Владимир ЕРЕМЕЕВ

оператор, режиссёр, фронтовой кинооператор

Полное имя:
Владимир Павлович ЕРЕМЕЕВ

Дата рождения:
02 апреля 1910
г. Августов, Польша, Российская империя

Дата смерти:
10 марта 1978 (67 лет)
г. Грозный, Чечено-Ингушская АССР, РСФСР, СССР

Профессии:
оператор, режиссёр, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Еремеев Владимир Павлович (20 марта (02 апреля) 1910, Августов (ныне Польша) — 10 марта 1978, Грозный) —оператор и режиссёр документального кино. Заслуженный деятель искусств Чечено-Ингушской АССР (1960). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1970). Беспартийный. Член СК СССР с апреля 1960.

В 1931 году окончил операторский факультет ГИКа.
С 05 мая 1934 по 1942 — оператор кинофабрики «Азгоскинопром» / Бакинской киностудии художественных фильмов.

Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны.

  • С 01 января 1942 — оператор киногрупп Крымского фронта.
  • С 1943 — оператор киногрупп Каспийской военной флотилии.

С 1942 года – в киногруп­пе Крымского фронта. Вел съемки в осажденном Севастополе и на Керченском полуострове. При эвакуации с полуострова баржа с киногруппой Бакинской киностудии во время бомбежки ее фа­шистской авиацией перевернулась. Прикомандированный к груп­пе режиссер Митрофанов погиб. Еремееву удалось спастись.

Позднее в составе киногруппы Каспийской флотилии участвовал в съемках фильма «Каспийцы».

Принимал участие в съемках фильмов «Черноморцы», «Кавказ», «День войны». «Мы защищаем Баку», «Праздник Победы». В 1944 г. был откомандирован на съемки строи­тельства трассы Беслан – Тегеран.

(Из книги «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 709). 

Награжден медалями «За оборону Севастополя» (1944), «За оборону Кавказа» (1945), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946) и др.

С 1945 по сентябрь 1948 — на Бакинский киностудии художественных фильмов.
С октября 1948 по сентябрь 1951 — на Сталинабадской киностудии художественных фильмов.

Совещание документалистов Закавказья. Тбилиси, весна 1954 года. Сидят в первом ряду: ст. редактор отдела хроники Госкино СССР Константин Славин (четвертый слева), режиссер Леонид Варламов, ст. редактор ЦСДФ Юрий Каравкин; во втором ряду: оператор Леон Арзуманов (четвертый слева), Владимир Еремеев; в третьем ряду: режиссер-оператор Георгий Асатиани (пятый справа), оператор Отар Деканосидзе (шестой справа), оператор Анатолий Крылов (слева). Фото из семейного архива Т.Ю. Каравкиной. 

С сентября 1951по 1977 — оператор и режиссер Грозненского корпункта Северо-Кавказской студии кинохроники.

