Владимир СТЕПАНОВ

кинооператор, кинорежиссёр, организатор кинопроизводства

Полное имя:
Владимир Леонидович СТЕПАНОВ

Профессии:
кинооператор, кинорежиссёр, организатор кинопроизводства

Краткая биография

Материалы, связанные с жизнью и профессиональной деятельностью В. Л. Степанова, предоставлены историком, к.и.н., доцентом кафедры теории и истории государства и права Академии труда и социальных отношений О.И. Капчинским (автор книг о советских органах госбезопасности).

Степанов Владимир Леонидович (1895, Рязань, Российская империя — 21 апреля 1938, полигон «Коммунарка», Московская область). Член ВКП(б). Необоснованно репрессирован в 1938 году. Реабилитирован в 1957 году.

Родился в Рязани в семье чиновника. Там же окончил гимназию.
В связи с тяжелым материальным положением в семье с гимназической скамьи занимался физическим трудом. Будучи гимназистом 5-го класса поступил в Рязанское ремесленное училище в слесарный цех, где получил профессию слесаря.
С 6-го класса гимназии работал электромонтёром на строящейся в Рязани электростанции[1].

Работал киномехаником, кинооператор и лаборантом в синематографе частной Рязанской гимназии Н. Н. Зелятрова[2].
В период летних каникул работал осветителем в Рязанском летнем театре.

После окончания гимназии в 1914 году, не выдержав конкурсный экзамен в Техническое училище (ИМТУ), поступил на юрфак Московского университета, где учился в течение 4-х лет.

В 1914 году параллельно с учёбой в университете поступил на двухгодичные частные электротехнические курсы, после окончания которых (в 1916 году) получил профессию электротехника. 

В 1916 году за участие в студенческом социалистическом кружке был арестован. После освобождения вплоть до начала февральской революции находился под гласным надзор жандармской полиции. 

В 1916 году поступил на 1-е Московские автокурсы. Работал монтером-осветителем, оператором и конструктором на кинопредприятии братьев Посельских. Также работал киномехаником в электротеатре.

В декабре 1916 года В. Л. Степанов вернулся из Москвы в Рязань. 
С декабря 1916 до февраля 1919 — киномеханик в кинотеатре «Дарьялы»[3]. При активном участии Степанова в Рязани был организован профсоюз киноработников. Являлся Членом Правления и секретарем указанного профсоюза.

8 марта 1917 года избран в Городской совет рабочих и солдатских депутатов от профсоюза киноработников. С мая 1917 по август 1917 — состоял в парии эсеров

В середины июня 1918 года до февраля 1919 года  был командирован Советом рабочих депутатов (СРД ) в Ревтрибунал для выступления в качестве обвинителя. В феврале 1919 года избран в Исполком СРД.

В конце марта 1919 года мобилизован Губкомом и послан в Ряжский уезд  в качестве уполномоченного по проведению мобилизации рабочих и коммунистов. После трёх недель пребывания В. Л. Степанова в Ряжске на него было совершено покушение (получил три пулевых ранения).

В 1919 – 1923 в Красной армии на начальственных и командных постах в инженерных войсках. В составе Рязанской дивизии во время ликвидации прорыва Мамонтова командовал автоотрядом.

После расформирования Рязанской дивизии в 1920 году работал начальником инженерного снабжения, затем начальником следственно-судной части.
В 1921 году — начальник и комиссар Губернских военно-инженерных дистанций (ГВИД — ликвидированы в октябре 1922 года). Затем поступил в распоряжение Главного военно-инженерного управления (ГВИУ), затем ПУРа, позже Краснопресненского райкома ВКП(б).

В начале 1923 года работал электромонтером в киноконторе ГПУ "Экран".

С февраля 1923 по август 1923 — зав. отделом арендованных предприятий Госкино.
С августа 1923 — заместитель заведующего производством Госкино.
С октября 1923 — заведующий производственной конторой [отделом] Госкино, снимавшей производственные фильмы, рекламу и кинохронику. В связи с малочисленностью штата работников исполнял обязанности механика, оператора и осветителя.

24 июня 1924 года В. Л. Степанов обратился в Московскую Губернскую контрольную комиссию (МК РКП(б)) как подлежащий исключению из РКП(б) член ячейки Госкино (партбилет 5232) с заявлением о пересмотре решения об исключению его из РКП(б)[4].

С 1 октября 1924 по ноябрь 1925 — директор Культкино при Госкино. В Культкино слились возглавляемая Степановым контора и Культобъединение. Директор Культобъединения[5И. Л. Трояновская (мать оператора Марка Трояновского) стала заместителем В. Л. Степанова[6]. 

