Последнее обновление: 08.07.2024.
Арабов Маматкул Абдукадырович (05 марта 1921, Бухара — 25 декабря 1999, Душанбе) — оператор, режиссер-документалист. Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР. Член КПСС с 1959 года. Член СК СССР с 1959 года. Член СК Таджикистана. Член Международной ассоциации военных кинооператоров (1992).[1] Ветеран и инвалид Великой Отечественной войны.
В 1937 — 1939 — учился в строительном техникуме.
В 1939 году поступил на операторский факультет ВГИКа, который окончил в 1943 году.
С мая по октябрь 1941 — осветитель на киностудии «Мосфильм» (параллельно с учебой во ВГИКе).
С мая по ноябрь 1942 — ассистент кинооператора 2-й категории Алма-Атинской студии кинохроники.
С августа по декабрь 1943 — ассистент кинооператора 1-й категории Сталинабадской киностудии художественных фильмов.
Фронтовой кинооператор во время Великой Отечественной войны. Командирован 08 января 1944 года во фронтовую киногруппу Центральной студии кинохроники (по путевке Комитета по делам кинематографии при СНК СССР). Военный корреспондент в действующей армии 1-го Украинского фронта.
Участвовал в съемках фильмов «В Верхней Силезии», «Берлин», «Парад Победы». Снимал уличные бои в Бреслау.
Валерий Фомин, киновед: «... снимал Маматкул Арабов смело и профессионально. Особенно отличился он, снимая уличные бои в Бреслау»[2]
Награжден орденами Отечественной войны I степени (1945) и II степени (1985), «Шараф» («Слава»; Таджикистан, 19 сентября 1999 года); медалями «За Победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.» (1945), «За взятие Берлина» (1945), «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг.»; нагрудный знак «25 лет Победы в Великой Отечественной войне».
С 07 июля 1945 по октябрь 1946 — оператор сектора хроники Сталинабадской студии художественных фильмов.
С октября 1946 по декабрь 1951 — оператор Свердловской киностудии художественных и хроникальных фильмов.
В 1951 — 1952 — преподаватель кружка в Доме пионеров в Душанбе.
В 1953 — в секторе хроники Таджикской киностудии художественных фильмов.
С декабря 1953 по 1961 — оператор, режиссер-оператор сектора хроники Сталинабадской студии художественных фильмов.
В 1962 — 1971 — оператор, режиссер Студии научно-популярных фильмов и документально-документальных фильмов Узбекистана.
В 1972 — 1998 — на киностудии «Таджикфильм».
Отец — Арабов Абдукадыр (умер в 1938 году), служащий; по данным, опубликованным в 2018 году в книге
В.И. Фомина «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (с. 660), был репрессирован в 1938 году.
Дочь — Арабова Шарофат Маматкуловна (род. 16 мая 1985 года в г. Душанбе), сценарист, режиссер, продюсер.
1945 — В Верхней Силезии (наступление Советской Армии в Верхней Силезии во время II-ой мировой войны); режиссер: И. Посельский; операторы: В. Сущинский, С. Шейнин, К. Бровин, А. Павлов, Н. Быков, Г. Островский, К. Богдан, К. Кутуб-Заде, М. Арабов, М. Ошурков; музоформитель: А. Ройтман; звукооператор: В. Котов; диктор Л. Хмара; консультант: С. Платонов; автор текста: Ю. Смирнитский; асс. режиссера: К. Кулагина
1945 — Берлин; полнометражный; автор фильма и руководитель фронтовых съёмок: Ю. Райзман; монтаж: Е. Свилова, И. Сеткина, Т. Лихачёва; операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, Н. Вихирев, К. Венц, Г. Гибер, Г. Голубов, Б. Дементьев, Л. Дульцев, Г. Епифанов, Д. Ибрагимов, Р. Кармен, И. Комаров, Н. Киселев, А. Левитан, Ф. Леонтович, В. Лезерсон, Е. Мухин, Л. Мазрухо, И. Панов, М. Посельский, С. Семенов, В. Соловьев, А. Софьин, Г. Сенотов, В. Симхович, Б. Соколов, В. Томберг, В. Фроленко, М. Шнейдеров; при участии киногруппы 1-го Украинского фронта: Г. Александров, М. Арабов, Е. Богоров, К. Бровин, Н. Быков, П. Горбенко, Г. Островский, А. Погорелый, С. Шейнин
