Полное имя:
Борис Всеволодович ИГНАТОВИЧ

Дата рождения:
04 апреля 1899
Слуцк, Минская губерния, Российская империя

Дата смерти:
04 апреля 1976 (77 лет)
Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
кинооператор, фотограф

Краткая биография

Фотографии: сайт Photographer Boris Ignatovich

Игнатович Борис Всеволодович (22 марта (04 апреля) 1899, Слуцк (ныне Республика Беларусь) — 04 апреля 1976, Москва) — русский и советский фотограф, мастер документальной фотографии, репортер, кинооператор и журналист. Пионер советской авангардной фотографии 1920-30-х годов, основоположник фотожурнализма, новатор и педагог.

С 1908 по 1914 учился в гимназии в городе Лодзь (Польша).
С 1914 по 1917 в гимназии Луганска (Российская Империя). Исключен за издание рукописного журнала «Шантрапа» и участие в революционных беспорядках.Весной 1917 года уезжает в Петроград к старшему брату.
В 1918 году окончил с серебряной медалью Выборгскую гимназию. 
В 1918 — журналист в газете Северо-­донецкий Коммунист в Луганске.
В 1918 году участвовал в Первом Всесоюзном съезде журналистов.

В типографии. Борис Игнатович (сидит на фото второй справа). 1919-1920 гг.

В 1919 — 1920 — вступил в ряды РКП(б), работал литературным сотрудником харьковской газеты «Красная Звезда»  и киевской «Всеиздат», ответственным редактором уфимской газеты Красная Башкирия, заведовал областным отделом РОСТА в Стерлитамаке.
В 1921 — 1922 —заместитель редактора, а затем редактором московской газеты «Горняк». Заведовал редакциями ленинградских юмористических журналов — «Дрезина», «Смехач» и «Бузотер».
В 1927 — бильд-редактор московской газеты «Беднота».
В 1928 по заданию редакции снимал Лудорвайский процесс над кулаками в Удмуртии.
С 1929 — профессиональный фоторепортер журналов Современная архитектура.

В 1929 участвовал в фотовыставке Общества друзей советского кино (ОДСК) в Москве, на которой во время развески экспозиции познакомился с Александром Родченко. Участвовал в выставке художественной фотографии в Вене (Австрия) и модернистской выставке «Фильм и Фото» в Штутгарте (Германия).

В 1930 по сценарию Эсфири Шуб снял на Московской фабрике Кино-Фото объединения «СОЮЗКИНО» киноочерк «Сегодня», часть кадров которого была опубликована в журнале «Кино и Жизнь» (1930, № 21), а также участвовал в создании одного из первых звуковых фильмов «Олимпиада искусств» (1930; полнометражный; Производство: «Союзкино»; режиссер: М. Юдин; операторы: Б. Небылицкий, Б. Игнатович, Д. Дебабов).

С 1930 года вместе с Александром Родченко руководил фотосекцией группы «Октябрь», которая возникла на основе одноименного объединения представителей разных жанров и видов искусств. В мае 1931 года в Московском Доме Печати состоялась выставка группы «Октябрь», где Родченко выставил ряд своих знаменитых фотографий — снятые с нижней точки «Пионерку» и «Пионера-трубача», а также серию динамичных кадров «Лесопильный завод Вахтан». Эти и другие произведения с выставки стали мишенью для разгромной критики и обвинения в формализме и нежелании перестраиваться в соответствии с новыми задачами на страницах журнала «Пролетарское фото». В 1932 году группа «Октябрь» была распущена.

В 1932 — избран председателем Московской ассоциации фотокорреспондентов.

Борис Игнатович. Кинооператор Московской студии «Союзкинохроники». 1932 год.

В 1932 — 1934 — кинооператор Московской студии треста «Союзкинохроника» (позже  Московская студия «Союзкинохроники»), снимал сюжеты для кинопериодики.

