Василий КАТАНЯН

писатель, режиссёр, сценарист

Полное имя:
Василий Васильевич КАТАНЯН

Дата рождения:
21 февраля 1924
Тбилиси, СССР

Дата смерти:
30 апреля 1999 (75 лет)
Москва, СССР

Профессии:
писатель, режиссёр, сценарист

Краткая биография

Лауреат Ленинской премии (1980). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988). Член Союза кинематографистов СССР с 1957 года. Беспартийный.

В 1928 году семья переехала из Тбилиси в Москву.  Во время Великой Отечественной войны Василий Катанян поступил работать на авиационный завод в Тушино, сначала учеником, потом токарем, а после фрезеровщиком.
В 1950 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Г. М. Козинцевас дипломом режиссёра игрового кино. Однако, решил заняться кинодокументалистикой. Однокурсниками Катаняна были Станислав Ростоцкий, Эльдар Рязанов, Лия Дербышева, Зоя Фомина, Виллен Азаров. В 1948 году проходил практику на Центральной студии документальных фильмов.

В 1950 — 1990 — ассистент режиссера, режиссёр Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ). 

Обширная фильмография Василия Катаняна представлена не только документальной хроникой событий, происходивших в культурной и политической жизни страны, но и полнометражными биографическими лентами о деятелях культуры — Анне Ахматовой, Майе Плисецкой, Аркадии Райкине, Людмиле Зыкиной, Александре Пахмутовой, Родионе Щедрине и других его современниках, с некоторыми из которых его связывала дружба на протяжении всей жизни.

Режиссёр документальных фильмов —  «Остров Сахалин» (1954; совместно с режиссером Э. Рязановым по сценарию И. Осипова, М. Трояновского; Премия Международного кинофестиваля в Брюсселе (1955); участие в 1955 году в программе короткометражных фильмов на Каннском кинофестивале), «Сергей Эйзенштейн» (1958; Приз Эдинбургского международного кинофестиваля в Англии (1961)), «Поль Робсон» (1959), «Всеволод Вишневский» (1960), «Майя Плисецкая» (1964; Гран-при на 1-м Международном кинофестивале авторских фильмов и фильмов об искусстве в Бергамо (Италия)), «Аркадий Райкин» (1967), «Композитор Родион Щедрин» (1970), «Большой театр вчера и сегодня» (1976), «Композитор Александра Пахмутова» (1977), «На концерте Людмилы Зыкиной» (1978), « У истоков советской культуры» (1983), «Красный Крест Эфиопии» (1984) и др.

В 1980 году В.В. Катаняну была присуждена Ленинская премия за документальный фильм «Партизаны. Война в тылу врага» (фильм 4-й эпопеи «Великая Отечественная»; художественный реководитель Роман Кармен).

В 1959 году поставил (совместно с Л. Махначем) первую в СССР круговую кинопанораму «Дорога весны»

В 1998 году был номинирован на премию Малый Букер (с 1992 года  присуждается каждый год за разные виды литературной или издательской деятельности, тем самым расширяя охват Большого Букера, который строго ограничивается романным жанром). В 1998 году Малый Букер присуждался за книгу, представляющую собой значительный вклад в жанр мемуарной и автобиографической прозы, посвященной "литературной жизни России".

После смерти Василия Катаняна в 1999 году Инна Генс подготовила к изданию мемуары на основе его дневников и выпустила ряд других, начатых им ранее книг.

СЕМЬЯ

Отец— Василияй Абгарович Катанян (1902 — 1980), литературовед, писатель, биограф Владимира Маяковского.
Мать — Галина Дмитриевна Катанян (1904 — 1991), певица и журналистка. В девичестве — Клепацкая (фамилия отчима — Дмитрий Флорианович Клепацкий, инженер-строитель).
Дед (по линии матери)   Наум Кавинокий (Кавиноки) (... — 1939). После поражения революции 1905 года, в которой он принимал участие, бежал в Германию, позже эмигрировал в США. Друг и соратник Арманда Хаммера, вместе они оказывали помощь СССР. Владел клиникой в Сан-Франциско. 
Жена — Инна Юлиусовна Генс-Катанян (1928 — 2014), киновед и специалист по японскому кино, долгое время остававшейся единственным профессиональным киноведом-японистом в СССР. В 1966 году в московском Институте истории искусств защитила кандидатскую диссертацию: «Японское независимое кино». Автор ряда монографий: «Меч и Хиросима. Тема войны в японском киноискусстве» (1972; история фильмов о войне во взаимоотношении с жизнью японского общества в годы Второй мировой войны и после ее окончания — до 60-х годов), «Тосиро Мифунэ» из серии «Мастера зарубежного киноискусства» (1974), «Бросившие вызов. Японские кинорежиссеры 60–70-х годов» (1988; 10 портретов мастеров кино «новой волне» на фоне широкой панорамы жизни и кинематографа Японии — единственное на сегодняшний день русскоязычное исследование о японской кинематографической «новой волне» — 1960–70-х годов).

