Полное имя:
Владимир Иванович СТРАДИН

Дата рождения:
28 июля 1899
пригород Санкт-Петербурга, Российская империя

Дата смерти:
28 февраля 1972 (72 года)
Ленинград, РСФСР, СССР

Профессии:
оператор, режиссёр, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Страдин Владимир Иванович (16 (28) июля 1899 году в пригороде Санкт-Петербурга — 28 февраля 1972, Ленинград (ныне Санкт-Петербург)[1]) — оператор документального и научно-популярного кино, режиссёр. Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1943). Член ВКП(б) с 1944 года. Член Союза кинематографистов СССР с 1958 года.

В 1918 году окончил училище Святой Анны (Анненшуле).
В 1918 — 1919 гг.  учился на инженерно-строительном отделении Петроградского политехнического института.
В 1920 — учился в Школе экранного искусства.
С 1928 — ассистент оператора студии «Белгоскино».

С 1929 
 оператор, режиссер Ленинградской фабрики «Совкино» / «Ленкинохроники».
Был вторым оператором на фильмах «Слава мира», «Первый взвод», «Поручик Киже». Работал на Иркутской, Саратовской, Алма-Атинской киностудиях.
В 1933–1935 и с 16 июня 1941 г. – оператор Ленинградской студии кинохроники.

Фронтовой киноопера­тор в годы Великой Отечественной войны. На фронте с июня 1941 года. Вольнонаёмный.
Призван в РККА Василеостровским РВК, г. Ленинграда 31 мая 1943 года. Звание: интендант 3 ранга (1943).

  • С 01 июня 1942 года по 1945 год — оператор киногруппы политуправления Ленинградского фронта.

За период работы с 1 июня 1942 г. по 31 декабря 1943 г. им снято 116 сюжетов, из них 40 получили хорошую оценку, один «отличную», остальные «удовлетворительную»[2].

К лучшим работам были отнесены «Жертвы артобстрела», «Герои снабжения Ленинграда», «Танки возвращаются на фронт», «Дом малютки», «Укрепление Кировского района», «Допрос пленного», «Отомсти за детей», «Почетный гость», «Эрмитаж», «Посылки детям», «Подарки Сталинграду», «Награда ленинградцам», «Лагерь в лесу», «Телефонистки города», «Вручение медалей родственникам», «25 лет здравоохранения», «Бойцы на поправке», «Хозяйство госпиталя», «Диспетчер», «Зеленая улица», «Физкультурный парад», «Школьники в поле», «Школы к учебному году», «Консерватория», «Награждение дивизиона», «Лагерь на островах», «Первый день в школе», «Хореографическое училище», «Детская больница», «В ВУЗе начались занятия», «Отомсти за нее», «Елочный базар», «Дом ученых» и др.[3].

Кадры, снятые Владимиром Страдиным, вошли в полнометражный документальный фильм «Ленинград в борьбе» (1942).

«Он один из ведущих операторов хроники, – отмечалось в служебной характеристике 1943 г., – систематически работает над повышением своего творческого роста, им снято много ценного летописного материала в осажденном Ленинграде».
(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 191. Л. 20.)[4]

С 1945 по 1961 — оператор Ленинградской студии кинохроники. 
Работал на документальных фильмах ЦСДФ в качестве кинооператора (по договорам между киностудиями), снимал сюжеты для кинопериодики.

Владимир Страдин в документальном фильме "Центральная студия документальных фильмов — 25 лет" (1957).

СЕМЬЯ

Был женат.
Дочери — Страдина Ирина Владимировна, скульптор; Страдина Тамара Владимировна, актриса.

______________________________
1. Место рождения и даны жизни указаны в соответствии с информацией справочника "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с. 815)
2-4. Источник: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2019; с. 811).

