Михаил БЕРОВ

кинооператор

Имя при рождении:
Моисей Залманович Беров (МАЙСЕЙ ЗАЛМАНАВІЧ БЕРАЎ)

Дата рождения:
10 декабря 1909
г. Вележ, Витеб­ская губерния, Российская империя

Дата смерти:
21 апреля 2003 (93 года)
г. Минск, Белоруссия

Профессии:
кинооператор

Краткая биография

Беров Михаил Семёнович (17 ноября (10 декабря) 1909, Вележ (ныне – райцентр Смоленской области) — 21 апреля 2003, Минск (Белоруссия)) — оператор документального и научно-популярного кино. Заслуженный деятель искусств БССР (1967). Член ВКП(б) — КПСС с 1943 года. Член СК СССР с 05 ноября 1957 года.[1]

В 1930 году окончил художественный техникум в Ви­тебске.
В 1934 году окончил операторский факультет ГИКа (по другим источникам в 1935 году).

В 1933 — 1936 — оператор кинофабрики «Белгоскино» / киностудии «Советская Беларусь» .
С ноября 1936 по ноябрь 1937 — служба в саперном батальоне РККА.
С декабря 1937 — оператор Минской студии хроникально-документальных фильмов.

Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. В РККА с июня 1941 года. Звание: инженер-капитан. 

  • С октября 1941 — оператор киногруппы Западного фронта.
  • С  октября 1944 по июль 1945 — оператор киногруппы 3-го Белорусского фронта.

Снимал сюжеты для СКЖ в составе киногруппы Западного, а затем 3-го Белорусского фронтов. Принимал участие в создании фильмов «Разгром немецких войск под Москвой» (в титрах не указан. -Прим. ред. #МузейЦСДФ), «Сражение за Витебск», «Минск наш», «В Восточной Пруссии», «Кёнигсберг».[2]

«Беров владеет техникой своего дела и [может] снимать боевые сюжеты, – отмечала служебная характеристика 1942 г. – Работает неровно, не всегда дает верную оцен­ку теме или объекту съемки. Этот недостаток оператора сказался в работе над сюже­том "Весенний эрзац-джаз". Оператор сильно переоценил тему и допустил перерасход пленки (546 м).

За последнее полугодие оператор дал сравнительно большое количество боевых сю­жетов и кадров обстановки передовых линий, действия войск и результаты боев в ряде случаев были показаны удачно (сюжеты "Бой за переправу", СКЖ № 61; "Погорелое горо­дище", СКЖ № 64–65).

К сюжетам, наиболее интересным в изобразительном отношении, относятся "Ночной бой за деревню" (СКЖ № 59). Здесь Беров проявил большое умение и вкус в съемке ка­дров ночной операции».

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 75.)[3]

Как отмечает киновед и историк кино В.И. Фомин в книге, посвященной советской фронтовой кинохронике:

"Мало кто из фронтовых операторов прошел четырехлетний марафон военных путей-дорог ровно или только по восходящей. Вот и у Берова к концу войны начальство отметило спад активности: «Особыми боевыми качествами не обладает. В последнее вре­мя работает без инициативы и не активно. Получил выговор в приказе по группе за са­мовольный выезд с фронта в Каунас. Качество материала дает весьма посредственное»".[4]

Награжден орденами Отечественной войны II степени (1944, 1985), Красной Звезды (1945), 12 медалями — «За оборону Москвы», «Партизану Отечественной войны» I степени, «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией в Великой Оте­чественной войне 1941–1945 гг.» и др.

С августа 1945 по 1984 — оператор Минской студии научно-популярных и хроникально-документальных фильмов / киностудии «Беларусьфильм».

Занимался живописью. Работы М. Берова демонстрировались на персональных выставках.

Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 10063542.

В Музее кино хранятся воспоминания М. Берова «В кадре война. Из записок кинооператора», датированные 1969 годом.

Фронтовые кинооператоры на Красной площади в Москве. 8 мая 1980 года. На первом плане: Иван Дильдарян, (неустановленные лица), Иосиф Вейнерович (четвертый слева), (неустановленное лицо), Михаил Беров, (неустановленное лицо), Виктор Слонимский; на втором плане (слева направо): Израиль ГольдштейнИ. Фелицин (предположительно), Яков Местечкин. Фото из архива В.. Фомина (Музей кино).


