Яков БЛИОХ

директор картины, директор киностудии, кинорежиссёр, организатор кинопроизводства, продюсер

Полное имя:
Яков Моисеевич БЛИОХ

Дата рождения:
28 марта 1895
г. Тамбов, Тамбовская губерния, Российская империя

Дата смерти:
05 июля 1957 (62 года)
г. Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
директор картины, директор киностудии, кинорежиссёр, организатор кинопроизводства, продюсер

Краткая биография

Портрет Блиоха Якова Моисеевича работы А.Е. Разумного. 1933 год. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (№ 22084035) / Музей кино.

Блиох Яков Моисеевич (28 марта 1895, Тамбов — 05 июля 1957, Москва) — кинорежиссёр, организатор кинопроизводства. Член РКП(б) — КПСС с 1918 года. Награжден орденами: Красного Знамени (за участие в боях под Ново-Алексеевской на врангелевском фронте), Красной Звезды[1].

В 1911 году окончил Тамбовское реальное училище. С 1912 года, из-за нехватки денег, работал конторщиком в различных торговых фирмах в Тамбове и Харбине[2].

В конце 1915 года переехал в Японию, а затем в Калифорнию; до конца апреля 1917 года работал в кинолаборатории рабочим, где получил квалификацию помощника проявщика и копировщика[3].

После возвращения в Россию был призван в армию «Керенского» (Армия Временного правительства)[4]

  • С мая по ноябрь 1917 года — служил рядовым в 60-м Запасном Пехотном полку (г. Тамбов). 
  • С февраля по ноябрь 1918 года — служил рядовым во 2-й Запасной автороте (г. Москва).

В своей автобиографии Блиох указывает, что «в Октябрьской революции участия не принимал». В 1918 году Блиох начал свою трудовую деятельность в должности губернского инструктора по продовольствию в Лебедянском уездном продовольственном комитете[5].

«Борьба за хлеб в тяжелых условиях Советской власти определила моё мировозрение и в октябре 1918 г. я вступил в ряды Коммунистической партии в г. Лебедянске, Тамбовской губернии...»

(Из автобиографии Я. Блиоха)[6]

В 1918 – 1922 — участник Гражданской войны. После вступления в РКП(б) добровольно отправляется в подотдел Южного фронта. Занимал должность комиссара снабжения 2-й Кавказской дивизии, затем комиссаром 14-й Кавдивизии 1-й Конной армии. В 1921 году переброшен в 4-ю Кавдивизию и назначен комиссаром 1-й бригады[7].

Блиох Яков Моисеевич был награжден казачьей шашкой образца 1881 года, которая в настоящее время хранится в Центральном музее вооруженных сил РФ ("ЦМВС РФ" Минобороны России).

В период с 1922 по 1924 год — работал дипкурьером в Наркоминделе (на маршрутах, соединяющих Москву со Стокгольмом и Москву с Пекином)[8].

В системе кинематографии начал работать с 1924 года[9].

  • С мая 1924 по декабрь 1926 года — занимал должность заместителя директора 1-й «Госкино фабрики»; в этот период (в качестве директора фильма) осуществляет постановку шедевра мирового кино С. Эйзенштейна — «Броненосец "Потёмкин"» (1925).

Во время работы над кинофильмом

  • С марта 1927 по март 1928 — режиссер 1-й «Госкино фабрики».
  • С июля 1928 по июнь 1930 — на кинофабрике культурфильмов.

В конце июля 1927 года отправляется с кинооператором В. Л. Степановым в киноэкспедицию в Китай. Киногруппа планировала снять три фильма: в Пекине, в деревне и в армии. Разрешения на киносъемку не было и киногруппа была вынуждена обращаться за помощью к иностранным кинокомпаниям — французской и американской «Пате». Блиоху и Степанову удалось снять большое количество материала и приобрести событийную кинохронику революционных волнений в Шанхае и последующую расправу с восставшими.

«...вопрос о специальной киноэкспедиции в Китай ещё в 1925 году был поставлен перед Госкино. Бурные революционные события в Китае тех лет, выступления рабочего класса привлекали внимание кинематографистов...»

