Имя при рождении:
Эсфирь Ильинична Рошаль

Дата рождения:
16 марта 1894
г. Сураж, Суражский уезд, Черниговская губерния, Российская империя

Дата смерти:
21 сентября 1959 (65 лет)
Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
монтажёр, режиссёр, сценарист

Краткая биография

Благодарим  Евгения Владимировича Свистова, краеведа, соавтора книги «Новозыбков в годы Великой Отечественной войны: документы и воспоминания» (Свистов Е.В., Улезько А.А.; Изд.— Брянск; ООО «АВЕРС», 2018 год; 323 с., ил.) за предоставленную информацию и материалы, которые помогли установить малоизвестные факты ранней биографии Э.И. Шуб (Рошаль). 

Шуб (в девичестве Рошаль) Эсфирь Ильинична (16 марта 1894, Сураж, Черниговская губерния — 21 сентября 1959, Москва). Заслуженная артистка РСФСР (1935). Известна своей документальной трилогией — «Падение династии Романовых» (1927), «Великий путь» (1927) и «Россия Николая II и Лев Толстой» (1928).

Когда надо назвать пионеров документального фильма, которые открыли в кинематографии новые пути, освоили её новую, дотоле неведомою область и оказали влияние на творческую практику многих передовых мастеров кино и у нас и за рубежом, мы в первую очередь произносим имена Дзиги Вертова и Эсфири Шуб...
И. В. Вайсфельд 

Родилась в г. Сураж (Суражский уезд, Черниговская губерния).  Детские годы Эсфири Рошаль прошли в г. Новозыбков, где она окончила Новозыбковскую женскую гимназию

Источник: www.novozybkov.ru.

В Новозыбковской гимназии также училась Любовь Михайловна Козинцова (1899 — 1970; сестра режиссера Григория Козинцева), где врачом служил её отец — Моисей Исаакович Козинцов (1859 — 1930; терапевт и педиатр, также служил окружным санитарным врачом г. Новозыбков и врачом Новозыбковского трехклассного училища).

На фото: Эсфирь Рошаль (в первом ряду справа), Даша Белкина (в верхнем ряду второя слева). Женская гимназия, г. Новозыбковъ, Черниговская губерния (ныне Брянская область), 1905-1906 гг. Фото из частного архива.После окончания с отличием Новозыбковской гимназии, благодаря помощи отца, который выхлопотал ей место студентки «сверх нормы» у директора  Московских высших женских курсов (МВЖК) профессора Сергея Алексеевича ЧаплыгинаЭсфирь Рошаль стала заниматься на историко-философском факультете (специализация — русская литература, дипломная работа — «Пушкинская плеяда» под руководством  Алексея Николаевича Веселовского). Во время учёбы близко сошлась с Лелей Эртель (Елена Александровна Эртель (1889 — 1974, Лондон)), дочерью писателя народнических взглядов Александра Ивановича Эртеля, часто бывала у них в московском доме, который находился на углу Моховой и Воздвиженки. 

После окончания МВЖК Эсфирь Ильинична, в период  1919 — 1921 гг, работала в секретариате театрального отдела (ТЕО) Наркомпроса, была личным секретарем зав. ТЕО Наркомпроса Всеволода Мейерхольда

1924 год. В мастерской Родченко. На фото (слева направо): Александр Родченко, Алексей Михайлович Ган, Евгения Гавриловна Соколова-Жемчужная, мать — Ольга Евдокимовна Родченко, Эсфирь Ильинична Шуб, жена — Варвара Фёдоровна Степанова. Фото из частного архива.

С 1922 — монтажер игровых фильмов на фабрике «Госкино». Занималась перемонтажем зарубежных фильмов для советского проката, исследованием русской дореволюционной хроники.

Из найденных документов смонтировала фильм «Падение династии Романовых» (1927) в котором новаторски осмыслила старую хронику и поставила её на службу актуальным задачам современности. Динамическое сопоставление кадров, рассказывающих о жизни народа и правящей верхушки, позволило Шуб наглядно продемонстрировать остроту социальных противоречий предреволюционной России, закономерность революции. Фильм показал возможность эмоционального воздействия кинодокумента, положил начало развитию историко-документального направления в киноискусстве.

