Борис НЕБЫЛИЦКИЙ

оператор, режиссёр, фронтовой кинооператор

Имя при рождении:
Борис Рувимович Небылицкий

Дата рождения:
28 августа 1909
Мелитополь, Мелитопольский уезд, Таврическая губерния, Российская империя

Дата смерти:
06 ноября 1972 (63 года)
Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
оператор, режиссёр, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Небылицкий Борис Рудольфович (13 (28) августа 1909, Мелитополь (ныне Украина) — 06 ноября 1972, Москва). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965). Лауреат двух Сталинских и Государственной премии (1942, 1951, 1969). Член ВКП(б) с 1941 года. Член СК СССР с 1957 года. Член Союза журналистов СССР с 1961 года.

В 1920 году семья Небылицких переехала в Харьков.
В 1925 — 1926 гг. учился в Химической высшей школе.
С 1926 — фотолаборант, библиотекарь Одесского фотосообщества.
С 1927 — оператор «Кинорабмола» в Одессе.
С апреля 1928 по март 1931 — оператор Московской фабрики культурфильмов «Совкино» / «Союзкино».
В марте — ноябре 1930 — оператор, начальник сектора хроники «Белгоскино».
В ноябре 1931 —  январе 1933 — служба в РККА.
С 26 января 1933 года оператор Московской студии треста «Союзкинохроника» / Московская студия «Союзкинохроники» (с 1940 — Центральная студия кинохроники).

В годы Великой Отечественной войны фронтовой кинооператор, руководитель фронтовой киногруппы. Призван в РККА 21 июня 1941 года. Звание: инженер-майор.

В 1941 году участвовал в создании спецвыпусков «На защиту родной Москвы» — «На тульском направлении» (режиссер-оператор) и «Бои за город Калинин» (оператор). 

На фото (справа налево): Борис Небылицкий, Алексей Лебедев. Вена. 1945 год. Фото из личного архива семьи Лебедевых.

  • В июне 1941 — январе 1942 — оператор фронтовой киногруппы, снимал бои под Москвой.
  • В мае 1942 — апреле 1943 — оператор киногруппы Калининского фронта.
  • В декабре 1942 — феврале 1943 — начальник киногруппы Калининского фронта.
  • С мае 1943 — оператор киногруппы Западного фронта.
  • С августа 1944 — оператор киногруппы 3-го Белорусского фронта.
  • С апреля 1945  — оператор киногруппы 3-го Украинского фронта. 

Принамал участие в качествке кинооператора в боевых операциях 50-й Армии (50 А):
— Оборонительная операция на орловском и курском направлениях. Период: 30.9-29.10.41 г.. Страница боевой операции;
— Оборонительное сражение под Москвой. Период: 2.10-5.12.41 г.. Страница боевой операции;
— Тульская оборонительная операция. Период: 24.10-5.12.41 г.. Страница боевой операции;
— Контрнаступление советских войск под Москвой. Период: 5.12.41 г.-8.1.42 г.. Страница боевой операции 
и другие.

На фото: Роман Кармен (сидит в центре), далее слева направо: Рувим Халушаков, Михаил Слуцкий, Леонид Варламов, Василий Беляев, Федор Киселев и Борис Небылицкий. Нач. 50-х годов XX века. Фото из личного архива Татьяны Савицкой (дочери Б. Небылицкого).

В октябре 1945 — ноябре 1972 — оператор, режиссер Центральной студии документальных фильмоф (ЦСДФ).
В 1961 — 1965 — художественный руководитель Первого творческого объединения ЦСДФ.

Был главным оператором документальных фильмов «День нового мира» (1940; Сталинская премия СССР, 1942), «Слава труду» (1950; Сталинская премия СССР, 1951).
По представлению Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота за создание фильмов «Служу Советскому Союзу» (1968) и «Народа верные сыны» (1967) удостоен Государственной премии СССР (1969).

