Григорий ДОНЕЦ

оператор, режиссёр, фронтовой кинооператор

Полное имя:
Григорий Алексеевич ДОНЕЦ

Дата рождения:
16 мая 1902
Новгород, Новгородская губерния, Российская империя

Дата смерти:
28 февраля 1967 (64 года)
Ленинград, РСФСР, СССР

Профессии:
оператор, режиссёр, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Донец Григорий Алексеевич (03 (16) мая 1902, Новгород (ныне Великий Новгород) — 28 февраля 1967, Ленинград (ныне Санкт-Петербург) — оператор и режиссер документального кино. Член ВКП(б) с 1924 по 1937 год и с 22 декабря 1929 года.[1] Член СК СССР с 1957 года.

В 1917 — 1918 — мальчик для поручений в аптекарском магазине.
В 1919  — 1920 — участник Гражданской войны (пулеметчик XI дивизии 7-й армии). Участвовал в боях с армией Юденича. В конце 1919 года получил ранение, находился в плену у эстонских частей.

В 1921 — 1922 — помощник электромонтера электростанции «Гелиос» в Новгороде.
В 1922 — 1924 — рабочий завода «Красный путиловец» в Петрограде.
В 1924 — 1925 — служил в РККА.

С 1925 — монтажер на кинофабрике «Ленинградкино» / Ленинградской кинофабрике «Совкино».
В 1927 окончил рабфак Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена.
С 1927 — помощник оператора, с 1929 — оператор Ленинградской кинофабрике «Совкино» /  «Союзкино».
С 1933 по июль 1937 — оператор Ленинградской кинофабрики «Союзкинохроники» / Ленинградской студии кинохроники.

В июле 1937 года исключен из ВКП(б) за «связь с троцкистами и сочувствие оппозиции в 1925 году». Уволен со студии и сослан в Бухару вместе с женой. 22 декабря 1929 года был восстановлен в партии, затем реабилитирован. В 1937 — 1939 — инструктор по фотоделу артели «Янгиюль» в Бухаре.[2]

С 1940 по 1941 — оператор и режиссер Ленинградской студии ки­нохроники. 

Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. В РККА с июня 1941 года. Звание: военинженер 3 ранга. В 1942 году был контужен на Черноморском флоте (ЧФ).

  • С июля 1941 — в киногруппе Ленинградского фронта;
  • С февраля 1942 — кинооператор фронтовой киногруппы Черноморского флота;

«За полугодие заснял 9 сюжетов, из них 7 приняты для фильма «Черноморцы», 1 – включен в Летопись и 1 дал техниче­ский брак.
Тов. Донец квалифицированный оператор, владеющий техникой своего дела. В съем­ках сюжетов для кинопериодики себя не проявил. Поэтому оценивать его как самостоя­тельно работающего фронтового корреспондента хроники – трудно.
Оператор дал ряд хороших кадров для фильма "Черноморцы" ("Эскадра в походе", "Десант", "Торпедные катера", "Посадка войск на крейсер" и др.). В этой работе он себя оправдал.
Оператор снимал в боевой обстановке (в Севастополе и Новороссийске) и дал ряд ценных кадров для Летописи».

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 68.)[3]

  • С августа 1942 — кинооператор при Политуправлении Северного флота;
  • С июля 1942 — кинооператор фронтовой киногруппы Каспийской флотилии;
  • С 1944 по март 1945 — кинооператор в киногруппе Сталинградского фронта.

Киногруппа Черноморского флота. Тамань. 1943 год. На фото (слева направо): асс. оператора К. Ряшенцев, Н. Левинсон, кинооператоры Д. Рымарев, В. Микоша, Г. Донец. Фото из архива Д. Микоши (Фирсовой).

Награжден орденом Красной Звезды за киносъемки для фильма «69-я параллель» и медалью «За оборону Севастополя» за киносъемки для фильма «Черноморцы».

Весной 1945 совершил самые грубые нарушения дисциплины и аморальные поступки. Был уволен из хроники. (Источник: «Цена кадра»; с. 721–725)
С 17 июня 1945 г. по 04 март 1946 г. находился в заключении. Освобожден после прекращения уголовного дела.[4]

С октября 1946 по 1966 — оператор, режиссер Ленинград­ской студии кинохроники.

_________________________________
1.  Справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 278).
2. Там же.
3. 
«ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 706).
4. Справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 278): "С 17 июня 1945 г. по 04 март 1946 г. находился в заключении по обвинению в финансовых махинациях и спекуляции. Освобожден после прекращения уголовного дела."

