Мазрухо Леон Борисович (03 (16) июля 1908, Феодосия — 24 декабря 1979, Ростов-на-Дону). Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1946). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969). Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР. Беспартийный. Член СК СССР с 1957 года. Член Союза журналистов СССР.
В 1925 году окончил среднюю школу девятилетку в г. Феодосии. Увлекался фотографией.
В 1926 году как фотограф-любитель вступил в добровольное общество друзей советского кино и фото "ОДСКФ". Был избран ответственным секретарем Крымской областной организации ОДСКФ.
В 1927 году окончил годичные курсы кинооператоров при ОДСКФ в Симферополе; работал специальным корреспондентом Всеукраинского киножурнала «Кінотиждень» ("Кинонеделя"), выпускаемого в Киеве.
В 1929 году был приглашен кинокорреспондентом «Союзкиножурнала» (выходил в Москве).
В 1931 году был зачислен штатным оператором кинохроники Ялтинской кинофабрики «Востокфильма», затем переведен в АО «Востоккино» в Москву.
В 1932 году приказом кинокомитета («Союзкино») направлен на постоянную работу в качестве кинооператора в г. Ростов-на-Дону на Ростовскую кинофабрику «Союзкинохроники» (Ростовская студия кинохроники).
Фронтовой кинооператор во время Великой Отечественной войны. В РККА с 1941 года. Призван ГЛАВПУРККА (по спецмобилизации) — военный кинооператор Центральной студии кинохроники. Звание: интендант 2 ранга.
Из-за болезни был отозван в тыл и вернулся на фронт в июле 1944 г. Занял ведущее место в киногруппе Военно-воздушных сил. Одним из первых в стране освоил воздушную съемку, совершил 48 боевых вылетов, во время которых отснял километры пленки. В служебных характеристиках отмечались смелость и высокое профессиональное мастерство. Его съемки вошли в фильмы «Хелм – Люблин», «На подступах к Варшаве», «От Вислы до Одера».
Источник: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 753).
На фото (справа налево): кинооператор Леон Мазрухо, зам. начальника киногруппы ВВС Борис Тимофеев-Рясовcкий, кинооператор Давид Ибрагимов. Берлин. Май 1945 года. Источник: Госкаталог.РФ.
Принимал участие в съемках фильмов «Кавказ», «Варшава», «В Померании», «Берлин», «Берлинская конференция».
Лауреат Сталинской премии I степени за съемки для фильма «Берлин».
Награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, шестью медалями.
Осенью 1945 года, после демобилизации, вернулся работать на Ростовскую студию кинохроники.
С 21 сентября 1945 до 24 декабря 1979 — оператор, режиссер Ростовской студии кинохроники.
Снял более 40 короткометражных и полнометражных фильмов.
Большое влияние на формирование Мазрухо оказал писатель Михаил Александрович Шолохов. Знакомство, позже переросшее в дружбу, состоялось зимой 1934 года, когда Леон Мазрухо снимал митинг казаков в станице Вешенской.
В 1975 году на Ростовской-на-Дону студии кинохроники вышел полнометражный документальный фильм «Михаил Шолохов» (реж.: Л. Кристи, Л. Мазрухо; операторы: В. Каликьян, В. Цитрон).
Отец — Мазрухо Борис Львович — работал на табачной фабрике дегустатором табака.
Мать — Екатерина Соломоновна — работала на табачной фабрике сортировщицей.
Брат — Мазрухо Матвей Борисович (1911 — 2000) — художник-график, живописец; плакатист, карикатурист, иллюстратор, театральный художник. Член Союза художников СССР. Автор живописных картин, сатирических рисунков, литографий, политических плакатов.
Сын — Борис Мазрухо.
Внук — Алексей Борисович Мазрухо.
В Ростове-на-Дону установленная памятная доска Мазрухо Леону Борисовичу.