(Из сборника «Летописцы нашего времени. Режиссёры документального кино» (1987)

Художники плаката — братья Стенберги.

Премьера фильма «Шанхайский документ», который можно считать первым документально-публицистическим фильмом в СССР, состоялась 1-го мая 1928 года. Картина была восторженно принята зрителями и критикой. Однако, в германском прокате имена создателей картины – режиссёра Я. Блиоха и оператора В. Степанова в титрах были заменены на немецкую фамилию «Лиенгард».

Киновед Галина Прожика объясняет это следующим:

«В титрах фильма, вызвавшего страсти берлинских газетчиков, был обозначен никому не известный господин Лиенгард. Но ни для кого не было секретом, что картина принадлежит кинематографистов из России. Иные газеты обрушивали критические стрелы против «Советских агитаторов». Тайна Лиенгарда объяснялось просто: немецкие прокатчики опасались, что зрители не пойдут смотреть ленту, если в ней не будет «чего-нибудь немецкого».

(Из сборника «Летописцы нашего времени. Режиссёры документального кино» (М., «Искусство», 1987)

С 1925 года Яков Блиох работает в кинохронике — режиссёр ряда кинофильмов, посвящённых значимым событиям в жизни страны: «За фронтом фронт» (1931; о 1-й Конармии), «XV Октябрь» (1932; в соавторстве с С. Бубриком), «День скорби и гнева» (1934), «Борец за дело коммунизма» (1934; о колхозе «Борец за Коммунизм») и др. Также работал над фильмами о выдающихся деятелях советской партии и правительства. 

Выездная редакция кинопоезда «Союзкинохроника». 1931 год. На фото (слева направо): (неустановленное лицо), операторы  П. Лампрехт, (неустановленное лицо), режиссер С. Бубрик, нач. кинопоезда Я. Блиох, оператор Б. Макасеев, звукооператор Г. Н. Солдатиков, (неустановленное лицо). Источник фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ (Музей кино).Участвовал в работе выездных киноредакций и кинопоезда «Союзкинохроники» (кино-фабрики поезда им. К. Е. Ворошилова).

  • В июле 1930 – ноябре 1931 — руководитель и кинорежиссер  выездных киноредакций «Союзкинохроники».

«6 июля 1931 года редакция в составе режиссеров Я. Блиоха, С. Бубрика, операторов Б. Макасеева, С. Хмелёва, асс. оператора П. Лампрехта выезжает на стройки Урало-Кузнецкого бассейна, где на месте событий снимались, монтировались и показывались зрителям в основном критические киносюжеты. Киноредакция побывала на Кузнецкстрое, шахтах Кузбасса и др.»

(Из статьи "Опыт работы выездных киноредакций"[10].

Снятые на местах выпуски «На ликвидацию прорыва», «За новые стройматериалы», «За рационализацию» и др. ставили задачи — помочь темпам и качеству социалистического строительства. Сюжеты в основном носили критический характер.

  • С декабря 1931 по ноябрь 1933 — главный режиссер, затем начальник кино-фабрики поезда им. К. Е. Ворошилова «Союзкинохроники», организованного режиссером Александром Медведкиным (c марта 1931 по март 1933 — начальник кинопоезда)[11].

Приказ по политсектору МТС Азовско-Черноморского края о премировании коллектива кино-поезда им. Ворошилова, начальника кино-поезда т. Блиоха и т. Цейтлина М.З. за активное участие в изготовлении выставки, характеризующей год работы политотделов на Северном Кавказе. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (№ 13082475).

«Отъездив в поезде 294 дня, создав более семидесяти фильмов и, главное, сколотив живой и монолитный коллектив, Медведкин в начале 1933 года передал командование поездом другому режиссеру — Якову Блиоху, по многозначительной случайности, тоже бывшему буденовцу-красноармейцу. Этот поезд работал на стройках второй пятилетки ещё несколько лет. В его работе принимали участие С. Бубрик, С. Гуров, Н. Кармазинский, Ф. Киселёв, В. Ешурин, Г. Троянский, А. Кричевский и другие видные кинодокументалисты»

(Из книги Р. Юренева "Александр Медведкин, сатирик" (1981)

Выписка из приказа по кино-поезду им. К.Е. Ворошилова об объявлении благодарности всему коллективу поезда и о премировании Кузнецова А.Г.. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (№ 13082501).

