Петр ЕРМОЛОВ

оператор, оператор-постановщик, фронтовой кинооператор

Полное имя:
Петр Васильевич ЕРМОЛОВ

Дата рождения:
26 сентября 1887
г. Москва, Московская губерния, Российская империя

Дата смерти:
19 ноября 1953 (66 лет)
г. Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
оператор, оператор-постановщик, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Портрет П. Ермолова выполнен режиссёром А. Разумным.

Ермолов Петр Васильевич (14 (26) сентября 1887, Москва — 19 ноября 1953, Москва) — оператор игрового, документального и научно-популярного кино. Один из первых русских военных операторов. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1940). Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1939), «Знак Почета» (1939) и Красной Звезды (1943).[1]

В 1910 году окончил Московскую практическую академию коммерческих наук.

В кино с 1911 года. Работал в Акционерном обществе «Гомон» в Киеве и Одессе.
В 1915 — 1916 — оператор, снимал боевые действия российской армии на Кавказе и в Турции.
С 29 января 1918 — в Московском кинокомитете Наркомпроса РСФСР. 
С 1918 года снимал хронику Гражданской войны.
В 1919 — 1922 — оператор ВФКО.
В 1923 — 1924 — оператор Московского отделения «Севзапкино».
С августа 1924 по январь 1936 — оператор кинофабрики «Межрабпом-Русь» / киностудии «Межрабпомфильм».
С 13 июня 1936  — оператор киностудии «Союздетфильм».

Был одним из создателей первого игрового фильма о Красной Армии «На Красном фронте» (1920).
В 1921 году снимал В. И. Ленина на съезде по дошкольному воспитанию. Также снимал военные события в дивизии Чапаева. Одним из первых снимал Москву с воздуха (в день похорон В.И. Ленина)[2].

 Фильм: Закройщик из Торжка. Рабочий момент съемок. 1925 год. На фото (сидит справа) режиссер Я. Протазанов; за камерой стоит оператор П. Ермолов; актеры В. Марецкая и И. Ильинский (стоят слева). Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ / Музей кино.

Работал с режиссерами: Я. А. Протазановым — «Закройщик из Торжка» (1925), «Процесс о трёх миллионах» (1926), «Сорок первый» (1927), «Белый орёл» (1928) «Праздник святого Йоргена» (1930), «Марионетки» (1934); М. С. Донским — трилогия о Максиме Горьком: «Детство Горького» (1938), «В людях» (1939), «Мои университеты» (1940);  Александром Разумным — «Тимур и его команда» (1940) по оригинальному сценарию Аркадия Гайдара.

Фронтовой кинооператор во время Великой Отечественной войны. В РККА с 04 января 1942 года (доброволец).[3]

  • С января 1942 — в киногруппе Калининского фронта. Был тяжело ранен в руку.

«За полугодие заснял 8 сюжетов, в том числе 2 боевых о действиях артиллерии.
Сюжеты использованы следующим образом: 4 включены в СКЖ, 1 – в Летопись, 2 – в Фильмотеку и 1 явился творческим браком оператора.
Тов. Ермолов – один из старейших операторов советской кинематографии. Снимал хронику еще в период гражданской войны. Продолжительное время работал в художе­ственной кинематографии, где снял ряд больших фильмов.
Работу во фронтовой киногруппе начал удачными съемками – "Освобожденный го­род" (г. Калинин). Проявил в этом сюжете большую наблюдательность, вкус; дал фотогра­фию высокого качества.
Позднее, подойдя к боевой тематике, допустил творческий брак (сюжет "Выполне­ние боевого задания разведчиками"). В съемке поимки языка применил неоправданную, наивную инсценировку.
Из последних сюжетов наиболее интересные: "Автохлебозавод", "Артиллерийский огонь" и "Неуловимый артполк". Все они включены в СКЖ.
Ранение, полученное т. Ермоловым на фронте, нельзя не связать с тем, что он снимал на передовых линиях фронта и тем самым стремился повысить качество своих сюжетов.

Директор Центральной студии кинохроники (Головня).

Редактор (Попов)».

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 14.)[4]

С 13 июня 1943 — уполномоченный «Союзинторгкино» в Алжире.
С 17 ноября 1945 — уполномоченный «Союзинторгкино» в Иране.
С 1946 — на киностудии «Союздетфильм».
В 1948 — 1951 — в «Экспортфильме».

Снимал сюжеты для кинопериодики («Кино-Неделя», «Авиакиножурнал», «Союзкиножурнал» и др.).