Оператор
1929 — Крым; оператор
1931 — В горах говорят
1932 — По Дагeстану; асс. оператора
1933 — Жемчyжина Советского Союза (Сочи — Мацеста); оператор совместно с Т. Бунимовичем
1934 — Сулейман Стaльский
1936 — Праздник джигитов; оператор в соавторстве
1935 — Рыбаки Каспия
1936 — Советские казаки; оператор в соавторстве
1937 — Праздник джигита
1938 — Штурм Казбека; оператор в соавторстве (в титрах не указан)
1940 — Шахтеры; режиссер; оператор совместно с Б. Шупляком
1944 — Кавказ (Битва за Кавказ); полнометражный; Производство: Центральная студия кинохроники и сектор хроники Тбилисской киностудии; автор-режиссер фильма: Л. Варламов; режиссер: Ш. Чагунава; фильм снимали 17 операторов киногрупп Закавказского и Северо-Кавказского фронтов; руководитель оператор М. Трояновский; операторы: Д. Шоломович, А. Казначеев, М. Пойченко, А. Каиров, С. Семенов, Д. Каспий, А. Левитан, С. Коган, В. Петров, Л. Котляренко, Л. Арзуманов, Л. Мазрухо, Г. Асатиани, А. Сологубов, О. Деканосидзе, Н. Петросов, В. Шанидзе (в справочнике "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 515) указано, что фильм не выпущен на экран)
1944 — Возрождение Кубани; режиссер и автор сценария; оператор совместно с Н. Подгорным
1944 — Варшава; полнометражный; операторы: Р. Кармен, В. Комаров, Е. Арон, С. Киселев, Е. Мухин, И. Посельский, Н. Соловьев, В. Томберг, Л. Мазрухо, А. Ибрагимов, Соколов, Могилевский
1945 — В Померании (боевые действия советских войск в городах — Кёзлине, Штаргарде, Альтдамме, Штеттине, Цоппоте, Гдыне, Гданьске ( немецкое название Данциг). Германия. Северная Померания); режиссер: В. Беляев; операторы: Р. Кармен, В. Микоша, А. Софьин, М. Трояновский, А. Кузнецов, М. Шнейдеров, Д. Шоломович, А. Гафт, И. Аронс, С. Давидсон, Б. Дементьев, А. Казначеев, Л. Качурян, Н. Киселев, В. Косицын, Л. Котляренко, Ф. Леонтович, Б. Маневич, Л. Мазрухо, Е. Мухин, А. Семин, Б. Симхович, М. Силенко, Я. Смирнов, Б. Соколов, В. Томберг, К. Широнин; звукооператор: В. Котов
1945 — Освобождение Варшавы (освобождение г. Варшавы советскими и польскими солдатами. продвижение войск 1-го Белорусского фронта к реке Висле; режиссер: Б. Небылицкий; операторы: И. Аронс, Р. Кармен, Л. Мазрухо, М. Посельский, А. Софьин, В. Томберг, М. Шнейдеров, В. Штатланд
1945 — Подписание декларации о поражении Германии по взятии на себя Верховной власти правительствами 4-х союзных держав (спецвыпуск); реж.: Р. Гиков; операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, Л. Мазрухо, Е. Мухин, И. Панов
1945 — Берлин; полнометражный; автор фильма и руководитель фронтовых съёмок: Ю. Райзман; монтаж: Е. Свилова, И. Сеткина, Т. Лихачёва; операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, Н. Вихирев, К. Венц, Г. Гибер, Г. Голубов, Б. Дементьев, Л. Дульцев, Г. Епифанов, Д. Ибрагимов, Р. Кармен, И. Комаров, Н. Киселев, А. Левитан, Ф. Леонтович, В. Лезерсон, Е. Мухин, Л. Мазрухо, И. Панов, М. Посельский, С. Семенов, В. Соловьев, А. Софьин, Г. Сенотов, В. Симхович, Б. Соколов, В. Томберг, В. Фроленко, М. Шнейдеров; при участии киногруппы 1-го Украинского фронта: Г. Александров, М. Арабов, Е. Богоров, К. Бровин, Н. Быков, П. Горбенко, Г. Островский, А. Погорелый, С. Шейнин
1945 — От Вислы до Одера; режиссер: В. Беляев; операторы: Д. Ибрагимов, Р. Кармен, А. Софьин, В. Штатланд, М. Шнейдеров, В. Фроленко, И. Аронс, Б. Дементьев, В. Комаров, Л. Мазрухо, М. Посельский, Б. Соколов, В. Симхович, В. Томберг; руководитель съемок: М. Большинцов; и.о. начальника фронтовой киногруппы: А. Кузнецов; автор текста: Ю. Смирнитский; асс. режиссера: А. Кирюхина, В. Чекулаева; нач. группы: А. Кузнецов; музоформитель: Д. Штильман; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич; диктор Л. Хмара; консультант: С. Платонов