  • С февраля 1934 по июнь 1935 — кинорежиссер Московской студии «Союзкинохроники».
  • С июля 1935 по ноябрь 1936 — кинорежиссер «Ленфильма».

Режиссер документальных фильмов «Серго Орджоникидзе»  (совместно с  Д. Вертовым), «С. М. Киров» (совместно с С. Гуровым, И. Сеткиной). 

27 февраля 1935 года Яков Блиох присутствовал на встрече И. В. Сталина и других руководителей партии с работниками кинематографии, награжденными орденами по случаю празднования 15-летия советской кинематографии[12]. 

На заседании Президиума ЦИК СССР 27.02.1935 г. Встреча И. В. Сталина с работниками кинематографии по случаю празднования 15-летия советской кинематографии.

  • С декабря 1937 по ноябрь 1938 — директор Московской студии кинохроники.

Иосиф Сталин и члены Политбюро с фотокорреспондентами и кинооператорами «Союзкинохроники». 1935 - 1938 гг. Блиох (третий слева) во втором ряду сверху. Фотография была подарена Я. Халипом Г. Хомзору (Хомутову). Источник: МАММ / МДФ.

  • С декабря 1938 по ноябрь 1939 — директор Одесской киностудии художественных фильмов.
  • До октября 1940 — режиссер киностудии Малых форм (г. Ленинград).
  • С ноября 1940 по июнь 1941 — главный редактор ... (в документе неразборчиво), г. Москва[13].

В апреля 1941 года Яков Блиох вошел в состав Центральной военнооборонной комиссии киноработников в качестве председателя, также в комиссию вошли мастера советского кино — режиссер А. Медведкин (зам. председателя); заслуженный деятель искусств Г. АлександровМ. Донской, писатели Вс. ВишневскийС. МихалковБ. Горбатов, кинооператоры В. ЕшуринР. КарменМ. Гиндин, критики Н. Коварский и Ф. Левин; ответственный секретарь комиссии — А. Сазонов[14].

  • С июня 1941 по ноябрь 1942 — кинорежиссер «Союздетфильма» в Москве и Сталинабаде (Таджикская ССР).

Участник Великой Отечественной войны. В РККА с 1942 по 1946 год.

  • С декабря 1942 по июль 1943 — слушатель Военно-политической академии (г. Белебей)[15].
  • С августа 1943 по февраль 1944 — инспектор Штаба командиров кавалерий РККА (г. Москва).
  • С марта 1944 по февраль 1945 — начальник отделения военторга в Минске и Гродно.
  • С апреля по сентябрь 1945 — уполномоченный Союзной контрольной комиссии (СКК) в Румынии (г. Бухарест)[16].
  • С октября 1945 по январь 1946 — начальник тыла РККА в Москве (спецзадание).
  • С марта 1946 по сентябрь 1948 — директор Свердловской киностудии художественных фильмов.

Несмотря на критику работы Якова Блиоха в качестве директора Свердловской киностудии в статье «За три года — три картины», опубликованной 17 января 1948 года в газете «Комсомольская правда», в характеристике от 16 сентября 1948 года, подписанной зам. министра кинематографии СССР Н. И. Саконтиковым, было отмечано:

«Имея многолетний опыт руководящей и творческой работы в кинематографии, тов. Блиох обладает широким диапозоном знаний в области фильмопроизводства. 

За время работы на Свердловской киностудии тов. Блиох показал себя опытным руководителем. В этой должности он был утвержден ЦК ВКП(б)  в феврале 1948 года. Является режиссером хроникально-документальных фильмов»[17]  

  • С 12 сентября 1948 — режиссер высшей категории Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ); 22 февраля 1949 года распоряжением Министерства кинематографии РСФСР — освобожден от работа на ЦСДФ ввиду перевода[18].

В 1949 году снимает на Нижне-Волжской студии кинохроники документальный киноочерк «Рыбаки Каспия» по сценарию известного астраханского писателя Константина Ерымовского.

