Благодарим Галину Павловну Блонскую за предоставленную информацию и фотографии.
Последнее обновление: 29.08.2024.
Лампрехт Павел Александрович (20 ноября (03 декабря) 1911, Москва — 28 августа 1941, Таллин (ныне Эстония) — оператор документального кино.
В 1932 году окончил операторский факультет ГИКа.
С мая 1931 года работал на Московской кинофабрике «Союзкино» / Центральной студии кинохроники.
Выездная редакция кинопоезда «Союзкинохроника». 1931 год. На фото (слева направо): (неустановленное лицо), операторы П. Лампрехт, В. Масленников, режиссер С. Бубрик, нач. кинопоезда Я. Блиох, оператор Б. Макасеев. Источник фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ (Музей кино).
Участвовал в работе выездных киноредакций и кинопоезда «Союзкинохроники», организованного режиссером Александром Медведкиным.
6 июля 1931 года редакция в составе режиссеров Я. Блиоха, С. Бубрика, операторов Б. Макасеева, С. Хмёлева, асс. оператора П. Лампрехта выезжает на стройки Урало-Кузнецкого бассейна, где на месте событий снимались, монтировались и показывались зрителям в основном критические киносюжеты. Киноредакция побывала на Кузнецкстрое, шахтах Кузбасса и др.
Участвовал в экспедициях по республикам Средней Азии («Строительство горных автомобильных дорог Узбекистана», 1935, и др.), принимал участие в создании киножурнала «Железнодорожник» (1936), документального фильма «Побежденные пространства» (1937), «Горняки» (1938), «Начальник дороги» (1939), «Путь к изобилию» (1939), «Молодость идет» (1940). Создал несколько кинодокументов о реконструкции Москвы («Улица Горького», «Уходящее Зарядье», «Садовое кольцо до реконструкции», все в 1940).
Фронтовой кинооператор Великой Отечественной войны.
Погиб 28 августа 1941 года вместе в начальником фронтовой киногруппы Анатолием Знаменским и оператором Владимиром Сумкиным в Таллиннском порту во время киносъемки эвакуации основных сил Балтийского флота из Таллина в Кронштадт в конце августа 1941 года. Все трое находились на судне «Вирония».
«В августе 1941 года значительно превосходящими силами гитлеровцы прорвались к Таллинну. Войска и население были вынуждены эвакуироваться морским путём. Фашисты бросили на суда авиацию, торпедные катера, установили густую сеть минных заграждений. Многие корабли погибли. С транспортного судна «Вирония» эвакуацию снимали кинооператоры А. Знаменский (организатор кинопроизводства, начальник фронтовой киногруппы; — прим. ред. #МузейЦСДФ), П. Лампрехт, В. Сумкин. Прямое попадание авиабомбы затопило «Виронию», и все трое кинооператоров погибли...»
(Из книги фронтового кинооператор В. Томберга «В тылу и на фронте. Воспоминания фронтового оператора»)
Отец — Александр Рихардович Лампрехт (род. в 1885 году в Екатеринбурге), необоснованно репрессирован 26 января 1920 года (по политическим мотивам). Осужден ВЧКа 29 октября 1920 года на 1 год исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). Реабилитирован в декабре 1998 года.
Мать — Анна Борисовна Левина, педагог, юрист; владела частной гимназией в Москве.
Сестра — Колесникова (Лампрехт) Татьяна Александровна.
Тетя (двоюродная сестра матери) — Мария Николаевна Левина (14 (28) сентября 1892, Москва — 03 сентября 1977, Москва), оперная певица; в 1913 году окончила Московскую консерваторию; в 1920 году выступала в Московском Зеркальном театре сада "Эрмитаж"; в 1929 — 1950 гг. солистка в трупе Большого театра.
Двоюродная племянница (дочь М.Н. Левиной) — Нонна Мейер (1922 — 2017), актриса Драматического театра имени К. С. Станиславского; третья супругой актёра театра и кино, театрального режиссёра Михаила Яншина в 1955 году.
Жена — Галина Владимировна Блонская (1909 — 1991).