1945 — Берлинская конференция; полнометражный; руководитель съёмок: Сергей Герасимов; режиссёр: Илья Копалин; операторы: Б. Макасеев, А. А. Лебедев, А. Кричевский, И. Беляков, А. Гафт, В. Масс, Л. Мазрухо; звукооператоры: В. Котов, В. Нестеров
1947 — День победившей страны (путешествие по советской стране, снятое 50 операторами в один день — 14-ого августа 1947 года. В фильме отображены промышленность, сельское хозяйство, строительство, научная и культурная жизнь советских людей разных национальностей. Виды ландшафта СССР); полнометражный; режиссеры: И. Сеткина, И. П. Копалин; главные операторы: М. Глидер, Т. Бунимович; оператор в соавторстве
1947 — Мастера высоких урожаев; режиссёр: В. Беляев; операторы: В. Штатланд, А. Крылов, Л. Мазрухо, Г. Гибер
1985 — Шолохов с нами; производство: Ростовская-на-Дону ст. кинохроники; режиссер: К. Лаврентьев; операторы: В. Шупляк, Т. Хачатурян, А. Кричевский, Б. Маневич, В. Худяков, Т. Егоров, Т. Конедов, Ю. Мусатов, А. Терновой, В. Уколов, Л. Б. Мазрухо, А. Левитин, А. Шафран, Л. И. Шнейдер, В. Светов, В. Цеслюк, А. Эльберт, В. Каликьян
Режиссер
1947 — Река счастья
1948 — Сельский врач
1949 — На кубанской земле; режиссер совместно с Ольгой Подгорецкой
1950 — Молодые шахтеры
1954 — Хозяева моря; производство: Ростовская-на-Дону студия кинохроники; режиссер: Л. Мазрухо; операторы: М. Пойченко, С. Вронский; звукооператор: Б. Куров; диктор: Н. Андреев
1956 — Скоростное строительство в колхозе
1958 — Русский характер
1959 — Ростов и ростовчане
1959 — Виноград в степи; производство: Ростовская-на-Дону студия кинохроники; режиссер: Л. Мазрухо; оператор: Г. Хачатурян; автор сценария: Е. Захарова; редактор: Л. Коваленко; звукооператор: Б. Куров; диктор: Н. Андриасьян
1959 — Мы едем в Сочи; широкоэкранный; производство: Ростовская-на-Дону студия кинохроники; режиссер: Л. Мазрухо; оператор: Г. Егоров; автор сценария: Б. Добродеев; редактор: Л. Коваленко; диктор: Н. Андриасьян; звукооператор: К. Безъязычный
1960 — Творчество
1960 — Ценой труда
1961 — Плавни гореть не будут
1961 — Родники
1962 — Живая вода
1962 — Знакомтесь, Семенов (фильм о Герое Социалистического Труда, машинисте проходческого комбайна Щекинской шахты под Тулой); производство: Ростовская-на-Дону студия кинохроники; режиссер: Л. Мазрухо; оператор: В. Рыбкин; звукооператор: Б. Куров
1962 — Новороссийские куранты
1963 — Один длинный летний день (содержание фильма раскрывается через рассказ корреспондента радио и телевидения Светланы Коробко, приехавшей в Кубанский колхоз имени Ленина для создания радиоочерка о главном агрономе колхоза Лидии Васильевне Бирюк); производство: Ростовская-на-Дону студия кинохроники; режиссер: Л. Мазрухо; оператор: Б. Маневич; звукооператор: Б. Куров
1965 — Во имя живых
1966 — «Бессмертник
1967 — Шолохов
1969 — Большой полет
1971 — Соната Бетховена
1972 — Песни Тихого Дона
1975 — «Михаил Шолохов». Размышления писателей и его современников, кино-фото документы; полнометражный; производство: ЦСДФ; реж.: Л. Кристи, Л. Мазрухо; операторы: В. Каликьян, В. Цитрон
1979 — Возвращение в Новороссийск
1986 — Шолохов с нами
1986 — Михаил Шолохов (новая редакция фильма 1975 года); полнометражный; производство: Ростовская-на-Дону студия кинохроники; реж.: Л. Кристи, Л. Мазрухо, В. Голубниченко; операторы: В. Цитрон, В. Каликьян
Снял большое количество сюжетов кинолетописи и киножурналов: "Союзкиножурнал", "Пионерия", "Социалистическая деревня", "Железнодорожник", "Советское искусство", "Новости дня", "Советский спорт", "Наш край", "Ленинградский киножурнал", "Новости недели", "По Дону и Кубани", "Время". Режиссер ряда киножурналов и спецвыпусков.
