Мазрухо Леон Борисович (03 (16) июля 1908, Феодосия — 24 декабря 1979, Ростов-на-Дону). Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1946). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969). Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР. Беспартийный. Член СК СССР с 1957 года. Член Союза журналистов СССР.
Кинооператоры Л. Мазрухо и Г. Асланов. 1942 год.
Асланов Гай Григорьевич (05 (16) июня 1913, село Крым — 24 мая 1974, Москва), оператор документального кино. Член СК СССР с 1957 года.
С мая 1938 — ассистент оператора Ростовской студии кинохроники.
Фронтовой оператор в годы Великой Отечественной войны. Призван в РККА в ноябре 1941 года Кинокомитетом при СНК СССР и ГлавПУРККА. Звание: инженер-капитан..
Награжден орденом Красной Звезды (1945) и медалями.
В 1946 — 1956 — оператор Ростовской студии кинохроники.
С апреля 1957 по май 1974 — оператор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
Монтажный лист оператора Л. Мазрухо, ассистента оператора Г. Асланова «Уничтожение майкопских нефтепромыслов» — из папки «Монтажные листы кино-операторов на сюжеты, снятые в дни Отечественной войны 1942 г. с № 902 по № 1150 (оригиналы военного отдела студии)». ГОСКАТАЛОГ.РФ № 27894041 (Музей кино).
Кинооператоры Шоломович Д.Г., Левитан А.Ю., Мазрухо Л.Б. на Донском фронте.
Давид Григорьевич Шоломович (11 сентября 1914, Самара — 27 августа 1965, Москва). Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1942). Награжден орденами: орден Красной Звезды (1943), орден Красного Знамени (1945), два ордена Отечественной войны II степени (оба 1945 года). Член ВКП(б) с 1941 года. Член Союза журналистов СССР, член СК СССР.
В 1932 году окончил Самарский теплотехникум.
В 1932 — 1935 годах работал фотокорреспондентом краевой газеты «Волжская Коммуна».
В 1939 году окончил операторский факультет ВГИКа.
С февраля 1942 — оператор Ростовской студии кинохроники.
С января 1942 года по сентябрь 1945 года — военный кинооператор Центральной студии кинохроники (с 1944 — ЦСДФ).
Давид Шоломович был непосредственным участником 35 боевых вылетов с бомбометаниями, разведкой в различных штурмовых, гвардейских, бомбардировочных авиаполках.
Награжден орденами Отечественной войны II степени (1945), Красной Звезды (1943), Красного Знамени (1945), медалями «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
С октября 1945 года зачислен фотокорреспондентом Советского Информбюро. С августа 1947 года до мая 1948 — оператор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ). Последние годы работал фотокорреспондентом Агентства печати «Новости».
Аркадий Юлианович (Юрьевич) Левитан (09 (22) сентября 1911, Орёл — 23 января 2006, Москва). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1979). Член КПСС с 1959. Член СК СССР — СК России с 1957 года.
В кино с 1929 года. Работал помощником оператора Юго-Западного отделения «Совкино» в Орле.
В первой половине 1930 — осветитель на кинофабрике «Межрабпомфильм».
С июня 1931 — асс. оператора, с августа 1934 — оператор на Московской кинофабрике «Союзкино» / киностудии «Мосфильм».
С 10 июля 1936 — оператор Московской (затем Центральной) студии кинохроники.
В 1939 году окончил 2 курса кинооператорского факультета ВГИКа.
Награжден орденами Отечественной войны II степени (1985), «За гражданские заслуги» (Болгария); медалями «За боевые заслуги» (1943), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945) и др.
Съёмки А. Левитана вошли в документальные фильмы «Кавказ» (1943), «Берлин» (1945), «Парад Победы» (1945).
С 1945 по август 1983 — оператор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
В 1964 году был награжден Золотой медалью МКФ в Лейпциге (ГДР) за документальный фильм «Катюша» (режиссер В. Лисакович; автор сценария: С. Смирнов).
