Фильм:
"Война в Арктике" — фильм 6-й киноэпопеи "Великая Отечественная" ("Неизвестная война")
(год выпуска – 1979)

Тип фильма:
Полнометражный фильм
(6 частей, хронометраж – 00:47:53)

Правообладатель:
Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД)

По заказу:
"Эйр Тайм Интернейшнл" (США); при участии Всесоюзного объединения "Совинфильм" (СССР)

Категории:
авиация, армия, Великая Отечественная война, война, Вторая мировая война, история, катастрофы, КПСС, международные отношения, оружие, флот

Ссылка на РГАКФД (26186)
Страница фильма на сайте net-film.ru

О фильме

Киноэпопея создана при участии американских кинематографистов для показа в США и других странах. В 20-ти фильмах использованы съёмки фронтовых кинооператоров и документы из зарубежных архивов. В США, где многие не знают о решающей роли СССР в разгроме гитлеровской Германии, о сотрудничестве союзных держав в годы войны, эта кинопрограмма вышла под названием "Неизвестная война" («The Unknown War»). Художественный руководитель проекта — Роман Лазаревич Кармен

Были созданы две версии фильма — для американского и советского зрителя. Ведущим и рассказчиком выступил американский актёр Берт Ланкастер, русскую версию озвучивал Василий Лановой. После 1991 года в России получила распространение версия фильма для американского зрителя. Она отличается, в частности, нумерацией серийВсе фильмы версии киноэпопеи «Неизвестная война» («The Unknown War») представлены на сайте Руниверс. Закадровый перевод английского текста читает актёр Андрей Ярославцев. 

Фильм 8-й "Война в Арктике" (текста читает Андрей Ярославцев) на сайте: www.runivers.ru

Василий Лановой: " Фильм в новой его версии, как я и предполагал, оставляет зрителей равнодушными к информации, звучащей с телеэкрана, как равнодушны были к нему новые интерпретаторы документальных кинокадров о войне. И это не оставляет ничего более, как только сожаление, горечь и обиду за тех, кто кровью писал страницы истории." 

На данной странице представлен 6-й фильм киноэпопеи "Великая Отечественная". Текст читает Василий Лановой.

"Немцы имели превосходство и в технике, и в живой силе, и в кораблях...но советские зенитчики не дали им воспользоваться этим превосходством.... Советский Северный флот был создан недавно. Всё было здесь новым, молодым – и корабли, и люди. Командовал  флотом 35-ти летний адмирал Арсений Головко. Ещё за сутки до вторжения немцев корабли и части Северного флота были приведены в состояние полной боевой готовности. Здесь, на северном фланге огромного фронта, фашистам так и не удалось нарушить границу СССР со стороны моря..." 
Цитируется с экрана

Берт Ланкастер – актёр, суперзвезда Голливуда и фронтовик, воевавший в Северной Африке (в авиационных частях), на съёмках киноэпопеи в Мурманске.

В гавань Мурманска приходили конвои с оружием и боеприпасами из США и Великобритании. Путь кораблей по арктическим морям был настолько рискованным, что моряки конвоев называли его «коридором смерти». Конвои находились в постоянной опасности нападения со стороны немецких подводных лодок и самолетов. Немцы, базировавшиеся на северном мысе Норвегии, совершали на корабли ежедневные атаки, в частности, один конвой — PQ-17 — понес огромные потери: из 37 кораблей добраться до Мурманска удалось только 13-ти. Немецкий флот, используя свои новые норвежские базы шел Баренцевым проливом, намереваясь захватить Мурманск — единственный незамерзающий русский северный порт. Среди советских береговых батарей была та, которой командовал Павел Космачев. В ходе войны на батарею Космачева было сброшено 17000 снарядов большого калибра и 7000 бомб. В первый же день немцы объявили о своей победе. Но для батареи Космачева война была долгой и тяжелой...

В фильм вошли кадры:

1-я часть — Кладбище в Мурманске, где похоронены советские, американские и английские солдаты, погибшие в годы Великой Отечественной войны во время конвоирования союзных конвоев. Памятники на могилах американского моряка и английского артиллериста. Памятник советским воинам, перечень фамилий погибших на памятнике. Кинохроника 1941-1945 гг.: Пейзажи Заполярья. Море. Стреляют советские и немецкие суда, огонь береговой артиллерии. Советские зенитки стреляют по немецкому самолету.