______________________________
1.  Кино. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. (1987).
2. 
«Камера идёт вперёд» (Л. Данилов «Владислав Микоша» (Союз кинематографистов СССР, Всесоюзного бюро пропаганды киноискусства, Москва, 1983 г.)).
3. Документы о награждении (Источник: Информационный портал Министерства обороны РФ «Память народа»).
4.  «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 709).

СЕМЬЯ

Данных нет.

ФИЛЬМОГРАФИЯ 

Документальные и научно-популярные

1914 — Кровавое столкновение в Ейске полицейских чинов с преступниками и расстрел последних; оператор
1914 — Местный гимнастический праздник ростовского Петровского реального училища и женской гимназии Берберовой; оператор
1914 — Мобилизация автомобилей в Ростове-на-Дону; оператор
1915 — Отъезд с Кавказа [бывшего] наместника Е.И.В. графа И.И. Воронцова-Дашкова; оператор
1916 — Взятие и падение Трапезунда («Падение Трапезунда и вторжение наших доблестных войск в него», «Штурм и взятие Трапезунда нашей доблестной Кавказской армией»); оператор в соавторстве
1916 — Герои и трофеи турецкой твердыни — крепости Эрзерума; оператор в соавторства
1916 — Геройские подвиги Кавказской армии («Завоевание Байбурта, Эрзинзяна и Мамахатуна») (1-я серия); оператор в соавторстве
1916 — Герои Кавказской армии на передовых позициях и посещение их августейшим главнокомандующим армией Е.И.В. Великим Князем Николаем Николаевичем; оператор в соавторства
1916 — Покоренные турецкие города Байбурт, Мамахатун и Эрзинзян и посещение их Великим Князем Николаем Николаевичем; оператор в соавторстве
1916 — По пути к Эрзеруму. Кавказский фронт. Ольтинское направление; оператор в соавторстве
1916 — Трофеи и знамена, привезенные из Эрзерума в Петрограда; оператор в соавторстве
1916 — Штурм и взятие Эрзерума («Падение Эрзерума»); оператор в соавторстве
1918 — Чехословацкий фронт. Взятие Казан; оператор
1919 — Взятие Одессы советскими войсками; оператор
1919 — Литературно-инструкторский агитпароход ВЦИК “Красная звезда”; оператор совместно с Александром Лембергом
1919 — Поход красных партизан на Украину; оператор
1919 — Похороны первой женщины – комиссара бронепоезда; оператор совместно с Эдуардом Тиссэ
1919 — Процесс Миронова («Дело Миронова»); оператор
1919 — Формирование 13-й армии;  оператор
1920 — Кавказский фронт;  оператор
1920 — Похороны Джона Рида; оператор
1920 — Спорт на службе у трудящихся; оператор совместно с Александром Левицким
1920 — Топливный фронт; оператор совместно с Павлом Березкиным
1921 — Советская Грузия; оператор
1921 — Ужасы голода («Голод Поволжья», «Борьба с голодом»); оператор
1923 — 12-й съезд компартии («ХII съезд компартии»); оператор
1923 — Общий вид строительных работ на Московской сельхозвыставке; оператор
1923 — Перелет Москва –Тула; оператор
1923 — Похороны красного летчика т. Панкратова; оператор
1923 — Празднование 1 мая 1923 г. в Москве (Праздник Первого Мая 1923 г. в Москве); производство: Северо-Западное областное фотокиноуправление («Севзапкино»); режиссер Д. Вертов; операторы: Г.В. Гибер, П. Ермолов, П. Новицкий
1923 — Работа на сельскохозяйственной выставке; оператор
1923 — Школа ВЦИК; оператор
1924 — Казань  («Взятие Казани»); оператор
1924 — Микроб коммунизма; оператор
1924 — Нижегородская ярмарка; оператор
1924 — 1 Мая 1924 г. в Москве; оператор
1924 — Похороны тов. Ленина («Похороны В.И. Ленина»); оператор в соавторстве
1924 — ХIII партсъезд; оператор совместно с Григорием Гибером
1925 — Пятилетие Союза горняков; оператор
1925 — Соляная шахта; оператор
1925 — Что дает текстильщик крестьянину; оператор
1927 — Всесоюзный староста; оператор в соавторстве
1969 — Живой Ленин (редакция документального фильма 1958 года, созданного по киноматериалам Центрального политического архива Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС); Ленина снимали кинооператоры: ВинклерГибер, Григор, Ермолов, Желябужский, Козловский, Лемберг, НовицкийСлавинскийТиссэ

Киножурналы (выборочно)