На фото: Лиля Юрьевна Брик и Василий Абгарович Катанян.

В течение всей жизни Катанян и Инна Генс хранили и систематизировали архивы четырёх семей — Катаняна-старшего, Катаняна-младшего, Лили Брик (с 1938 года Василий Абгарович Катанян — муж Лили Юрьевны Брик), французской писательницы, переводчика Эльзы Триоле (родная сестра Лили Брик и жена французского писателя-коммуниста Луи Арагона). Часть семейного архива, состоящего из рукописей, дневников и писем, находится на хранении в государственных архивах. На основе созданных домашних аудиозаписей был образован личный фонд В.В. Катаняна в РГАФД.

На фото сидят (слева направо): кинооператор Галина Захарова, режиссёр Василий Катанян, Луи Арагон, Эльза Триоле, директор картины Маргарита Кафиева, стоит Владимир Сендеров (нач. осветительного цеха ЦСДФ). Фото из личного архива Екатерины Андриканис.

  

УВЛЕЧЕНИЯ

 

 

 

Эту новогоднюю открытку сделал своими руками режиссёр Василий Васильевич Катанян. 1984 год. Съемочная группа фильма "У истоков советской культуры" в квартире режиссера Василия Катаняна. На фото (слева направо): директор фильма Вячеслав Кецмец, редактор Алексей Голубев, кинооператор Валерий Никонов. Из личного архива Алексея Голубева

 

 

 

 

 

Созданные Василием Катаняном коллажи и переплетенные им книги были представлены на различных выставках:

  • Коллаж в русском искусстве XX века, 10 июня 2003 года — 20 июля 2003 года, Москва. Выставка из цикла «Графика XX века», организованная Министерством культуры Российской Федерации, ГМИИ им. А. С. Пушкина и Государственной Третьяковской галереей.
  • Коллаж в России. XX век, 29 декабря 2005 года, Санкт-Петербург. Выставка проходила в Государственном Русском музее в рамках Седьмого Международного Зимнего Фестиваля «Площадь Искусств».
  • «Лоскутное одеяло» Василия Катаняна, 10 декабря 2009 года — 26 января 2010 года, Москва. Выставка, посвященная 85-летию со дня рождения Катаняна. В выставочных залах Государственного Литературного музея были представлены материалы из семейного архива Катанянов — коллажи, самодельные книги, письма и фотографии.

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Фамилия Катанян упоминается в фильмах его друга и коллеги Эльдара Рязанова:

  • В качестве примеров «детских речений» в книге К. И. Чуковского «От двух до пяти» неоднократно приводятся высказывания маленького Васи Катаняна, собранные его родителями.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1967 год. На фото (слева направо): режиссер Василий Катанян, асс. режиссера Елена Спиридонова, Народный артист СССР (1968) Аркадий Райкин. Фото из частного архива.