Борис Небылицкий с другом, звукооператором Кириллом Никитиным (КирВас). Конец 60-х годов. Фото из личного архива Татьяны Савицкой (дочери Б. Небылицкого).

В 1962 году в издательстве «Искусство» вышла книга Бориса Небылицкого «Репортаж о кинорепортаже» — повесть о жизни современника, о сложном пути в искусство, о времени и о себе. В книге Борис Небылицкий рассказывает не только о своей работе, но и этапах роста советской документальной кинематографии, о ее выдающихся мастерах. Автор создаёт образ советского кинохроникера, рассказывает о самоотверженной работе операторов кинохроники, знакомит с основами творческого труда советских журналистов.

СЕМЬЯ

Короткий отпуск фронтового хроникера. Борис Небылицкий с женой и сыном. Фото из личного архива Татьяны Савицкой (дочери Б. Небылицкого).

Жена — Нина Петровна Небылицкая.
Сын — Евгений Борисович Небылицкий (род. 24 июля 1938 года в Москве), оператор; окончил операторский факультет ВГИКа, работал на киностудии «Моснаучфильм» (с 1966 года —  «Центрнаучфильм»).  Евгений Небылицкий в течение 60-80 годов вел дневник впечатлений от поездок по стране, которых у кинооператора было множество. В 1994 году в «Континенте» вышел журнальный вариант рукописи «Четвертое измерение» (Записки).
Дочь — Татьяна Борисовна Савицкая (род. 11 января 1948), окончила факультет журналистики МГУ им. Н.В. Ломоносова.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1930 — Олимпиада искусств народов СССР; полнометаржный (5 частей); Производство: Союзкино; режиссер:  М. Юдин; операторы: Б. Небылицкий, Б. Игнатович, Д. Дебабов
1930 — Олимпиада искусств народов СССР; полнометаржный (5 частей); Производство: Союзкино;  режиссер: В. Ерофеев ; операторы: И. Беляков, Б. Небылицкий, Г. Донец; звукооператор: З. Залкинд, литконсультант: С. Кантор; композитор: Г. Гамбург; пом. П. Ралагин