На основе архивных материалов создала также фильм «Великий путь» (1927) и «Россия Николая II и Лев Толстой» (1928). В них она разработала принципы монтажа исторической картины, выработала свой режиссёрский стиль, характерными чертами которого были простота и смысловая ясность построения фильма, умение воссоздать историческую атмосферу, сохранить  целостную картину действительности. Шуб пользовалась длинными планами, давая зрителю возможность всмотреться в лица людей на экране; применяла приём контрастного противопоставления кинодокументов, увлекая зрителей логикой и страстностью своей мысли; авторская трактовка изображения часто проявлялась в сатирическом характере надписей, придающих новый идеологический смысл монтажным фразам.

В 30-е году Эсфирь Шуб обратилась к материалу современности. В фильме «Сегодня» (1930, сценарный план с М.З. Цейтлиным) она использовала приём чередования кадров американской хроники и кадров, рассказывающих о жизни советских людей, противопоставляя социалистический мир капиталистическому.

В 1932 году по собственному сценарию сняла один из первых звуковых документальных фильмов «КШЭ» («Комсомол — шеф электрификации»). Синхронный репортаж митинга в заводском цехе, ставшим центральным эпизодом фильма, предвосхищал открытия "прямого кино".

В 1934 работала по контракту с Турцией над фильмом «Турция на подъёме», который в 1937 был завершен ассистентом Шуб, турецким режиссёром К.Н. Чакушем.

В 1939 на  основе кадров, снятых во время Гражданской войны Испании советскими операторами Р.Л. Карменом и Б.К. Макасеевым, Шуб создала фильм «Испания» — кинопоэму о мужестве испанского народа. 

Кинорежиссёр Александр Довженко с Эсфирь Шуб. Фото из частного архива.

В 1933 — 1935 гг. — преподавала монтаж в режиссерской мастерской Сергея Эйзенштейна в  ГИКе (в 1932 году Эйзенштейн стал заведующим кафедрой режиссуры Государственного института кинематографии (ГИК); — прим. ред. #МузейЦСДФ).

В 1941 — 1942 гг. находилась в эвакуации в Алма-Ате (Казахстан) — преподавала монтажа во ВГИКе, также монтировала кинохронику (осенью 1941 года в Алма-Ату был эвакуирован ВГИК, а на  базе Алма-Атинской студии художественных фильмов и эваку­ированных в Алма-Ату «Мосфильма» и «Ленфильма» была создана Центральная объединенная киностудия (ЦОКС), которая просуществовала до 1944 года; — прим. ред. #МузейЦСДФ)

В 1943 — 1953 — режиссер Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).

В 1947 на Бакинской студии поставила по собственному сценарию фильм «По ту сторону Аракса».

Последние годы работала над книгой воспоминаний «Крупным планом» (издана в 1959 году), в которой обобщила свой исторический опыт, показала выразительные литературные портреты современников. Творческие искания Шуб, в частности принцип так называемого монтажного фильма, оказали значительное влияние на развитие документализма в советском и мировом кино.

Рекламный буклет, посвященный советским женщинам — режиссерам-документалистам Лидии Ильиничне Степановой и Эсфири Ильиничне Шуб, распространялся во время выставки «СОВЕТСКАЯ ЖЕНЩИНА В ИСКУССТВЕ», организованной в 1948 году в Париже Антифашистским комитетом советских женщин (был основан в сентябре 1941 как Антифашистский комитет советских женщин; в 1956 переименован в Комитет советских женщин).

СЕМЬЯ

Отец — Илья Исаакович Рошаль (1864 — 1924).
Брат — Исаак Ильич Рошаль, работал в системе Укркоопсоюза в Киеве.
Двоюродные братья — Зиновий Борисович Роднянский  (1900 — 1982) — советский сценарист и редактор (дед продюсера кино, режиссёра Александра Ефимовича Роднянского); Бенцион Борисович Роднянский, терапевт и эндокринолог, доцент Черновицкого медицинского института.
Двоюродная сестра — Елизавета Яковлевна Жарковская, урождённая Марьямова (умерла во время эвакуации в Чимкенте в июле 1942 года). 
Двоюродный племянник — Евгений Эммануилович Жарковский (1906, Киев — 1985, Москва) — советский композитор. Народный артист РСФСР (1981).