Фильм не выпущен на экран в связи с якобы установленным фактом недобросовестного отношения режиссера к работе над киноочерком и грубые инсценировки в фильме. За «халтурный подход к показу труда рыболовов Каспийского моря» Яков Блиох был отстранен от режиссерской работы в системе Министерства кинематографии СССР сроком на два года. 

З1 января 1950 года в газетах «Правда» № 31 (11503) и «Культура и жизнь» № 3 (131) опубликован текст сообщения "В Министерстве кинематографии СССР" — "О запрете к выпуску на экран киноочерка Нижне-Волжской студией кинохроники «Рыбаки Каспия».

По мнению киноведа Галины Прожико, обвинения носили достаточно общий и малодоказательный характер.

 Яков Блиох в монтажной киностудии «Молдова-фильм» работает на звукомонтажном столе  Moviola. На втором плане: монтажница Валентина Дзык. Кишинев, 1952 год. Источник фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ (№ 33077049) / ГЦМК.

Умер 05 июня 1957 года. Похоронен на Введенском кладбище в Москве (участок № 4). Похороны кинорежиссера Я. М. Блиоха снимал оператор Г. Серов (материал хранится в РГАКФД № 20079).

В РГАЛИ хранятся материалы, связанные с творческой деятельностью Я.М. Блиоха.

___________________________
1. «
Летописцы нашего времени. Режиссёры документального кино».  Г. Прожико[текст]. Яков Блиох (Составители: Г. Прожико. Д. Фирсова; Изд.: — М; «Искусство»; 1987; с. 100-115).
2. Личный листок по учету кадров режиссера высшей категории ЦСДФ Я.М. Блиоха, составленный 24 сентября 1948 года / Выполняемая работа с начала трудовой деятельности (включая военную службу). (Источник: ГЦМК. — Ф. 56. — Оп. 2)
3. Там же. 
4. Там же.
5. Там же.
6. Автобиография от 09 октября 1948 г. ( Источник: ГЦМК. — Ф. 56. — Оп. 2)
7.  Личный листок по учету кадров режиссера высшей категории ЦСДФ Я.М. Блиоха, составленный 24 сентября 1948 года / Выполняемая работа с начала трудовой деятельности (включая военную службу). (Источник: ГЦМК. — Ф. 56. — Оп. 2)
8. Там же. 
9. Там же.
10. Источник: журнал "Пролетарское кино" №12 за 1931 год.
11. Из личного дела режиссера А.И. Медведкина: "С марта 1931 по март 1933 — начальник кинопоезда «Союзкинохроники»". (Источник: ГЦМК. — Ф. 56. — Оп. 2)
12. 12 января 1935 г. в газете «Правда» № 12 (6258) опубликовано официальное сообщение о награждении деятелей кино в связи с 15-летием советской кинематографии. Орденом Красной Звезды награждены кинорежиссеры — Вертов Д.А., Кавалеридзе И.П., Бек-Назаров А.И., Блиох Я.М., Александров Г.В. (Источник: Электронекрастовка)
13. Возможно, речь идет о Сценарной студия Главного управления по производству фильмов Министерства культуры СССР, созданной в марте 1941 года. Сценарная студия задумывалась как творческая организация со своим штатом авторов, которая должна заниматься разработкой «тем», консультированием по переделке некачественных текстов и подготовке сценариев к производству (РГАЛИ. Ф. 2456. Оп. 1. Д. 710. Л. 139.; источник: М. Белодубовская "Не по плану. Кинематография при Сталине")
14. Газета "Вечерняя Москва" № 91 от 17.04.1941 г. (Источник: Электронекрасовка).
15. С октября 1941 года по август 1943 года ВПА находилась в эвакуации в г. Белебее Башкирской АССР. 
16. СКК — военно-политический орган, действовавший в 1945 году в Румынии от имени трёх союзных держав — участниц Антигитлеровской коалиции. Цель СКК — контроль над выполнением Румынией условий перемирия с коалицией. (Источник: сайт историк.рф)
17. Источник: ГЦМК. — Ф. 56. — Оп. 2
18. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 21376529 / ГЦМК (— 56. — Опись 2.)

