Фильм:
"Освобождение Украины" — фильм 13-й киноэпопеи "Великая Отечественная" ("Неизвестная война")
(год выпуска – 1979)

Тип фильма:
Полнометражный фильм
(6 частей, хронометраж – 00:47:51)

Правообладатель:
Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД)

По заказу:
"Эйр Тайм Интернейшнл" (США); при участии Всесоюзного объединения "Совинфильм" (СССР)

Категории:
авиация, армия, Великая Отечественная война, ВЛКСМ, Вторая мировая война, география, город, государство, история, катастрофы, Коммунистическая партия, Комсомол, КПСС, оборона, оружие, Партия

Ссылка на РГАКФД (26193)
Страница фильма на сайте net-film.ru

О фильме

Киноэпопея создана при участии американских кинематографистов для показа в США и других странах. В 20-ти фильмах использованы съёмки фронтовых кинооператоров и кинодокументы из зарубежных архивов. В США, где многие не знают о решающей роли СССР в разгроме гитлеровской Германии, о сотрудничестве союзных держав в годы войны, эта кинопрограмма вышла под названием "Неизвестная война" («The Unknown War»). Художественный руководитель проекта — Роман Кармен

Были созданы две версии фильма — для американского и советского зрителя. Ведущим и рассказчиком выступил американский актёр Берт Ланкастер, русскую версию озвучивал Василий Лановой. После 1991 года в России получила распространение версия фильма для американского зрителя. Она отличается, в частности, нумерацией серий. Все фильмы версии киноэпопеи «Неизвестная война» («The Unknown War») представлены на сайте Руниверс. Закадровый перевод английского текста читает актёр Андрей Ярославцев

Фильм 13-й "Освобождение Украины" на сайте Руниверс.

Василий Лановой: " Фильм в новой его версии, как я и предполагал, оставляет зрителей равнодушными к информации, звучащей с телеэкрана, как равнодушны были к нему новые интерпретаторы документальных кинокадров о войне. И это не оставляет ничего более, как только сожаление, горечь и обиду за тех, кто кровью писал страницы истории." 

На данной странице представлен 13-й фильм киноэпопеи "Великая Отечественная". Текст читает Василий Лановой.

В конце лета 1941 года Советской Армии пришлось оставить Киев. Более двух лет город был оккупирован. Фашисты почти полностью разрушили его. В 1943 году — после победы в Сталинграде и на Курской дуге, фронт стал отодвигаться на Запад, Советская Армия начала освобождение Украины. Гитлер надеялся остановить советские войска с помощью оборонительного "Восточного вала", который нацисты воздвигли от Балтийского до Чёрного моря. Они считали Днепр ключевой позицией своей обороны и Гитлер заявил: "Скорее Днепр потечёт вспять, чем русским удастся его перейти...". Днепр казался непреодолимым препятствием, и всё-же Советской Армии удалось форсировать Днепр, прорвать оборону и освободить Киев...
 Цитируется с экрана

Немецкие солдаты оборудуют огневую точку на правом высоком берегу Днепра. Фото: РГАКФД

В фильм вошли кадры:

1-я часть — Эпизоды боя. Немецкие солдаты спускаются в шахты Донбасса и добывают уголь. Вывоз скота в Германию.

Переправа 6-й гвардейской стрелковой дивизии через Днепр. Фото: РГАКФД

2-я часть —Немцы взрывают завод, верфь в городе Николаеве. Из шахты достают убитых шахтеров. Люди оплакивают убитых. Советские войска форсируют Днепр. Обстрел и бомбежка немцами переправ. Солдаты строят мост.

Герои форсирования Днепра – бойцы подразделения майора А. Прокопенко на марше. Фото: РГАКФД

3-я часть — Разрушенный Киев. Жители приветствуют советских танкистов. Убитые мирные жители в овраге (Бабий Яр).

4-я часть — Немцы идут по горящему Житомиру. Немецкие войска отступают. Беженцы возвращаются в свои дома, разбирают завалы.

5-я часть — А. Деревская — мать сорока пяти детей-сирот, усыновленных ею. Идет поезд с углем. Цех завода. Сталевар. Мальчик обнимает солдата. Эпизоды боя: летят советские и немецкие самолеты, стреляют советские солдаты. Река Прут. Салют в Москве.

