Зенякин Аркадий Михайлович (13 (26) января 1915, Козлов (ныне г. Мичуринск, Тамбовская обл.)[1] — 02 апреля 1990, Москва) — оператор документального кино. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1968). Награжден орденами: орден Славы III степени (1944), орден Красной Звезды (1945). Беспартийный. Член СК СССР — СК России с 1957 года.
С 1930 — учитель начальной школы в Богородицком районе Тульской области.
В 1931 — 1932 — секретарь Богородицкого райисполкома.
В 1932 — 1933 — председатель профсоюза МТС в Богородицке.
В 1933 — 1936 — рабочий-проходчик Метростроя в Москве.
Преподаватели, студенты и выпускники ВГИКа. Москва. 1940 год. На фото сидят в первом ряду (слева направо): преподаватель операторского ф-та Леонид Васильевич Косматов (второй слева), руководитель кафедры операторского ф-та, профессор Анатолий Дмитриевич Головня, преподаватель операторского ф-та Евсей Михаилович Голдовский, декан операторского ф-та Александр Карлович Крук, руководитель мастерской операторского ф-та Борис Волчек (второй справа), предположительно — профессор кафедры операторского мастерства Юрий Андреевич Желябужский (справа на фото); сидят во втором ряду: студенты и выпускники операторского ф-та Георгий Епифанов (четвертый слева), Аркадий Зенякин (четвертый справа), Леонид Котляренко (пятый справа), Илья Гутман (третий справа); стоят в третьем ряду: выпускники операторского ф-та Зиновий Фельдман (третий слева), Иван Сокольников (четвертый слева) и Игорь Бессарабов (седьмой слева), студент сценарного ф-та Леонид Браславский (второй справа), студенты операторского ф-та Илья Аронс (третий справа), Вячеслав Гулин; стоят в верхнем ряду: выпускник операторского ф-та Алексей Семин (третий справа), студент операторского ф-та Анатолий Колошин (десятый справа). Фото из личного архива Евгении Головня (внучки А. Головня). Реставрация фото: Т. Юрина.
В 1940 году окончил операторский факультет ВГИКа.
Участник Великой Отечественной войны. Место призыва Октябрьский РВК, г. Москва. Воинское звание ст. сержант; старшина. Воинская часть: 291 стрелковый полк 63 стрелковой дивизии (II) 291 стрелковый полк 63 стрелковой дивизии (I) 3-й Белорусский фронт.
С января 1945 года — фронтовой кинооператор.
Один из руководителей второй команды сержантов-операторов, организованной режиссером Александром Медведкиным. В 1944 году по инициативе А.И. Медведкина были организованы группы киноавтоматчиков: к солдатским ППШ были прикреплены 16 мм кинокамеры, таким образом, солдат снимал, непосредственно ведя бой, обучал солдат и разведчиков ведению киносъёмки. Зенякин под руководством А.И. Медведкина, совместно с кинооператорами Николаем Лыткиным, и Георгием Голубовым, обучал солдат и разведчиков киносъёмке непосредственно во время ведения боя. Часть съемок бойцов вошла в спецвыпуск «Кенигсберг» (1945, реж. Ф. Киселев).
С 01 января 1945 — асс. оператора; с 13 августа 1945 по 1990 — оператор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
Жена — Зенякина Кира Николаевна (1923 —2016).
ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)
1945 — Кинодокументы о зверствах немецко-фашистских захватчиков; полнометражный; операторы: А. Воронцов, Р. Гиков, В. Ешурин, В. Доброницкий, В. Зенякин, Р. Кармен, К. Кутуб-Заде, А. Левитан, В. Микоша, Е. Мухин, И. Панов, М. Посельский, М. Сегель, В. Соловьев, А. Сологубов, М. Трояновский
1945 — Кенигсберг
1945 — Разгром Японии; полнометражный; авторы фильма и руководители фронтовых съёмок: А. Г. Зархи и И. Е. Хейфиц; монтаж: И. Сеткиной, М. Славинской, Н. Соловьёвой; операторы: Забайкольского 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов и Тихоокеанского флота
1946 — 1-ое Мая; реж.: Я. Посельский, С. Гуров, И. Сеткина; операторы: В. Афанасьев, И. Беляков. А. Братман, Г. Бунимович, А. Воронцов, Г. Гибер, Г. Голубов, С. Гусев, И. Гутман, Т. Епифанов, А. Зенякин, С. Киселев, А. Казаков
1947 — Карело-Финская ССР; полнометражный; реж.: С. Гуров, Л. Кристи; операторы: А. Братман, А. Зенякин
1948 — День воздушного флота СССР; реж.: В. Бойков, Л. Кристи; операторы: Б. Макасеев, П. Ошурков, А. Щекутьев, И. Беляков, Г. Бобров, Н. Вихирев, М. Глидер, С. Коган, Б. Небылицкий, Д. Семин, В. Фроленко, А. Хавчин, М. Шнейдеров, И. Гутман, А. Зенякин, Л. Котляренко, В. Мищенко, Е. Мухин, М. Оцеп, К. Писанко
1948 — Ко дню Военно-Морского флота; реж.: Н. Соловьёв; операторы: А. Зенякин, А. Воронцов, М. Прудников, Л. Котляренко, Фельдман
1948 — На родину!; операторы: Д. Каспий, А. Зенякин, А. Крылов, С. Репников, В. Комаров, Е. Мухин, М. Прудников, Л. Рымарев
1950 — Дальний Восток
1949 — Советский Казахстан; полнометражный; производство: Алма-Атинская студия художественных и хроникальных фильмов; режиссер: Р. Кармен; операторы: М. Аранышев, Р. Кармен, В. Зайцев, Б. Шер, И. Гитлевич, А. Зенякин, Е. Лозовский; автор текста Б. Горбатов; диктор Л. Хмара
1951 — День Воздушного флота СССР; (фильм об авиационном празднике в Тушино 08 июля 1951 года); полнометражный; режиссер: В. Бойков; главный оператор: М. Ошурков; операторы: И. Беляков, Н. Вихирев, Г. Епифанов, Г. Захарова, А. Зенякин, А. Казаков, Д. Каспий, А. Крылов, С. Коган, А. Левитан, А. Листвин, Б. Макасеев, В. Придорогин, О. Рейзман, Д. Рымарев, С. Семенов, Э. Тросман, С. Уралов, В. Фроленко, Р. Халушаков, А. Шафран, А. Щекутьев; в воздухе снимали: Ю. Леонгардт, Е. Лозовский, Н. Лыткин (впервые снимали с реактивного самолета), Л. Максимов, П. Опрышко, М. Ошурков, Н. Соловьёв, Н. Пискарёв; асс. режиссера: С. Пумпянская, Н. Соловьева; асс. операторов: Л. Зайцев, А. Истомин, М. Попова; автор текста: Е. Кригер; читает: Ю. Ливитан; редактор: Ю. Смирнитский; музоформитель: Е. Смирнова; звукооператоры: Д. Овсянников, М. Соболев; художник: И. Нижник; директора картины: Б. Вайнштейн, Л. Морозов
1953 — Повесть о нефтяниках Каспия; полнометражный; Производство: Бакинская студия художественных и хроникальных фильмов; режиссер-оператор: Роман Кармен; операторы: Д. Мамедов, А. Зенякин, С. Медынский
1954 — Международное соревнование мотоциклистов (товарищеские соревнования спортсменов социалистических стран по мотокроссу под Москвой в 1954 году); режиссер: З. Тулубьева; операторы: И. Беляков, Н. Вихирев, А. Зенякин, Ш. Силенко, Д. Рымарев, К. Писанко, М. Оцеп, М. Измайлова, Л. Михайлов, О. Сугинт, В. Скоробогатова, Р. Туморина; автор текста: В. Викторова; звукооператор: И. Гунгер
1954 — Первая весна (фильм об освоении целинных и залежных земель в Сибири, Казахстане, Поволжье); полнометражный: реж.: И. Посельский, А. Медведкин; операторы: И. Грачев, Л. Зайцев, А. Зенякин, Д. Каспий, С. Коган, А. Крылов, В. Микоша, А. Сологубов, К. Широнин
1955 — Чемпионы мира по футболу в Москве (встреча футболистов Советского Союза с командой ФРГ в г. Москве на стадионе "Динамо"); реж.: А. Рыбакова; операторы: М. Ошурков, О. Арцеулов, Г. Захарова, А. Зенякин, С. Коган, А. Кричевский, Л. Максимов, Б. Макасеев, В. Скоробогатова, Б. Фроленко, В. Ходяков, А. Хавчин, Р. Халушаков
