы в воинские части Западного фронта для показа участникам разгрома фашистских армий под Москвой. В столице фильм демонстрировался в 18 кинотеатрах. А уже в первую неделю его просмотрело более полумиллиона человек.
Газета «Литература и искусство» писала:
«Слово «хроника» не исчерпывает того, что мы увидели сегодня в фильме «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». Это исторический документ огромной силы.
Этот фильм вызывает в нас, современниках Великой Отечественной войны, чувство гнева и радости, скорби и торжества. Но, думается, и наши потомки, те, кто по кадрам этого фильма будет восстанавливать обстановку наших дней, не смогут смотреть без чувства радости на великую победу великого народа, не смогут без чувства гнева смотреть на следы гитлеровского хозяйничанья в наших городах и селах.
Это не только фильм. Это «вещественное доказательство», документ, изобличающий фашизм на грядущем историческом суде».
Далеко за пределами нашей родины зрители США, Англии, Афганистана, Ирана и других стран с большим волнением смотрели фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» — этот волнующий кинодокумент о героической обороне Москвы и разгроме фашистских дивизий на подступах к нашей столице.
Американская Академия киноискусства присудила фильму премию Оскара, признав его лучшим документальным фильмом 1942 года.
У нас фильм был удостоен Государственной премии СССР, а режиссеры фильма Л. Варламов и И. Копалин и операторы Т. Бунимович, Г. Бобров, П. Касаткин, А. Крылов, А. Лебедев, М. Шнейдеров, А. Эльберт получили звания лауреатов Государственной премии СССР.
В начале 1942 года Комитет по делам кинематографии при Совнаркоме СССР подвел итоги полугодовой работы фронтовых групп. Приказом Комитета большой группе операторов была объявлена благодарность за содержательные и квалифицированные фронтовые съемки.
Ленинградские кинодокументалисты, снимавшие героическую борьбу защитников города в условиях блокады, ни на минуту не прекращали своей работы, начатой ими на дальних подступах к Ленинграду. В самые трудные месяцы суровой зимы 1941—1942 годов, когда остановился городской транспорт, замерз водопровод, продовольственные нормы снизились до минимального уровня, электроэнергия подавалась только на объекты оборонного значения, ленинградцы вынуждены были прекратить выпуск киножурнала. Однако съемки и накапливание материала продолжалось. Документалисты понимали, что исторические кинокадры, свидетельствующие о мужестве защитников города Ленина, будут иметь огромное историческое значение.
Ленинградский обком партии, куда обратились хроникеры, одобрил идею создания большого документального фильма об обороне Ленинграда и провел просмотр отснятого материала.
«На первый просмотр мы привезли 43 коробки,— рассказывает режиссер В. Соловцев,— Здесь были и киножурналы и немой материал, который мы успели проявить до остановки кино лаборатории.
После просмотра наступило общее молчание. Все были потрясены увиденным. Паузу прервал секретарь горкома А. Кузнецов. «Как вы думаете строить фильм?» — спросил он. Мы показали ему план... Ознакомившись с планом, он предложил пойти к А. А. Жданову. Мы рассказали ему о том, что кроме съемок мы не можем проводить никакой работы. Студии по существу нет, но сохранился небольшой коллектив, который мечтает о настоящей большой работе.
Вскоре обком вынес решение о созданип на базе «Техфильма» Объединенной ленинградской студии. Это был январь 1942 года.
Из флотского экипажа прислали на стадию специалистов, которые быстро восстановили котельную, водопровод, электрооборудование. Началась проявка снятого ранее материала. Сразу же приступили к монтажу. Работать было трудно. Все были истощены до крайности.
В начале апреля картина была уже сложена. Мы, пережившие всю тяжесть блокады, немного увлеклись показом трудностей. На просмотре А. А. Жданов бросил реплику: «Что ж вы Ленинград похоронили?» Нужен был оптимистический финал фильма. Наступившая весна его подсказала».
Приехавший в Ленинград в апреле 1942 года для творческой помощи Р. Кармен вспоминает:
«Появился новый, подсказанный жизнью финал фильма. Этим финалом было всепобеждающее шествие весны по улицам пережившего тяжелую блокадную зиму Ленинграда.
