Последнее обновление: 28.07.2024.
Ряшенцев Константин Михайлович (21 декабря 1921, Владикавказ — 21 сентября 1970, Амман, Иордания). Награжден двумя орденами «Красной Звезды» (1942 и 1970 (посмертно). Член ВКПб — КПСС с 1950 года. Член СК СССР (с 1959).
В 1922 году семья переехала в Москву.
В 1930 году поступил в 498 московскую среднюю школу, которую окончил в июне 1940 года.
Участник Великой Отечественной войны. В РККА с сентября 1940 года (студентом 1-го курса операторского факультета ВГИКа Константин Ряшенцев был призван в РККА и направлен для прохождения службы на Черноморский Военно-Морской Флот). Звание: гл. старшина.
С первых дней войны участвовал в боях и десантах в рядах морской пехоты в качестве бойца. Участвовал в обороне Одессы, Перекопа, Севастополя. После контузии в январе 1942 года взят в распоряжение Политического Управления Черноморского флота.
Севастополь. 1942 год. На фото слева — Константин Ряшенцев.
Автор фото: оператор В. Микоша. Источник: МАММ / МДФ.
Фронтовой кинооператор.
После демобилизации в феврале 1946 года по направлению Центральной студии документальных фильмов поступил на операторский факультет ВГИКа (мастерская Александра Гальперина), который окончил с отличием в 1951 году.
С 1951 — ассистент оператора, с июля 1954 — оператор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
Погиб в Аммане (Иордания) 21 сентября 1970 года от снайперской пули во время съемок документального фильма «Иорданский репортаж».
Похоронен на Введенском кладбище (рядом с захоронением Люсьена Оливье).
Отец — Ряшенцев Михаил Семенович (1896, Муром — 1957, Москва).
Мать — Ряшенцева Анна Ильинична (1899, Москва — 1988, Москва).
Сестра — Ряшенцева Ирина Михайловна (род. в 1932 году в Москве), работала преподавателем Московского библиотечного института (МГБИ).
Племянник — Симаков Сергей Сергеевич (1963 — 2009), оператор документального кино и телевидения. В 1986 году окончил операторский факультет ВГИКа. В 1986 — 1994 — оператор ЦСДФ. С 1994 по 1998 — оператор РЦСДФ. Позже работал на ТВ.
1942 — Черноморцы (фильм посвящен событиям и героям обороны Севастополя 1941-1942 гг.; С беспримерным мужеством в течение двухсот пятидесяти дней город отражал сильный натиск немецко-фашистских войск. В фильме показана героическая эпопея обороны Севастополя, мужество и отвага его защитников, боевые действия Черноморского флота, защищавшего город с моря. Фильм заканчивается эвакуацией Севастополя, которая была произведена по приказу Верховного Командования); полнометражный; режисер В. Беляев; операторы: В. Микоша, Д. Рымаревым, Ф. Короткевичем, А. Кричевским, Г. Донец, А. Смолка, К. Ряшенцев (в титрах не указан)
1944 — Битва за Севастополь; полнометражный; режиссёр В. Беляев; операторы: В. Микоша, Д. Шоломович, И. Аронс, В. Афанасьев, Я. Берлинер, К. Дупленский, И. Запорожский, Д. Каспий, Л. Котляренко, М. Лифшиц, Ф. Овсянников, М. Пойченко, Н. Петросов, А. Смолко, В. Сущинский, Б. Щадронов, Г. Хнкоян, К. Ряшенцев (в титрах не указан)