______________________________
1. В соответствии со справочником "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 100-101).
2. Факты биографии М. Берова указаны в соответствии с материалами книги «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. ). В титрах фильма «Разгром немецких войск под Москвой» М. Беров не указан. Речь идет о сюжетах для киножурнала «На защиту родной Москвы» (выходил в период 1941 — 1942 гг.). Всего вышло 8 номеров киножурнала. 
3. Там же.
4. Там же.

СЕМЬЯ

Данных нет.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1933 — 1-я Альпиниада РККА
1933 — На штурм Эльбруса (альпинисты перед восхождением на Эльбрус, на маршруте, в лагере после спуска с вершины, в походе к Черному морю через Сванетию; операторы: В. Микоша, М. Беров
1935 — Праздник Советской Белоруссии; реж.: Л. Залкинд, Н. Степанов; операторы: М. Ошурков, Теплухин, Беров, Вейнерович, В. Цитрон
1936 — Ударом на удар; оператор в соавторстве
1939 — Великая присяга; режиссеры: С. Гуров, Бойков, В. И. Кравчуновский; операторы: А. Брантман, М. Беров, В. Доброницкий, С. Коган, И. Косицын, И. Мухин, М. Ошурков 
1940 — Колхоз «Крепость обороны»
1940 — С хуторов в колхозные поселения
1940 — В Советской Латвии; режиссер С. Бубрик; операторы: Я. Марченко, М. Беров, Г. Голубов, Г. Донец, Г. Шулятинассистенты режиссера: И. Генина, И. Маркелова; звукооператор А. Камионский; музоформитель Г. Гамбург
1940 — В Советской Литве; режиссер С. Бубрик; операторы: М. БеровГ. Голубов   
1940 — Каунас
1941 — XXIV Октябрь (Речь И. В. Сталина); режиссер Л. Варламов; операторы: И. Беляков, Г. Бобров, Т. Бунимович, М. Беров, П. Касаткин, М. Сухова, В. Цеслюк, В. Штатланд, А. Щекутьев, А. Эльберт; ассистенты режиссера: Б. Дембицкий, В. Чекулаева; звукооператоры: И. Гунгер, В. Котов
1942 — Разгром немецких войск под Москвой; полнометаржный; режиссёры: Леонид ВарламовИлья Копалин; операторы: Иван БеляковГеоргий БобровТеодор БунимовичПавел КасаткинРоман КарменАнатолий КрыловАлексей ЛебедевБорис МакасеевБорис НебылицкийВасилий СоловьёвМихаил ШнейдеровВиктор ШтатландСемён ШерАлександр ЩекутьевАлександр ЭльбертАлексей Семин и Михаил Беров (в титрах не указаны); асс. оператора: Мария Сухова
1942 — Приезд тувинской делегации; операторы: Беров, Бунимович
1944 — Сражение за Витебск (фронтовой выпуск № 1); реж.: И. Копалин  
1944 — Минск наш (боевые действия советских войск при освобождении г. Минска от немецких войск); режиссер: Я. Посельский; операторы: М. Беров, А. Крылов, Е. Лозовский, В. Мищенко, В Придорогин, В. Фроленко, Б. Шер, Г. Голубов (в титрах не укзан); ассистент режиссера: С. Каплун; музоформитель: Д. Блок; звукооператор: В. Котов; руководитель группы: А. Медведкин; редактор Ю. Смирнитский
1944 — В Восточной Пруссии (разгром немецких войск Красной Армией в Восточной Пруссии); реж. И. Капалин; операторы: М. Беров, К. Венц, Г. Голубов, Ю. Довнер, Б. Шер, А. Крылов, Е. Лозовский, В. Минкевич, В. Придорогин, М. Силенко, Д. Шоломович; начальник фронтовой группы: А. Медведкин; асс. режиссера: З. Дембовская; музоформитель: А. Ройтман; звукооператор: В. Котов
