Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 828-829 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой)
Цеслюк Владимир Павлович (1913–1977).
Кинооператор и режиссер, заслуженный деятель искусств Белорусской ССР (1964). Родился в Минске. Сын рабочего. Белорус. Член КПСС с 1953 г. В 1933 окончил Московский техникум циркового искусства, после чего работал кинооператором сначала на киностудии «Белгоскино» в Ленинграде, затем на Минской студии кинохроники.
Фронтовой оператор с первых дней войны, участвовал в съемках фильмов «Разгром немецких войск под Москвой», «День войны» и др. Забрасывался в немецкий тыл к партизанским формированиям для съемки кинохроники. Лично совершал боевые вылеты с летчиками, снимая документальные кадры, освоил специальность воздушного стрелка, при необходимости принимая на себя его обязанности, участвовал в воздушных боях. Снятая Цеслюком кинохроника вошла в документальные фильмы «Освобождение Советской Белоруссии», «Освобождение Чехословакии», а позднее использовалась во многих документальных фильмах о Великой Отечественной войне, в том числе в киноэпопее «Великая Отечественная».
В характеристике 1942 г. отмечалось:
«Цеслюк работает в паре с более опытным оператором Эльбертом, дает фотографию удовлетворительного качества. К лучшим его кадрам надо отнести съемку "Кавалерия" для фильма "День войны". Особенно выделяются кадры переправы кавалеристов.
Количество боевых кадров, снятых непосредственно на передовых линиях фронта, сравнительно невелико. Для СКЖ № 64–65 оператор <...> заснял ряд неплохих кадров, рисующих обстановку передовых линий фронта и результаты наших ударов по врагу.
Лучшие сюжеты оператора: "Ясная Поляна восстановлена", "Очерк об артиллерии", "Бородино сегодня".
(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 77.)
В 1943–1944 гг. Цеслюк вел съемки у белорусских партизан. С осени 1944 г. был в составе киногруппы 4-го Украинского фронта, снимал в тяжелых условиях горной войны в Карпатах, совершил 10 боевых вылетов.
В итоговой служебной характеристике марта 1945 г. отмечалось:
«Опытный хроникер, временами бывает смел, о чем говорят его 13 боевых вылетов в авиации. Однако, работая в настоящее время в пехотных частях, стал слишком предосторожным, что отражается на его работе по съемкам боевого репортажа. Недостаточно дисциплинирован, в работе анархичен. Был случай, когда Цеслюк, будучи послан на съемку в пехотную часть, бесследно пропал и не был в группе свыше месяца. Когда по фронту были объявлены его розыски, он прибыл в группу, заявив, что был в авиации и не мог прибыть на базу из-за поломки машины. Сейчас на боевые задания едет неохотно, выставляя целый ряд объективных причин. Точности выполнения заданий и сроков не соблюдает. Начальник киногруппы Литвин. 15 марта 1945 г.».
(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 113.)
Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «Партизану Отечественной войны» I степени, «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
С 1946 года работал на киностудии «Беларусьфильм», снимал хронику, документальные и научно-популярные фильмы. С 1960-х годов выступал и как режиссер: фильмы «Встреча героев Бреста», «Штрихи к портрету», «Болгарские встречи» и др.
«Заключение Главкинохроники по материалу "Витебское направление"
18 марта 1944 г.
Политуправление Западного фронта
Начальнику киногруппы т. Медведкину
Общее впечатление от материала хорошее. Он достаточно разнообразен, колоритен и, главное, в нем есть то, что можно назвать боевой атмосферой.
В работе операторов чувствуется стремление возможно ближе подойти к фронтовым событиям, отразить быт фронта, дать отдельные репортажные штрихи, характеристики, детали.
Запоминаются такие кадры как гибель двух штурмовиков у оператора Крылова. У него же удачны отдельные планы первых пленных, приведенных на наблюдательный пункт. Хорошо сняты на общем плане "катюши". Фронтовая дорога и разбитая техника немцев оставляет живое впечатление только что происшедших событий.
Попытки Лозовского, Берова и Цеслюка дать маленькие законченные сюжеты о командирах, возвращающихся после ранения в свои части ("Комбат Лещенко" и "Капитан Лоленко"), принципиально правильны. Они укладываются в рамку конкретных боевых событий. У Лозовского хорошо показано мощное движение танков по шоссе Орша – Витебск. Если бы Довнер полнее и ярче снял пехоту и разведчиков – картина получилась бы очень убедительная. Лучше сняты им пулеметчики на огневой позиции.
Особенно ценны репортерские наблюдения Берова и Цеслюка после боя. Спящие на снегу бойцы, перекурка, еда – все это очень настоящее, простое. Также просто, без нажима сняты им моменты проходов наших раненых и проходы войск к передовой в пургу.
Вообще, весь материал операторов имеет тенденцию показать события не декоративно, а вглубь, правдиво передать суровую обстановку войны. Это можно сделать, только уходя от второго эшелона поближе к линии огня.
В свете опасений, высказанных нами в письме-рецензии на вашу сценарную заявку, особенно хочется отметить этот момент, т.к. он во многом снимает эти опасения.
Нач. фронтовых групп
Главкинохроники
Редактор
Шпиковский».
(ГЦМК. Ф. 1.)