Опубликовано в журнале «Искусство кино» № 2 за 1963 год. Фото: Лидия Степанова на съемках фильма "Совхоз «Гигант»".
... Передо мною фото Лидии Ильиничны Степановой, много фотографий — с семьей, с друзьями, рабочие моменты... Сколько их было этих рабочих моментов! Если разложить их по годам, то можно проследить путь Лидии Ильиничны.
Вот совершенно молоденькая женщина на верблюде. Это не экзотический туристский снимок. Это Степанова в одной из первых экспедиций кинохроники в казахских степях. Фотография в лаборатории великого физиолога И. Павлова. Снято во время работы с Я. Посельским над фильмом «Проблема питания».
... Совхоз «Гигант». Там создавалась картина о первом совхозе. Затем Дальний Восток. Первые колхозы. Новые формы труда, новые люди, строители первого в мире социалистического государства. И рядом с ними маленькая, хрупкая женщина, не боящаяся никаких трудностей, готовая в любой момент вместе с операторами ехать в любом направлении.
Еще одна фотография. Молодые кинохроникеры Л. Степанова, М. Трояновский, А. Шафран, Ф. Киселев на строительстве Магнитогорска.
Они прибыли туда, когда в голой степи не была даже построена станция. Днем и ночью, в морозы и бураны не прекращались работы на этой грандиозной стройке первой пятилетки. И на самых ответственных участках можно было встретить Лидию Ильиничну, режиссера картины «Слово большевика».
В годы войны она принимала участие в создании кинопериодики, открывавшейся фронтовыми материалами. Вместе с незаслуженно забытым талантливым режиссером-оператором Р. Гиковым создала Степанова монументальный фильм «Орловская битва». Трудно писать о друге, с которым связана вся жизнь, но еще труднее писать о друге, который во многом был для тебя примером воли, целеустремленности, да просто влюбленности в наш кинематографический труд, в наше дело!
Я не могу сказать, сколько фильмов — журналов, репортажей, очерков, больших картин — сделала Лидия Ильинична. Их очень много. Но каждый из них она делала с одинаковой горячностью, заинтересованностью, взыскательностью.
Бесконечные поездки по стране. Яркие впечатления, меткие наблюдения, постоянные поиски ростков нового, светлого. И ясная цель — все увиденное обобщить и сделать достоянием миллионов зрителей.
То же было и когда Лидия Ильинична поехала снимать картину «Демократическая Венгрия».
Все было в жизни Лидии Ильиничны: и хорошее и горестное. Пять раз ее работы были отмечены Государственными премиями. Л. Степанова справедливо занимала достойное место в первых рядах мастеров документального кино, И совершенно неожиданно в 1952 году все сделанное ею было зачеркнуто фильмом о Краснодарском крае, который не понравился тому единственному зрителю, мнение которого решало «быть или не быть» фильму. Некоторое время Л. Степанова оставалась вне кинематографии. И тут проявилась ее удивительная воля. С каким достоинством переносила она свое незаслуженное горе. И что самое главное, в эти печальные для нее дни ни в какой мере не поколебалась ее вера в правду, в справедливость, которые и восторжествовали.
Девять лет назад Л. Степанова пришла на Московскую студию научно-популярных фильмов. С характерным для нее чувством ответственности осваивает она законы нового для нее жанра. И в то же время она вносит в свои работы темперамент кинопублициста, оперативность хроникера и незаурядное искусство монтажа.
На «Моснаучфильме» начался новый список картин Л. Степановой: «Солнечный камень», «Северный полюс», «Это важно для каждого из нас», несколько короткометражек. Последние три года Лидия Ильинична посвятила созданию фильмов, популяризирующих музыкальное искусство. И делала она это взволнованно, доходчиво, увлекательно и очень вдумчиво. Поставленный ею вместе с В. Комиссаржевским фильм «Сергей Прокофьев» стал примером талантливой кинобиографии.
А как благодарны любители музыки за фильм о Первом международном конкурсе пианистов и скрипачей имени П. Чайковского! В этой работе Лидии Ильиничне помогли не только ее удивительные организационные данные, неутомимость, но и замечательная контактность с людьми, умение найти общий язык с любым человеком, даже не владеющим русской речью. И так же быстро, как она завоевывала доверие старика узбека, юного строителя первой линии метро, ученого академика или новичка-первоклассника, так же сдружилась она с Ваном Клиберном. Не скрывая своего восхищения перед этой маленькой энергичной женщиной, он не мог отказать ей в длительных ночных съемках после напряженных конкурсных выступлений.
Через два года Лидия Ильинична снова погрузилась в атмосферу Второго конкурса имени Чайковского. Помню, как она волновалась во время выступления советского пианиста Владимира Ашкенази на третьем туре этого очень сложного музыкального соревнования и как была счастлива, когда с честью представив отечественную пианистическую школу, он получил первую премию. Обо всем этом рассказала Л. Степанова в своей последней картине «Музыкальная весна», которую ей так и не удалось посмотреть вместе со зрителями, для которых она так увлеченно, так неутомимо, так плодотворно проработала всю свою жизнь.
* * *
Степанова Лидия Ильинична (10 (22) января 1899, Рязань — 13 ноября 1962, Москва) — режиссер документального и научно-популярного кино. Лауреат пяти Сталинских (Государственных) премий (1946, 1947, 1948, 1950, 1951). Награждена орденом «Знак Почета» (1944). Беспартийная. Член Союза кинематографистов СССР с 1957 года.