Фильм:
"Битва за Москву" — фильм 2-й киноэпопеи "Великая Отечественная" ("Неизвестная война")
(год выпуска – 1979)

Тип фильма:
Полнометражный фильм
(6 частей, хронометраж – 00:49:03)

Правообладатель:
Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД)

По заказу:
"Эйр Тайм Интернейшнл" (США); при участии Всесоюзного объединения "Совинфильм" (СССР)

Категории:
Авиация, Армия, Великая Отечественная, Вторая мировая, Государство, История, Катастрофы, Комсомол, КПСС, Оборона, Общество

Ссылка на РГАКФД (26182)
Страница фильма на сайте net-film.ru

О фильме

Киноэпопея создана при участии американских кинематографистов для показа в США и других странах. В 20-ти фильмах использованы съёмки фронтовых кинооператоров и документы из зарубежных архивов. В США, где многие не знают о решающей роли СССР в разгроме гитлеровской Германии, о сотрудничестве союзных держав в годы войны, эта кинопрограмма вышла под названием "Неизвестная война" («The Unknown War»). Художественный руководитель проекта — Роман Кармен

Были созданы две версии фильма — для американского и советского зрителя. Ведущим и рассказчиком выступил американский актёр Берт Ланкастер, русскую версию озвучивал Василий Лановой. После 1991 года в России получила распространение версия фильма для американского зрителя. Она отличается, в частности, нумерацией серий. Все фильмы версии киноэпопеи «Неизвестная война» («The Unknown War») представлены на сайте Руниверс. Закадровый перевод английского текста читает актёр Андрей Ярославцев. 

Фильм 2-й "Битва за Москву"  на сайте Руниверс.

Василий Лановой: " Фильм в новой его версии, как я и предполагал, оставляет зрителей равнодушными к информации, звучащей с телеэкрана, как равнодушны были к нему новые интерпретаторы документальных кинокадров о войне. И это не оставляет ничего более, как только сожаление, горечь и обиду за тех, кто кровью писал страницы истории." 

На данной странице представлен 2-й фильм киноэпопеи "Великая Отечественная". Текст читает Василий Лановой.

К 8-му октября 1941 года война между нациской Германией и Советским Союзом продолжалась почти четыре месяца. Министр пропаганды Гебельс объявил по берлинскому радио, что Москва пала. "Солдаты Гитлера, — заявил он, могут видеть Кремлёвские башни со своих передовых позиций, ещё четыре – пять дней и флаг со свастикой будет развиваться над Кремлём". Немцы верили этим сообщениям... многие верили, ведь Гитлер завоевал Западную Европу, разбомбил Лондон... но в 25-ти километрах от Кремля кончилась нациская молниеносная война. Здесь, на подступах к Москве, солдаты Красной Армии и сотни тысяч мирных жителей — женщин, детей, стариков, воздвигали оборонительные рубежи, чтобы не пропустить вражеские танки, здесь было изменено течение войны на Восточном фронте... 
Цитируется с экрана

1941 год.

В фильм вошли кадры:

1-я часть — Довоенная и военная Москва, здания, уличное движение.

2-я часть — Стратостаты в небе, зенитка, прожектора, воздушная тревога: народ бежит в убежище, спускается в метро. Спящие в метро люди. Воздушный бой. Женщины делают гранаты, снаряды. Пожарные тушат пожар. Гитлер в самолете, у карты. Немецкие солдаты стреляют из пушки, переправляются через реку.

3-я часть — Говорит Г. К. Жуков. Военная Москва; баррикады на улицах, ежи и т. д. , выдача оружия ополченцам. Оборона Тулы.

4-я часть — Похороны генерала Панфилова: гроб опускают в могилу, залп из винтовок, венок на могиле. Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года: идут солдаты, говорит Сталин. Гитлер и др. осматривают походную кухню, танки проезжают мимо отметки 27 км (от Москвы).

5-я часть — Жуков у карты. Советское контрнаступление: бегут немецкие солдаты, бой в городе, пожар, народ приветствует советские войска.

6-я часть — Разрушенные немцами музеи Чайковского в Клину, Толстого в Ясной Поляне, трупы жителей. Английские и американские дипломаты осматривают разрушения.