1945 — Парад Победы (чёрно-белый; редакция 1984 года); руководитель операторской группы: В. Беляев; операторы: И. Аронс, М. Арабов, Е. Андриканис, И. Беляков, В. Беляев, Т. Бунимович, А. Брантман, Я. Берлинер, М. Глидер, Г. Гибер, Г. Голубов, С. Гусев, Ш.Н. Гегелашвили, А. Гинзбург, В. Доброницкий, В.В. Домбровский, А. Лебедев, А. Кричевский, Г.А. Кобалов, Н. Лыткин, А. Левитан, Е. Лозовский, Ф.А. Леонтович, Ю. Монгловский, Г. Монгловская, Б. Макасеев, В.В. Микоша, Е. Мухин, М. Оцеп, М. Ошурков, Приезжев, М. Посельский, Ф.Ф. Проворов, Д.Г. Рымарев, Г.А. Рейсгоф, С. Семенов, В.В. Соловьёв, Б. Соколов, М. Трояновский, З. Фельдман, М. Цирульников, А. Шафран, В. Штатланд, Б. Шер, С. Шейнин, С. Школьников, А. Щекутьев, Р. Халушаков и другие; режиссеры монтажа: В. Беляев, И. Венжер, И. Посельский; ассистенты: К. Кулагина, А. Кирюхина, Е. Козина; музоформление: Д.С. Блок, С. Чернецкий; звукооператоры: И. Гунгер, В. Котов, В. Нестеров; текст: В. Агатов; диктор: Л. Хмара; начальник съёмочной группы: В. Иосилевич; директоры картины: Н. Битман, М. Кафиева
1947 — День победившей страны; полнометражный
1947 — Закаленный боец; автор-оператор
1947 — На Уктусских горах
1948 — Мастера подсочки; автор-оператор
1949 — Знатные уральц
1956 — Бригада коммунистического труда; режиссер-оператор
1957 — Вечно живой; режиссер-оператор
1958 — Дешево и выгодно
1961 — Лучобский интернат; режиссер-оператор
1961 — День родного языка
1962 — Золотая свадьба; полнометражный
1964 — Бухара–Урал; Производство: Киностудия научно-популярных и хроникально-документальных фильмов Узбекской ССР; реж.: М. Арабов; операторы: А. Мирумян, С. Нишанхеджаев; сценарий: Р. Григорьев; текст: Л. Браславский
1964 — Иду к тебе, Бухара; производство: Киностудия научно-популярных и документальных фильмов Узбекистана; режиссер-оператор: М. Арабов; автор сценария: Г. Димов; звукооператор: Ю. Сбоев
1965 — Институт каракулеводства; режиссер-оператор
1966 — Седые холмы Афросиаба
1966 — Декада белорусского искусства; режиссер-оператор
1967 — Испытание; режиссер-оператор
1967 — Туркменская декада; реж.-оператор
1968 — Рассказ о сыне; автор-оператор
1968 — Большой ферганский канал; режиссер
1968 — Цитрусы Узбекистана; автор -оператор
1968 — Каршинский репортаж; режиссер-оператор
1968 — Танковое училище; автор сценария, режиссер
1968 — Дух Ташкента живет; производство: Киностудия научно-популярных и документальных фильмов Узбекистана; режиссер: М. Арабов; операторы: Ю. Хасанов, М. Исмаилов, Н. Азимов; автор сценария: Ю. Каравкин; звукооператор: Э. Каюмов
1970 — Каршинская степь; режиссер
1970 — Вашим говорим именем; режиссер-оператор
1970 — Главное дело; режиссер
1971 — Главное звено; режиссер
1988 — Капитан (фильм рассказывает о жизни рыбака Газалбека Гуломиева по прозвищу "Капитан" и его дочери Аслимо в горном поселке Булункуль на Восточном Памире); производство: Таджикфильм; режиссер Б. Арабов; оператор О. Муталенко; автор сценария: В. Тальви
1990 — Как живешь, ветеран?; режиссер
Снимал сюжеты для кинопериодики. Смонтировал в качестве режиссера более 100 номеров киножурнала «Советский Таджикистан».