Город преображался на глазах. Он стал неузнаваем. День за днем исчезали с его улиц, тротуаров и мостовых горы снега н льда. Триста тысяч ленинградцев вышли на улицы с лопатами, кирками, чтобы привести в порядок свой город. Вот уж где было разгуляться кинооператору!
Начал работать водопровод, открылись парикмахерские, бани. Уже редко встречались на улицах люди, лица которых были покрыты слоем копотн от железных печурок, от ламп-коптилок.
День 15 апреля был всенародным праздником — пошел трамвай.
Ефим Учитель, Николай Комаревцев, Валерий Соловцев и я работали над монтажом картины. Нашими ближайшими помощниками были ассистенты режиссера Лидия Кикас, Клавдия Козырева. Диктор Рувим Выгодский, проживший в Ленинграде всю блокаду, ходил около монтажных столов в состоянии глубочайшего нетерпения. Ему хотелось получить хотя бы наброски будущего текста.
Наконец мы сложили фильм. Он удовлетворял нас простотой изложения, суровой правдивостью, человечностью каждого образа.
Снова повезли картину в Смольный. Обсуждение было очень недолгнм, немногословным. Все пришли к выводу, что великолепный материал, снятый ленинградскими операторами, сложился в волнующее, героическое повествование. Я предложил озвучивать картину в Москве на Центральной студии.
С моим предложением товарищи из Ленинградского обкома партии не без некоторого колебания согласились. Естественно, им хотелось, чтобы фильм был сделан от начала до конца в Ленинграде».
Выпущенный на экраны страны 9 июня 1942 года фильм сразу привлек всеобщее внимание. Ленинград — колыбель Октябрьской революции, красивейший город мира, крупнейший культурный и промышленный центр страны — был всегда одним из любимейшнх городов Советского Союза. «Подвиг великого города» — так озаглавила газета «Красная звезда» (10 июля 1942 г.) отклик на фильм «Ленинград в борьбе»:
«Великий город дорог миллионам, которые его, может быть, никогда и не видели, но всегда думают о нем. Много наших городов было в боях и изведало горе, но в часы самых тяжелых испытаний все мы думали о Ленинграде: каково ему, что с ним, чем помочь.
Мы сознавали умом и чуяли сердцем страдания и мужество великого города-воина. Теперь мы увидели воочию, чего стоили Ленинграду долгие месяцы борьбы и лишений, как ему было невыносимо трудно, как героически сражается он с врагом и как побеждает. Кадры фильма «Ленинград в борьбе» переносят нас в город, который весь фронт, где нет тыла, на передний край ходят трамваи, а вражеские снаряды пролетают насквозь — от одной заставы к противоположной.
Мы переживаем вместе с ленинградцами долгий и славный путь героической обороны... В мужестве и стойкости ленинградцев, в их боевой и трудовой доблести отражается мужество и доблесть советского народа.
Ленинград жив, Ленинград борется!»
Фильм «Ленинград в борьбе» широко демонстрировался в воинских частях, на боевых кораблях, во флотских экипажах, в кинотеатрах, клубах, агитпунктах. Фильм был удостоен Государственной премии СССР, а режиссер В. Соловцев, операторы А. Богоров, А. Погорелый, В. Страдин и Е. Учитель — звания лауреатов Государственной премии СССР.
В конце 1941 года Верховное Главнокомандование силами 44-й и 51-й армий Закавказского фронта предприняло Феодосийско-Керченскую десантную операцию для захвата Керченского полуострова и создания предпосылок для освобождения Крыма.
В рядах славных защитников Севастополя были фронтовые кинооператоры В. Микоша, Д. Рымарев, Ф. Кротик-Короткевич, позднее в их группу пришел из армии К. Ряшенцев. На кораблях Черноморского флота снимали Г. Донец, А. Кричевский и А. Смолка.
Для киносъемок действий частей Закавказского фронта в Крыму были привлечены также операторы Бакинской, Ереванской и Тбилисской киностудий. Выполнение задания было поручено опытным кинохроникерам.
Бакинцам — В. Еремееву и М. Мустафаеву, тбилисцам — Л. Арзуманову, А. Аджибегишвили, О. Декасонидзе, В. Митрофанову, Ш. Чагунава, ереванцам — Г. Санамяну, И. Дильдарьяну и В. Айказьяну.