1930 — На переломе
1930 — Первомай
1930 — 13-й Октябрь
1933 — "Садко" поднят (подъем ледокола "Садко", затонувшего в Кандалакшском заливе (Белое море) в 1916 году); режиссер; оператор: Е. Богоров 
1934 — Колыма; режиссёр-оператор
1934 — Высота 22 тысячи (о полёт стратостата «Осоавиахим-1» был совершён 30 января 1934 года; стратостат достиг рекордной высоты — 21 946 м, однако полёт завершился катастрофой; все три члена экипажа погибли); реж.: Д. Яшин; операторы: М. Глидер, Р. Кармен, Б. Макасеев, Б. Небылицкий, Н. Самгин, Б. Цейтлин; асс. оператора: Е. Игнатович; музоформитель: Г. Гамбур; звукооператоры А. Карасев, М. Шер
1934 — Праздник народа
1935 — День авиации; режиссер: Л. Степановаоператоры: М. Ошурков, Б. Макасеев, К. Теплухин, В. Пятов, С. Сегаль, Б. Небылицкий, Э. Тросман, Н. Вихирев, И. Беляков 
1935 — Славное пополнение (производственные процессы на автомобильном заводе им. Сталина); режиссер; оператор; М. Глидер
1935 — Счастливая юность арад физкультурников на Красной площади в Москве); режиссеры: С. Гуров, М. Кауфман, И. Посельский, И. Сеткина; операторы: И. Беляков, С. Гусев, Б. Макасеев, Б. Небылицкий, М. Ошурков, Д. Рымарев, В. Соловьев, С. Фомин, Н. Блажков, М. Гиндин; музоформители: Н. Николаевский, С. Чернецкий; звукооператор: Н. Бертран; ассистент режиссера: М. Славинская
1936 — Праздник весны социализма
1936 — Дуся и Маруся Виноградовы (о знаменитых передовиках производства); режиссёр-оператор; музоформитель: Д. Штильман; другие создатели: П. Герман, З. Фельдман, М. Соболев, И. Ренков
1936 — За Саянским хребтом (фильм о кочевниках-тувинцах); режиссер-оператор; звукооператор: Д. Овсянников; музоформитель: Д. Штильман
1936 — Метромост (строительство метромоста через Москву-реку между станциями метро Киевская и Смоленская); режиссёр-оператор
1936 — Праздник Тувы (празднование 15-летия Тувинской Народной республики); режиссер-оператор; звукооператор: Д. Овсянников; музоформитель: Д. Штильман
1936 — Наш выигрыш (реклама  Государственныого внутреннего заема второй пятилетки); режиссер: В. Будилович; операторы: Б. Небылицкий, Д. Салютин; музоформители: Д. Блок, А. Гейгнер; звукооператор: С. С. Ренский
1936 — Наш Горький (киноочерк); режиссер: Л. Степанова; операторы: Б. Цейтлин, Б. Макасеев, И. Беляков, Б. Небылицкий, В. Соловьев, Б. Бурт; звукооператор: Н. Бертран, музоформитель: Г. Гамбург, асс. режиссера К. Кулагина
1936 —  Молодая Тувинская республика; режиссер-оператор
1937 — Долина роз (о Крымско-татарском колхозе им. Молотова); режиссер-оператор
1937 — Москва; режиссёр; оператор: Д. Плаксин; звукооператор: С. Ренков
1934 — Сыны трудового народа (военные учения РККА осенью 1937 года); полнометражный; режиссеры: И. Копалин, М. Слуцкий, Р. Гиков; операторы: И. Беляков, В. Доброницкий, В. Ешурин, П. Лампрехт, Б. Небылицкий, А. Шафран, А. Щекутьев; звукооператор: Д. Овсянников
1937 — Сокровищница фарфора
1937 — Доклад т. Сталина И.В. на VIII чрезвычайном съезде Советов о проекте Конституции; полнометражный
1937 — Москва; режиссёр
1937 — Домик Чайковского; режиссёр-оператор
1938 — Наша Москва (фильм о реконструкции г. Москвы); режиссеры: М. Кауфман, Б. Небылицкий; операторы: М. Кауфман, А. Сологубов, Б. Небылицкиймузоформители: А. Гран, В. Смирнов; звукооператор: В. Нестеров
1938 — Цветущая молодость (Всесоюзный парад физкультурников на Красной площади, посвященный 20-летию ВЛКСМ); режиссер: Н. Соловьева; операторы: Г. Рейсгоф, Б. Макасеев, Б. Небылицкий, Д. Рымарев, А. Пырченко, В. Фроленко; звукооператор: Д. Овсянников; музоформитель: А. Гран
