Владимир ЦЕСЛЮК

оператор, режиссёр, фронтовой кинооператор

Полное имя:
Владимир Павлович ЦЕСЛЮК

Дата рождения:
23 сентября 1913
г. Минск, Минская губерния, Российская империя

Дата смерти:
21 января 1977 (63 года)
г. Минск, БССР, СССР

Профессии:
оператор, режиссёр, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Целюк Владимир Павлович (12 (23) сентября 1913, Минск, Российская империя — 21 января 1977, Минск (ныне Белоруссия)) — оператор и режиссер документального кино. Заслуженный деятель искусств БССР (1965). Член КПСС с 1953 года. Член СК СССР с 1957 года.

В 1933 году окончил Московский техникум циркового искусства.
С апреля 1933 — помощник, ассистент оператора кинофабрики «Советская Беларусь» (г. Ленинград).

В 1935  — оператор кинофабрики «Советская Беларусь» (г. Ленинград), затем режиссер, оператор киностудии в Минске / Минской студии хроникально-документальных фильмов.

Фрон­товой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. На фронте с 04 июля 1941 года.

  • С 30 мая 1942 — оператор в киногруппе Западного фронта;
  • В 1943  — 1944  — снимал в расположении белорусских партизан;
  • С 10 октября 1944  — в киногруппе 4-го Украинского фронта, в группе ВВС 4-го Украинского фронта; снимал в тяжелых условиях горной войны в Карпатах, совершил 10 боевых вылетов.

Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «Партизану Отече­ственной войны» I степени, «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

С августа 1945 по 1976 — на Минской студии хроникально-документальных фильмов / киностудии «Беларусьфильм».

СЕМЬЯ

Сын — Цеслюк Владимир Владимирович (род. в 1941 году) — оператор, режиссер; Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь (2001); в 1967 окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская П. Ногина); с1958 — асс. оператора, с 1962 — оператор, режиссер Минской студии хроникально-документальных фильмов / к/ст «Беларусьфильм».

