Маматкул АРАБОВ

оператор, режиссёр, фронтовой кинооператор

Полное имя:
Маматкул Абдукадырович АРАБОВ

Дата рождения:
05 марта 1921
Бухара, Бухарская народная советская республика

Дата смерти:
25 декабря 1999 (78 лет)
Душанбе, Таджикистан

Профессии:
оператор, режиссёр, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Арабов Маматкул Абдукадырович (05 марта 1921, Бухара – 25 декабря 1999, Душанбе) — оператор, режиссер-документалист. Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР. Член КПСС с 1959 года. Член СК СССР с 1959 года. Член СК Таджикистана. Член Международной ассоциации военных кинооператоров (1992).[1] Ветеран и инвалид Великой Отечественной войны. 

Будучи студентом ВГИКа работал (с мая по октябрь 1941 г.) осветителем на киностудии «Мосфильм».
С мая по ноябрь 1942 — ассистент оператора на Алма-Атинской студии кинохроники.

С июня по ноябрь 1943 — ассистент оператора Сталинабадской (Душанбинской) киностудии художественных фильмов.

В 1943 году окончил операторский факультет ВГИКа.

Фронтовой кинооператор во время Великой Отечественной войны

  • С 10 января 1944 по 12 июня 1945 — военный корреспондентом ЦСДФ в действующей армии 1-го Украинского фронта.

Участвовал в съемках фильмов «В Верхней Силезии», «Берлин», «Парад Победы». Сни­мал уличные бои в Бреслау.

Валерий Фомин, киновед: «... снимал Маматкул Арабов смело и профессионально. Особенно отличился он, снимая уличные бои в Бреслау»

Награжден орденами Отечественной войны I (1945) и II (1985) степени, «Шараф» ( «Слава»; Таджикистан, 19 сентября 1999 года); медалями «За Победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.» (1945), «За взятие Берлина»  (1945), «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг.»; нагрудный знак «25 лет Победы в Великой Отечественной войне».

С июля 1945 по октябрь 1946 — оператор сектора  хроники Сталинабадской студии художественных фильмов.
С октября 1946 по декабрь 1951 — оператор Свердловской киностудии художественных и хроникальных фильмов.
В 1951 — 1952 — преподаватель кружка в Доме пионеров в Душанбе.
В 1953 — в секторе хроники Таджикской киностудии художественных фильмов.
С декабря 1953 по 1961 — оператор, режиссер-оператор сектора хроники Сталинабадской студии художественных фильмов.
В 1962 — 1971 — оператор, режиссер Студии научно-популярных фильмов и документально-документальных фильмов Узбекистана.
В 1972 — 1998 — на киностудии «Таджикфильм».
____________________________________
1. Cправочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 56)