В 1934 — 1935 заведовал отделом иллюстраций газеты «Вечерняя Москва, сотрудничал с газетами «Правда», «Рабочая газета», «Труд», Комсомольская правда», журналами «Нарпит», «Прожектор», «Красная нива», «Огонёк», «Смена», «Советское фото».

«Бригада Игнатовича». 1937 год.

В середине 1930­-х особую известность приобрела так называемая «Бригада Игнатовича», снимавшая для газет «Вечерняя Москва», «Строим», «Наши достижения», «Строительство Москвы» и агентства фотоинформации «Союзфото», в которую входили Е. Лангман, Я. Бродский, Л. Бать,  Ольга Игнатович и Елизавета Игнатович, всего 41 штатный корреспондент.

В 1937 — 1941 — штатный фоторепортер журнала «Строительство Москвы», продолжая сотрудничать с журналом «СССР на стройке».

В 1938 — участвовал в выставке советского фотоискусства в Каунасе (Литва).
В 1938 —1939 — участвовал в международной фотовыставке в Великобритании.

Военный фотограф Борис Игнатович с фотоаппаратом Junior Special Ruby Reflex. 1943 год.

На фронте с первых дней Великой Отечественной войны.

В 1945 — 1950 — военным фотограф в студии имени М.Б. Грекова. В 1950 демобилизовался в звании капитана.

Борис Игнатович фотографирует Маршала Советского Союза С.М. Буденного.

В послевоенные годы снимал портреты: деятелей культуры и искусства, ведущих учёных, маршалов и героев Советского Союза, лауреатов Сталинских премий.

С 1950 по 1951 — фотокорреспондент издательства Правдажурнала Огонек , фотохудожник производственно-­технических мастерских Всесоюзной сельско­хозяйственной выставки (ВСХВ). В 1952 году организовал на ВДНХа лабораторию цветной фотографии.
С 1953 по 1954 — фотохудожник издательства Изогиз, участвовал в московской выставке Фотоискусство СССР за 40 лет.
С 1954 по 1955  —  фотограф­-художник в Журнале Мод, в Стройиздате.
С 1955 по 1956 — завотделом в издательстве «Искусство».
В 1957 — литературный сотрудник в журнала «Советское фото».
С 1959 по 1965 — руководил фотостудией на заводе «Серп и молот».

В 1969 году в Москве прошла большая персональная выставка мастера.

В 1975 — участвовал в двух юбилейных выставочных экспозициях, приуроченных к 30-летию Великой Победы и 60-летию Октябрьской Революции в Москве.

СЕМЬЯ

Отец — Всеволод Евстафьевич Игнатович (1864 — 1904), уроженец Витебска (Российская империя); происхождение — из семьи дворянского сословия;  учитель математики старших классов гимназии
Мать — Мария Михайловна Игнатович (1875 — 1942), уроженка села Красный Кут, Луганской области (Российская Империя); происхождение — из семьи сельских батраков.
Старший брат — Мстислав Игнатович, учился в Морском инженерном училище в Петрограде.
Сестры: младшая сестра — Ольга Игнатович (1905, Слуцк — 1984, Москва) — советский фотограф; в фотографию пришла в начале 1930-х годов, работала вместе с братом в газете «Беднота» и журнале «Нарпит», с середины 1930-х годов — в газете «Вечерняя Москва»; участница группы «Октябрь». Позднее стала членом «Бригады Игнатовича» в Союзфото; во время Великой Отечественной войны работала фотокорреспондентом в газете 10-й армии «Боевое знамя» и во фронтовой газете «За честь Родины»; после войны работала в агентстве АПН и в издательстве «Советский художник»; Елизавета Игнатович, член «Бригады Игнатовича» в Союзфото; Аркадия и Елена, участницы группы «Октябрь».
Жена — Клавдия Николаевна Игнатович (1921 — 2015), хранитель и архивист наследия Б. Игнатовича.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Борис Игнатович. Днепрогэс. 1930 год.