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1936 — Ударом на удар; автор сценария Я. Посельский совместно с Б. Верховским; режиссер совместно с И. Венжер
1940 — Земля без ярма 
1941 — XXIV Октябрь (Речь И. В. Сталина); реж.: Л. Варламов; операторы: И. Беляков, Г. Бобров, Т. Бунимович, М. Беров, П. Касаткин, М. Сухова, В. Цеслюк, В. Штатланд, А. Щекутьев, А. Эльберт; ассистент режиссера; Б. Дембицкий, В. Чекулаева; звукооператор И. Гунгер, В. Котов
1942 — Разгром немецких войск под Москвойполнометражный; режиссёры: Леонид ВарламовИлья Копалин; операторы: Иван БеляковГеоргий БобровТеодор БунимовичПавел КасаткинРоман КарменАнатолий Крылов,Алексей ЛебедевБорис МакасеевБорис НебылицкийВасилий СоловьёвМихаил ШнейдеровВиктор ШтатландСемён ШерАлександр ЩекутьевАлександр ЭльбертАлексей Семин (в титрах не указан), И. Вейнерович (в титрах не указан), В.П. Цеслюк (в титрах не указан); асс. оператора: Мария Сухова
1942 — День войны (13 июня 1942 года — 356-й день Великой Отечественной войны; фильм об одном из дней героической борьбы советского народа с немецко-фашистскими захватчиками снимали 160 кинооператоров на фронте и в тылу); полнометражный; режиссер: Михаил Слуцкий; автор сценария: Алексей  Каплер; операторы: Соломон Коган, Николай Нагорный, Павел Русанов, Владислав Микоша, Иван Панов, Абрам Кричевский, В. Цеслюк и другие оператор 
 1945 — Освобождение Советской Белоруссии (о наступательных операциях Красной Армии во взаимодействии с партизанами в Беларуси в 1943-1944 гг.); авторы сценария: В.В. Корш-СаблинН.Ф. Садкович; режиссер: В.П. Цеслюк, операторы: А. АлексеевЕ. АлексеевИ. АронсМ.З. Беров,  Т. БунимовичИ.Н. ВейнеровичК. ВенцИ. ГелейнГ. Голубев, Ю. Довнар, Д. ИбрагимовР.Л. Кармен, Л. Качурьян, И. Комаров, Л. КотляренкоА. КрыловЕ. Лозовский, В. Мищенко, В. МуромцевЕ. МухинИ. Панов, К. Пискарев, М. ПосельскийВ. ПридорогинО.Б. РейзманА. Семин, Я. Смирнов, Н. СоловьевА. СофьинМ.И. СуховаВ. ТомбергЗ. ФельдманВ. Фроленко, В.П. ЦеслюкБ. ШерС. ШкольниковД. Шолмович; звукооператор: В. Нестеров  
1945 — Освобожденная Чехословакия; полнометражный; режиссер: И. Копалин; операторы: В. Доброницкий, А. Кричевский, К. Кутуб-Заде, Г. Могилевский, С. Шейнин, А. Шафран, В. Смородин, А. Эльберт, О. Рейзман, Н. Прозоровский, М. Пойченко, П. Касаткин, Ю. Монгловский, Д. Каспий, М. Глидер, Б. Пумпянский, М. Барбутлы, В. Цеслюк, Л. Зайцев; нач. группы: А. Лебедев, М. Ошурков, С. Иванов, А. Литвин; музоформители: А. Ройтман, Д. Штильман; звукооператоры: В. Нестеров, С. Егоров; диктор: Л. Хмара; художник: Б. Беляев; консультанты: В. Волчек, Ю. Тауфер, Ермашев
1945 — Процесс над немцами в Белоруссии (о преступлениях немецко-фашистских оккупантов в Беларуси); операторы: М.З. Беров, Г. Бобров, Т. Бунимович, И.Н. Вейнерович, Б. Дементьев, Ю. Довнар, В.Я. Китас, И. Комаров, А. Лебедев, Б. Макасеев, Ю. Монгловский, К. Петросов, С.Р. Фрид, В.П. Цеслюк, А. Щекутьев 
1946 — Суд народов; полнометражный; автор и руководитель съёмок: Роман Кармен; режиссёр: Е. Свилова; операторы: Р. Кармен, Б. МакасеевС. СемёновВ. Штатланд; В. Цеслюк (в титрах не указан); звукооператоры: В. КотовВ. Нестеров
1948 — Советская Белоруссия; полнометражный; производство: Беларусьфильм; режиссер: Л. Голуб, В. Ляховецкий, М. Калинин, В. Войтецкий; операторы: С. Фрид, М. Беров, И. Вейнерович, А. Мартынов, И. Пикман, И. Комаров, В. Китас, В. Цеслюк, М. Шнейдеров, В. Окулич
1949 — 30 лет БССР
1949 — Счастье народа
1952 — География БССР
1955 — Совхоз «Рось
1956 — Машиностроение в БССР 
1958 — Беларусь индустриальная
1959 — Правда о сектан­тах-пятидесятника 
1960 — Руками людей
1960 — Песни от сердца
1960 — Все для детей
1960 — Дорога голубого огня
1960 — Случай на перекрест­ке
1961 — На родной земле
1961 — Песня из сердца
1961 — Де­вушка с Подолесья
1961 — Дочь партии
1961 — Встреча героев Бреста
1961 — Болгарские встре­чи; реж.-оператор
1961 — Встреча с героем; реж.-оператор
1962 — Возмездие; реж.-оператор
1962 — Следствием установлено 
1963 — Кастусь Калиновский 
1963 — Могилы не молчат
1963 — Город становится светлее; реж.-оператор
1964 — Незабы­ваемое 
1964 — Экран, время, жизнь; реж.-оператор
1965 — Ярмарка в Лейпциге; реж.-оператор
1965 — День Великой Победы (о праздновании 20-летия победы в Великой Отечественной войне); автор сценария В. Грушко, режиссеры: В.П. Цеслюк, В.М. Шаталов, операторы М.З. Беров, И.Н. Вейнерович, Ю.М. Иванцов, Г. Карлов, Г.Л. Лейбман, Е.П. Соколов, С.Р.Фрид 
1966 — Пусть молчат сирены
1966 — Идет футбольный матч; реж.-оператор
1966 — Это надо знать всем
1966 — По дорогам Белоруссии; реж.-оператор
1967 — Дунай, Дунай 
1968 — Колесные тракторы 
1968 — Штрихи к портрету; М. Беров совм. с Ю. М. Иванцовым, И. Ц. Пикманом, В. П. Цеслюком, Р. З. Ясинским
1970 — Ночь прошла спокойно; режиссер
1971 — Полвека в кино; режиссер
1972 — Край криничный
1973 — Пассажир, автомобиль, дорога
1973 — Слово о партбилете
1974 — Освобождение Советской Белоруссии (о наступательных операциях Красной Армии во взаимодействии с партизанами в Беларуси в 1943-1944 гг.); авторы сценария: В.В. Корш-Саблин, Н.Ф. Садкович; режиссер: В.П. Цеслюк, операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, М.З. Беров,  Т. Бунимович, И.Н. Вейнерович, К. Венц, И. Гелейн, Г. Голубев, Ю. Довнар, Д. Ибрагимов, Р.Л. Кармен, Л. Качурьян, И. Комаров, Л. КотляренкоА. КрыловЕ. Лозовский, В. Мищенко, В. Муромцев, Е. Мухин. И. Панов, К. Пискарев, М. Посельский, В. Придорогин, О.Б. Рейзман, А. Семин, Я. Смирнов, Н. Соловьев, А. Софьин, И.И. Сухова, В. Томберг, З. Фельдман, В. Фроленко, В.П. Цеслюк, Б. Шер, С. Школьников, Д. Шолмович 

