Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 172, 173, 429, 430, 528, 529, 643, 801, 802 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). На фото киногруппа 2-го Белорусского фронта; в первом ряду (сидят справа налево): М. Трояновский, Л. Сааков, (неустановленной лицо), М. Пойченко; стоят (справа налево): Я. Смирнов, А. Казначеев, Л. Котляренко, А. Семин. 1945 год. Фото из архива В.И. Фомина (Музей кино).
Смирнов Яков Константинович (1906–2000).
Кинооператор. Русский. Беспартийный[1]. Заслуженный деятель искусств Казахской ССР.
В 1937 окончил операторский факультет ВГИКа. С 1937 – оператор Алма-Атинской студии кинохроники. В годы войны – фронтовой оператор. Съемки вошли в выпуски СКЖ и фильмы «День войны», «Комсомол в Великой Отечественной», «Освобождение Белоруссии», «Разгром немцев под Ленинградом», «Трагедия на Псковщине», «Восточная Померания» и др.
В служебной характеристике Смирнова начальник киногруппы 2-го Белорусского фронта М.А. Трояновский отмечал:
«Его внешняя мягкость и спокойствие в первый момент даже не вяжется с его исключительно смелым поведением в сложных фронтовых переделках. Такие примеры можно привести, вспоминая эпизоды работы в период ликвидации группировки противника восточнее Минска. Тогда операторы разъезжали по лесам, в которых концентрировались группы противника. Был даже случай, когда встреча Смирнова и Котляренко с немцами закончилась пленением ими двух офицеров противника. Исключительно напряженные бои вели части фронта на так называемом Наревском плацдарме. Смирнов проявил немало мужества, снимая бои за г. Рожан, особенно за его форты.
Тов. Смирнов расценивался как весьма средний оператор по своим творческим данным. У меня сейчас нет оснований считать его яркой операторской фигурой, но справедливость требует отметить его всесторонний рост в течение последнего периода. Это отражено оценкой и премиями ряда его работ. Думаю, что мнение о нем как о весьма среднем работнике сложилось еще и потому, что до 2-го Белорусского фронта он был на очень пассивных участках советско-германского фронта, и там было мало интересной работы из-за того, что фронт стоял в многолетней обороне.
За период работы на 2-м Белорусском фронте т. Смирнов провел ряд съемок, за высокое качество которых он был премирован. Особенно хорошие съемки были в районе крепости Осовец, и блестящую оценку получила его совместная с Котляренко работа – форсирование реки Нарев, затем съемки в районе г. Рожан.
Трояновский. 20 марта 1945 г.».
(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 80.)
После войны – оператор Алма-Атинской студии документальных фильмов.
___________________________
1. Член ВКП(б) — КПСС с ноября 1931 года. (Источник: ГЦМК. — Ф. 56. — Оп. 2)
«НА ПЕРЕДНИЙ КРАЙ»
12 сентября 1943 г.
СЗФ
Операторы: Смирнов, Эйберг
По указанию нач. группы т. Юрова снят для фильма «Комсомол»
Снято – 215 м. Кусков – 8. Пленка – «Изопанхром»
Почтальон полевой почты 19-летняя комсомолка тов. Вера Кузнецова бесперебойно
доставляет письма и газеты на передний край обороны бойцам и командирам, охраняющим приильменские земли и озеро Ильмень.
Радостно встречают бойцы и командиры плавающей огневой точки своего почтальона.
Из полученных газет они узнали, что «Донбасс – наш» и Москва салютует в честь победителей. Получили бойцы и командиры и письма. Передав корреспонденцию на плавающую огневую точку (ПОТ), она плывет на лодке к комсомольскому гарнизону, обороняющему один из островов. В пути, проходя участок, просматриваемый противником, она попала под пулеметный огонь врага. Благополучно добравшись до N-го острова, одного из форпостов обороны на Ильмени, она передает командирам и бойцам письма и газеты. Сегодня получили письма многие бойцы и командиры гарнизона.
Не от кого было получать письма 19-летнему комсомольцу л-ту т. Грибову.
Вера Кузнецова сообщила по радио его адрес, и теперь он получает с каждой почтой письма от невиданных им друзей – комсомольцев и комсомолок с разных сторон Советской Родины.
Старшина т. Якушев в знак благодарности преподносит Вере Кузнецовой чашку набранных им ягод.
