11.05.2019


Автор:
Михаил Важнов

Кандидат исторических наук.

Опубликовано: Михаил Важнов. Неистовый. Жизнь и судьба Е.И. Рябчикова. 1909–1996 (М.: Издательство Просеков, 2017. 480 с., ил.; книга о легендарном журналисте, в конце 50-х годов работавшем членом редколлегии, редактором раздела внутренней жизни «Литературной газеты»). Фото: "Панорама Цимлянской плотины в районе шлюза №14 Волго-Донского судоходного канала имени В.И. Ленина". Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (16829411).

...Наибольший успех Рябчикову принесли не репортажи и очерки, не книга, а фильм «Волго-Дон» (1952;  полнометражный документальный фильм о строительствое Волго-Донского канала Цимлянской ГЭС; Производство: ЦСДФ; автор сценария: Е. Рябчиков; режиссер: Ф. Киселёв; операторы: Б. Небылицкий, Е. Ефимов, Е. Лозовский, И. Михеев. -Прим. ред. #МузейЦСДФ). Скрупулезно вникая в дела гидростроителей, Рябчиков глубоко изучил стройку и, по отзыву режиссера Ф. Киселева, "сумел создать простой, ясный, хорошо ведущий развитие фильма текст". По ходу съемок сценарист и режиссер делали все, чтобы отразить "пафос созидания", и выражали надежду на успешное решение сложной, масштабной задачи.

Б.Р. Небылицкий, оператор:

"Он – как дрожжи, – всех будоражил, не давал возможности ни одного дня провести спокойно. "Скорее едемте в такой-то район – там происходит очень важное событие". И мы бросаемся туда. Только-только добрались, – звонок: Евгений Иванович нашел интересного человека и требует нашего присутствия. Он учил нас, я бы сказал, такой журналистике, какая она должна быть: ничего казенного, все делать с душой, сердцем"

 Шлюз № 15 Волго-Донского судоходного канала имени В.И. Ленина. Июль 1952 года. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (15892145).

Да, фильм, конечно, без лагерей, "колючки", охранников. Но представить себе, чтобы в кадре оказалось гулаговское "лицо", — чистая фантастика.

В общем, киногруппа сработала мастерски, без сучка и задоринки. Фильм имел обширную прессу: откликнулись "Правда", "Известия", "Советская культура", "Комсомолка", "Искусство кино", "Литературная газета", "Советская Эстония", "Туркменская искра", "Советский Сахалин". Тон рецензий не оставляет сомнений в успехе ленты.

В 1954 году фильм демонстрировался в Англии. А позже, в 1955-м, газета "Советская культура" опубликовала (7 июля) статью Стэнли Формана, директора "Плато-фильмс", "Советские фильмы в Англии", где говорится и о "Волго-Доне": "Картина пользовалась исключительным успехом. Этот замечательный документальный фильм сотни раз был показан членам палаты общин, а также английским руководящим деятелям, работающим в области электрификации, строительному центру в Лондоне, Британской металлургической федерации и многим другим техническим организациям, а также в организациях Общества англо-советской дружбы".

Фильм долго входил в обойму образцов документального кино. Даже годы спустя, В. С. Осьминин, главный редактор ЦСДФ, характеризуя фильмографию, созданную при участии Е. И.[Рябчикова], комплиментарно отозвался именно о «Волго- Доне»:

"Незабываемая работа, большой фильм, в котором с большой силой прозвучала публицистическая мысль о героизме советских людей, построивших это сооружение в короткий срок"

К слову, "огоньковская" часть фильмографии Рябчикова-сценариста не ограничивается «Волго-Доном» и появившимся в паре с ним цветным фильмом (короткий метр) "Открытие Волго-Донского судоходного канала имени Ленина" (есть сведения и о сценарии научно-популярного фильма "Орошение в зоне Волго-Дона").

Та же студия выпустила на экраны полнометражный фильм "Советская Киргизия".

Заметным явлением кинодокументалистики стала цветная полнометражная картина "Русский характер" Ленинградской студии кинохроники (творческий коллектив Е. Учитель, Е. Рябчиков, И. Котенко) при участии операторов Куйбышевской и Свердловской киностудий. Героями фильма стали рабочие, колхозники, ученые, военнослужащие.

Еще в пору производства этого фильма.

Из письма А. П. Штейну: "Много времени занимает большой цветной полнометражный документальный фильм «Русский характер», сценарий которого писал вместе с И. М. Котенко и режиссером Е. Учителем. Коллегия министерства с высокой оценкой приняла сценарий, и сейчас идут полным ходом съемки, работают более десяти операторов — в кратере Ключевского вулкана, на шахтах, заводах, на порогах Ангары и Енисея, на целинных землях, в тундрах, на Северном полюсе, в Антарктиде, под землей и под водой, в стратосфере. Картина должна выйти к 40-летию Советской власти".

«Русским характером» открылся Фестиваль хроникально-документальных и научно-популярных кинофильмов (2 июня-1августа 1958 года, к/т "Москва"). По итогам Второго Всесоюзного кинофестиваля лента получила (раздел документальной кинематографии) первую премию.

Даже сценарии и тексты к "проходным" короткометражкам («Александр Шашков» и «Вечер в колхозе» Новосибирской студии, «Вступайте в ДОСААФ» Ростовской студии) Рябчиков писал ответственно, с удовольствием.

Признанием заслуг Рябчикова-документалиста стало решение Министерства культуры СССР (1955) ввести Е. И.[Рябчикова] в состав Художественного совета ЦСДФ...