1955 — Счастье трудных дорог (Страницы жизни советской молодежи); полнометражный; реж.: Р. Григорьев, И. Посельский; авторы сценария: А. Аджубей, И. Котенко; операторы: Е. Ефимов, А. Зенякин, А. Кричевский, Л. Зайцев, В. Мищенко, Г. Захарова, А. Савин, А. Истомин, Н. Степанов, Е. Лозовский, А. Хавчин, П. Шлыков
1955 — Варшавские встречи (фильм о пятом Всемирном фестивале молодежи и студентов в г. Варшаве); полнометражный; режиссеры: И. Копалин, Е. Боссак, И. Посельский, Р. Григорьев; гл. операторы: А. Левитан, С. Спрудин; оператор
1955 — В гостях у птиц и зверей (фильм о Московском зоопарке); цветной; 35 мм, ш/э (широкий экран), стерео; режиссеры-операторы: В. Микоша, А. Зенякин; выпущен на экран 15 декабря 1955 года
1955 — На первенстве мира по конькам (Первенство мира по конькам на стадионе "Динамо" в Москве); реж.: И. Посельский; операторы: И. Гутман, А. Зенякин, Ю. Леонгардт, К. Пискарев, Н. Соловьев, А. Сологубов
1955 — Югославские футболисты в Советском Союзе; режиссер Н. Кармазинский; операторы: Е. Аккуратов, И. Грачев, А. Грек, А. Зенякин, С. Коган, Б. Макасеев, В. Микоша, Е. Мухин; комментатор В. Синявский
1955 — СССР — Швеция (Международные встречи сборных команд по хоккею); режиссер Б. Вейланд; опеарторы: М. Ошурков, Р. Халушанов, А. Зенякин, А. Крылов
1957 — Из глубины веков (кинорассказ о памятниках Древнего Египта; режиссеры-операторы: А. Зенякин, А. Семин; автор текста: Ю. Каравкин; диктор А. Задачин; звукооператор И. Гунгер; музоформитель: Г. Кемлин
1956 — Выставка английской моды в Москве; режиссер: В. Плотникова; оператор; звукооператор: В. Котов
1956 — Ленинград. Осень
1956 — Моды сезона (модели одежды весенне-летнего сезона для женщин, мужчин, детей. Демонстрация моделей в Московском Общесоюзном Доме моделей); режиссер И. Посельский; операторы: А. Зенякин, В. Микоша
1956 — Песни над Вислой; полнометражный
1957 — Над нами синее небо
1957 — Ленинградская осень; широкоэкранный
1957 — На Синайском полуострове
1957 — Неделя в совнархоз; режиссер совместно с Е. Рябчиковым; оперератор; звукооператоры: С. Сенкевич, В. Котов
1957 — Репортаж из Порт-Саида; операторы: А. Зенякин, М. Трояновский
1957 — Советская промышленная выставка в Египте; реж. монт. И. Кравчуновский; операторы: А. Зенякин, А. Семин, М. Трояновский
1957 — В Египте; полнометражный; режиссер М. Трояновский; оператор: А. Зенякин
1958 — Памятники древнего Египта; режиссер М. Трояновский; операторы: А. Зенякин, А. Семин
1958 — Когда цветет сакура; полнометражный
1958 — На международной ярмарке в Осака; режиссер С. Бубрик; операторы: А. Зенякин, А. Семин; автор текста В. Горохов; диктор Р. Выгодский; звукооператор С. Ключевский
1958 — Среди птиц и зверей; широкоэкранный
1959 — На льду и на воде; режиссер-оператор
1959 — Богатая осень
1959 — Встречи на ледяной арене; режиссер-оператор
1959 — Выставка японского искусства
1960 — Арена дружбы; режиссер-оператор
1960 — Зимняя фантазия
1960 — Живопись Святослава Рериха; режиссер-оператор; звукооператор И. Гунгер; музыка: И. Болдырев, автор текста А. Галич
1960 — Намасте
1960 — В Сенегале
1961 — В гостях у соседей
1961 — Песня и труд
1962 — Японские новеллы; режиссер-оператор
1962 — В Новой Зеландии; режиссер-оператор
1963— Далекая Австралия; полнометражный; режиссер-оператор
1963 — Австралия и Океания; режиссер-оператор
1963 — Сиримаво Бандаранаике; режиссер-оператор
1964 — Страницы бессмертия (историко-публицистический фильм на основе современных съемок, а также фрагментов и кадров советской и зарубежной кинохроники. В фильм вошли съемки кинооператоров Г. Гибера, П. Ермолова, А. Левицкого, А. Лемберга, П. Новицкого, Е. Славинского, Э. Тиссе, документы киноархивов и музеев Советского Союза, Германии Восточной (ГДР), Венгрии, Польши, Чехословакии, Англии (Великобритании), Франции); полнометражный; реж.: И. Копалин; оперторы: И. Грачев, Г. Земцов, А. Зенякин, Е. Легат, А. Савин, В. Цитрон
