Василий КАТАНЯН

кинорежиссёр, писатель, сценарист

Полное имя:
Василий Васильевич КАТАНЯН

Дата рождения:
21 февраля 1924
г. Тбилиси, ЗСФСР, СССР

Дата смерти:
30 апреля 1999 (75 лет)
г. Москва, Российская Федерация

Профессии:
кинорежиссёр, писатель, сценарист

Краткая биография

Последнее обновление: 27.02.2024.

Василий Васильевич Катанян (21 февраля 1924, Тбилиси, СССР — 30 апреля 1999, Москва, Российская Федерация). Лауреат Ленинской премии (1980). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988). Член СК СССР — СК России с 1957 года. Беспартийный.

В 1928 году семья переехала из Тбилиси в Москву.  Во время Великой Отечественной войны Василий Катанян поступил работать на авиационный завод в Тушино, сначала учеником, потом токарем, а после фрезеровщиком.

В 1950 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Г. М. Козинцевас дипломом режиссёра игрового кино. Однако, решил заняться кинодокументалистикой. Однокурсниками Катаняна были Станислав Ростоцкий, Эльдар Рязанов, Лия Дербышева, Зоя Фомина, Виллен Азаров. В 1948 году проходил практику на Центральной студии документальных фильмов.

В 1950 — 1990 — ассистент режиссера, режиссёр Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ). 

Обширная фильмография Василия Катаняна представлена не только документальной хроникой событий, происходивших в культурной и политической жизни страны, но и полнометражными биографическими лентами о деятелях культуры — Анне Ахматовой, Майе Плисецкой, Аркадии Райкине, Людмиле Зыкиной, Александре Пахмутовой, Родионе Щедрине и других его современниках, с некоторыми из которых его связывала дружба на протяжении всей жизни.

Режиссёр документальных фильмов — «Остров Сахалин» (1954; совместно с режиссером Э. Рязановым по сценарию И. Осипова, М. Трояновского; Премия Международного кинофестиваля в Брюсселе (1955); участие в 1955 году в программе короткометражных фильмов на Каннском кинофестивале), «Сергей Эйзенштейн» (1958; Приз Эдинбургского международного кинофестиваля в Англии (1961)), «Поль Робсон» (1959), «Всеволод Вишневский» (1960), «Майя Плисецкая» (1964; Гран-при на 1-м Международном кинофестивале авторских фильмов и фильмов об искусстве в Бергамо (Италия)), «Аркадий Райкин» (1967), «Композитор Родион Щедрин» (1970), «Большой театр вчера и сегодня» (1976), «Композитор Александра Пахмутова» (1977), «На концерте Людмилы Зыкиной» (1978), « У истоков советской культуры» (1983), «Красный Крест Эфиопии» (1984) и др.

В 1980 году В.В. Катаняну была присуждена Ленинская премия за документальный фильм «Партизаны. Война в тылу врага» (фильм 4-й эпопеи «Великая Отечественная»; художественный руководитель Роман Кармен).

В 1959 году поставил (совместно с Л. Махначем) первую в СССР круговую кинопанораму «Дорога весны»

Василий Катанян рисует шарж во время первых демократических выборы директора ЦСДФ. 29 апреля 1987 года. Автор Фото: Ю. Барыкин.

В 1998 году был номинирован на премию Малый Букер 1992 года  присуждается каждый год за разные виды литературной или издательской деятельности, тем самым расширяя охват Большого Букера, который строго ограничивается романным жанром). В 1998 году Малый Букер присуждался за книгу, представляющую собой значительный вклад в жанр мемуарной и автобиографической прозы, посвященной "литературной жизни России".

Василий Катанян и Инна Генс. Москва, 1990 год. Автор фото: Николай Шерман (Завьялов) ACS.

В 1997 году  В. В. Катанян передал в РГАЛИ материалы оичного архива,  это режиссерские и литературные сценарии фильмов, творческие заявки, фотографии рабочих моментов съемок и кадров, рукописи воспоминаний, статей, обширной переписки, биографические документы и др. Оставшиеся документы поступил от его вдовы И. Ю. Генс. Личный фонд В. В. Катаняна (— Ф. 3222) состоит из 512 единиц хранения[1].

После смерти Василия Катаняна 30 апреля 1999 года Инна Генс подготовила к изданию мемуары на основе его дневниковых записей «Лоскутное одеяло» (книга вышла в 2002 году). В 2000 году вышла переписка Эльзы Триоле с Лилией Брик  — всего 295 писем; издание подготовил В. В. Катанян (наследник авторских прав) совместно с РГАЛИ[2].