Раздав письма и газеты, комсомолка-почтальон покидает островок.
Командование наградило ее медалью «За боевые заслуги».
Сняты кадры:
1. Общ. планы пейзажей оз. Ильмень.
2. Ср. и кр. планы огневых точек обороны острова.
3. Общ., ср. и кр. планы проездов почтальона по реке к плав. огневой точке и по озеру к острову.
4. Общ., ср. и кр. планы передачи почты на пл. огн. точку.
5. Общ., ср. планы подхода лодки почтальона к острову и встречи ее гарнизоном.
(В озере купаются бойцы. С приходом почты они спешат из воды и догоняют ушедших вглубь острова почтальона с группой бойцов и командиров.)
6. Общ. и ср. планы прохода ее с группой бойцов вглубь острова.
7. Общ. и ср. планы раздачи <...>.
8. Общ. ср. и кр. планы читающих.
9. Ср. план л-та Бердыходжаева, читающего письмо на фоне озера.
10. Ср. и кр. планы читающего письмо л-та, комсомольца тов. Грибова (крепкий, круглолицый и загорелый парень).
11. Общ. план отъезда почтальона с острова.
Операторы: Смирнов, Эйберг.
12.09.1943 г.
Подлинник. Автограф
«ВЗЯТИЕ ГОРОДА РУЖАН»
16 октября 1944 г.
Оператор: т. Смирнов Я.К.
Снято: в пасмурную погоду на пленке «Панхром» 180 метров, эм. No 32 и в солнечную погоду на пленке СЧС-4, эм. No 162, 180 метров
Смирнов.
Незаверенная копия. Машинопись.
«В Восточную Пруссию на танке с русской гармошкой...»
«К НАСТУПЛЕНИЮ ВОЙСК 2-го БЕЛОРУССКОГО ФРОНТА»
(Боевой репортаж)
22 января 1945 г.
Монтажный лист №№ 191, 192
Операторы: Смирнов Я.К., Широнин К.И.
14 января 1945 года на западном берегу Нарев войска 2-го Белорусского фронта под командованием Маршала Советского Союза тов. Рокоссовского перешли в наступление.
Наступление успешно продолжается. Наши войска уже вторглись в пределы Восточной Пруссии.
Нами засняты по порядку следующие эпизоды:
Перед боем:
Бойцы 283-й сд занимают исходные позиции. Выходят с лестницами в траншеях. У автоматчика Иванова А.А. (4-я истр. рота 1-го взвода 856-го сп), рождения из Калининской обл. Ржевского р-на д. Жуково, немцы в дни оккупации убили отца, брата, сожгли дом и все имущество. У Иванова есть свой счет мести к немцам.
С Ивановым в передовой траншее перед атакой беседует майор Мурин, зам. командира батальона по политчасти.
Генерал-майор Коновалов, командир 283-й сд проходит по траншее, беседует с бойцами и награждает отдельных бойцов правительственными наградами.
Во 2-м эшелоне атакующих с группой офицеров проходит по позициям командарм 2-й ударной армии, Герой Советского Союза генерал-полковник т. Федюнинский, дает последние указания перед боем.
Арт. подготовка:
Туманное утро. Заговорили гвардейские минометы. Начали работу одноствольные орудия 152–203 мм калибра. Саперы проделывают в минных полях, проволочных заграждениях проходы для танков и пехоты. Отставляют мины в сторону, режут проволоку. Пехота и танки пошли в атаку. Сняты телевиком разрывы.
Наступление было стремительное. По пути преследования враг оставляет подбитую технику, бронетранспортеры, танки, автомобили, сотни вагонов и платформ с военным имуществом.
Идут первые группы пленных.
Гор. Млау[1]:
Немцы выбили поляков из своих домов и загнали их в землянки, блиндажи. Несколько семей разместилось в этих двух норах. Полячки вешают белье, хозяин выводит ветхую лошаденку из сарайчика в упряжку.
Оборванные дети. Хозяйские дети мелют муку на ручной мельнице. По улицам проходит местное население.
Отступая, немцы убили 19-летнего поляка Яна Круляка и мужа Марты Кожиб. Марта Кожиб осталась с сиротой сыном Станиславом. Плачет Марта, плачет Станислав. Наскоро сколоченные гробы местное население ставит на сани и повезли убитых по улицам города.
Так отплатили немцы полякам, не пожелавшим пойти в немецкое рабство.
