Источник: НА ПЕПЕЛИЩЕ. Советское послевоенное кино. 1945–1953 гг. : Документы и свидетельства. Книга первая / Автор-составитель В. И. Фомин. — Москва : Канон+ РООИ «Реабилитация», 2024. — 700 с. : ил. — 638-639 с. Источник: Электронекрасовка. Фото: «Путина на Каспии» — фотографии В.В. Микоши в проекте «История России в фотографиях». 1949 год.

Постановление Политбюро ЦК ВКП (б) о запрете к выпуску на экран киноочерка «Рыбаки Каспия»

30 января 1950 г.

№ 72. п. 362 — О киноочерке производства Нижневолжской киностудии «Рыбаки Каспия» ГСТ от 27.1.50 г. пр. № 480. п. 2‑е).

Опубликовать в газетах «Правда», «Культура и жизнь» и «Советское искусство» прилагаемый текст сообщения «В Министерстве кинематографии» о киноочерке «Рыбаки Каспия».

Приложение к п. 362 пр. ПБ № 72 от 30 января 1950 г.

В Министерстве кинематографии СССР

Министерство кинематографии СССР рассмотрело вопрос о киноочерке «Рыбаки Каспия», подготовленном к выпуску Нижневолжской студией кинохроники. В результате специальной проверки и просмотра фильма Министерство кинематографии установило факт недобросовестного и безответственного отношения режиссера Блиох Я. М. к работе над киноочерком «Рыбаки Каспия».

Режиссер Нижневолжской студии кинохроники Блиох Я. М. на основе утвержденного сценария документального киноочерка «Рыбаки Каспия» должен был в этом фильме правдиво показать богатство Каспийского моря как крупнейшей рыболовной базы Советского Союза, показать развитие государственного и колхозного рыболовного хозяйства на Каспийском море, новые передовые методы лова и применения механизации в рыболовецком деле.

Режиссер Блиох к порученной ему работе отнесся безответственно и недобросовестно, допустил грубые инсценировки в фильме, нарушив имевшиеся на этот счет неоднократные указания Министерства кинематографии СССР о недопустимости инсценировок в документальной кинематографии, исказив тем самым реальную жизнь показом фальшивых эпизодов. Так, например, при показе лова осетров и белуги режиссер Блиох использовал ранее выловленную рыбу и искусственно пытался создать впечатление настоящего лова, вводя своей инсценировкой в заблуждение советского зрителя, который должен в документальной кинематографии видеть жизнь в ее документальной точности. Такой халтурный подход к показу труда рыболовов Каспийского моря, проявленный режиссером Блиох, привел его и к другим серьезным ошибкам.
Вместо правдивого показа организации труда рыбаков Каспийского моря, передовых методов лова и переработки рыбы в фильме воспроизводится старая отсталая техника рыбного лова, основанная на ручном труде. В киноочерке не показан современный механизированный лов, а также не показаны крупнейшие государственные рыбопромышленные заводы по переработке рыбы, оснащенные современным первоклассным техническим оборудованием, и высокая механизация техники переработки рыбы.

В результате такого недобросовестного и халтурного подхода к выполнению ответственных творческих задач режиссер Блиох создал киноочерк, не отвечающий высоким политическим и культурным требованиям советского зрителя.

Министерство кинематографии запретило к выпуску на экран киноочерк «Рыбаки Каспия».
За недобросовестное и безответственное отношение к постановке фильма, за допущенные в документальном очерке инсценировки режиссер Нижневолжской студии кинохроники Блиох Я. М. отстранен от режиссерской работы в системе Министерства кинематографии сроком на два года.

РГАСПИ, ф, 17, оп. 3, д. 1079, л.


Материалы по теме