КИНОПЕРИОДИКА (выборочно)

1942 — На защиту родной Москвы; режиссер: С. Гуров; операторы: Т. Бунимович, В. Соловьев, М. Беров, В. Штатланд, Р. Халушаков, В. Цеслюк; звукооператор: В. Котов
1942 — Союзкиножурнал № 9; реж.: Р. Гиков; операторы: А. Эльберт, В. Цеслюк, Б. Бакар, М. Гольдбрих, Н. Мухин, Г. Островский, Д. Рымарев, Ф. Короткевич
1942 — Союзкиножурнал № 23; Производство: Куйбышевская студия кинохроники; реж.: О. Покорский; операторы: В. Цеслюк, А. Эльберт, А. Хавчин, В. Цитрон, В. Штатланд, М. Ошурков  
1942 — Союзкиножурнал № 33; реж.: Н. Кармазинский; операторы: И. Сокольников, И. Таги-Заде, М. Беров, Р. Халушаков, М. Шнейдеров, Иваровалов, Попова, Гольдштейн, А. Эльберт, В. Цеслюк, В. Фроленко, П. Ермолов 
1942 — Союзкиножурнал № 39; реж.: М. Фиделева; операторы: В. Цеслюк, А. Эльберт, С. Масленников, И. Беляков, Т. Бунимович, В. Доброницкий, В. Штатланд 
1942 — Союзкиножурнал № 47; реж.:  М. Фиделева; операторы: В. Шанидзе, Н. Салютин, А. Эльберт, В. Цеслюк, М. Беров, А. Левитан, В. Максимович, М. Ошурков, В. Мищенко 
1942 — Награждение на фронте и в воинских частях; летопись; операторы: Левитан, Максимович, Авлошенко, Семенов, Эльберт, Цеслюк, Ибрагимов 
1942 — В частях генерала Говорова; кинолетопись; операторы: Эльберт, Цеслюк
1942 — Выпуск курсов младших политруков в части генерала Л.А. Говорова; летопись: операторы:  А. Эльберт, В. Цеслюк  
1943 — Вручение гвардейского Знамени; кинолетопись; операторы: В. Цеслюк, А. Эльберт

Кинодокументы / Архивы Беларуси

1943 — Боевые действия партизан в районе г. Лепеля и Минска (О боевых действиях партизанской бригады "Железняк" (Минская обл.) и других партизанских формирований); операторы: Г. Голубев, М. Посельский, Л. Качурьян, М.И. Сухова, И.Н. Вейнерович, О.Б. Рейзман, В.П. Цеслюк (учетный № в БГАКФФД: 0749) 
1944 — Парад партизан в Минске (о подготовке и проведении парада белорусских партизан, состоявшегося в Минске 16 июля 1944 г.); операторы: И.Н. Вейнерович, Л. Качурьян, О.Б. Рейзман, В.П. Цеслюк (учетный № в БГАКФФД: 0746) 
1945 — Процесс над немцами в Белоруссии (о преступлениях немецко-фашистских оккупантов в Беларуси);  операторы М.З.Беров, Г.Бобров, Т.Бунимович, И.Н. Вейнерович, Б. Дементьев, Ю. Довнар, В.Я. Китас, И. Комаров, А. Лебедев, Б.К. Макасеев, Ю. Монгловский, К. Петросов, С.Р. Фрид, В.П. Цеслюк, А. Щекутьев (учетный № в БГАКФФД: 0901)

________________________________
При подготовке материала использована информация из открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; Архивы Беларуси; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. ). Биография: справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 904-906); «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 827-828). Фотографии из частных архивов, а также сайта ГОСКАТАЛОГ.РФ.