СЕМЬЯ

Отец был репрессирован в 1938 году.
Дочь — Шарофат Арабова (род. 16 мая 1985 г.) — сценарист, режиссер, продюсер.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1945 — В Верхней Силезии (наступление Советской Армии в Верхней Силезии во время II-ой мировой войны); режиссер: И. Посельский; операторы: В. Сущинский, С. Шейнин, К. Бровин, А. Павлов, Н. Быков, Г. Островский, К. Богдан, К. Кутуб-Заде, М. Арабов, М. Ошурков; музоформитель: А. Ройтман; звукооператор: В. Котов; диктор Л. Хмара; консультант: С. Платонов; автор текста: Ю. Смирнитский; асс. режиссера: К. Кулагина
1945 — Берлинполнометражный; автор фильма и руководитель фронтовых съёмокЮ. Райзман; монтажЕ. СвиловаИ. Сеткина, Т. Лихачёва; операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. АронсН. Вихирев, К. Венц, Г. ГиберГ. Голубов, Б. Дементьев, Л. Дульцев, Г. ЕпифановД. ИбрагимовР. Кармен, И. Комаров, Н. Киселев, А. ЛевитанФ. ЛеонтовичВ. ЛезерсонЕ. Мухин, Л. Мазрухо, И. Панов, М. Посельский, С. СеменовВ. Соловьев, А. Софьин, Г. Сенотов, В. Симхович, Б. Соколов, В. Томберг, В. ФроленкоМ. Шнейдеров; при участии киногруппы 1-го Украинского фронта: Г. Александров, М. Арабов, Е. Богоров, К. Бровин, Н. Быков, П. Горбенко, Г. Островский, А. Погорелый, С. Шейнин
1945 — Парад Победы (чёрно-белый; редакция 1984 года); руководитель операторской группы: В. Беляев; операторы: И. Аронс, М. Арабов,  Е. АндриканисИ. БеляковВ. БеляевТ. БунимовичА. Брантман,  Я. Берлинер, М. ГлидерГ. ГиберГ. ГолубовС. Гусев, Ш.Н. Гегелашвили, А. Гинзбург, В. Доброницкий, В.В. Домбровский, А. ЛебедевА. Кричевский, Г.А. Кобалов, Н. ЛыткинА. ЛевитанЕ. Лозовский,  Ф.А. ЛеонтовичЮ. МонгловскийГ. МонгловскаяБ. МакасеевВ.В. МикошаЕ. Мухин, М. Оцеп, М. Ошурков, Приезжев, М. Посельский, Ф.Ф. Проворов, Д.Г. Рымарев, Г.А. Рейсгоф, С. СеменовВ.В. СоловьёвБ. СоколовМ. Трояновский,  З. Фельдман, М. Цирульников, А. Шафран, В. ШтатландБ. ШерС. ШейнинС. Школьников, А. ЩекутьевР. Халушаков  и другие; режиссеры монтажа: В. БеляевИ. ВенжерИ. Посельский; ассистенты: К. Кулагина, А. Кирюхина, Е. Козина; музоформление: Д.С. Блок, С. Чернецкий; звукооператоры: И. ГунгерВ. КотовВ. Нестеров;  текст: В. Агатов; диктор: Л. Хмара; начальник съёмочной группы: В. Иосилевич; директоры картины: Н. БитманМ. Кафиева
1947 — День победившей страны; полнометражный
1947 — Закаленный боец; автор-оператор 
1947 — На Уктусских горах
1948 — Мастера подсочки; автор-оператор
1949 — Знатные уральц
1956 — Бригада коммунистического труда; режиссер-оператор
1957— Вечно живой; режиссер-оператор
1958 — Дешево и выгодно
1961 — Лучобский интернат; режиссер-оператор
1961 — День родного языка
1962 — Золотая свадьба; полнометражный
1964 — Бухара–Урал; Производство: Киностудия научно-популярных и хроникально-документальных фильмов Узбекской ССР; реж.: М. Арабов; операторы: А. Мирумян, С. Нишанхеджаев; сценарий: Р. Григорьев; текст: Л. Браславский 
1964 — Иду к тебе, Бухара; производство: Киностудия научно-популярных и документальных фильмов Узбекистана; режиссер-оператор: М. Арабов; автор сценария: Г. Димов; звукооператор: Ю. Сбоев 
1965 — Институт каракулеводства; режиссер-оператор
1966 — Седые холмы Афросиаба
1966 — Декада белорусского искусства; режиссер-оператор
1967 — Испытание; режиссер-оператор
1967 — Туркменская декада; реж.-оператор
1968 — Рассказ о сыне; автор-оператор
1968 — Большой ферганский канал; режиссер
1968 — Цитрусы Узбекистана; автор -оператор 
1968 — Каршинский репортаж; режиссер-оператор
1968 — Танковое училище; автор сценария, режиссер
1968 — Дух Ташкента живет; производство: Киностудия научно-популярных и документальных фильмов Узбекистана; режиссер: М. Арабов; операторы: Ю. Хасанов, М. Исмаилов, Н. Азимов; автор сценария: Ю. Каравкин; звукооператор: Э. Каюмов
1970 — Каршинская степь; режиссер
1970 — Вашим говорим именем; режиссер-оператор
1970 — Главное дело; режиссер
1971 — Главное звено; режиссер
1988 — Капитан (фильм рассказывает о жизни рыбака Газалбека Гуломиева по прозвищу "Капитан" и его дочери Аслимо в горном поселке Булункуль на Восточном Памире); производство: Таджикфильм; режиссер: Б. Арабов; оператор: О. Муталенко; автор сценария: В. Тальви
1990 — Как живешь, ветеран?; режиссер

КИНОПЕРИОДИКА (выборочно)

Снимал сюжеты для кинопериодики. Смонтировал в качестве режиссера более 100 номеров киножурнала «Советский Таджикистан».

