Благодарим Леонида Кривошеина (внука О.Б. Подгорецкой) за предоставленную информацию и фотографии.
Материалы из коллекции Московского музыкального театра «Геликон-опера» обработаны и предоставлены заведующей отделом выставочных проектов Анной Грибковой-Тхостовой.
Подгорéцкая Ольга Борисовна (30 апреля (13 мая) 1903, Москва — 05 апреля 1987, Москва [1]) — актриса, режиссер документального кино. Беспартийная.
Одна из старейших режиссеров, работавших в кинохронике. Автор более 50 документальных фильмов, отражающих различные этапы жизни страны и становления народного хозяйства.
Родилась 13 мая в Москве. Крестили Ольгу Подгорецкую в г. Лубны, Полтавской губернии, Российской империи (ныне Украина); по этой причине в паспорте было указано место реждения — Лубны)[2].
В 1913 оду окончила 3 класса городского училища.
В 1918 году окончила неполных 5 классов женской гимназии.
В 1919 — студентка 2-го Драматического техникума; после его закрытия в 1921 году стала выступать на сцене как профессиональная актриса.
С 1921 — член профсоюза Рабис, затем профсоюза кинофотоработников.
В 1921–1922 годах работала в Грузинском народном доме.
В 1923 году была принята в труппу Театра Революции под руководством Всеволода Мейерхольда. Исполнительница драматической роли в спектакле «Эхо» (1924; автор: В.Н. Билль-Белоцерковский). С 1926 — в «Театре Сатиры».
В 1928 году окончила краткосрочные курсы по подготовке в ВУЗы и поступила на режиссерское отделение Государственного техникума кинематографии (ГТК; с 1930 года — ГИК)[3], который окончила в 1932 году.
Училась на одном курсе с Яковом Зиновьевичем Бабушкиным, Аршой Амбарцумовной Ованесовой, Григорием Михайловичем Серпуховитиным, Констатином Константиновичем Юдиным, Николаем Комаревцевым[4].
С 1931 года работала в кинохронике. Режиссер Московской кинофабрики «Союзкинохроника» / Московской студии «Союзкинохроники».
Первые работы — короткометражный документальный фильм о Хибинах и очерк «За Полярным кругом» (1931). Руководила выездными киноредакциями. Автор ряда номеров звукового «Союзкиножурнала».
В 1932 году работала на Ростовской студии кинохроники.
С 1939 по 1941 — редактор киностудии «Мостехфильм».
В начале 1941 года переведена на Украинскую студию кинохроники (г. Киев).
В июне 1941 года вернулась на Центральную студию кинохроники (распоряжение Главного управления по производству документально-хроникальных фильмов Кинокомитета).
В начале Великой Отечественной войны (в октябре 1941 года) была эвакуирована с дочерью в Алма-Ату, где продолжила работу на Алма-Атинской студии кинохроники (часть творческих работников Центральной студии кинохроники была эвакуирована в Куйбышев (осенью 1941 года в Куйбышев из Москвы были эвакуированы госучреждения), часть в Алма-Ату. — Прим. ред. #МузейЦСДФ). Вернулась из эвакуации в Москву в сентябре 1943 года.
С октября 1943 — режиссер Центральной студии кинохроники (с 1944 — ЦСДФ). Принимала участие в работе над фильмом «Орловская битва» (в титрах не указана) и киножурналом «Советское искусство».
Летом 1944 года была командирована на год в освобожденный Киев для оказания помощи украинским кинематографистам по восстановлению Украинской студии кинохроники.
В Музее кино хранится письмо режиссера О. Подгорецкой заместителю начальника Главного управления по производству хроникально-документальных фильмов Комитета по делам кинематографии Роману Григорьевичу Кацману о ее положении на Киевской студии кинохроники.
Автор фильмов о возрождении Днепрогэса (по заказу Украинской студии кинохроники): «Днепрогэс возрождается» (1945), «Днепрогэс» (1947, автор-режиссер, совместно с М.В. Большинцовым), «Днепрострой» (1947).