1944 — В районе города Проскурова (1-й Украинский фронт, город Проскуров, март, 1944 год); сюжет для кинолетописи; операторы: А. Шафран, М. Арабов, С. Шейнин
1944 — Немецкий авиазавод (Польша, г. Дембица. 1-й Украинский фронт, сентябрь, 1944 года. Авиазавод в местечке Мелец); сюжет для кинолетописи; операторы: А. Шафран, М. Арабов
1944 — Город Ровно (1-й Украинский фронт, 22 февраля 1944 года. Резиденция Эриха Коха в г. Ровно); сюжет для кинолетописи; операторы: сюжет для кинолетописи; операторы: А. Шафран, М. Арабов
1945 — Бои за Бреслау; сюжет для кинолетописи; операторы: Н. Быков, В. Сущинский, М. Арабов, Александров, Павлов, Горбенко и другие
1945 — Победа за Вислой (г. Кельце; февраль 1945 года); сюжет для кинолетописи; операторы: А. Воронцов, М. Арабов
1945 — Похороны кинооператора Быкова; сюжет для кинолетописи; оператор
1948 — Пионерия № 6; режиссер: М. Варейкис; операторы: И. Запорожский, М. Арабов, Б. Небылицкий, О. Резман, А. Шафран, С. Школьников
1948 — Советский спорт № 2; режиссер: Я. Посельский; операторы: С. Киселев, М. Арабов, М. Шнейдеров, В. Микоша, Д. Шоломович, В. Ешурин, М. Ошурков, П. Опрышко
1949 — Новости дня № 42; реж.: Я. Посельский; операторы: П. Касаткин, В. Киселев, А. Воронцов, Б. Макасеев, В. Мищенко, М. Арабов, Б. Брут, О. Ушгор, Н. Ковалева, Э. Савельева; автор текста: Л. Браславский; музыкальное оформление: Д. Штильман; звукооператор: В. Пеккер
1950 — Голосуют оленеводы; сюжет для кинолетописи
1951 — Новости дня № 22; режиссеры: В. Беляев, И. Копалин; операторы: В. Страдин, М. Арабов, А. Ковальчук, Б. Макасеев, А. Хавчин
1951 — Новости дня № 29; режиссер: Е. Свилова; операторы: И. Беляков, Р. Халушаков, А. Панн, М. Арабов, Г. Захарова, Б. Макасеев, А. Щекутьев, И. Бессарабов
1952 — Сталинский Урал №19; производство: Свердловская киностудии; режиссер: Л. Задворочнов; операторы: О. Воронцов, П. Шлыков, М. Арабов
1952 — Сталинский Урал №22; производство: Свердловская киностудии; режиссер: Е. Гальпер; операторы: К. Дупленский, Е. Мильков, М. Арабов, П. Шлыков
1953 — Новости дня № 57; режиссер: Н. Кармазинский; операторы: М. Ошурков, А. Хавчин, М. Арабов, С. Фрид, В. Киселев, Б. Макасеев, В. Придорогин, Р. Халушаков; редактор: В. Осьминин
1955 — Новости дня № 18; режиссер: З. Тузова; операторы: И. Беляков, Г. Захарова, Б. Макасеев, М. Попова, О. Рейзман, А. Семин, Б. Циперман, М. Арабов, К. Станкевич, П. Касаткин, А. Хавчин, К. Широнин, А. Зенякин, С. Коган, Л. Максимов, Г. Голубов, Б. Шер; редактор В. Осьминин
1955 — Новости дня № 55; режиссер: Л. Дербышева; операторы: М. Арабов, А. Грек, А. Кричевский, Г. Епифанов, Е. Яцун, В. Трошкин, Ю. Герштейн, О. Рейзман; автор текста: В. Горохов; редактор: В. Симоненко
1955 — Строительство Кайрак-Кумской ГЭС; сюжет для кинолетописи
1960 — Новости дня № 10; режиссер: Л. Махнач; операторы: И. Персидкий, М. Арабов, С. Коган, В. Цитрон, А. Козаков, Е. Кузин, Г. Егоров
1962 — Новости дня № 41; режиссер: Б. Небылицкий; операторы: С. Киселев, С. Коган, Н. Старощук, М. Арабов, В. Конягин, А. Воронцов, А. Кричевский, М. Измайлова, Ю. Гибов, Я. Гринберг, Д. Вилесова, С. Скраливецкий, М. Попова, А. Хавчин
1964 — Новости дня № 37; режиссер: Б. Небылицкий; операторы: А. Вакурова, А. Кричевский, М. Попова, Ю. Леонгардт, И. Сокольников, Т. Хачатурян, М. Арабов, М. Прудников, Е. Мухин, Р. Вилесова, Г. Захарова, А. Хавчин
1964 — Новости дня № 43; режиссер: В. Плотникова; операторы: А. Ковальчук, М. Арабов
1968 — Страна Советская № 6; режиссер: В. Скитович; операторы: П. Опрышко, М. Арабов, К. Хасанов, Ю. Тунтуев, Л. Михайлов, Г. Захарова
1970 — Страна Советская № 4; режиссер: Г. Бурашова; операторы: А. Саранцев, В. Маас, М. Арабов, А. Мочалов, А. Истомин, А. Хавчин
1970 — Новости дня № 47; режиссер: А. Леонтьева; операторы: А. Хомяков, В. Макасеев, Е. Мухин, М. Арабов, Х. Короев, А. Софьин, М. Попова, В. Никонов.