Дочь (приемная) — Галина Павловна Блонская (1938 года рождения), окончила электро-механический техникум в Москве, работала в электроотделе Моспроекта № 1; после окончания Всесоюзного заочного инженерно-строительного института (ВЗИСИ) работала в Минсельстрое РСФСР.
1931 — Слушай, молодежь; оператор
1932 — Большая победа (строительство завода Шарикоподшипник); реж.: М. Кауфман; операторы: М. Кауфман, П. Лампрехт
1936 — "Саил" (праздник весны); оператор совместно с Б. Синеоковым
1936 — Передвижка старого Крымского моста; кинолетопись
1936 — Праздник весны социализма; оператор в соавторстве с другими операторами
1937 — Побежденные пространства (фильм о железнодорожном пробеге; участники пробега П. Кривонос и Огнев); режиссер В. Гейман; операторы: Н. Вихирев, К. Писанко, С. Семенов, П. Лампрехт
1937 — Московская орденоносная (работа промышленных предприятий: завод "Электросталь", фабрика граммофонных пластинок, Дулевский фарфоровый завод, фабрика "Октябрьская революция". Сельхозработы в совхозе "Гигант", колхозе им. Тельмана); полнометражный; реж.: В. Гейман; операторы: М. Глидер, М. Ошурков, Э. Тросман, П. Лампрехт
1937 — Победный финиш (рейс по маршруту Москва – Владивосток – Москва на новом советском локомотиве-паровозе СО-17-635); реж.: В. Гейман; операторы: П. Лампрехт, К. Писанко, В. Доброницкий
1937 — Побежденные пространства; оператор в соавторстве с другими операторами
1937 — Сыны трудового народа; оператор в соавторстве с другими операторами
1938 — Горняки (фильм рассказывает о массовом движении передовиков производства угольной промышленности Донбасса по освоению циклического метода работы в лавах); полнометражный; реж.: В. Гейман; операторы: М. Глидер, Э. Гросман, С. Семенов, П. Лампрехт
1938 — Физкультурники обороны (Всесоюзная юбилейная Спартакиада спортсменов Рабоче-крестьянской Красной Армии, Военно-Морского Флота, Наркомата внутренних дел и спортивного общества "Динамо"); реж.: В. Бойков; операторы: П. Лампрехт, Д. Рымарев, А. Шекутьев
1938 — На морских рубежах (боевые тактические учения Балтийского и Черноморского флотов с участием береговой батареи, крейсеров, торпедных подводных лодок, линкоров, миноносцев и авиации); полнометражный; реж.: В. Беляев, В. Бойков; операторы: Я. Славин, С. Фомин, В. Селезнев, Д. Рымарев, П. Лампрехт, А. Щекутьев, В. Фроленко, В. Ешурин
1938 — II-ая сессия Верховного Совета СССР; реж.: С. Гуров, И. Кравчуновский; операторы: И. Беляков, В. Доброницкий, П. Лампрехт, В. Нестеров, Б. Шер
1939 — Начальник дороги (фильм рассказывает о начальнике железной дороги З. Троицкой); реж.: Ф. Киселев; операторы: П. Лампрехт, Е. Мухин, С. Семенов
1939 — Путь к изобилию (фильм о колхоз "Красная Заря" на берегу Оки и колхозном животноводстве); реж.: Г. Сатарова
1939 — На освобожденной земле (присоединение территории Западной Белоруссии к Советскому Союзу; операторы: П. Лампрехт, И. Вейнерович, В. Цитрон, М. Кауфман
1939 — Молодость идет (Всесоюзный парад физкультурников народов СССР); реж.: Н. Соловьев; операторы: Б. Макасеев, П. Лампрехт, А. Пырченко, Г. Рейсгоф, Д. Рымарев, И. Толчан, Э. Тросман, В. Штатланд