1941 — На защиту родной Москвы. Выпуск № 5реж.: Н. Кармазинский; операторы: И. Беляков, П. Ермолов, С. Семенов, Р. Халушаков, А. Лебедев, Б. Макасеев, В. Штатланд, Б. Небылицкий 
1941 — На защиту родной Москвы. Выпуск № 6; Производство: Центральная студия кинохроники; режиссер Р. Гиков; операторы: С. Семенов, И. Беляков, П. Ермолов, А. Щекутьев, В. Штатланд, Б. Макасеев ; звукооператор В. Котов; другие создатели: И. Срабиан
1942 — На защиту родной Москвы. Выпуск  № 7; режиссер И. Копалин; операторы: И. Беляков, П. Ермолов, И. С. Семенов, Б. ШерВ. Соловьев; звукооператоры: Н. Аносова, В. Котов 
1942 — Союзкиножурнал № 33; режиссер Н. Кармазинский; операторы: И. Сокольников, И. Таги-Заде, М. Беров, Р. Халушаков, М. Шнейдеров, Иваровалов, Попова, Гольдштейн, А. Эльберт, В. Цеслюк, В. Фроленко, П. Ермолов
1942 — Союзкиножурнал № 58; режиссер С. Гуров; операторы: И. Сокольников, С. Хмелев, В. Ешурин, П. Ермолов, К. Сидоров, В. Смородин, Я. Марченко 

Игровые

1920 — На красном фронте (агитационный приключенческий фильм  о красноармейце, который выполнил ответственное задание, несмотря на противодействие польского шпиона); (фильм не сохранился); автор сценария и режиссер Лев Кулешов; оператор
1923 — Семья Грибушиных (Страна солнцевеющая); (в фильме представлена широкая картина социальной жизни сквозь призму быта семьи крупнейшего пермского купца Грибушина и простого рабочего в период НЭПа); в начале 1930-х фильм внесен в список запрещенных Главреперткомом (фильм не сохранился); режиссер А. Разумный; оператор: Г. Гибер, П. Ермолов
1924 — Особняк Голубиных (агитационная социально-бытовая драма о борьбе с туберкулёзом); автор сценария Натан Зархи; режиссёр Владимир Гардин; оператор
1924 — Руки прочь (Борьба за трест. Рука в перчатке); производство: Севзапкино; режиссер М. Доронин; оператор       
1925 — Дитя госцирка (о шестилетнем мальчике, который мечтает стать октябрёнком); производство: Межрабпом-Русь; режиссеры: Леонид Баратов, Сергей Козловский; оператор-постановщик
1925 — Закройщик из Торжка (эксцентрическая комедия; Действие происходит в Советской России во времена НЭПа в маленьком уездном городке Торжке); автор сценария Виктор Турин; режиссер Яков Протазанов; оператор-постановщик
1925 — Медвежья свадьба (мистическая драма по пьесе Анатолия Луначарского, созданной по мотивам новеллы Проспера Мериме «Локис»); производство студии «Межрабпомфильм»; авторы сценария: Георгий ГребнерАнатолий Луначарский; режиссёры: Владимир Гардин (пролог), Константин Эггерт; операторы: Эдуард Тиссэ (пролог), Пётр Ермолов


На фото персонажи фильма «Сорок первый»: Марютка (актриса А. Войцик) и Говорух-Отрок (актер И. Коваль-Самборский).

1926 — Сорок первый (фильм по мотивам одноимённой повести Борисa Лавренёвa); производство студии «Межрабпомфильм»; режиссер Я. Протазанов; оператор-постановщик 
1926 — Последний выстрел («Черное золото», «Углекопы»); оператор-постановщик (начинал съемки фильма с Луи Форестье)
1926 — Процесс о трёх миллионах (эксцентрическая комедия по мотивам повести и пьесы Умберто Нотари «Три вора»); производство студии «Межрабпом-Русь»; режиссер Я. Пртазанов; оператор-постановщик
1928 — Белый орел (по повести Леонида Андреева «Губернатор»); производство студии «Межрабпомфильм»; режиссер Я. Протазанов; оператор-постановщик; актеры: Василий Качалов (единственная кинороль в карьере), Анна СтэнВсеволод Мейерхольд и др.
1928 — Веселая канарейка (приключенческий фильм; немой вар.) режиссер Лев Кулешов; операторы-постановщики: Петр Ермолов, Борис Франциссон
1928 — Ледяной дом (Бирон и Волынский); (по мотивам исторического романа Ивана Лажечникова "Ледяной дом"); режиссер Константин Эггерт; оператор-постановщик