1944 — Кавказ (Битва за Кавказ); полнометражный; производство: Центральная студия кинохроники и сектор хроники Тбилисской киностудии; автор-режиссер фильма: Л. Варламов; режиссер: Ш. Чагунава; фильм снимали 17 операторов киногрупп Закавказского и Северо-Кавказского фронтов; руководитель оператор М. Трояновский; операторы: Д. Шоломович, А. Казначеев, М. Пойченко, А. Каиров, С. Семенов, Д. Каспий, А. Левитан, С. Коган, В. Петров, Л. Котляренко, Л. Арзуманов, Л. Мазрухо, Г. Асатиани, А. Сологубов, О. Деканосидзе, Н. Петросов, В. Шанидзе; асс. оператора К. Ряшенцев
1945 — Будапешт (боевые действия 2-го и 3-го Украинских фронтов по освобождению советскими войсками г. Будапешта во время 2-й Мировой войны); режиссёр В. Беляев; операторы: В. Афанасьев, А. Лебедев, П. Касаткин, Д. Рымарев, О. Рейзман, Г. Асланов, Л. Аристакесов, Я. Берлинер, И. Грачев, С. Гольбрих, К. Дупленский, Ю. Кун, А. Рубанович, Б. Рогачевский, А. Сологубов, И. Сокольников, С. Стояновский, А. Фролов, Е. Яцун, К. Ряшенцев (в титрах не указан); асс. режиссера: В. Чекулаева, А. Гольберг; диктор Л. Хмара
1945 — Вена (наступление частей Советской Армии в Австрии); режиссер Я. Посельский; операторы: Г. Асланов, И. Грачев, И. Чикноверов, Б. Рогачевский, И. Сокольников, Д. Рымарев, В. Афанасьев, Д. Мамедов, К. Дупленский, С. Стояновский, А. Фролов, К. Ряшенцев (в титрах не указан); музоформитель Д. Блок, звукооператор В. Котов, диктор Л. Хмара, художник П. Соколов, автор текста Р. Кацман, асс. режиссера З. Дембовская, консультант С. Платонов, К. Васильченко
1954 — Жиронда (Франция) — Динамо (Москва); режиссер Б. Вейланд; операторы: А. Щекутьев, Д. Каспий, П. Касаткин, В. Комаров, А. Крылов, В. Микоша, М. Ошурков, К. Пискарев, А. Хавчин, К. Ряшенцев
1955 — Делегация японского парламента в СССР; режиссер М. Славинская; операторы: Е. Аккуратов, К. Ряшенцев, И. Сокольников, В. Цитрон
1955 — Французская парламентская делегация в СССР; режиссер А. Рыбакова; операторы: И. Михеев, А. Савин, Н. Соловьев, Ф. Овсянников, В. Придорогин, В. Страдин, К. Ряшенцев, В. Цитрон
Киногруппа ЦСДФ на съемках Международных конно-спортивных соревнований. На фото (слева направо): операторы Д. Рымарев, К. Ряшенцев, директор картины Н.М. Макеев, режиссер К.С. Эггерс, оператор С.И. Киселев. Московский ипподром, 1955 год. Фото из семейного архива Виктории Кузьмич (внучки Н. Макеева).
1955 — Международные конно-спортивные соревнования (Московский ипподром. Скачки на призы городов — Москвы, Тираны, Праги, Бухареста; заключительная скачка на приз Мира); режиссер К. Эггерс; операторы: С. Киселев, Д. Рымарев, К. Ряшенцев, В. Скоробогатова
1956 — Артисты Индии в СССР; режиссер С. Гуров; операторы: О. Рейзман, К. Ряшенцев
1956 — Советско-польские научно-техническое совещание горняков; реж.: В. Беляев; оператор
1956 — Юность советского спорта (3-я Всесоюзная Спартакиада учащихся); режиссер В. Вейланд; операторы: В. Аккуратов, О. Арцеулов, В. Воронцов, Ю. Егоров, А. Кричевский, К. Ряшенцев
1958 — Бирманские парламентарии в Советской стране; режиссер В. Бойков; операторы: И. Грачев, К. Ряшенцев