1940 — Новиков-Прибой; кинолетопись
1940 — Строительство корпусов "В" и "Г" на улице Горького в Москве
1941 — Балтика (август 1941 года. Остров Ханко. Высадка десанта. Жители острова на строительстве военных укреплений. Катер в море. Вид одного из военных аэродромов. Летчики за обедом, во время подготовки к боевому вылету. Артиллерийская и минометная батареи на берегу. Связисты устанавливают телефонную связь. Один из бойцов пишет письмо. Командир допрашивает пленных финнов. Командиры обсуждают план боевой операции); оператор: П. Лампрехт
1941 — Навстречу солнцу; оператор в соавторстве с другими операторами
1932 — Союзкиножурнал № 29/440; операторы: П. А. Лампрехт, А. П. Софьин, А. Д. Каиров, Игарет, Н. Ф. Григор
1932 — Союзкиножурнал № 30/441; операторы: П. А. Лампрехт, В. В. Микоша, Соломаха, К. Н. Писанко, Б. К. Макасеев
1932 — Социалистическая деревня №13; реж.: Г. Сатарова; операторы: Николаев, Шкаренков, Попов, Маневич, Дебатов, Лампрехт
1933 — Пионерия № 8; реж.: И. Сеткина; операторы: Каиров, М. Кауфман, Н. Григор, П. Лампрехт, К. Писанко
1933 — Союзкиножурнал № 24; реж.: Н. Караушев; операторы: Донец, Г. Балухтин, М. Прянов, Лампрехт, О. Шафран, Н. Вихирев, В. Микоша
1934 — Союзкиножурнал № 14/513; реж.: В. Бойков; операторы: Ешурин, Кармен, Лебедев, Б. Небылицкий, В. Петров, П. Лампрехт, Н. Григор, С. Сегаль
1934 — Союзкиножурнал № 24/523; реж.: С. Гуров; операторы: Лебедев, Ошурков, Лампрехт, Попов, Ковальчук
1934 — Союзкиножурнал № 7; реж.: Я. Посельский; операторы: Лампрехт, Семенов, Зудкин, Черепаков, Донец
1934 — Союзкиножурнал № 24; реж.: Д. Яшин ; операторы: М. Ошурков, Н. Семгин, Лампрехт, А. Лебедев, С. Фомин, А. Софьин, Вихирев, А. Лебедев, Григор
1935 — Пионерия № 3; реж.: М. Варейлис; операторы: Страдин, Лебедев, Вихирев, Рымарев, Лампрехт
1935 — Союзкиножурнал № 27/562; реж.: Л. Варламов; операторы: М. Ошурков, В. Макасеев, Николаев, Синюков, Лампрехт, Писанко, Русанов, Бурт, Пятов
1935 — Социалистическая деревня" № 22; реж.: Л. Зернов; операторы: К. Ф. Мотков, Б. Синеоков, П. А. Лампрехт, В. Бакутин, М. В. Ковнат
1935 — Союзкиножурнал № 21; реж.: С. Гуров; операторы: Вихирев, Ошурков, Гусев, Иванов, Софьин, Лампрехт, Синеоков
1935 — Союзкиножурнал № 26/561; операторы: Писанко, Сегаль, Гусев, Б. Макасеев, Синеоков, Лампрехт, Фирганг, Сухова
1936 — Союзкиножурнал № 30; реж.: И. Копалин; операторы: Доброницкий, Бурт, Семененко, Оппенгейм, Беляков, Вихирев, Ошурков, Русанов, Рымарев, Собовой, Лампрехт, Полосонов
1936 — Железнодорожник" № 4; реж.: Г. Сатарова, Г. Дик; операторы: А. Кричевский, П. Лампрехт, О. Иванов
1936 — Железнодорожник № 3; реж.: В. Гейман, Г. Дик; операторы: Лампрехт, С. Семенов, К. Писанко, Страдин, Фроренко, Доброницкий
1937 — Союзкиножурнал № 26; реж.: Д. Задворочнов; операторы: Дорброницкий, Семенов, Давидсон, Блажков, Киселев, Лифшиц, Бурт, Киселев, Писанко, Гласс, Шаповалов, Рымарев, Лампрехт, Ангелов, Соловьев