Муж — Алексей Михайлович Ган (1887 — 08.09.1942 ) — советский художник и теоретик искусства. Один из ведущих деятелей конструктивизма. Экспериментировал в области полиграфии и кинематографа. Издавал журнал «Кино-фот» (1922—1923). Арестован 25 октября 1941 года. Приговорен: 19 августа 1942 г., обвинение: ст.58-02, КРА. Приговор: расстрел. Расстрелян 8 сентября 1942 г. Реабилитирован в сентябре 1989 г.
Дочь — Анна Коноплева — жена Бориса Николаевича Коноплёва (1909—1982) — советский киноинженер, изобретатель. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1965). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1950). В 1947—1982 годы — главный инженер, заместитель директора киностудии «Мосфильм». Преподавал во ВГИКе (1937—1941), зав. кафедрой экономики и организации кинопроизводства (1963—1982). Профессор (1970).
Внук — Александр Борисович Коноплев. Заслуженный художник Российской Федерации, Член-корреспондент Российской академии художеств, профессор кафедры Московского государственного университета печати. Мастер сложноструктурной книги по искусству. На протяжении многих лет был главным художником издательства «Искусство» и «Детская литература». Художником многих коммерческих проектов издательства. Занимается преподавательской деятельностью.


В Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) хранятся архивные материалы режиссерской деятельности Э.И. Шуб (Фонд: 035; Ед.хранения: 317; 1890-е - 1986):