Советские солдаты форсируют Сиваш.

6-я часть — Бои за освобождение Крыма. Советские солдаты форсируют Сиваш; солдаты в воде толкают пушку, выходят на берег. Убитые немцы. Сапун-гора. Советские солдаты взбираются на гору. Идут пленные немцы. Идут советские солдаты.


ПРОИЗВОДСТВО: Центральная ордена Ленина и ордена Красного Знамени студия документальных фильмов (ЦСДФ)

СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА:

Художественный руководительРоман Кармен
Главный консультант: А.М. Александров
Главный военный консультант: генерал армии П.А. Курочкин
Кинодраматурги: Р. Кармен, К. Славин, И. Ицков
Режиссер: Лев Данилов
Автор текста: П. Демидов
Главный оператор: Ю. Орлов (современные съёмки)
Оператор: В. Воронцов (современные съёмки)
Консультанты: полковник Б.Г. Соловьёв, полковник В.С. Вовк 
Композитор: В. Гевиксман
Главный редактор: Е. Козырев 
Главный звукооператор: И. Гунгер
Ассистент режиссёра: Т. Дзелинковская
Директор картины: Ф. Могилевский

КИНОХРОНИКА: фронтовые кинооператоры ЦСДФ

С американской стороны принимали участие:

Ведущий и рассказчик Берт Ланкастер
Поэт, певец и композитор Род Маккьюен (Rod McKuen)
Режиссёр-консультант Исаак Кляйнерман
Писатель Джон Лорд
Исполнительный продюсер Фред Винер
Другие участники: М. Голдман, Э. Бунин, Р. Эстес, Г. Солсбери, Б. Фогель, К. Любович


СПРАВКА

1. После форсирования Днепра советским войскам предстояло освободить столицу Украины — Киев, расширить захваченные плацдармы и создать условия для освобождения от немецко-фашистских оккупантов всей Правобережной Украины. Одновременно необходимо было ликвидировать вражеский плацдарм на левом берегу Днепра, в районе Запорожья, разгромить группировку противника на реке Молочной и выйти в низовья Днепра. Со своей стороны, немецко-фашистское командование еще надеялось сильными контрударами восстановить оборону по правому берегу Днепра, а также удержать свои позиции на реке Молочной. Но больше всего оно прилагало усилия, чтобы не допустить дальнейшего продвижения Красной Армии по Правобережной Украине в районе Киева. Это открыло бы пути советским войскам в западные области Украины, в южные районы Польши, к Карпатам, к границам тогдашних союзников фашистской Германии — Румынии и Венгрии. Поэтому враг создал наиболее сильную группировку на киевском направлении.

2. 24 августа 1943 года советские дивизии начали движение по всему 1400-километровому фронту, растянувшемуся от Смоленска до Азовского моря. Пятью фронтами командовали полководцы Рокоссовский, Ватутин, Конев, Малиновский и Толбухин. Это была крупномасштабная операция, в которой было задействовано 36 общевойсковых, 4 танковых и 5 воздушных армий. Всего 2 650 000 человек, 51 000 орудий, 2 400 танков и 2 850 самолетов.

3. Советским войскам противостояли две крупнейшие немецкие группировки.
Группы армий «Центр» и группы армий «Юг» в составе 62 дивизий, в том числе 14 танковых и моторизованных. Наземные войска поддерживались силами 4-го и 6-го воздушных флотов. В количественном составе: 1 240 000 человек, 12 600 орудий, 2 100 танков, 2 100 самолетов. Г

4. Гитлер надеялся остановить советские войска с помощью оборонительного «Восточного вала», который нацисты воздвигли от Балтийского до Черного моря, разделённого на два рубежа — «Пантера» и «Вотан» (Вотан — в древнегерманской мифологии бог грома и молнии, верховный бог, царь асов, хозяин Валгалы, где пируют асы и куда попадают погибшие на поле битвы воины), — проходил по линии: река Нарва — Псков — Витебск — Орша — река Сож — среднее течение реки Днепр (основа «Восточного вала») — река Молочная.

5. В дополнение к оборонительным мерам 7 сентября 1943 года силы СС и вермахта получили приказ полностью опустошать территории, с которых приходилось отступать, с тем, чтобы замедлить продвижение Красной Армии и попытаться усложнить снабжение ее соединений.