СЕМЬЯ

Брат — Блиох Виктор Моисеевич (1892, Морово, Горьковская обл.)
Жена — Блиох Антонина Ростиславовна (1908, Москва — ?).
Дочери: Светлана, Ирина, Елена.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1925 — Даешь радио! (дебютная работа режиссёра Сергея Юткевича); игровой, короткометражный; режиссеры: С. Грюнберг, С. Юткевич; оператор: Альберт Кюн; директор фильма: Я. Блиох; фильм не сохранился.
1925 — Броненосец «Потёмкин»игровой; полнометражный; производство: 1-я кинофабрика «Госкино»; ответственный руководитель Я. Блиох; сценарий Н. Ф. Агаджановой-Шутко; режиссер-постановщик: Сергей Эйзенштейн; ассистент режиссера Г. Александров; главный оператор Эдуард Тиссэ; оператор Владимир Попов; асс. режиссера: А. Антонов, М. Гоморов, А. Левшин, М. Штраух; администраторы: А. П. Крюков, А. Котошев; уполномоченный правления Госкино (по постановке фильма) М. Капчинский; фильм неоднократно в разные годы признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времён и народов по итогам опросов критиков, кинорежиссёров и публики.

1928 — Шанхайский документ; полнометражный (Учетный № РГАКФД: 2707); производство: Совкино; режиссер Я. Блиох; соавтор-оператор В. Степанов, асс. режиссера по монтажу: Л.Б. Филонов; надписи: В.О. Перцов; выпуск фильма 01 мая 1928 года
1931 — За фронтом фронт (Первая Конная); авторы сценария: Ю. Громов, В. Шкловский; режиссер Я. Блиох
1931 — За качество (работа цехов на заводе "Динамо"; строительство Магнитогорского металлургического комбината; Днепрогэс.); полнометражный; Производство: Союзкинохроника; режиссер Я. Блиох совместно с С. Бубриком; операторы: В. Боков, Б. Макасеев 
1932 — 15-я годовщина Октября (Пятнадцатый Октябрь); производство: Союзкинохроника; режиссер  Я. Блиох совместно с С. Бубриком; звукооператор Н. Бертран (учетный № РГАКФД: 2818)
1932 — Пятнадцатый Октябрь; производство: Союзкинохроника; режиссер Я. Блиох совместно с С. Бубриком;  (учетный № РГАКФД: 13518)
1934 — Боец за дело коммунизма (Москва. 2 декабря 1934 г. Ленинград. Люди читают сообщение об убийстве С. М. Кирова. Траурные флаги на зданиях. Хроника разных лет); производство: Союзкинохроника; режиссер Я. Блиох
1934 — День скорби и гнева; режиссер Я. Блиох
1935 — С. М. Киров; полнометражный; режиссеры: С. Гуров, Я. Блиох, И. Сеткина; оператор М. Ошурков в соавторстве 
1937 — Серго Орджоникидзе; режиссеры: Я. Блиох, Д. Вертов, Е. И. Свилова
1938 — Серго Орджоникидзе (фильм о похоронах наркома 20 — 21 февраля 1937 года); режиссеры: Вертов Д., Блиох Я.М.; ассистенты: Свилова Е., Кулагина К.; дикторский текст: А. Рыклин, Кацман Р.операторы: М. Ошурков, И. Беляков, В. Доброницкий, В. Соловьёв, А.Д. Жибегишвилли; звукооператоры: Ренков, С. Семёнов; директор фильма: М. Кафиева
1949 — Рыбаки Каспия; производство: Нижневолжская студия кинохроники; автор сценария К. Ерымский; режиссер Я. Блиох

КИНОПЕРИОДИКА

Во время работы на Нижне-Волжской студии кинохроники в Саратове, Яков Блиох снимал сюжеты для киножурнала «Нижнее Поволжье». (Источник: www.sarunion.ru)

Награды

1923 — Орден Красного Знамени (Военком 19 кавполка 4 кавдивизии: Прик.РВСР № 160: 1923 г.)
1935 — Орден Красной Звезды (Президиум Верховного Совета СССР — за работу кинорежиссера)