Монтажный лист оператора Л. Мазрухо «В лесах Кавказа» - из папки «Монтажные листы кино-операторов на сюжеты, снятые в дни Отечественной войны 1942 г. с № 902 по № 1150 (оригиналы военного отдела студии)» (ГОСКАТАЛОГ.РФ / Музей кино)
Воспоминания оператора Л.Б. Мазрухо о войне. ГОСКАТАЛОГ.РФ (Музей кино).
Монтажный лист оператора Л. Мазрухо «Глаза артиллерии» (работа артиллерийского наблюдателя-корректировщика) - из папки «Монтажные листы кино-операторов на сюжеты, снятые в дни Отечественной войны 1942 г. с № 902 по № 1150 (оригиналы военного отдела студии)» (ГОСКАТАЛОГ.РФ / Музей кино)
На фото стоят (слева направо): асс. оператора С. Стояновский, А. Левитан; сидят (слева направо): Г. Попов (с ребенком на руках) и Л. Мазрухо. 1942 год.
Стояновский Семен Абрамович (19 июля (01 августа) 1917, Борисполь (ныне Киевская область Украины) — 17 апреля 1945, Вена) — оператор документального кино. Лауреат Сталинской (Государственной) премии (посмертно; 1945).
В 1940 году окончил операторский факультет ВГИКа. Через месяц после окончания ВГИКа был призван в РККА.
В 1940 — 1942 — асс. кинооператора ГлавПУРККА.
С апреля 1942 — асс. оператора в штате Центральной студии кинохроники / Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
Семён Стояновский умер 17 апреля в 8 часов вечера после тяжелого ранения; был похоронен 19 апреля с воинскими почестями в центре Вены
Попов Георгий Федорович (08 (21) апреля, 1910, Ростов-на-Дону — 06 декабря 1978, Ростов-на-Дону) — оператор документального и научно-популярного кино. Беспартийный. Член СК СССР с 1961 года.
С 1 декабря 1930 — помощник, ассистент оператора Николая Константинова на Ростовской фабрике кинохроники.
С 1931 — оператор, режиссер Ростовской кинофабрики кинохроники / Ростовской студии кинохроники.
Награжден орденом Красной Звезды (1943), медалью «За оборону Кавказа»[5].
В 1945 — 1978 — оператор, режиссер Краснодарского корпункта Ростовской студии кинохроники.
Монтажный лист операторов Л. Махрухо, Г. Хнкояна «На Тереке» (оборонительные рубежи по левому берегу Терека) - из папки «Монтажные листы кино-операторов на сюжеты, снятые в дни Отечественной войны 1942 г. с № 902 по № 1150 (оригиналы военного отдела студии)». (ГОСКАТАЛОГ.РФ / Музей кино)
Хнкоян Георгий Николаевич (16 августа 1918, Тифлис (ныне Тбилиси, Грузия) – 24 октября 1972, Москва) — оператор документального кино. Член КПСС (с 1952 года). Член СК СССР (с 1958 года).
В 1941 окончил операторский факультет ВГИКа.
С июля по декабрь 1941 — оператор Ростовской студии кинохроники.
Фронтовой кинооператор во время Великой Отечественной войны. В РККА с декабря 1941 года. Звание: старший лейтенант.
Кадры фронтовой хроники — переходу частей Красной Армии через Сиваш, снятые Георгием Хнкояном, были включены Андреем Тарковским в фильм «Зеркало» (1974).
Хнкоян награжден медалями «За боевые заслуги» (был представлен к ордену «Красная Звезда»), «За оборону Кавказа», «За оборону Севастополя», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и др.
В 1946 г. маршалом Баграмяном Хнкоян был направлен в Берлин для снятия документального юбилейного кинофильма «Участие армянского народа в Великой Отечественной Войне», который хранится в архивах Армкинохроники.
После окончания войны работал на различных республиканских и региональных киностудиях.
Леон Мазрухо и Генналий Попов на Южном фронте. 1941 год.
