Большаков Николай Иванович (12 (25) декабря 1912, Томск — 03 сентября 1990, Москва) — оператор игрового кино, оператор и режиссер документального кино. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988). Член ВКП(б) — КПСС с ноября 1944 года. Член СК СССР с 1957 года.
В 1930 — учитель в деревне Погорелки Ярославской области.
В 1931 — преподаватель литературы на курсах младших командиров РККА, инструктор-пропагандист дома Красной Армии в Ярославле.
В 1937 году окончил операторский факультет ГИКа.
С 1937 — ассистент оператора киностудии «Мосфильм». Работал ассистентом у кинооператора Эдуарда Тиссэ на игровых картинах Сергея Эйзенштейна — «Бежин луг», «Александр Невский».
С июня 1939 — оператор Одесской киностудии художественных фильмов.
Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. В РККА с 26 июня 1941 года. Звание: лейтенант. Воинская часть ГлавПУ РКВМФ ЧФ отряд кораблей ВМФ.
Награжден орденами Красной Звезды (1942), Отечественной войны II степени (1944), медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
С мая 1946 по сентябрь 1984 — на киностудии «Мосфильм».
С мая 1950 по декабрь 1952 — на Алма-Атинской студии художественных и хроникально-документальных фильмов.
После смерти Сергея Эйзенштейна, 11 февраля 1948 года, провел съемку в его квартире, также снимал прощание и похороны режиссера. Съемки Николая Большакова вошли в документальный фильм «Памяти С. М. Эйзенштейна» (ЦСДФ; режиссеры: П. Аташева, С. Юткевич).
В 70-е - 80-е годы снимал стереоскопические фильмы.
Жена — Никитина Нина Ильинична (1913 — 2000), актриса театра и кино.
ИГРОВЫЕ ФИЛЬМЫ
1935 — Бежин луг (утраченный фильм 1935 года Сергея Эйзенштейна, позже был восстановлен в качестве фотофильма Н. И. Клейманом и С. И. Юткевичем); в основу драмы была положена история об убийстве на Северном Урале 3 сентября 1932 года Павлика Морозова, сообщившего в сельсовет, согласно официальной советской историографии, о сговоре своего отца с врагами коллективизации; Производство: «Мосфильм»; автор сценария: А. Г. Ржешевский; в ролях снимались актёры: Николай Хмелёв, Пётр Аржанов, Борис Захава; оператор: Эдуард Тиссэ; асс. оператора: Н. Большаков
1938 — Александр Невский; игровой; полнометражный; Производство6 «Мосфильм»; автор сценария: Сергей Эйзенштейн, Пётр Павленко; режиссеры: Сергей Эйзенштейн, Дмитрий Васильев; композитор: С. Прокофьев; оператор: Эдуард Тиссэ; асс. оператора: Н. Большаков
1938 — Если завтра война (пропагандистский игровой фильм; в основе фильма о готовности Красной Армии дать отпор врагу — документальные кадры, снятые во время манёвров); полнометражный; Производство: Главное управление кинематографии кино-студия «Мосфильм»; авторы сценарного плана: Ефим Дзиган, Михаил Светлов и Георгий Березко; режиссёр-постановщик: Ефим Дзиган; текст песен: Василий Лебедев-Кумач; композиторы: Дмитрий Покрасс и Даниил Покрасс; режиссеры: Лазарь Анци-Половский («Лентехфильм»), Георгий Березко («Мосфильм»), Николай Кармазинский («Союзкинохроника»); оператор: Евгений Ефимов («Союзкинохроника»); асс. оператора: Н. Большаков; монтажер: В. Обдиркина; звукооператор: В. Лещев; звукооформление: Е. Кашкевич; художник: М. Тиунов; директор бригады (картины): Е. Сергеев
1940 — Небеса; игровой; Производство: Одесская киностудия художественных фильмов; оператор: Н. Большаков
1947 — Сказание о земле Сибирской; игровой; Производство: «Мосфильм»; режиссер-постановщик: Иван Пырьев; авторы сценария: Е. Помещиков и Н. Рожков.; гл. оператор: Валентин Павлов; операторы: Н. Большаков, В. Масленников, Т. Лебешев
1948 — Путь славы (фильм основан на реальной судьбе женщины-машиниста Елены Мироновны Чухнюк); игровой; Производство: «Мосфильм»; режиссеры: Михаил Швейцер, Борис Бунеев, Анатолий Рыбаков; автор сценария: Катерина Виноградская; оператор: Н. Большаков
СТЕРЕОСКОПИЧЕСКИЕ ФИЛЬМЫ
1972 — Южный берег Крыма; автор сценария и режиссер-оператор
