Томберг Владимир Эрнестович (28 июня (11 июля) 1912, Владивосток — 12 апреля 2002, Москва)[1] — кинооператор, режиссёр научно-популярных фильмов. Лауреат трёх Сталинских (Государственных) премий (1946, 1947, 1951) и Государственной премии Эстонской ССР (1948). Заслуженный деятель искусств Эстонской ССР (1949). Почётный кинематографист России (1995). Член ВКП(б) — КПСС с 1949 года. Член СК СССР — СК России.
В 1929 году окончил среднюю школу с химическим уклоном в Москве. Три года был рабочим Госсалицилового завода. Параллельно закончил специальные курсы фотокоров при Московском Доме Печати.
В 1937 году «с отличием» окончил операторский факультет ГИКа.
Группа студентов операторского факультета ГИКа (бывшее помещение ресторана "ЯР"). В верхнем ряду (слева направо): Н. П. Киселёв, Ф. Высоцкий, Н. Кулясов, М. Беркович; стоят (слева направо): Шахназаров, Я. Смирнов, В. Томберг, Л. Яковлев, А. Мирошников, Л. Хейфец, О. Зекки, Денисенко, Егоров; на первом плане (сидит): Н. Большаков. Фото из семейного архива И. Светловой (дочери В. Томберга). Источник фото: группа ЦСДФ в facebook.
Работал на киностудии Межрабпомфильм («Детфильм») ассистентом оператора на фильмах «Джульбарс» и «Детство Горького».
В связи с сокращением производства перешел на Хабаровскую студию кинохроники (1938–1940), сняв там для киножурнала «Советский Дальний Восток» более 200 сюжетов.
В октябре 1940 года был переведен на Горьковскую студию кинохроники, где снял более 150 сюжетов для киножурналов Горьковской и Московской студий документальных фильмов, а также участвовал в киносъемках фильмов «Народная магистраль», «День войны» (1942), «Комсомольцы» (1943).
Фронтовой кинооператор во время Великой Отечественной войны. На фронте с сентября 1942 года (фронтовой отдел кинохроники). Звание: инженер-капитан.
Снимал боевые действия на Мурманском направлении Карельского фронта.
На границе с Германией. Владимир Томберг с водителем Иваном Туляковым. 1945 год.
Из фронтовой характеристики 1945 г., подписанной начальником военных киногрупп Л. Сааковым:
«У оператора имеются отчетливо выраженные способности к самостоятельному авторскому мышлению. По методу своей работы и отношению к действительности он занимал положение промежуточное между репортером и очеркистом. Вернее – он стремился к соединению того и другого метода, всегда избегал внешней, поверхностной фиксации явлений и стремился к тому, чтобы в потоке событий найти свою тему и дать более законченное ее решение».
(РГАЛИ. Ф. 2944. Оп. 28. Д. 1465. Л. 50.)«ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 818).
У Бранденбургских ворот кинооператоры: американский и советский – Владимир Томберг. 3 мая 1945 г.
Автор фото: кинооператор Н. Киселёв.
Фронтовые киносъёмки В. Томберга вошли в фильмы: «Бобруйский котёл» (1944), «Хелм - Люблин», «На подступах к Варшаве», «От Вислы до Одера», «Померания», «Знамя победы над Берлином водружено», «Освобождение Советской Белоруссии», «Берлин» (Государственная премия СССР первой степени), «Повесть о наших детях».
Н.Э. Берзарин — первый военный комендант Берлина, среди фронтовых кинооператоров (Р. Кармен, М. Шнейдеров, М. Посельский, В. Томберг (справа на фото) и другие). Утро. 08 мая 1945 года. Фото из личного архива кинооператора и участника Великой Отечественной войны Александра Ульянова.
«Капитан Томберг. Приказом Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина от 2 мая 1945 г № 359, за овладение городом Берлином всему личного составу нашего соединения, в том числе и Вам, принимавшему участие в боях, объявлена благодарность.
Командир части, генерал-полковник Берзарин.»
Источник: «В тылу и на фронте. Воспоминания фронтового кинооператора» (М., Эйзенштейн-центр, 2002)
Владимир Томберг с адъютантом Н. Э. Берзарина, командующего 5-й ударной армией, к которой кинооператор был прикреплён. 1945 год.
Награждён двумя орденами Великой Отечественной войны 2-й степени, орденом «Знак Почёта» и десятью медалями.
Владимир Томберг с напарником по берлинским съёмкам оператором Николаем Киселёвым. Берлин. 1945 год.