1939 — Могучий поток (о строительстве Ферганского канала в Узбекистане); полнометражный; Производство: Московская студия кинохроники, Ташкентская студия кинохроники; режиссёры: Л. Варламов, Б. Небылицкий; операторы: Б. Небылицкий, М. Каюмов; ассистенты режиссера: Н. Долинский, Р. Критская
1940 — Большое дело (фильм о Глуховском хлопчатобумажном комбинате); режиссер-оператор; 
асс. режиссера: Н. Долинский, Д. Плаксин; музоформитель: А. Ройтман; звукооператор: В. Нестеров
1940 — Дом – музей П. И. Чайковского (Дом композитора П. И. Чайковского в Клину); режиссер-оператор
1940 — Павильон Армении (ВДНХа); режиссер: Хачатурьян; операторы: В. Соловьев, Э. Тросман, Б. Небылицкий
1940 — День нового мира (24 августа 1940 года 97 кинооператоров Центральной студии кинохроники (ЦСДФ) снимали на всей территории Советского Союза трудовой день страны) полнометражный; авторы сценария: Борис Яглинг, Марк Цейтлин; режиссеры: Михаил Слуцкий, Роман Кармен; ассистенты режиссера: К. Кулагина, М. Спандарьян; главные операторы: Роман Кармен, Михаил Ошурков, Борис Небылицкий; операторы:  Александр Казначеев, Владимир Еремеев, Пётр Оппенгейм, Николай Нагорный, Василий Беляев и другие кинооператоры
1941 — Машинист Лунин; режиссер-оператор; звукооператор: Д. Овсянников; музоформитель: Д. Штильман
1942 — Разгром немецких войск под Москвойреж.: Леонид Варламов, Илья Копалин; операторы: Иван Беляков, Георгий Бобров, Теодор Бунимович, Павел Касаткин, Роман Кармен, Анатолий Крылов,Алексей Лебедев, Борис Макасеев, Борис Небылицкий, Василий Соловьёв, Михаил Шнейдеров, Виктор Штатланд, Борис Шер, Александр Щекутьев, Александр Эльберт, Алексей Семин (в титрах не указан); ассистент оператора: Мария Сухова
1942 —  День войны; полнометражный; съёмки 13 июня 1942 года (365-й день Великой Отечественной войны) вели 160 кинооператоров
1943 — 25 лет комсомола
1943 — Орловская битва; полнометражный; режиссеры: Л. СтепановаР. Гиков; операторы: С. Гольбрих, А. Гафт, В. Доброницкий, А. Казаков, Р. Кармен, А. Крылов, Ф. Леонтович, Е. Лозовский, Я. Марченко, И. Малов, Г. Могилевский, Б. Небылицкий, Г. Островский, М. Посельский, В. Смородин, А. Софьин, А. Солодков, А. Фролов; асс. режиссера: Е. Козина, К. Кулагина; асс. оператора: И. Гутман, Ю. Монгловский, М. Прудников; звукооператоры: Кашкевич, В. Котов; директор фильма: В. Слонимский
1944 — Конвоирование военнопленных немцев через Москву (17 июля 1944 года 57 тысяч немецких военнопленных солдат и офицеров колонной прошли по улицам Москвы. Во главе колонны следовали девятнадцать генералов); спецвыпуск; режиссер: И. Венжер; операторы: И. БеляковВ. ДоброницкийМ. Глидер, Р. Кармен, А. Кричевский, Ф. Короткевич, А. Каиров, Б. Небылицкий, М. Оцеп, С. Семенов, Р. Халушаков, М. Цирульников, Б. Эйберг; асс. оператора: Г. Монгловская, звукооператор: В. Котов
1944 — Москва сегодня; режиссёр; автор сценария: Р. Кармен; операторы: Р. Халушаков, Б. Небылицкий, С. Семенов, В. Лейверсон; музоформитель: Д. Штильман; звукооператор: В. Нестеров
1945 —  Освобождение Варшавы (освобождение г. Варшавы советскими и польскими солдатами. продвижение войск 1-го Белорусского фронта к реке Висле; режиссер: операторы: И. Аронс, Р. Кармен, Л. Мазрухо, М. Посельский, А. Софьин, В. Томберг, М. Шнейдеров, В. Штатланд 
1945 — XXVIII Октябрь (военный парад и демонстрация трудящихся на Красной площади в Москве в честь 28-ой годовщины Октябрьской революции); режиссер: Я. Посельский; операторы: Н. Вихирев, М. Галдер, Г. Гибер, В. Доброницкий, Р. Кармен, П. Касаткин, Н. Лебедев, Б. Макасеев, В. Микоша, Г. Монгловская, Е. Мухин, Б. Небылицкий, И. Панов, М. Посельский, О. Рейзман, С. Семенов, Сологубов, М. Трояновский, А. Шафран, В. Щекутьев 