СЕМЬЯ

Сын — Донец Вадим Григорьевич (1940 — 2004), оператор документального кино. В 1962 году окончил ЛИКИ. С 1962 — асс. оператора, с 1967 — оператор «Ленкинохроники» / СПб. ст. докум. фильмов.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1929 — По звериным тропам
1929 — Советские ледоколы
1930 — Штурм Севера
1930 — Олимпиада искусств народов СССР; полнометаржный; Производство: Союзкино;  режиссер: В. Ерофеев; операторы: И. Беляков, Б. Небылицкий, Г. Донец; звукооператор: З. Залкинд, литконсультант: С. Кантор; композитор: Г. Гамбург; пом. П. Ралагин
1931 — Блюминги – заказ революции; автор-оператор
1931 — Музыкальная олимпиада
1931 — ХVI партсъезд
1931 — Маневры ЛВО
1931 — За Полярным кругом; производство: Союзкинохроника; режиссер; операторы: Г. Донец, Б. Чечулин, Г. Стилианудис
1932 — Хибинские апатиты; реж.-оператор
1932 — Траловый лов
1932 — Штурм Ухты 
1933 — Сталин, Киров, Ворошилов на ББВК
1933 — «Красин» во льдах; автор-оператор
1933 — Навстречу двум морям
1933 — Донбасс; автор-оператор
1934 — Навстречу двум морям (торжественное открытие Беломоро-Балтийского канала); Производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер: Р. Гиков; операторы:  Г. Донец, Л. Киказ, Я. Славин; ассистенты: Л. Киказ, Я. Славин; композитор: Н. Крюков; звукооператор: Г. Солдатиков
1935 — Цвети, край!; автор-оператор
1936 — X-й съезд ВЛКСМ (спецвыпуск); режиссер: Л. Варламов, С. Бубрик, С. Гуров; операторы: Б.К. Макасеев, Р.Л. Кармен, А.А. Лебедев, К. Писаренко, И.И. Беляков, С.А. Семенов, И.Д. Семененко, Г.А. Донец, Н.А. Блажков, В.М. Мищенко, М.Ф. Ошурков, Н.Я. Степанов, Г.В. Шулятин, М.М. Глидер; звукооператоры: С. Ренский, З.М. Уздин, Ф.В. Овсянников, Г. Гейгнер; музоформители: Н. Бертран, С.И. Потоцкий
1940 — Линия Маннергейма (пропагандистский фильм о боевых действиях Красной Армии и Краснознаменного Балтийского флота во время войны между СССР и Финляндией в период с 30 ноября 1939 года по 12 марта 1940 года); полнометражный; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссеры: Л. Варламов, В. Беляев, Н. Комаревцев, В. Соловцев; операторы: Н. Блажков, В. ЕшуринВ. ДоброницкийС. Коган, Ф. Овсяников, П. Палей, Г. Симонов, Я. Славин, Ефим Учитель, С. Фомин, Г. Шулятин, Ф. Печул (в титрах не указан), С. Школьников (в титрах не указан), Г. Донец (в титрах не указан); начальники съёмочных групп: А. Кузнецов, М. Нагинский; звукооператоры: И. Волк, Д. Овсяников
1940 — В Советской Эстонии; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер: С. Бубрик; операторы: Г. Донец, Е. Учитель, Г. Шулятин; ассистенты режиссера: И. Генина, И. Маркелова, звукооператор: А. Камионский, музоформитель: Г. Гамбург
1940 — В Советской Латвии; реж.: С. Бубрик; операторы: Я. Марченко, М. Беров, Г. Голубов, Г. Донец, Г. Шулятинассистент режиссера: И. Генина, И. Маркелова, звукооператор: А. Камионский, музоформитель: Г. Гамбург
1942  Черноморцы ильм посвящен событиям и героям обороны Севастополя 1941-1942 гг.; С беспримерным мужеством в течение двухсот пятидесяти дней город отражал сильный натиск немецко-фашистских войск. В фильме показана героическая эпопея обороны Севастополя, мужество и отвага его защитников, боевые действия Черноморского флота, защищавшего город с моря. Фильм заканчивается эвакуацией Севастополя, которая была произведена по приказу Верховного Командования); полнометражный; реж. В. Беляев; операторы: В. Микоша, Д. Рымаревым, Ф. Короткевичем, А. Кричевским, Г. Донец, А. Смолка