1950 — Советский Туркменистан; полнометражный; режиссеры: Р. Кармен, В. Плотникова; операторы: З. Фельдман, В. Лавров, С. Медынский, М. Сытов; асс. режиссера: В. Катанян 
1950 — На заводе имени Сталина; асс. режиссёра
1951 — Юные спортсмены; реж. совместно с Лией Дербышевой
1954 — Остров Сахалин (съёмки фильма проводились по всей области — от мыса Погиби до залива Анив — с февраля по октябрь 1954 года); полнометражный; авторы сценария: И. Осипов, М. Трояновскийрежиссер; В. Катанян, Эльдар Рязанов; операторы: Л. Панкин, А. Кочетков, Н. Шмаков, И. Гутман, Г. Серов; премия на Международном кинофестивале в Брюсселе (1955); участие в 1955 году в программе короткометражных фильмов на Каннском кинофестивале 
1955 — Советская экспедиция отправляется в Антарктику (о подготовке экспедиции дизельэлектрохода "Обь"); режиссер; операторы:  Г. Захарова, А. Истомин; автор текста: Л. Браславский
1955 — МГУ — 200 лет (юбилейные торжества по поводу 200-летия со дня открытия Московского Государственного университета им. Ломоносова: режиссер; операторы: А. Левитан, В. Фроленко, Б. Макасеев; звукооператор: К. Никитин 
1955 — В дальневосточных морях; авторы сценария: И. Осипов, М. Трояновский; режиссеры: В. Катанян,  Эльдар Рязанов; операторы:  И. Гутман, Н. Шмаков, Л. Панкин
1956 — У нас в Кабарде (Рассказ о Кабарде); режиссер; операторы:  Г. Зимцов, В. Придорогин, В. Усанов; диктор: Л. Хмара; композитор: А. Соколов-Камин; звукооператор: К. Никитин; асс. режиссера: Е. Власова
1957 — В Москве Фестивальной (фильм о VI Всемирном фестивале молодежи и студентов); режиссер; операторы: М. Ошурков, О. Лебедев, И. Панов
1957 — Н. Булганин и Н. Хрущёв в дружественной Финляндии
1957 — Московские художники готовятся к фестивалю; режиссер; оператор: Г. Епифанов
1958 — Сергей Эйзенштейн; полнометражный; режиссер; оператор: М. Глидер; приз Эдинбургского международного кинофестиваля в Англии (1961)
1959 — Поль Робсон (фильм об американском певце, актере и правозащитнике Поле Робсоне); полнометражный; режиссер; операторы: Г. Монгловская А. Хавчин
1959 — Звёзды встречаются в Москве
1960 — Всеволод Вишневский (фильм посвящён писателю и драматургу Всеволоду Вишневскому (1900-1951)); режиссер; оператор: Г. Серов
1960 — Песня над Москвой; режиссер
1960 — День флота (фильм посвящен празднованию Дня Военно-морского Флота СССР); режиссер; операторы: И. Запорожский, А. Истомин
1961 — Страницы великой борьбы (фильм посвящён борьбе народов Латинской Америки за независимость. В фильме использованы документальные съёмки советских и зарубежных операторов, кадры художественных фильмов, мультипликация); режиссер; автор сценария совместно с Иосифом Лаврецким; оператор: И. Грачев
1961 — В дни фестиваля (фильм о Втором Международном кинофестивале); режиссер; операторы: И. Бганцев, А. Кричевский  
1961 — Здравствуй, фестиваль! (фильм о работе  второго Международного кинофестиваля; пресс-конференция в Министерстве культуры СССР. Е. А. Фурцевой); режиссер; операторы: И. Бганцев, А. Кричевский, Р. Халушаков 
1961 — Гости из Венесуэлы; режиссер; операторы: Ю. Леонгардт, М. Попова
1962 — Юные ленинцы; полнометражный; режиссеры: В. Катанян, И. Жуковская; операторы: А. Кочетков, Г. Серов, И. Грачев
1962 — Онкологи мира держат совет (VIII Международный противораковый конгресс в зале заседаний Кремлевского Дворца съездов); режиссер; операторы: И. Грачев, С. Медынский
1962 — Тёплые встречи на Севере (посещение городов — Петрозаводска, Мурманска, Архангельска, Североморска Первым секретарем ЦК КПСС Н. С. Хрущевым); режиссер; операторы: В. Киселев, А. Крылов, П. Опрышко, В. Спиридонов
1962 — Американский балет в Москве (выступление американской балетной труппы "Нью-Йорк Сити балета" на сцене Большого театра Союза ССР); режиссер; операторы: И. Бганцев, В. Киселев, В. Ходяков
1963 — Волшебный луч (фильм–рассказ об истории советской кинематографии с момента ее зарождения до 1960-х годов); полнометражный; авторы сценария: Р. Кармен, А. Новогрудский; реж.: И. Посельский, Р. Кармен, В. Катанян, Л. Махнач, И. Посельский; главный оператор: В. Цитрон; операторы:  И. Бганцев, Л. Котляренко; звукооператоры: В. Георгиевская, А. Овсяников; асс. режиссера: М. Бабак; диретора картины: Т. Кононова, М. Эминов
1963 — Наша Ярославна (хроника подготовки в отряде космонавтов В. В. Терешковой к полету в космос); режиссер
1963 — Флаг кинофестиваля поднят
1963 — Огни кинофестиваля (Третий Московский международный кинофестиваль 1963 года); режиссер; операторы: А. Кричевский, А. Левитан; звукооператор: И. Воскресенская
1963 — Мы с тобой, Куба!; режиссер; оператор:  О. Рейзман; звукооператор: Д. Овсянников
1964 — Москва, день поэзии (выступление поэтов 22 декабря 1963 года на Московском дне поэзии перед своими читателями); режиссер; оператор: А. Савин
1964 — Майя Плисецкая (новая редакция картины — 1981 год); полнометражный; режиссер; оператор: А. Хавчин; автор сценария: В. Комисаржевский; Гран-при на 1-м Международном кинофестивале авторских фильмов и фильмов об искусстве в Бергамо (Италия)
1965 — Дебют молодых (фильм рассказывает о молодых артистах балета, кино и цирка); режиссер; операторы: Л. Котляренко, А. Хавчин
1965 — Репортаж с фестиваля (Четвертый международный кинофестиваль); режиссер; операторы: Г. Монгловская, А. Хавчин
1965 — До свидания, фестиваль! (о работе Четвертого международного кинофестиваля); режиссер; операторы: Г. Монгловская, А. Хавчин
1965 — Когда поют солдаты (заключительный концерт Всеармейского фестиваля самодеятельного художественного творчества на сцене Кремлевского Дворца съездов); режиссер; оператор: Г. Серов  
1965 — Визит дружбы (пребывание Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина и сопровождающих его лиц в Демократической Республике Вьетнам); режиссеры: В. Катанян, Л. Махнач; операторы: А. Кочетков, П. Опрышко
1965 — Разгром немецко-фашистских войск под Москвой (новая редакция картины 1942 года, совместно с Леонидом Варламовым)
1966 — Посланцы югославского народа в СССР; режиссер; операторы: Л. Михайлов, Б. Шер
1967 — Московский Международный кинофестиваль (фильм посвящен V Международному кинофестивалю в Москве); режиссер
1967 — Аркадий Райкин (фильм с участием Аркадия Райкина и артистов Ленинградского театра миниатюр); полнометражный; авторы сценария: В. Катанян, Р. Рома; режиссер: В. Катанян; оператор: О. Рейзман
1968 — В концерте сто тысяч номеров (заключительный концерт участников Всесоюзного фестиваля самодеятельного искусства на сцене Кремлевского Дворца съездов, посвященный 50-летию Октябрьской революции 20 октября 1967 года); полнометражный; режиссер; операторы: Г. Епифанов, В. Копалин, О. Лебедев, А. Голубчиков; звукооператор: И. Воскресенская
1969 — Кинорежиссер Александр Довженко; режиссер