1944 — В районе города Проскурова (1-й Украинский фронт, город Проскуров, март, 1944 год); сюжет для кинолетописи; операторы: А. Шафран, М. Арабов, С. Шейнин 
1944 — Немецкий авиазавод (Польша, г. Дембица. 1-й Украинский фронт, сентябрь, 1944 года. Авиазавод в местечке Мелец); сюжет для кинолетописи; операторы: А. Шафран, М. Арабов
1944 — Город Ровно (1-й Украинский фронт, 22 февраля 1944 года. Резиденция Эриха Коха в г. Ровно); сюжет для кинолетописи; операторы:  сюжет для кинолетописи; операторы: А. Шафран, М. Арабов
1945 — Бои за Бреслау; сюжет для кинолетописи; операторы: Н. Быков, В. Сущинский, М. Арабов, Александров, Павлов, Горбенко и другие
1945 — Победа за Вислой (г. Кельце; февраль 1945 года); сюжет для кинолетописи; операторы: А. Воронцов, М. Арабов 
1945 — Похороны кинооператора Быкова; сюжет для кинолетописи; оператор 
1948 — Пионерия № 6; режиссер:  М. Варейкис; операторы: И. Запорожский, М. Арабов, Б. Небылицкий, О. Резман, А. Шафран, С. Школьников 
1948 — Советский спорт № 2; режиссер: Я. Посельский; операторы: С. Киселев, М. Арабов, М. Шнейдеров, В. Микоша, Д. Шоломович, В. Ешурин, М. Ошурков, П. Опрышко
1949 — Новости дня № 42; реж.: Я. Посельский; операторы: П. Касаткин, В. Киселев, А. Воронцов, Б. Макасеев, В. Мищенко, М. Арабов, Б. Брут, О. Ушгор, Н. Ковалева, Э. Савельева; автор текста: Л. Браславский; музыкальное оформление: Д. Штильман; звукооператор: В. Пеккер
1950 — Голосуют оленеводы; сюжет для кинолетописи
1951 — Новости дня № 22; режиссеры: В. Беляев, И. Копалин; операторы: В. Страдин, М. Арабов, А. Ковальчук, Б. Макасеев, А. Хавчин
1951 — Новости дня № 29; режиссер: Е. Свилова; операторы: И. Беляков, Р. Халушаков, А. Панн, М. Арабов, Г. Захарова, Б. Макасеев, А. Щекутьев, И. Бессарабов 
1952 — Сталинский Урал №19; производство: Свердловская киностудии; режиссер: Л. Задворочнов; операторы: О. Воронцов, П. Шлыков, М. Арабов
1952 — Сталинский Урал №22; производство: Свердловская киностудии; режиссер: Е. Гальпер; операторы: К. Дупленский, Е. Мильков, М. Арабов, П. Шлыков 
1953 — Новости дня № 57; режиссер: Н. Кармазинский; операторы: М. Ошурков, А. Хавчин, М. Арабов, С. Фрид, В. Киселев, Б. Макасеев, В. Придорогин, Р. Халушаков; редактор: В. Осьминин
1955 — Новости дня № 18; режиссер: З. Тузова; операторы: И. Беляков, Г. Захарова, Б. Макасеев, М. Попова, О. Рейзман, А. Семин, Б. Циперман, М. Арабов, К. Станкевич, П. Касаткин, А. Хавчин, К. Широнин, А. Зенякин, С. Коган, Л. Максимов, Г. Голубов, Б. Шер; редактор В. Осьминин
1955 — Новости дня № 55; режиссер: Л. Дербышева; операторы: М. Арабов, А. Грек, А. Кричевский, Г. Епифанов, Е. Яцун, В. Трошкин, Ю. Герштейн, О. Рейзман; автор текста: В. Горохов; редактор: В. Симоненко
1955 — Строительство Кайрак-Кумской ГЭС; сюжет для кинолетописи
1960 — Новости дня № 10; режиссер: Л. Махнач; операторы: И. Персидкий, М. Арабов, С. Коган, В. Цитрон, А. Козаков, Е. Кузин, Г. Егоров
1962 — Новости дня № 41; режиссер: Б. Небылицкий; операторы: С. Киселев, С. Коган, Н. Старощук, М. Арабов, В. Конягин, А. Воронцов, А. Кричевский, М. Измайлова, Ю. Гибов, Я. Гринберг, Д. Вилесова, С. Скраливецкий, М. Попова, А. Хавчин 
1964 — Новости дня № 37; режиссер: Б. Небылицкий; операторы: А. Вакурова, А. Кричевский, М. Попова, Ю. Леонгардт, И. Сокольников, Т. Хачатурян, М. Арабов, М. Прудников, Е. Мухин, Р. Вилесова, Г. Захарова, А. Хавчин 
1964 — Новости дня № 43; режиссер: В. Плотникова; операторы: А. Ковальчук, М. Арабов
1968 — Страна Советская № 6; режиссер: В. Скитович; операторы: П. Опрышко, М. Арабов, К. Хасанов, Ю. Тунтуев, Л. Михайлов, Г. Захарова 
1970 Страна Советская № 4; режиссер: Г. Бурашова; операторы: А. Саранцев, В. Маас, М. Арабов, А. Мочалов, А. Истомин, А. Хавчин
1970  Новости дня № 47; режиссер: А. Леонтьева; операторы: А. Хомяков, В. Макасеев, Е. Мухин, М. Арабов, Х. Короев, А. Софьин, М. Попова, В. Никонов 

_________________________________
При подготовке материала использована информация открытых источников. Фильмография  — электронный каталог РГАКФД; справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 13). Биография: справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 56-57; ссылка на источник: РГАЛИ. — Ф. 2944. — Оп. 28. — Д. 69.); «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 660). 