6. 22 сентября 1943 года было завершено освобождение от немецко-фашистских оккупантов всего Донбасса. Войска Красной Армии подходили к среднему течению Днепра на всем 750-километровом фронте.

7. В ночь на 21 сентября 1943 началось форсирование Днепра. 14 октября 1943 был освобожден г. Запорожье, 25 октября — Днепропетровск, a 6 ноября 1943 войска 1-го Украинского фронта под командованием генерала Николая Ватутина освободили от немецко-фашистских захватчиков столицу Украины — Киев.

Авторы памятника - скульптор Б. Раппопорт, архитектор Ю. Егоров.

9. 14 октября 1968 г. на месте, с которого началось форсирование Днепра, создан памятник — 8-метровая фигура воина-богатыря на железобетонном постаменте, имитирующем плот из деревянных брусьев. На плечах воина развевается плащ-палатка, он в стремительном порыве поднимает бойцов в атаку. За скульптурой воина — 25-метровый обелиск прямоугольной формы (ширина — 0,6 м) из железобетонных блоков. В верхней его части — полутораметровая звезда и под ней цифры:
 "1943" "1968".
Перед памятником установлен гранитный блок, на котором начертано:
 "На этом участке в ноябре 1943 года войска 6-й армии 3-го Украинского фронта форсировали р. Днепр и захватили плацдарм в районе сел Беленькое и Разумовка".

10. К началу 1944 года на Правобережной Украине находились крупнейшие группировки войск воюющих сторон. Четыре Украинских фронта (без 51-й армии, находившейся на Перекопском перешейке) насчитывали 2230 тыс. человек личного состава, 28,6 тыс. орудий и минометов, 2 тыс. танков и САУ, 2,6 тыс. самолетов. Противостоявшие им немецкие группы армий «Юг» и «А» имели 1760 тыс. человек, 16,8 тыс. орудий и минометов, 2,2 тыс. танков и штурмовых орудий, около 1,5 тыс. самолетов. Следовательно, общее превосходство советских войск (а они являлись наступающей стороной) было сравнительно небольшим. Они превосходили противника в людях в 1,3 раза, в артиллерии — в 1,7, в самолетах — в 1,8 раза, но несколько уступали ему в танках и САУ (1:1,1).

11. Операция по освобождению Крыма проводилась с 8 апреля по 12 мая 1944 года силами 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии во взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской военной флотилией. 

  •  11 апреля город был освобожден Джанкой; одновременно с 19-м танковым корпусом в наступление перешла Отдельная Приморская армия, которая при поддержке авиации 4-й воздушной армии и Черноморского флота к утру овладела Керчью;
  • 13 апреля были освобождены: Феодосия, Симферополь, Евпатория и Саки, 14 апреля – Судак и 15 апреля – Алушта;
  •  после четырех дней тяжелейших боев 9 мая войска фронта освободили Севастополь;
  • легендарный штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года стал ключевым эпизодом освобождения Севастополя. В боях за стратегическую высоту всего за несколько часов погибли 6 тысяч человек;
  • 12 мая остатки вражеских войск на мысе Херсонес сложили оружие.

Фрагмент диорамы «Штурм Сапун-горы».

12. Штурм Сапун-горы войсками 4-го Украинского фронта — самая яркая страница в эпопее освобождения Севастополя. Именно здесь находится комплексный исторический памятник государственного значения, центром которого является здание диорамы "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года". Рядом с ним высится 28-метровый обелиск Славы воинам-освободителям, у которого в 1970 году был зажжен Вечный огонь.
В единый архитектурный ансамбль входят: мемориальная стена с именами 240 Героев Советского Союза, удостоенных этого звания за освобождение Севастополя; мемориальная стена с наименованиями 118 соединений и частей, удостоенных звания Севастопольских; мемориальная стена с наименованиями 51 соединения и части, награжденных за освобождение Севастополя орденами; памятник воинам 51-й армии; место расположения командного пункта 7-й бригады морской пехоты; памятник воинам 77-й дивизии; место водружения штурмового флага на вершине Сапун-горы.