  • режиссерские сценарии, заметки, сценарные планы, варианты надписей к фильмам, заявки на сценарии, монтажные планы, планы съемок фильмов (1923  1948);
  • фото кадров из фильмов: "Падение династии Романовых" (1927), "Великий путь" (1927), "Россия Николая II и Лев Толстой" (1928), "Сегодня" (1930), "Комсомол  шеф электрификации" (1932), "Идет новая Турция" (1934), "Испания" (1939);
  • рукописи Э.И.Шуб; сценарии: "Великий путь", "Падение династии Романовых" (1927), "Россия Николая II и Лев Толстой" (1928), "Сегодня" (1930), "Комсомол  шеф электрификации" (1931), "Идет новая Турция", "Москва строит метро" (1934), "Страна Советов"  в соавт. с Б.Н. Агаповым (1937), "Испания"   в соавт. с В.В. Вишневским (1939);
  • статьи, заметки, выступления: "Работать" (1927), выступление на обсуждении фильма "Россия Николая II и Лев Толстой" (1928), о творчестве Й. Ивенса (1930), "Тема моей речи" (1933), "Изучать творческий замысел" (1935),"О советском документальном кино" (1940); воспоминания "Крупным планам" (1959); дневниковые записи (1930  1933);
  • запись последнего разговора с А.А.Фадеевым (1956) и др.;
  • письма Э.И.Шуб: В.В.Вишневскому и С.К.Вишневецкой (1939  1942), А.М. Гану  мужу (1927), С.А. Герасимову (1944), В.И. Мухиной (1953), П.А. Павленко (1949), А.А. Фадееву (1951), С.М. Эйзенштейну (1927) и др.;
  • письма к Э.И.Шуб: Б.Н. Агапова (1937  1941), Г.В. Александрова (1929  1930-е), М.И. Алигер (1942  1946), Л.О .Арнштама (1936  1939), М.Ф. Астангова (1943, 1945), П.М. Аташевой (1934  1937), Н.Г. Вачнадзе (1942  1947), В.В. Вишневского (1934  1942), А.М. Гана (1922  1934), А.П. Довженко (1936  1942), Г.М. Козинцева (1927  1932), В.И. Мухиной (1953), Л.П. Орловой (1941, 1942), Г.Н. Попова (1932  1938), М.Н. Смирновой (1947  1956), Ю.И. Солнцевой (1930, 1953), А.А. Фадеева (1933  1956), А.С. Хохловой (1927), С.М. Эйзенштейна (1928  1946), И.Г. Эренбурга (1934, 1953), С.И. Юткевича (1930  1941) и др.;
  • поздравительные телеграммы Э.И.Шуб в связи с награждением ее орденом "Знак Почета": А.Н. Афиногенова, Г.Н. Васильева, С.Д. Васильева, С.А. Герасимова, Э.К. Тиссэ, Н.М. Шенгелая, Н.А. Шифрина и др. (1941);
  • удостоверения о службе Э.И. Шуб (1918  1954); докладные записки и заявления в киноорганизации (1926  1935); переписка, финансовые и др. документы по съемкам фильмов (1926  1957);
  • афиши и буклеты фильмов (1927  1937);
  • договоры с киностудиями и изд-вами (1929  1947);
  • анкета (1935); выписка из протокола заседания Президиума ЦИК СССР о присвоении звания заслуженной артистки РСФСР (1935); трудовая книжка (1939  1953); орденская книжка и удостоверения о награждении медалями (1941  1948);
  • почетная грамота Министерства культуры СССР за работу на Центральной студии документальных фильмов (1956);
  • свидетельство о смерти (1959);
  • статьи и воспоминания об Э.И. Шуб: Л. Муссинака, А.А. Фадеева, С.М. Эйзенштейна, А.Я. Юровского, С.И. Юткевича (1927  1970);
  • статьи, заметки, рецензии о фильмах и книгах Э.И. Шуб  маш., печ. выр. (1927 — 1967);
  • Письма к А.И. Коноплевой   дочери: Л.О. Арнштама (1974), П.М. Аташевой (1942), Г.М. Козинцева (1972), К.М. Симонова (1972);
  • рукописи. К.Д. Бальмонт "Разлука и ревность"  статья  газ. выр. (1917), "Полночь в цветке"  стих., посв. Э.И.Шуб (1919), И.В. Вайсфельд "Замечания по "Испании" Вс. Вишневского"  маш. (1939), В.В. Вишневский  замечания после просмотров фильма "Испания" (1939), В.В. Ильина "Будни", "Стихи с Украины", "1919" и др. стихотворения (1933);
  • С.В. Козловский "Сорок лет в кино"  воспоминания  маш. (1950-е);
  • Ш.-Э. Ле Корбюзье "Современное декоративное искусство"  пер. с франц. А.М.Гана (1926),;
  • А.М. Родченко "Добролет"  рекламный плакат  печ. (1920-е);
  • А.А. Фадеев "Старое и новое"  статья (1932), отрывок из выступления на XII заседании совета по драматургии и театру при правлении ССП (1950-е);
  • С.М. Эйзенштейн  режиссерские заметки к фильму "Иван Грозный" (1942  1943); 
  • письма: Ю.Г. Оксмана  В.Б. Шкловскому (1936), А.А. Фадеева [1934], В.Б. Шкловского С.М. Эйзенштейну (1936), С.М. Эйзенштейна  А.А. Фадееву (1934);
  • портрет Э.И. Шуб  рис. А.П. Довженко (1935), дружеский шарж на Э.И. Шуб — рис. С.М.Эйзенштейна (1927);
  • фото Э.И. Шуб, индивидуальные и в группах с Н.Г. Вачнадзе, Д. Вертовым, А.М. Ганом, А.М. Горьким, А.П. Довженко, Н.А. Зархи, Д.Д. Шостаковичем, С.М. Эйзенштейном и др.,  (1890-е 1942);
  • фото: Б.Н. Агапова (1959), Б.В. Барнета (1940-е), Н.Г. Вачнадзе (1937), В.В. Вишневского (1938), А.М.Гана (1920-е), А.П.Довженко (1928  1940-е), С.А. Есенина в группе с А. и И. Дункан (1920-е), Н.А. Зархи (1933  1935), Й. Ивенса (1950-е), М.К. Калатозова (1970), Р.Л. Кармена (1936, 1938), Г.М. Козинцева  (1973), А.И. Куприна (1919), В.В. Маяковского (1910-е  1926), И.Е. Репина (1910-е), Г. Рихтера (1929), М.И. Ромма (1950-е), М.Н. Смирновой (1940-е), Ю.И. Солнцевой (1920-е), Э.К. Тиссэ (1931), А.А. Фадеева (1920-е  1954), Э. Хемингуэя (1939), Ч. Чаплина (1930), Н.М. Шенгелая (1930-е), В.Б. Шкловского (1930-е), С.М. Эйзенштейна (1900  1943), И.Г. Эренбурга (1936  1960), Ф.М. Эрмлера (1933); рисунки: Б.В. Барнета "Трагедии материнства" (1942), С.М. Эйзенштейна 11 (1931  1944).

УВЕКОВЕЧИВАНИЕ ПАМЯТИ

  • В 1972 году в издательстве «Искусство» вышла книга «Жизнь моя – кинематограф» (составлена дочерью Коноплевой А.И. из статей, выступлений, замыслов, сценариев, переписки Э. Шуб и выпущенной издательством "Искусство" в 1959 году ее книги «Крупным планом»).
  • В 1972 году на киностудии "Центрнаучфильм" вышел фильм "Эсфирь Шуб — крупным планом" (2 части, режиссер: С. Бабашкин; операторы: П. Тартаков).