1930 — Сегодня; киноочерк (фильм показывает мир строящегося социализма и мир переживающей глубокий развал и обреченный на гибель капитализма. Строительство и пуск промышленных предприятий электростанций, железных дорог (Днепрогэс, Турксиб и др.; Американский образ жизни в США в 30-е годы; Шуб использовала прием чередования кадров советской и американской кинохроник, чтобы показать превосходство социалистического строя); полнометражный; Производство: «Союзкино» и Вельтфильм; Э. Шуб — режиссёр, монтажер и автор сценарного плана совместно с М. Цейтлиным; оператор: Б. Игнатович асть кадров фильма была опубликована в журнале «Кино и Жизнь» (1930, № 21))
1930 — Олимпиада искусств народов СССР; полнометражный; Производство: «Союзкино»; режиссер: М. Юдин; операторы: Б. Небылицкий, Б. Игнатович, Д. Дебабов

КИНОПЕРИОДИКА

1932 — Пионерия № 11; Производство: «Союзкинохроники»; режиссер: А. Ованесова; операторы:  Плаксин, Б. Игнатович, Б. Макасеев 
1932  Наука и техника № 21/25; реж.: К. Гаврюшин, В. Грюнталь; операторы: Ф. Леонтович, Гласс, Григорян, Б. Игнатович
1932 — Союзкиножурнал № 20; реж.: Н. Соловьев; операторы: Б. Игнатович, Мясников, Писанко, Паллей
1932 — Союзкиножурнал № 23; операторы: Казаков, Донец, Саладков, Б. Игнатович, М. Ошурков


1932  Союзкиножурнал № 27 (в киножурнал вошло пять сюжетов, в том числе: художники Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов) за работой. Кинооператор Б. Игнатович рассматривает свой дружеский шарж, у киноаппарата); реж.:  А. Егоров; операторы: Мелихов, В. Соловьев, Бабасьев, Б. Игнатович, П. Паллей
1933  Союзкиножурнал № 4/467; реж.: С. Гуров, В. Бойков; операторы: Б. Игнатович, Б. Макасеев, В. Соловьев, Е. Игнатович
1933  Союзкиножурнал № 18/481; реж.: Н. Кармазинский; операторы: Р. Кармен, Б. Игнатович, Л. Мазрухо
1933  Союзкиножурнал № 13; реж.: Н. Караушев; операторы: Емуаваер, Б. Игнатович, И. Беляков, М. Ошурков, Богоров, А. Лебедев, Паллей, Вейнерович
1934  Союзкиножурнал № 4/503; реж.: В. Бойков; операторы: М. Глидер, А. Тарбеев, А. Бирюков, А. Булдаков, В. Гласс, М. Трояновский, А. Шафран, Р. Кармен, М. Ошурков, Б. Игнатович, Авдеенко, Б. Небылицкий 
1934  Союзкиножурнал № 12/511; реж.: В. Бойков; операторы: Б. Игнатович, Р. Кармен, Е. Игнатович, Гроцкий, Собовой, Каиров
1934  Социалистическая деревня № 6; реж.: И. Сеткина; операторы: А. КричевскийА. Балухтин, Софьин, Б. Игнатович, Страдин
1934  Союзкиножурнал № 134; реж.: О. Подгорецая; операторы: Кармен, Игнатович, Соловьев, Беляков, Софьин, Д. Шах, Небылицкий
______________________________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД.