С 14 июля1945 по сентябрь 1952 – режиссёр-оператор «Таллинфильма». Одновременно с августа 1948 по сентябрь 1952 — заместитель министра кинематографии Эстонской ССР.[3]
Участвовал в создании кинокартин «Праздник весны», «Эстонский колхоз в Грузии», «Возрождённый завод». За создание двух фильмов «Советская Эстония» (1947 - оператор и 1951 - режиссёр) удостоен Государственных премий СССР.
C 10 сентября 1952 по 1989 – режиссёр киностудии «Моснаучфильм» (с 1966 — Центральная студия научно-популярных фильмов («Центрнаучфильм»)).
В 50-х годах дважды находился в длительных командировках на Алма-Атинской киностудии художественных и хроникальных фильмов.[4]
Создал более 60-ти кинокартин. В их числе: «Призвание скульптора» (о скульпторе М. Г. Манизере), «Вадим Рындин», «Скульптор Янсон-Манизер», «Режиссёр читает партитуру» (о Б. А. Покровском), «Всеволод Иванов», «Театр имени В.Маяковского», «Необыкновенный факультет» (об актёрском факультете ГИТИСа), «Георгий Вицин» и полнометражные: «На просторах Казахстана», «В голодной степи», «Вахтангов», «Жаров рассказывает...», «Протазанов», «Советский театр сегодня».
В. Э. Томберг автор книги «В тылу и на фронте. Воспоминания фронтового кинооператора» (2002). Книга была удостоена премии Гильдии киноведов и кинокритиков России в области киноведения и кинокритики «Слон» за 2004 год в номинации «Мемуарно-биографическая литература о кино».
Дочь — Ирина Владимировна Светлова, киновед; в 1981 году окончил сценарно-киноведческий факультет ВГИКа (мастерская Н. П. Тумановой).
Оператор
1940 — День нового мира; полнометражный; авторы сценария: Борис Яглинг, Марк Цейтлин; режиссеры: Михаил Слуцкий, Роман Кармен; ассистенты режиссера: К. Кулагина, М. Спандарьян; главные операторы: Роман Кармен, Михаил Ошурков, Борис Небылицкий; снимали 97 операторов кинохроники: Александр Казначеев, Владимир Еремеев, Пётр Оппенгейм, Николай Нагорный, Владимир Фроленко, Владимир Томберг и другие; текст читают: Юрий Левитан, Ольга Высоцкая (в титрах не указана); директор картины: А. Кузнецов; администраторы: В. Колечицкий, П. Гуляев
1942 — День войны (фильм об одном из дней героической борьбы советского народа с немецко-фашистскими захватчиками; снимали 160 кинооператоров на фронте и в тылу); полнометражный; режиссер: Михаил Слуцкий; автор сценарного плана: Алексей Каплер; операторы: Соломон Коган, Николай Нагорный, Павел Русанов, Владислав Микоша, Иван Панов, Илья Гутман, Владимир Томберг и другие; звукооператоры: В. Нестеров, Г. Фомин
1943 — Народная магистраль
1943 — Комсомольцы; полнометражный; реж.: С. Гуров, Л. Степанова; операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, Г. Амиров, Г. Асланов, Е. Богоров, И. Голубев, К. Кутуб-Заде, Д. Каспий, А. Лебедев, Н. Лыткин, В. Микоша, Я. Местечкин, Г. Островский, А. Погорелый, М. Пойченко, Б. Пумпянский, И. Сокольников, Я. Смирнов, Ю. Стояновский, В. Тромберг, Е. Учитель, В. Цитрон, Г. Эйберг
1944 — Бобруйский котел (Фронтовой выпуск № 3); режиссер; операторы: В. Соловьев, А. Софьин, В. Томберг, М. Посельский; звукооператор: В. Котов
1944 — Варшава; полнометражный; режиссеры: Р. Кармен, Комаров; операторы: Р. Кармен, В. Комаров, Е. Арон, С. Киселев, Е. Мухин, И. Посельский, Соколов, Томберг и др.
1944 — От Вислы до Одера; режиссер: Беляев; операторы: Ибрагимов, Кармен, Софьин, Томберг, Штатланд, Шнейдеров, Посельский и др.
