Стояновский Семен Абрамович ((19 июля (01 августа) 1917, Борисполь (ныне Киевская область Украины) — 17 апреля 1945, Вена[1]) — оператор документального кино. Лауреат Сталинской (Государственной) премии (посмертно; 1945)[2].
В 5-м классе увлекся фотографией.
В 1933 — 1935 — токарь Киевского завода «Арсенал».
В 1940 году окончил операторский факультет ВГИКа. Через месяц после окончания ВГИКа был призван в РККА.
В Музее кино хранится переписка Семена Стояновского с заместителем начальника Главного управления по производству хроникально-документальных фильмов Комитета по делам кинематографии Романом Григорьевичем Кацманом по поводу присвоения ему 1-й категории ассистента оператора.
Письмо Романа Григорьевича Кацмана от 11 апреля 1941 года (ответ на письмо красноармейца С. А. Стояновского от 01 апреля 1941 года) о создании при Наркомате Обороны специальной киногруппы.
Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. В 1940 — 1942 — асс. кинооператора ГлавПУРККА. Призван на фронт ГлавПУРККА и Комитетом по делам кинематографии при СНК СССР. Звания: ст. техник-лейтенант, инженер-капитан.
На фото фронтовые кинооператоры (слева направо): С. Стояновский, А. Левитан (за кинокамерой), шофер киногруппы И. Рыбалченко, М. Пойченко, шофер А. Соколов, Д. Шоломович (справа на фото). 1942 год. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (№ 7374688).
Начало Великой Отечественной войны застало Семёна Стояновского в качестве ассистента оператора в составе военной киногруппы, созданной в апреле 1941 г., для съёмок восхождения армейских спортсменов на Эльбрус. Уже 23 июня 1941 г. киногруппа переместилась в Одессу, затем — в Кишинёв, где были отсняты первые эпизоды кинолетописи Отечественной войны. Затем — съёмки боёв 1941 года в районе Николаева, Запорожья, Днепропетровска, Донбасса.
С апреля 1942 — асс. оператора в штате Центральной студии кинохроники / Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
В 1942 году — съёмки боёв в районе Ростова, Сальска, Майкопа, Туапсе, Новороссийска. В 1943 году — съёмки наступления на Краснодар, битвы на Кубани, десанта в Крым. В 1944 году — съёмки при освобождении Одессы, Аккермана, Измаила, Болгарии, Венгрии. В 1945 году — съёмки боёв при освобождении Венгрии, Югославии и Австрии.
Стояновский снимал много и увлеченно, параллельно по несколько сюжетов: накапливал детали, штрихи фронтовой, солдатской жизни. Даже частичный перечень его съемок в киногруппе Северо-Кавказского фронта свидетельствует о широте взглядов, разнообразии интересов фронтового киножурналиста: «Северо-восточнее Туапсе», «Ложная батарея», «Разрушенный Туапсе», «После боя (морская пехота отдыхает)», «Нефтегорские партизаны», «Взятие Краснодона», «Взятие станицы Абинская». «Казачки помогают Красной Армии бить врага», «На перегоне Полтавская», «Процесс предателей в Краснодаре», «Прорыв Голубой линии», «Девушки-снайперы», «Девушки-связистки», «Огневой шквал», «Взятие Темрюка», «Авиасъемки для фильма "Кавказ"», «Похороны генерала армии Апанасенко в Ставрополе», «Десант в Крыму», «На Керченском плацдарме». («Их оружие – кинокамера». С. 261.)
До недавнего времени существовало по крайней мере две версии о месте и времени гибели Семёна Стояновского:
— первая, погиб от ранения, полученного во время съемок форсирования канала реки Дунай[3];
— вторая (из воспоминаний кинооператора Ивана Чикноверова), погиб во время штурма дома в ходе боев за освобождение Вены, за несколько дней до полного освобождения Австрии[4].
В 2021 году на сайте Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации опубликован документ, который находится в фонде рукописных материалов в Музее кино, "Монтажный лист оператора Гая Асланова «Похороны Стояновского»"; датирован 20 апреля 1945 года; из него следует, что Семён Стояновский умер 17 апреля в 8 часов вечера после тяжелого ранения; был похоронен 19 апреля с воинскими почестями в центре Вены[5].