Цитаты

Существовала тогда [в 1924 году] крупная по тем временам кинофабрика «Севзапкино». Располагалась она в Ленинграде, а в Москве имела только прокатную контору, помещавшуюся на Большой Дмитровке (ныне — Пушкинской улице) в зале магазина, где сейчас торгуют пишущими машинками и бумагой. Руководить ею поставили бывшего комиссара Первой Конной армии Якова Моисеевича Блиоха — рослого, крупного мужчину с горящими глазами, полного энергии и жаждущего применить ее на мирном поприще. Им овладела благородная идея — запечатлеть подвиги Конармии на пленке. Он хотел привлечь для этого Сергея Эйзенштейна, но у того были в разгаре съемки «Стачки».
Блиох решил подождать и, уговорив руководство превратить прокатную контору в производственный филиал фабрики, наметил — пока Эйзенштейн занят — снять какую-нибудь короткометражку. Тут и подвернулся ему Стефан Грюнберг, симпатичный и весьма оборотистый заезжий немецкий коммунист, который привез для проката несколько фильмов.[…]
Грюнберг пристроил — в качестве комиссионера — эти ленты в «Севзапкино», а затем заявил, что он по профессии режиссер, учился будто бы у самого Макса Рейнхардта и готов осчастливить московскую контору, поставив боевик. Поскольку Блиоху очень хотелось наладить «свое» производство, он согласился и потребовал сценарий. Тогда Грюнберг […] предложил не только совместно с ним сочинить сценарий, но и вдвоем его поставить. Мы соорудили нечто неуклюжее под названием «Даешь радио!», комедию в трех частях.[…]
Первые же съемки, проводившиеся прямо в помещении конторы, то есть на глазах у начальства, доказали, что Грюнберг как режиссер совершенно беспомощен. И дня через два меня вызвал Блиох. Положив на стол маузер, с которым он никогда не расставался (это был не жест угрозы, а, напротив, как бы знак доверия), Яков Моисеевич объявил, что Грюнберга он уволил и поэтому я один должен довести картину до конца. Это тем более необходимо, что уже арендован павильон, точнее, угол павильона на студии «Межрабпом-Русь».[…]
Фильм в начале 1925 года вышел на экран. Удачной в нем получилась только пародийная часть, да еще неплохо действовали мальчишки.[…]
Все-таки Блиох остался доволен. Вскоре он ушел заместителем директора на Первую Госкинофабрику.

ЮТКЕВИЧ С. Как я стал режиссером // О киноискусстве. Избранное. М., 1962

[...]годы 1927— 1932 были годами организационного роста хроники, роста ее технических возможностей, творческого роста ее кадров. На работу по кинохронике приходит ряд работников соседних участков кинематографии. Приходит Блиох, Я. Посельский, И. Посельский, Медведкин, Кауфман, Паллей, Беляев и др.Что же стоит за этим перечнем имен? — Я. М. Блиох. Если правда, что личный опыт художника определяет его творческое лицо, то в отношении Блиоха это правда дважды.
«Шанхайский документ», документ не только творческого мужества — было тогда «зазорно» работать в неигровой кинематографии,— но и документ личного человеческого мужества, съемки в более чем тяжелых условиях. Опыт «Шанхайского документа» должен внимательно и настойчиво нами изучаться. Здесь огромный запас эмоционального напряжения при внешней скудости хроникального материала.
«За фронтом фронт» — фильма о Первой конной, о людях, делах и днях — едва ли не первая фильма, где материал гражданской войны подавался просто, по-деловому, по-человечески, без романтической дымки линз, моноклей и прочих, обычно неизбежных аксессуаров. Однако эта фильма страдает грехом, присущим многим нашим картинам, — неудачным показом массы. Колоссальные массивы Первой конной подавили в фильме отдельного человека. Фильма о людях убедительно, выпукло этих людей не показала. И второй, связанный с этим недостаток — многотомье, нарушающее архитектонику вещи.
Наконец, работа в выездных редакциях. Кинематограф, поставленный на службу социалистическому строительству не фигурально, не «вообще», а буднично, по-деловому. Качество выпуска выездной редакции определяется тем деловым интересом, который он, выпуск, вызывает. Фильма — производственное совещание, причем совещание горячее, делающее непосредственные выводы — вот задача выездных редакций, и здесь у т. Блиоха ряд крупнейших достижений. Редакции на Кузнецкстрое, постройке Окского моста, на Горьковском автозаводе — образцы, на которых учились, учатся и долго еще будут учиться работники выездных киноредакций.[...]