Борис Небылицкий с сыном Евгением на болконе гостиницы НАЦИОНАЛЬ во время демонстрации. 1946-1947 год (?). Фото из личного архива Татьяны Савицкой (дочери Б. Небылицкого).1946 — На австрийской земле (освобождение Австрии Красной Армией от немецких фашистов); полнометражный; режиссер; авторы сценария: Е. Габрилович, Б. Небылицкий; операторы: М. Пойченко, И. Запорожский, И. Сокольников, Д. Каспий; диктор: Л. Хмара; редактор: А. Виноградова; звукооператор: В. Нестеров; художник: П. Соколов
1946 —  В Северной Корее ( Всеобщие выборы в Народные комитеты Северной Корее); спецвыпуск; операторы: Т. Бунимович, А. Кушешвили, Б. Небылицкий, П. Русанов 
1947 — Советская Латвия; полнометражный; Производство: ЦСДФ, Рижская студия кинохроники; режиссеры: С. Гуров, Л. Кристи; операторы: Ю. Монгловский, Т. Бунимович, В. Масс, М. Посельский, Б. Небылицкий, А. Щекутьев  
1947 — Северная Корея; полнометражный; режиссеры: Б. Небылицкий, М. Славинская; операторы: Т. Бунимович, Б. Небылицкий, П. Русанов, Л. Кушешвили
1947 — Слава Москве; полнометражный; режиссеры: С. Бубрик, И. Посельский, Я. Бабушкин; операторы: [И. Беляков, Г. Бобров, Т. Бунимович, М. Гиндин, М. Глидер, В. Доброницкий, П. Касаткин, Б. Макасеев, Ю. Монгловский, Б. Небылицкий, М. Ошурков, С. Семенов, М. Трояновский, А. Хавчин, А. Шафран, Д. Шоломович, А. Щекутьев, Д. Аристокесов, А. Брантман, Н. Вихирев, Ш. Гегелашвили, А. Казаков, А. Левитан, Г. Монгловская, В. Николаев, В. Придорогин, О. Рейзман, Н. Соколов, Я. Толчан, Н. Чернявский, Р. Халушаков]
1947 — В день выборов; режиссер:  В. Бубрик; операторы: И. Беляков, И. Бессарабов, Г. Бобров, Н. Вихирев, В. Григорян, И. Гутман, , В. Ешурин, Г. Захаров, С. Коган, Ф. Коробкевич, А. Кричевский, А. Крылов, А. Левитан, В. Микоша, Б. Небылицкий, М. Оцеп, М. Ошурков, К. Писанко, В. Придорогин, О. Рейзман
1947 — Слава Москве (Празднование 800-летия города Москвы); полнометражный; режиссеры: И. Посельский, К. Шапка, С. Бубрик, Я. Бабушкин; операторы: И. Беляков, Г. Бобров, Т. Бунимович, М. Гиндин, М. Глидер, В. Доброницкий, П. Касаткин, Б. Макасеев, Ю. Монгловский, . Небылицкий, М. Ошурков, С. Семенов, М. Трояновский, А. Хавчин, А. Шафран, Д. Шоломович, А. Щекутьев, Д. Аристокесов, А. Брантман, Н. Вихирев, Ш. Гегелашвили, А. Казаков, А. Левитан, Г. Монгловская, В. Николаев, В. Придорогин, О. Рейзман, Н. Соколов, Я. Толчан, Н. Чернявский, Р. Халушаков; звукооператоры: И. Гунгер, К. Никитин
1948 — День воздушного флота СССР; операторы: Б. Макасеев, П. Ошурков, А. Щекутьев, И. Беляков, Г. Бобров, Н. Вихирев, М. Глидер, С. Коган, Б. Небылицкий, Д. Семин, В. Фроленко, А. Хавчин, М. Шнейдеров, И. Гутман, А. Зенякин, Л. Котляренко, В. Мищенко, Е. Мухин, М. Оцеп, К. Писанко
1949 — 1 Мая (фильм о Первомайском празднике 1949 год в Москве); операторы: И. Беляков (главный оператор), Б. Волчек, Г. Гибер, М. Глидер, А. Казаков, П. Касаткин, Б. Небылицкий, М. Ошурков, О. Рейзман, С. Семенов, А. Хавчин, А. Шафран, А. Щекутьев, Е. Алексеев, С. Гусев, Г. Захарова, А. Левитан, М. Лифшиц, Г. Монгловская, Е. Мухин, А. Никифоров, К. Писанко, М. Прудников, П. Русанов, К. Широнин
1950 — Слава труду; полнометражный
1950 — Советский Казахстан; операторы: Б. Небылицкий, М. Аранышев, И. Гитлевич, Г. Рейсгоф, А. Фролов, А. Чикноверов