ФИЛЬМОГРАФИЯ 

Игровые

1929 — Слава мира; игровой; 2-й оператор
1930 — Первый взвод; игровой; 2-й оператор
1934 — Поручик Киже; игровой; 2-й оператор

Документальные

1934 — Остров Шпицберген; автор-оператор
1935 — Победи­тели снегов; автор-оператор
1936 — Хан-Тенгри; автор-оператор
1936 — Замечательный год (фильм рассказывает об успехах социалистического строительства за истекший 1935 год); Производство: Московская студия кинохроники; полнометражный; режиссёр: Н. Соловьев; операторы: В. Беляев, В. Страдин; асс. режиссёра: Л. Залкинд; звукооператор: Л. Штейнберг; музыкальное оформление: Н. Бертран
1937 — Миллионер
1937 — Казахстан
1937 — Закон счастья; Производство: Алма-Атинская студия кинохроники; реж.: В. Василенко; оператор совместно с В. Беляевым
1940 — Фрунзенцы
1942 — Ленинград в борьбе (период: с 22 июня 1941 года до апреля 1942 года); полнометражный; Производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссеры: Р. Кармен, И. Комаревцев, В. Соловцов, Е. Учитель; главные операторы: А. Богоров, Е. Учитель, С. Фомин, операторы: Н. Блажков, Н. Голод, И. Дементьев, А. Изаксон, О. Иванов, Э. Лейбович, В. Максимович, Ф. Овсянников, Ф. Печил, П. Паллей, А. Погорелый, Р. Кармен, Г. Симонов, Я. Славин, В. Страдин, К. Станкевич, В. Сумкин, Г. Трофимов, Г. ШулятинБ. Шер; звукооператоры: Е. Бельский, В. Котов; асс. режиссера: Л. Киказ; диктор: Р. Выгодский, руководитель фронтовой киногруппы: Иосиф Хмельницкий; во Всесоюзном прокате с 9 июля 1942 года; Сталинская премия первой степени (1943) [о фильме в статье Марии Голик «Ленинград в борьбе»: Фильм блокадного города]
1943 — Ладога (о Дороге жизни, проложенной зимой по льду Ладожского озера во время Великой Отечественной войны для оставки продовольствия, боеприпасов, эвакуации детей, женщин, стариков из г. Ленинграда); Производство: Ленинградская студия кинохроники; полнометражный; реж.: П. Паллей, В. Соловьев, Г. Трофимов; операторы: В. Гарданов, А. Погорелый, Н. Долгов, В. Синицын, А. Климов, В. Страдин, В. Короткин, С. Фомин
1943 — Путь открыт (Ленинград в первые недели после прорыва блокады); Производство: Ленинградская студия кинохроники; реж.: И. Комаревцев; операторы: В. Синицын, В. Страдин, Е. Шапиро; звукооператоры Б. Картавенко, Е. Победина, К. Познышев 
1944 — Великая победа под Ленинградом; Производство: Ленинградская студия кинохроники; полнометражный; реж.: Н. Комаревцев, П. Паллей, В. Соловцов; операторы: А. Погорелый, Е. Учитель, В. Страдин, С. Фомин 
1944 — Ленинградские партизаны; Производство: Ленинградская студия кинохроники; реж.: В. Гребнев; операторы: Б. Дементьев, Л. Изаксон, В. Короткин, С. Масленников, А. Романенко, О. Иванов, А. Ксенофонтов, А. Погорелый, В. Страдин, Б. Синицын 