ФИЛЬМОГРАФИЯ «Совкино» / ЦСДФ

1927 — Великий путь (фильм создан к 10-летию Октябрьской революции); Производство: «Совкино» и Музей революции СССР
1927 — Падение династии Романовых (монтаж исторических кинодокументов о величайших и одновременно трагических событиях в истории России начала 20-го века: падении династии Романовых и февральской революции 1917 года. Полностью смонтирован из дореволюционной кинохроники, которую Э.И. Шуб собрала в различных киноархивах, и материалов дворцового киноархива Николая II; фильм положил начало новому направлению в советской документальной кинематографии — документально-историческому кино)
1930 — Сегодня (фильм показывает  мир строящегося социализма и мир переживающей глубокий развал и обреченный на гибель капитализма. Строительство и пуск промышленных предприятий электростанций, железных дорог (Днепрогэс, Турксиб и др. ). Американский образ жизни в США в 30-е годы; Шуб использовала прием чередования кадров советской и американской кинохроник, чтобы показать превосходство социалистического строя); полнометражный; Производство: Союзкино, Вельтфильм; режиссёр, монтажер и автор сценарного плана совместно с М. Цейтлиным
1934 — Москва строит метрорежиссёр, монтажер и автор сценарного плана
1940 — Лицо врага («Фашизм будет разбит»); режиссёр, монтажер, автор сценария совместно с Б. Агаповым
1942 — Страна родная; режиссёр и монтажер и автор сценарного плана
1946 — К пребыванию в Москве участников сессии исполкома международной демократической федерации женщин; режиссёр
1946 — Судебный процесс в Смоленске (Суд в Смоленске); режиссёр и автор сценарного плана; операторы: А. Брантман, А. Левитан
1946 — К пребыванию в Москве участников сессии исполкома международной демократической федерации женщин
1949 — От чистого сердца; режиссёр и автор сценария

КИНОПЕРИОДИКА ЦСДФ

Режиссёр монтажа киножурналов "Новости дня" (1945 1951 гг.)
__________________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Фотографии из частных архивов.

Фильмография других студий

1924 — Остров юных пионеров (Попытка пропаганды лозунга "Да здравствует демонстрация быта!", выдвинутого главой киноконструктивистов начала 1920-х годов Алексеем Ганом. В соответствии с установками автором показать "жизнь врасплох" отвергались сценарий, режиссура и актеры. Материалом для агитфильма - эксперимента была выбрана жизнь пионеров) (монтажёр) — Пролеткино
1925 — Морока (игровой; полнометражный; режиссеры: Евгений Иванов-Барков совм. с Ю. Таричем; автор сценария: Юрий Тарич; оператор: Альфонс Винклер; художник-постановщик: Дмитрий Колупаев) (автор сценария, монтажёр) — Первая и Третья фабрики «Госкино» (1924-1925)
1925 — Первые огни (игровой; полнометражный; режиссер и автор сценария: Юрий Тарич; оператор: Давид Шлюглейт; художник-постановщик: Исаак Махлис) (монтажёр) — Первая и Третья фабрики «Госкино» (1924-1925)
1925 — Перевал (монтажёр) — —
1926 — Абрек Заур (режиссёр, монтажёр) — —
1926 — Господа Скотинин (монтажёр) — —
1926 — Крылья холопа (игровой; полнометражный; режиссеры: Юрий Тарич, Леонид Леонидов; сценаристы: Юрий Тарич, К. Шильдкрет, В. Шкловский; оператор: Михаил Владимирский; художник-постановщик: Владимир Егоров) (монтажёр) — Объединённая Московская фабрика «Совкино» (1926-1929)
1926 — Проститутка (Убитая жизнью) (монтажёр) — Объединённая Московская фабрика «Совкино» (1926-1929)
1928 — Россия Николая II и Лев Толстой (фильм был выпущен на экраны в сентябре 1928 года и почти сразу же вызвал ожесточенную полемику в печати. «Ругательных» отзывов о фильме было значительно больше, чем одобрительных, возможно, это и послужило причиной некоторого его забвения; фильм утрачен) (режиссёр, монтажёр) — Объединённая Московская фабрика «Совкино» (1926-1929)
1932 — К. Ш. Э. (Комсомол — шеф электрификации) (совместно с реж. Л. Филоновым; оператор: В. Солодовников; в этом фильме впервые в Советском Союзе была использована синхронная звуковая съемка. Фильм снимался на московском Электрозаводе, на ленинградских заводах «Электросила» и им. Сталина в Магнитогорске, на Дзорагэс и главным образом на Днепрострое) (режиссёр, автор сценария, монтажёр) — Московская объединённая фабрика «Союзкино» (1930-1931)
1934 — Метро ночью (режиссёр) — —
1937 — Страна Советов (автор сценарного плана совместно с Б. Агаповым) (режиссёр) — Мосфильм
1937 — Турция на подъёме (в 1934 г. Шуб работала по контракту в Турции над фильмом «Турция на подъеме» (был завершен в 1937 г. ее ассистентом — турецким режиссером К. Чакушем) — —
1939 — Испания (сценарий и дикторский текст писателя Всеволода Вишневского; операторы: Р. Кармен и Б. Макасеев в сотрудничестве с республиканскими испанскими операторами) (режиссёр, монтажёр) — Мосфильм
1940 — 20 лет советского кино (совместно с реж. Всеволодом Пудовкиным и авторами сценария А. Мачеретом, Ю. Олешей, Вс. Пудовкиным; киноочерк о путях развития советской кинематографии за первые 20 лет ее существования; в картине собраны фрагменты фильмов - "Броненосец "Потемкин", "Мать", "Земля", "Чапаев" и других, а также хроника разных лет) (режиссёр, автор сценария, монтажёр) — Мосфильм
1941 — Лицо врага (режиссёр) — —
1947 — По ту сторону Аракса (полнометражный; операторы: С. Бадалов, Мухтар Дадашев) (режиссёр, автор сценария) — «Бакинская киностудия»

