Виктор СЛОНИМСКИЙ

ассистент режиссёра, директор картины, зам. начальника фронтовой киногруппы, организатор кинопроизводства

Полное имя:
Виктор Александрович СЛОНИМСКИЙ

Дата рождения:
20 августа 1909
г. Киев, Киевская губерния, Российская империя

Дата смерти:
21 декабря 1986 (77 лет)
г. Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
ассистент режиссёра, директор картины, зам. начальника фронтовой киногруппы, организатор кинопроизводства

Краткая биография

Слонимский Виктор Александрович (07 (20) августа 1909, Киев (ныне Украина) — 21 декабря 1986, Москва) — асс. режиссера, организатор кинопроизводства. Член ВКП(б) — КПСС с 1948 года. Член Союза кинематографистов СССР с 28 апреля 1965 года.

Окончил трудшколу в Киеве.
С 1924 — член профсоюза кинофотоработников.
В 1927 — 1929 — учился в Киевском электротехническом институте (окончил 2 курса).
В 1928 — 1930 — электротехник клуба «Металлист» (г. Киев).
В 1930 году переехал из Киева в Москву.
В 1930 — 1931 — помощник режиссера фабрики «Союзкино» (г. Москва).
В 1931 — 1934 — работал директор киногруппы выездной редакции кино-фабрики поезда им. К. Е. Ворошилова, также известный как кинопоезд режиссера Александра Медведкина (участника Гражданской войны, политработника 1-й Конной армии)[1].
В 1934 — 1941 — ассистент режиссера киностудии «Мосфильм» (г. Москва).

Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (Музей кино).

Участник Великой Отечественной войны. В июле 1941 года ушел на фронт добровольцем.  Воинское звание: капитан; лейтенант; капитан административной службы. Воинская часть 185 стрелковый полк785 стрелковый полк 144 стрелковой дивизиикиногр. БрянФ, 2 Прибалтийский фронт. Был контужен.

  • С 06 июля 1941 по 20 августа 1942 — в действующей армии; ком. взвода, зам. ком. роты, начальник обозно-вещевого снабжения 785 стрелкового полка.

20 августа 1942 года на основе распоряжения зам. начальника Главного Управления Красной армии № М/3/1607 уволен из рядов РККА и направлен в распоряжение Комитета по делам кинематографии при СНК СССР (для работы на Центральной студии кинохроники).

  • С 20 августа 1942 — заместитель начальника киногруппы Брянского фронта (в штате Центральной студии кинохроники).
  • С ноября 1944 по август 1945 — заместитель начальника киногруппы 2-го Прибалтийского фронта. 

«Проявил себя хорошим хозяйственным работником, обеспечив организационно успешную работу группы во время летней кампании. Был рекомендован начальником киногруппы Р. Гиковым к повышению служебной квалификации».

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 191. Л. 31.)

Награжден орденами: Красной Звезды (1943), Отечественной войны II степени (1944, 1985), медалями «За боевые заслуги» (1942), «За оборону Москвы» (1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945).

10 ноября 1945 года был откомандирован на киностудию «Мосфильм» (в порядке перевода из ЦСДФ), где продолжил работать директором фильмов.


________________________________
1. Кинопоезд имени К.Е. Ворошилова вышел на крупнейшие стройки страны 15 января 1932 года. Бригада кинопоезда насчитывала 32 человека — режиссёр, кинооператор и работники технических служб. За перый год работы кинопоезда было снято 72 фильма полезным метражом около 25 тысяч метров. В вагонах кинопоезда размещались кинофотолаборатории, монтажная, мультцех, редакция, типография, электростанция. За 1932 — 1934 годы кинопоезд А. Медведкина совершил 12 рейсов. За это время кинобригада выпустила более сотни киногазет, киноочерков, фельетонов, комедий, мультшаржей, киноплакатов, инструктивно-технических и учебных фильмов. «Отъездив в поезде 294 дня, создав более семидесяти фильмов и, главное, сколотив живой и монолитный коллектив, Медведкин в начале 1933 года передал командование поездом другому режиссеру — Якову Блиоху, по многозначительной случайности, тоже бывшему буденовцу-красноармейцу. Этот поезд работал на стройках второй пятилетки ещё несколько лет. В его работе принимали участие С. БубрикС. ГуровН. КармазинскийФ. КиселёвВ. ЕшуринМ. ТрояновскийА. Кричевский и другие видные кинодокументалисты» (Из книги Р. Юренева "Александр Медведкин, сатирик" (1981).
Первой выездной киноредакцией, созданной фабрикой Союзкинохроники, следует считать редакцию, посланную фабрикой (тогда еще сектором хроники) в 1930 году в Донбасс, в связи с прорывом на угольном фронте. Эта первая выездная киноредакция продемонстрировала в Донбассе пять своих выпусков. 6 июля 1931 года выездная киноредакция в количестве пяти работников, снабженная съемочным стационарным аппаратом и одним автоматом, выехала из Москвы в предоставленном НКПС вагоне в Новосибирск. В период с июля по октябрь  редакцией было выпущено пять киножурналов. (Источник: журнал "Пролетарское кино" № 12 за 1931 год)
 