СЕМЬЯ

Данных нет.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1931 — Пусть знает Москва
1934 — Знатный Азербайджан; автор сценария и режиссер с Б. Пумпянским
1935 — День Азербайджана; автор сценария, режиссер и оператор в соавторстве
1936 — В Баку стахановский май; оператор в соавторстве
1936 — Весна тюрчанки; оператор
1936 — Высокая награда; режиссер; оператор в совторстве с И. Манаковым
1936 — Клим Ворошилов в Баку; оператор в совторстве с С. Бадаловым
1936 — 15 лет БРТ; оператор в совторстве с С. Бадаловым
1937 — В гостях у хуналугцев; режиссер
1937 — В Нагорном Карабахе; автор сценария; режиссер и оператор в соавторстве с А. Гасановым
1937 — VIII Чрезвычайный съезд Советов АзССР; режиссер; оператор в соавторстве
1937 — Закладка фундамента памятнику Кирову; оператор
1937 — К выборам в Верховный Совет СССР; автор-оператор совместно с С. 
Бадаловым
1937 — К новой жизни; режиссер 
1937 — Кони Азербайджана; автор-оператор
1937 — Мамяти освободителя Азербайджана; автор сценария и режиссер; оператор в соавторстве
1937 — Песни и пляски бойцов НКВД; автор сценария; режиссер в соаавторстве с И. Озерским;  оператор в соавторстве с Федором Новицким
1937 — Часовые нефти; оператор в соавторстве с А. Алекперовым
1937 — Шуша — центр курорта и отдыха; оператор
1938 — Баку празднует Октябрь; режиссер
1938 — Великий просветитель — писатель М.Ф. Ахундов; оператор в соавторстве
1938 — В Курдистане; режиссер; оператор в соавторстве
1938 — Да здравствуют азербайджанские артисты!; режиссер в соавторстве с А.
Гасановым; оператор в соавторстве
1938 — Комсомольское племя; оператор в соавторстве
1938 — На родину вождя; режиссер; оператор в соавторстве
1938 — Новый музей; автор-оператор
1938 — Орденоносный Азербайджан; оператор в соавторстве
1939 — На второй сессии Верховного Совета Азербайджанской ССР; автор сценария и  режиссер в соавторстве с Н. Сафроновым; оператор в соавторстве
1939 — Нефть в СССР; оператор
1939 — Остров Артема; оператор в соавторстве с А. Алекперовым
1940 — Баку готов («Мы защищаем Баку»); режиссер; оператор в соавторстве
1940  Большевики Баку; Производство: Центральная студия кинохроники, Сектор хроники Бакинской киностудии; режиссер М. Славинская; гл. оператор В. Еремеев; операторы А. Алекперов, В. Збудский, Л. Мартиросов; автор сценария: Н. Сафронов; ассистент режиссера И. Генина; музоформитель А. Гран; звукооператор В. Нестеров
1940 — День нового мира (24 августа 1940 года 97 кинооператоров Центральной студии кинохроники (ЦСДФ) снимали на всей территории Советского Союза трудовой день страны); полнометражный; режиссеры: М. Слуцкий, Р. Кармен; снимали 97 операторов кинохроники, с т.ч.:  гл. операторы: Р. Кармен, М. Ошурков, Б. Небылицкий; операторы: В. Еремеев, Пётр Оппенгейм, Николай Нагорный, Владимир Фроленко, А. Казначеев и другие кинооператоры; звукооператор: Д. Овсянников; авторы сценария: М. Цейтлин, Б. Яглинг; звукооператоры: Г. Фомин, Д. Овсянников; музыка Д. Покрасс; диктор Ю. Левитан
1940 — В республике нефти и хлопка; автор-оператор
1940 — Двадцатая весна («На рубеже Востока»); режиссер в соавторстве с М. Микаэловым
1940 — Закаталы; оператор
1941 — География Азербайджана (не завершен); оператор
1941 — На страже южных рубежей; оператор в соавторстве с А. Алекперовым
1941 — Первомайский Баку; оператор в соавторстве
1941 — Путь в скалах; режиссер-оператор
1941 — Пятиминутный концерт; режиссер-оператор
1942 — День войны (съёмки проходили 13 июня 1942 года); полнометражный; режиссер М. Слуцкий; оператор в соавторстве
1942 — Вооружение Кавказскому фронту; производство: Центральная студия кинохроники, сектор хроники Бакинский киностудии; режиссер Н. Большаков; операторы: О. Мамедов, В. Еремеев  
1942 — Конференция писателей («Дружба народов Закавказья»); оператор в соавторстве с Л. Корецким
1942 — Мы защищаем Баку; оператор
1943 — АЗФАН — центр научной мысли» («Научный центр Азербайджана»); автор сценария и монтаж совместно с С. Бадаловым; оператор в соавторстве с  Л. Корецким