Библиография

1959 — Эсфирь Шуб. Крупным планом (с. 256; тираж: 5000) (изд.: — М.; "Искусство")
1972 — Эсфирь Шуб. «Жизнь моя — кинематограф» (Составитель: А. И. Коноплева; вступ. статья С. И. Юткевича ; коммент. Г. С. Авербух ; Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР; 472 с., 16 л. ил.) (изд.: — М.; «Искусство».)
1987 — Летописцы нашего времени. Режиссёры документального кино (составители: Г. Прожико, Д. Фирсова) (изд.: — М.; "Искусство")

Звания

1935 — Заслуженная артистка РСФСР

Награды

1941 — Орден «Знак Почёта»
1956 — Почетная грамота Министерства культуры СССР за работу на Центральной студии документальных фильмов

Цитаты

[...]Ещё мне хотелось бы вспомнить мамину двоюродную тётю – Эсфирь Ильиничну Шуб (1894 -1959). Её брат Исаак Ильич Рошаль, всю жизнь проработавший в системе Укркоопсоюза, доживал свой век в Киеве в крохотной комнатушке на улице Большая Житомирская, где едва помещались кровать, шкаф и прикроватная тумбочка. Иногда по воскресным дням он с помощью палочки добирался к нам. Это был милейший и, несмотря на возраст, красивый человек. Его голову венчала сохранившаяся пепельная шевелюра, а лицо освещалось пронзительными глазами и доброй улыбкой в уголках рта. Изредка прибегал к нему на Житомирскую и я. Так совпало, что перед моей, описанной выше, поездкой в Москву, я был у него и рассказал о предстоящем вояже (это его слово). Он попросил меня зайти к его сестре, рассказать о нём и передать привет, хотя до сих пор между ними контактов практически не было. И это понятно. Он вёл незамысловатую обывательскую жизнь, получая удовольствие от самой жизни, избегая всяческие общественные и, уж тем более, политические коллизии. Она же, как и многие её современницы, была подлинной дочерью революции. Уроженка Черниговской губернии, Эсфирь Ильинична Шуб (Рошаль) происходила из местечковой еврейской семьи и, конечно, испытав все тяготы подобного положения, примкнула к революционной молодёжи. Последовали годы учёбы, напряжённой работы и самообразования. Она успешно работала на московских киностудиях, как кинорежиссёр, сценарист, киномонтажёр и киновед.
В 1935 году ей было присуждено звание заслуженной артистки России (Заслуженной артистки РСФСР; – прим. ред. #МузейЦСДФ). Эсфирь Ильинична Шуб являлась основоположницей художественного монтажа в документальном кино. С 1919 по 1921 она работала личным секретарем Всеволода Мейерхольда. А с 1922 года её жизнь была посвящена только документальному кино. Эсфирь Ильинична была дружна с такими корифеями, как Сергей Эйзенштейн, Пётр Павленко, Александр Довженко, Всеволод Пудовкин и Александр Фадеев.
Последние годы жизни она работала над книгой «Крупным планом», на страницах которой очень живо предстала вся её жизнь. Взяв у Исаака Ильича её адрес и, понимая, что он, будто чувствуя свой и её близкий предстоящий уход, искал примирения, я клятвенно пообещал разыскать её. Она жила в центре Москвы, к сожалению, не могу вспомнить название улицы, в двух комнатах коммунальной квартиры в мансарде многоэтажного дома.
В то время Эсфирь Ильинична тяжко болела и, как я понял, уже давно не вставала с постели. Она мне явно обрадовалась и очень удивилась, что я так вымахал. Предыдущий раз она меня видела в 1949 году. Привет от брата приняла сдержанно, но чуть позднее разговорилась, вспоминала их детство и, в конце концов, написала ему довольно тёплую записку. Я остался доволен результатом своей миссии. А Эсфирь Ильинична ушла из жизни в сентябре 1959 года.[...]

