Целюк Владимир Павлович (12 (23) сентября 1913, Минск, Российская империя — 21 января 1977, Минск (ныне Белоруссия)) — оператор и режиссер документального кино. Заслуженный деятель искусств БССР (1965). Член КПСС с 1953 года. Член СК СССР с 1957 года.
В 1933 году окончил Московский техникум циркового искусства.
С апреля 1933 — помощник, ассистент оператора кинофабрики «Советская Беларусь» (г. Ленинград).
В 1935 — оператор кинофабрики «Советская Беларусь» (г. Ленинград), затем режиссер, оператор киностудии в Минске / Минской студии хроникально-документальных фильмов.
Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. На фронте с 04 июля 1941 года.
Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «Партизану Отечественной войны» I степени, «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
С августа 1945 по 1976 — на Минской студии хроникально-документальных фильмов / киностудии «Беларусьфильм».
Сын — Цеслюк Владимир Владимирович (род. в 1941 году) — оператор, режиссер; Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь (2001); в 1967 окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская П. Ногина); с1958 — асс. оператора, с 1962 — оператор, режиссер Минской студии хроникально-документальных фильмов / к/ст «Беларусьфильм». Автор документального фильма "От зорь июньских" 2000; (РУП "Белвидеоцентр"), посвященного фронтовым кинооператорам Великой Отечественной войны.
1936 — Ударом на удар; автор сценария Я. Посельский совместно с Б. Верховским; режиссер совместно с И. Венжер
1940 — Земля без ярма
1941 — XXIV Октябрь (Речь И. В. Сталина); реж.: Л. Варламов; операторы: И. Беляков, Г. Бобров, Т. Бунимович, М. Беров, П. Касаткин, М. Сухова, В. Цеслюк, В. Штатланд, А. Щекутьев, А. Эльберт; ассистент режиссера; Б. Дембицкий, В. Чекулаева; звукооператор И. Гунгер, В. Котов
1942 — Разгром немецких войск под Москвой, полнометражный; режиссёры: Леонид Варламов, Илья Копалин; операторы: Иван Беляков, Георгий Бобров, Теодор Бунимович, Павел Касаткин, Роман Кармен, Анатолий Крылов,Алексей Лебедев, Борис Макасеев, Борис Небылицкий, Василий Соловьёв, Михаил Шнейдеров, Виктор Штатланд, Семён Шер, Александр Щекутьев, Александр Эльберт, Алексей Семин (в титрах не указан), И. Вейнерович (в титрах не указан), В.П. Цеслюк (в титрах не указан); асс. оператора: Мария Сухова
1942 — День войны (13 июня 1942 года — 356-й день Великой Отечественной войны; фильм об одном из дней героической борьбы советского народа с немецко-фашистскими захватчиками снимали 160 кинооператоров на фронте и в тылу); полнометражный; режиссер: Михаил Слуцкий; автор сценария: Алексей Каплер; операторы: Соломон Коган, Николай Нагорный, Павел Русанов, Владислав Микоша, Иван Панов, Абрам Кричевский, В. Цеслюк и другие оператор
1945 — Освобождение Советской Белоруссии (о наступательных операциях Красной Армии во взаимодействии с партизанами в Беларуси в 1943-1944 гг.); авторы сценария: В.В. Корш-Саблин, Н.Ф. Садкович; режиссер: В.П. Цеслюк, операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, М.З. Беров, Т. Бунимович, И.Н. Вейнерович, К. Венц, И. Гелейн, Г. Голубев, Ю. Довнар, Д. Ибрагимов, Р.Л. Кармен, Л. Качурьян, И. Комаров, Л. Котляренко, А. Крылов, Е. Лозовский, В. Мищенко, В. Муромцев, Е. Мухин. И. Панов, К. Пискарев, М. Посельский, В. Придорогин, О.Б. Рейзман, А. Семин, Я. Смирнов, Н. Соловьев, А. Софьин, М.И. Сухова, В. Томберг, З. Фельдман, В. Фроленко, В.П. Цеслюк, Б. Шер, С. Школьников, Д. Шолмович; звукооператор: В. Нестеров