1937 — Союзкиножурнал № 31; реж.: В. Бойков; операторы: Ешурин, Богоров, Широнин, Ширман, Захидов. Кожанов, Писанко, Комров, Попов, Ошурков, Ешурин, Лампрехт, Штатланд
1937 — Союзкиножурнал № 56; реж.: С. Гуров, В. Бойков; операторы: Семенов, Соболев, Беляков, Лампрехт, Орлянкин
1940 — Союзкиножурнал № 46; реж.: С. Гуров; операторы: С. Фомин, П. Лампрехт, Д. Ибрагимов, Д. Голод, П. Пятков, И. Беляков, А. Хавчин
1940 — Союзкиножурнал № 48; реж.: С. Гуров; операторы: Д. Рымарев, С. Семенов, М. Соболев, П. Лампрехт, К. Богдан, Я. Смирнов, И. Беляков, А. Хавчун, Б. Шевченко
1940 — Союзкиножурнал № 51; реж.: М. Фиделева; операторы: С. Семенов, А. Щекунтьев, П. Лампрехт, Н. Салюмтин, А. Сологубов, А. Ковальчук, С. Фомин
1940 — Союзкиножурнал № 52; реж.: С. Гуров; операторы: Б. Бург, В. Штатланд, Е. Учитель, П. Лампрехт, В. Цеслюк, Нариманишвили, И. Сокольников
1940 — Союзкиножурнал № 59; реж.: В. Бойков; операторы: Ф. Овсяников, П. Лампрехт, К. Кутуб-заде, К. Сидоров, Л. Мазрухо, Д. Ибрагимов, М. Базов
1940 — Союзкиножурнал № 61; реж.: В. Бойков; операторы: И. Гольде, Г. Донец, А. Емельянов, М. Оцет, И. Веннерович, Д. Рымарев, П. Лампрехт
1940 — Союзкиножурнал № 104; операторы: И. Беляков, А. Хавчин, С. Коган, Кутуб-Заде, Крылов, Крауцс, П. Лампрехт, Б. Макасеев, Мищенко
1940 — Союзкиножурнал № 107; реж.: С. Репников; операторы: Л. Лампрехт, Э. Крауцс, А. Хавчин, В. Штатланд, М. Барбутлы, В. Соловьев, М. Нариманишвили, А. Щекутьев
1940 — Союзкиножурнал № 111; реж.: М. Слуцкий; операторы: П. Лампрехт, А. Лебедев, Е. Мухин, К. Кутуб-Заде, И. Косицин, Я. Марченко, А. Хавчин, Н. Блажков
1940 — Союзкиножурнал № 39; реж.: В. Бойков; операторы: Д. Рымарев, П. Лампрехт, Д. Ибрагимов, Н. Салютин, Я. Марченко, И. Беляков, А. Хавчин
1940 — Союзкиножурнал № 41 (открытие ВСХВ); реж.: С. Гуров; операторы: С. Фомин, П. Лампрехт, Д. Ибрагимов, Л. Голод, П. Пятков, И. Беляков, А. Хавчин
1940 — Союзкиножурнал № 42; реж.: Н. Кармазинский; операторы: С. Фомин, И. Беляков, А. Хавчин, В. Томберг, Н. Салютин, А. Сологубов, В. Собовой, В. Цеслюк, П. Лампрехт
1940 — Союзкиножурнал № 47; реж.: В. Бойков; операторы: Ф. Овсянников, П. Лампрехт, К. Кутуб-заде, Л. Мазрухо, Д. Ибрагимов, М. Базов
1940 — Союзкиножурнал № 48; реж.: И. Кравчуновский; операторы: Б. Макасеев, Д. Рымарев, Р. Халушаков, Б. Бурт, Д. Каспий, А. Каиров, Н. Богомолов, Я. Марченко, П. Лампрехт, М. Ошурков
1940 — Союзкиножурнал № 58; реж.: С. Гуров; операторы: П. Лампрехт, В. Мищенко, А. Шило, В. Шевченко Ю. А. Кутешвили, М. Беров, Г. Голубов, С. Гусев, Е. Учитель
1940 — Союзкиножурнал № 69; операторы: А. Щекутьев, А. Лебедев, Д. Рымарев, Н. Тельнов, И. Вейнерович, С. Семенов, П. Лампрехт, Г. Арамян, А. Турсунов
1940 — Союзкиножурнал № 80; реж.: С. Репников; операторы: П. Лампрехт, Э. Крауцс, А. Хавчин, В. Соловьев, М. Нариманишвили
1940 — Союзкиножурнал № 83; реж.: М. Слуцкий; операторы: П. Лампрехт, А. Лебедев, Е. Мухин, К. Кутуб-Заде, И. Косицын, Я. Марченко
1941 — Союзкиножурнал № 4: реж.: М. Фиделева; операторы: И. Семененко, П. Лампрехт, К. Пискарев, Г. Трофимов, К. Писанко, С. Гусев, А. Казаков, И. Кацман (?)
