Кинооператор-фронтовик Михаил Моисеевич Глидер


11.06.2018


Автор:
Валерий Никонов

Кинооператор. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008).

Фото: снимает оператор Михаил Глидер. Автор фото: Вадим Горбатский.

Придя на студию в 1959 году помощником оператора, я не только ещё застал многих «стариков» — т.е. режиссёров и операторов-фронтовиков, но и многих из довоенного поколения. С некоторыми даже довелось поработать.

Снимает кинооператор Михаил Глидер. 1963 год. Автор фото: Вадим Горбатский.

У Михаила Моисеевича Глидера многие годы постоянным ассистентом был Вадим Горбатский, а меня и Кирилла Раевского придавали иногда в помощь, так как Михаил Моисеевич часто снимал камерой «ДЕБРИ - Л.» А это три тяжеленных кофра, тяжёлый штатив и большой аккумулятор. Снимал он в те годы уже не события, а старую и строящуюся Москву для редакции летописи и мы облазили с ним все верхние съёмочные точки столицы.

Снос подмосковной деревни и рождение на этом месте Черёмушек; снос арбатских переулков и возведение небоскрёбов Нового Арбата; снос церкви в Кремле и строительство Дворца Съездов. Это и многое другое, исчезнувшее уже из московского ландшафта, хранится ныне в архиве благодаря трудам и усердию оператора Глидера и высокого специалиста архивного дела, редактора и чудесного человека Аксютина.

По праздникам Михаил Моисеевич снимал иллюминированную Москву. Той же камерой, но без аккумулятора, крутил ручку привода, точно рассчитав количество секунд между прокрутками и экспозицию. И не от того, что чувствительность плёнки не позволяла снять в одну экспозицию (тогда уже были высокочувствительные плёнки типа В и ВЧ), а чтобы была проработка на зданиях и иллюминированные детали не оказались пересвеченными. Для нас молодых и тогда ещё беззаботных это были скучные, занудные и долгие съёмки и мы поражались терпению нашего шефа.

В таком ожидании Кирилл рассказал, как в командировке с Михаилом Моисеевичем они поднялись на какой-то холм, чтоб снять сверху проходящий поезд. — Расписания мы не знали и ждали наугад. Жара стоит, стоит камера, мы сидим, паримся, а Маргарита Кафиева — директор фильма и дама, сняв кофточку разлеглась на травке и соблазняет:
— Вы бы, мужики разделись позагорали бы.
Я сразу скинул, а Глидер, смотрю, жмётся. Она опять:
— Миша, ну чего застеснялся. Наконец, он разделся и остался в сатиновых трусах почти до колен. Кафиева аж руками всплеснула:
— Миш, ты трусы-то на заказ что ли шьёшь? Мёрзнешь?
— Короче мне нельзя, — отвечает он,— физиология не позволяет.

При рассказе Кирилл добавил, что вторая дочка у Михаила Моисеевича родилась уже на шестом десятке. Может, оно и так – не знаю.

Помнится мне, что пару раз видел я как Михаил Моисеевич в нашем многолюдном вестибюле, присев на корточки и привалившись спиной к стенке, вставлял в старенький мундштук половинку сигареты и с удовольствием закуривал. Говорят, что вернувшись с фронта, он так и садился по партизанской привычке и долго от неё отвыкал. 

В памяти осталась знаменитая его фраза: "Сопки крадуть расстояние".

А ещё многие замечали, будто в старости Михаил Моисеевич в разговоре путал хорошие слова с матерными, что коллег забавляло, но совсем не умаляло уважения к этому заслуженному человеку.


Материалы по теме