Фото: снимает оператор Михаил Глидер. Автор фото: Вадим Горбатский.
Придя на студию в 1959 году помощником оператора, я не только ещё застал многих «стариков» — т.е. режиссёров и операторов-фронтовиков, но и многих из довоенного поколения. С некоторыми даже довелось поработать.
У Михаила Моисеевича Глидера многие годы постоянным ассистентом был Вадим Горбатский, а меня и Кирилла Раевского придавали иногда в помощь, так как Михаил Моисеевич часто снимал камерой «ДЕБРИ - Л.» А это три тяжеленных кофра, тяжёлый штатив и большой аккумулятор. Снимал он в те годы уже не события, а старую и строящуюся Москву для редакции летописи и мы облазили с ним все верхние съёмочные точки столицы.
Снос подмосковной деревни и рождение на этом месте Черёмушек; снос арбатских переулков и возведение небоскрёбов Нового Арбата; снос церкви в Кремле и строительство Дворца Съездов. Это и многое другое, исчезнувшее уже из московского ландшафта, хранится ныне в архиве благодаря трудам и усердию оператора Глидера и высокого специалиста архивного дела, редактора и чудесного человека Аксютина.
По праздникам Михаил Моисеевич снимал иллюминированную Москву. Той же камерой, но без аккумулятора, крутил ручку привода, точно рассчитав количество секунд между прокрутками и экспозицию. И не от того, что чувствительность плёнки не позволяла снять в одну экспозицию (тогда уже были высокочувствительные плёнки типа В и ВЧ), а чтобы была проработка на зданиях и иллюминированные детали не оказались пересвеченными. Для нас молодых и тогда ещё беззаботных это были скучные, занудные и долгие съёмки и мы поражались терпению нашего шефа.
Помнится мне, что пару раз видел я как Михаил Моисеевич в нашем многолюдном вестибюле, присев на корточки и привалившись спиной к стенке, вставлял в старенький мундштук половинку сигареты и с удовольствием закуривал. Говорят, что вернувшись с фронта, он так и садился по партизанской привычке и долго от неё отвыкал.
В памяти осталась знаменитая его фраза: "Сопки крадуть расстояние".
А ещё многие замечали, будто в старости Михаил Моисеевич в разговоре путал хорошие слова с матерными, что коллег забавляло, но совсем не умаляло уважения к этому заслуженному человеку.