ПРОИЗВОДСТВО: Центральная ордена Ленина и ордена Красного Знамени студия документальных фильмов (ЦСДФ)

СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА:

Художественный руководитель: Роман Кармен
Главный консультант: А.М. Александров
Главный военный консультант: Генерал Армии П.А. Курочкин
Драматурги: И. Ицков, Р. Кармен, К. Славин
Режиссер: И. Гутман
Автор текста: К. Славин
Главный оператор: Ю. Орлов (современные съёмки)
Консультанты: полковник Н.Г. Андроников, полковник В.С. Вовк 
Композитор: Л. Гедравичус
Текст читает: В. Лановой
Главный редактор: Е. Козырев 
Главный звукооператор: И. Гунгер
Ассистент режиссёра: Г. Зинченко
Директор картины: Ф. Могилевский

Кинохроника: фронтовые кинооператоры ЦСДФ

С американской стороны принимали участие:

Ведущий и рассказчик Берт Ланкастер
Поэт, певец и композитор Род Маккьюен (Rod McKuen)
Режиссёр-консультант Исаак Кляйнерман
Писатель Джон Лорд
Исполнительный продюсер: Фред Винер
Другие участники: М. Голдман, Э. Бунин, Р. Эстес, Г. Солсбери, Б. Фогель, К. Любович


СПРАВКА

Зенитчицы  на крыше библиотеки имени В.И. Ленина в Москве. 1941 год.1. В Битве за Москву в общей сложности участвовало больше 7 млн человек. Это больше, чем в Берлинской операции, включенной в Книгу Гиннесса как крупнейшее сражение Второй мировой, и больше, чем силы противников на западном участке фронта после высадки в Нормандии.

2. Битва за Москву шла в два периода: оборонительный (30 сентября — 4 декабря 1941) и наступательный, который состоял из двух этапов: контрнаступления (5 декабря 1941 — 7 января 1942) и общего наступления советских войск (7–10 января — 20 апреля 1942)

3. На Москву противник бросил больше танковых и моторизованных дивизий, чем применил в мае 1940 года против Франции, Бельгии и Нидерландов, вместе взятых. От общего количества военной силы, сосредоточенной на советско-германском фронте, на Москву нацеливалось 75% танков (1700), 42% личного состава (1800 тысяч человек), 33% орудий и миномётов (свыше 14 тысяч), около 50% самолётов (1390). 

4. В результате контрнаступления под Москвой и общего наступления немецкие части были отброшены на 100—250 км. Полностью были освобождены Тульская, Рязанская и Московская области, многие районы Калининской, Смоленской и Орловской областей.

5. В Битве за Москву массово использовались аэростаты. Сотни аэростатов висели в небе Москвы, затрудняя немцам прицельное бомбометание. 

6. За время Битвы за Москву гитлеровские военные трибуналы осудили 62 000 солдат и офицеров — за дезертирство, самовольный отход, неповиновение и т.д. Тогда же от занимаемых постов были отстранены 35 высших чинов. 

7. Во время битвы за Москву метрополитен выполнял не только функцию бомбоубежища. На станции «Курская» была библиотека, в метро работали магазины, парикмахерские. За годы в войны в «подземке» родилось 217 детей. 

8. 7 ноября 1941 года, в самый разгар Битвы за Москву на Красной площади прошел парад в честь 24-ой годовщины Октябрьской революции. Прямо с парада солдаты отправлялись на фронт. 

9. Перед Битвой за Москву в городе были проведены работы по маскировке особо важных зданий. Чтобы дезориентировать противника, выстраивались даже ложные городские кварталы с комбинацией различных макетов по типу городских зданий. На Красной площади были выстроены искусственные улицы, на кремлевских стенах были нарисованы стены домов и черные «дыры окон». Мавзолей же превратился в натуральный дом с двускатной крышей. 

10. В Битве за Москву немцы потеряли свыше 400 тысяч человек, 1300 танков, 2500 орудий, свыше 15 тысяч машин и много другой техники

11. Об этом сегодня предпочитают не говорить, но поздней осенью 1941 года из Москвы начался настоящий исход жителей. Москва опустела, начались стихийные акции мародерства и массовый отток населения. Сталин даже распорядился подготовить к взрыву основные промышленные предприятия и другие важнейшие объекты Москвы. Только приказ о том, чтобы к паникерам, мародерам и беглецам применялись самые решительные меры, вплоть до расстрела, смогло остановить панику и массовый исход из Москвы. 

