Операторы и работники фронтовых киногрупп. Смирнов Яков Константинович

Монтажные листы фронтовых кинооператоров.

10.01.2022

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемий «Золотой орел» и «Ника». Лауреат 18 премий профессиональных премий. Автор книг, выставок и документальных фильмов по истории отечественного кино.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 172, 173, 429, 430, 528, 529, 643, 801, 802 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). На фото киногруппа 2-го Белорусского фронта; в первом ряду (сидят справа налево): М. Трояновский, Л. Сааков, М. Пойченко; стоят (справа налево): Я. Смирнов, А. Казначеев, Л. Котляренко, А. Семин. 1945 год.  Фото из архива В.И. Фомина (Музей кино). 

Смирнов Яков Константинович (1906–2000). 

Кинооператор. Русский. Беспартийный[1]. Заслуженный деятель искусств Казахской ССР.

В 1937 окончил операторский факультет ВГИКа. С 1937 – опера­тор Алма-Атинской студии кинохроники. В годы войны – фрон­товой оператор. Съемки вошли в выпуски СКЖ и фильмы «День войны», «Комсомол в Великой Отечественной», «Освобождение Белоруссии», «Разгром немцев под Ленинградом», «Трагедия на Псковщине», «Восточная Померания» и др.

В служебной характеристике Смирнова начальник киногруп­пы 2-го Белорусского фронта М.А. Трояновский отмечал:

«Его внешняя мягкость и спокойствие в первый момент даже не вяжется с его исключительно смелым поведением в сложных фронтовых переделках. Такие примеры можно привести, вспоминая эпизоды работы в период ликвидации группировки противника восточнее Минска. Тогда операторы разъезжали по лесам, в которых концентрировались группы противника. Был даже случай, когда встреча Смирнова и Котляренко с немцами закончи­лась пленением ими двух офицеров противника. Исключительно напряженные бои вели части фронта на так называемом Наревском плацдарме. Смирнов проявил немало муже­ства, снимая бои за г. Рожан, особенно за его форты.

Тов. Смирнов расценивался как весьма средний оператор по своим творческим данным. У меня сейчас нет оснований считать его яркой операторской фигурой, но спра­ведливость требует отметить его всесторонний рост в течение последнего периода. Это отражено оценкой и премиями ряда его работ. Думаю, что мнение о нем как о весьма среднем работнике сложилось еще и потому, что до 2-го Белорусского фронта он был на очень пассивных участках советско-германского фронта, и там было мало интересной работы из-за того, что фронт стоял в многолетней обороне.

За период работы на 2-м Белорусском фронте т. Смирнов провел ряд съемок, за высокое качество которых он был премирован. Особенно хорошие съемки были в районе крепости Осовец, и блестящую оценку получила его совместная с Котляренко работа – форсирование реки Нарев, затем съемки в районе г. Рожан.

Трояновский. 20 марта 1945 г.».

(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 80.)

После войны – оператор Алма-Атинской студии документальных фильмов.

___________________________
1. Член ВКП(б) — КПСС с ноября 1931 года. (Источник: ГЦМК. — Ф. 56. — Оп. 2)


МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ ОПЕРАТОРОВ

«НА ПЕРЕДНИЙ КРАЙ»

12 сентября 1943 г.

СЗФ

Операторы: Смирнов, Эйберг

По указанию нач. группы т. Юрова снят для фильма «Комсомол»

Снято – 215 м. Кусков – 8. Пленка – «Изопанхром»

Почтальон полевой почты 19-летняя комсомолка тов. Вера Кузнецова бесперебойно
доставляет письма и газеты на передний край обороны бойцам и командирам, охраняющим приильменские земли и озеро Ильмень.

Радостно встречают бойцы и командиры плавающей огневой точки своего почтальона.
Из полученных газет они узнали, что «Донбасс – наш» и Москва салютует в честь победителей. Получили бойцы и командиры и письма. Передав корреспонденцию на плавающую огневую точку (ПОТ), она плывет на лодке к комсомольскому гарнизону, обороняющему один из островов. В пути, проходя участок, просматриваемый противником, она попала под пулеметный огонь врага. Благополучно добравшись до N-го острова, одного из форпостов обороны на Ильмени, она передает командирам и бойцам письма и газеты. Сегодня получили письма многие бойцы и командиры гарнизона.

Не от кого было получать письма 19-летнему комсомольцу л-ту т. Грибову.
Вера Кузнецова сообщила по радио его адрес, и теперь он получает с каждой почтой письма от невиданных им друзей – комсомольцев и комсомолок с разных сторон Советской Родины.

Старшина т. Якушев в знак благодарности преподносит Вере Кузнецовой чашку набранных им ягод.

Раздав письма и газеты, комсомолка-почтальон покидает островок.

Командование наградило ее медалью «За боевые заслуги».