1944 — Кавказ (Битва за Кавказ); полнометражный; производство: Центральная студия кинохроники и сектор хроники Тбилисской киностудии; автор-режиссер фильма:  Л. Варламов; режиссер: Ш. Чагунава; фильм снимали 17 операторов киногрупп Закавказского и Северо-Кавказского фронтов; руководитель оператор М. Трояновский; операторы: Д. Шоломович, А. Казначеев, М. Пойченко, А. Каиров, С. СеменовД. КаспийА. ЛевитанС. Коган, В. Петров, Л. Котляренко, Л. Арзуманов, Л. Мазрухо, Г. Асатиани, А. Сологубов, О. Деканосидзе, Н. Петросов, В. Шанидзе, В. Еремеев
1944 — Братская помощь; автор сценария; оператор в соавторстве с Л. Корецким
1944 — Каспийцы; оператор в соавторстве
1944 — Кинорассказ о большой дороге; режиссер-оператор в соавторстве с А. Гасановым  
1944 — Помощь Казвину; режиссер-оператор в соавторстве с А. Гасановым
1945 — 25 лет («Страна вечных огней»); оператор в соавторстве
1945 — Праздник Победы; главный оператор
1945 — Страна вечных огней; оператор в соавторстве
1946 — Ценное изобретение; оператор в соавторстве с М. Дадашевым
1946 — Шестидесятилетие Гаджибекова; автор-оператор
1946 — Аппарат профессора Топчиташева; автор-оператор
1947 — Новая победа сталинского блока; оператор в соавторстве
1947 — Старейший профсоюз; оператор в соавторстве
1947 — Остров победителей; автор текста
1948 — Нефть Каспия; оператор в соавторстве
1948 — Советский Азербайджан («Земля великих прав»); автор сценария совместно с
М. Микаэловым; 
режиссеры: М. Микаэлов, Г. Исмаилов; гл. оператор В. Еремеев; операторы: А. Алекперов, В. Збудский, С. Базалов, Т. Корецкий, М. Дадашев, М. Мустафаев, Б. Цейтлин; другие создатели: М. Большинцов, Н. Оттен, А. Торосян  
1949 — На земли предков; оператор в соавторстве с М. Барбутлы
1950 — Земля молодости; производство: Сектор хроники Сталинабадской киностудии; режиссер Б. Кимягаров; операторы: М. Барбутлы, В. Еремеев, В. Кузин, Н. Типляев, И. Барамыков; композитор С. Баласанян
1951 — Вечером во Дворце культуры; режиссер-оператор
1951 — Грипп; оператор 
1951 — Таджикская ССР; оператор 
1952 — В ставропольской степи; оператор 
1952 — Здравница Железноводск; оператор
1953 — В городе Грозном; Производство: Северо-Кавказская студия кинохроники; режиссер О. Подгорецкая; операторы: В. Еремеев, Хазби Короев
1956 — У виноградарей Терека; режиссер-оператор
1956 — Цейское ущелье; оператор
1957 — Трозненцы в борьбе с потерями нефти и нефтепродуктов; режиссер; оператор в соавторстве с В. Дзобаевым
1958 — Казбек — Каспий; режиссер-оператор
1959 — В Грозном; производство: Северо-Кавказская студия кинохроники; авторы сценария: В. Еремеев, С. Лагутин; режиссер В. Еремеевоператоры: В. Еремеев, В. Дзобаев, Ван Ши-мао; автор текста В. Алексеев; звукооператор Б. Иванов; текст песен К. Гордон
1960 — По Чечено-Ингушетии; автор сценария с И. Базоркиным; режиссер-оператор
1962 — Рядом с Эльбрусом; автор дикторского текста
1962 — Сады дагестанские; производство: Северо-Кавказская студия кинохроники; автор сценария Я. Филиппов; режиссер-оператор В. Еремеев
1963 — Подвиг темижбекцев; автор сценария
1963 — Песня о ветре; производство: Северо-Кавказская студия кинохроники; автор сценария А. Мареин; режиссер и автор текста В. Еремеев; оператор В. Дзобаев; звукооператор В. Качурин
1964 — Орбита молодых; автор сценария и режиссер
1966 — Самый длинный день в году; автор-оператор в соавторстве с М. Колесниковым
1968 — Пять веков и одна осень; режиссер
1970 — Века и годы (фильм посвящен истории Чечено-Ингушетии); производство: Северо-Кавказская студия кинохроники; режиссер В. Еремеев; операторы: В. Дзобаев, В. Соломин
1977 — Перегон (фильм рассказывает о ежегодном перегоне овец из степных засушливых районов Дагестана на летние горные пастбища); производство: Северо-Кавказская студия кинохроники; режиссер В. Еремеев; оператор Чон Нин Гу; редактор Ю. Литвинов; звукооператор В. Качурин
1992 — Северный Кавказ (смонтирован из сюжетов киножурналов "Северный Кавказ", выпущенных в прокат в 1963 году); производство: Северо-Кавказская студия кинохроники; режиссер М. Тезиева; операторы: П. Финкельберг, Э. Аябох, А. Шаповалов, Х. Короев, В. Дзобаев, М. Барбутлы, Чон Нин Гу, В. Еремеев