Все они давно были знакомы друг с другом по встречам в Москве на всесоюзных конференциях кинохроники, все уже видели в «Союзкиножурналах» репортажи с фронтов Отечественной войны, но никто не представлял, что же их ожидает в ближайшем будущем.
Из штаба фронта их направили на различные участки. Еремеев и Мустафаев поплыли на транспорте «Чехов» в осажденный Севастополь. Группа режиссера Ш. Чагунава была высажена в Феодосии, а группа режиссера В. Митрофанова в Керчи.
Суровые морозы, свирепствовавшие в центральной части Советского Союза, докатились и до Крыма. В труднейших условиях зимних штормов моряки Черноморского флота и Азовской военной флотилии блестяще провели десантные операции и освободили Феодосию и Керчь. В своей последней корреспонденции, написанной незадолго до гибели, режиссер В. Митрофанов писал:
«Арктика на Черном море! Керченский пролив замерз. А это бывает редко, не каждый год.
Черными силуэтами стоят вмерзшие в лед корабли и катера-сейнеры. Все они — участники знаменитого десанта, высаженного в Керчи. Недолго хозяйничали фашистские захватчики в Керчи, но сколько бед успели они натворить! Оператор Л. Арзуманов снимает обезображенные фашистскими изуверами тела детей, женщин, стариков. Рабочий поселок Самострой. После разгрома фашистских оккупантов на Керченском полуострове оказалось, что мужское население поселка Самострой, Камыш-Буруна было зверски расстреляно фашистскими бандитами.
Мы со съемочной аппаратурой приезжаем на металлургический завод. Нас встречает инженер Иванов. Он ведет нас из одного цеха в другой. Вот видите,— показывает он на работающие среди развалин станки.— Как феникс из пепла восстает завод!»
Другие хроникеры засняли много сюжетов в Севастополе и в освобожденных районах Крыма.
8 мая 1942 года, после четырехмесячного затишья на фронте гитлеровские войска начали наступление на Керченском полуострове.
«В ночь на 14 мая меня вызвали в Политуправление,— рассказывает оператор Г. Санамян,— вручили командировочные предписания для всей киногруппы на эвакуацию и предложили любыми средствами пробираться в Краснодар, в штаб фронта.
Нас, пятеро оставшихся в Крыму кинематографистов: режиссер В. Митрофанов, оператор В. Еремеев, я, ассистент К. Гасанов и политрук Мурадян (бывший начальник отдела хроники «Арменфильма»).
У причала для переправы через Керченский пролив скопились тысячи людей. Здесь и тяжелораненые в сопровождении медперсонала. Все стремятся попасть на подходившие к берегу небольшие баржи и рыбацкие суденышки.
На барже — абсолютная тишина, каждый ушел в себя, думает о своем.
Внезапно появившиеся «мессеры» начали обстреливать идущие на буксире суденышки. Случилось непоправимое. Движение массы людей раскачало баржу и она... раскололась надвое.
Все очутились в воде. Я слышал вокруг себя стоны, крики утопающих. Увидел невдалеке барахтающегося Митрофанова, который, как и я, не умел плавать. Вскоре на воде плавала лишь его черная кубанка.
Силы меня покидали. Я уже мысленно прощался с родными. Спасение пришло неожиданно. Я увидел лодку, она приближалась ко мне. Тут я потерял сознание...
На берегу я увидел мокрого, измученного Еремеева. Вскоре подошел Гасанов. Мы долго искали наших друзей. Думали, что может произойти чудо и они найдутся. Но наши надежды были напрасны».
После катастрофы на Керченском полуострове положение Севастополя осложнилось. Военное командование оставило в городе только одного кинооператора. Это был Владислав Микоша. Воспроизводим отрывки из его воспоминаний о последних съемках в Севастополе:
«...С трех сторон на равной высоте шли бомбардировщики. Сначала нам казалось, что они выходят на Графскую пристань, но когда я увидел открыто стоящий эсминец «Свободный», меня затрясло мелкой дрожью. Дымзавеса, потеряв ветер, поднималась столбом в синее небо. Мы уже до детали знали все, что должно произойти. Наш катер двинулся вперед, к «Свободному». Я видел, как десятки «юнкерсов» пикировали на корабль. Его палубы ощетинились густым зенитным огнем. Затем все исчезло за огромным фонтаном. Страшный гул взрывов смешался с зенитными залпами. На нас обрушилась упругая взрывная волна. Я тут же оглох от звенящих ударов. Набежавшая волна чуть не опрокинула катер.