1960 — В добрый путь, Нигерия!; полнометражный; режиссер В. Ешурин; операторы: В. Ешурин, К. Ряшенцев
1960 — На приз имени братьев Знаменских; режиссер К. Эггерс; операторы: А. Воронцов, Г. Голубов, К. Ряшенцев
1961 — Друзья из Вьетнама; режиссер И. Генина; операторы: И. Грачев, А. Кочетков, К. Ряшенцев, В. Цитрон
1963 — И все-таки "Спартак"; режиссер Я. Бабушкин; операторы: Г. Асланов, И. Бганцев, К. Богдан, И. Грачев, Г. Земцов, Ф. Каминский, С. Коган, Л. Кокошвили, А. Крылов, Е. Мухин, М. Ошурков, М. Попова, Д. Рымарев, А. Саранцев, Ю. Серов, И. Сокольников, К. Ряшенцев, З. Чернявский
1963 — Товарищ такси; режиссер Я. Бабушкин; операторы: К. Ряшенцев, Г. Голубов, А. Савин
1963 — Бирманские гости в СССР; режиссер З. Тузова; операторы: К. Ряшенцев, А. Савин
1965 — Под флагом Родины; режиссер В. Плотникова; операторы: О. Афанасьев, Н. Виноградский, И. Грек, И. Запорожский, С. Масленников, Л. Михайлов, Е. Мухин, П. Опрышко, М. Попова, К. Ряшенцев, С. Скраливецкий, Н. Соловьев, Б. Шер
1967 — Праздник моды (Международная выставка "Одежда"; павильоны СССР, Польши, Японии); режиссер А. Зенякин; операторы: И. Бганцев, К. Ряшенцев
1967 — Фильмы и встречи (5-й Международный кинофестиваль в Москве); режиссер А. Зенякин; операторы: И. Грачев, А. Кричевский, К. Ряшенцев
1968 — Через восемь морей и два океана; режиссер Д. Рымарев; операторы: Д. Рымарев, К. Ряшенцев
1968 — Всесоюзный институт научной и технической информации (ВИНИТИ); режиссер Д. Рымарев; оператор: К. Ряшенцев
1969 — К службе воинской готовы; режиссер Д. Рымарев; оператор: К. Ряшенцев
1970 — Иорданский репортаж; режиссер Д. Рымарев; операторы: К. Ряшенцев, Д. Рымарев
Снимал сюжеты для кинолетописи, а также для киножурналов: "Советский воин", "Новости дня".
1943 — Черноморское побережье (Черноморская группа войск Закавказского фронта, 01.1943 г.); кинолетопись; операторы: Д. Рымарев, К. Ряшенцев
1943 — Батарея Зубкова (Черноморская группа войск Закавказского фронта, январь 1943 г. Общий вид города Новороссийска. Герой Севастопольской обороны корректировщик лейтенант В. К. Пелых.); операторы: Д. Рымарев, К. Ряшенцев
1945 — Бои за город Вену и г. Вена после освобождения; кинолетопись: сюжет «АВИАЦИЯ И ДУНАЙСКАЯ ФЛОТИЛИЯ»; операторы: Афанасьев В.И., Асланов Г.Г., Рымарев Д.Г., Ряшенцев К.М., Запорожский И.А., Петросов Р.В.; сюжет «ПРОДВИЖЕНИЕ СОВЕТСКОЙ АРМИИ И БОИ НА БЛИЖНИХ ПОДСТУПАХ К Г. ВЕНЕ», операторы: Фролов А.И., Стояновский С.А., Мамедов Д.М., Сокольников И.И., Запорожский И.А., Петросов Р.В., Чикноверов И.А.; сюжет «БОИ НА ПОДСТУПАХ К ВЕНЕ», операторы: Афанасьев В.И., Мамедов Д.М., Сокольников И.И., Рымарев Д.Г., Ряшенцев К.М., Запорожский И.А., Петросов Р.В.
МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ ОПЕРАТОРОВ
Сентябрь 1943 г. Монтажный лист оператора Д. Рымарева, ассистента оператора К. Ряшенцева «Материал для фильма "25 лет Комсомола"» (в госпитале на черноморском побережье) - из папки «Монтажные листы кино-операторов Центральной студии кинохроники на сюжеты, снятые в дни Отечественной войны 1943 г. (оригиналы военного отдела с № 1100 по № 1299)».