1944 — Освобождение Вильнюса (Фронтовой выпуск № 4); режиссер: Л. Варламов; операторы: М. Беров, Г. Голубов, А. Крылов, Е. Лозовский, В. Мищенко, В. Фроленко, С. Школьников; военный консультант: С. П. Платонов: начальник группы: А. Медведкин; музоформитель Д. Блок; звукооператор: В. Котов; асс. режиссер: М. Спандарян
1945 — Освобождение советской Белоруссии (2-я ред. 1964 г.; 3-я ред. 1974; боевые действия частей, подразделений, фронтов советской армии, партизанских отрядов, соединений, немецкой армии); полнометражный; реж.: В. Корш-Саблин, М. Садкович; операторы: М. Сухова, О. Рейзман, С. Школьников, В. Цеслюк, Т. Бунимович, А. Крылов, В. Соловьев, А. Софьин, В. Фроленко, В. Штатланд, Д. Шоломович, А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, М. Беров, К. Венц, Г. Голубов, И. Гелейн, Ю. Довнер, Д. Ибрагимов, Л. Качурьян, В. Комаров, Л. Котляренко, Е. Лозовский, В. Мищенко, В. Муромцев, Е. Мухин, И. Панов, К. Пискарев, М. Посельский, В. Придорогин, А. Семин, Я. Смирнов, В. Томберг, Б. Шер, З. Фельдман; звукооператор: В. Нестеров  
1945 — В логове зверя (разгром немецкой армии Советскими войсками в Восточной Пруссии); режиссер: Я. Посельский; операторы: А. Крылов, Н. Лыткин, В. Микоша, Д. Шоломович, М. Беров, А. Гафт, Г. Голубов, Л. Дульцев, А. Казначеев, Л. Качурян, В. Косицын, А. Котляренко, Б. Маневич, А. Никифоров, В. Придорогин, А. Семин, М. Силенко, Я. Смирнов, К. Широнин, М. Байман, М. Коворец, В. Лебедев, Б. Цепелев, Д. Червяков, А. Акимов, А. Медведкин, М. Трояновский; диктор Л. Хмара; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич
1945 — Кенигсберг (бои за Кенигсберг; боевые действия советских войск, в том числе: сухопутных, военно-воздушных, военно-морских); режиссер: Ф. Киселев; операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, М. Беров, В. Вдовенко, К. Венц, И. Гелейн, Ю. Довнер, Л. Дульцев, А. Зенякин, А. Крылов, Н. Лыткин, Е. Лозовский, В. Минкевич, И. Панов, К. Пискарев, З. Фельдман, Г. Голубов (в титрах не указан); автор текста: Ю. Смирнитский; асс. режиссера: О. Артюнина, З. Тулубьева; нач. группы: А. Медведкин, С. Гуров; музоформитель: Д. Блок, звукооператоры: Д. Овсянников, Б. Пеккер; диктор Л. Хмара
1945 — Восточная Пруссия; операторы: Пискарев, Вдовенко, Панов, Зенякин, Н. Лыткин, Беров, Дульцев, Венц, Е. Лозовский, А. Крылов, братья Алексеевы, Минкевич
1945 — Падение Кенигсберга
1945 — Процесс над немцами в Белоруссии (о преступлениях немецко-фашистских оккупантов в Беларуси); операторы: М.З. Беров, Г. Бобров, Т. Бунимович, И.Н. Вейнерович, Б. Дементьев, Ю. Довнар, В.Я. Китас, И. Комаров, А. Лебедев, Б. Макасеев, Ю. Монгловский, К. Петросов, С.Р. Фрид, В.П. Цеслюк, А. Щекутьев 
1946 — Суд народа
1947 — День победившей страны; полнометражный; операторы: Мухин, Никифоров, Посельский, Бобров, Доброницкий, Мазрухо, Фроленко, Вихирев, Никифоров, Силенко, Ошурко, Щекутьев, Константинов, Писанко, Оппенгейм, Широнин, Беров, Глидер