Первый налет прошел. Перезаряжая «аймо», я совсем не чувствовал контуженной ноги. На несколько секунд скрылся корабль. Его зенитки редко и звонко дробили воздух. В визире «аймо» я видел, как стреляли крупнокалиберные пулеметы».
250 дней и ночей стояли насмерть защитники Севастополя, оттягивая силы фашистских армий от других участков фронта, истребляя живую силу и технику врага.
Фильм «Черноморцы», увенчавший труд фронтовых операторов, показал всему миру несгибаемое мужество защитников города-героя. Он был удостоен Государственной премии СССР, а режиссер В. Беляев, операторы Ф. Кротик-Короткевич, В. Микоша, Д. Рымарев удостоены звания лауреатов Государственной премии СССР.
К лету 1942 года фронтовые группы получили большое пополнение.
В действующей армии в штатах Главкинохроники числилось уже 130 фронтовых операторов. Помимо этого, на Кавказском фронте работала большая группа операторов закавказских студий, в Забайкалье и на Дальнем Востоке находились две резервные фронтовые киногруппы.
Новому пополнению нужно было осваивать фронтовую обстановку, овладевать методами репортажных съемок, отбирать материал для документальных очерков. Учеба требовала времени и была связана с определенными творческими издержками. Главная особенность операторов документального кино, воспитывавшаяся у них годами,— это умение в процессе съемки мгновенно продумать и сложить монтажно весь снимаемый эпизод, отобрать из массы деталей только главное, самое характерное для данного события и протянуть мысленно ниточку будущего дикторского текста, связывающего материал.
Хорошей творческой и организаторской школой для всего коллектива кинохроникеров явилась съемка фильма «День войны».
Страна набирала силы: готовились мощные резервы, росла промышленность, все в больших масштабах поступало на фронт вооружения, боеприпасов, продовольствия. Коммунистическая партия, Советское правительство и весь советский народ делали все, чтобы обеспечить победу над врагом.
В этот сложный период войны советские документалисты начали подготовку к съемкам фильма «День войны» (сценарист А. Каплер, режиссер М. Слуцкий). Идея показа одного дня советской страны, предложенная в свое время А. М. Горьким, однажды уже нашла воплощение в фильме «День нового мира», выпущенном в 1940 году. Теперь предстояло показать, что происходит в один из дней военной поры на фронте и в тылу. Авторы фильма выбрали 13 июня 1942 года, 356 день войны.
Этот фильм должен был подчеркнуть единство фронта и тыла, огромную работу, проводимую нашей партией по мобилизации всех ресурсов страны для отпора врагу, трудовой энтузиазм советских людей, работающих на оборонных предприятиях, шахтах, в колхозах, совхозах. Фронтовые съемки охватывали почти все участки фронта: от Севастополя до берегов Баренцова моря. К съемкам было привлечено 160 кинооператоров, находившихся на фронте и в тылу.
Фильм предполагалось выпустить к 25-й годовщине Великого Октября.
Москва. Кремлевские куранты отбивают 4 часа утра. По еще пустынным улицам города идет колонна десантников, отправляющихся на фронт. В утренней тишине далеко слышна их песня о Москве:
Пускай в огне и мареве горячем
Столетний лес ложится, как трава.
Мы победим — не может быть иначе.
Мы победим! Да здравствует Москва!
Мы победим! Этот лейтмотив проходит через весь фильм.
В показе израненного, но не покоренного Севастополя, ожившего после тяжелой блокадной зимы Ленинграда нет места унынию.
Боевые кадры, снятые на Северо-Западном фронте, в Заполярье, под Сталинградом, в глубоком тылу врага, показывают храбрых, беззаветно преданных Родине людей. Авторы не боятся показать трудности и тяготы войны.
Но мы уже научились преодолевать невзгоды.
У гроба погибших их боевые друзья клянутся мстить врагу беспощадно.
Показывая единство фронта и тыла, авторы включили эпизоды выступления на прифронтовом аэродроме пианиста Э. Гилельса. Вместе с танкистами мы слушаем песню «Бывайте здоровы, живите богато» в исполнении Л. Александровской, а затем мы видим танковую атаку...