"Работа над фильмом «Днепрогэс» вооружила меня хорошим опытом, обогатила не только интересными наблюдениями и встречами, но и оказала большое влияние на дальнейшую мою творческую практику.
Большую роль сыграл тут кинодраматург Мануэль Владимирович Большинцов, научивший меня уважать подлинную документальность, не нуждающуюся в заимствовании чуждых ей приемов. Жаль, что в фильме еще сохранились остатки таких заимствований. Большинцов предлагал больше доверять зрителю, его способности соучаствовать в процессе исследования действительности, дополнять своим воображением увиденное…"
(Из биографической рукописи режиссера-документалиста О. Подгорецкой "ЗАГЛЯНЕМ В ХХ ВЕК, ЛЁНЯ!". Москва, 1977-1982 гг.)
В 1949 году на Ростовской студии кинохроники снимала документальный фильм «На Кубанской земле» (совместно с режиссером Л. Мазрухо).
В 1954 году снимала на строительстве одного из первых звеньев Транссибирской магистрали (тогда она называлась не БАМ, а ЮЖСИБ) — Новокузнецк–Абакан — фильм «Дорога в тайге».
В 1956 году начала снимать кинолетопись величайшей стройки на Ангаре — Братской гидроэлектростанции — фильм «У Падунских порогов».
В 1959 году работает над сценарием (совместно с румынским журналистом Вынту) полнометражного фильма «Дороги Румынии» (совместное производство СССР и Румынии). В прокате фильм назывался «По дорогам Румынии» (режиссеры: О. Подгорецкая, М. Илиешу).
После выхода на пенсию в 1966 году продолжила работу на ЦСДФ по договору.
В 1969 году художественный руководитель студии документальных фильмов творческого объединения «Экран» (в структуре Гостелерадио СССР) Виктор Лисакович приглашает О. Б. Подгорецкую на работу в ТО «Экран».
"Моя работа заключалась, главным образом, в том, чтобы помогать молодым, но бывало, и опытным, довести снятый ими материал до ясного конструктивного решения и хорошо смонтировать фильм.
Однако я не только помогала, учила, но и сама училась на лучших образцах мастеров телефильмов – Лисаковича, Зеликина, Беляева и некоторых других.
И было чему: мастера очень точно отбирали своих героев, хорошо овладевали искусством интервьюировать их. Я убеждена, что это именно искусство – наводящими вопросами коснуться самого важного, интересного для собеседника, увлеченный этим, он забывает, что снимается.
Они также умело используют съемки скрытой камерой, не скрывают порой и слабостей своих героев, что, конечно, делает их более понятными, более достоверными. Таковы, например, фильмы: «Дела и труды Терентия Мальцева» С. Зеликина, «Актриса цирка» М. Голдовской, «Хирург Вишневский» И. Хомского, «Директор» В. Лисаковича, «Шахтеры» И. Беляева и некоторые другие..."
(Из биографической рукописи режиссера-документалиста О. Подгорецкой "ЗАГЛЯНЕМ В ХХ ВЕК, ЛЁНЯ!". Москва, 1977-1982 гг.)
Режиссер телевизионных документальных фильмов: полнометражного «Ленинским курсом» (1968; навстречу ХХIУ съезду КПСС; автор сценария и текста Ю. Каравкин) и короткометражных — «Борьба продолжается» (1968; о Гвинее-Бисау: жизни, борьбе и гибели Амилькара-Кабрала; автор сценария и текста О. Игнатьев), «Свидание с мостами» (о Ленинграде; автор сценария Е. Семенос), «Владимир Сергеевич» (о наставнике московского ПТУ Филиппове).
Ольга Подгорецкая оставила воспоминания "ЗАГЛЯНЕМ В ХХ-й ВЕК, ЛЁНЯ!" (Москва, 1977–1982) — биографическая рукопись посвящена внуку Леониду Кривошеину.
"Лёня – наше будущее. Рожденный в 1973 году он молодым переступит порог ХХI столетия. Войдет III-е тысячелетие. Трудно представить, что он увидит тогда на Земле…
А, может быть, Леонид отправится обживать другую планету?