Попов Георгий Федорович (08 (21) апреля, 1910, Ростов-на-Дону — 06 декабря 1978, Ростов-на-Дону) — оператор документального и научно-популярного кино. Беспартийный. Член СК СССР с 1961 года.
Одновременно с учебой в школе работал помощником оператора кинолаборатории фабрики «Госкинокомсомол» (Ростов-на-Дону).
В 1926 — 1930 — ученик, подручный токаря, токарь на чугунном заводе «Трактородеталь» (Ростов-на-Дону). Занимался фотографией, организовал на заводе ячейку ОДСКа.
С 1 декабря 1930 — помощник, ассистент оператора Николая Константинова на Ростовской фабрике кинохроники.
С 1931 — оператор, режиссер Ростовской кинофабрики кинохроники / Ростовской студии кинохроники.
Награжден орденом Красной Звезды (1943), медалью «За оборону Кавказа».
В 1945 — 1978 — оператор, режиссер Краснодарского корпункта Ростовской студии кинохроники.
Снимает оператор Леон Мазрухо. Осень-зима 1943-1944 годов.
Леон Мазрухо с кинокамерой "Аймо". 1944 год.
Особенно много и результативно летал Мазрухо в 1945 году, отсняв 1.245 метров пленки. Объектив его "Аймо" поймал исторические моменты действий нашей авиации в боях за Варшаву, Познань, Берлин. Во время вылета на Варшаву с заместителем командира эскадрильи 59-го гвардейского Барановичского штурмового полка капитаном Ильей Айдаровым он едва не погиб. Зенитный снаряд угодил в самолет и ранил летчика в голову. Всю кабину залило кровью, но Айдаров сумел выйти и из зоны огня и вернуться на свой аэродром.
(Николай КАЧУК, обозреватель «Советской Белоруссии». Как кинооператоры снимали войну на самолетах)
На фото асс. кинооператора Георгий Епифанов и оператор Леон Мазрухо. 1945 год.
Ольга Подгорецкая, кинорежиссер:
Высота: 6 000 м — 7 000 м — 8 000 м … Дышать без респираторов уже нельзя. Стрелок-радист Хачатуров указал, из каких пулеметов кто должен по команде стрелять. На Траверзе — Берлин. Мазрухо открывает люк. Оттуда пахнуло холодом – градусов 40. Включает все тумблеры, высовывает палец, чтобы нажать спуск ручной съемочной камеры, смонтированной на ложе стрелкового автомата, но в толстой перчатке палец не пролезает, снимает перчатку на леденящем морозе… Он снимает внизу горящий Берлин, горящий рейхстаг, весь город в пожарищах.
Показались истребители противника. Хачатуров показывает на пулемет. Но палец оператора примерз к металлу, он с трудом смог оторвать его и взялся за пулемет. От Фока-Вульфа удалось уйти на высоту и, наконец, приблизилась к своему аэродрому. От радости. Что все выполнили, как полагается, Хачатуров обнимал Мазрухо, а тот его.
Благополучно приземлились на посадочную полосу. Потом их несли на руках летчики и механики в сопровождении всей киногруппы. За этот героический рейс и превосходные кинокадры Махрухо удостоен звания Лауреата Государственной премии.
Операторы Георгий Епифанов (второй слева) и Леон Мазрухо во время съемок в разведывательном полку 16-й Воздушной армии
Монтажный лист операторов Л. Мазрухо, Д. Ибрагимова «Штурмовики» (авиационный полк) — из папки «Операторские монтажные листы на сюжеты, снятые на I-м Белорусском фронте (в.с. с № 261 по № 1641)». 26 сентября 1944 года.
На фото Тимофеев-Рясовский и Леон Мазрухо.
Тимофеев-Рясовский (Тимофеев) Борис Владимирович (16 (29) июля 1908, село Конецполье (ныне Барятинский р-он Калужской области — 07 ноября 1972, Москва)[1] — организатор кинопроизводства. Член ВКП(б) — КПСС с 1929 года. Член Союза кинематографистов СССР (СК СССР) с 1958 года.