2-я часть — Быт немецких солдат: варят обед, сидят у костра и другое. Немецкие самолеты бомбят Мурманск. Передача подводной лодки экипажу. Н. Лунин взрывает немецкий корабль. Адмирал Головко награждает моряка. Моряки читают письма.

3-я часть — Быт и служба немецких солдат. Советские солдаты идут на оленьих упряжках, штурмуют деревню. Работа мурманского порта. Ледокол "Сибиряков" ведет караван кораблей. Советские моряки бросают глубинные бомбы.
Генерал в отставке И. Мазурук вспоминает о том, как он доставлял американские боевые самолеты по воздушной трассе "Аляска-Сибирь" в годы войны (синхронно).

4-я часть — Корабли союзников в море. Английский самолет сбрасывает бомбы на немецкую подводную лодку. Корабельные орудия стреляют по немецкому самолету. Падает горящий самолет. Тонет корабль. Спасение моряков с тонущего судна. Разгрузка судов союзников.

5-я часть — Майский, посол СССР в Великобритании, вручает советские награды английским летчикам. Маршал Мерецков наблюдает за боем.

6-я часть — Город Печенга. Пленные немецкие солдаты. Норвежцы приветствуют советских воинов. Монумент в Мурманске.


ПРОИЗВОДСТВО: Центральная ордена Ленина и ордена Красного Знамени студия документальных фильмов (ЦСДФ) 

ПРАВООБЛАДАТЕЛЬ ФИЛЬМАРГАКФД

СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА:

Художественный руководитель: Роман Кармен
Главный консультант: А.М. Александров
Главный военный консультант: Генерал Армии П.А. Курочкин
Драматурги: И. Ицков, Р. Кармен, К. Славин
Режиссер: Л. Кристи
Автор текста: К. Славин
лавный оператор: Ю. Орлов (современные съёмки)
Консультанты: капитан 1-го ранга В. Ачкасов, полковник В.С. Вовк 
Композитор: Л. Гедравичус 
Текст читает: В. Лановой
Главный редактор: Е. Козырев 
Главный звукооператор: И. Гунгер
Ассистент режиссёра: А. Талдыкина
Директор картины: Ф. Могилевский

КИНОХРОНИКА: фронтовые кинооператоры ЦСДФ

С американской стороны принимали участие:

Ведущий и рассказчик Берт Ланкастер
Поэт, певец и композитор Род Маккьюен (Rod McKuen)
Режиссёр-консультант Исаак Кляйнерман
Писатель Джон Лорд
Исполнительный продюсер : Фред Винер
Другие участникиМ. Голдман, Э. Бунин, Р. Эстес, Г. Солсбери, Б. Фогель, К. Любович


СПРАВКА

Конвой PQ-17. Торпеда поразила еще одно судно Из кн.: Брум Дж. Конвою рассеяться

1. PQ-17 — арктический конвой времён Второй мировой войны, печально знаменитый большими потерями. PQ-17 был отправлен в СССР 27 июня 1942 года со стратегическими грузами и военной техникой из США, Канады и Великобритании. В его состав входило 35 грузовых судов. Прикрытие конвоя осуществлялось несколькими группами кораблей союзников. Непосредственное прикрытие конвоя осуществлялось британскими эсминцами, кораблями ПВО, тральщиками и вооружёнными траулерами, находящимися под командованием коммандера Джона Брума. Вблизи конвоя находилось также соединение британских и американских крейсеров под командованием контр-адмирала Луиса Гамильтона. Дальнее прикрытие конвоя осуществляло соединение тяжёлых британских и американских кораблей, в состав которого входили авианосец и два линкора. Германские ВМС провели операцию «Ход конём» (Rösselsprung), целью которой было уничтожение конвоя. Планировалось нанести по конвою PQ-17 совместный удар силами надводных кораблей, подводных лодок и авиации.

2. Полярные конвои из транспортных судов и военных кораблей создавались в Исландии, огибали по дуге Скандинавию и достигали Мурманска или Архангелска, доставляя в СССР военные грузы (ленд-лиз). Немцы старались помешать этому как могли. С аэродромов на территории оккупированной Норвегии по кораблям конвоев действовали торпедоносцы и пикирующие бомбардировщики из состава 5-го воздушного флота Люфтваффе. На базах в Нарвике и Тронхейме базировались немецкие подлодки и надводные корабли. 16 конвоев прошли в СССР фактически без потерь.