1947 — Судебный процесс в Бобруйске
1947 — День победившей страны (путешествие по советской стране. снятое 50-тью операторами в один день – 14-ого августа 1947 г. В фильме отображены промышленность, сельское хозяйство, строительство, научная и культурная жизнь советских людей разных национальностей. Виды ландшафта СССР); полнометражный; режиссеры: И. Копалин, И. Сеткина; гл. операторы: Н. Глидер, Т. Бунимович; операторы: Е. Мухин, Никифоров, М. Посельский, Г. Бобров, В. Доброницкий, Л. Мазрухо, В. Фроленко, Н. Вихирев, Никифоров, М. Силенко, М. Ошурков, В. Щекутьев, Константинов, Писанко, Оппенгейм, К. Широнин, Беров и другие
1948 — Советская Белоруссия; полнометражный; Производство: Беларусьфильм; режиссер: Л. Голуб, В. Ляховецкий, М. Калинин, В. Войтецкий; операторы: С. Фрид, М. Беров, И. Вейнерович, А. Мартынов, И. Пикман, И. Комаров, В. Китас, В. Цеслюк, М. Шнейдеров, В. Окулич
1948 — На земле Белорусской
1950 — Советская Белоруссия
1951 — Советская Белоруссия; полнометражный; производство: Беларусьфильм; режиссеры: В. Корш-Саблин, И. Кравчуновский, Н. Шпиковский; гл. операторы: В. Цитрон; операторы: М. Беров, Г. Вдовенков
1954 — Дружба (о праздновании 10-летия возрождения Польши в городах Люблине, Москве, Киеве, Алма-Ате, Минске, пребывание польской делегации в СССР, советских делегатов в Польше); реж.:  Р. Григорьев; операторы: Н. Вихирев, О. Рейзман, Л. Арзуманов, Г. Асатиани, М. Беров, Н. Долгов, Г. Лейбман, С. Эпштейн 
1957 — На земле белорусской; совм. с В. Л. Окуличем, В. М. Юревичем
1960 — Утро жизни
1962 — Этим летом
1962 — Глобус Наполеона
1962 — Соль земли
1963 — Весенние мелодии
1964 — Незабываемое; совм. с И. Н. Вейнеровичем, Ю. М. Иванцовым, Г. И. Масальским, И. К. Ремишевским, Е. П. Соколовым, С. Р. Фридом
1965 — 3-е июля; оператор совм. с Ю. М. Иванцовым, Г. И. Масальским, И. К. Ремишевским, Е. П. Соколовым
1965 — День Великой Победы; совм. с И. Н. Вейнеровичем, Ю. М. Иванцовым, Г.Карловым, Г. Л. Лейбманом, Е. П. Соколовым, С. Р. Фридом
1968 — Генерал Пуща; совм. с И. Н. Вейнеровичем, Э. И. Гайдуком
1968 — Штрихи к портрету; совм. с Ю. М. Иванцовым, И. Ц. Пикманом, В. П. Цеслюком, Р. З. Ясинским
1969 — Курган
1974 — Жить в веках; совм. с А. И. Алаем, В.Ковалевым, В. Е. Куприяновым, А.Мечинским, В. А. Орловым, А. И. Симоновым, Г. Шингером
1974 — Освобождение Советской Белоруссии (о наступательных операциях Красной Армии во взаимодействии с партизанами в Беларуси в 1943-1944 гг.); авторы сценария: В.В. Корш-Саблин, Н.Ф. Садкович; режиссер: В.П. Цеслюк, операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, М.З. Беров,  Т. Бунимович, И.Н. Вейнерович, К. Венц, И. Гелейн, Г. Голубев, Ю. Довнар, Д. Ибрагимов, Р.Л. Кармен, Л. Качурьян, И. Комаров, Л. КотляренкоА. КрыловЕ. Лозовский, В. Мищенко, В. Муромцев, Е. Мухин. И. Панов, К. Пискарев, М. Посельский, В. Придорогин, О.Б. Рейзман, А. Семин, Я. Смирнов, Н. Соловьев, А. Софьин, И.И. Сухова, В. Томберг, З. Фельдман, В. Фроленко, В.П. Цеслюк, Б. Шер, С. Школьников, Д. Шолмович 