С 25 февраля 1938 года работал на Московской студии кинохроники / Центральной студии кинохроники.
В начале 1941 года был командирован в Алма-Ату (Казахстан) для работы на студии кинохроники.
В Великой Отечественной войне с 29 июня 1941 года. Воинское звание: ст. техник-лейтенант. Воинская часть: 103 сд ЗапФ (103 сд ЗапФ, 103 сд, ЗапФ).
Награжден медалями: «За оборону Ленинграда», «За взятие Кенигсберга», «За оборону Москвы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
С 24 октября 1945 по 25 января 1971 — начальник цеха съемочной техники ЦСДФ. Автор ряда изобретений.
Из-за болезни [Леон Мазрухо] был отозван в тыл и вернулся на фронт в июле 1944 г. Занял ведущее место в киногруппе Военно-воздушных сил. Одним из первых в стране освоил воздушную съемку, совершил 48 боевых вылетов, во время которых отснял километры пленки. В служебных характеристиках отмечались смелость и высокое профессиональное мастерство. Его съемки вошли в фильмы «Хелм – Люблин», «На подступах к Варшаве», «От Вислы до Одера».
Источник: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 753).
На фото асс. кинооператора Георгий Епифанов и оператор Леон Мазрухо в Кюстрине (Германия). 1945 год.
Епифанов Георгий Кузьмич (24 августа 1918, Москва — 26 марта 1997, Москва). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1977). Кавалер трёх орденов Красной Звезды, ордена Отечественной войны и медалей. Член СК СССР — СК России с 1957 года.
После окончани средней школы в 1936 году поступил на операторский факультет ВГИКа, который окончил в 1940 году.
Участник Великой Отечественной войны. Воинское звание: старшина; ст. лейтенант. Был фотолаборантом в подразделениях боевой авиации Западного, Ленинградского, Сталинградского фронтов. Воинская часть: 1 Белорусский фронт; 176 гвардейский истребительный авиационный полк.
Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. Воинская часть: Политуправление 1-го Белорусского фронта (1 БелФ); Политуправление Забайкальского фронта; отд. фронтовых киногрупп Центральной студии документальных фильмов.
Снял сюжеты «Познань в огне». «Штурмовик Мария Толстова», «Штурм Кюстрина», «Над Берлином», «Советские асы», «Сталинград – Берлин», «Воздушные бои и штурмовки 1-го Белорусского фронта» и др.
В августе 1944 года прикомандирован к отделу фронтовых съемок Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
Кадры, снятые Георгием Епифановым, вошли в документальные фильмы «Берлин» и «Разгром Японии» (оба 1945 года).
С 21 июля 1945 — ассистент оператора (в штате киностудии); с июля 1949 по январь 1994 — оператор ЦСДФ.
На фото Леон Мазрухо и зам. начальника киногруппы ВВС Тимофеев-Рясовский (Тимофеев) Борис Владимирович. 1945 год.
На фото (слева направо): кинооператоры Леон Мазрухо и Давид Ибрагимов, зам. начальника киногруппы ВВС Борис Тимофеев-Рясовcкий (справа). Май 1945 года.
За долгие четыре года войны у ведущих воздушных кинооператоров завязалась настоящая фронтовая дружба с летчиками авиаполков, в которых они снимали чаще других. Для капитана Давида Ибрагимова это был 99-й, ставший к концу войны 96-м гвардейским Сталинградским Краснознаменным, ордена Кутузова полком. Один из лучших в бомбардировочной авиации, он начнет войну в июне 1941-го на Минском направлении, а в мае победного 45-го Ибрагимов будет снимать в нем с борта Пе-2 последние удары по Берлину. В 1942-м Давид Михайлович за 12 боевых вылетов сделает о летчиках полка фильм "Боевые дни N-ской авиачасти" — целых 17 минут! (Союзкиножурнал № 21; Куйбышевская студия кинохроники; учетный № в РГАКФД: 4762; Союзкиножурнал № 37, Центральная студия кинохроники, съемки авиаполка на Юго-Западном фронте; реж.: Н. Кармазинский, звукооператор: В. Котов, № РГАКФД: 4706; — прим. ред. #МузейЦСДФ). За это будет удостоен ордена Красного Знамени и Сталинской премии 2-й степени. Особенно активно он летал на съемки в конце войны, совершив с января по май 45-го 23 боевых вылета и отсняв в воздухе 2019 метров киноматериала. На этой пленке — бои за Варшаву, Познань, Кюстрин, Берлин. Его рискованная работа была оценена достойно — орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени.