1945 — Освобожденная Чехословакия; полнометражный; режиссер: И. Копалин; операторы: В. Доброницкий, А. Кричевский, К. Кутуб-Заде, Г. Могилевский, С. Шейнин, А. Шафран, В. Смородин, А. Эльберт, О. Рейзман, Н. Прозоровский, М. Пойченко, П. Касаткин, Ю. Монгловский, Д. Каспий, М. Глидер, Б. Пумпянский, М. Барбутлы, В. Цеслюк, Л. Зайцев; нач. группы: А. Лебедев, М. Ошурков, С. Иванов, А. Литвин; музоформители: А. Ройтман, Д. Штильман; звукооператоры: В. Нестеров, С. Егоров; диктор: Л. Хмара; художник: Б. Беляев; консультанты: В. Волчек, Ю. Тауфер, Ермашев
1945 — Процесс над немцами в Белоруссии (о преступлениях немецко-фашистских оккупантов в Беларуси); операторы: М.З. Беров, Г. Бобров, Т. Бунимович, И.Н. Вейнерович, Б. Дементьев, Ю. Довнар, В.Я. Китас, И. Комаров, А. Лебедев, Б. Макасеев, Ю. Монгловский, К. Петросов, С.Р. Фрид, В.П. Цеслюк, А. Щекутьев
1946 — Суд народов; полнометражный; автор и руководитель съёмок: Роман Кармен; режиссёр: Е. Свилова; операторы: Р. Кармен, Б. Макасеев, С. Семёнов, В. Штатланд; В. Цеслюк (в титрах не указан); звукооператоры: В. Котов, В. Нестеров
1948 — Советская Белоруссия; полнометражный; производство: Беларусьфильм; режиссер: Л. Голуб, В. Ляховецкий, М. Калинин, В. Войтецкий; операторы: С. Фрид, М. Беров, И. Вейнерович, А. Мартынов, И. Пикман, И. Комаров, В. Китас, В. Цеслюк, М. Шнейдеров, В. Окулич
1949 — 30 лет БССР
1949 — Счастье народа
1952 — География БССР
1955 — Совхоз «Рось
1956 — Машиностроение в БССР
1958 — Беларусь индустриальная
1959 — Правда о сектантах-пятидесятниках
1960 — Руками людей
1960 — Песни от сердца
1960 — Все для детей
1960 — Дорога голубого огня
1960 — Случай на перекрестке
1961 — На родной земле
1961 — Песня из сердца
1961 — Девушка с Подолесья
1961 — Дочь партии
1961 — Встреча героев Бреста
1961 — Болгарские встречи; реж.-оператор
1961 — Встреча с героем; реж.-оператор
1962 — Возмездие; реж.-оператор
1962 — Следствием установлено
1963 — Кастусь Калиновский
1963 — Могилы не молчат
1963 — Город становится светлее; реж.-оператор
1964 — Незабываемое
1964 — Экран, время, жизнь; реж.-оператор
1965 — Ярмарка в Лейпциге; реж.-оператор
1965 — День Великой Победы (о праздновании 20-летия победы в Великой Отечественной войне); автор сценария В. Грушко, режиссеры: В.П. Цеслюк, В.М. Шаталов, операторы М.З. Беров, И.Н. Вейнерович, Ю.М. Иванцов, Г. Карлов, Г.Л. Лейбман, Е.П. Соколов, С.Р.Фрид
1966 — Пусть молчат сирены
1966 — Идет футбольный матч; реж.-оператор
1966 — Это надо знать всем
1966 — По дорогам Белоруссии; реж.-оператор
1967 — Дунай, Дунай
1968 — Колесные тракторы
1968 — Штрихи к портрету; М. Беров совм. с Ю. М. Иванцовым, И. Ц. Пикманом, В. П. Цеслюком, Р. З. Ясинским
1970 — Ночь прошла спокойно; режиссер
1971 — Полвека в кино; режиссер
1972 — Край криничный
1973 — Пассажир, автомобиль, дорога
1973 — Слово о партбилете
1974 — Освобождение Советской Белоруссии (о наступательных операциях Красной Армии во взаимодействии с партизанами в Беларуси в 1943-1944 гг.); авторы сценария: В.В. Корш-Саблин, Н.Ф. Садкович; режиссер: В.П. Цеслюк, операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, М.З. Беров, Т. Бунимович, И.Н. Вейнерович, К. Венц, И. Гелейн, Г. Голубев, Ю. Довнар, Д. Ибрагимов, Р.Л. Кармен, Л. Качурьян, И. Комаров, Л. Котляренко, А. Крылов, Е. Лозовский, В. Мищенко, В. Муромцев, Е. Мухин. И. Панов, К. Пискарев, М. Посельский, В. Придорогин, О.Б. Рейзман, А. Семин, Я. Смирнов, Н. Соловьев, А. Софьин, И.И. Сухова, В. Томберг, З. Фельдман, В. Фроленко, В.П. Цеслюк, Б. Шер, С. Школьников, Д. Шолмович