Валерий Золотаревский. Щемящая радость воспоминаний, Источник

В революционной России кино из рук ловких деляг и торговцев перешло во владение молодого Советского государства. Отечественных фильмов было мало, ничтожно мало. Кулешов в своей мастерской показывал "фильмы без пленки", ибо ее не хватало.
Дзига Вертов монтировал свои первые "Киноправды", операторы-хроникеры снимали чуть ли не на обрывках позитивных лент. На экранах шумели заграничные боевики. Их надо было хоть как-то приспособить к восприятию нового зрителя.
За эту черную и малозаметную работу взялась молодая женщина из интеллигентной семьи, за плечами у которой к этому времени было не только гуманитарное образование, но и общение с мастерами революционного искусства. […]
Она внимательно присматривалась к экспериментам Кулешова и Вертова. Их столь важные наблюдения над чудодейственной СИЛОЙ монтажа она применила и в этой своей работе, так как куски, снятые постановщиками первых советских художественных лент, в большинстве случаев нуждались не в простой склейке, но в новой, и не только ритмической, но и драматургической организации. Здесь начиналось творчество. Здесь закладывались основы той профессии, которая займет впоследствии свое законное место в производстве под наименованием "режиссер-монтажер".
Слава о волшебнице монтажного стола прокатилась по всей молодой советской кинематографии.
Сергей Эйзенштейн, в начале 20-х годов еще только присматривающийся к новому искусству, дневал и ночевал в монтажной Шуб. Робко присев на край стула, он с восхищением наблюдал, как трансформировала она двухсерийный экспрессионистический боевик Фрица Ланга "Доктор Мабузо — игрок".
Братья Васильевы по праву считали себя учениками Эсфири Шуб; и вообще не было ни одного молодого кинематографиста, который не обращался бы к ней в трудную минуту за добрым советом. Но все это было только началом.
Открытие произошло позднее, когда молодая женщина, увлеченная опытами Дзиги Вертова (не зря она сама называет его художником, оказавшим на нее сильное влияние), выдвигавшими на ведущее место факт, документ, рискнула, опираясь на весь свой накопленный опыт, смонтировать первый полнометражный фильм, целиком построенный на фильмотечном материале — кадрах дореволюционной хроники.[…]
Эсфирь Шуб была подлинным поэтом экрана. Лиризм ее фильмов, возникающий от глубоко личной влюбленности в советскую действительность, роднит ее с Маяковским. […] …задолго до Бертольта Брехта Шуб сформулировала некоторые особенности современной эстетики и не только теоретически осмыслила их, но, что самое важное, применила в своей практике.[…]
Дальнейший путь Эсфири Шуб, как говорится, "не был усыпан розами". Ведь ей приходилось не только по-прежнему бороться со столь живучей тенденцией недооценки избранного ею жанра, но и само время выдвигало новые требования. […]
По-прежнему встречалась она с непониманием даже среди тех, кто, казалось, борется вместе с ней на одном фронте; будучи скованными узкими рамками ремесленного понимания хроники, они отнюдь не помогали дальнейшему творческому продвижению художника-новатора. […]
Но она продолжала закреплять и свои теоретические позиции, особенно важные в тот период, когда опасность заэстетизирования документального материала, формалистическая игра с ним стали ощутимей […]. Эсфирь Шуб тогда писала:
"Монтировать документальный фильм надо просто и смыслово ясно. Зритель должен успеть не только хорошо увидеть людей и события, но и запомнить их. Пусть помнят любители дешевых эффектов монтажа, что монтировать просто и смыслово ясно совсем не легко, а очень трудно".