Наше поколение этого уже не застанет.
Но если внук не может со мной поделиться своим будущим, то я-то могу познакомит его с моим прошлым. Путешествие обратно, в ХХ-й век, будет для него небезынтересно и полезно...Один болгарский писатель сказал, что биография человека – это, в сущности, встречи. С хорошими людьми – светлые страницы жизни, с плохими – темные пятна.
Если с ним согласиться, должна признать, что в моей жизни, кроме самых последних – 1978-1982 – лет, было все же больше светлых страниц. И это, несмотря на пережитые тяжелые времена. Первая мировая война, голод, разруха, 37-й год, Вторая мировая война, эвакуация, разлука с семьей, снова голод, неустроенность, смерть старшей дочери, смерть матери, смерть младшей дочери, разлука с внуком.
Конечно, я встречала за свою долгую жизнь немало плохих людей: бюрократов, тупых высокомерных начальников, карьеристов, приспособленцев, откровенных подлецов, стяжателей, даже брачного афериста. Но все они, словно тени, проскользнули и исчезли.
А вот хорошие люди остались со мной навсегда. И это не только знаменитости, выдающиеся люди нашей эпохи: В. Мейерхольд, С. Эйзенштейн, Дзига Вертов, А. Довженко, Расул Гамзатов,- но и те, кого так часто совсем напрасно журналисты называют простыми людьми...
Хочу и тебе пожелать побольше светлых страниц – встреч с интересными людьми и событиями.
Я – современница ХХ века, века великого Ленина, великого Октября, великого победного мая 1945-го года, великого взлета в космос, – прошу тебя, современника ХХI века, в свою очередь поведать своим детям и внукам о главных событиях твоего века, о его интересных делах и о себе.
Прощай и не забывай нас с мамой!
Очень любящая тебя бабушка."
(Из биографической рукописи режиссера-документалиста О. Подгорецкой "ЗАГЛЯНЕМ В ХХ ВЕК, ЛЁНЯ!". Москва, 1977-1982 гг.)
Отец — Борис Владимирович Подгорéцкий (06 апреля 1873, г. Лубны, Полтавская губерния, Российская империя — 19 февраля 1919, Москва, РСФСР), украинский композитор и музыкальный критик, этнограф и педагог. Окончил в 1895 году музыкальный институт в Варшаве. Организовал в Лубнах хор, проводил концерты, участвовал в любительских спектаклях. Приглашал писательницу Л. Яновскую устроить спектакль в пользу Общества помощи сельским учителям. Каждую зиму жил в Москве, где преподавал хоровое дирижирование в Народной консерватории и был постоянным музыкальным критиком газеты «Голос Москвы». Лето проводил в Лубнах. Осенью 1902 г. начал работал преподавателем в московском начальном мужском городском училище, с 1904 г. — в московской женской гимназии преподавал пение. Занимался организацией бесплатных лекций и концертов. Как этнограф отстаивал научный подход в изучении фольклора. По поручению Музыкально-этнографической комиссии записал по селам от крестьян более 120 хоровых песен. Подготовил сборник народных песен «Золоті колоски» для детей начальных и средних классов. В 1915 г. преподавал хоровое пение в Московской народной консерватории. В 1918-1919 гг. работал музыкальным критиком в газете «Известия ВЦИК», исследовал творчество П. Сеницы. Известен как автор опер "Купальская искра", "Бедная Лиза", а также хоров, романсов и фортепианных произведений. Скончался в феврале 1919 года в Москве от сыпного тифа. Творческое наследие композитора хранится в музее Национального академического театра оперы и балета имени Т.Г. Шевченко (Національна опера України).
Мать — Надежда Георгиевна Подгоре́цкая (1888 — 1953), артистка хора Большого театра. Во время Гражданской войны была организатором общедоступных концертов. Выступала перед В.И. Ленином. В 20-е годы работала заведующей Отделом охраны труда работников искусства. Член ВКП(б) с 1920 года.