1942 — На защиту родной Москвы; режиссер: С. Гуров; операторы: Т. Бунимович, В. Соловьев, М. Беров, В. Штатланд, Р. Халушаков, В. Цеслюк; звукооператор: В. Котов
1942 — Союзкиножурнал № 9; реж.: Р. Гиков; операторы: А. Эльберт, В. Цеслюк, Б. Бакар, М. Гольдбрих, Н. Мухин, Г. Островский, Д. Рымарев, Ф. Короткевич
1942 — Союзкиножурнал № 23; Производство: Куйбышевская студия кинохроники; реж.: О. Покорский; операторы: В. Цеслюк, А. Эльберт, А. Хавчин, В. Цитрон, В. Штатланд, М. Ошурков
1942 — Союзкиножурнал № 33; реж.: Н. Кармазинский; операторы: И. Сокольников, И. Таги-Заде, М. Беров, Р. Халушаков, М. Шнейдеров, Иваровалов, Попова, Гольдштейн, А. Эльберт, В. Цеслюк, В. Фроленко, П. Ермолов
1942 — Союзкиножурнал № 39; реж.: М. Фиделева; операторы: В. Цеслюк, А. Эльберт, С. Масленников, И. Беляков, Т. Бунимович, В. Доброницкий, В. Штатланд
1942 — Союзкиножурнал № 47; реж.: М. Фиделева; операторы: В. Шанидзе, Н. Салютин, А. Эльберт, В. Цеслюк, М. Беров, А. Левитан, В. Максимович, М. Ошурков, В. Мищенко
1942 — Награждение на фронте и в воинских частях; летопись; операторы: Левитан, Максимович, Авлошенко, Семенов, Эльберт, Цеслюк, Ибрагимов
1942 — В частях генерала Говорова; кинолетопись; операторы: Эльберт, Цеслюк
1942 — Выпуск курсов младших политруков в части генерала Л.А. Говорова; летопись: операторы: А. Эльберт, В. Цеслюк
1943 — Вручение гвардейского Знамени; кинолетопись; операторы: В. Цеслюк, А. Эльберт
1943 — Боевые действия партизан в районе г. Лепеля и Минска (О боевых действиях партизанской бригады "Железняк" (Минская обл.) и других партизанских формирований); операторы: Г. Голубев, М. Посельский, Л. Качурьян, М.И. Сухова, И.Н. Вейнерович, О.Б. Рейзман, В.П. Цеслюк (учетный № в БГАКФФД: 0749)
1944 — Парад партизан в Минске (о подготовке и проведении парада белорусских партизан, состоявшегося в Минске 16 июля 1944 г.); операторы: И.Н. Вейнерович, Л. Качурьян, О.Б. Рейзман, В.П. Цеслюк (учетный № в БГАКФФД: 0746)
1945 — Процесс над немцами в Белоруссии (о преступлениях немецко-фашистских оккупантов в Беларуси); операторы М.З.Беров, Г.Бобров, Т.Бунимович, И.Н. Вейнерович, Б. Дементьев, Ю. Довнар, В.Я. Китас, И. Комаров, А. Лебедев, Б.К. Макасеев, Ю. Монгловский, К. Петросов, С.Р. Фрид, В.П. Цеслюк, А. Щекутьев (учетный № в БГАКФФД: 0901)
________________________________
При подготовке материала использована информация из открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; Архивы Беларуси; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. ). Биография: справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 904-906); «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 827-828). Фотографии из частных архивов, а также сайта ГОСКАТАЛОГ.РФ.
[...] Период организационного и производственно-творческого становления белорусской кинохроники затянулся до начала 1930-х годов. Большую ценность представляют воспоминания о том времени одного из ветеранов белорусской документалистики Иосифа Наумовича Вейнеровича: «…по мере увеличения выпуска фильмов и журналов и в Ленинграде (где находилась белорусская студия художественных фильмов – Белгоскино), и в Минске все острее давала себя чувствовать нехватка творческих и технических специалистов, особенно среди хроникеров. Частая смена режиссеров и операторов, приезжавших сюда лишь на короткое время и недостаточно знавших снимаемый материал и особенности национальной культуры Белоруссии, отрицательно сказывалась на всей работе хроники и в первую очередь на росте качества наших фильмов и журналов.