1942 — 69-я параллель (фильм посвящен Северному Военно-морскому флоту, мужеству и героизму его моряков); режиссеры: В. Беляев, М. Ошурков; главный оператор: Г. Донец; операторы: Мишенко, Ф. Овсянников, М. Ошурков, С. Урусевский, Микоша (в титрах не указан)
1943 — Народные мстители (партизаны ведут боевые действия в различных районах СССР, в том числе на Кавказе); полнометражный; режиссеры: В. Беляев, Н. Комаревцев; операторы: И. Вейнерович, М. Глидер, Б. Дементьев, Б. Макасеев, Н. Быков, Л. Изаксон, А. Каюров, М. Сухова, А. ЭльбертГ. Донец; звукооператор: В. Котов, В. Нестеров; асс. оператора: Я. Местечкин, В. Муромцев, С. Школьников; композитор: Д. Астраданцев
1942 — 1944 — Битва за Севастополь (материалы кинолетописа; учетный № РГАКФД: 8595); операторы: В. Микоша, Донец, Петросов, И. Запорожский, Берлингер, Д. Каспий, Афанасьев, Голомб 
1944 — Митинг в Бухаресте в день 27-ой годовщины Октября; операторы: Г. Донец, Г. Асланов, Баратов
1944 — Вступление Красной Армии в Бухарест (войска 2-го Украинского фронта в Бухаресте); режиссер: И. Копалин; операторы: Г. Донец, А. Щекутьев, А. Рубанович; музоформитель: Д. Штильман; звукооператор: В. Котов
1944 — Победа на юге (фильм об окружении и разгроме яссо-кишиневской группировки немецких войск в период Второй мировой войны советскими войсками); полнометражный; режиссер: Л. Варламов; операторы: Г. Асланов, В. Петров, А. Щекутьев, С. Коган, А. Сологубов, И. Грачев, Г. Амиров, И. Чикноверов, Б. Рогачевский, А. Фролов, Я. Берлинер, А. Рубанович, А. Кричевский, Ю. Кун, Е. Яцун, Д. Рымарев, Г. Донец (в титрах не указан); начальники фронтовой группы: Р. Кацман, А. Щекутьев; музоформитель: Д. Блок; звукооператор; В. Котов; диктор: Л. Хмара; консультант: С. Платонов
1948 — Пробуждение реки; реж.-оператор
1948 — Песня колхозных полей; Производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссеры: Р. Кармен; И. Посельский; операторы: Г. Донец, Я. Гринберг, С. Масленников, А. Смолка 
1949 — Строители дорог; автор-оператор
1949 — Кировская библиотека; автор-оператор
1950 — Новый стадион
1950 — Народ чтит память Суворова; Производство: Ленинградская студия кинохроники; реж.: Е. Учитель; операторы: С. Барташевич, Я. Гринберг, Г. Донец, Я. Блюмберг, С. Ковалева, Е. Козырев, С. Масленников, О. Иванов, А. Павлов, А. Погорелый, В. Страдин, Г. Трофимов; музоформитель: Р. Шуб; звукооператор: Е. Бельский; редактор: В. Соловьев
1952 — Колхоз «Болmшевик; гл. оператор
1953 — Международные встречи; гл. оператор
1954 — Трубачевские коноплеводы; реж.-оператор
1955 — Мастера венгерского цирка; гл. оператор
1955 — Люди доброй воли (посещение делегатами Всемирной Ассамблеи мира в Хельсинки г. Ленинграда); Производство: Ленинградская студия кинохроники; реж.: Е. Учитель; гл. оператор: Г. Донец; операторы: С. Барташевич, В. Валдайцев, В. Гулин, С. Масленников, Ф. Овсянников, В. Страдин; звукооператоры: Е. Бельский, Ю. Корчагин; автор текста: М. Ланской; ассистенты оператора: В. Богданов, Н. Виноградский, К. Лебедев, Е. Резголь 
1955 — Фестиваль ленинградской молодежи; Производство: Ленинградская студия кинохроники; реж.: Е. Вермишева; гл. оператор: Г. Донец; операторы: С. Барташевич, Р. Валдайцев, В. Гулин, С. Масленников, Ф. Овсянников, В. Страдин, С. Фомин; звукооператор: Е. Бельский, автор текста: И. Головань