Позднее его прах был перенесён на Центральное кладбище в Вене — мемориал советским воинам, павшим при освобождении города[6].
Награжден двумя орденами Отечественной войны II степени (оба в 1945 году), медалью «За боевые заслуги» (1944).
Бесценные кадры кинохроники, снятые Семёном Стояновским в годы Великой Отечественной войны, вошли в выпуски «Союзкиножурнала» (с 1944 года — «Новости дня»), в документальные фильмы и кинолетопись Великой Отечественной войны.
Родился в семье мелкого торговца. После еврейского погрома, учинённого белогвардейцами, семья, в поисках средств к существованию, переехала в Киев. Отец умер, когда Семёну было 4 года.
Жена — Евсютина Ксения Ивановна.
1943 — Комсомольцы; полнометражный; режиссеры: С. Гуров, Л. Степанова; операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, Г. Амиров, Г. Асланов, Е. Богоров, И. Голубев, К. Кутуб-Заде, Д. Каспий, А. Лебедев, Н. Лыткин, В. Микоша, Я. Местечкин, Г. Островский, А. Погорелый, М. Пойченко, Б. Пумпянский, И. Сокольников, Я. Смирнов, С. Стояновский, В. Тромберг, Е. Учитель, В. Цитрон, Г. Эйберг; асс. режиссера: О. Артюнина; звукооператоры В. Нестеров, Е. Кашкевич; диктор: Ю. Левитан; сценаристы; Д. Писаревский, Б. Горбатов
1944 — Кавказ (Битва за Кавказ); полнометражный; Производство: Центральная студия кинохроники и сектор хроники Тбилисской киностудии; автор-режиссер фильма: Л. Варламов; режиссер: Ш. Чагунава; фильм снимали 17 операторов киногрупп Закавказского и Северо-Кавказского фронтов; руководитель оператор М. Трояновский; операторы: Д. Шоломович, А. Казначеев, М. Пойченко, А. Каиров, С. Семенов, Д. Каспий, А. Левитан, С. Коган, В. Петров, Л. Котляренко, Л. Арзуманов, Л. Мазрухо, Г. Асатиани, А. Сологубов, О. Деканосидзе, Н. Петросов, В. Шанидзе, Г. Голубов, И. Аронс, С. Стояновский
1944 — Вступление Красной Армии в Болгарию (Фронтовой выпуск № 8); режиссер: М. Фиделева; операторы: А. Кричевский, В. Микоша, Г. Асланов, Б. Рогачевский, А. Сологубов, Сокольников, И. Голомб, А. Смолко, К. Дупленский, С. Стояновский, И. Чикноверов; музоформитель: Д. Штильман; звукооператор: В. Котов; асс. режиссера: А. Гольдберг; военный консультант: С. Платонов
1944 — Белград (фронтовой киновыпуск № 9);режиссер: Л. Варламов; операторы: В. Ешурин, И. Грачев, С. Коган, В. Петров, Б. Рогачевский, С. Стояновский, И. Чикноверов, Р. Кацман; музоформитель: Д. Блок; звукооператор: В. Котов; диктор: Л. Хмара
1945 — Вена; режиссер: Я. Посельский; операторы: Г. Асланов, И. Грачев, И. Чикноверов, Б. Рогачевский, И. Сокольников, Д. Рымарев, В. Афанасьев, Д. Мамедов, К. Дупленский, С. Стояновский, А. Фролов; музоформитель: Д. Блок; звукооператор: В. Котов; диктор: Л. Хмара; художник: П. Соколов; автор текста: Р. Кацман; асс. режиссера: З. Дембовская; консультанты: С. Платонов, К. Васильченко
1945 — Будапешт; режиссер: В. Беляев; операторы: В. Афанасьев, А. Лебедев, П. Касаткин, Д. Рымарев, О. Рейзман, Г. Асланов, Л. Аристакесов, Я. Берлинер, И. Грачев, С. Гольбрих, К. Дупленский, Ю. Кун, А. Рубанович, Б. Рогачевский, А. Сологубов, И. Сокольников, С. Стояновский, А. Фролов, Е. Яцун, Р. Кацман; асс. режиссера: В. Чекулаева, А. Гольберг; диктор: Л. Хмара