(Николай КАЧУК, обозреватель «Советской Белоруссии». Как кинооператоры снимали войну на самолетах)
Леон Махрухо слева с кинокамерой.
Из воспомнаний Г.К. Жукова:
10 июня, как было условлено, мы вылетели в штаб Д. Эйзенхауэра во Франкфурт-на-Майне, где были встречены большим почетным караулом американских войск, который произвел на меня хорошее впечатление своей внешней выправкой.
Штаб Эйзенхауэра находился в громаднейших помещениях химического концерна “И.Г. Фарбениндустри”, который уцелел во время ожесточенных бомбардировок Франкфурта, хотя сам город авиацией союзников был превращен в развалины.
Следует отметить, что и в других районах Германии объекты химического концерна “И.Г. Фарбениндустри” остались также нетронутыми, хотя цели для бомбардировок были отличные. Ясно, что на этот счет командованию союзников из Вашингтона и Лондона были даны особые указания.
Сохранились и многие другие военные заводы. Как потом выяснилось, финансовые нити от этих крупнейших военных объектов тянулись к монополиям Америки и Англии.
Состоялась церемония награждения советскими орденами Эйзенхауэра и Монтгомери, американских и английских генералов и офицеров. После вручения орденов был проведен воздушный парад американской и английской авиации, в котором участвовало несколько сот самолетов. Затем все мы были приглашены на завтрак.
Уезжали мы из Франкфурта с надеждой на установление дружественных взаимоотношений и согласованных действий в работе по четырехстороннему управлению Германией.
Леон Махрухо в центре с кинокамерой.
Из воспомнаний Г.К. Жукова:
Во время войны я внимательно следил за действиями английских войск под его [Монтгомери] командованием. В 1940 году экспедиционный корпус англичан постигла катастрофическая неудача в районе Дюнкерка. Затем английские войска, находившиеся под командованием Монтгомери, разгромили немецкий корпус генерала Роммеля в районе Эль-Аламейна. При осуществлении десантной операции через Ла-Манш в Нормандию Монтгомери умело руководил войсками союзников и наступлением их до самой Сены.
Монтгомери был выше среднего роста, очень подвижен, по-солдатски подтянут и производил впечатление живого и думающего человека. Он заговорил со мной об операциях в районе Эль-Аламейна и в Сталинграде. В его представлении обе эти операции были равноценны.
Ни в какой мере не желая преуменьшать заслуги английских войск, я все же был вынужден разъяснить ему, что операция в районе Эль-Аламейна была операцией армейского масштаба. В Сталинграде же действовала группа фронтов, осуществлявшая операцию крупного стратегического значения, вследствие которой крупнейшая группировка немецких войск и войск их союзников была разгромлена в районе Волги и Дона, а затем и Северного Кавказа. Эта операция, как известно, положила начало коренному перелому в войне и изгнанию немецких войск из нашей страны.
На фото советские и американские военные корреспонденты. Франкфурт-на-Майне. Операторы (сидят на фото): Николай Парфирьеич Киселев (на первом плане), Леон Мазрухо (на втором плане); стоят на фото: операторы Евгений Мухин (стоит слева) и Илья Аронс (пятый слева), фотокорреспондент Евгений Халдей (справа). 10 июня 1945 года.
Киселев Николай Парфирьевич (18 (29) ноября 1912, Тула — 04 декабря 1987, Куйбышев (ныне Самара)) — оператор документального и начно-популярного кино. Беспартийный. Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени. Член СК СССР с 1958 года.