Константин Ремишевский (Из книги "История, ожившая в кадре. Белорусская кинолетопись: испытание временем. Книга 1. 1927–1953."), Источник
Остро вставала проблема подготовки своих киноспециалистов. И уже в 1929 году Белгоскино через партийные, профсоюзные и комсомольские организации республики провело отбор и послало небольшую группу молодежи в Московский и Ленинградский техникумы кинематографии на режиссерский и операторский факультеты.
Наряду с этим смелей стали выдвигать на самостоятельную работу прошедших практическую подготовку молодых работников. Начинавший в те годы работу на хронике в качестве помощника оператора В. Цитрон вскоре стал оператором… В 1934 году коллектив студии пополнился еще одним выпускником ВГИКа, оператором М. Беровым, снявшим многие сотни киносюжетов, создавшим немало отличных неигровых фильмов за годы своей работы в белорусском кино. В том же 1934 году начал свою работу помощником оператора у Н. Стрешнева В. Цеслюк…»[...]
Для повышения эффективности и упорядочения работы по созданию советской кинохроники в 1930 году в Москве был образован трест «Союз-кинохроника», включающий Московскую студию документальных фильмов, студии кинохроники в Ленинграде, Харькове и Ростове-на-Дону. 1 июля 1931 года в структуру треста вошла и Минская студия кинохроники. Ее руководителем был назначен 22-летний Борис Небылицкий, ранее работавший оператором хроники на 3-й фабрике «Совкино» (с 1936 года – Московская студия кинохроники).[...]
В рамках централизации производства кинопериодики Всебелорусское отделение «Союзкинохроники» на несколько лет было фактически превращено в корреспондентский пункт всего Западного региона, призванный обеспечивать московских режиссеров-монтажеров хроникальным материалом для регулярного выпуска тематических киножурналов «За социалистическую деревню», «Наука и техника», «На страже СССР», «Железнодорожник», «Советское искусство», «Пионерия». В 1930 году были организованы два корреспондентских пункта в Гомеле и Витебске, годом позже еще один корпункт, входящий в сферу ответственности Белгоскино, был создан в Смоленске. Основной задачей белорусских операторов Н. Стрешнева, Л. Эпельбаума, С. Друбича, помощников оператора И. Вейнеровича и В. Цитрона стала съемка сюжетов для монтировавшихся в Москве киножурналов.[...]
[...]Дневные бомбежки изнуряли, следуя одна за другой. Посоветовавшись, мы решили отправить наши семьи в Москву на Центральную студию кинохроники (ЦСДФ), рассчитывая просить наших московских коллег и друзей приютить их, а самим вернуться в Минск, чтобы снимать боевые действия. Указаний сверху мы так и не дождались. Мы погрузили всех оказавшихся на месте в две стоящие во дворе студийные машины, и стали проверять, все ли на месте.
Иосиф Вейнерович, Источник
Не досчитались только Володи Цеслюка. Встревоженные, все стали его искать, проверяя комнаты общежития и сарай, но его нигде не было. И лишь через несколько дней, когда наша группа оказалась в районе Смоленска (об этом он рассказал сам, но позже), выяснилось, что он, не выдержав напряжения бесконечных бомбежек, сбежал из Минска, вскочив в кузов случайной машины. Так он оказался на шоссе, а затем на попутных машинах смог добраться до контрольного пункта, но там задержали, не поверив его документам. Из корреспондентского пункта в Гродно, где работал в то время, в первый день войны он выбирался в модном заграничном плаще и шляпе.
В западных областях Белоруссии, у границы с Польшей, так одевались многие местные жители, и он, модник, даже в Минске выглядел, как иностранец, и не удивительно, что его вид в эти тревожные дни начала войны вызывал подозрение и недоверие. Только свидетельства знавших его как оператора кинохроники «ответственных работников», пробиравшихся, как и мы, в Москву и проходивших в это время проверку на контрольном пункте, помогли ему уцелеть в той сложной и напряженной обстановке.[...]