Вот звучит требование фронта: «Подать боеприпасы!» А затем идет широкая панорама — работа тыла — все братские республики вносят свой вклад в дело Победы.
Впервые с начала войны операторы так широко показали военную промышленность.
Съемка велась в рудниках, на металлургических комбинатах, на нефтяных промыслах, на танковых, авиационных и артиллерийских заводах, в конструкторских бюро, на испытательных полигонах. Перед зрителями прошли портреты лучших тружеников тыла, имена которых вошли в историю нашей Родины: знатного шахтера Янкина, конструкторов Илюшина, Грабина, Патона, летчиков Громова, Юмашева, Коккинаки и других.
Выпуск фильма, всесторонне охватывающего действия фронта и тыла, сыграл активно- мобилизующую роль. К. Симонов в газете «Правда» от 22 октября 1942 года писал:
«... Картина выходит накануне 25-н годовщины Октябрьской революции. И хотя в ней показан один день — 13 июня 1942 года, но в то же время по сути своей картина носит на себе отпечаток всех двадцати пяти лет Советской власти. В ней воюют люди, рожденные и воспитанные за эти двадцать пять лет, в ней мы видим заводы, построенные за эти годы, и, наконец, самое главное, мы чувствуем то, что составляет душу этого прекрасного фильма — веру в победу».
Много ярких страниц в летопись Великой Отечественной войны вписали моряки Северного Военно-Морского флота. Родина дала им приказ защищать самый северный участок фронта и держать открытым путь через незамерзающий Мурманский порт во все концы света.
Гитлеровские войска неоднократно предпринимали попытки захватить Мурманск, перерезать Кировскую железную дорогу и тем самым помешать доставке военных грузов и продовольствия из союзных стран. Но все их попытки оканчивались безуспешно. Североморцы, вместе с воинами Карельского фронта, стойко оборонялись и наносили ощутимые удары по войскам и коммуникациям врага.
Кадр за кадром, эпизод за эпизодом накапливала киногруппа Северного морского флота материал, фиксирующий боевые будни.
В фильме «69 параллель», созданном режиссерами В. Беляевым и М. Ошурковым, операторами Г. Донец, В. Мищенко, Ф. Овсянниковым, С. Урусевским, мы видим замечательные портреты защитников Родины.
Вот некоторые из этих героев. Ученик знаменитого летчика Б. Сафонова — П. Сгибнев. Ему 22 года, он Герой Советского Союза. На его счету 15 сбитых фашистских самолетов. Первая девушка снайпер Северного флота — Маша Матюхина. Осторожно пробирается она вдоль берега, прячась в складках местности. Командир подводной лодки, Герой Советского Союза Н. Лунин. Под его командованием подводная лодка охотится за крупным зверем. Кинодокументалистам посчастливилось участвовать в операции, закончившейся торпедированием фашистского линкора «Тирпиц».
А вот коллективный портрет десантников Северного флота. Вспоминает оператор Г. Донец:
«Еще по пути к месту высадки мы сняли десантников крупными и средними планами. Полный курьез: десанту полагалось быть в касках, и они у всех были, но сниматься истинные моряки предпочитали в... бескозырках. Приходилось просто «воевать» с ними, убеждать, что кино — не семейная фотография. Но что поделаешь с людьми, влюбленными в море. Несколько дней десант вел бои в тылу врага. Изведали гитлеровцы лихость и отвагу военных моряков».
В 1942 году, кроме фильмов, о которых говорилось выше, Центральная студия кинохроники выпустила ряд короткометражных лент: «Наши женщины», «Отомстим», «Великобритания в дни войны», «Наша союзница Америка», «25-й Октябрь». Куйбышевская студия, куда частично была перебазирована Центральная студия кинохроники, сделала фильмы «Хлеб — фронту», «Под белыми куполами», «День чехословацкой части в СССР». Объединенная Ленинградская студия хроники — «Колпино — город переднего края», «25-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции». Алма-атинская студня — фильм «Тебе, фронт» (автор-режиссер Д. Вертов).
По-прежнему большое внимание уделялось «Союзкиножурналу». В нем оперативно, два раза в неделю освещались боевые действия на том или пном участке фронта. Содержательность фронтовых репортажей росла. Сказывался возросший опыт фронтовых операторов.