1933 — Союзкиножурнал № 18/481; реж.: Н. Кармазинский; операторы: Р. Кармен, Б. Игнатович, Л. Мазрухо
1942 — Союзкиножурнал № 27; реж.: И. Сеткина; операторы: А. Шафран, Л. Мазрухо, Г. Попов, Б. Вакар, Е. Мухин, А. Зенин, Бунимович, М. Беров
[...]Добрейший по натуре он впадал в неистовый гнев, если замечал небрежное отношение любого члена киногруппы к своей работе.
Ольга Подгорецкая, кинорежиссер, Источник
И вот, когда я приезжала к Мазрухо, а мы работали двумя группами, выяснялось, что ассистент оператора, не уберегший объектив, вызвал такую ярость Левы, что он чуть-чуть не побил парня туфлей и сказал, что увольняет его, и тот может возвращаться в Ростов.
Или в следующий раз за срыв съемки чуть-чуть не был уволен администратор. С присущим ему чувством юмора Мазрухо сообщил, что через раз очередь дойдет и до него самого, так как работать будет уже не с кем, и он уволит самого себя.
Требовательный к другим он был беспощадно требователен и к себе, никакие трудности его никогда не останавливали и, если уже принятое творческое решение можно было заменить новым, лучшим, Леон Борисович за это отчаянно дрался, если даже это грозило серьезными осложнениями.
И это качество очень сближало его с героями нашей картины – кубанскими казаками.[...]
Сегодня трудно найти человека, который хотя бы один раз не посмотрел настоящий шедевр советского кинематографа - приключенческий фильм "Служили два товарища". Потрясающая игра целого созвездия выдающихся актеров, лихо закрученный, сдобренный искрометным юмором сюжет, великолепная операторская работа берут зрителя в плен и не отпускают до самого занавеса. Фильм, снятый по сценарию великих советских кинодраматургов Валерия Фрида и Юлия Дунского, буквально разобран на цитаты и эпизоды.[...]
Николай КАЧУК, обозреватель "Советской Белоруссии", Источник
Оказалось, что, несмотря на то, что фильм был посвящен гражданской войне, авторы сценария использовали в нем и опыт Великой Отечественной. Прототипом красноармейца Некрасова могла стать целая плеяда военных кинооператоров. Среди них, конечно, в первую очередь капитан Леонид Котляренко, снимавший с борта самолета немецкую оборону по реке Проня в Белоруссии, и крылатый киносъемщик майор Леон Мазрухо, который по личному приказу комфронта Жукова под жутким обстрелом "кинодокументировал" укрепления гитлеровцев за Вислой и на подступах к Берлину. В годы Великой Отечественной войны фронтовое небо бороздила без преувеличения настоящая эскадрилья кинооператоров, некоторые из них совершили более полусотни боевых вылетов, смело "оседлав" самолеты У-2, Р-5, СБ-2, Ар-2, Пе-2, Як-7, Як-6, Ил-4, МБР-2, А-20 "Бостон"... А одному из них довелось совершить и вовсе невероятное - сбить немецкий истребитель! Среди крылатых киносъемщиков — прототипов Андрея Некрасова — были свои новаторы, первооткрыватели, герои...[...]
