Последнее обновление: 05.09.2024.
Юрина Татьяна Петровна (род. 05 мая 1954 года в Москве) — режиссер документального кино; руководитель режиссёрской мастерской во ВГИКе. Член Союза Кинематографистов. Член Гильдии кинорежиссеров.
В 1983 году окончила режиссерский факультет ВГИКа.
Режиссер более 50 документальных фильмов и телевизионных программ.
С 22 ноября 1983 по 01 февраля 1993 — режиссер Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
Присвоена 1-я режиссерская категория 01 декабря 1988 года.
В 01 февраля 1994 по 31 января 1996 — режиссер Российской центральной киновидеостудии документальных и учебных фильмов (РЦСДФ).
В 1993 — 1994 — ведущая телепередачи Первого канала «Кино до востребования».
Работала на студиях: «Центр кино и телевидения для детей и юношества», «Золотая лента», ЦСНФ «ХХI век», «Альтаир», «Контакт-фильм», «Авторское телевидение» и др.
С 1990 года и в течение ряда лет была членом Государственной экзаменационной комиссии ВГИКа. Участвовала в работе жюри и отборочных комиссий фестивалей документальных фильмов.
С 2011 года по настоящее время руководитель мастерской режиссуры неигрового кино, доцент ВГИК.
Выпускники ВГИКа с мастером после защиты диплома. 30 июня 2019 года. На фото (слева направо): В. Гадзиев, С. Пополитова, Х. Ахметзянов, Е. Кутеко, Л. Кузнецова. Фото из личного архива Татьяны Юриной.
Председатель ГД Вячеслав Володин посетил ВГИК им. С.А. Герасимова в день столетия университет.
Выпускники мастерской режиссеров Андрея Осипова и Татьяны Юриной. Стоят (слева направо): Ма Пинчуань (Китай), Тамара Турилова, Артём Чередниченко, Ивана Соловей, Мирослав Блажески (Македония), Андрей Осипов, Татьяна Юрина, Екатерина Зиновьева, Мария Минькина, Полина Панфилова, Виктор Коженков, Мария Захарова, Игнат Жаворонков, Стас Жданов (Украина); сидят (слева направо): Елизавета Авдейко, Чень Шучен (Китай), Дана Арсагова, Мария Тагинцева, Сергей Кан, Анастасия Загородняя. 27 июня 2024 г. Фото предоставлено Т. П. Юриной.
Муж — Никонов Валерий Владимирович (03 февраля 1942 года, Москва — 22 января 2019, Москва) — оператор кино и телевидения. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008). Обладатель приза Международной ассоциации телевидения «За мастерство в видеопроизводстве», номинирован на премию американского телевидения «ЭММИ». Член СК СССР (с 1974 года) — СК России.
1984 — Если распахать межу (фильм о деятельности районного агропромышленного объединения Раменского района Московской области); режиссер; оператор В. Беляев
1985 — По Советскому Союзу № 212; Кинообозрение; режиссер: операторы: В. Никонов, Д. Парфёнов
1986 — По Советскому Союзу 1986 № 218; Кинообозрение; режиссер; операторы: А. Кочетков, В. Никонов, И. Филатов
1986 — Волшебный фонтан и другие чудеса Сахновки (фильм о школе в селе Сахновка, построенной жителями села и учениками; музей; планетарий и многое другое); режиссер; оператор В. Никонов
1986 — И слышится отечества волнующее слово (фильм о традициях русской словесности и проблеме сохранения культурных ценностей); режиссер; оператор В. Никонов
1987 —По СССР 1987 № 221 Маленькие граждане большого мира (Международная выставка детского рисунка "Африка борется, Африка строит"); автор сценария и режиссер; оператор В. Никонов
1987 — Без героя (рассказы людей искусства: художников, писателей, поэтов, критиков об искусстве на рубеже 20-х - 30-х годов 20 века, в том числе А. Штейна, А. Брянского, Кедрова, Бунимовича, Дьякова); режиссер; оператор Ю. Сосницкий