В 1937 году окончил операторский факультет ГИКа.
С августа 1937 по август 1943 — оператор Куйбышевской студии кинохроники.
Фронтовой кинооператор Великой Отечественной войны. В РККА с апреля 1944 года. Направлен фронтовым отделом Кинохроники. Звание: инженер-капитан.
Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За трудовую доблесть», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» и др.
В 1946 — 1979 — оператор Куйбышевской студии кинохроники.
В 1980 — 1985 — оператор киноотдела Куйбышевского политехнического института.
В 1979 — 1987 — преподаватель любительской студии. Был специальным корреспондентом на Жигулевской ГЭС.
Мухин Евгений Васильевич (28 января (10 февраля) 1908, г. Лебедянь — 04 декабря 1977, Москва). Лауреат Сталинской примии (1951). Награжден орденами и медалями. Член СК СССР с 1958 года.
В 1936 — кинооператор Московской, затем Центральной студии кинохроники (с 1944 — ЦСДФ).
Фронтовой кинооператор Великой Отечественной войны. В РККА с июня 1941 года. Звание — военинжерен 3-го ранга, инженер-капитан. В июле 1943 года был тяжело ранен.
С 07 июля 1945 по 13 июня 1975 — оператор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
Леон Мазрухо — Лауреат Сталинской премии I степени за съемки для фильма «Берлин».
1942 — Медаль «За боевые заслуги» (Приказ подразделения № 51/н от: 09.12.1942 г.; Издан: ВС 37 Армии Закавказского фронта. Архив: ЦАМО)
1944 — Медаль «За оборону Кавказа»
1944 — Медаль «За освобождение Варшавы»
1945 — Медаль «За взятие Берлина»
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1945 — Орден Красного Знамени (Приказ подразделения № 665/н от 18.06.1945 г.; Издан: ВС 1 Белорусского фронта. Архив: ЦАМО)
1945 — Орден Красной Звезды (Номер документа: 88/н. Дата документа: 02.09.1945 г. Архив: ЦАМО)
На фото (справа налево): кинооператор Леон Мазрухо, зам. начальника киногруппы ВВС Борис Тимофеев-Рясовcкий, кинооператор Давид Ибрагимов. Берлин. Май 1945 года.
На фото: Илья Аронс и Леон Мазрухо. Берлин, 1945 год.
Аронс Илья Борисович (12 (25) января 1910, г. Царицын (ныне Волгоград) — 15 апреля 1983, Москва) — оператор документального и научно-популярного кино. Беспартийный. Член СК СССР с 1966 года.
В 1937 году поступил операторский факультет ВГИКа, который окончил в 1943 году (на преддипломную практику был направлен во фронтовые киногруппы Центральной студии кинохроники).
В числе 70 преподавателей и студентов ВГИКа ушел добровольцем в Народное ополчение.
Фронтовой кинооператор во время Великой Отечественной войны. В РККА с 1942 года. Призван Ленинградским РВК г. Москвы. Звание: инженер-капитан.
Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медалями «За оборону Москвы», «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Кадры, снятые И. Аронсом вошли в документальные фильмы: «Битва за Кавказ» (1943), «Битва за Севастополь» (1944), «Освобождение Советской Белоруссии» (1944), «В Померании» (1944), «Освобождение Советской Белоруссии» (1944), «От Вислы до Одера» (1945), «Парад Победы» (1945).
В 1942 — 1955 — ассистент оператора, оператор Центральной студии кинохроники / Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ). Затем работал на Свердловской киностудии художественных и хроникальных фильмов, киностудии «Таллинфильм».
С 1958 — оператор киностудии «Моснаучфильм» (Центрнаучфильм) и ВНИИ Газпром.
Леон Мазрухо — оператор Ростовской студии кинохроники.
После демобилизации Осенью 1945 года Леон Мазрухо вернулся на Ростовскую студию кинохроники. С 21 сентября 1945 до 24 декабря 1979 — оператор, режиссер Ростовской студии кинохроники.