КИНОПЕРИОДИКА (выборочно)

Снял около 2500 люжетов для киножурналов: "Наука и техника", "На страже СССР", "Союзкиножурнал", "Социалистическая деревня", "СССР на экране", "Новости дня", "Пионерия" и др.

1933 — Наука и техника № 11; реж.: И. Венжер; операторы: М. Кауфман, Сегаль, Беров, Филин 
Ассистент: Н. Долинский
1940 — Союзкиножурнал № 54; Производство: Центральная студия кинохроники; режиссер; операторы: Я. Марченко, Г. Родченко, Д. Ибрагимов, К. Кутуб-Заде, Н. Блажков, М. Беров; ассистент режиссера: И. Маркелова 
1940 — Союзкиножурнал № 58; реж.: С. Гуров; операторы: П. Лампрехт, В. Мищенко, А. Шило, В. Шевченко, Ю.А. Кушешвили, М. БеровГ. ГолубовС. Гусев, Е. Учитель
1941 — Союзкиножурнал № 68 (вошли сюжеты: боевые действия на фронтах Великой Отечественной войны; замаскированные самолеты на аэродроме. Проверка самолетов, подвеска бомб; самолеты в воздухе, сбрасывают бомбы; партизанский отряд; командир обучает партизан бросать гранаты); режиссер: И. Сеткина; операторы: В. Ешурин, В. Штатланд, А. Шафран, М. Беров, А. Николаевич
1942 — На защиту родной Москвы №№8-9; режиссер: С. Гуров; операторы: Т. Бунимович, В. Соловьев, М. Беров, В. Штатланд, Р. Халушаков, В. Цеслюк; звукооператор: В. Котов
1942 — СССР на экране № 3; Производство: Куйбышевская студия кинохроники (осенью 1941 года по приказу председателя комитета по кинематографии при СНК СССР И.Г. Большакова на базу Куйбышевской студии кинохроники была  эвакуирована из Москвы Центральная студия кинохроники); реж.:  С. Бубрик; операторы: М. Беров, Г. Бобров, Г. Донец, И. Беляков, В. Доброницкий, В. Головня, П. Ногин, В. Страдин, В. Цитрон 
1942 — Союзкиножурнал № 6; Производство: Центральная студия кинохроники; режиссер: Р. Гиков; операторы: М. Беров, Е. Бобров, В. Доброницкий, В. Ешурин, Г. Островский, А. Софьин, В. Соловьев
1942 — Союзкиножурнал № 27; реж.: И. Сеткина; операторы: А. Шафран, А. Мазрухо, Г. Попов, Б. Вакар, Е. Мухин, А. Зенин, Бунимович, М. Беров  
1942 — Союзкиножурнал № 19; реж.: И. Сеткина; операторы: А. Лебедев, И. Гольдштейн, Б. Макасеев, В. Штатланд, М. Беров, Т. Бунимович, А. Рубанович, С. Гусев, А. Левитан, Л. Мазрухо   
1942 — Союзкиножурнал № 33; реж.: Н. Кармазинский; операторы: И. Сокольников, И. Таги-Заде, М. Беров, Р. Халушаков, М. Шнейдеров, Иваровалов, Попова, Гольдштейн, А. Эльберт, В. Цеслюк, В. Фроленко, П. Ермолов 
1942 — Союзкиножурнал № 47; реж.:  М. Фиделева; операторы: В. Шанидзе, Н. Салютин, А. Эльберт, В. Цеслюк, М. Беров, А. Левитан, В. Максимович, М. Ошурков, В. Мищенко 
1943 — Союзкиножурнал № 11 – 12; реж.: И. Копалин; операторы:  А. Щекутьев, М. Лившиц, И. Вайнерович, И. Беляков, М. Беров, А. Братуха, В. Зайцев, Б. Макасеев, И. Сокольников, С. Фрид, А. Эльберт, Г. Бобров, А. Борковский, И. Колсанов 
1955 — Новости дня 1955 № 13; режиссер: Сеткина И.; операторы: Гутман А., Епифанов Г., Зенякин А., Микоша В., Цитрон В., Сологубов А., Воронцов В., Киселев В., Комаров В., Федяев Е., Богоров А., Беров М., Бадалов С.
1955 — Советский спорт № 5; реж.: А. Рыбакова; операторы: М. Беров, Ю. Бородяев, И. Вейнерович, А. Истомин, П. Касаткин, С. Коган, Ю. Леонгардт, В. Микоша, М. Ошурков, Н. Соловьев, В. Фроленко, А. Хавчин, В. Ходяков
1957 — Новости дня 1957 № 49; операторы: Епифанов Г., Захарова Г., Котляренко Л., Киселев С., Трошкин В., Цитрон В., Аджибегишвили А., Киселев В., Коган С., Макасеев Б., Егоров Е., Асланян Г., Беров М., Епифанов Г., Листвин А
1958 — Новости дня № 17операторы: Беров М., Грек И., Каспий Д., Леонгардт Ю., Максимов Л., Саидов А.
1958 — Новости дня 1958 № 27; операторы: Беров М., Гайлис В., Грачев И., Егоров Ю., Захарова Г., Коган С., Ряшенцев К., Софьин А.
1958 — Новости дня № 47; реж.: Рыбакова А.; операторы: Аккуратов Е., Беров М., Бородяев Ю., Вилесова Р., Зенякин А., Клименко Ю., Коган С., Комаров В., Леонгардт Ю., Марченко Я., Масальский Г., Опрышко П., Семин А., Сурнин В., Хавчин А., Ходяков В.
1959 — Новости дня № 12; реж.:И. Сеткина; операторы: М. Ошурков, А. Хавчин, Б. Шер, Г. Захарова, В. Щербатых, Р. Вилесова, И. Чупин, М. Беров, Ю. Иванцов
1959 — Советский спорт № 7; реж.: Б. Вейланд; операторы: Г. Асланов, М. БеровР. Вилесова, И. Горчилин, Л. Зайцев, Э. Лейбович, Ю. Леонгардт, П. Опрышко, М. Посельский, Н. Соловьев, В. Сурнин, В. Усанов, Е. Федяев, С. Фрид, И. Чупин 