1956 — Мы были в Китае; авт.-оператор
1956 — Спартакиада Вооруженных сил; гл. оператор
1959 — Мы живем за Байкалом; реж.-оператор
1959 — Песни летят над Невой; гл. оператор
1961 — «Далеко на Севере»; реж.-оператор
1961 — Поет Ленинград
1966 — С тобой, Россия!

КИНОПЕРИОДИКА (выборочно)

Снял около 1000 сюжетов для кинолетописи и киножурналов: "Союзкиножурнал", "Социалистическая деревня", "Советское искусство", "На страже СССР", "Наука и техника", "СССР на экране", "Ленинградский киножурнал", "Новости дня" и другие.

1932 — Союзкиножурнал № 23; операторы: А. Казаков, Г. Донец, Саладков, Б. ИгнатовичМ. Ошурков 
1933 — Союзкиножурнал № 24; реж.: Н. Караушев; операторы: Донец, Г. Балухтин, М. Прянов, Лампрехт, О. Шафран, Н. Вихирев, В. Микоша 
1933 — Советское искусство № 1; реж.: А. Егоров; операторы: Г. ДонецР. КарменВ. Беляев, Паллей, Солдатиков, С. Шер
1934 — Союзкиножурнал № 7; реж.: Я. Посельский; операторы:  Лампрехт, Семенов, Зудкин, Черепаков, Донец 
1934 — Социалистическая деревня № 4; реж.: И. Сеткина; операторы: Ошурков, Балухтин, Донец, Столповский, Петров 
1940 — Союзкиножурнал № 61; реж.: В. Бойков; операторы: И. Гольде, Г. Донец, А. Емельянов, М. Оцет, И. Веннерович, Д. Рымарев, П. Лампрехт  
1942 — Союзкиножурнал № 5; реж.:  С. Гуров; операторы: М. Шнейдеров, Я. Славин, В. Страдин, В. Доброницкий, В. Головня, Н. Бобров, Г. Бобров, Г. Донец, Б. Штатланд 
1942 — Союзкиножурнал № 32; операторы: Беляков И., Сокольников И., Донец Г., Небылицкий Б., Семин А., Бобров Г.
1942 — СССР на экране № 3; Производство: Куйбышевская студия кинохроники (осенью 1941 года по приказу председателя комитета по кинематографии при СНК СССР И.Г. Большакова на базу Куйбышевской студии кинохроники была  эвакуирована из Москвы Центральная студия кинохроники); реж.:  С. Бубрик; операторы: И. Беров, Г. Бобров, Г. Донец, И. Беляков, В. Доброницкий, В. Головня, П. Ногин, В. Страдин, В. Цитрон 

КИНОПЕРИОДИКА (Кинодокументы / Архивы Беларуси)

Народные мстители. Части 1-6.  Автор сценария В. Беляев, режиссеры В. Беляев, Н. Комаровцев, операторы П. Быков, И.Н. Вейнерович, М. Глидер, Б. Дементьев, Г. Донец, Л. Изаксон, А. Каиров, Б.К. Макасеев, М.И. Сухова, Б. Эйберт, 1943 г.

_______________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФДСправочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. ). Биография: Справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 278-280; ссылки на источник: РГАЛИ. — Ф. 2451. — Оп. 2. — Ед. хр. 5. — Л. 95.; там же: — Ф. 2944. — Оп. 30. — Ед. хр. 76.); Источник: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 705-706).

Награды

1943 — Медаль «За оборону Севастополя» (Приказ подразделения № 12. Издан: штаб Эск. ЧФ. Архив: ЦАМО)
1943 — Орден Красной Звезды (Приказ подразделения № 3 от 11.01.1943 г.; Издан: СФ. Архив: ЦВМА)

Цитаты

[...]Кинооператоры Ленинградской студии кинохроники были разделены на фронтовые киногруппы, таким образом, чтобы каждая снимала какой-то срез жизни города или фронта. В Северной группе (Объединенной Ленинградской и Северо-Западной группе) с начала войны работал 21 человек. Руководил фронтовой группой опытнейший документалист Иосиф Хмельницкий. Большинство кадров про городскую жизнь снято Ансельмом Богоровом и Владимиром Страдиным. Богоров, в частности, снимал знаменитые кадры работы Публичной библиотеки в блокадную зиму, выдачу нормы хлеба, ремонта танка в неотапливаемом цехе, пожар на Бадаевских складах. К Балтийскому флоту был прикреплен Сергей Фомин. На Карельском перешейке, пока это было возможно, снимали Ефим Учитель, Григорий Донец, Георгий Симонов, Филипп Печул. Попытки прорыва блокады на Невском пятачке снимал Анатолий Погорелый.
Операторы снимали бомбежки, работу пожарных, показывали жертв обстрелов, словом, то, что происходило в городе, который фактически стал «горячей точкой». Сам собой режим съемки перешел из городского во фронтовой.[...]

Мария Голик, Источник

[...]…Боевые операции, героические поступки, примеры несгибаемой воли севастопольцев и их фронтовой быт, трогательный в своей простоте, стали основными темами репортажей кинооператоров: Дмитрия Рымарева, Фёдора Короткевича, Абрама Кричевского, Григория Донца, Александра Смолки, Владислава Микоши. И не раз слышали они во время боёв от героев своих киноочерков слова, полные надежды:
«Братцы, нас снимают. Навсегда останемся живыми»…
И вправду, сколько потом родных и близких видело их на экране… ещё живыми и молодыми.[...]

Ольга Жукова, Источник

[ Страница дополняется материалами ]