12. Одной из причин поражения немцев зимой 1941 года любят называть мороз. Однако температура в декабре 1941 не превышала минус 20°С (в отличие от аномально холодного 1940 года – в январе температура достигала -42,1°С). 

13. В самые трудные дни, когда немцы находились на ближних подступах к Москве, более 100 000 человек записались в дивизии народного ополчения, а 250000 москвичей, в основном женщины и подростки, рыли противотанковые рвы. 

14. Некоторые события Битвы за Москву до сих пор имеют разную оценку у историков. Например, подвиг панфиловцев. Бывший командир 1075 стрелкового полка Капров Илья Васильевич, допрошенный об обстоятельствах легендарного боя 16 ноября 1941 года, давал такие показания: «Из роты погибло свыше 100 человек, а не 28, как об этом писали в газетах». Есть в истории панфиловцев и другие неоднозначные моменты, историки спорят и о количестве наших бойцов, и о количестве остановленных героями немецких танков.

Использована информация и фотографии открытых источников, а также: http://russian7.ru

[Страница дополняется материалами]

Цитаты

[…]В дни боев под Москвой наша студия кинохроники оказалась в Лиховом переулке, в помещении эвакуированной студии имени Горького. До этого мы ютились в дряхлом, тесном домике в Брянском переулке. Правда, мы — кинохроникеры — по сей день поминаем добрым словом милую «Брянку», в стенах которой создано было много прекрасных фильмов, там прошла наша молодость, там, собственно говоря, рождалось, утверждалось искусство современного документального кино.
Здесь, в Лиховом, был командный пункт съемок, производимых в боях под Москвой, а впоследствии студия в Лиховом стала штабом всей фронтовой кинохроники. Сюда приезжали операторы со всех фронтов — привозили снятый материал. Когда немцы оказались на подступах к Москве, мы жили здесь на казарменном положении. Отсюда выезжали на съемки, до переднего края было рукой подать.
Встречи с приезжими товарищами в подвале Лихова переулка были мимолетны, но памятны. Здесь узнавали — тот погиб, этого веселого балагура никогда больше не увидим, сложил голову на Южном фронте, иные не вернулись из окружения.
В большой комнате, где сейчас аналитическая лаборатория, мы жили. Стояла там и моя койка. Кое-что я принес сюда из моей нетопленной квартиры на Полянке: какой-то коврик, несколько фотографий сынишки, жены. Рядом стояли койки Романа Григорьева, который тогда руководил фронтовой кинохроникой, звукооператора Халушакова, моего друга, с которым мы вдоволь пошатались по разным широтам.
Обычно фронтовые операторы задерживались на студии не более суток. Сдать пленку в проявку, провести ночь в этом уюте, созданном в студийном подвале, встретиться с товарищами. Всегда находилась чарка водки, а то и спирт, который научились пить, не разбавляя, а иногда наспех перекусывали в столовой, что была здесь же, и опять уезжали.[…]
Прошли годы. Над входной дверью студии в Лиховом переулке висит доска: «Центральная ордена Красного Знамени студия документальных фильмов». Мы, хроникеры, гордимся этим боевым орденом.[…]

1972 — Роман Кармен "Но Пасаран!" (Мемуары) (изд.: М.; Советская Россия), Источник

Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, командиры и политработники, рабочие и работницы, колхозники и колхозницы, работники интеллигентского труда, братья и сестры в тылу нашего врага, временно попавшие под иго немецких разбойников, наши славные партизаны и партизанки, разрушающие тылы немецких захватчиков!
От имени Советского правительства и нашей большевистской партии приветствую вас и поздравляю с 24-й годовщиной Великой Октябрьской социалистической революции.
Товарищи! В тяжелых условиях приходится праздновать сегодня 24-ю годовщину Октябрьской революции. Вероломное нападение немецких разбойников и навязанная нам война создали угрозу для нашей страны. Мы потеряли временно ряд областей, враг очутился у ворот Ленинграда и Москвы. Враг рассчитывал на то, что после первого же удара наша армия будет рассеяна, наша страна будет поставлена на колени. Но враг жестоко просчитался. Несмотря на временные неуспехи, наша армия и наш флот геройски отбивают атаки врага на протяжении всего фронта, нанося ему тяжелый урон, а наша страна – вся наша страна – организовалась в единый лагерь, чтобы вместе с нашей армией и нашим флотом осуществить разгром немецких захватчиков.
Бывали дни, когда наша страна находилась в еще более тяжелом положении. Вспомните 1918 год, когда мы праздновали первую годовщину Октябрьской революции. Три четверти нашей страны находилось тогда в руках иностранных интервентов. Украина, Кавказ, Средняя Азия, Урал, Сибирь, Дальний Восток были временно потеряны нами. У нас не было союзников, у нас не было Красной Армии, – мы ее только начали создавать, – не хватало хлеба, не хватало вооружения, не хватало обмундирования. 14 государств наседали тогда на нашу землю. Но мы не унывали, не падали духом. В огне войны организовали тогда мы Красную [c.84] Армию и превратили нашу страну в военный лагерь. Дух великого Ленина вдохновлял нас тогда на войну против интервентов. И что же? Мы разбили интервентов, вернули все потерянные территории и добились победы.
Теперь положение нашей страны куда лучше, чем 23 года назад. Наша страна во много раз богаче теперь и промышленностью, и продовольствием, и сырьем, чем 23 года назад. У нас есть теперь союзники, держащие вместе с нами единый фронт против немецких захватчиков. Мы имеем теперь сочувствие и поддержку всех народов Европы, попавших под иго гитлеровской тирании. Мы имеем теперь замечательную армию и замечательный флот, грудью отстаивающие свободу и независимость нашей Родины. У нас нет серьезной нехватки ни в продовольствии, ни в вооружении, ни в обмундировании. Вся наша страна, все народы нашей страны подпирают нашу армию, наш флот, помогая им разбить захватнические орды немецких фашистов. Наши людские резервы неисчерпаемы. Дух великого Ленина и его победоносное знамя вдохновляют нас теперь на Отечественную войну так же, как 23 года назад.
Разве можно сомневаться в том, что мы можем и должны победить немецких захватчиков?
Враг не так силен, как изображают его некоторые перепуганные интеллигентики. Не так страшен черт, как его малюют. Кто может отрицать, что наша Красная Армия не раз обращала в паническое бегство хваленые немецкие войска? Если судить не по хвастливым заявлениям немецких пропагандистов, а по действительному положению Германии, нетрудно будет понять, что немецко-фашистские захватчики стоят перед катастрофой. В Германии теперь царят голод и обнищание, за 4 месяца войны Германия потеряла 4 с половиной миллиона солдат, Германия истекает кровью, ее людские резервы иссякают, дух возмущения овладевает не только народами Европы, подпавшими под иго немецких захватчиков, но и самим германским народом, который не видит конца войны. Немецкие захватчики напрягают последние силы. Нет сомнения, что Германия не может выдержать долго такого напряжения. Еще несколько месяцев, еще полгода, может быть, годик – и гитлеровская Германия должна лопнуть под тяжестью своих преступлений.
Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, командиры и политработники, партизаны и партизанки! На вас смотрит весь мир как на силу, способную уничтожить грабительские полчища [c.85] немецких захватчиков. На вас смотрят порабощенные народы Европы, подпавшие под иго немецких захватчиков, как на своих освободителей. Великая освободительная миссия выпала на вашу долю. Будьте же достойными этой миссии! Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!
За полный разгром немецких захватчиков!
Смерть немецким оккупантам!
Да здравствует наша славная Родина, ее свобода, ее независимость!
Под знаменем Ленина – вперед, к победе!

И.В. Сталин (речь на Красной площади 7 ноября 1941 года), Источник

Признаюсь, я никогда до этого не озвучивал роли в фильмах и, более того, считал такую работу не совсем творческой и малоинтересной. Поэтому, когда получил предложение попробоваться на озвучивание этого фильма, то поначалу отказался. К тому же я не считал себя достаточно готовым к такой работе. Меня не уговаривали, но посоветовали, прежде чем отказаться, все же прийти и посмотреть несколько серий сделанного уже фильма, но пока «немого». Я согласился, хотя и не верил, что из этого что-то получится. От меня не скрывали, что уже много актеров пробовались на озвучивание фильма и «не прошли». Это в какой-то степени меня озадачило и подстегнуло чувство самолюбия. Но обо всем — и чувстве самолюбия, и сомнениях, и своем предубеждении — тут же забыл, как только увидел первые документальные кинокадры фильма. Фактически я оказался одним из первых зрителей его. А просмотрев подряд несколько серий, был буквально ошеломлен, потрясен до самой глубины души увиденным...

Василий Лановой, Источник