1945 — Берлин; полнометражный (нов. редакция 1967 года); Автор фильма и руководитель фроновых съёмок: Ю. Райзман; Монтаж: Е. Свилова, И. Сеткина, Т. Лихачёва; операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, Н. Вихирев, К. Венц, Г. Гибер, Г. Голубов, Б. Дементьев, Л. Дульцев, Г. Епифанов, Д. Ибрагимов, Р. Кармен, И. Комаров, Н. Киселев, А. Левитан, Ф. Леонтович, В. Лезерсон, Е. Мухин, Л. Мазрухо, И. Панов, М. Посельский, С. Семенов, В. Соловьев, А. Софьин, С. Стояновский (в титрах не указан), Г. Сенотов, В. Симхович, Б. Соколов, В. Томберг, В. Фроленко, М. Шнейдеров
При участии киногруппы 1-го Украинского фронта: Г. Александров, М. Арабов, Богоров, К. Бровин, Н. Быков, П. Горбенко, Г. Островский, А. Погорелый, С. Шейнин
КИНОПЕРИОДИКА (выборочно)
Снимал сюжеты для кинолетописи и киножурналов.
1942 — Союзкиножурнал № 31; Производство: Центральная студия кинохроники; режиссер: Н. Кармазинский; операторы: И. Беляков, Б. Шадронов, Г. Асланов, С. Стояновский, Г. Бобров
1942 — Союзкиножурнал № 81; Производство: Центральная студия кинохроники; режиссер: И. Сеткина; операторы: А. Шафран, И. Косицын, Ю. Кун, И. Колсанов, Д. Мамедов, Е. Лозовский, Б. Рогачевский, А. Левитан, М. Пойченко, И. Аронс, С. Стояновский
1942 — Патрули Приазовья; кинолетопись; операторы: Л. Котляренко, С. Стояновский
1942 — 69-ая параллель; кинолетопись; операторы: Л. Котляренко, С. Стояновский
1942 — Снайпер Сурков (Южный фронт, март, 1942 г. Действие отряда снайперов в зимних условиях); кинолетопись; операторы: Алексеев, Стояновский
1943 — Союзкиножурнал № 14; Производство: Центральная студия кинохроники; режиссер: И. Сеткина; операторы: В. Томберг, Е. Степанов, В. Ешурин, С. Коган, А. Левитан, В. Петров, И. Грачёв, С. Стояновский, Г. Хнкоян, И. Аронс; музоформитель: Д.Штильман; звукооператор: В.Котов; асс. режиссера: И.Маркелова
1943 — Союзкиножурнал № 72; Производство: Центральная студия кинохроники; режиссер: . Сеткина; операторы: А. Климов, Г. Цветков, А. Казначеев, Л. Котляренко, А. Левитан, С. Стояновский
1943 — Похороны генерала армии Апанасенко; летопись; оператор
1943 — Десант в Крым; летопись; Производство: Центральная студия кинохроники; операторы: А. Левитан, Л. Котляренко, С. Стояновский, (А.) Казначеев
1945 — Бои за город Вену и г. Вена после освобождения; летопись; сюжет № 7 «БОИ НА ВЕНСКОМ НАПРАВЛЕНИИ» (операторы: Мамедов Д.М., Асланов Г.Г., Чикноверов И.А., Стояновский С.А., Сологубов А.И., Грачев И.Д.); сюжет № 8 «ПРОДВИЖЕНИЕ СОВЕТСКОЙ АРМИИ И БОИ НА БЛИЖНИХ ПОДСТУПАХ К Г. ВЕНЕ» (операторы: Фролов А.И., Стояновский С.А., Мамедов Д.М., Сокольников И.И., Запорожский И.А., Петросов Р.В., Чикноверов И.А.); сюжет № 11 «БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ГОРОДЕ ВЕНА» (операторы: Стояновский С.А., Рогачевский Б.М., Сокольников И.И., Фролов А.И.)