Женя Небылицкий в качестве ассистента отца на съемках документального фильма ВОЛГА-ДОН. 1950 год. Фото из личного архива Татьяны Савицкой (дочери Б. Небылицкого).
1952 —  Волга-Дон
1953 — Встречи на Волге; операторы: Б. Небылицкий, И. Сокольников, Р. Халушаков
1953 — Гусь-Хрустальный; режиссёр, оператор совместно с Г. Епифановым
1953 — Пробужденная степь (освоение целинных и залежных земель в Казахстане; организация нового зерносовхоза "Орджоникидзевский" в Кустанайских степях); режиссер:  Б. Небылицкий; операторы: В. Комаров, Б. Небылицкий; диктор: Л. Хмара; асс. режиссера: В. Окунева
1955 — У новогодней ёлки
1956 — О Москве и москвичах (репортажный фильм о Москве); полнометражный; журналист: А. Аджубей; режиссеры: Григорьев Р., Посельский И.; операторы: Каспий Д., Небылицкий Б., Халушаков Р., Медынский С.; звукооператоры: В. Котов, И. Воскресенская; директор картины: Г. Дик

1956 — Президент Сирии в СССР; оператор совместно с Бессарабовым
1956 — Год спустя; режиссёр-оператор
1956 — Мастерская венгерского балета
1957 — Мы подружились в Москве; режиссер: Слуцкий М.; операторы: Бессарабов И., Небылицкий Б.
1958 — Мы живём в Минске
1959 — Пора большого новоселья; режиссёр; операторы: Глидер М., Медынский С., Небылицкий Б., Прудников М., Рымарев Д.
1959 — На просторах океана; реж.: Б. Небылицкий; операторы: С. Коган, Л. Кокошвили, С. Масленников, Б. Небылицкий, В. Цитрон, П. Тартаков
1960 — Рассказ иракского студента (об иностранных студентах МГУ); оператор: Цитрон В.
1962 — Окна в жизнь
1962 — Рукопожатие через Балтику; оператор А. Истомин
1963 — Огни московского метро; оператор: Серов Г.
1963 — Москвичи в сорок первом; автор сценария и режиссер совместно с Р. Григорьевым; оператор совместно с В. Копалиным
1963 — Плоды нашей дружбы; (СССР — Индия); режиссер с А. Турамалаем; оператор в соавторстве
1964 — Будущее создаётся сегодня
1965 — Москвичи в сорок первом; режиссеры: Р. Григорьев, Б. Небылицкий; операторы: В. Копалин, Б. Небылицкий  
1965 —  Разгром немецких войск под Москвой (новая редакция 1965)
1965 — Индийская новь; режиссер: Б. Небылицкий, С. Шастри (индийская киностудия)
1965 — Автор Сингх и его друзья; режиссёр-оператор
1965 — Индийская ночь; режиссёр-оператор 
1966 — Сентябрь на Балатоне; автор сценария; режиссер
1966 — Письма с Сайменского канала; автор сценария; режиссёр; оператор совместно с А. Истоминым
1967 — Будапешт в субботу и воскресенье; автор-оператор
1967 — Народа верные сыны; полнометражный; авторы сценария: Е. Воробьев, Б. Небылицкий; режиссёр с В. Бойковым
1968 — Верность интернационализму; оператор в соавторстве
1968 — Во имя социализма, дружбы и мира; оператор в соавторстве 
1968 — Служу Советскому Союзу; полнометражный; режиссёр совместно с В. Бойковым
1968 — Отпор врагам социализма; операторы: Истомин А., Киселев С., Копалин В., Небылицкий Б., Опрышко П. 
1968 — Народы мира с Вьетнамом; режиссер
1968 — Дружбой рожденный; автор сценария; режиссер