Съемочная группа фильма «Композитор Родион Щедрин» (1970). На фото (слева направо) стоят: режиссер Василий Васильевич Катанян, оператор Галина Николаевна Захарова, звукооператор Виктор Котов, композитор Родион Щедрин, директор картины Шадрин, над ним супертехник Игорь Шкамарда, оператор Раиса Туморина, осветитель Яков Левитин. Сидят (слева направо): асс. оператора Валерий Никонов и механик синхронной аппаратуры Олег Фомин. Фото из личного архива Екатерины Андриканис (дочери Г. Захаровой).

1970 — Композитор Родион Щедрин; режиссер; операторы:  Г. Захарова, Р. Туморина; асс. оператора: В. Никонов
1970 — Ленину посвящается (Всесоюзная художественная выставка, посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина в Центральном выставочном зале Москвы); режиссер; оператор: Л. Панкин; автор сценария: Е. Черняк; композитор: А. Севастьянов
1970 — Большой визит (фильм о пребывании в СССР Президента Франции Ж. Помпиду); режиссеры: В. Катанян, Б. Небылицкий; операторы: М. Ошурков, В. Ходяков
1971 — В одной московской школе (уроки английского языка в классах одной из школ Москвы); автор сценария и режиссер; оператор: А. Хавчин
1971 — На празднике народной Монголии (юбилейные торжества по поводу 50-летия Монгольской революции); режиссер
1971 — Асуан – символ дружбы; режиссер; операторы: А. Истомин, В. Ходяков
1972 — Алим Ходжаев
1972 — Встреча на Волге (пребывание делегации французских ветеранов Второй мировой войны в Волгограде); режиссер; операторы: Л. Максимов, Б. Шер
1972 — Визит Н. В. Подгорного в Турцию; режиссер; операторы: И. Бганцев, В. Киселев
1973 — Творчество воинов; режиссер; операторы: М. Попова, И. Запорожский, А. Саранцев; звукооператор: З. Уздин
1974 — Перечитывая Стасова (фильм о российском художественном и музыкальном критике, историке искусства В. В. Стасове, который является идеологом и участником творческой жизни объединения "Товарищество передвижных художественных выставок" и творческого содружества российских композиторов "Могучая кучка"); режиссер; автор сценария совместно с Леонидом Белокуровым; оператор: Г. Епифанов
1974 — Наш Пушкин (торжественный вечер в Кремлевском Дворце съездов, посвященный 175-летию со дня рождения А. С. Пушкина); автор сценария и режиссер; опертор: Г. Захарова
1975 — Вспоминая военную песню (Всесоюзный фестиваль песен военных лет, посвященный 30-летию Победы над фашистской Германией); автор сценария и режиссер; оператор: М. Попова, Г. Епифанов, В. Доброницкий; звукооператор: И. Гунгер
1976 — Большой театр вчера и сегодня (фильм посвящен 200-летию Большого театра СССР); режиссер; операторы: Г. Мякишев, А. Хавчин
1976 — Визит А. Н. Косыгина в Сирию; режиссер; операторы: Л. Максимов, В. Усанов; звукооператор: И. Гунгер
1977 — Концерт народных талантов (Заключительный концерт Всесоюзного фестиваля народного творчества); режиссер; операторы:  Е. Аккуратов, Л. Максимов, Ю. Орлов, И. Филатов, А. Хавчин, В. Ходяков; звукооператоры: В. Дорфман, Ю. Оганджанов
1977 — Композитор Александра Пахмутова; режиссер; автор сценария совместно с Тихоном Непомнящим; операторы:  Г. Захарова, Г. Епифанов; звукооператор: И. Гунгер; директор картины: Э. Болотинская
1977 — Визит Иосипа Броз Тито в СССР; режиссер; операторы: Л. Максимов, Е. Федяев
1977 — Москвичи одобряют и поддерживают курс КПСС; режиссер; операторы: И. Бганцев, С. Кузминский, Л. Максимов, И. Филатов, А. Хавчин
1978 — На концерте Людмилы Зыкиной; полнометражный; режиссер; автор сценария: Ицков И.; операторы: Левитан А., Серов Ю., Хавчин А., Шмаков Н.; звукооператор: Гунгер И.
1979 — Партизаны. Война в тылу врага (фильм 4-й эпопеи «Великая Отечественная»); Ленинская премия (1980)
1979 — Будапешт: братская встреча; режиссер; операторы: О. Арцеулов, О. Лебедев, И. Филатов