1960 — Новости дня № 46; реж.: Махнач Л.; операторы: Хавчин А., Сабовой В., Беров М., Ошурков М., Шаповалов А., Михайлов Л., Шер Б., Иванов Л.,Вилесова Р., Коровкин Ю., Бородяев Ю., Леонгардт Ю., Сухомлинов А.
1968 —  Новости дня 1968 № 14режиссер: В. Лисакович; операторы: А. Кричевский, А. Шафран, П. Шлыков, Б. Гутман, Ю. Барамидзе, Г. Фомин, М. Беров, Ю. Иванцов, В. Пужевич

Архивы Беларуси. Кинодокументы

_____________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог
РГАКФД
; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. ). Биография—  справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 100-101, 103). Наградные документы, боевой путь героя: информационный портал Министерства обороны РФ «Память народа». Материалы, связанные с профессиональной деятельностью М. Берова: ГОСКАТАЛОГ.РФ. Фотографии из частных архивов.

Звания

1967 — Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР

Цитаты

[...] Период организационного и производственно-творческого становления белорусской кинохроники затянулся до начала 1930-х годов. Большую ценность представляют воспоминания о том времени одного из ветеранов белорусской документалистики Иосифа Наумовича Вейнеровича: «…по мере увеличения выпуска фильмов и журналов и в Ленинграде (где находилась белорусская студия художественных фильмов – Белгоскино), и в Минске все острее давала себя чувствовать нехватка творческих и технических специалистов, особенно среди хроникеров. Частая смена режиссеров и операторов, приезжавших сюда лишь на короткое время и недостаточно знавших снимаемый материал и особенности национальной культуры Белоруссии, отрицательно сказывалась на всей работе хроники и в первую очередь на росте качества наших фильмов и журналов.
Остро вставала проблема подготовки своих киноспециалистов. И уже в 1929 году Белгоскино через партийные, профсоюзные и комсомольские организации республики провело отбор и послало небольшую группу молодежи в Московский и Ленинградский техникумы кинематографии на режиссерский и операторский факультеты.
Наряду с этим смелей стали выдвигать на самостоятельную работу прошедших практическую подготовку молодых работников. Начинавший в те годы работу на хронике в качестве помощника оператора В. Цитрон вскоре стал оператором… В 1934 году коллектив студии пополнился еще одним выпускником ВГИКа, оператором М. Беровым, снявшим многие сотни киносюжетов, создавшим немало отличных неигровых фильмов за годы своей работы в белорусском кино. В том же 1934 году начал свою работу помощником оператора у Н. Стрешнева В. Цеслюк…»[...]
Для повышения эффективности и упорядочения работы по созданию советской кинохроники в 1930 году в Москве был образован трест «Союз-кинохроника», включающий Московскую студию документальных фильмов, студии кинохроники в Ленинграде, Харькове и Ростове-на-Дону. 1 июля 1931 года в структуру треста вошла и Минская студия кинохроники. Ее руководителем был назначен 22-летний Борис Небылицкий, ранее работавший оператором хроники на 3-й фабрике «Совкино» (с 1936 года – Московская студия кинохроники).[...]
В рамках централизации производства кинопериодики Всебелорусское отделение «Союзкинохроники» на несколько лет было фактически превращено в корреспондентский пункт всего Западного региона, призванный обеспечивать московских режиссеров-монтажеров хроникальным материалом для регулярного выпуска тематических киножурналов «За социалистическую деревню», «Наука и техника», «На страже СССР», «Железнодорожник», «Советское искусство», «Пионерия». В 1930 году были организованы два корреспондентских пункта в Гомеле и Витебске, годом позже еще один корпункт, входящий в сферу ответственности Белгоскино, был создан в Смоленске. Основной задачей белорусских операторов Н. Стрешнева, Л. Эпельбаума, С. Друбича, помощников оператора И. Вейнеровича и В. Цитрона стала съемка сюжетов для монтировавшихся в Москве киножурналов.[...]