[...]С Николаем Быковым мне уже не довелось больше встретиться. Через год он погиб под Бреслау, как тогда назывался польский город Вроцлав. О гибели Николая много позже мне рассказал фронтовой оператор Маматкул Арабов. …Шли бои за окраинные кварталы города Бреслау. Туманным утром оператор Владимир Сущинский, работавший в паре с Быковым, поднялся на железнодорожную насыпь, чтобы снять оттуда панораму боя. Рядом разорвался вражеский снаряд и Владимир был смертельно ранен осколком. Николай Быков находился неподалеку. Он кинулся на насыпь и вынес друга из зоны артиллерийского огня. Сущинский умер в медсанбате. А через несколько дней Николай был убит во время съёмок. С поля боя тело Николая выносил его новый напарник Маматкул Арабов.[...]
Семён Школьников, фронтовой оператор (из книги "В объективе война. – М.: Воениздат, 1979; — 143 с.)
[...]Кинодокументы, снятые фронтовыми кинооператорами, работавшими на 1-м Украинском фронте, легли в основу киновыпуска «В Верхней Силезии». При съёмках боёв за город Бреслау (Вроцлав), пройдя почти всю войну рядом с солдатом, погибли два талантливых кинооператора – В. Сущинский и Н. Быков.
Лебедев А.А., фронтовой кинооператор, Источник
Участник боёв в Верхней Силезии и свидетель гибели своих товарищей М. Арабов рассказывал:
«Январь 1945 года стал началом ванных событий, впечатляющим этапом фронтовой жизни – съёмок на завершающем этапе Великой Отечественной войны. 11 января были на участке, где была сосредоточена масса артиллерии, более двухсот стволов на километр фронта. В 5.00 началось! Сплошной гул и грохот. Яркие вспышки сливаются в единых сполох.! Удаётся снимать даже при этом свете. На рассвете пошёл снежок, мокрый, липкий… За кустарниками – танки. Десантники тоже наготове. Артподготовка окончилась. Танки пошли в наступление. Медленно, как бы ощупывая дорогу, направились они к позициям противника. Противник даёт редкие залпы. У траншей врага автоматчики «спешиваются» и бегут вслед за танками…
На четвёртый день наступления взят город Кельцы. Поднимаемся на крышу костёла. Видны пожары. Через центр города идут наши части. Наступление идёт в бешеном темпе. Оставляя небольшие очаги сопротивления в тылу, наши механизированные соединения продвигаются вперёд.[...]
[...]Арабов Маматкул Абдукадырович (1921–1999).
Валерий Фомин, киновед («ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.»; 2018; с. 660)
Оператор документального кино. Заслуженный деятель искусств УзССР. Араб. Родился в г. Бухара. Социальное происхождение – из служащих. Член КПСС с 1959 г. Отец репрессирован (1938). После окончания школы учился в строительном техникуме. В 1943 окончил операторский факультет ВГИКа. Был направлен в киногруппу 1-го Украинского фронта. Участвовал в съемках для фильмов «В Верхней Силезии», «Берлин», «Парад Победы». Снимал уличные бои в Бреслау.
«За прошлый период с июля – декабрь 1944 г. его работа была плохой, недисциплинированной. В декабре 1944 г. приказом по Центральной студии кинохроники ему был объявлен строгий выговор с предупреждением, что в случае повторения фактов недисциплинированности он будет отчислен из состава фронтовой киногруппы и кинематографии.
Начальник киногруппы 1-го Украинского фронта майор Ошурков».
(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 31.)
«Недисциплинированность» – не самый великий грех в работе фронтового оператора. А снимал Маматкул Арабов смело и профессионально. Особенно отличился он, снимая уличные бои в Бреслау.
В 1946–1961 – оператор Сталинабадской студии художественных фильмов, в 1962–1990 – на Узбекской киностудии документальных и научно-популярных фильмов.
[...]В 1992 году в Вашингтоне произошла историческая встреча советских фронтовых операторов и их американских коллег, которые снимали Вторую мировую войну.
Шарофат Арабова, сценарист, режиссер (СК-НОВОСТИ № 6 (380) 17 июня 2019 г.)
Трое – и среди них Маматкул Арабов – за самые удачные съемки военной летописи стали членами Всемирной ассоциации фронтовых кинооператоров, которая базируется в Лос-Анджелесе.[...]
При подготовке материала использована информация открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 13). Биография: справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 56-57; ссылка на источник: РГАЛИ. — Ф. 2944. — Оп. 28. — Д. 69.); «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 660). Фотографии из семейного архива Шарофат Арабовой.