1972 — Осенние этюды Крыма; Производство: Мосфильм; автор сценария и режиссер-оператор: Николай Большаков; звукооператор В. Шарун; текст читает А. Карапетян; ассистенты оператора: В. Ермаков, В. Фриднин; монтажеры: Г. Глазнова, Л. Кузнецова; инженер по цвету А. Меркулова; иректор картины А. Маклозян
1976 — “SOS” над тайгой; игровой; жанр - детектив (по повести В. Чивилихина «Над уровнем моря»); Производство: Мосфильм; сценарий: Арнольд Витоль, Владимир Кузнецов. Режиссер-постановщики: А.Н. Кольцатый, Валентин Перов; оператор Николай Большаков; композитор Н.В. Богословский; художник-постановщик Семен Ушаков; художник – декоратор: В.Зайцев; текст песни: Михаила Танича
1980 — Всадник на золотом коне; игровой; Производство: Мосфильм; автор сценария: В. Виткович; режиссер-постановщик: Василий Журавлев; оператор-постановщик Николай Большаков
1983 — О странностях любви; игровой; жанр - мелодрама; Производство: Мосфильм; авторы сценария: Виктор Виткович, Ирина Мэй, Теодор Вульфович (участие); режиссер-постановщик: Теодор Вульфович; операторы-постановщики: Николай Большаков, Александр Дубинский
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ
1942 — Вооружение Кавказскому фронту; Производство: Центральная студия кинохроники, сектор хроники Бакинский киностудии; режиссер: Н. Большаков; операторы: О. Мамедов, Ф. Еремеев
1942 — День войны (фильм об одном из дней, 13 июня 1942 года — 356-й день Великой Отечественной войны, героической борьбы советского народа с немецко-фашистскими захватчиками снимали 160 кинооператоров на фронте и в тылу); режиссер: Михаил Слуцкий; автор сценарного плана: Алексей Каплер; операторы: Соломон Коган, Николай Нагорный, Павел Русанов, Владислав Микоша, Иван Панов, Илья Гутман, Н. Большаков и другие; звукооператоры: В. Нестеров, Г. Фомин; композитор: Даниил Покрасс; текст читает: Ю. Левитан
1942 — Передовики чайных полей (о чайных плантациях в Аджарии); операторы: А. Смолка, Н. Большаков
1944 — Каспийцы; полнометражный; совместное производство Центральной студии кинохроники и сектора хроники Бакинский киностудии; режиссёры и авторы сценария: Григорий Александров, Николай Большаков; операторы: Николай Большаков, Джаваншир Мамедов, Никита Петросов, Григорий Донец, Владимир Еремеев, Сейфулла Бадалов, Борис Дементьев (в титрах не указан); автор дикторского текста Борис Агапов ; второй режиссер Е.М. Ладыженская; ассистенты режиссёра: С. Каплун, Л. Некрасова; композитор Кара Караев ; дирижёр Д. Блок ; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич; текст читает Л. Хмара ; художники: Ф. Тяпкин, И. Нижник; директор картины Ш. Тер-Восканян
1947 — День победившей страны (снимали 50 операторов 14 августа 1947 года; в фильме отображены промышленность, сельское хозяйство, строительство, научная и культурная жизнь советских людей разных национальностей; виды ландшафта СССР); полнометражный; реж.: И. Сеткина, И. П. Копалин; главные операторы: М. Глидер, Г. Бунимович; оператор в соавторстве с др. операторами
1948 — Памяти С. М. Эйзенштейна (в фильм вошли съемки похорон С. М. Эйзенштейна; на похоронах присутствуют: А. Фадеев, В. В. Вишневский, З. Бирман, Н. Черкасов, В. Марецкая; траурный митинг - выступает министр кинематографии И. Г. Большаков, С. А. Герасимов); Производство: ЦСДФ; режиссеры: П. Аташева, С. Юткевич; оператор в соавторстве с др. операторами
1951 — Мы за мир (III Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Берлине); Производство: Мосфильм, ДЕФА; полнометражный; реж.: И. Пырьев, И. Ивенс, А. Фролов, А. Торндайк; операторы ДЕФА (ГДР): Эрвин Андерс, Вернер Бергманн, Гёц Нойман; операторы СССР: В. Павлов, В. Микоша, Ю. Монгловский, И. Панов, Г. Монгловская, Т. Лебешев, И. Сокольников, К. Вровин, П. Касаткин, И. Бессарабов, Н. Большаков, В. Масленников, А. Крылов
1952 — Джамбул; операторы: И. Гелейн, Н. Большаков
КИНОПЕРИОДИКА
1942 — Союзкиножурнал №12; производство: Куйбышевская студия кинохроники; режиссер: С. Бубрик; операторы: Я. Берлинер, Н. Большаков, Н. Киселев, В. Цитрон, О. Ройзман, А. Хавчин