1929 — Два-Бульди-Два (фильм по рассказу Филиппа Гоппа; о пробуждении чувства революционного протеста у старого циркового артиста во время гражданской войны); производство студии «Межрабпомфильм»; автор сценария Осип Брикрежиссёры-постановщики: Нина Агаджанова-ШуткоЛьв Кулешов; операторы: Пётр Ермолов, Александр Шеленков 
1930 — Праздник святого Йоргена (фильм-комедия  по мотивам одноимённого романа Харальда Бергстедта «Фабрика святых»); производство студии «Межрабпомфильм»; авторы сценария: Владимир Швейцер, Яков Протазанов; режиссёр Яков Протазанов; оператор-постановщик
1931 — Механический предатель; комедия; автор сценария Александр Андриевский; режиссер Алексей Дмитриев; оператор-постановщик 
1933 — Марионетки (политический памфлет; действие происходит в вымышленном европейском королевстве Буфферия, где заправляют фашисты и капиталисты); производство студии «Межрабпомфильм»; режиссёры: Якова Протазанова и Порфирия Подобеда; оператор-постановщик
1935 — Восстание рыбаков (фильм по мотивам одноименного романа Анны Зегерс); производство студии «Межрабпомфильм»; режиссеры: Эрвин Пискатор, Михаил Доллер; операторы: Петр Ермолов, Михаил Кириллов
1936 — О странностях любвиигровой; музыкальный фильм, поставленный в 1936 году режиссёром Яковом Протазановым по сценарию Бориса Гусмана и Анатолия Мариенгофа; оператор: П. Ермолов; композитор: Д. Блок; асс. режиссера: А. Роу; асс. оператора: И. Малов  
1938 — В людях (звуковой и немой варианты; восстановлен в 1976 году); полнометражный художественный фильм режиссёра Марка Донского; экранизация второй части автобиографической трилогии Максима Горького); автор сценария: И. Груздев; гл. оператор Пётр Ермолов; оператор И. Малов 
1938 — Детство Горького (звуковой и немой варианты; восстановлен в 1977 году); полнометражный; игровой; сценарий И. Груздева по произведениям А.М.Горького;  режиссер-постановщик М. Донской;  гл. оператор П. Ермолов; оператор И. Малов; музоформитель Д. Блок

1939 — Мои университеты (по одноимённой автобиографической трилогии М. Горького); режиссер-постановщик М. Донской;  гл. оператор П. Ермолов; второй оператор И. Малов


1940 — Тимур и его команда (по оригинальному сценарию Аркадия Гайдара); производство киностудии «Союздетфильм»; режиссер А. Разумный; оператор-постановщик

_________________________________
При подготовке материала использована информация открытых источников. Фильмография — электронный каталог
РГАКФД
; Справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 299-300); «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 709-710).  Документы о награждении
информационный портал Министерства обороны РФ «Память народа». Материалы об операторе П. Ермолове, собранные А.А. Лебедевым (ГЦМК КП-17917/671). Фотографии и плакаты: ГОСКАТАЛОГ.РФ.

Библиография

1987 — Кино. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.(- 640 с., 96 л. ил.) (изд.: — М.: Советская энциклопедия)

Звания

1940 — Заслуженный деятель искусств РСФСР

Награды

1939 — Орден «Знак Почёта» (Президиум ВС СССР. Дата документа: 01.03.1939 г.; Архив: ЦАМО)
1939 — Орден Трудового Красного Знамени
1943 — Орден Красной Звезды (Приказ подразделения №: 386 от: 20.04.1943г.; Издан: ВС Калининского фронта. Архив: ЦАМО)
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1946 — Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1948 — Медаль «В память 800-летия Москвы»

Цитаты

[...]С начала интервенции и гражданской войны внимание киноработников сосредоточивается главным образом на фронтовых событиях.
Кроме профессиональных операторов-хроникеров, таких, как Э. Тиссэ, П. Новицкий, П. Ермолов, Г. Лемберг, снимавших кинохронику на фронтах первой мировой войны, в действующую армию направляются операторы художественной кинематографии — А. Левицкий, Г. Гибер и другие.[...]
П. Ермолов побывал на Восточном, Южном, Кавказском и Западном фронтах, снимал вступление Красной Армии в Казань, Одессу, Баку, запечатлел для истории образы С. М. Кирова, В. И. Чапаева, Н. К. Крупской. Из его снимков были смонтированы фильмы «Чехословацкий фронт», «Кавказский фронт», «Ко взятию Одессы красными войсками».[...]
Но по окончании гражданской войны П. Ермолов и Э. Тиссэ, в отличие от Новицкого, переходят в художественно-игровую кинематографию и успешно работают в ней. Первый в сотрудничестве с режиссерами Я. Протазановым и М. Донским снял такие значительные фильмы, как «Процесс о трех миллионах», «Сорок первый», горьковскую трилогию. Второй вместе с Московской школой кинематографии снял «Серп и молот», потом принимает участие в создании «Стачки», «Броненосца «Потемкин», «Октября» и других шедевров С. Эйзенштейна.
Однако, Ермолов и Тиссэ постоянно вспоминали о работе на хронике как о замечательной школе, воспитавшей из них мастеров революционного киноискусства.[...]