Отчим — Павел Петрович Малиновский (1869 — 1943), архитектор, государственный деятель. После октябрьской революции в 1917 — 1919 гг. возглавлял комиссию Моссовета по охране памятников искусства и старины, работал гражданским комиссаром Кремля. Народный комиссар имуществ РСФСР с марта по июль 1918 года. С 1921 года работал в Госплане, затем в различных строительных организациях, возглавлял Управление городского и сельского строительства Комгосоора. В конце 1920-х — начале 1930-х годов состоял в комиссии по стандартизации Совета Труда и Обороны, где занимался выработкой общесоюзных норм и технических условий строительного проектирования.
Сестра — Нина Борисовна Подгоре́цкая (27 ноября (10 декабря) 1902, Лубны, Полтавская губерния, Российская империя — 5 марта 1977, Москва, РСФСР, СССР) — советская балерина, балетный педагог. Заслуженная артистка РСФСР (1947). Солистка Большого театра. С 1937 года, одновременно с работой в Большом театре, солистка Ансамбля народного танца СССР, созданного совместно с мужем Игорем Моисеевым.
Две дочери — Галя (1932 — 1953) и Надя (1942 — 1978), после окончания школы работала шумовиком на киностудии «Мосфильм». Окончила психологический факультет МГУ. Кандидат психологических наук.
Внук — Леонид Кривошеин.
1931 — За Полярным кругом; Производство: Союзкинохроника; режиссер; операторы: Г. Донец, Б. Чечулин, Г. Стилианудис
1934 — Марш молодости (физкультурный парад студентов Ленфизкульта и молодежи столицы на Красной площади в присутствии И. В. Сталина, А. М. Горького, А. И. Микояна и английского писателя Герберта Уэллса); Производство: Союзкинохроника; реж.: О. Подгорецкая, Л. Залкинд
1934 — Слава крылатым (памяти погибших строителей и водителей самолета Максим Горький 18 мая 1935 года); режиссер
1935 — Поход ледокола «Садко»; режиссер; оператор: В. Ешурин
1936 — О самых маленьких (родильные дома, детские дома, ясли: уход за детьми); режиссер; оператор: О. Рейзман
1936 — Сталинская забота (Игры детей в яслях. Здание детской поликлиники, врач осматривает детей в кабинете. Дети детского сада играют, обедают, спят. Портрет И. В. Сталина с девочкой. Различные планы ухода за детьми); режиссер
1937 — К событиям в Испании № 14; режиссер; операторы: Р. Кармен, Б. Макасеев
1937 — К событиям в Испании № 16; режиссер; операторы: Р. Кармен, Б. Макасеев
1941 — Молодежь, на защиту Родины; режиссер
1943 — Конники под Смоленском; режиссер; оператор: А. Фролов; звукооператор В. Котов; композитор Д. Астраданцев
1945 — Днепрогэс возрождается
1947 — «Днепрогэс»; автор-режиссер совместно с М. Большинцовым
1947 — Днепрострой (восстановление плотины Днепрогэса, разрушенной немцами); режиссер; оператор: Л. Котляренко
1948 — Учительница Лавровская
1949 — На кубанской земле; режиссер совместно с Леоном Мазрухо
1951 — Голос белорусского народа
1953 — Советская женщина (спецвыпуск к/ж "Новости дня"); режиссер; операторы: Б. Небылицкий, П. Калабухов, М. Кауфман, И. Семененко, Д. Мамедов, И. Гутман, Е. Лозовский, С. Семенов, В. Ешурин, В. Придорогин, Р. Халушаков
1953 — В городе Грозном; Производство: Северо-Кавказская студия кинохроники; режиссер; операторы: В. Еремеев, Х. Короев
1954 — Дорога в тайге (строительство железной дорого Абакан-Тайшет); режиссер: О. Подгорецкая; операторы: И. Грек, Ю. Бородяев; диктор Л. Хмара; звукооператор: З. Уздин