СЕМЬЯ

Отец — врач. Мать — домохозяйка.
Мать и сестра во время войны находились в эвакуации в Свердловске (ныне Екатеринбург).
Жена и сын.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

Документальные

1943 — Орловская битва; полнометражный; производство: Центральная студия кинохроники; режиссеры: Р. Гиков, Л. Степановаоператоры: С. ГольбрихА. ГафтВ. ДоброницкийА. КазаковР. КарменА. КрыловФ. ЛеонтовичЕ. ЛозовскийЯ. МарченкоИ. МаловГ. МогилевскийБ. НебылицкийГ. ОстровскийМ. ПосельскийВ. СмородинА. Софьин, А. Солодков, А. Фролов; асс. режиссера: Е. Козина, К. Кулагина; асс. оператора: И. ГутманЮ. МонгловскийМ. Прудников; диктор Ю. Левитан; звукооператоры: Е. Кашкевич, В. Котов; директор картины В. Слонимский

Игровые

1932 — Западня (Необычайные приключения артиллерийского наблюдателя); короткометражный; режиссёр Александр Медведкин; администратор
1938 — Волга-Волга (нов. ред., 1961); производство: «Мосфильм»; режиссёр Григорий Александров; главный оператор Владимир Нильсен (в титрах не указан в связи с арестом 8 октября 1937 года и последующим расстрелом 20 января 1938 года); операторы: Борис Петров (в титрах указан как главный оператор), В. Переславцев; пом. режиссера
1938 — Победа («Самый счастливый»); (фильм, основанный на реальный событиях, рассказывает о перелетах советских летчиков — Чкалова и Громова по маршруту Москва — Северный полюс — Америка); производство: «Мосфильм»; режиссеры: Всеволод ПудовкинМихаил Доллер; пом. режиссера
1939 — В поисках радости (по мотивам романа Федора Панфёрова «Бруски»); производство: «Мосфильм»; режиссеры: Вера Строева, Григорий Рошаль; оператор Михаил Гиндин; асс. режиссера
1939 — Девушка с характером (звуковой и немой варианты) (восстановленный вариант, 1988); производство: «Мосфильм»; режиссер-постановщик Константин Юдин; оператор Тимофей Лебешев; пом. режиссера: Ф. Левшина, В. Слонимский
1941 — Грех (восст. вар., 1988); пом. режиссера
1942 — Машенька (восстановленный вариант, 1985)производство: «Мосфильм»; авторы сценария: Е. Габрилович, С. Ермолинский; режиссер Ю. Райзман; оператор Е. Андриканис;  ассистент режиссера
1946 — Глинка (биографический о русском композиторе XIX века Михаиле Ивановиче Глинке.; автор сценария и режиссер Лео Арншам; операторы: Александр Шеленков, Иоланда Чен; асс. режиссера
1947 — Поезд идет на восток (восстановленный вариант, 1970); производство: «Мосфильм»; режиссер-постановщик Юлиий Райзман; операторы: Игорь ГелейнАркадий Кольцатый, ассистент режиссера: В. Слонимский, А. Суркова, Р. Гольдин
1948 — Суд честипроизводство: Мосфильм; автор сценария Александр Штейн, режиссер Абрам Роом, оператор Александр Гальперин, зам. директора фильма
1948 — Три встречи (фильм состоит из трех новелл об участниках Великой Отечественной войны, однополчанах, вернувшихся с фронта и вступивших в мирную жизнь; производство: Мосфильм; режиссеры: Александр ПтушкоВсеволод ПудовкинСергей Юткевичоператоры: И. Гелейн, Е. Андриканис, Ф. Проворов, А. Кольцатый; асс. режиссера
1950 — Смелые людипроизводство: «Мосфильм»; режиссёром Константин Юдин; оператор И. Гелейн; зам. директора фильма
1952 — Композитор Глинка (биографический фильм о жизни и творчестве великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки); режиссер-постановщик Григорий Александров; оператор Эдуард Тиссэ; зам. директора фильма
1953 — Арена смелых (фильм-концерт); (цирковое представление, в котором заняты наиболее прославленные молодые мастера советского цирка: Олег Попов, Эдуард Середа, артисты Шубины, Мануэла Папян, Хосров Абдулаев, артисты Кожуховы, Виолетта Кисс, Александр Кисс, артисты Молдавского цирка, Борис Бресслер); производство: «Мосфильм»; авторы сценария и режиссерыСергей ГуровЮрий Озеров; зам. директора фильма;  Приз за лучший документальный фильм на МКФ в Венеции
1953 — Садко (восст. вар., 1968); производство: Мосфильм; режиссер-постановщик  Александр Птушко; оператор Федор Проворов; зам. директора фильма
1954 — Испытание верности; производство: «Мосфильм»; режиссер Иван Пырьев; зам. дир. фильма
1955 — Доброе утро; производство: «Мосфильм»; автор сценария: Леонид Малюгин; режиссёр-постановщик: Андрей Фролов; зам. директора фильма
