Операторы и работники фронтовых киногрупп. Цеслюк Владимир Павлович


25.11.2019

В.И. Фомин

Автор:
В.И. Фомин

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемии «Ника». Лауреат премий Союза кинематографистов и Гильдии киноведов и кинокритиков. Автор книг по истории кино.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 828-829 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой)

Цеслюк Владимир Павлович (1913–1977)

Кинооператор и режиссер, заслуженный деятель искусств Бе­лорусской ССР (1964). Родился в Минске. Сын рабочего. Белорус. Член КПСС с 1953 г. В 1933 окончил Московский техникум циркового искусства, после чего работал кинооператором сначала на киностудии «Белгоскино» в Ленинграде, затем на Минской студии кинохроники.

Фронтовой оператор с первых дней войны, участвовал в съем­ках фильмов «Разгром немецких войск под Москвой», «День войны» и др. Забрасывался в немецкий тыл к партизанским формированиям для съемки кинохроники. Лично совершал боевые вылеты с летчиками, снимая документальные кадры, освоил специальность воздушного стрелка, при необходимости принимая на себя его обязанности, участвовал в воздушных боях. Снятая Цеслюком кинохроника вошла в документальные фильмы «Освобождение Советской Белоруссии», «Освобождение Чехословакии», а позднее ис­пользовалась во многих документальных фильмах о Великой Отечественной войне, в том числе в киноэпопее «Великая Отечественная».

В характеристике 1942 г. отмечалось:

«Цеслюк работает в паре с более опытным опе­ратором Эльбертом, дает фотографию удовлетворительного качества. К лучшим его кадрам надо отнести съемку "Кавалерия" для фильма "День войны". Особенно выделя­ются кадры переправы кавалеристов.

Количество боевых кадров, снятых непосредственно на передовых линиях фронта, сравнительно невелико. Для СКЖ № 64–65 оператор <...> заснял ряд неплохих кадров, рисующих обстановку передовых линий фронта и результаты наших ударов по врагу.

Лучшие сюжеты оператора: "Ясная Поляна восстановлена", "Очерк об артиллерии", "Бородино сегодня".

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 77.)

В 1943–1944 гг. Цеслюк вел съемки у белорусских партизан. С осени 1944 г. был в со­ставе киногруппы 4-го Украинского фронта, снимал в тяжелых условиях горной войны в Карпатах, совершил 10 боевых вылетов.

В итоговой служебной характеристике марта 1945 г. отмечалось:

«Опытный хроникер, временами бывает смел, о чем говорят его 13 боевых вылетов в авиации. Однако, работая в настоящее время в пехотных частях, стал слишком предосторожным, что отражается на его работе по съемкам боевого репортажа. Недостаточно дисциплинирован, в рабо­те анархичен. Был случай, когда Цеслюк, будучи послан на съемку в пехотную часть, бесследно пропал и не был в группе свыше месяца. Когда по фронту были объявлены его розыски, он прибыл в группу, заявив, что был в авиации и не мог прибыть на базу из-за поломки машины. Сейчас на боевые задания едет неохотно, выставляя целый ряд объективных причин. Точности выполнения заданий и сроков не соблюдает. Начальник киногруппы Литвин. 15 марта 1945 г.».

(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 113.)

Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «Партизану Отече­ственной войны» I степени, «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

С 1946 года работал на киностудии «Беларусьфильм», снимал хронику, документаль­ные и научно-популярные фильмы. С 1960-х годов выступал и как режиссер: фильмы «Встреча героев Бреста», «Штрихи к портрету», «Болгарские встречи» и др.


«Заключение Главкинохроники по материалу "Витебское направление"

18 марта 1944 г.

Политуправление Западного фронта

Начальнику киногруппы т. Медведкину

Общее впечатление от материала хорошее. Он достаточно разнообразен, коло­ритен и, главное, в нем есть то, что можно назвать боевой атмосферой.

В работе операторов чувствуется стремление возможно ближе подойти к фронтовым событиям, отразить быт фронта, дать отдельные репортажные штри­хи, характеристики, детали.

Запоминаются такие кадры как гибель двух штурмовиков у оператора Крыло­ва. У него же удачны отдельные планы первых пленных, приведенных на наблю­дательный пункт. Хорошо сняты на общем плане "катюши". Фронтовая дорога и разбитая техника немцев оставляет живое впечатление только что происшедших событий.

На Витебском направлении. Фото из частного архива.

Попытки Лозовского, Берова и Цеслюка дать маленькие законченные сюжеты о командирах, возвращающихся после ранения в свои части ("Комбат Лещенко" и "Капитан Лоленко"), принципиально правильны. Они укладываются в рамку конкретных боевых событий. У Лозовского хорошо показано мощное движение танков по шоссе Орша – Витебск. Если бы Довнер полнее и ярче снял пехоту и разведчиков – картина получилась бы очень убедительная. Лучше сняты им пу­леметчики на огневой позиции.

Особенно ценны репортерские наблюдения Берова и Цеслюка после боя. Спя­щие на снегу бойцы, перекурка, еда – все это очень настоящее, простое. Также просто, без нажима сняты им моменты проходов наших раненых и проходы войск к передовой в пургу.

Вообще, весь материал операторов имеет тенденцию показать события не де­коративно, а вглубь, правдиво передать суровую обстановку войны. Это можно сделать, только уходя от второго эшелона поближе к линии огня.

В свете опасений, высказанных нами в письме-рецензии на вашу сценарную заявку, особенно хочется отметить этот момент, т.к. он во многом снимает эти опасения.

Нач. фронтовых групп

Главкинохроники

Трояновский

Редактор

Шпиковский».

(ГЦМК. Ф. 1.)


Материалы по теме