[...]Воздушные киносъемщики все были ребята неробкого десятка, но даже среди них особо выделялся майор Леон Мазрухо. На счету Леона Борисовича 48 боевых вылетов на Пе-2, Су-2, Ил-2, за которые он в 1942 году был награжден медалью "За боевые заслуги", а в 1945-м - орденами Красной Звезды и Красного Знамени. Свой первый боевой вылет Мазрухо совершил в сентябре 1941-го на бомбардировщике Пе-2 в 210-м полку Южного фронта. Героем его воздушного сюжета "Сотый вылет" стал штурман звена младший лейтенант Михаил Кабаев, который в сотый раз летел на боевое задание и был представлен к званию Героя Советского Союза.
Николай КАЧУК, обозреватель "Советской Белоруссии", Источник
Особенно много и результативно летал Мазрухо в 1945 году, отсняв 1.245 метров пленки. Объектив его "Аймо" поймал исторические моменты действий нашей авиации в боях за Варшаву, Познань, Берлин. Во время вылета на Варшаву с заместителем командира эскадрильи 59-го гвардейского Барановичского штурмового полка капитаном Ильей Айдаровым он едва не погиб. Зенитный снаряд угодил в самолет и ранил летчика в голову. Всю кабину залило кровью, но Айдаров сумел выйти и из зоны огня и вернуться на свой аэродром.[...]
Как говорится в архивном документе, майор Мазрухо по личному распоряжению командующего 1-м Белорусским фронтом маршала Жукова "в период подготовки к зимнему наступлению 4 — 10 января 1945 года производил под огнем противника экспериментально-разведывательную киносъемку оборонительной полосы немцев в районе большого плацдарма за Вислой". "Кино", снятое Леоном Борисовичем, Жукову понравилось. Неудивительно, что перед наступлением на Берлин на киноразведку вновь полетел Мазрухо.[...]
[...]В 1972 году Мазрухо снял двадцатиминутный широкоэкранный фильм «Песни Тихого Дона». Шолохов предложил ему эту идею, чтобы казачьи песни обрели какую-то видимую форму и были сохранены. Договорились, что Шолохов фильм посмотрит. Я попросил, чтобы Леон Борисович взял меня с собой. Через две минуты просмотра Шолохов достал платок и во время показа несколько раз вытирал слезы — песни же разные, не всегда веселые. Закончился фильм, выходим на улицу; подходит Леон Борисович, Шолохов сказал ему какие-то простые слова, и мы втроем пошли. Оператор снял этот проход — метров шестьдесят от Дома культуры до усадьбы. Съемка лежала на студии в моей монтажной, и, как и все остальное, пропала. Это была не беседа, для меня это было что-то невероятное! Я не мог даже задать вопрос — Шолохов сам что-то говорил, Мазрухо ему иногда отвечал. Шолохов похвалил текст, а писал его Леон Борисович. В фильме есть потрясающий эпизод – в нем говорится о казаках, которые уходили на войну. Камера «идет» по степи, поворачивается и вдруг «видит» холм. «И кажный казак шапку землицы бросал на этот холм... А когда возвращались с войны, то рядом насыпали другой холм ‒ меньше». И действительно: в кадре — два кургана, один большой, другой ‒ маленький. Вот так мы побеседовали, и года через четыре мне пришло поручение от ЦК снять сюжет «Похороны Шолохова»...[...]
Клим Лаврентьев, Источник
На открытии Года российского кино показывали десятиминутный ролик — историю студии. Вот кадры 1928 года, вот — 1931-го, вот кадры, снятые Леоном Мазрухо. Сколько лет прошло, а все это сохранилось. Снятое на пленку — вечно.[...]
Использована информация из открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Биография: ГОСКАТАЛОГ.РФ.; «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 753). Фотографии из частных архивов, а также сайта ГОСКАТАЛОГ.РФ.