С ноября 1925 года работал оператором в Совкино и занимался монтажом научно-популярных картин, таких как «Вода в природе», поступившей из Культкино после его ликвидации в августе 1926 года, и «Казахстан»[«Советский Казахстан»], которую и сам снимал [в качестве кинооператора] [7]. 

Работает в кинопериодике. 1 апреля  1925 года на экраны выходит первый номер «Совкиножурнала». С 1926 года «Совкиножурнал» выходит регулярно. В штате киножурнала: Островский (зав. хроникой), заместитель и техруководитель Уланович, режиссеры-монтажеры Н. Н. Кармазинский и С. С. Лямин, операторы В. Л. Степанов и Б. Б. Цейтлин,  помощник Ф. А. Леонтович, осветитель Е. Д. Лозовский. (В Музее кино хранится "Историческая справка" (ГОСКАТАЛОГ.РФ № 13082317) о создании кинопериодики, составленная Н. Н. Кармазинским).

С 1 сентября 1926 года "вместе с Бюро хроники Совкино переведен из Правления на 1-ю кинофабрику, где продолжил работать в качестве оператора"[8].
9 июня 1927 года Блиох и Степанов: первый в качестве режиссера, второй – оператора, едут в Китай для съемок хроники текущих событий. Фильм «Шанхайский документ» вышел на экраны 1 мая 1928 года[9].

С 28 июня 1928 до января 1931 — оператор и сорежиссер 3-й кинофабрики (культурфильмов) Совкино-Союзкино, сначала на правах павильона находившейся при объединенной кинофабрике, затем с 4 апреля 1929 года выделенной в прямое подчинение Правлению Совкино[10].
В 1930 году режиссёр Лидия Степанова совместно с оператором Владимиром Степановым создали фильм о зерновом совхозе ГИГАНТ.
С 31 января 1931 года — заместитель директора вновь объединенной кинофабрики Союзкино[11].
С 15 августа 1931 —  врио директора Объединенной фабрики Союзкино.  
20 декабря 1931 года вновь стал  заместителем директора Объединенной фабрики Союзкино[12]. 

В начале 1932 г. переведен в недавно образованный трест Союзтехфильм, где возглавил производственный сектор, с  августа 1933 года был заместителем управляющего Союзтехфильма[13]. 

Последнее место работы: начальник технического отдела Управления производства художественных фильмов Главного управления кинематографии.

СЕМЬЯ

Лидия и Владимир Степановы. Фото из семейного архива Александра Рацимора (внука Л.И. Степановой).

Жена — Степанова Лидия Ильинична (1899 — 1962) — режиссер документального и научно-популярного кино. Лауреат пяти Сталинских (Государственных) премий (1946, 1947, 1948, 1950, 1951).

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1925 — Вода в природе; научно-популярный фильм; Производство: Совкино режиссёр монтажа; фильм не сохранился
1927 — Советский Казахстан; полнометражный; Производство: Совкино (учетный № РГАКФД: 2708); режиссёр-оператор

1928 — Шанхайский документполнометражный (учетный № РГАКФД: 2707); Производство: Совкино; режиссёр: Я. Блиох; соавтор-оператор: В. Степанов, асс. режиссёра по монтажу: Л. Б. Филонов; надписи: В. О. Перцов 
1929 — Алтай – Кижи; полнометражный (учетный № РГАКФД: 2724); Производство: Совкино; режиссёр-оператор
1930 — Сегодня (фильм показывает  мир строящегося социализма и мир переживающего глубокий развал, обреченного на гибель капитализма. Строительство и пуск промышленных предприятий электростанций, железных дорог (Днепрогэс, Турксиб и др.). Американский образ жизни в США в 30-е годы; Шуб использовала прием чередования кадров советской и американской кинохроник, чтобы показать превосходство социалистического строя); полнометражный; производство: Союзкино, Вельтфильм; режиссер, монтажер и автор сценарного плана Э. Шуб совместно с М. Цейтлиным; операторы: В. Степанов, Ю. Стилианудис; ассистент: Д. Фелонов; музыкальное оформление Д. С. Блок

РЕПРЕССИИ

В конце 1926 года против В. Л. Степанова следователем Верховного суда РСФСР Б. Н.  Горяевым было возбуждено дело по обвинению в злоупотреблении должностью и финансовых нарушениях во время работы в Культкино, но ареста не последовало. 22 апреля 1927 года Мосгубсудом был оправдан[14].

В.Л. Степанов . Февраль 1938 года. Фотография из архивной коллекции Международного Мемориала.