Наши войска проходят по г. Млау. Идут танки, катятся автомобили. Общий вид города с крыши.
Наши войска идут далее в немецкое логово. По Восточной Пруссии движутся на танках наши славные артиллеристы, у одного из бойцов, сидящего на лафете, растягивается русская гармошка.
Рассматривает карту и беседует генерал-полковник инженерно-артиллерийской службы т. Чечулин Петр Петрович и командир 68-й армейской пушечной артиллерийской ордена Суворова бригады полковник т. Травкин.
Снято при пасмурной погоде. Аппарат «Аймо». СЧС-2, эм. No 440. Метраж 480 метров.
К лаборатории: пробы брать с концов короче.
Кинооператоры Смирнов, Широнин.
Команду «Огонь» по немецкому логову дает командир дивизиона Дедюхин. Полевая почта 97900.
Подлинник. Машинопись. Подпись – автограф.
_____________________
1. Млау – Млава (польск.) – город со сложной судьбой многих пограничных городов.
В 1795 году, после раздела Польши, Млава стал частью Пруссии.
После наполеоновских войн Млава была включена в состав Российской империи, где и оставалась до Первой мировой войны. Поскольку в 1914 году город был расположен в непосредственной близости от предварительной русско-немецкой границы, в районе Млавы шли тяжелые бои и город переходил из рук в руки четырнадцать раз. В межвоенный период правительство Второй Польской Республики построило здесь несколько укреплений, и на начальных этапах Второй мировой войны продвижение германского вермахта в районе Млавы встретило сильное сопротивление польской армии. Млава была освобождена Красной Армией 18 января 1945 г.
Во время оккупации еврейское кладбище Млавы подверглось полному разрушению.
Ненависть к евреям была настолько сильной, что после войны памятник жертвам холокоста в Млаве неоднократно повреждался поляками.
«ОТВЕТНЫЙ ВИЗИТ ФЕЛЬДМАРШАЛА МОНТГОМЕРИ МАРШАЛУ РОКОССОВСКОМУ»
10 мая 1945 г.
Монтажный лист
Опер.: Котляренко – 81 м, Учитель – 70 м, Смирнов – 105 м, Шоломович – 90 м, Качурьян – 40 м, Трояновский – 105 м
Всего снято 491 м
Большой метраж объясняется тем, что командование специально высказало пожелание о наличии большого числа операторов, а, следовательно, и количества снятого.
10 мая 1945 г. фельдмаршал Монтгомери в ответ на посещение его Рокоссовским посетил последнего. При этом встреча их носила весьма торжественный облик.
К линии прибывает фельдмаршал. Там его встречает генерал-лейтенант танковых войск Панфилов (снято у Котляренко и Учителя).
Затем фельдмаршал следует в расположение маршала Рокоссовского. Рокоссовский, начальник штаба фронта генерал-полковник Богомолов, член Военного совета фронта генерал-лейтенант Субботин и другие встречают гостя и сопровождающих его. От места остановки машин, под звуки маршей все следуют к выстроенному почетному караулу.
Это конногвардейцы генерал-лейтенанта Осликовского.
Начальник почетного караула гвардии полковник Шевченко (снят у Смирнова и Трояновского). У Трояновского снят оркестр, играющий английский гимн (снят на 24 метра).
После принятия рапорта почетного караула маршалы проходят к трибуне, откуда они наблюдают церемониальный марш.
У трибуны построены командармы и ряд генералов 2-го Белорусского фронта. По окончании парада все следуют к зданию, где состоялся прием в честь фельдмаршала.
Во время следования к зданию, был дан салют – 19 залпов (снимал Качурьян). У входа в здание фельдмаршал и маршал задержались. В это время фельдмаршалу преподносят 2 букета живых цветов.
Рокоссовский преподносит Монтгомери свой портрет на память о встрече.
Внутри здания состоялся прием, на котором Рокоссовский и Монтгомери обменялись речами.
После банкета Монтгомери присутствует на концерте ансамбля красноармейской песни и пляски.
После концерта фельдмаршал Монтгомери покидает резиденцию маршала Рокоссовского.
Трояновский.
Съемки Трояновского и Шоломовича внутри здания произведены при очень плохом свете и необходимо внимание лаборатории, чтобы вытянуть эти кадры.
Машинопись. Незаверенная копия.