Конец экспедиции по Восточной Европе съемочной группы фильма «Будущее планеты» (1979). На фото (слева направо): диретор картины Евгений Тутубалин, осветитель Федоровский, режиссеры Тамара Лаврова и Василий Катанян, операторы Олег Воинов и Валерий Никонов. Фото из личного архива В. Никонова.
1979 — Будущее планеты (фильм о воспитании детей в яслях, детском саду, школе, отдых в лагерях. Профессиональное образование в социалистических странах; деятельность Всероссийского общества Красного Креста и обществ Красного Креста социалистических стран); полнометражный; По заказу: Красного Креста и Красного Полумесяца СССР и Болгарского Красного Креста; Совместное производство: ЦСДФ и Студии научно-популярных фильмов Народной республики Болгарии;  реж.: В. Катанян, Т. Лаврова; операторы: О. Воинов, В. Никонов; редактор: М. Рябова; директор картины: Е. Тутубалин
1979 — Индонезийские парламентарии в Советском Союзе; режиссер; операторы: В. Усанов, Е. Яцун
1979 — Живой Ленин
1980 — На выставке «60 лет советского кино»  (фильм о выставке, посвященной 60-летию советского кино, проходившей в Москве летом 1979 года на ВДНХ СССР; экспонаты выставки отражают становление и развитие советского кинематографа); сценарный план:  С. Дробашенко, В. Синельников, О. Тенешвили.; реж.: В. Катанян; гл. оператор: В. Усанов; оператор в группе операторов; комментирует : Г. Шергова; звукооператоры: И. Гунгер, В. Щекутьев; директор картины; В. Кецмец
1981 — Через гуманизм — к миру! (фильм рассказывает о деятельности общества Красного Креста и Красного Полумесяца СССР); режиссер и автор сценария; операторы: В. Никонов, Э. Стоян
1981 — СССР — Австрия: в интересах сотрудничества; режиссер; операторы: С. Кузминский, И. Филатов
1981 — За безъядерный Север (фильм рассказывает о Днеях мира общественности четырех стран – Финляндии, Швеции, Норвегии и Советского Союза – Северного Калотта); режиссер; операторы:  В. Усанов, И. Филатов
1982 — Майя Плисецкая (новая редакция фильма, созданого на основе фильма В. Катаняна, снятого в 1964 году о Майе Плисецкой); полнометражный; режиссер; оператор: А. Хавчин
1982 — Визит партийно-государственной делегации ПНР в Москву; режиссер; операторы: И. Бганцев, С. Кузминский, Л. Максимов, В. Семин, В. Ходяков
1982 — Плакат — зеркало времени
1982 — Верность великому почину (спецвыпуск, посвященный Всесоюзному коммунистическому субботнику в Москве 17 апреля 1982 года); совместно с Галиной Бурашевой

На съемках фильма «У истоков советской культуры. На фото (слева направо): оператор Валерий Никонов и режиссер Василий Катанян. Ташкент. 1983 год. Фото из личного архива В. Никонова.
1983 — У истоков советской культуры (фильм рассказывает о первых шагах культурного строительства нашей страны); полнометаржный; реж.: В. Катанян; операторы: В. Волков, В. Никонов; редактор: Алексей Голубев; директор картины: Вячеслав Кецмец; текст Г. Шергова; диктор: Ю. Каюров
1983 — Об увлечённости, о школе, о поэте (фильм рассказывает о музее Владимира Маяковского в школе № 79 г. Москвы); автор сценария; режиссёр Зоя Фомина
1983 — Парламентарии Австрии в СССР; режиссер; операторы: В. Извеков, С. Кузминский
На съемках фильма «Цепочка жизни». На фото (слева направо): режиссер Василий Катанян, настоятель православного храма в Аддис-Абебе (Эфиопия), оператор Валерий Никонов. 1987 год. Фото из личного архива В. Никонова.
1984 — Красный Крест Эфиопии (фильм посвящен деятельности общества Красного Креста Эфиопии за 50 лет); режиссер; операторы: В. Парфенов, В. Никонов
1984 — Визит Менгисту Хайле Мариама в СССР; режиссер; операторы: Л. Максимов, И. Филатов
1985 — Навстречу фестивалю; режиссер; оператор:  В. Никонов
1986 — Будапештская встреча (14-й Международный кинофестиваль); Производство: ЦСДФ, Мафильм; автор сценария и режиссер совместно с Ш. Ке; операторы: Ф. Неменьи
1987 — «Бурда Моден» в Москве; режиссер; операторы:  В. Байков, В. Никонов, Ю. Орлов, Г. Мякишев