В. Л. Степанов был арестован 3 февраля 1938 года, осужден по обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации. Военной Коллегией Верховного суда СССР приговорён к расстрелу 21 апреля 1938 года, и в тот же день расстрелян. Реабилитирован в 1957 году.[15]

____________________
1. Первую стационарную электростанцию в Рязани построили в 1911 году на средства предпринимателя Сергея Морозова.
2. Гимназия образована из бывшей в 1905-1908 годах 3-й частной гимназии В.И. Радушкевича, в 1908 году перешедшей к Н. Н. Зелятрову и арендовавшей учебные классы. В собственное здание на Астраханской улице гимназия переехала в 1910 году. Владелец гимназии, он же преподаватель географии и истории Зелятров купил старый особняк, который переоборудовал для занятий. Подобно 
женской гимназии В.П. Екимецкой, – Н.Н. Зелятров создал образцовую частную гимназию для мальчиков, пользовавшуюся авторитетом у рязанцев. В 1916 году в гимназии обучались 489 воспитанников. Преподавали 16 педагогов. Библиотека насчитывала 3352 тома различных изданий. Также были читальный и гимнастический залы. Физическая и химическая лаборатории. Собственный духовой оркестр. Теннисный корт. Имелся даже свой синематограф. Первый выпуск «зелятровцев» состоялся в 1913 году, когда в России праздновали 300-летие династии Романовых. После 1917 года гимназия была закрыта новыми властями города Рязани. (Источник: www.ok.ru)
3. Городской театр «Дарьялы» был построен в 1916 году на Почтовой улице в доме Москвитина. В 1917 году кинотеатр посетил Есенин. Через год после открытия «Дарьялы» появился кинотеатр «Деа» на той же улице, в здании бывшей гостиницы. Однако, популярность кинотеатра «Дарьялы» продолжала оставаться высокой, каждый вечер в нём собиралась масса людей. (Источник: www.r062.com)
4. ЦГА Москвы (Ф. П2867. Оп. 3. Д. 71. Л.79).
5. Первый культпрокат — «Культобъединение» (Госкино) было открыто 20 марта 1923 года (Источник: "Первые в кино")
6. РГАЛИ (Ф.989. Оп. 1. Д. 664. Л. 1; Д. 506.  Л. 179-190 об.; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 9. Д. 1986. Л. 226).
7. РГАСПИ (Ф. 17. Оп. 9. Д. 1986. Л. 226; Кино.  1925. 1 декабря; 1926. 9 октября).
8. РГАЛИ (Ф 2496. оп. 1. Д. 1. л. 27; Д. 27. Л. 8 об).
9. РГАЛИ (Ф. 2498. Оп. 1. Д. 5. Л. 76). «Летописцы нашего времени. Режиссёры документального кино».  Г. Прожико[текст]. Яков Блиох (Составители: Г. Прожико. Д. Фирсова; Изд.: — М; «Искусство»; 1987; с. 100-115).
10. РГАЛИ (Ф. 2498. Оп. 1. Д. 22а; Ф. 2497. Оп. 2. Д. 8. Л. 65 об).  
11. Там же (Оп. 1. Д. 441).
12. РГАЛИ (Ф. 2497. Оп. 1. Д. 22. Л.18, 41).
13. Там же (Оп. 2. Д. 22. Л. 59, 100).
14. Кино. 1927. 12 апреля, 3 мая/
15. БД "Жертвы политического террора в СССР"; Москва, расстрельные списки – Коммунарка. (Источник: "Открытый список")

____________________________
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников. Фильмография: электронный каталог РГАКФД. Материалы биографии любезно предоставлены историком О. И. Капчинским. Фотографии из семейного архива А. Е. Рацимора (внука Л.И. Степановой).

Цитаты

[...]Страна же стремительно погружалась в ужас сталинских репрессий, раскручивалось и дело о вредительстве в кинематографе. 29 ноября 1937 г. по ходатайству председателя ВКПДИ П. М. Керженцева (в своей докладной записке он сообщает о связях Якова Чужина с врагами народа, "Кремлевский кинотеатр", с. 301) Политбюро освободило Якова Чужина от должности зам. председателя ВКПДИ. В феврале 1938 г. он был арестован, а 21 апреля 1938 г. расстрелян. В этот день на Коммунарке было расстреляно 67 человек, совершенно разные и ни в чем не повинные люди. В их числе и работники киноотрасли: заместители начальника ГУКФ Владимир Усиевич и Василий Жилин, начальник тех. отдела Управления производства худ. фильмов ГУКФ Владимир Степанов. Следователь, который вел дело и допрашивал Якова Чужина, дослужился до генерал-майора, вышел на пенсию, некролог был опубликован в "Красной звезде".

Вадим Буравцев, Источник