Лебедев Николай Алексеевич, киновед, Источник

[...]Кинематография молодой Страны Советов создавалась в трудных условиях. В 1918 году, возвратившись в Москву с Западного фронта, я пришел работать в созданный тогда Кинокомитет.
Председатель Комитета Н. Ф. Преображенский[1], операторы П. К. Новицкий, П. В. Ермолов и я, человек пятнадцать технического и служебного персонала — этот штат представлял в то время всю советскую кинематографию в Москве.
Работы было много. Не было дня, чтобы каждый из нас не снял хотя бы по одному сюжету. Оператор перебрасывался с места на место «в два счета».[...]
Почти на всех фронтах гражданской войны побывал со своим киноаппаратом П. В. Ермолов. Он запечатлел на пленке незабываемые образы В. И. Ленина, В. И. Чапаева, С. М. Кирова.[...]

Эдуард Тиссэ, Источник

[...]Создание новой экранной публицистики было обусловлено самим ходом истории – гигантскими общественными катаклизмами первой четверти века, развитием революционного движения, созданием первого в мире социалистического государства, отпавшего от мировой капиталистической системы. Документация всех этих процессов заняла важнейшее место в общественном сознании. В практической реализации этой задачи в послереволюционные годы приняли участие многие советские кинопублицисты: Э. Тиссе, П. Ермолов, А. Лемберг, А. Левицкий, М. Кауфман, В. Степанов, режиссёры Д. Вертов, И. Копалин, позже – Э. Шуб, В. Ерофеев, В. Шнейдеров и другие.[...]

С. Дробашенко, Источник

[..]Однажды (это было 1 мая 1940 года, в день моего рождения) он ворвался ко мне радостный, предельно возбужденный и подарил... номер газеты-многотиражки студии «Союздетфильм»! Подсмеиваясь над моим невольным удивлением, он торжественно прочитал статью «Коллективу фильма «Тимур и его команда». В ней говорилось: «Коллективу фильма «Тимур и его команда» от моряков Тихоокеанского флота горячий краснофлотский привет!
Дорогие друзья!
Вчера мы увидели впервые на экране картину «Тимур и его команда». Этот фильм поставлен для детей, однако он целиком, с первых же кадров захватил битком набитый краснофлотцами и командирами зрительный зал. Все с большим интересом следили за ходом событий, развертывающихся на экране. Пионер Тимур с первого появления на экране завоевывает симпатии зрителей, и краснофлотцы восхищенно говорят: «Дает! Дает!» (это высшее одобрение...).
Нам здесь особенно радостно видеть фильм о жизни подрастающей смены — будущих краснофлотцев, танкистов, летчиков, пехотинцев. Да, такие ребята вырастут и станут настоящими защитниками границ нашей Родины.
Кадры фильма, показывающие «общий сбор» команды Тимура, вызывали смех и восхищение этой своеобразной и весьма остроумной техникой. Поднятие флага на штабе команды подняло смех, смешанный с восхищением. «Глядите, все по-настоящему. Крепостной флаг (гюйс) подняли, значит, победа за Тимуром, ибо красное знамя ведет только к победе».
Такой фильм (пусть он и детский) помогает нам еще крепче и зорче охранять и оборонять морские рубежи Советского Союза, ибо мы видим, какую почетную задачу поручила нам страна — охранять мирный труд и счастливую жизнь советского народа, советской детворы.
Великое краснофлотское спасибо, товарищи, за замечательную вашу работу над созданием фильма! Надеемся, что в будущем коллектив во главе с тт. Разумным и Ермоловым создаст целый ряд еще лучших фильмов, которые войдут в историю советской кинематографии!
Желаем успехов в работе и учебе!
По поручению краснофлотцев — А. Ермачков».[...]

А. Разумный, режиссер, Источник

[ Страница дополняется материалами ]