1954 — За новый подъем водного транспорта (Всесоюзное совещание актива работников морского и речного флота в Доме Союзов в Москве. Выступают: З. А. Шашков, Л. М. Каганович. К. Е. Ворошилов вручает ордена Ленина работникам морского и речного флота в Кремле); режиссер; операторы: И. Беляков, С. Гусев, Б. Макасеев, М. Ошурков, Р. Халушаков
1955 — Югославская парламентская делегация в СССР; режиссер; операторы: Н. Вихирев, П. Касаткин, А. Кочетков, Н. Шмаков
1955 — На целинные земли (собрание молодежи из Москвы и Московской области в Большом театре); режиссеры: И. Венжер, О. Подгорецкая; операторы: И. Беляков, В. Воронцов, А. Грек, С. Гусев, Г. Захарова, В. Макасеев, А. Хавчин
1955 — Советская выставка в Аргентине; режиссер; операторы: И. Бессарабов, С. Гусев, Д. Каспий
1956 — У Падунских порогов (строительство Братской ГЭС на Ангаре); режиссер; операторы: Н. Шмаков, В. Копалин, В. Воронцов
1956 — Французские социалисты в СССР; режиссер; операторы: А. Кричевский, Б. Небылицкий
1957 — Дружба на вечные времена (визит партийно-правительственной делегации СССР в Чехословакию); режиссер; операторы: К. Богдан, В. Киселев, Л. Михайлов
1957 — К. Е. Ворошилов в братской Монголии; режиссер; операторы: Л. Котляренко, В. Комаров
1957 — 40 лет Октября (7 ноября 1957 года в Москве); реж.: И. Сеткина, О. Подгорецкая; операторы: Ю. Бородяев, И. Запорожский, М. Прудников
1957 — Единство партии и народа (спецвыпуск); режиссер
1957 — Американская разведка теряет своих агентов (ГДР, г. Берлин. Пресс-конференция немецких и иностранных журналистов, созванная Советским комитетом "За возвращение на Родину" для разоблачения подрывной деятельности американской разведки против Советского Союза и других социалистических стран); режиссер; операторы: Г. Голубов, К. Пискарев
1957 — До новых встреч (Закрытие VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов на Центральном стадионе имени В. И. Ленина в Москве); режиссер
1959 — По дорогам Румынии; полнометражный; Производство: ЦСДФ и Студия документальных фильмов им. Александру Сахия; режиссеры: О. Подгорецкая, М. Илиешу; операторы: К. Ионеску, И. Грек, Г. Захарова
1959 — Братство и дружба (фильм о пребывании в Польше правительственной делегации СССР во главе с Н. С. Хрущевым в июле 1959 года); режиссер; операторы: А. Воронов, П. Опрышко
1959 — В знаменательные дни (ГДР. Празднование в Берлине 10-летия республики); режиссер; оператор: Л. Максимов
1959 — На внеочередном XXI-ом съезде КПСС № 2 (Съезд строителей коммунизма); режиссер
1959 — В гостях у немецких друзей (фильм о пребывании Н. С. Хрущева в ГДР); режиссер; операторы: А. Колошин, М. Ошурков
1960 — Морские ворота Йемена; режиссер; оператор: А. Савин
1960 — Семь дней на Мадагаскаре; режиссер; операторы: П. Касаткин, В. Ходяков
1960 — Возвращение Н. С. Хрущева из стран Азии; режиссер
1960 — Разоружение — путь к миру (Москва, Кремль. 4-ая сессия Верховного Совета СССР); реж.: О. Подгорецкая, А. Рыбакова
1960 — Крепнет советско-гвинейская дружба; режиссер
1960 — Вице-президент Бразилии — гость СССР; режиссер; операторы: Б. Шер, Е. Федяев
1960 — Посланцы Кубы — наши гости (фильм о визите в СССР Кубинской правительственной экономической миссии); режиссер; операторы: А. Воронцов, И. Грек