Библиография

1987 — Кино: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. (640 с., 96 л. ил.) (изд.: - М.: Сов. энциклопедия)

Звания

1965 — Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР

Награды

1944 — Медаль «За оборону Москвы»
1944 — Медаль «Партизану Отечественной войны» I степени (16 июля 1944 года)
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1945 — Орден Отечественной войны II степени (Приказ подразделения № 20/н от 12.05.1945 г.; Издан: ВС 8 ВА 4 Украинского фронта. Архив: ЦАМО)
1967 — Орден Трудового Красного Знамени
1976 — Орден Октябрьской Революции

Цитаты

[...] Период организационного и производственно-творческого становления белорусской кинохроники затянулся до начала 1930-х годов. Большую ценность представляют воспоминания о том времени одного из ветеранов белорусской документалистики Иосифа Наумовича Вейнеровича: «…по мере увеличения выпуска фильмов и журналов и в Ленинграде (где находилась белорусская студия художественных фильмов – Белгоскино), и в Минске все острее давала себя чувствовать нехватка творческих и технических специалистов, особенно среди хроникеров. Частая смена режиссеров и операторов, приезжавших сюда лишь на короткое время и недостаточно знавших снимаемый материал и особенности национальной культуры Белоруссии, отрицательно сказывалась на всей работе хроники и в первую очередь на росте качества наших фильмов и журналов.
Остро вставала проблема подготовки своих киноспециалистов. И уже в 1929 году Белгоскино через партийные, профсоюзные и комсомольские организации республики провело отбор и послало небольшую группу молодежи в Московский и Ленинградский техникумы кинематографии на режиссерский и операторский факультеты.
Наряду с этим смелей стали выдвигать на самостоятельную работу прошедших практическую подготовку молодых работников. Начинавший в те годы работу на хронике в качестве помощника оператора В. Цитрон вскоре стал оператором… В 1934 году коллектив студии пополнился еще одним выпускником ВГИКа, оператором М. Беровым, снявшим многие сотни киносюжетов, создавшим немало отличных неигровых фильмов за годы своей работы в белорусском кино. В том же 1934 году начал свою работу помощником оператора у Н. Стрешнева В. Цеслюк…»[...]
Для повышения эффективности и упорядочения работы по созданию советской кинохроники в 1930 году в Москве был образован трест «Союз-кинохроника», включающий Московскую студию документальных фильмов, студии кинохроники в Ленинграде, Харькове и Ростове-на-Дону. 1 июля 1931 года в структуру треста вошла и Минская студия кинохроники. Ее руководителем был назначен 22-летний Борис Небылицкий, ранее работавший оператором хроники на 3-й фабрике «Совкино» (с 1936 года – Московская студия кинохроники).[...]
В рамках централизации производства кинопериодики Всебелорусское отделение «Союзкинохроники» на несколько лет было фактически превращено в корреспондентский пункт всего Западного региона, призванный обеспечивать московских режиссеров-монтажеров хроникальным материалом для регулярного выпуска тематических киножурналов «За социалистическую деревню», «Наука и техника», «На страже СССР», «Железнодорожник», «Советское искусство», «Пионерия». В 1930 году были организованы два корреспондентских пункта в Гомеле и Витебске, годом позже еще один корпункт, входящий в сферу ответственности Белгоскино, был создан в Смоленске. Основной задачей белорусских операторов Н. Стрешнева, Л. Эпельбаума, С. Друбича, помощников оператора И. Вейнеровича и В. Цитрона стала съемка сюжетов для монтировавшихся в Москве киножурналов.[...]

Константин Ремишевский (Из книги "История, ожившая в кадре. Белорусская кинолетопись: испытание временем. Книга 1. 1927–1953."), Источник

[...]Дневные бомбежки изнуряли, следуя одна за другой. Посоветовавшись, мы решили отправить наши семьи в Москву на Центральную студию кинохроники (ЦСДФ), рассчитывая просить наших московских коллег и друзей приютить их, а самим вернуться в Минск, чтобы снимать боевые действия. Указаний сверху мы так и не дождались. Мы погрузили всех оказавшихся на месте в две стоящие во дворе студийные машины, и стали проверять, все ли на месте.
Не досчитались только Володи Цеслюка. Встревоженные, все стали его искать, проверяя комнаты общежития и сарай, но его нигде не было. И лишь через несколько дней, когда наша группа оказалась в районе Смоленска (об этом он рассказал сам, но позже), выяснилось, что он, не выдержав напряжения бесконечных бомбежек, сбежал из Минска, вскочив в кузов случайной машины. Так он оказался на шоссе, а затем на попутных машинах смог добраться до контрольного пункта, но там задержали, не поверив его документам. Из корреспондентского пункта в Гродно, где работал в то время, в первый день войны он выбирался в модном заграничном плаще и шляпе.
В западных областях Белоруссии, у границы с Польшей, так одевались многие местные жители, и он, модник, даже в Минске выглядел, как иностранец, и не удивительно, что его вид в эти тревожные дни начала войны вызывал подозрение и недоверие. Только свидетельства знавших его как оператора кинохроники «ответственных работников», пробиравшихся, как и мы, в Москву и проходивших в это время проверку на контрольном пункте, помогли ему уцелеть в той сложной и напряженной обстановке.[...]

Иосиф Вейнерович, Источник

[ Страница дополняется материалами ]