Многие кинокадры той поры послужили ценным материалом для Кинолетописи Великой Отечественной войны. В конце 1942 года была создана специальная редакционная коллегия, перед которой ставилась задача — улучшить работу по отбору и систематизации съемок для этой кинолетописи.
У нас, у документалистов, понятие «кинолетопись» имеет двоякий смысл. Мы понимаем под «кинолетописью» и весь материал, снимаемый документально, вне зависимости от того, использовался он в каких-либо фильмах или не использовался, и киносъемки, имеющие историческое значение, которые не были использованы в фильмах или журналах, а также материал, снятый по заданию редакции Кинолетописи.
В годы войны киноматериала, который не мог быть использован непосредственно после съемки, скопилось много. Причины были разные: не хватило места в журнале, материал пришел с опозданием. Если неиспользованный еще киноматериал был хорошего в техническом отношении качества, его передавали в кинолетопись (иногда из него создавались обзорные тематические фильмы).
Крупнейшие события войны освещались в текущих номерах киножурналов, одновременно в более широких масштабах накапливался материал для больших фильмов.
Кинохроникеры, где бы они ни снимали, всегда чувствовали себя кинолетописцами эпохи, заинтересованными свидетелями героического подвига народа, защищающего свою независимость.
Даже в самых тяжелых фронтовых условиях, сразу же после съемки, замерзшими или окровавленными руками оператор раскрывал блокнот и записывал все, что могло пригодиться для монтажного листа, отправляемого вместе с материалом на студию. Здесь было не только краткое описание, но и подробные данные для дикторского комментария, для характеристики и обрисовки внешних примет героев съемки, условий, в которых был снят материал. Часто оператор прикладывал к монтажному листу вырезки из фронтовых газет, политдонесения, листовки и другие дополнительные материалы, всегда памятуя о том, что кинолетопись — это живая память истории.
Приближалась значительная дата — 25 годовщина Великой Октябрьской социалистической революции.
Народный комиссар обороны 7 ноября 1942 года издал приказ № 345, в котором говорилось:
«...В начале этого года, в зимний период, Красная Армия нанесла немецко-фашистским войскам серьезные удары. Отбив атаки немцев на Москву, она взяла в свои руки инициативу, перешла в наступление и погнала на запад немецкие войска, освободив от немецкого рабства целый ряд областей нашей страны.
Красная Армия показала, таким образом, что при некоторых благоприятных условиях она может одолеть немецко-фашистские войска...
...Стойкость и мужество Красной Армии сорвали планы немцев по обходу Москвы с востока и удару с тыла на столицу нашей страны. Враг остановлен под Сталинградом. Но остановленный под Сталинградом и уже положивший там десятки тысяч своих солдат и офицеров, враг бросает в бой новые дивизии, напрягая последние силы. Борьба на советско-германском фронте становится все напряженней. От исхода этой борьбы зависит судьба Советского государства, свобода и независимость нашей Родины».
В этот период фронтовые киногруппы Воронежского, Степного и Северо-Кавказского фронтов снимали все наиболее важные события на этих участках.
В «Союзкиножурнале» в рубрике «На фронтах Отечественной войны» все чаще и чаще стали появляться: «Воронеж», «Дон», «Сталинград», «Туапсе», «Новороссийск», «Нальчик». Операторам удалось показать исключительный накал борьбы, потери врага, героизм наших воинов, отстаивающих каждый метр родной земли. По сюжетам в киножурналах можно было проследить все этапы битвы на подступах к Сталинграду и в самом Сталинграде, увидеть, как проходят бои на Северном Кавказе.
Решительное наступление наших войск 19 — 20 ноября 1942 года, положившее начало окружению и разгрому немецко-фашистских войск под Сталинградом, сразу же нашло свое отражение в «Союзкиножурнале». Кинодокументалисты разделили свои усилия — часть киногруппы осталась снимать в городе, а остальные ушли с наступающими частями. Предстояла еще тяжелая борьба. Но именноздесь, под Сталинградом, было положено начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны.
Кинодокументалисты широко снимали это сражение, чтобы отразить во всех подробностях на киноэкране решающие успехи Красной Армии.