26 февраля 1944 г. Монтажный лист оператора В. Микоши, ассистента оператора К. Ряшенцева «На Керченской переправе» - из папки «Операторские монтажные листы, снятые на фронтах Отечественной войны в 1944 г. (с № 6085 по № 7152)»
11 мая 1944 г. Монтажный лист оператора В. Микоши, ассистента оператора К. Ряшенцева об освобождении Севастополя - из папки «Операторские монтажные листы, снятые на фронтах Отечественной войны в 1944 г. (с № 6085 по № 7152)»
14 мая 1944 г. Монтажный лист операторов В. Микоши, К. Ряшенцева «Финал севастопольской эпопеи - результат штурма немецкой группировки у Херсонесского маяка» - из папки «Операторские монтажные листы на сюжеты, снятые на Черноморском флоте в 1944 г. (в.с. с № 116 по № 1582)»
04 апреля 1945 г. Монтажный лист ассистента оператора К. Ряшенцева «Краснознаменная Дунайская флотилия в боях за Вену» - из папки «Монтажные листы на сюжеты, снятые на фронтах Отечественной войны в 1945 году (оригиналы с № 501 по № 701)»
08 апреля 1945 г. Монтажный лист ассистента оператора К. Ряшенцева «Материалы о Братиславе» - из папки «Монтажные листы на сюжеты, снятые на фронтах Отечественной войны в 1945 году (оригиналы с № 501 по № 701)»
16 апреля 1945 г. Монтажный лист оператора Д. Рымарева, ассистента оператора К. Ряшенцева «Дунайская флотилия в боях за Вену» - из папки «Монтажные листы на сюжеты, снятые на фронтах Отечественной войны в 1945 году (оригиналы с № 501 по № 701)»
Коллеги Константина Ряшенцева всегда восхищались его невероятной работоспособностью и жизнелюбием. В их памяти он навсегда остался как открытый и веселый человек. Бывший фронтовик, он не боялся работать в сложных условиях, спокойно относился к лишениям и опасностям, которые подстерегают кинохроникера в горячих точках планеты. Как истинный профессионал, он искренне радовался тому, что всегда находится в центре событий и участвует в создании кинолетописи эпохи.[...]
Алексей Голубев, гл. редактор сайта #МузейЦСДФ, Источник
Осенью 1941 года операторы Дмитрий Рымарев и Владислав Микоша приехали в Крым снимать киносюжеты о героической обороне полуострова. Здесь, на Ишуньских позициях, они и познакомились с Константином Ряшенцевым. Он только что спас жизнь своему комиссару, заколов штыком фашистского солдата. Сидя на корточках в тени полуразрушенного глинобитного дома, кинохроникеры расспрашивали 20-летнего краснофлотца о его подвиге. А потом снимали его с автоматом в руках, обвешанного гранатами и пулеметными лентами.
Мл. лейтенант Константин Ряшенцев. Крым. 1941 год. Автор фото: Д. Рымарев.Мл. лейтенант Константин Ряшенцев. Крым. 1941 год. Автор фото: Д. Рымарев.
Узнав, что до войны Константин учился на оператора, кинохроникеры попросили начальство из политуправления откомандировать его в киногруппу Черноморского флота в качестве ассистента. Через некоторое время на участке фронта в районе Севастополя появилось целое киноподразделение: операторы – Владислав Микоша и Дмитрий Рымарев, ассистенты – Константин Ряшенцев и Федор Кротик-Короткевич, начальник киногруппы – Наум Левинсон. Они все время были вместе.[...]
В дальнейшем военная судьба Константина была связана с Черноморским флотом и Дунайской флотилией. К сожалению, фамилии ассистентов операторов тогда редко указывали в титрах, поэтому многие съемки Ряшенцева сегодня ошибочно приписывают его старшим товарищам. В качестве примера можно привести документальный фильм «Черноморцы» (1942), в создании которого он активно участвовал, однако в титры включен не был.[...]
[...]Шел к концу третий месяц войны. Фронтовые операторы за это время уже стали военными людьми. Вдоволь натерпелись, привыкли смотреть смерти в глаза. Многие из нашего отряда фронтовых кинохроникеров сложили головы. Погиб жизнелюб, охотник, неразговорчивый Коля Самгин. Он был убит в первый месяц войны. Остался последний его снимок — в стальной каске, обросший щетиной, усталым взглядом смотрит на нас — живых. Паша Лампрехт, застенчивый, мечтательный, хрупкий, похожий на подростка. Товарищи видели, как его голова скрылась под балтийской волной. Всегда трудно примириться с гибелью товарища, но эти, первые потери, были особенно ощутимы, особенно тяжелы.