1944 — Хелм-Люблин; операторы: Мухин, Томберг, Соловьев, Посельский, В. Штатланд
1945 — В Померании (боевые действия советских войск в городах — Кёзлине, Штаргарде, Альтдамме, Штеттине, Цоппоте, Гдыне, Гданьске ( немецкое название Данциг). Германия. Северная Померания); режиссер: В. Беляев; операторы: Р. Кармен, В. Микоша, А. Софьин, М. Трояновский, А. Кузнецов, М. Шнейдеров, Д. Шоломович, А. Гафт, И. Аронс, С. Давидсон, Б. Дементьев, А. Казначеев, Л. Качурян, Н. Киселев, В. Косицын, Л. Котляренко, Ф. Леонтович, Б. Маневич, Л. Мазрухо, Е. Мухин, А. Семин, Б. Симхович, М. Силенко, Я. Смирнов, Б. Соколов, В. Томберг, К. Широнин; звукооператор: В. Котов; нач. фронтовой киногруппы: А.Г. Кузнецов
1945 — Освобождение Советской Белоруссии; режиссеры: В. Корин-Саблин, М. Садкович; операторы: М. Сухова, О. Рейзман, С. Школьников, В. Цеслюк, С. Школьников, В. Цеслюк, Т. Бунимович, А. Крылов, В. Соловьев, А. Софьин, В. Фроленко, В. Штатланд, Д. Шоломович, А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, М. Беров, К. Венц, Г. Голубов, И. Гелейн, Ю. Довнер, Д. Ибрагимов, Л. Качурьян, В. Комаров, Л. Котляренко, Е. Лозовский, В. Мищенко, В. Муромцев, Е. Мухин, И. Панов, К. Пискарев, М. Посельский, В. Придорогин, А. Семин, Я. Смирнов, В. Томберг, Б. Шер, З. Фельдман; звукооператор: В. Нестеров
1945 — Знамя Победы над Берлином водружено; режиссеры: Ю. Райзман, В. Беляев; оператор в соавторстве; асс. режиссера: А. Кирюхина; автор текста: Ю. Смирнитский; музоформитель: Д. Штильман; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич
1945 — Берлин; полнометражный; автор фильма и руководитель фронтовых съёмок: Ю. Райзман; Монтаж: Е. Свилова, И. Сеткина, Т. Лихачёва; операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, Н. Вихирев, К. Венц, Г. Гибер, Г. Голубов, Б. Дементьев, Л. Дульцев, Г. Епифанов, Д. Ибрагимов, Р. Кармен, И. Комаров, Н. Киселев, А. Левитан, Ф. Леонтович, В. Лезерсон, Е. Мухин, Л. Мазрухо, И. Панов, М. Посельский, С. Семенов, В. Соловьев, А. Софьин, Г. Сенотов, В. Симхович, Б. Соколов, В. Томберг, В. Фроленко, М. Шнейдеров; при участии киногруппы 1-го Украинского фронта: Г. Александров, М. Арабов, Е. Богоров, К. Бровин, Н. Быков, П. Горбенко, Г. Островский, А. Погорелый, С. Шейнин; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич, К. Никитин
1945 — Повесть о наших детях (о детях в годы Великой Отечественной войны); полнометражный; режиссер А. Ованесова; автор сценария А. Ованесова совместно с Л. Перцовой; операторы: К. Богдан, Г. Гибер, К. Дупленский, И. Запорожский, П. Касаткин, Г. Монгловская, Н. Нагорный, М. Оцеп, П. Русанов, С. Семенов, В. Томберг, В. Цитрон, А. Свинцов; диктор Л. Хмара; звукооператор В. Нестеров; музоформитель А. Ройтман
1946 — Советская Эстония; реж. Л.И. Степанова; Сталинская (Государственная) премия СССР I степени
1947 — Праздник песни
1947 — Эстонский колхоз в Грузии; автор-режиссёр-оператор; Государственная премия Эстонской СССР за 1948 год
1948 — Новая жизнь; режиссёр-оператор; Государственная премия Эстонской ССР за 1949 год
1949 — Возрождённый завод; режиссёр-оператор
1950 — Советская Эстония; режиссёр-оператор; Сталинская (Государственная) премия СССР
Режиссёр
1954 — На просторах Казахстана; Алма-Атинская к/с, полнометражный
1954 — Московская выставка новой строительной техники
1955 — Рассказ о сборном железобетоне; полнометражный, соавтор сценария
1956 — В Политехническом музее
1956 — Выставка московских строителей; автор сценария
1957 — В стране Чёрных песков; совместно с ДЕФА, соавтор сценария
1958 — В Голодной степи; Алма-Атинская к/с, полнометражный; соавтор сценария
1959 — Здесь вы будете жить
1959 — Кулинария; полнометражный
1960 — Волшебный камень Аханрабо
1960 — Благоустроим наши города
1961 — Здоровье; киножурнал, выпуски 1 и 2
1961 — Наука и техника; киножурнал, спецвыпуск о Ломоносове
1962 — Москва, Кремль, Дворец Съездов