Снимает режиссер-оператор Борис Небылицкий. Фото из личного архива Татьяны Савицкой (дочери Б. Небылицкого).1969 — Союз оружия и сердец; реж, оператор в соавторстве
1969 — Революционный держим шаг; режиссёр; авторы сценария: Небылицкий Б., Немеш Я.
1970 — Великий подвиг; режиссёры: Григорьев Р., Небылицкий Б.
1970 — Большой визит; режиссеры: В. Катанян, Б. Небылицкий
1971 — Советская армия № 14
1971 —  Премьер  министр Индии в СССР; режиссер
1971 — Только одна смена (о Новолипецком металлургическом комбинате); автор сценария, режиссер
1971 —  Стрела стратосферы (о новом советском сверхзвуковом самолете ТУ-144); режиссер
1972  — ЯК-40; режиссер
1972 —  Самолетами "Аэрофлота" через Атлантику; режиссер
1971 —  Звезды фигурного катания; режиссер
1972 —  XV съезд профсоюзов СССР. Планы партии претворим в жизнь. Спецвыпуск № 3
1973 — Серебряные крылья (фильм посвящен 50-летию гражданской авиации вышел после смерти режиссёра Б. Небылицкого); полнометражный; режиссеры: Бойков В., Воронцов А., Небылицкий Б.

КИНОПЕРИОДИКА (выборочно)

Во время демонстрации 07 ноября в Москве на Красной Площади. Фото из личного архива Татьяны Савицкой (дочери Б. Небылицкого).

В 1930 году, во время работы в секторе хроники «Белгоскино», снял около 100 сежетов для кинопериодики. Режиссёр более 30 номеров «Совкиножурнала» / «Союзкиножурнала»  в период 1932 – 1942 гг.. В качестве кинооператора снимал сюжеты для кинолетописи и киножурналов: "Наука и техника" (1934); сцепвыпуски "На защиту родной Москвы" (1941) — "Героическая оборона Тулы", "Освобождение Калинина"; режиссёр киножурнала "Советское искусство" (1940); оператор и режиссёр выпусков киножурналов: "Московская кинохроника" (1957), "По Дону и Кубани" (1962), "Искусство" (1957), кинообозрение  "Страна Советская" (1964), "Пионерия", "Новости дня", "Советский воин". Всего более 900 сюжетов кинопериодики и кинолетописи.

1941 — На защиту родной Москвы (киножурнал). Вып. №2; режиссер-оператор
1941 — На защиту родной Москвы (киножурнал). Вып. №5; реж.: Н. Кармазинский; операторы: И. Беляков, П. Ермолов, С. Семенов, Р. Халушаков, А. Лебедев, Б. Макасеев, В. Штатланд, Б. Небылицкий 
1942 — Союзкиножурнал № 32; операторы: Беляков И., Сокольников И., Донец Г., Небылицкий Б., Семин А., Бобров Г.
___________________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 144-145). Биография —  справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с. 594). Фотографии из частных архивов.