1942 — Союзкиножурнал № 16; производство: Центральная студия кинохроник; режиссер: М. Фиделева; операторы: Б. Шаневич, И. Беляков, Е. Мухин, М. Гольбрих, Г. Бобров, Я. Берлинер, Н. Большаков; звукооператор: В. Котов
1942 — Союзкиножурнал № 18; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер: Н. Кармазинский; оператор: Б. Макасеев, В. Штатланд, А. Солодков, С. Гусев, Я. Марченко, Я. Берлинер, Н. Большаков; звукооператор: В. Котов
1942 — Пионерия № 5; производство: Центральная студия кинохроники и Алма-атинская студия кинохроники; режиссер: А. Ованесова; операторы: Я. Берлинер, Н. Большаков, Р. Халушаков, И. Беляков, В. Небылицкий, А. Семин, П. Касаткина
1942 — Передача военных кораблей; сюжет для кинолетописи; оператор
[...]На Мосфильме в это время снимали его ученики. Михаил Абрамович Швейцер вместе с Рыбаковым и Бунеевым. Они снимали «Кортик». Швейцер говорил: « Мы объявили перерыв. Я подошёл к окну и увидел, что вот напротив дом на Потылихе (теперь снесённый, где жил Эйзенштейн), там окно светится как всегда. Я подумал, старик опять работает ночью». Его все называли старик с юности. И вдруг он увидел, как зажглось рядом ещё одно окно, потом другое, потом стали зажигаться окна во всём доме. И его охватил ужас, он понимал, что что-то случилось, а что – он не мог понять. И в это время позвонили на студию и сказали, что Эйзенштейн умер. И он говорит: «У меня было ощущение, что вся Москва вдруг проснулась оттого, что умер Сергей Михайлович». Конечно, Москва не проснулась, но об этом сообщили в «Правду», и на следующий день на первой странице было напечатано постановление об опере «Великая дружба», а на четвёртой странице – вот такой квадратик, в чёрной рамке было написано «Сегодня ночью скончался Эйзенштейн».
Наум Клейман, киновед, Источник
Вот почти такое символическое сочетание в одной газете, я думаю, не случайное. Когда Пера Моисеевна Аташева… естественно она была законной наследницей, потому что у них брак заключён. Они не растрогали брак, когда разъехались – она жила в квартире родителей, он жил на Потылихе. Естественно, позвонили немедленно ей, она приехала сразу к Сергею Михайловичу, вызвала хронику. Она работала на студии документальных фильмов тогда. Потому что во-первых, надо было снять Эйзенштейна ещё у себя дома, и во-вторых, надо было снять его квартиру, которая былоа абсолютно уникальна, она ни на что непохожа была в Москве, с Баухаузовской мебелью, с мексиканскими коврами, с невероятной библиотекой, где все книги прочитаны, с закладками, пометками и так далее. Что с ними будет, было непонятно. И она позвонила своим друзьям. Потому что если оформлять специально – это нужно было бы писать заявление, получать разрешение от министерства, а поскольку она всех операторов знала, в частности приехал тот самый Коля Большаков, который был ассистентом Тиссе, который снимал на квартире и который сказал, что у него есть один ролик цветной плёнки, которая осталась от съёмок «Ивана Грозного». Вы знаете, наверно, что одна часть «Ивана Грозного» была снята в цвете, эпизод… три ролика, вернее, два с половиной. Первый – в Александровой слободе на немецкой трофейной плёнке «Agfa», которая распределялась по специальному распоряжению министерства. Андрей Николаевич Москвин, – то ли сэкономил, то ли остался один ролик, – он его отдал Коле на случай, что вот может будет ещё продолжение третьей серии – вдруг пригодится. И он берёг все эти годы, с 1945 по 1948, этот ролик плёнки. И вот теперь он понял, что есть возможность его снять. Они сняли Сергея Михайловича ещё на смертном одре дома, потом Эйзенштейна увезли в больницу, они продолжали снимать квартиру.[...]
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников. Фильмография (док. фильмы) — электронный каталог РГАКФД; Справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с. 124-126) со ссылкой на архив РГАЛИ (фонд 2944; оп. 28, д. 147 (?) - информация требует уточнения). Портал «Память народа». Подлинные документы о Второй Мировой войне (проект Минобороны РФ).