ЮТКЕВИЧ С. Волшебница монтажного стола // ШУБ Э. Жизнь моя — кинематограф. М., 1972., Источник

[...]она много лет работала с Мейерхольдом; Маяковский, увидев ее работу, позвонил ей и позвал в гости, и они общались и были дружны до самого его конца. Я всегда об этом помнила, всегда понимала, что это значит. Она обладала драгоценным человеческим свойством: пристальным интересом к людям. Думаю, что именно эта пристальность, именно этот острый, в самую глубь проникающий интерес к людям отличает и ее творчество, делая его столь своеобразным и выразительным.
Для меня в отношениях с нею было драгоценно еще и то, что она вся целиком, безраздельно принадлежала тем годам, той эпохе, которая неизменно глубоко волновала и влекла к себе мое поколение и которую должны лучше знать наши молодые и юные современники— наши дети и внуки. Я говорю о неповторимых первых годах революции и неповторимых двадцатых годах нашего тревожного века. Шуб начала блистательно, потому что сумела понять, почувствовать и запечатлеть нечто самое дорогое и главное во времени, и вся ее дальнейшая жизнь шла по законам того неповторимого времени ее блистательного начала.[...]
О работах Эсфири Шуб уже написано и будет написано еще много значительных и глубоких исследований, их знают и ценят во всем мире, ее работ не обойти даже тем, кто недооценивает и недопонимает время, их подсказавшее. То, что она сделала в советском кино, стоит нерушимо и незыблемо, как истинный памятник, и я полагаю, что лучшего памятника и высшей награды нет и быть не может.

Маргарита Алигер, поэт, переводчик, журналист; Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1943)., Источник

[...]Во-первых, кажется странным, что она не смогла обнаружить в Москве кадров хроники Февральской революции. Ведь в 1924 году, всего за пару лет до начала поисков Шуб, киностудией «Госкино» был выпущен перемонтажный фильм «Февральская революция» (3 ч., 800 м). Возможно, это был видоизмененный фрагмент работы Д. Вертова и А.И. Савельева «Годовщина революции», возможно, самостоятельное произведение. Допустим, что фильм был за два года утрачен или не учтен должным образом в фильмотеке. Но как же Э.И. Шуб, работавшая в 1924 году именно в «Госкино», могла ничего не знать о «Февральской революции»?
Во-вторых, неясно, где именно была найдена «царская хроника» и почему ее запросто предоставили Шуб (да еще в большинстве — в негативах!), а также то, по какой причине режиссер ничего не упоминает об описях к этим фильмам. Хотелось бы верить, что это всего лишь провал в памяти автора мемуаров, но некоторые косвенные данные заставляют предполагать нечто иное. А именно: в отсутствие строгого контроля за сохранностью фильмов в них были сделаны вырезки. В пользу этого говорит и то обстоятельство, что Шуб, опытнейший работник кино, прекрасно понимавшая разницу между контратипом и негативом, почему-то проявляет странную расплывчатость в описании конкретного использования хроники. Что значат слова «...мне было разрешено отпечатать и взять с собой самое ограниченное количество негатива...»? Надо ли это понимать как получение карт-бланша на проведение вырезок из негативов или требование об обязательном изготовлении контратипов?
Э.И. Шуб в своих мемуарах нигде не проясняет этот вопрос. Напротив, она пишет только о своих усилиях по спасению старой хроники. В то же время у Шуб нет ни одной фразы, которая говорила бы о понимании режиссером самоценности всякого старого фильма, целостности и неразделимости кинодокумента. Для нее (как и для многих режиссеров того времени) хроника была лишь набором нужных кадров, фильмотечным материалом. А такой подход делал возможным любой произвол в отношении любой хроники.[...]

Александр Дерябин ("Киноведческие записки" № 55, 2001 год), Источник

[ Страница дополняется материалами ]