Сняты кадры:
1. Общ. планы пейзажей оз. Ильмень.
2. Ср. и кр. планы огневых точек обороны острова.
3. Общ., ср. и кр. планы проездов почтальона по реке к плав. огневой точке и по озеру к острову.
4. Общ., ср. и кр. планы передачи почты на пл. огн. точку.
5. Общ., ср. планы подхода лодки почтальона к острову и встречи ее гарнизоном.
(В озере купаются бойцы. С приходом почты они спешат из воды и догоняют ушедших вглубь острова почтальона с группой бойцов и командиров.)
6. Общ. и ср. планы прохода ее с группой бойцов вглубь острова.
7. Общ. и ср. планы раздачи <...>.
8. Общ. ср. и кр. планы читающих.
9. Ср. план л-та Бердыходжаева, читающего письмо на фоне озера.
10. Ср. и кр. планы читающего письмо л-та, комсомольца тов. Грибова (крепкий, круглолицый и загорелый парень).
11. Общ. план отъезда почтальона с острова.

Операторы: Смирнов, Эйберг.

12.09.1943 г.

Подлинник. Автограф

«ВЗЯТИЕ ГОРОДА РУЖАН»

16 октября 1944 г.

Оператор: т. Смирнов Я.К.

Снято: в пасмурную погоду на пленке «Панхром» 180 метров, эм. No 32 и в солнечную погоду на пленке СЧС-4, эм. No 162, 180 метров

  1. Артиллерия ведет огонь по вражеским укреплениям. 5-я батарея 110-го гаубичного полка, общ., средн., кр. план.
  2. Старший на батарее – лейтенант Ананин И.Д. крупно дает команду.
    3. Залпы гвардейских минометов.
    4. Арт. дивизион 76 мм пушек и батарея 122 мм гаубиц ведут огонь по городу Ружан.
    5. Минометчики ведут огонь по отступающим фашистам.
    6. Пехота идет в атаку.
    7. Раненый боец, его перевязка.
    8. Штурм северного форта Ружанской крепости.
    9. Уличные бои в гор. Ружан.
    10. Взятие пленных в северном форту Ружанской крепости.
    11. Командир 269-й дивизии ген.-майор Кубасов допрашивает пленных.
    12. Генерал Кубасов осматривает форт крепости.
    13. Он же на наблюдательном пункте.
    14. Пленные немцы – общие, средние и крупные планы.
    15. Комендант северного форта – командир батальона, капитан Краузе, имеет Рыцарский крест и два железных креста.
    16. Подбитая немецкая техника на поле боя.
    17. Убитые немцы.
    18. Командующий 3-й армией ген.-полковник тов. Горбатов и член Военного совета ген.-майор Коннов на наблюдательном пункте.
    19. Командующий генерал Горбатов и член Военного совета Коннов на прогулке.

Смирнов.

Незаверенная копия. Машинопись.

«В Восточную Пруссию на танке с русской гармошкой...»

«К НАСТУПЛЕНИЮ ВОЙСК 2-го БЕЛОРУССКОГО ФРОНТА»
(Боевой репортаж)

22 января 1945 г.

Монтажный лист №№ 191, 192

Операторы: Смирнов Я.К., Широнин К.И.

14 января 1945 года на западном берегу Нарев войска 2-го Белорусского фронта под командованием Маршала Советского Союза тов. Рокоссовского перешли в наступление.
Наступление успешно продолжается. Наши войска уже вторглись в пределы Восточной Пруссии.
Нами засняты по порядку следующие эпизоды:

Перед боем:
Бойцы 283-й сд занимают исходные позиции. Выходят с лестницами в траншеях. У автоматчика Иванова А.А. (4-я истр. рота 1-го взвода 856-го сп), рождения из Калининской обл. Ржевского р-на д. Жуково, немцы в дни оккупации убили отца, брата, сожгли дом и все имущество. У Иванова есть свой счет мести к немцам.
С Ивановым в передовой траншее перед атакой беседует майор Мурин, зам. командира батальона по политчасти.
Генерал-майор Коновалов, командир 283-й сд проходит по траншее, беседует с бойцами и награждает отдельных бойцов правительственными наградами.
Во 2-м эшелоне атакующих с группой офицеров проходит по позициям командарм 2-й ударной армии, Герой Советского Союза генерал-полковник т. Федюнинский, дает последние указания перед боем.

Арт. подготовка:
Туманное утро. Заговорили гвардейские минометы. Начали работу одноствольные орудия 152–203 мм калибра. Саперы проделывают в минных полях, проволочных заграждениях проходы для танков и пехоты. Отставляют мины в сторону, режут проволоку. Пехота и танки пошли в атаку. Сняты телевиком разрывы.
Наступление было стремительное. По пути преследования враг оставляет подбитую технику, бронетранспортеры, танки, автомобили, сотни вагонов и платформ с военным имуществом.
Идут первые группы пленных.

Гор. Млау[1]:
Немцы выбили поляков из своих домов и загнали их в землянки, блиндажи. Несколько семей разместилось в этих двух норах. Полячки вешают белье, хозяин выводит ветхую лошаденку из сарайчика в упряжку.