13. Бабий Яр — урочище в северо-западной части Киева, между районами Лукьяновка и Сырец. Бабий Яр получил всемирную известность как место массовых расстрелов гражданского населения, главным образом евреев, цыган, киевских караимов, а также советских военнопленных, осуществлявшихся немецкими оккупационными войсками и украинскими коллаборационистами в 1941 году. Всего было расстреляно свыше ста (или ста пятидесяти) тысяч человек. По мнению других исследователей в Бабьем Яру только евреев было расстреляно около ста пятидесяти тысяч человек (жителей Киева и других городов Украины). Из Бабьего Яра спаслось 29 человек.
В конце 50-х Годов в самом Бабьем Яре и прилегающей к нему территории  власти столицы решили создать городской парк с аттракционами и другими увеселительными объектами.
Но произошла техногенная катастрофа (Куреневская катастрофа в Киеве 13 марта 1961 года; в результате размыва дамбы тонны пульпы из Бабьего Яра затопили район Куренёвку и привели к многочисленным жертвам).  Против намеченного строительства выступили публично известные общественные деятели неевреи. Иван Дзюба, русский писатель Виктор Кузнецов, Иван Павлычко и другие представители интеллигенции.
Они потребовали создать на территории Бабьего Яра и вокруг него заповедную зону и Мемориальный комплекс с памятником, Музеем Холокоста и другими мемориальными объектами.
Создание Мемориала расстрелянным евреям в значительной мере способствовала публикация 19 сентября 1961 года в Литературной газете стихотворения молодого ещё не известного поэта Евгения Евтушенко «Бабий Яр» и исполнение 13-й симфонии (18 декабря 1962 года 13-я симфония Шостаковича была исполнена в Москве) композитора Дмитрия Шостаковича.
По просьбе Виктора Некрасова Анатолий Кузнецов привел молодого поэта Евгения Евтушенко в Бабий Яр. Это был уже август 1961 год. После окончания войны прошло 16 лет. Вместо памятников погибшим людям, он увидел свалку мусора и запустение. Кузнецов впоследствии напишет об этом дне: "Евтушенко, с которым мы дружили и учились в одном институте, задумал свое стихотворение в день, когда мы вместе однажды пошли к Бабьему Яру. Мы стояли над крутым обрывом, я рассказывал, откуда и как гнали людей, как потом ручей вымывал кости, как шла борьба за памятник, которого так и нет".

На территории Национального историко-мемориального заповедника «Бабий яр»

14. 13 марта 1945 года было принято Постановление Совета Народных комиссаров УССР и ЦК КП(б)У № 378 «О сооружении монументального памятника на месте Бабьего Яра», в соответствии с которым началась работа по созданию парка и установке памятника на месте захоронения жертв немецко-фашистских оккупантов (автор проекта — архитектор А. В. Власов).

15. Памятник «Советским гражданам и военнопленным солдатам и офицерам Советской Армии, расстрелянным немецкими фашистами в Бабьем Яру» был установлен 2 июля 1976 года на территории впоследствии названной Национальный историко-мемориальный заповедник «Бабий яр») в г. Киеве. Расположен в верховьях Бабьего яра. Авторы монумента — скульпторы академик АХ СССР, народный художник СССР М. Г. Лысенко, А. Витрик, В. Сухенко, арх. А. Игнащенко, Н. Иванченко, В. Иванченков.
Памятник представляет собой многофигурную композицию из бронзы. Перед ним установлена металлическая плита с надписью по-украински: «Здесь в 1941—1945 годах немецко-фашистскими захватчиками были расстреляны свыше ста тысяч граждан города Киева и военнопленных». В 1989 году слева и справа от неё прикрепили такие же плиты с надписями на русском языке и на идише.

Табличка на иврите, добавленная к монументу в 1989 году. Фото Ю. Шаповала.

16. 17 июня 2011 года состоялось заседание комиссии по увековечению памяти жертв Бабьего Яра под руководством премьер-министра Украины Николая Азарова. Госкомиссия, созданная по распоряжению руководства страны, приняла официальное решение об увековечении памяти жертв Бабьего Яра.

Использованы открытые интернет-источники, в том числе: www.netzulim.orgwww.proza.ruwww.victory.rusarchives.ru

[Страница фильма дополняется материалами