Роман Кармен, Источник
Кинооператора теперь можно было уже встретить во всех родах войск — на флоте, в танковых войсках, в пехоте. Воины Красной Армии привыкли в трудную минуту видеть рядом спокойного человека с киноаппаратом. В эти дни кинооператоры Марк Трояновский и Соломон Коган снимали героические будни обороны Одессы. Владик Микоша снимал в Севастополе, мы слышали, что он был контужен, но не прекращал съемки. Вместе с ним работали операторы Дима Рымарев, Кротик-Короткевич, Костя Ряшенцев. Перешел линию фронта старейший кинохроникер Сергей Гусев. Сейчас он снимает в партизанском отряде, в немецком тылу. На днях в «Правде» мы видели крупно напечатанный кадр из кинохроники, снятой оператором Николаем Вихиревым с борта боевого самолета, — бомбежка вражеских колонн. Он снимал на Южном фронте.
Материал со всех фронтов шел в Москву. Каждые три дня на экранах теперь появлялся «Кинорепортаж с фронтов Отечественной войны». Уже определяется система фронтовых групп кинохроники.[...]
[...]Невольно вспоминается моя первая встреча с Микошей. 1947 год. Мы с Костей Ряшенцевым идём по Петровке. Костя – бывший морской пехотинец, а сейчас – студент ВГИКа. Вдруг из Столешникова выходит красивый, крепкий моряк. Фуражка с «крабом». Чёрная морская шинель. Она чуть расстёгнута и под крепкой шеей – полоски тельняшки. Хорош – слов нет!
Сергей Медынский, лауреат Ленинской премии (1960), Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1997)., Источник
Костя кидается к нему, они жмут друг другу руки, о чём-то оживлённо «травят», как сказали бы на флоте. Я стою в сторонке, понимая – мне с ними не равняться. Наконец они прощаются, моряк идёт своей дорогой, Костя – ко мне.
«Кто это?» – простодушно спрашиваю я. Костя смотрит на меня как на последнего придурка. «Да ты что? – говорит он с искренним изумлением. – Это же Владик Микоша!»
Помнится, тогда подумалось: а почему «Владик»? Хотя Костя имеет право на «Владика» – он воевал в Севастополе, Микоша его снимал, а потом, узнав, что Костя мечтает о ВГИКе, добился его перевода из боевой части в свою киногруппу, сделал своим ассистентом.[...]
[...]В Севастополе – на этом узком участке тогдашнего большого фронта – киноработников было немного: два оператора – Владислав Микоша и Дмитрий Рымарев, два ассистента – Константин Ряшенцев и Фёдор Короткевич, начальник киногруппы С. Левинсон. Они всё время были вместе. Первым здесь появился Микоша. Хотя нет, Ряшенцев тоже был в Севастополе. Студент 1 курса операторского факультета ВГИКа Костя Ряшенцев был призван в начале войны в армию и направлен в батальон морской пехоты. Он отличился в бою, был ранен и лежал в госпитале. О нём узнал Микоша и попросил начальство из Политуправления откомандировать юного моряка в киногруппу. После госпиталя Ряшенцев вошёл в киногруппу Черноморского флота как ассистент. Так что здесь, в Крыму, создалось целое киноподразделение – сильное и оперативное. Уже после войны, окончив ВГИК, Костя стал известным хроникёром. Оператор-боец, он и погиб на боевом посту – на Ближнем Востоке, в стране Иордании, 21 сентября 1970 года… Пуля израильского снайпера сразила его в тот момент, когда он поднимал аппарат для своего очередного – последнего – неснятого кадра. Пуля пробила объектив аппарата «Конвас-автомат», прошла сквозь плёнку и попала Косте в голову…[...]
Лев Данилов, режиссер, Источник
При подготовке материала использована информация открытых источников, фильмография — электронный каталог РГАКФД, Фотографии из частных архивов.