Оборванные дети. Хозяйские дети мелют муку на ручной мельнице. По улицам проходит местное население.

Отступая, немцы убили 19-летнего поляка Яна Круляка и мужа Марты Кожиб. Марта Кожиб осталась с сиротой сыном Станиславом. Плачет Марта, плачет Станислав. Наскоро сколоченные гробы местное население ставит на сани и повезли убитых по улицам города.

Так отплатили немцы полякам, не пожелавшим пойти в немецкое рабство.

Наши войска проходят по г. Млау. Идут танки, катятся автомобили. Общий вид города с крыши.
Наши войска идут далее в немецкое логово. По Восточной Пруссии движутся на танках наши славные артиллеристы, у одного из бойцов, сидящего на лафете, растягивается русская гармошка.

Рассматривает карту и беседует генерал-полковник инженерно-артиллерийской службы т. Чечулин Петр Петрович и командир 68-й армейской пушечной артиллерийской ордена Суворова бригады полковник т. Травкин.

Снято при пасмурной погоде. Аппарат «Аймо». СЧС-2, эм. No 440. Метраж 480 метров.
К лаборатории: пробы брать с концов короче.

Кинооператоры Смирнов, Широнин.

Команду «Огонь» по немецкому логову дает командир дивизиона Дедюхин. Полевая почта 97900.
Подлинник. Машинопись. Подпись – автограф.

_____________________
1. Млау – Млава (польск.) – город со сложной судьбой многих пограничных городов.
В 1795 году, после раздела Польши, Млава стал частью Пруссии.

После наполеоновских войн Млава была включена в состав Российской империи, где и оставалась до Первой мировой войны. Поскольку в 1914 году город был расположен в непосредственной близости от предварительной русско-немецкой границы, в районе Млавы шли тяжелые бои и город переходил из рук в руки четырнадцать раз. В межвоенный период правительство Второй Польской Республики построило здесь несколько укреплений, и на начальных этапах Второй мировой войны продвижение германского вермахта в районе Млавы встретило сильное сопротивление польской армии. Млава была освобождена Красной Армией 18 января 1945 г.

Во время оккупации еврейское кладбище Млавы подверглось полному разрушению.
Ненависть к евреям была настолько сильной, что после войны памятник жертвам холокоста в Млаве неоднократно повреждался поляками.

«ОТВЕТНЫЙ ВИЗИТ ФЕЛЬДМАРШАЛА МОНТГОМЕРИ МАРШАЛУ РОКОССОВСКОМУ»

10 мая 1945 г.

Монтажный лист

Опер.: Котляренко – 81 м, Учитель – 70 м, Смирнов – 105 м, Шоломович – 90 м, Качурьян – 40 м, Трояновский – 105 м

Всего снято 491 м

Большой метраж объясняется тем, что командование специально высказало пожелание о наличии большого числа операторов, а, следовательно, и количества снятого.

10 мая 1945 г. фельдмаршал Монтгомери в ответ на посещение его Рокоссовским посетил последнего. При этом встреча их носила весьма торжественный облик.

К линии прибывает фельдмаршал. Там его встречает генерал-лейтенант танковых войск Панфилов (снято у Котляренко и Учителя).

Затем фельдмаршал следует в расположение маршала Рокоссовского. Рокоссовский, начальник штаба фронта генерал-полковник Богомолов, член Военного совета фронта генерал-лейтенант Субботин и другие встречают гостя и сопровождающих его. От места остановки машин, под звуки маршей все следуют к выстроенному почетному караулу.

Это конногвардейцы генерал-лейтенанта Осликовского.

Начальник почетного караула гвардии полковник Шевченко (снят у Смирнова и Трояновского). У Трояновского снят оркестр, играющий английский гимн (снят на 24 метра).

После принятия рапорта почетного караула маршалы проходят к трибуне, откуда они наблюдают церемониальный марш.

У трибуны построены командармы и ряд генералов 2-го Белорусского фронта. По окончании парада все следуют к зданию, где состоялся прием в честь фельдмаршала.

Во время следования к зданию, был дан салют – 19 залпов (снимал Качурьян). У входа в здание фельдмаршал и маршал задержались. В это время фельдмаршалу преподносят 2 букета живых цветов.

Рокоссовский преподносит Монтгомери свой портрет на память о встрече.

Внутри здания состоялся прием, на котором Рокоссовский и Монтгомери обменялись речами.
После банкета Монтгомери присутствует на концерте ансамбля красноармейской песни и пляски.
После концерта фельдмаршал Монтгомери покидает резиденцию маршала Рокоссовского.

Трояновский.

Съемки Трояновского и Шоломовича внутри здания произведены при очень плохом свете и необходимо внимание лаборатории, чтобы вытянуть эти кадры.

Машинопись. Незаверенная копия.


Материалы по теме