1949 — Пушкинские дни; Производство: ЦСДФ; полнометражный; операторы: И. Беляков, В. Ешурин, И. Бессарабов, Е. Ефимов, Киселев, Крылов, Семенов, Силенко, А. Хавчин, В. Страдин, А. Щекутьев, Б. Макасеев 
1950 — Театр Волкова в Ярослав­ле (200-летний юбилей Ярославского театра); автор-оператор
1950 — Старейший русский театр (Ярославский государственный драматический театр им. Ф. Г. Волкова); Производство: Ленинградская студия кинохроники; реж.: В. Соломоник; оператор: В. Страдин, П. Касаткин; редактор: Б. Савранский, звукооператор: Е. Бельский; автор сценария: Н. Балясников
1950 — Ленинград голосует (выборы в местные Советы в г. Ленинграде); Производство: Ленинградская студия кинохроники; реж.: Н. Комаревцев; операторы: А. Богоров, О. Иванов, Н. Блажков, Л. Изаксон, Я. Гринберг, Г. Симонов, В. Дементьев, В. Страдин, Г. Трофимов
1950 — Всенародный кандидат (предвыборное собрание рабочих завода им. Сталина, окружное предвыборное совещание в Таврическом дворце по поводу выдвижения кандидата в депутаты в Ленинградский областной Совет И. В. Сталина); Производство: Ленинградская студия кинохроники; реж.: В. Соловцов; операторы: Н. Блажков, О. Иванов, Я. Блюмберг, А. Павлов, А. Богоров, Г. Симонов, Я. Гринберг, В. Страдин, К. Станкевич; редактор: Б. Савранский; звукооператоры: Б. Картавенко, Е. Бельский
1950 — Народ чтит память Суворова; Производство: Ленинградская студия кинохроники; реж.: Е. Учитель; операторы: С. Барташевич, Я. Гринберг, Г. Донец, Я. Блюмберг, С. Ковалева, Е. Козырев, С. Масленников, О. Иванов, А. Павлов, А. Погорелый, В. Страдин, Г. Трофимов; музоформитель: Р. Шуб; звукооператор: Е. Бельский; редактор: В. Соловьев
1951 — Забота Родины; Производство: Ленинградская студия кинохроники; реж.: Т. Прокофьева; оператор: В. Страдин; звукооператор: Е. Бельский; автор текста: Л. Болдырева

1951 — Начало пути; оператор
1951 — Эрмитаж; оператор
1952 — 500-летие со дня рождения Леонардо да Винчи; Производство: ЦСДФ; режиссёр: Самуил Бубрик; операторы: А. ШафранВ. СтрадинП. Опрышко   
1952 —1-е мая в Ленинграде; Производство: Ленинградская студия кинохроники; реж.: Н. Комаревцев; операторы: Н. Блажков, Я. Гринберг, С. Ковалева, Ф. Овсянников, А. Погорелый, В. Страдин, Г. Трофимов, Р. Шевалье; звукооператор: Б. Картавенко
1953 — Возрождённое Пулково; Производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссёр: А. Елихова; оператор: В. Страдин 
1953 — День Военно-Морского Флота СССР; Производство: ЦСДФ; реж.: Л. Кристи; операторы: Н. Блажков, В. Валдайцев, И. Запорожский, Г. Земцов, С. Коган, А. Кушешвили, С. Масленников, П. Опрышко, Ф. Овсянников, Павел Русанов, Петр Русанов, А. Семин, В. Страдин