Виктор Моргенштерн, режиссер, Источник

[...] начале 1920-х гг. заместитель директора Первой кинофабрики, бывший буденновец Яков Блиох (Цыган, как его прозвали сослуживцы), прошедший гражданскую войну в качестве комиссара полка, бригады и дивизии, кавалер ордена Красного знамени (врученного за участие в боях на врангелевском фронте), увлек С. Эйзенштейна конноармейской темой. Он познакомил режиссера с ветеранами-буденновцами и сподвиг его писать сценарий «Первой Конной». Однако в разгар работы советское правительство поручило режиссеру постановку фильма к двадцатилетию первой русской революции, и Эйзенштейн вместо «Первой Конной» снял легендарный «Броненосец “Потемкин”».
Нереализованный замысел Блиох попытался осуществить самостоятельно, воспользовавшись тем, что в 1929 году исполнялось десятилетие Первой Конной. Киносценарий юбилейного фильма «Конармия» был написан Ю. Громовым и доработан В. Шкловским. Авторов фильма консультировали бывшие конармейцы, и даже была предпринята попытка снять заседание Реввоенсовета Первой Конной армии с реальными участниками: С. Буденным, И. Апанасенко, В. Книгой, С. Тимошенко, И. Тюленевым, Е. Щаденко и С. Зотовым. Так как Блиоху не удалось полностью воплотить тему Первой Конной, фильм вышел на экран в конце 1930 года под названием «За фронтом – фронт».[...]

Нина ЧЕРНОВА, Василий ТОКАРЕВ, Источник

Режиссерский сценарий[Первой Конной] мы писали в Доме отдыха Театра имени Пушкина на станции Лахта. Там же работали Васильевы и Зархи с Хейфицем. Мы с Блиохом поселились в разных комнатах, что-то писали, а вечером встречались в садике и разговаривали.
Я очень хотел понять Блиоха, что он может, что он умеет? В его рассуждениях я улавливал мысли из статей и высказывания Эйзенштейна, Пудовкина, Довженко, Юткевича, известных критиков, киноведов. Своего же у него было немного: желание сделать картину не хуже «Чапаева» или, на худой конец, — «Мы из Кронштадта».[…]
А время было тревожное. У Якова Моисеевича среди военных было много знакомых. И в 1936 году, в особенности по весне 1937 года некоторые из этих знакомых были арестованы. Однажды в Москве Яков Моисеевич пригласил меня к художнику Герасимову, который тогда работал над групповым портретом «Первая Конная армия». Где-то сбоку был в картине написан Блиох. Я тихонько спросил у Яши, почему у двух-трех фигур на полотне нет лиц, они как бы стерты. Яша сказал, что лица еще предстоит писать.
А на студии появился новый директор, Яков Александрович Смирнов. Пришел он к нам из Горкома партии. Он энергично принялся за выяснение странного молчания вокруг сценария «Первая Конная».[…]
Только осенью 1937 года, когда была арестована группа военачальников во главе с Тухачевским, мы поняли, почему картина не была поставлена. Там у нас фигурировал Тухачевский.[...]

ИВАНОВ А. Экран судьбы. // Что-то не ладится // Издательство: Искусство. Ленинградское отделение,1971 г.