Константин Ремишевский (Из книги "История, ожившая в кадре. Белорусская кинолетопись: испытание временем. Книга 1. 1927–1953."), Источник

Бои уже шли за пределами Брестской крепости – война быстро растекалась по дорогам пограничных районов Белоруссии. Ничего еще не зная об этом, наши минские кинодокументалисты, операторы Михаил Беров, Володя Пужевич и Юрий Иванцов отправились на съемки открытия рукотворного озера на окраине Минска и в парк на соревнования по стендовой стрельбе. Операторы Володя Цитрон, Жора Голубов и Николай Шадронов с режиссером Владимиром Стрельцовым снимали в западных районах республики на самой границе, где зрел богатый урожай. А я вместе с выпускником Московского института кинематографии Мишей Капкиным в роковой день 22 июня 1941 г. отправлялись в командировку в Беловежскую пущу, под Брестом, для съемок фильма о заповеднике, который еще в тридцать девятом году, в дни воссоединения Белоруссии, пленил меня своей первозданной красотой.[...]
Несмотря на выходной день, директор студии кинохроники Надежда Харитоновна Коржицкая оказалась у себя в кабинете. Еще в пятом часу, будучи в гостях у своей подруги Грековой, тогда Председателя Верховного Совета Республики, она узнала о нападении фашистских орд на нашу Родину и теперь, несмотря на болезнь, энергично готовилась к перестройке работы студии в условиях войны.[...]
Вокруг студии кинохроники полыхали пожары, огонь вот-вот мог обрушиться на нее, надо было что-то предпринимать самим без указаний руководства. Прежде всего, необходимо было спасать аппаратуру и пленку, хранившуюся в кабинах операторов. Нужна была машина, чтобы вывезти все, что можно, подальше от центра, на окраину города, если удастся, хотя бы в общежитие студии в деревянный одноэтажный дом. Там жила часть наших работников и были кое-какие кладовки, куда можно было временно сложить то, что еще можно спасти.
Двор студии был пуст, только в дальнем углу одиноко торчала на колодках принадлежавшая мне горбатенькая трофейная легковая малолитражка «Форд-Эйфель», поставленная на консервацию на время моей длительной командировки в Беловежскую пущу. С помощью Миши Колпина, не отходившего теперь от меня, нам удалось в перерывах между налетами вражеской авиации, наскоро, привести машину в рабочее состояние.
Через сквозной проход в набитой до отказа машине нам удалось выбраться на соседнюю улицу к скверу и потом по набережные реки через чудо уцелевший мост и разрушенные улочки добраться к студийному общежитию. К нашему удивлению, там уже оказались все, кто успел раньше нас выбраться со студии в грузовой машине, набитой вещами. В этой машине приехали и члены семей зам. директора студии Гольдина и завгара Валенто с детьми. Был там режиссер Василий Будилович, прибывший к нам из Москвы для работы на студии, оператор Миша Беров с семьей, ассистент оператора Володя Китас и водитель полуторки Азов. Они были удивлены, увидев нас, и все спрашивали, как нам удалось выбраться из горящего центра. Даже с окраины центр города выглядел огромным костром с факелами домов на сотни метров в высоту. Глядя на горящий город, казалось: никто не сможет уцелеть в этом Аду.[...]

Иосиф Вейнерович, кинооператор, Источник