1988 — Каждый десятый (фильм рассказывает о бедственном положении инвалидов в Советском Союзе); режиссер; оператор В. Никонов
1988 — Сказки для золушек (о конкурсе красоты "Мисс Москва"); режиссер; операторы: В. Никонов, Е. Кокусев
1988 — Аншлаг в театре абсурда. (Планета сегодня № 4); режиссер; операторы: М. Неред, Г. Малкова
1989 — Несколько комментариев ко вчерашним анекдотам (дискуссия об исторических процессах в обществе, сознании, поведении людей разных поколений, о перестройке в СССР; в дискуссии участвуют: писатели В. Орешкин, Ю. Поляков, социологи П. Кудюкин и А. Фадин, издатель журнала "Параграф" А. Морозов, историк Рой Медведев); Производство: ТО "Человек и время" (ЦСДФ); режиссер; операторы: В. Никонов, С. Кондаков
1989 — Несколько комментариев ко вчерашним анекдотам (дискуссия об исторических процессах в обществе, сознании, поведении людей разных поколений, о перестройке в СССР); производство: ТПО Человек и время; режиссер; операторы: В. Никонов, С. Кондаков
1990 — Рождественская открытка из 1913 года (фильм рассказывает об экономическом развитии России в 1913 году); Производство: ТПО Современник; режиссер; оператор В. Никонов
1990 — «В ожидании мецената»; (фильм о товариществе Московских художников "Марс"); Производство: ТПО Юность; режиссер; оператор В. Никонов
1990 — Абсолютное соло; (фильм о творчестве Михаила Чекалина); Производство: ТПО Юность; автор сценария и режиссер; оператор В. Никонов
1984 — Пионерия № 6 / Тысяча сыновей. Здравствуй, Пушкин. Кулинарные секреты; режиссер; оператор Л. Сокольников
1984 — Пионерия № 7 / Изобретём велосипед. Как наши деды воевали. Летом на лыжах; режиссер; оператор О. Воинов
1984 — Советский Патриот № 70 / Всесоюзная вахта памяти. Юные досаафовцы БАМа. За виражом — победа; режиссер; операторы: Завьялов Г., Лебедев А.
1985 — Пионерия № 3 / Уходят в море корабли. Делаем передачу. Цирк; режиссер; оператор: Е. Аккуратов
1985 — Пионерия 1985 № 4 / 60-летие "Пионерской правды"; режиссер; операторы: Ю. Горулев, Р. Петросов
1986 — Москва № 68 / Время меняет нас; режиссер; оператор В. Никонов
1987 — Пионерия 1987 № 3 / Дом, в котором я живу; режиссер; оператор Е. Аккуратов
1992 — Хозяин 1992 № 6 / Образ бытия (сюжет рассказывает о настоятеле храма Дмитрия Солунского в селе Петрово-Дальнем Московской области отце Александре); режиссер; оператор В. Никонов
«Когда все это только начиналось, один из наших кинематографистов, объясняя смысл перемен в советском кино, похвалился, что теперь у нас сами художники будут управлять искусством. В ответ кто-то сказал сочувственно: «да, это давняя мечта каждого сумасшедшего — стать директором сумасшедшего дома». Этой байкой закончила свой анализ перестройки кинематографа режиссер Татьяна Юрина в журнале «La Revue du cinéma».[...]
Лилиана Малькова, историк документального кино, Источник
Обычно женщина, овладевшая мужской режиссерской профессией, претендует на исключительный ум или особый талант. Результатом такого самоутверждения становится неизгладимая печать претенциозности, по которой всегда можно узнать женскую руку автора, какими бы достоинствами ни обладал снятый фильм. Но Татьяна Юрина — действительно умная женщина, и, войдя в мужской коллектив, она овладела известным искусством: казаться проще, чем ты есть на самом деле. Документалистика от этого только выиграла: подтекст ее фильмов всегда скрыт за непритязательной простотой формы, своеобразной «обманкой», подкупающей зрителя.[...]
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография ЦСДФ — электронный каталог РГАКФД. Фото из личного архива Татьяны Юриной.