Снял более 40 короткометражных и полнометражных фильмов.
Кинорежиссер Ольга Подгорецкая и Леон Мазрухо. Кубань. 1949 год.
Ольга Подгорецкая:
Когда Ростовская студия предложила мне снять большой, 4 части, очерк о Кубани, я согласилась с одним условием, что режиссером будет также и ростовский кинооператор Леон Мазрухо, сделавший к тому времени уже две короткометражки как автор-оператор.
Времени на изучение материала у меня было мало, сценарист, журналист Нарин, совсем неопытен, мне нужна помощь человека, хорошо знающего Кубань. И я ее сполна получила за все время работы над фильмом.
Подгорéцкая Ольга Борисовна (30 апреля (13 мая) 1903, Москва — 05 апреля 1987, Москва) — актриса, режиссер докуменального кино. Одна из старейших режиссеров, работавших в кинохронике. Автор более 50 документальных фильмов, отражающих различные этапы в жизни страны и становлении народного хозяйства.
В 1923 году была принята в труппу Театра Революции под руководством Всеволода Мейерхольда. Исполнительница драматической роли в спектакле «Эхо» (1924; автор: В.Н. Билль-Белоцерковский). С 1926 — в «Театре Сатиры».
В 1928 году окончила краткосрочные курсы по подготовке в ВУЗы и поступила на режиссерское отделение Государственного техникума кинематографии (ГТК; с 1930 года — ГИК)[3], который окончила в 1932 году.
С 1931 года работала в кинохронике. Режиссер Московской кинофабрики «Союзкинохроника» / Московской студии «Союзкинохроники».
Первые работы — короткометражный документальный фильм о Хибинах и очерк «За Полярным кругом» (1931). Руководила выездными киноредакциями. Автор ряда номеров звукового «Союзкиножурнала».
В 1949 году на Ростовской студии кинохроники снимала документальный фильм «На Кубанской земле» (совместно с режиссером Л. Мазрухо).
В 1954 году снимала на строительстве одного из первых звеньев Транссибирской магистрали (тогда она называлась не БАМ, а ЮЖСИБ) — Новокузнецк–Абакан — фильм «Дорога в тайге».
В 1956 году начала снимать кинолетопись величайшей стройки на Ангаре — Братской гидроэлектростанции — фильм «У Падунских порогов».
Автор фильмов о возрождении Днепрогэса (по заказу Украинской студии кинохроники): «Днепрогэс возрождается» (1945), «Днепрогэс» (1947, автор-режиссер, совместно с М.В. Большинцовым), «Днепрострой» (1947).
Режиссер телевизионных документальных фильмов творческого объединения «Экран» (в структуре Гостелерадио СССР).
Ольга Подгорецкая оставила воспоминания "ЗАГЛЯНЕМ В ХХ-й ВЕК, ЛЁНЯ!" (Москва, 1977–1982) — биографическая рукопись посвящена внуку Леониду Кривошеину.
Леон Мазрухо и Михаил Шолохов. Середина 70-х годов
Ольга Подгорецкая, режиссер:
В дальнейшем большое влияние на формирование Мазрухо как художника и человека оказал М. А. Шолохов. Они познакомились, когда Лева снял митинг казаков в Вешенской зимой 1934 года — тогда казакам разрешили носить форму. Все разошлись, а замерзший, в туфлях на снегу, оператор еще остался, и вдруг его повели в шолоховское подворье, в одноэтажный домик с мезонином на самом берегу Дона.
Навстречу вышел Шолохов: «Ну, городской житель, отогревайся!» — И показал жене, Марии Петровне, как кинооператор снимал, ежась от холода и поднимая то одну, то другую ногу. Посмеялись.
Обогрели, накормили, оставили ночевать, выспросили всю биографию. Так завязалось знакомство, углублявшееся с каждой новой встречей.