Награды

1945 — Медаль «За взятие Берлина»
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1945 — Орден Отечественной войны I степени
1965 — Медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1970 — Нагрудный знак «25 лет победы в Великой Отечественной войне»
1985 — Орден Отечественной войны II степени
1999 — Орден «Шараф» ( «Слава»; Таджикистан)

Цитаты

[...]С Николаем Быковым мне уже не довелось больше встретиться. Через год он погиб под Бреслау, как тогда назывался польский город Вроцлав. О гибели Николая много позже мне рассказал фронтовой оператор Маматкул Арабов. …Шли бои за окраинные кварталы города Бреслау. Туманным утром оператор Владимир Сущинский, работавший в паре с Быковым, поднялся на железнодорожную насыпь, чтобы снять оттуда панораму боя. Рядом разорвался вражеский снаряд и Владимир был смертельно ранен осколком. Николай Быков находился неподалеку. Он кинулся на насыпь и вынес друга из зоны артиллерийского огня. Сущинский умер в медсанбате. А через несколько дней Николай был убит во время съёмок. С поля боя тело Николая выносил его новый напарник Маматкул Арабов.[...]

Семён Школьников, фронтовой оператор (из книги "В объективе война. – М.: Воениздат, 1979; — 143 с.)

[...]Кинодокументы, снятые фронтовыми кинооператорами, работавшими на 1-м Украинском фронте, легли в основу киновыпуска «В Верхней Силезии». При съёмках боёв за город Бреслау (Вроцлав), пройдя почти всю войну рядом с солдатом, погибли два талантливых кинооператора – В. Сущинский и Н. Быков.
Участник боёв в Верхней Силезии и свидетель гибели своих товарищей М. Арабов рассказывал:
«Январь 1945 года стал началом ванных событий, впечатляющим этапом фронтовой жизни – съёмок на завершающем этапе Великой Отечественной войны. 11 января были на участке, где была сосредоточена масса артиллерии, более двухсот стволов на километр фронта. В 5.00 началось! Сплошной гул и грохот. Яркие вспышки сливаются в единых сполох.! Удаётся снимать даже при этом свете. На рассвете пошёл снежок, мокрый, липкий… За кустарниками – танки. Десантники тоже наготове. Артподготовка окончилась. Танки пошли в наступление. Медленно, как бы ощупывая дорогу, направились они к позициям противника. Противник даёт редкие залпы. У траншей врага автоматчики «спешиваются» и бегут вслед за танками…
На четвёртый день наступления взят город Кельцы. Поднимаемся на крышу костёла. Видны пожары. Через центр города идут наши части. Наступление идёт в бешеном темпе. Оставляя небольшие очаги сопротивления в тылу, наши механизированные соединения продвигаются вперёд.[...]

Лебедев А.А., фронтовой кинооператор, Источник

[...]Арабов Маматкул Абдукадырович (1921–1999).
Оператор документального кино. Заслуженный деятель искусств УзССР. Араб. Родился в г. Бухара. Социальное происхождение – из служащих. Член КПСС с 1959 г. Отец репрессирован (1938). После окончания школы учился в строительном техникуме. В 1943 окончил операторский факультет ВГИКа. Был направлен в киногруппу 1-го Украинского фронта. Участвовал в съемках для фильмов «В Верхней Силезии», «Берлин», «Парад Победы». Снимал уличные бои в Бреслау.
«За прошлый период с июля – декабрь 1944 г. его работа была плохой, недисциплинированной. В декабре 1944 г. приказом по Центральной студии кинохроники ему был объявлен строгий выговор с предупреждением, что в случае повторения фактов недисциплинированности он будет отчислен из состава фронтовой киногруппы и кинематографии.
Начальник киногруппы 1-го Украинского фронта майор Ошурков».
(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 31.)
«Недисциплинированность» – не самый великий грех в работе фронтового оператора. А снимал Маматкул Арабов смело и профессионально. Особенно отличился он, снимая уличные бои в Бреслау.
В 1946–1961 – оператор Сталинабадской студии художественных фильмов, в 1962–1990 – на Узбекской киностудии документальных и научно-популярных фильмов.

Валерий Фомин, киновед («ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.»; 2018; с. 660)

[...]В 1992 году в Вашингтоне произошла историческая встреча советских фронтовых операторов и их американских коллег, которые снимали Вторую мировую войну.
Трое – и среди них Маматкул Арабов – за самые удачные съемки военной летописи стали членами Всемирной ассоциации фронтовых кинооператоров, которая базируется в Лос-Анджелесе.[...]

Шарофат Арабова, сценарист, режиссер (СК-НОВОСТИ № 6 (380) 17 июня 2019 г.)

[ Страница дополняется материалами ]