На съемках фильма «Цепочка жизни» (1987). Василий Катанян и Валерий Никонов снимают в доме претарелых в Хельсинки (Финляндия). Фото из личного архива В. Никонова.

1987 — Цепочка жизни (фильм о деятельности общества Красного Креста Финляндии и Красного Креста и Красного Полумесяца СССР); Производство: ЦСДФ и Скандиа-фильм; автор сценария; режиссеры: В. Катанян, К. Холлемберг; оператор: В. Никонов; звукооператор: И. Гунгер
1988 — Анна Ахматова. Листки из дневника (фильм рассказывает о жизни и творчестве Анны Ахматовой: Пушкинский дом в г. Ленинграде; рукописи стихов Анны Ахматовой); режиссер; оператор: Ю. Сосницкий
1988 — Чем больше людей с гитарами (об антивоенной авторской песне рассуждают барды, певцы – Б. Окуджава, А. Галич, А. Макаревич, Г. Трифонов, А. Дольский, А. Розенбаум и др.; смотр-концерт самодеятельных певцов в Таллине); полнометражный; Производство: ЦСДФ, киностудия Болгарской Народной Армии, Совинфильм; режиссер; оператор: В. Волков, Д. Бебенов

Кругорамные фильмы

1959 — Дорога весны; Производство: ЦСДФ и «Союзмультфильм»; режиссеры: Василий Катанян, Леонид Махнач; авторы сценария: В. Осьминин, В. Катанян, Л. Махнач; режиссеры мультипликации: Л. Атаманов, А. Бабиченко, И. Иванов-Вано; операторы:  А. Сёмин, И. Бессарабовпервая круговая кинопанорама, снятая в СССР 

КИНОПАНОРАМА

1961 — СССР с открытым сердцем (фильм-обозрение на русском и французском языках, снятый для демонстрации в СССР и Франции); Производство: «Мосфильм» и ЦСДФ; режиссеры-постановщики: Василий Катанян, Леонид Кристи; операторы: Владимир Воронцов, Николай Генералов, Илья Семенович Гутман, Анатолий Колошин, Сергей Медынский; художники: Л. Мильчин, В. Рындин, В. Чеботарев; композитор: А. Локшин; звукооператоры: И. Гунгер, В. Котов; режиссеры: Р. Берне, Л. Брожовский, М. Минаева; монтаж: Т. Бурдейная, Р. Новикова; в фильме снимались: Г. Уланова, М. Плисецкая, Р. Стручкова, Е. Максимова, Е. Рябинкина, М. Кондратьева, А. Щербинина, В. Чабукиани, Я. Сех, В. Васильев, М. Лиепа, А. Радунский, 3. Кикалейшвили, артисты балета ГАБТа СССР, Тбилисского гос. театра оперы и балета им. Палиашвили, Гос. ансамбля народного танца СССР под руководством И. Моисеева, учащиеся Московского хореографического училища при ГАБТе. Премьера в московском панорамном кинотеатре «Мир» состоялась 7 августа 1961 года.

Микрофильмы

Созданы для Всемирной выставки «ЭКСПО-70» проходившей в Осаке (Япония)
1969 — Кинорежиссёр Александр Довженко
1969 — Кинорежиссёр Всеволод Пудовкин
1969 — Кинорежиссёр Сергей Эйзенштейн
1969 — Кинорежиссёры Георгий и Сергей Васильевы