1957 — Звездный мальчик (фильм-спектакль по сказкам Оскара Уайльда «Мальчик-звезда»); производство: «Мосфильм» по заказу Центрального телевидения); режиссеры: Евгения Зильберштейна и Анатолия Дудорова; директор фильма
1957 — Пигмалион (телевизионная версия спектакля Малого театра по одноименной пьесе Бернарда Шоу, поставленного в 1943 году); производство: «Мосфильм» по заказу Центральной Студии телевидения; режиссер фильма С. Алексеев; монтаж Э. Тобак; директор фильма В. Слонимский; оркестр Главного Управления по производству фильмов; дирижер А. Ройтман
1958 — На дорогах войны (герой фильма — фронтовой кинооператор Владимир Сушков (в исполнении Анатолия Кузнецова); прообразом героя стал фронтовой кинооператор Владимир Сущинский); производство: «Мосфильм»; авторы сценария: Л. Сааков и Н. Фигуровский; режиссер-постановщик Л. Сааков; директор фильма
1959 — Снежная сказка (фильм-сказка); ; производство: «Мосфильм»; режиссеры: Алексей Сахаров, Эльдар Шенгелая; директор фильма
1960 — Трижды воскресший (киноповесть по пьесе Александра Галича «Пароход зовут „Орлёнок“») производство: «Мосфильм»; режиссер Леонид Гайдадай; директор фильма
1961 — Любушка (широкоэкранный); производство: «Мосфильм»; автор сценария Николай Эрдман; режиссёр Владимир Каплуновский; оператор Эмиль Гулидов; директор фильма
1962 — Деловые люди (по новеллам О. Генри); производство: «Мосфильм»; режиссер Леонид Гайдай; оператор-постановщик К. Бровин; главный художник: Владимир Каплуновский; художник по костюмам Л. Наумова; композитор Г. Фиртич; звукооператор И. Майоров; дирижёры: Ю. СилантьевЭ. Хачатурян; комбинированные съёмки: оператор — Н. Ренков, художник — Б. Носков; режиссёры: А. Ваничкин, В. Севастьянова; директора картины: В. Слонимский, В. Агеев
1962 — Увольнение на берег; производство: «Мосфильм»; режиссёр и автор сценария: Миронер Феликс; оператор: Зубов Юрий; монтаж Э. Тобак; директор фильма
1963 — Встреча на переправепроизводство: «Мосфильм»; автор сценария Владимир Беляев; режиссёр Гавриил Егиазаров; оператор Семен Шейнин; директор фильма
1964 — Гранатовый браслет (широкоэкранный); ( по мотивам одноимённой повести Александра Ивановича Куприна); производство: «Мосфильм»; режиссёр Абрам Роомдиректор фильма
1966 — Старшая сестра (широкоэкранный); (по пьесе Александра Володина «Моя старшая сестра»); производство: «Мосфильм»; режиссер Георгий Натансон; директор фильма
1967 — Конец "Сатурна" (широкоэкранный); (по документальной повести Василия Ардаматского); производство: «Мосфильм»; авторы сценария: Василий Ардаматский, Михаил Блейман, Вилен Азаров; режиссёр Вилен Азаров; директор фильма
1967 — Путь в "Сатурн" (широкоэкранный); директор фильма
1969 — Король манежа (широкоформатный и широкоэкранный); производство: «Мосфильм»; режиссер Юрий Чулюкин; операторы: Михаил Ардабьевский, Виктор Белокопытов, Константин Бровин; директор фильма
1970 — Осенний этюд; производство: «Мосфильм»; автор сценария и режиссер Валерий Рубинчик; директор фильма
1970 — Поезд в завтрашний день (историко-революционный фильм); (широкоэкранный); производство: «Мосфильм»; режиссер В. Азаров; директор фильма
1971 — Пой песню, поэт...; производство: «Мосфильм»; режиссер-постановщик и главный оператор Сергей Урусевский; директор фильма
1973 — Дети Ванюшина  (по одноимённой пьесе С. А. Найдёнова); (широкоэкранный); производство: «Мосфильм»; режиссер Евгений Ташковдиректор фильма
1976 — Преступление (фильм первый «Нетерпимость»; фильм второй «Обман»); (широкоэкранный); производство: «Мосфильм»; авторы сценария: Е. Ташков, Р. Ибрагимбеков; режиссер Е. Ташков; директор фильма
1977 — Враги (экранизация одноимённой пьесы Максима Горького ); производство:  «Мосфильм»; автор сценария Абрам Роома; режиссер Родион Нахапетов; директор фильма

_____________________________
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с. 769-770 (источник: учетная карточка члена СК СССР В. Слонимского : Отдел творческих кадров СК РФ).  Биография — ГЦМК (— Ф. 56. — Оп. 2). Наградные документы: информационный портал Минобороны РФ «Память народа». Подлинные документы о Второй Мировой войне.

[ Страница дополняется материалами ]