Библиография

1938 — Записки кинооператоров. Б. Небылицкий. С киноаппаратом по Колыме [текст] (редактор-составитель Н. Колин; с. 91-104) (изд.: — М.; "Госкиноиздат")
1949 — Записки кинооператоров. Б. Небылицкий, Т. Бунимович. Освобожденной Корее [текст] (изд.: — М.; "Детгиз")
1962 — Репортаж о кинорепортаже (изд.: — М., "Искусство")
1963 — Небылицкий Б.Р. Мы снимали XXII Съезд партии [текст]; (сборник статей; с. 1905-113) (изд.: — М.; "Искусство")
1968 — Небылицкий Б.Р. От Волгт к Дону [текст]: записки кинооператора (изд.: — М.; "Детгиз")

Звания

1965 — Заслуженный деятель искусств РСФСР

Награды

1940 — Орден «Знак Почёта» (за документальный фильм «Могучий поток» (1939))
1942 — Сталинская премия (за документальный фильмов «День нового мира» (1940))
1943 — Орден Красной Звезды (Приказ позразделения № 283 от 02.10.1943 г.; Издан: ВС 50 А Брянского фронта. Архив: ЦАМО)
1944 — Медаль «За оборону Москвы»
1945 — Медаль «За взятие Вены»
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1951 — Сталинская премия (за документальный фильм «Слава труду» (1950))
1969 — Государственная премия СССР (по представлению Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота за создание фильмов «Служу Советскому Союзу» (1968) и «Народа верные сыны» (1967))

Цитаты

[...]Для повышения эффективности и упорядочения работы по созданию советской кинохроники в 1930 году в Москве был образован трест «Союз-кинохроника», включающий Московскую студию документальных фильмов, студии кинохроники в Ленинграде, Харькове и Ростове-на-Дону. 1 июля 1931 года в структуру треста вошла и Минская студия кинохроники. Ее руководителем был назначен 22-летний Борис Небылицкий, ранее работавший оператором хроники на 3-й фабрике «Совкино» (с 1936 года – Московская студия кинохроники).
Изменение названия Минской студии кинохроники (с 1 июля 1931 года уже не сектор, а Всебелорусское отделение «Союзкинохроники») отразило принципиальную смену подходов к управлению всей отраслью неигрового кино в масштабах Советского государства. «Актуальной кинематографией» кинохроника могла стать, лишь успевая фиксировать на пленку разительные перемены, произошедшие на бывших окраинах и в экономически отсталых регионах огромной страны. Это было время планомерного и решительного освоения Восточной Сибири, Крайнего Севера, Средней Азии, Казахстана. Фронт «кинохроникерского обслуживания» растянулся на многие тысячи километров. Оперативность освещения во многом зависела от близости хроникера к месту происходящих событий.
Особое внимание уделялось укреплению корреспондентской сети «Союзкиножурнала» на местах, что в дальнейшем послужило фундаментом республиканских и региональных киностудий, способствовало росту и развитию производственной и творческой базы кинохроники в национальных республиках.
В рамках централизации производства кинопериодики Всебелорусское отделение «Союзкинохроники» на несколько лет было фактически превращено в корреспондентский пункт всего Западного региона, призванный обеспечивать московских режиссеров-монтажеров хроникальным материалом для регулярного выпуска тематических киножурналов «За социалистическую деревню», «Наука и техника», «На страже СССР», «Железнодорожник», «Советское искусство», «Пионерия». В 1930 году были организованы два корреспондентских пункта в Гомеле и Витебске, годом позже еще один корпункт, входящий в сферу ответственности Белгоскино, был создан в Смоленске. Основной задачей белорусских операторов Н. Стрешнева, Л. Эпельбаума, С. Друбича, помощников оператора И. Вейнеровича и В. Цитрона стала съемка сюжетов для монтировавшихся в Москве киножурналов.[...]

Константин Ремишевский (Из книги "История, ожившая в кадре. Белорусская кинолетопись: испытание временем. Книга 1. 1927–1953"), Источник

[ Страница дополняется материалами ]