1962 — Секрет мимозы
1962 — Здоровье; киножурнал № 4
1963 — Из истории «Железного потока»
1963 — Быстро и точно
1964 — Первому коммунист
1964 — От секретаря до министра
1965 — Призвание скульптора (Манизер)
1966 — Вахтангов; полнометражный
1967 — Вадим Рындин
1968 — Скульптор Янсен-Манизер; соавтор сценария
1968 — Дворец Съездов
1969 — Режиссёр читает партитуру
1969 — Всеволод Иванов
1970 — Жаров рассказывает; полнометражный
1971 — Радиология доступна всем; соавтор сценария
1972 — Протазанов; полнометражный
1973 — День артиста Жарова
1973 — Театр имени В. Маяковского
1973 — Георгий Вицин
1974 — Маршрутами туризма
1975 — Советский театр сегодня; полнометражный
1976 — Северное морское пароходство
1976 — Необычный факультет
1976 — Новые услуги телеграфа
1977 — Великое единство; полнометражный
1978 — За секундой – жизнь человека
1978 — Интурист – гостям «Олимпиады-80»
1979 — Право на образование
1979 — Парк культуры и отдыха
1979 — В рамках СЭВ
1980 — Автоматизация строительного проектирования
1980 — Сельский стадион
1980 — Основные виды русского народного танца
1981 — О качестве фильмокопии
1981 — СССР – ФРГ – сотрудничество
1982 — Родимая земля (фильм третий киноэпопеи «Правда великого народа»); полнометражный; производство «Центрнаучфильм» при участии ЦСДФ; по заказу Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию; авторы сценария: Г. Цуканов, Е. Самотейкин, А. Захаров; художественный руководитель: Б. Рычков; главный консультант: Г.А. Георгиев; режиссер: В. Томберг; оператор: А. Мартынцев; композитор: Г. Мовсесян; главный звукооператор: И. Гунгер; текст читает: Ю. Каюров; руководитель кинопрограммы: К. Закарая; диреткор картины: Г. Сергеева
1983 — Академик Петров
1983 — Рассказ о советской архитектуре
1983 — Академик И.Г. Петровский
1984 — Продление срока службы фильмокопии; соавтор сценария
1984 — Живо, интересно, доходчиво об экономике
1985 — Стандарт – эффективность – качество; полнометражный
1985 — Горение
1986 — Шилялис
1986 — К тайнам жизни
1987 — Берегите глаза!
1987 — Сверяя с Лениным
1988 — Мятежный князь
1988 — Преодолей себя
1989 — Старшая сестра Ленина
____________________________________
При подготовке материала использована информация открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 201). Биография: В. Э. Томберг «В тылу и на фронте. Воспоминания фронтового кинооператора» (–М., Эйзенштейн-центр, 2002; с. 183-188); Справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 825-828; ссылки на источник: РГАЛИ. — Ф. 2944. — Оп. 28. — Ед. хр. 1465.); «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 822). Фотографии: частные архивы, ГОСКАТАЛОГ.РФ.
[.,..]Томберг слушал доклад Молотова в больнице, в малярийной трясучке. Его долго не пускали на фронт, потому что городу Горькому, ковавшему оружие для Победы, тоже были нужны операторы. Только в 1943 его направили снимать боевую защиту Мурманского порта, куда приходили союзнические караваны. Потом он снимал бои на Карельском фронте, партизанский отряд, форсирование Буга, Вислы и Одера, уличные бои в Минске и немецкие бомбежки при свете висящих на парашютах магниевых светильников. В бою "местного значения" у солдата, бежавшего рядом с наехавшим на мину танком, оторвало ногу, а оператор получил ранение в голову. Через месяц Томберг уже снимал освобождение Польши, а потом и Германию. Не уходит из памяти пылающий Кюстрин, но все воспоминания отступают, когда перед внутренним взором предстает дом с эсэсовцами, на который направили новое советское оружие – фугасный огнемет. Томберг видел ад, хотя в визире события кажутся скорее виртуальными, чем реальными. Снимая в Берлине церемонию подписания Акта о безоговорочной капитуляции Германии, оператор еще не ощущал, что пришла Победа. Всю полноту чувств дал только голос Москвы в радиоприемнике.[...]
Смирнова Д. (Искусство кино. 2007, № 5), Источник