КИНОПЕРИОДИКА

1955 — Киножурнал «Новости дня» № 40, 58, 65
1955 — Киножурнал «Пионерия» № 2
1956 — Киножурнал «Новости дня» № 13, 24
1956 — Киножурнал «Пионерия» № 1, 2, 12
1957 — Киножурнал «Новости дня» № 10, 23, 28, 45, 47, 48, 51, 52
1958 — Киножурнал «Новости дня» № 6, 8, 10, 22, 38, 43
1958 — Киножурнал «Пионерия» № 6, 11
1959 — Киножурнал «Пионерия» № 12
1960 — Киножурнал «Новости дня» № 3, 24, 30
1961 — Киножурнал «Новости дня» № 21, 34
1961 — Киножурнал «По СССР» № 11
1962 — Киножурнал «Новости дня» № 1, 36
1963 — Киножурнал «Новости дня» № 26, 32
1963 — Киножурнал «Пионерия» № 7, 11
1965 — Киножурнал «Новости дня» № 10
1965 — Киножурнал «Советское кино» № 1 (совместно с Л. Даниловым)
1966 — Киножурнал «Новости дня» № 1
1966 — Киножурнал «По СССР» № 18
1968 — Киножурнал «Новости дня» № 17, 35, 44, 46, 49, 51
1968 — Киножурнал «По СССР» № 49
1969 — Киножурнал «Новости дня» № 1, 32, 35
1969 — Киножурнал «По СССР» № 64
1970 — Киножурнал «Новости дня» № 16
1971 — Киножурнал «Новости дня» № 33
1972 — Киножурнал «Новости дня» № 5, 9, 23, 37, 39, 41, 46
1973 — Киножурнал «Новости дня» № 2, 6, 9, 11, 32, 34, 36, 38, 43, 46
1974 — Киножурнал «Новости дня» № 9, 17, 22
1975 — Киножурнал «Новости дня» № 4, 7, 11, 34
1976 — Киножурнал «Новости дня» № 4, 6, 20, 23, 26, 29, 33, 40, 41, 44
___________________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Фотографии из частных архивов.

Кинопериодика

НОВОСТИ ДНЯ 1968 № 35 (режиссёр)

Библиография

1981 — О. В. Тенейшвили. Киноэпопея "Великая Отечественная" (изд.: — М.: Всесоюз. об-ние "Союзинформкино", 119 с.)
1994 — Катанян В. В. "Параджанов. Цена вечного праздника" (ИМЕНА) (изд.: — М.; «Четыре искусства»)
1997 — Авторский сборник; составитель Исканцева Т. Г. "Необъятный Рязанов" (Глава: Как денди лондонский одет, автор В. В. Катанян) (изд.: — М.; «Вагриус»)
1997 — Катанян В.В. "Прикосновение к идолам" (Мой 20 век) (изд.: — М.; «Вагриус»)
1998 — Шкловский Е. "Василий Катанян. Прикосновение к идолам" (Журнал Знамя № 4) (изд.: — М.; Знамя)
2001 — Катанян В.В. "Лоскутное одеяло" (Про всё) (изд.: — М.; «Вагриус»)
2002 — Катанян В.В. "Лиля Брик. Жизнь" (изд.: — М.; «Захаров»)
2002 — Рязанов Э.А. "Эльдар-TV или Моя портретная галерея" (изд.: — М.; «Вагриус»)
2003 — Вульф В.Я. "Серебряный шар: Преодоление себя. Драмы за сценой" (изд.: — М.; «ОЛМА-ПРЕСС: Авантитул»)

Звания

1988 — Заслуженный деятель искусств РСФСР

Награды

1980 — Ленинская премия ("Партизаны. Война в тылу врага" — фильм 4-й киноэпопеи "Великая Отечественная" / "Неизвестная война" (1978))

Цитаты

[…] И вот открывается дверь, стремительно входит невысокая, молодая, красивая женщина. Первое впечатление — яркость, увлеченность, темперамент — не могут стереть годы, прошедшие с того дня.[…]
Яркость — черные блестящие волосы, красные губы, ослепительная улыбка и сверкающие глаза. Темперамент — она говорила громко, страстно, живо и сразу нас пленила. Увлеченность — она рассказывала о последней съемке с юмором, выразительно жестикулируя и даже что-то напевая.[…]
Рассказчик замечательный, она говорила образно, взрываясь смехом вместе с нами. Не успели мы оглянуться, как раздался звонок, и Арша Амбарцумовна исчезла так же стремительно, как и появилась.
С этого дня часть нашего курса решила заняться кинохроникой — Рязанов, Фомина, я, еще двое-трое. В дальнейшем наши судьбы сложились по-разному, но в документальное кино нас увлекла Ованесова.[…]

Василий Катанян, кинорежиссёр-документалист, сценарист, писатель, Лауреат Ленинской премии (1980), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988), Источник

Он вообще-то мог быть комедиографом, но Козинцев из него во ВГИКе выбивал юмор, и Вася стал работать, как все.