1953 —1-е мая в Ленинграде; Производство: Ленинградская студия кинохроники; реж.: Н. Комаревцев; операторы: О. Иванов, С. Барташевич, Л. Изаксон, Н. Блажков, Ф. Овсянников, Я. Блюмберг, А. Павлов, В. Валдайцев, Г. Симонов, Я. Гринберг, К. Станкевич, В. Страдинзвукооператор: Е. Бельский
1954 — Крепнет советско-венгерская дружба; Производство: ЦСДФ; реж.: Е. Вертова; операторы: В. Воронцов, И. Гольдштейн, Т. Захаров, А. Истомин, Н. Кононов, Б. Макасеев, Д. Мамедов, Е. Мухин, Н. Рядов, В. Скоробогатова, В. Страдин; звукооператоры: С. Ключевский, В. Марина, М. Соболев
1954 — Рейс мира (рейс мира польского парохода "Баторий" по Балтийским странам); Производство: Ленинградская студия кинохроники; реж.: Е. Учитель; операторы: С. Фомин, Я. Блюмберг, В. Максимович, Г. Трофимов, С. Масленников, Ф. Овсянников, В. Страдин; звукооператор: Е. Бельский; автор текста: С. Нагорный
1954 — Начало пути (о Ленинградском хореографическом училище); Производство: Ленинградская студия кинохроники; реж.: А. Епихова; оператор: В. Страдин
1954 — Финские гости в Советской стране; Производство: ЦСДФ; режиссер: Я. Бабушкин; операторы: Г. Асатиани, Л. Арзуманов, Ю. Бородяев, А. Богоров, Г. Голубов, И. Голдштейн, О. Иванов, А. Истомин, Б. Макасеев, А. Павлов, В. Страдин, С. Фомин, В. Ходяков, А. Хавчин, Р. Халушаков, К. Широнин, В. Эптшейн; звукооператоры: И. Гунгер, Ю. Корчагин, М. Соболев, С. Сенкевич, Е. Уманский; автор текста: В. Фартучный; диктор Л. Хмара
1955 — Вещи Ростовского
1955 — Французская парламентская делегация в СССР; Производство: ЦСДФ; реж.: . Рыбакова; операторы: И. Михеев, А. Савин, Н. Соловьев, Ф. Овсянников, В. Придорогин, В. Страдин, К. Ряшенцев, В. Цитрон; автор текста: А. Каравкин; звукооператор: К. Никитин
1955 — Люди доброй воли (посещение делегатами Всемирной Ассамблеи мира в Хельсинки г. Ленинграда); Производство: Ленинградская студия кинохроники; реж.: Е. Учитель; операторы: Г. Донец, С. Барташевич, В. Валдайцев, В. Гулин, С. Масленников, Ф. Овсянников, В. Страдинзвукооператоры: Е. Бельский, Ю. Корчагин; автор текста: М. Ланской; ассистенты оператора: В. Богданов, Н. Виноградский, К. Лебедев, Е. Резголь 
1955 — Фестиваль ленинградской молодежи; Производство: Ленинградская студия кинохроники; реж.: Е. Вермишева; операторы: Г. Донец, С. Барташевич, Р. Валдайцев, В. Гулин, С. Масленников, Ф. Овсянников, В. Страдин, С. Фомин; звукооператор: Е. Бельский, автор текста: И. Головань
1955 — Соревнования мотоциклистов; Производство: Ленинградская студия кинохроники; реж.: В. Василенко; операторы: С. Фомин, А. Погорелый, В. Страдин, Г. Симонов, Г. Трофимов, Я. Блюмберг; звукооператор: Е. Бельский