___________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; Биография — справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с. 814-815); «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 809-811 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Документы о награждении: информационный портал Министерства обороны РФ «Память народа». Фотографии из архива В.И. Фомина (Музей кино).
[...]Иван Александрович ЧИКНОВЕРОВ, заслуженный деятель искусств Казахстана, снявший в качестве режиссера более полусотни документальных лент и десятки киножурналов. Великую Отечественную прошел с III Украинским фронтом. Запечатленные им кадры включены в фильмы «Битва за Советскую Украину», «Освобождение Одессы», «Разгром Яссо-Кишиневской группы», «Вена», а также киновыпуски «Взятие Бухареста» и «Освобождение Будапешта». Немало его кинокадров вошло в 15-ю и 16-ю серии киноэпопеи «Великая Отечественная».
Людмила Львовна Варшавская-Енисеева, журналиста литератор, Источник
— Служба наша была не столь романтичной, как это может показаться, и нередко сопрягалась с риском для жизни, — рассказывал Иван Александрович. — Примеров тому множество. Взять хотя бы случай с Семеном Стояновским. Собираясь вместе, фронтовые операторы всякий раз особенно тепло вспоминали об этом удивительном человеке. Он был любимцем всей киногруппы III Украинского фронта, всегда что-то придумывал, бывал на самых опасных участках боев рядом с солдатами и шел куда бы то ни было ради удачно снятого кадра. Я работал с ним в паре. Нас держали для самых оперативных и сложных съемок. Был конец войны, шли тяжелые бои за освобождение занятых немцами европейских территорий, и мы должны были в любую минуту отправиться на новое задание.
Особенно упорной была оборона немцев в Вене. Здесь находился стратегически важный узел, прикрывавший путь к южным районам Германии. Мы снимали разгром вражеских танковых дивизий, ход уличных боев, страшные разрушения. Отходили последние вражеские части. Штурмовали очередное здание. Вдруг рядом с нами разорвался снаряд. Сильно ранило меня, взрывной волной отбросило Семена. Когда его, тоже раненого, вытащили из огня, он, истекая кровью, шептал: «Аппарат… сохраните аппарат… Не засветите пленку… Передайте в политуправление…»
Нас обоих отправили в госпиталь. А через два дня объявили о прекращении военных действий на нашем фронте. Но Семену уже не суждено было испытать радости. Получив 24 ранения, он умер, как ни пытались спасти его лучшие врачи. Представляете, пройти Финскую войну, до конца отвоевать Великую Отечественную и вот так, в канун такой трудной и долгожданной победы, встретить смерть! Похоронили мы его в центре Вены, у здания парламента. По знаку девушки-регулировщицы в этот момент на площади замерли все проходящие воинские соединения. И эту нелепую, трагическую утрату моего верного и надежного друга Семена Стояновского я с болью переживаю всю жизнь.[...]
[...]Снимая бои за освобождение австрийской столицы, погиб один из лучших фронтовых операторов Семен Стояновский. Он погиб, снимая форсирование нашими войсками дунайского канала.
Валерий Фомин («ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.»)
Начальник киногруппы Роман Григорьев вспоминал:
«Цеплявшиеся за каждый клочок земли гитлеровцы вели по переправе шквальный минометный огонь, но наши саперы, успешно преодолевая водную преграду, продвигались вперед. С ними шли кинооператоры Иван Чикноверов и Семен Стояновский.
Мина разорвалась с ними рядом. Взрывной волной Стояновского отбросило на развалины горевшего дома. Офицер, которому удалось вытащить раненого оператора из огня, рассказывал: "Истекающий кровью, с перебитой рукой, он все еще держал камеру, а губы шептали: "Аппарат... сохраните аппарат... Не засветите пленку... Передайте в политуправление..."".
Раны Чикноверова оказались легче. За жизнь Стояновского боролись лучшие врачи фронта. И все же любимца киногруппы 3-го Украинского фронта, отважного, всегда жизнерадостного товарища, требовательного к себе художника, не стало».
(«Их оружие – кинокамера». С. 254–255.)