3. Конвой обнаружен немецкой радиоразведкой 01 июля, а затем и подлодками. Военному эскорту приходилось отражать атаки противника, что не мешало продвижению каравана. Трагедия произошла 5 июля («кровавое воскресенье»), когда до Мурманска оставалось около 800 миль. Первый лорд Британского адмиралтейства гланокомандующий британским флотом адмирал Д. Паунд отдал неожиданный и трудно объяснимый приказ: в ожидании атаки линкора «Тирпиц» и тяжелых крейсеров «Адмирал Хиппер» и «Адмирал Шеер» рассредоточить конвой («Из‑за угрозы нападения надводных кораблей конвою рассредоточиться»), каждый транспорт должен добираться до русских портов самостоятельно, 6 эсминцев непосредственного охранения должны были примкнуть к соединению контр-адмирала Ф. Гамильтона, взявшего курс на запад. Советские историки традиционно считают, что британское морское командование планировало уничтожить «Тирпиц», превратив PQ‑17 в громадную мишень и наживку для нацистов (хотя адмирал Тови никак не успел бы перехватить «Тирпиц»). Но когда немцы обнаружили, что конвой был оставлен эскортом, замысел англичан стал им ясен. Они срочно отозвали свои тяжелые корабли в базы. Английские корабли не стали догонять союзные транспорта, а взяли курс на Исландию.


4. Конвой подвергся почти полному разгрому, став легкой добычей авиации и подлодок Германии: самолетами было потоплено 6 транспортов, спасательное судно, подлодка и повреждены еще 9 транспортов (из которых 7 погибли от торпед подлодок, 2 были затоплены кораблями английского эскорта), подлодки потопили еще 8 транспортов. Эскортные корабли, оставшиеся с транспортами после ухода крейсеров и эсминцев, не имели потерь, поспешно дойдя до Новой Земли и Архангельска раньше других. Корабли и авиация СФ более 3 недель осуществляли поиск судов и моряков на спасательных плавсредствах. Общие потери конвоя составили 23 судна общим тоннажем 142 695 тонн. На затонувших судах находились 3350 автомашин, 430 танков, 210 бомбардировщиков, 99 316 т. генеральных грузов. Стоимость этого столь необходимого для СССР вооружения составляла более 700 миллионов долларов. Погибло более 200 гражданских моряков.

5. После разгрома PQ‑17 поставки вооружения в СССР были прекращены на 9 месяцев. Считается, что гибель конвоя — самая большая военно-морская катастрофа Второй мировой войны. Лишь под давлением Советского правительства в начале сентября из Исландии в Советский Союз вышел конвой PQ-18. В его составе было 40 судов, в том числе 6 советских. Конвой обеспечивало более 50 кораблей охранения, в том числе 4 крейсера и 16 эскадренных миноносцев. Впервые в охранение был включен конвойный авианосец с 15 самолетами на борту, которые при налете вражеской авиации нанесли противнику значительный урон. Конвой атаковали 17 подводных лодок и более 330 самолов противника.

6. Всего за время войны на Север прибыло 738 транспортов в составе конвоя и убыло 726 транспортов в составе 36 союзных конвоев. Офицеры и матросы английского военного и торгового флотов, в также моряки других стран антифашистской коалиции, участвовавшие и проведении конвоев, выполняли свой долг с большим мужеством и мастерством. В исключительно сложных условиях Северного морского театра при систематических ударах врага они делали все, чтобы доставить грузы.

7. В 1971 году на русский язык была переведена книга «Разгром конвоя PQ-17» английского историка Дэвида Ирвинга (Ирвинг Д. Разгром конвоя PQ‑17. — М., 1971; Северные конвои: Исследования, воспоминания, документы), которую англичанин написал за 2 года до аналогичной книги Валентина Пикуля (Реквием каравану PQ‑17. — М., 1984). В Великобритании она вызвала не меньший резонанс, чем его «Реквием каравану PQ-17» в СССР. В Великобритании книга Ирвинга была запрещена, так как по решению суда содержала клевету в отношении ВМС королевства. 

Использованы открытые источники, в т.ч.: lexicon.dobrohot.org и topwar.ru