1941 — Союзкиножурнал № 5; реж.: И. Кравчуновский; операторы: А. Ковальчук, П. Лампрехт, А. Лебедев, А. Софьин, В. Доброницкий, К. Кутуб-Заде, А. Крылов
1941 — Союзкиножурнал № 21; реж.: И. Сеткина; операторы: В. Доброницкий, А. Щекутьев, А. Хавчин, К. Соломаха, Н. Киселев, Н. Степанов, Р. Кармен, К. Мсерска, Э. Крауц, П. Лампрехт, Я. Смирнов, Л. Голод
1941 — Союзкиножурнал № 25; реж.: И. Кравчуновский; операторы: А. Щекутьев, К. Кутуб-Заде, А. Ковальчук, Г. Асатиани, Р. Кармен, С. Давидсон, П. Лампрехт, Н. Лыткин, А. Алекперов
1941 — Союзкиножурнал № 95 (Балтийское море. Боевые действия советской береговой артиллерии); преж.: С. Гуров; операторы: П. Лампрехт, И. Беляков, А. Хавчин, И. Вейнерович, М. Посельский
1941 — Союзкиножурнал № 96 (острова Балтийского моря. Боевые действия (высадка) морского десанта); реж.: М. Фиделева; операторы: П. Лампрехт, Н. Лыткин, М. Сокольников, И. Вейнерович, Маганян, С. Семенов, П. Горинов
[...]Первой выездной киноредакцией, созданной фабрикой Союзкинохроники, следует назвать редакцию, посланную фабрикой (тогда еще сектором хроники) в 1930 году в Донбасс, в связи с прорывом на угольном фронте. Чрезвычайно интересный опыт работ этой первой выездной киноредакции, демонстрировавшей на месте, т. е. в Донбассе, пять своих выпусков, к сожалению, остался совершенно не изученным. [...]
Яков Блиох, Самуил Бубрик, Источник
Характерное для наших киноработников пренебрежение изучением опыта работы на различных участках кинофронта сказалось и в данном случае с выездными киноредакциями. Вина за то, что вокруг изучения первого опыта работ выездных киноредакций не было создано атмосферы общественного внимания, падает в известной мере на самих работников этих редакций.
Организация выездной киноредакции, в которой пришлось работать нам, протекала уже в иных условиях. Тут необходимо отметить, что АРРК, членами которой являются авторы статьи, с самого же начала заинтересовалась организацией редакции. На специальном заседании секретариата АРРК было заслушано наше сообщение о предстоящей работе; ознакомившись и обсудив план работы редакции, АРРК этот план одобрила, дав нам со своей стороны ряд весьма ценных указаний.
Район деятельности нашей редакции — Западная Сибирь. В круг наших изданий входила работа на строительстве новых железных дорог, на Кузнецкстрое и шахтах Кузбасса, т. е. работа на том комплексе строящихся и действующих предприятий, который образует собой в основном сибирскую часть Урало-Кузнецкого комбината.
Ударность этого грандиозного строительства, необходимость помочь ему вступить в строй «518» в сроки, намеченные партией и правительством, «необходимость помочь ему перестроиться в соответствии с шестью условиями, выдвинутыми т. Сталиным, — все это определило характер нашей будущей работы и ее темпы.[...]