КИНОПЕРИОДИКА (выборочно)

Снял более 300 сюжетов для кинолетописи и киножурналов: "Союзкиножурнал", "Северный Кавказ", "Пионерия", "Новости дня".

1941 — Союзкиножурнал № 41; режиссер М. Фиделева; операторы: В. Еремеев, А, Алекперов, А. Щекутьев, И. Беляков, А. Балухтин
1954 — Новости дня № 61; режиссер М. Семенова; операторы: С. Гусев, В. Киселев, Б. Макасеев, Н. Запорожский, О. Лебедев, В. Штатланд, Н. Соловьев, В. Еремеев, Г. Санамян, В. Скоробогатова; редактор В. Осьминин

___________________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Биография —  справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с. 296-298); со ссылкой: РГАЛИ. (— Ф. 2944. — Оп. 28. — Ед. хр. 517; Еремеев Владимир Павлович: учетная карточка члена СК СССР // Отдел творческих кадров СК РФ); «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 709). Фото из частного архива.

Звания

1960 — Заслуженный деятель искусств Чечено-Ингушской АССР
1972 — Заслуженный деятель искусств РСФСР

Награды

1944 — Медаль «За оборону Севастополя» (июль 1944 года)
1945 — Медаль «За оборону Кавказа» (май 1945 года)
1946 — Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (июль 1946 года)
1946 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (февраль 1946 года)

Цитаты

[...]8 мая 1942 года, после четырехмесячного затишья на фронте гитлеровские войска на­чали наступление на Керченском полуострове.
«В ночь на 14 мая меня вызвали в Полит­управление,— рассказывает оператор Г. Санамян,— вручили командировочные предпи­сания для всей киногруппы на эвакуацию и предложили любыми средствами пробираться в Краснодар, в штаб фронта.
Нас, пятеро оставшихся в Крыму кинемато­графистов: режиссер В. Митрофанов, оператор В. Еремеев, я, ассистент К. Гасанов и полит­рук Мурадян (бывший начальник отдела хроники «Арменфильма»).
У причала для пере­правы через Керченский пролив скопились тысячи людей. Здесь и тяжелораненые в сопровождении медперсонала. Все стремятся попасть на подходившие к берегу небольшие баржи и рыбацкие суденышки.
На барже — абсолютная тишина, каждый ушел в себя, думает о своем.
Внезапно появившиеся «мессеры» начали обстреливать идущие на буксире суденышки. Случилось непоправимое. Движение массы людей раскачало баржу и она... раскололась надвое.
Все очутились в воде. Я слышал вокруг себя стоны, крики утопающих. Увидел невда­леке барахтающегося Митрофанова, который, как и я, не умел плавать. Вскоре на воде плавала лишь его черная кубанка.
Силы меня покидали. Я уже мысленно прощался с родными. Спасение пришло не­ожиданно. Я увидел лодку, она приближалась ко мне. Тут я потерял сознание...
На берегу я увидел мокрого, измученного Еремеева. Вскоре подошел Гасанов. Мы долго искали наших друзей. Думали, что может произойти чудо и они найдутся. Но наши надежды были напрасны».
После катастрофы на Керченском полу­острове положение Севастополя осложнилось. Военное командование оставило в городе только одного кинооператора. Это был Вла­дислав Микоша. [...]

Алексей Лебедев, кинооператор, Источник

От зорь июньских, бомбами сожженных,
До дня того, когда рейхстаг был взят,
В громаде сил вооруженных
Была нас горстка – двести пятьдесят.
Но не вернулся с боя каждый пятый,
За киноправду жизнью заплатив,
Оставив в аппарате недоснятый
Свой смертный, свой последний негатив.
Идут года… Но, в кадрах оживая,
Встает опять такою, как была,
Та самая – Вторая мировая,
Что полпланеты кровь залила.

Владимир Еремеев, кинооператор, Источник

[...]На задании кинооператоры нередко работали в паре, и пару эту чаще всего составляли товарищи — надежнее варианта в непредсказуемых боевых условиях не было, ведь материал нужно было не только снять, но и в сохранности доставить начальнику киногруппы. Фронтовыми товарищами Мансура Барбутлы были Михаил Силенко и Владимир Сущинский. Шоферами киногруппы были Ф. Мирошниченко и Иван Машенцев. Сущинский не дожил до Победы, погиб в сорок пятом под Бреслау.
Вот оно, сплетение судеб! В первые дни войны Сущинский снимал сюжеты для киножурнала в Пятигорске, где с 1960-х годов и до последних дней будет жить Мансур Барбутлы. Другой фронтовой кинооператор — В. Еремеев, после войны коллега М. Барбутлы по Северо-Кавказской студии кинохроники, снимал тяжелые дни сдачи Новороссийска, Керчи, Севастополя, а Барбутлы в обратном порядке будет снимать освобождение этих городов.[...]

Источник

[...]Зона обслуживания Северо-Кавказской киностудии была огромная: 4 автономные республики, Карачаево-Черкесская автономная область и огромный Ставропольский край. Здесь я тоже встретил фронтовых товарищей — А. Литвинова, Б. Маневича.
Я работал и как автор-оператор, и в соавторстве с режиссёром А. Чубаровым и моим постоянным соавтором сценариев, фронтовым оператором В. Еремеевым. Он быстро ориентировался в отснятом оператором материале и составлял выразительный, эмоциональный текст. После создания фильмов «Коста Хетагуров» и «В Цейском ущелье», удостоенного диплома на Международном кинофестивале в Монтевидео в 1957 году, мне было присвоено звание кинооператора высшей категории.
К 100-летию В. И. Ленина мы с Еремеевым задумали фильм «Три портрета Ленина». Для съёмки одного из сюжетов я отправился в Москву на встречу с маршалом Советского Союза С. М. Будённым. Будённый рассказал в фильме об открытии портрета Ленина, сделанного в скале у подножия горы Машук в Пятигорске. Это произошло на съезде горянок-казачек в 1925 году.[...]

Мансур Барбутлы, кинооператор, Источник

[ Страница дополняется материалами ]