Цитаты

Из воспоминаний жены и архивиста Клавдии Игнатович.
«Жить с Игнатовичем и не помогать ему в его творчестве было нельзя, потому что этим он дышал и этим заставлял жить окружающих. Все, кто общался с Борисом Всеволодовичем, проникались к нему симпатией и любовью. Он был большим художником и очень обаятельным человеком.
Он не любил половинчатости, халтуры в работе. Что бы то ни было - все должно быть сделано идеально. В жизни очень легкий, веселый, относившийся ко всему с юмором, в работе он становился предельно жестким. Свои пленки Игнатович проявлял сам. Печатал тоже сам, объясняя это так: "А откуда лаборант может знать, как я видел этот кадр?".
Свои работы Борис Всеволодович очень любил, но на персональную выставку в 1969 году отбирал работы настолько тщательно, что стоило большого труда уговорить его расширить экспозицию. Большое внимание уделял развеске фотографий. Был бы, наверное, счастлив, увидев, как это делается сейчас. А в то время лепили фотографии впритык одна к другой…
Выполняя заказы редакции, он душу вкладывал в съемку. Поэтому неудивительно, что даже чисто индустриальные сюжеты смотрятся как картины "Разливка стали, 1938", "У доменной печи, 1938" . Если же снимал для себя, то мог по нескольку раз приезжать на одно и то же место. Так были сняты "Купола, 1948" Новодевичьего монастыря.
Случалось много курьезов и неприятностей, связанных с отдельными снимками. Приведу несколько примеров. Один из организаторов персональной выставки Игнатовича 1969 года отказался включить в экспозицию всемирно известный снимок "Душ, 1935", говоря, что от него "воняет". То этому горе-организатору казалось, что на выставочных снимках слишком много лошадей, то в сюжете "Материнство, 1938" - лошадь худая, то он отвергал "Обед в коммуне, 1928", поскольку очень суровые лица и сама обстановка. Уже вывешенный портрет Бориса Пастернака был снят по политическим мотивам, хотя в то время поэта уже начали печатать. Отвергался "портрет художника Бориса Биргера, 1963", поскольку на фотографии он выглядел голодным и одиноким. Подобных глупостей и нелепостей было, к сожалению, очень много. Но лучше вспоминать приятное.
В молодости он лихо ездил на мотоцикле. Мама очень волновалась и обратилась к знакомому: "Деточка, уговори его продать эту нечистую силу. Я тебе за это заплачу". Позже, живя в Москве на Садовой-Триумфальной и заслышав грохот мотоцикла, Борис Всеволодович мчался к окну, мы даже боялись, что он может вывалиться из него.
Известно, что Игнатович прославился своими ракурсами, "упаковкой кадра" и, естественно, крупными планами. Его кредо: ничего лишнего в кадре и интересная точка съемки. Свои снимки он тщательно кадрировал уже во время съемки и очень редко - при печати. Было лишь два исключения из этого правила. Первое - "Материнство, 1938", где из кадра убрана крайняя левая фигура, и второе - "На печи, 1927", где убран крайний слева ребенок. Больше во всем архиве я не нашла негативов, которые бы кадрировались при печати. Он говорил: "Мы строим новую жизнь и должны снимать по-новому!". Ученики Игнатовича крепко усвоили его науку: "упаковать и покосить", то есть выполнить в кадре диагональную композицию…
Из письма Бориса Игнатовича матери от 18 марта 1921 года: "Нигде так хорошо не работается, как в столице. Жизнь кипит. И нигде так не видно этой жизни, как здесь. Эх, если бы везде так работали, как в Москве, давно бы вылезли из голодного ярма". Любил Москву. Мечтал как-то особенно поснимать этот город, как никто не снимал. В 1950-х сделал попытку снять столицу широкоформатной камерой на цвет. В архиве сохранились удачные снимки, но ему хотелось сделать что-то особенное. Но, увы! Прыгать по крышам, как в молодости, он уже не мог. Возраст брал свое. Мечта так и осталась неосуществленной. Еще мечтал издать несколько комплектов открыток со своими работами. Тоже не вышло.
В последние годы жизни он уже не мог далеко ходить, и все сосредоточилось в коммуналке на Ленинском проспекте. Приходили молодые фотолюбители, приносили свои снимки, устраивали эксперименты. Я служила и ассистентом, и фотомоделью, и на кухне успевала. Работал Борис Всеволодович до последнего часа».

Клавдия Игнатович 1921-2015. Жена, хранитель и архивист. Борис Игнатович: Классик национальной фотографии. 1927–1963. Статья каталога к персональной выставке в ГМИИ им. Пушкина к 100-летию со дня рождения. // Собрание Государственного музея изобразительны, Источник

[ Страница дополняется материалами ]