Эльдар Рязанов, кинорежиссёр, сценарист, поэт, драматург, педагог, профессор. Народный артист СССР (1984), Источник

[...]Первая большая картина В. Катаняна о мастерах искусства (и вообще первая его большая лента) — «Сергей Эйзенштейн» — была снята в 1957 году по канонам биографического фильма (не частого в ту пору на документальном экране). Драматургия следовала за жизнью Эйзенштейна. Не было никаких неожиданных поворотов, отступлений, свойственных лентам Катаняна, сделанным позднее. Однако в ней ощущается темперамент учителя и темперамент ученика, она приоткрыла зрителю лабораторию великого режиссера: Катанян раскопал многие рисунки и впервые их опубликовал, поведал о неосуществленных замыслах, показал его уникальную библиотеку и коллекции, рассказал о друзьях и соратниках. Теперь это уже известно из монографий, из собрания сочинений С. М. Эйзенштейна. А тогда все было внове, почти все — впервые. Картина получила приз на фестивале в Эдинбурге и долгую жизнь на экране, стала учебным пособием для студентов- кинематографистов во ВГИКе, в Британской киноакадемии, в Шведской школе искусств...
Сегодня об Эйзенштейне снимают фильмы подробно, скрупулезно: монтаж, рисунки, музыка. И, отдавая дань научности, конкретности, глубине этих лент, все же с благодарностью вспоминаешь ту, давнюю картину Катаняна, — ведь она впервые показала всю жизнь Мастера, все его творчество и стала прародительницей целой серии фильмов-монографий о Пудовкине, Довженко, братьях Васильевых.[...]
Катаняна можно назвать счастливчиком — в общем-то ему выпадало снимать то, о чем он мечтал, или, может быть, большинство заданий студии — обычных и повседневных — он обращал в мечту, во влюбленность, а без этого фильм получается или холодным, или вялым.[...]

Галина Долматовская, искусствовед, Источник

[...]Однокурсники — Станислав Ростоцкий и Зоя Фомина, Вениамин Дорман и Лия Дербышева, Виллен Азаров и Василий Левин — называли его ласково Васька, Васенька, Васисуалий. Вася был среди нас самым элегантным и самым остроумным. Элегантность его была прирожденной. Все мы в 1944-45 годах ходили черт-те в чем, в залатанных штанах и заштопанных рубашках. Но Вася, носивший обноски, как и остальные, выделялся франтовством: напялит на себя немыслимый берет или накинет какой-нибудь яркий шарф и прямая ему дорога на подиум — показывать моды нищих. Хотя слово "подиум" мы тогда не знали. Васе была свойственна особенная пластика — отточенные, почти балетные жесты, грациозная походка, а его длиннущие ноги как бы говорили о том, что принадлежат аристократу.[...]
Всю жизнь Вася вел дневник. За несколько лет до выхода на пенсию он принялся записывать занимательные истории, связанные со знаменитостями, с которыми его сводила судьба. Я помню его первые литературные опыты. Они, честно говоря, не производили особого впечатления. Мне показалось, что записи были суховатыми и в чем-то ученическими. Но раз от разу его документальные воспоминания становились все добротнее, мастеровитее, талантливей. В большинстве своих новелл он опирался на дневниковые записи. Поэтому во всех его мемуарах совершенно нет вранья. Правда, его нет еще и потому, что Вася не выносил приблизительности, неточности и сочинительства, когда речь шла о конкретных людях.[...]
Очень часто в последнее время передо мной встает почему-то одна и та же картина. Конец сороковых годов. Наш курс на станции метро "Бауманская". Мы все веселые, немного выпившие, садимся в вагон поезда метро. Поздно, уже около часа ночи. Вася, у которого мы гуляли на вечеринке, пошел нас провожать. Поезд тронулся, и мы увидели, как на пустом перроне Вася принялся танцевать канкан. Он танцевал лихо, задирая свои длиннущие ноги выше головы. Его танцующая фигура удалялась и вскоре скрылась. Поезд вошел в тоннель...

Эльдар Рязанов, режиссер, Источник

Статьи

Василий Катанян (из серии "Режиссёры советского документального кино"; "Союзинформакино; 1983)
ВАСИЛИЙ КАТАНЯН: В ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО НАС УВЛЕКЛА ОВАНЕСОВА
Василий Катанян. "Вот такой он был... фантазер"
Время с Романом Карменом (из книги Василия Катаняна “Прикосновение к идолам”; 1997)
Аркадий Райкин кидает кости (из книги Василия Катаняна “Прикосновение к идолам”; 1997)
Боги, демоны, духи... Литературный критик Евгений Шкловский о книге Василия Катанян "Прикосновение к идолам".
Леонид Кристи, или талант нравственности. Глава из книги Василия Катаняна "Прикосновение к идолам"
Лидия Степанова, широко известная в узком кругу (из книги Василия Катаняна "Прикосновение к идолам". 1997 год)
Василий Катанян. "Дзига Вертов, или долгие черные годы"
Французские встречи. От Маяковского до Сен-Лорана... из воспоминаний Лили Брик в перессказе режиссера В.В. Катаняна.
"МОЙ ПЕРВЫЙ ДРУГ, МОЙ ДРУГ БЕСЦЕННЫЙ..." Все еще ХХ век... Эльдар Рязанов о ВГИКе, друзьях и Катаняне
ДЕЛА СТУДИЙНЫЕ: НА СТУДИИ СЕКСА НЕТ!.. а харассмент был

[ Страница дополняется материалами ]