[...]Первой выездной киноредакцией, созданной фабрикой Союзкинохроники, следует назвать редакцию, посланную фабрикой (тогда еще сектором хроники) в 1930 году в Донбасс, в связи с прорывом на угольном фронте. Чрезвычайно интересный опыт работ этой первой выездной киноредакции, демонстрировавшей на месте, т. е. в Донбассе, пять своих выпусков, к сожалению, остался совершенно не изученным. [...]
Характерное для наших киноработников пренебрежение изучением опыта работы на различных участках кинофронта сказалось и в данном случае с выездными киноредакциями. Вина за то, что вокруг изучения первого опыта работ выездных киноредакций не было создано атмосферы общественного внимания, падает в известной мере на самих работников этих редакций.
Организация выездной киноредакции, в которой пришлось работать нам, протекала уже в иных условиях. Тут необходимо отметить, что АРРК, членами которой являются авторы статьи, с самого же начала заинтересовалась организацией редакции. На специальном заседании секретариата АРРК было заслушано наше сообщение о предстоящей работе; ознакомившись и обсудив план работы редакции, АРРК этот план одобрила, дав нам со своей стороны ряд весьма ценных указаний.
Район деятельности нашей редакции — Западная Сибирь. В круг наших изданий входила работа на строительстве новых железных дорог, на Кузнецкстрое и шахтах Кузбасса, т. е. работа на том комплексе строящихся и действующих предприятий, который образует собой в основном сибирскую часть Урало-Кузнецкого комбината.
Ударность этого грандиозного строительства, необходимость помочь ему вступить в строй «518» в сроки, намеченные партией и правительством, «необходимость помочь ему перестроиться в соответствии с шестью условиями, выдвинутыми т. Сталиным, — все это определило характер нашей будущей работы и ее темпы.[...]
6 июля выездная киноредакция, в количестве пяти работников, снабженная, съемочным стационарным аппаратом и одним автоматом, выехала из Москвы в предоставленном НКПС вагоне в Новосибирск.
По договоренности с новосибирскими краевыми организациями, редакция начала свою работу на стройке новой железной дороги Новосибирск — Ленинск, в частности на участке строительства железнодорожного моста через реку Обь. На этом объекте работы мы остановились, потому что он оказался одним из важнейших на всей стройке дороги и к тому ж не выходил из прорыва. Здесь, на стройке Обского моста, наша редакция засняла и выпустила два журнала:
№ 1 «На ликвидацию прорыва» и № 2— «Равняйтесь по лучшим». После проведения просмотров этих выпусков как на стройке моста, так и в Новосибирске, киноредакция выехала на Кузнецкстрой. Здесь было заснято нами и выпущено 3 журнала: № 3 «За рационализацию», № 4 — «Штурм на ЦЭСе (центральная электростанция) и № 5 «За новые стройматериалы». Этими пятью выпусками и исчерпывается работа нашей редакции, так как по ряду технических причин снимать в шахтах Кузбасса нам не удалось, и в начале октября выездная киноредакция вернулась обратно в Москву. [...]

Яков Блиох, Самуил Бубрик, Источник

[...]В 1937 году, после неожиданной смерти наркома Серго Орджоникидзе, Вертов получает задание: сделать фильм о его жизни. Ему было приказано работать вместе с Яковом Блиохом – бывшим директором фильма «Броненосец «Потемкин», ставшим к середине 30-х годов крупным чиновником Госкино, постоянно требовавшим упрощения стиля и языка фильма. В результате Вертов приобрел непримиримого врага, немало сделавшего для сокращения его творческой биографии.[...]

Евгений Цымбал, режиссёр-документалист, Источник

[...]В истории советского документального кино имя Блиоха навсегда останется связанным прежде всего с одним из первых опытов в политической публицистике – фильмом «Шанхайский документ». Фильмом, который продемонстрировал взрывную силу точного журналистского анализа фактов, убедительной выразительности художественной речи автора-документалиста. Он показал громадные, тогда ещё не до конца ощутимые и осознанные возможности кинодокументалистики как сильнейшего пропагандистского оружия, способного сражаться за человеческие души, увлекать не лозунгом-призывом, а стройной системой анализа, всей эмоциональной структурой произведения, подобного тому, которое оказалось способным вызвать пение «Интернационала» в чуждом зрительной зале.[...]

Г.С. Прожико, Источник

Источники информации

При подготовке материала использована информация из открытых источников, в том числе: фильмография — электронный каталог РГАКФФД; биографические сведения — Личный листок по учету кадров режиссера высшей категории ЦСДФ Я. М. Блиоха, составленный 24 сентября 1948 года (ГЦМК. — 56. — Оп. 2); фотографии из электронных архивов — ГОСКАТАЛОГ.РФ, История России в фотографиях. Составитель: шеф-редактор сайта #МузейЦСДФ Нина Александровна Ярошевич.