6 июля выездная киноредакция, в количестве пяти работников, снабженная, съемочным стационарным аппаратом и одним автоматом, выехала из Москвы в предоставленном НКПС вагоне в Новосибирск.
По договоренности с новосибирскими краевыми организациями, редакция начала свою работу на стройке новой железной дороги Новосибирск — Ленинск, в частности на участке строительства железнодорожного моста через реку Обь. На этом объекте работы мы остановились, потому что он оказался одним из важнейших на всей стройке дороги и к тому ж не выходил из прорыва. Здесь, на стройке Обского моста, наша редакция засняла и выпустила два журнала:
№ 1 «На ликвидацию прорыва» и № 2— «Равняйтесь по лучшим». После проведения просмотров этих выпусков как на стройке моста, так и в Новосибирске, киноредакция выехала на Кузнецкстрой. Здесь было заснято нами и выпущено 3 журнала: № 3 «За рационализацию», № 4 — «Штурм на ЦЭСе (центральная электростанция) и № 5 «За новые стройматериалы». Этими пятью выпусками и исчерпывается работа нашей редакции, так как по ряду технических причин снимать в шахтах Кузбасса нам не удалось, и в начале октября выездная киноредакция вернулась обратно в Москву. [...]
[...]В августе 1941 года значительно превосходящими силами гитлеровцы прорвались к Таллинну. Войска и население были вынуждены эвакуироваться морским путём. Фашисты бросили на суда авиацию, торпедные катера, установили густую сеть минных заграждений. Многие корабли погибли. С транпортного судна «Вирония» эвакуацию снимали кинооператоры А. Знаменский, П. Лампрехт, В. Сумкин. Прямое попадание авиабомбы затопило «Виронию», и все трое кинооператоров погибли.[...]
Из книги В.Э. Томберга "В тылу и на фронте. Воспоминания фронтового оператора", Источник
Сотрудники Государственного центрального музея кино и Союза кинематографистов РФ не дали уничтожить мемориальную плиту с именами фронтовых кинооператоров, погибших в годы Великой Отечественной войны. Мраморная плита располагалась в холле Центральной студии документальных фильмов до тех пор, пока студия не подверглась расформированию. В конце 2016 года новые арендаторы помещения по адресу Кулаков переулок, 17 захотели избавиться от тяжелого каменного монумента. Вытащить плиту целиком было бы слишком трудно, и нынешние «жильцы» решили разбить ее на куски. Получив задание уничтожить мемориальную доску, охранник помещения позвонил в Музей кино и тем самым предотвратил акт вандализма.
СК-Новости № 3 (353) 13 марта 2017, Источник
Директор Музея кино Лариса Солоницына: «Я сразу связалась с руководством Союза кинематографистов. Совместными усилиями мы вышли на арендаторов здания, в котором раньше действовала ЦСДФ, и попросили их дать нам возможность забрать памятную доску. Пока мы разместили ее в
Доме ветеранов кино и заберем в новое здание Музея, как только сможем. Мемориальная доска с именами погибших сотрудников ЦСДФ станет частью экспозиции, связанной с фронтовыми кинооператорами. Считаю, что Музей кино обязан увековечить память о них».
[...]Паша Лампрехт на студии "Союзкинохроника" был всеобщим любимцем. Неутомимый выдумщик, экспериментатор, остроумный, веселый, он был из плеяды талантливых молодых операторов. Среднего
Школьников С. (Фронтовой кинооператор // Искусство кино. 2007, № 5)
роста, худощавый, но упрямо выносливый, судя по съемкам сюжетов, которые добывал. Однажды он снял сюжет об альпинистах, с которыми шел покорять вершину. На просмотре режиссеры удивлялись, как это Павел шел с тяжелым "Дебри", и не только сам шел, но и непрерывно снимал карабкающихся по горам альпинистов. Паша на просмотре скромно молчал.
Горячая кровь текла по жилам Паши Лампрехта, и много сделал бы он блестящих съемок для летописи Великой Отечественной войны, но успел лишь два фронтовых сюжета прислать на студию: "На боевых рубежах Балтики" и "На островах Балтики".[...]
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог
РГАКФД; справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 109). Фото из частного архива.