В 1975 году на экраны вышел полнометражный документальный фильм «Михаил Шолохов» (авторы сценария и режиссеры Л. Кристи, Л. Мазрухо; операторы: В. Каликьян, В. Цитрон; редактор кинолетописи В. Дугин). Совместное производство Ростовской-на-Дону студии кинохроники и ЦСДФ.
На фото (стоят): Борис Маневич (у кинокамеры), Виктор Уколов; Леон Мазрухо (сидит на фото). 60-е годы.
Маневич Борис Исаакович (18 апреля (01 мая) 1910, Ставрополь — 08 января 1992, Ростов-на-Дону) — оператор документального и научно-популярного кино. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Член ВКП(б) — КПСС с 1948 года. Член Союза кинематографистов СССР (Ростовское отделение) с 1958 года.
С 1930 — помощник оператора, с 1933 по 1937 — оператор Ростовской кинофабрики «Союзкино» / Ростовской студии кинохроники. С 1937 — на Алма-Атинской студии кинохроники.
Награжден орденами Отечественной войны II степени (1944, 1985), медалями «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
Репортажи Бориса Маневича с фронта вошли в фильмы «69-я параллель», «Победа на Севере», «В логове зверя», «В Померании», 20-серийную документальную киноэпопею «Великая Отечественная».
В 1945 — 1956 — на Алма-Атинской студии документальных фильмов, работал также на Северно-Кавказской студии кинохроники и Новосибирской студии кинохроники.
Необоснованно репрессирован. Приговорен Верховным судом Северо-Асетинской АССР 08 февраля 1952 г. к 10 годам ИТЛ. Реабилитирован в 1957 году.
В 1956 — 1980 — на Ростовской студии кинохроники.
Рабочие моменты. 60-е годы.
Рабочие моменты. 70-е годы.
На фото (слева направо): фронтовые кинооператоры Кенан Кутуб-заде, Леон Мазрухо и Михаил Гольбрих с женой Ксенией Кучеровой (в годы войны работала на Центральной студии кинохроники / ЦСДФ). Фото из семейного архива Ларисы Кучеровой (Гольбрих). 1976 год.
Делегаты 3-го съезда Союза кинематографистов СССР в Александровском саду. 11-13 мая 1976 года. На фото в первом ряду (сидят справа налево): Михаил Бессмертный, Иосиф Вейнерович, Михаил Шнейдеров, Абрам Кричевский; стоят во втором ряду (справа налево): Гильван Амиров (третий справа), Соломон Коган (шестой справа), Семен Школьников, Борис Макасеев, Леон Мазрухо, Исаак Грек, Борис Небылицкий, Владимир Ешурин, Александр Щекутьев; в третьем ряду (справа налево): Алексей Семин, Иосиф Хмельницкий (видна часть лица), Николай Киселев, Игорь Гунгер, Михаил Беров, Иван Чикноверов (слева); в четвертом ряду (слева направо): Борис Шер, Николай Долгов; в четвертом ряду (справа налево): Владилен Трошкин, Олег Арцеулов, Израиль Гольдштейн, Иван Запорожский, Борис Дементьев, Павел Русанов; в пятом ряду: Ксения Гольбрих (Кучерова), Михаил Гольбрих. Фото из архива Виктора Петухова (внука И.В. Хмельницкого).
1942 — Медаль «За боевые заслуги» (Приказ подразделения № 51/н от: 09.12.1942 г.; Издан: ВС 37 Армии Закавказского фронта. Архив: ЦАМО)
1944 — Медаль «За оборону Кавказа»
1944 — Медаль «За освобождение Варшавы»
1945 — Медаль «За взятие Берлина»
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1945 — Орден Красного Знамени (Приказ подразделения № 665/н от 18.06.1945 г.; Издан: ВС 1 Белорусского фронта. Архив: ЦАМО)
1945 — Орден Красной Звезды (Номер документа: 88/н. Дата документа: 02.09.1945 г. Архив: ЦАМО)
1946 — Сталинская премия (за полнометражный документальный фильм "Берлин" (1945))
1967 — Орден «Знак Почёта»
1978 — Орден Трудового Красного Знамени