1966 — Занавес не закрывается; режиссер
1966 — «Интерпрессфото–бб»
1968 — 10 минут в танце; режиссер
1970 — Фронтовики, наденьте ордена!; режиссер
1972 — Сокровище Самотлора; режиссер
1972 — Причалы КамАЗа; режиссер
1975 — Художник Ренато Гуттузо; режиссер-оператор
1975 — "Жигули" — миллионный; режиссер и автор сценария
1978 — Отчизне посвятим (фильм о работе творческих союзов в СССР); режиссер А. Зенякин; оператор С. Черкасов; автор текста:Л. Белокуров; звукоопеартор К. Никитин
1981 — Экран и время (фильм о 12-ом Международном кинофестивале, проходившем в Москве летом 1981 года); режиссер; автор сценария: А. Новогрудский; операторы: Бочков Ф., Усанов В., Филатов И., Черкасов С.; текст читает М. Глузский
1986 — Звездный. Космические будни; режиссер и автор сценария
1986 — Родом из Звездного; режиссер и автор сценария
1987 — Бела Кун; режиссер
1984 — Человек летает на работу; режиссер
1987— Португальская делегация в СССР
1988 — Дамаск — Москва — Космос; автор сценария и режиссер
1989 — Звездные космические будни
_______________________________
При подготовке материала использована информация открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 75); справочное издание под редакцией А. Дерябина "Создатели фронтовой кинолетописи" (Изд.: —М.; Госфильмофонд России, 2016; с. 324). Фотографии из частных архивов.
[...]Помнится, первым, кого я разглядел у белого домика под зеленой крышей, был начальник фронтовой киногруппы 3-го Белорусского фронта режиссер Александр Иванович Медведкин. Он сидел на скамеечке и вел неторопливую беседу с несколькими младшими командирами.
Семён Школьников, кинооператор, режиссёр, Источник
Александра Ивановича я знал давно, а об его идее, поддержанной фронтовым начальством, рассказал мне Георгий.
Все шире развертывалось наступление. Все больше требовалось кинооператоров, чтобы запечатлеть на пленке подвиги наших воинов. Однако резервы операторов на киностудиях были исчерпаны, а киноинститут не мог обеспечить достаточного пополнения. И вот Медведкин решил быстро обучить элементарным приемам киносъемки грамотных толковых бойцов и младших командиров, уже имевших большой опыт боевых действий, чувствовавших себя привычно в самых сложных ситуациях. Но чем их вооружить?
Ручных киносъемочных аппаратов тогда не хватало даже для профессиональных операторов. Кроме того, привычный для профессионалов киноаппарат был слишком сложен для неопытных людей. Ведь годами учатся точно наводить на резкость, правильно устанавливать диафрагму, строить композицию кадра...
Александр Иванович пришел к мысли использовать простые в обращении шестнадцатимиллиметровые автоматические камеры, которые применялись в Военно-Воздушных Силах.
Командование фронта выделило в распоряжение киногруппы несколько десятков разведчиков.
Главный инженер Центральной студии кинохроники Игорь Борисович Гордийчук на основе шестнадцатимиллиметровой автоматической камеры разработал новую конструкцию киносъемочного аппарата, который устанавливался на прикладе автомата ППШ, а мастера точной механики быстро изготовили несколько десятков таких аппаратов. [109]
Я с интересом разглядывал аппарат. Беседовал с Медведкиным и операторами-инструкторами Николаем Лыткиным, Аркадием Зенякиным, Георгием Голубовым. В разговор включились и «курсанты», увлеченные новым для них, интересным делом. По истечении двух месяцев учебы они должны были получить звание сержант-оператор и вернуться в свои подразделения. Сержанты-операторы впоследствии сняли немало кадров, вошедших в документальные фильмы, а кое-кто из них стал профессиональным кинематографистом.
А в тот день мы просто разговаривали о войне, о судьбах наших, о друзьях, которые далеко. Допоздна длилась беседа, и жаль было расставаться. Но дело есть дело. Оно прежде всего.[...]