1960 — Мастера дагестанского искусства в Москве; режиссер; операторы: Ю. Монгловский, А. Хавчин
1960 — Москва встречает космонавта-2 (спецвыпуск о встрече космонавта Г. С. Титова, совершившего космический полет на корабле "Восток-2" 6-7 августа 1961 года); режиссер
1961 — В гостях у соседей (Токио. Посетители осматривают экспонаты советской промышленной выставки; среди посетителей — семья Кириямы Сиюхачи, от лица которого ведётся рассказ о выставке); режиссер; операторы: А. Зенякин, А. Семин
1961 — Высокий гость из дружественной Республики Сомали в Советском Союзе (визит Премьер-министра Сомалийской Республики Абдирашида Али Шермарка в СССР); режиссер
1961 — Танцуют и поют народы Советского Союза
1961 — В Сенегале; режиссер; операторы: А. Зенякин, А. Семин; звукооператор: Д. Овсянников
1962 — Голос пяти континентов (фильм о 5-м Всемирном Конгрессе профсоюзов в Москве); полнометражный; режиссер; операторы: Е. Аккуратов, Н. Генералов
1964 — В горах мое сердце
1966 — С тобой верные друзья, Вьетнам; режиссер; операторы: И. Грачев, А. Сологубов
Режиссер киножурналов: "Союзкиножурнал" (27 номеров в период 1933 — 1937 гг.), "Социалистическая деревня" №№ 8, 9 (1936), " К событиям в Испании" (2 номера в 1937 году), "Пионерия" (1942), "Новости дня" (1950 — 1953, 1956), "Искусство" № 9 (1957).
Текст телеграммы-«молнии»: «НОВОГОСПИТАЛЬНАЯ 18 КИНОХРОНИКА КУЗНЕЦОВУ
Архив О.Б. Подгорецкой
Кинокартину Днепрострой получили посмотрели тчк От имени коллектива Днепростроевцев выражаем благодарность режиссеру Подгорецкой и кинооператору Ковальчук[у] за весьма удачное правдивое и высокохудожественное отображение хода работ по восстановлению Днепрогэс имени Ленина тчк Желаем им дальнейшей плодотворчной работы также выражаем благодарность директору кинохроники КУЗНЕЦОВУ за организацию съемок
НАЧАЛЬНИК ДНЕПРОСТРОЯ ЛОГИНОВ
ПАРТОРГ ЦК ВКП(б) Иванов
г. Н. Запорожье, Днепрострой
17.04.45
ПРИКАЗ №148
Архив О.Б. Подгорецкой
По Специальному строительно-монтажному управлению «ДНЕПРОСТРОЙ»
Г. Запорожье 17 апреля 1945 г.
Просмотр руководящими работниками хроникального короткометражного кинофильма «ДНЕПРОСТРОЙ», изготовленного по поручению Киевской студии Кинохроники режиссером ПОДГОРЕЦКОЙ О. В. И кинооператором КОВАЛЬЧУКОМ А. П. показал высокий художественный стиль съемки и монтажа кинокартины при совершенно правильном отображении происходящей борьбы по ликвидации последствий варварских разрушений Днепрогэс имени Ленина, произведенных немцами.
Отмечая большую творческую работы по созданию кинофильма «ДНЕПРОСТРОЙ» т. Т. ПОДГОРЕЦКОЙ О. В. и т. КОВАЛЬЧУКОМ А. П.,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Т. т. ПОДГОРЕЦКОЙ О. В. и КОВАЛЬЧУКУ А. П. объявить благодарность и премировать по одной тысяче рублей каждого.
2. Т.т. ЧЕРНЫШЕВУ П. П. и ПОДРУЦКОМУ И. Е. организовать просмотр кинофильма «ДНЕПРОСТРОЙ» во всех клубах, открытых площадках, общежитияъх и столовых. Перед демонстрацией прочесть короткие лекции на тему «О задачах коллектива Днепростроя в вопросе быстрейшего восстановления ДнепроГЭС».
Начальник строительства Ф.Логинов
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Биография по материалам автобиографической рукописи режиссера-документалиста О. Подгорецкой. Фотографии из семейного архива Леонида Кривошеина (внука О. Б. Подгорецкой).