1956 — Опасные соседи (профилактика и борьба с болезнями, распространяемыми комнатными мухами); Производство: ЛСДФ; режиссёр: О. Жухина; оператор: В. Страдин
1957 — Чудесный дворец; автор-оператор
1958 — Путешествие бы­ло приятным; автор-оператор
1958 — Праздник православия (празднование 40-летия восстановления патриаршества в Русской Православной церкви); Производство: ЦСДФ; полнометражный; реж.:  Н. Кармазинский; операторы: А. Щекутьев, А. Листвин, А. Софьин, В. Страдин, В. Штатланд
1959 — Когда зажигаются огни; главный оператор
1961 — Волга сегодня

КИНОПЕРИОДИКА (выборочно)

Снял более 800 сюжетов для кинолетописи и киножурналов.

1934  Социалистическая деревня № 6; реж.: И. Сеткина; операторы: А. КричевскийА. Балухтин, А. Софьин, Б. Игнатович, В. Страдин 
1935  Пионерия № 3; реж.: М. Варейлис; операторы: В. Страдин, А. Лебедев, Н. Вихирев, Д. Рымарев, П. Лампрехт  
1936 — Железнодорожник № 3; реж.: В. Гейман, Г. Дик; операторы: П. Лампрехт, С. Семенов, К. Писанко, В. Страдин, В. Фроренко, В. Доброницкий  
1937 — Союзкиножурнал № 46; Производство: Союзкинохроника; режиссер: С. Гуров; операторы: Тросман, Соловьев, Штатланд, Самуцевич, Славин, Николаев, Родниченко, В. Страдин, Марченко, Сельдевкин, Новожилов, Соловьев, Шелев 
1942 — Союзкиножурнал № 5; реж.:  С. Гуров; операторы: М. Шнейдеров, Я. Славин, В. Страдин, В. Доброницкий, В. Головня, Н. Бобров, Г. Бобров, Т. Донец, Б. Штатланд 
1942 — Союзкиножурнал № 43; реж.:  С. Гуров; операторы: И. Беляков, В. Страдин, А. Левитан, Д. Шоломович, И. Гольдштейн, Б. Вакар, З. Фроленко, М. Посельский 
1942 — СССР на экране № 3; Производство: Куйбышевская студия кинохроники (осенью 1941 года по приказу председателя комитета по кинематографии при СНК СССР И.Г. Большакова на базу Куйбышевской студии кинохроники была  эвакуирована из Москвы Центральная студия кинохроники); реж.:  С. Бубрик; операторы: И. Беров, Г. Бобров, Г. Донец, И. Беляков, В. Доброницкий, В. Головня, П. Ногин, В. Страдин, В. Цитрон 
1950 — Новости дня № 17; реж.: С. Хаханова; операторы: Г. Голубев, И. Голомб, А. Сомдов, В. Страдин, И. Масс 

_______________________________
При подготовке материала использована информация открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с.193). Биография: Справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с. 815-817); Биография: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2019; с. 811). Копии наградных документов: портал "Память народа" (проект Минобороны РФ). Фотографии из частных архивов.

Награды

1943 — Медаль «За оборону Ленинграда»
1943 — Сталинская премия (за полнометражный документальный фильм «Ленинград в борьбе» (1942))
1945 — Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1945 — Орден Красной Звезды (Приказ подразделения № 232/н от 24.02.1945 г.; Издан: ВС Ленинградского фронта. Архив: ЦАМО)

Цитаты

[...]Кинооператоры Ленинградской студии кинохроники были разделены на фронтовые киногруппы, таким образом, чтобы каждая снимала какой-то срез жизни города или фронта. В Северной группе (Объединенной Ленинградской и Северо-Западной группе) с начала войны работал 21 человек. Руководил фронтовой группой опытнейший документалист Иосиф Хмельницкий. Большинство кадров про городскую жизнь снято Ансельмом Богоровом и Владимиром Страдиным. Богоров, в частности, снимал знаменитые кадры работы Публичной библиотеки в блокадную зиму, выдачу нормы хлеба, ремонта танка в неотапливаемом цехе, пожар на Бадаевских складах. К Балтийскому флоту был прикреплен Сергей Фомин. На Карельском перешейке, пока это было возможно, снимали Ефим Учитель, Григорий Донец, Георгий Симонов, Филипп Печул. Попытки прорыва блокады на Невском пятачке снимал Анатолий Погорелый.
Операторы снимали бомбежки, работу пожарных, показывали жертв обстрелов, словом, то, что происходило в городе, который фактически стал «горячей точкой». Сам собой режим съемки перешел из городского во фронтовой.[...]

Мария Голик, Источник

[...]За каждым кадром виделась героическая работа наших кинооператоров. Они запечатлели город и людей, правдиво и реалистически отобразили небывалые трудности, которые выпали на долю ленинградцев. Эти съемки были подвигом всего коллектива ленинградских кинохроникеров. Ведь операторы наравне со всем населением получали скудный хлебный паек. Стояли жестокие морозы. Утром с Каменного острова, где помещалась студия кинохроники, взвалив на плечи камеру и запас пленки, они уходили в город — Ефим Учитель, Страдин, Лейбович, Дементьев. Ни одного дня без съемки! Когда все уже обессилели и носить аппаратуру на себе стало трудно, везли ее на саночках. Шли по пустынным улицам скованного холодом города, снимали кадр за кадром, отогревая замерзающую камеру на своей груди. Нелегко голодному, истощенному человеку пройти более десятка километров. И все-таки не было дня, когда бы они не снимали. Перед нами сохраненный для поколений облик города-героя.[...]

Роман Кармен, Источник

[ Страница дополняется материалами ]