__________________________________
1. Источник: РГАЛИ.
2. Архив Л. Ю . Брик и В. А. Катаняна передан на хранение в ЦГАЛИ (ныне РГАЛИ)  В. А. Катаняном в 1969 году. Среди материалов находятся и письма Э. Триоле к Л. Брик (571 письмо, охватывающее значительный период времени — с 8 сентября 1921 г. по 6 июня 1970 г.).

СЕМЬЯ

Отец— Василий Абгарович Катанян (1902 — 1980), литературовед, писатель, биограф Владимира Маяковского.
Мать — Галина Дмитриевна Катанян (1904 — 1991), певица и журналистка. В девичестве — Клепацкая (фамилия отчима — Дмитрий Флорианович Клепацкий, инженер-строитель).
Дед (по линии матери)   Наум Кавинокий (Кавиноки) (... — 1939). После поражения революции 1905 года, в которой он принимал участие, бежал в Германию, позже эмигрировал в США. Друг и соратник Арманда Хаммера, вместе они оказывали помощь СССР. Владел клиникой в Сан-Франциско. 
Жена — Инна Юлиусовна Генс-Катанян (1928 — 2014), киновед и специалист по японскому кино, долгое время остававшейся единственным профессиональным киноведом-японистом в СССР. В 1966 году в московском Институте истории искусств защитила кандидатскую диссертацию: «Японское независимое кино». Автор ряда монографий: «Меч и Хиросима. Тема войны в японском киноискусстве» (1972; история фильмов о войне во взаимоотношении с жизнью японского общества в годы Второй мировой войны и после ее окончания — до 60-х годов), «Тосиро Мифунэ» из серии «Мастера зарубежного киноискусства» (1974), «Бросившие вызов. Японские кинорежиссеры 60–70-х годов» (1988; 10 портретов мастеров кино «новой волне» на фоне широкой панорамы жизни и кинематографа Японии — единственное на сегодняшний день русскоязычное исследование о японской кинематографической «новой волне» — 1960–70-х годов).

Лиля Юрьевна Брик и Василий Абгарович Катанян. Фото из частного архива.

В течение всей жизни Катанян и Инна Генс хранили и систематизировали архивы четырёх семей — Катаняна-старшего, Катаняна-младшего, Лили Брик (с 1938 года Василий Абгарович Катанян — муж Лили Юрьевны Брик), французской писательницы, переводчика Эльзы Триоле (родная сестра Лили Брик и жена французского писателя-коммуниста Луи Арагона). Часть семейного архива, состоящего из рукописей, дневников и писем, находится на хранении в государственных архивах. На основе созданных домашних аудиозаписей был образован личный фонд В. В. Катаняна в РГАФД.

На фото сидят (слева направо): кинооператор Галина Захарова, режиссёр Василий Катанян, Луи Арагон, Эльза Триоле, директор картины Маргарита Кафиева, стоит Владимир Сендеров (нач. осветительного цеха ЦСДФ). Фото из личного архива Екатерины Андриканис.

УВЛЕЧЕНИЯ

Эту новогоднюю открытку сделал своими руками режиссёр Василий Васильевич Катанян в 1984 годй; съемочная группа фильма «У истоков советской культуры» в квартире режиссера Василия Катаняна. На фото (слева направо): директор фильма Вячеслав Кецмец, редактор Алексей Голубев, кинооператор Валерий Никонов. Из личного архива Алексея Голубева

Созданные Василием Катаняном коллажи и переплетенные им книги были представлены на различных выставках:

  • Коллаж в русском искусстве XX века, 10 июня 2003 года — 20 июля 2003 года, Москва. Выставка из цикла «Графика XX века», организованная Министерством культуры Российской Федерации, ГМИИ им. А. С. Пушкина и Государственной Третьяковской галереей.
  • Коллаж в России. XX век, 29 декабря 2005 года, Санкт-Петербург. Выставка проходила в Государственном Русском музее в рамках Седьмого Международного Зимнего Фестиваля «Площадь Искусств».
  • «Лоскутное одеяло» Василия Катаняна, 10 декабря 2009 года — 26 января 2010 года, Москва. Выставка, посвященная 85-летию со дня рождения Катаняна. В выставочных залах Государственного Литературного музея были представлены материалы из семейного архива Катанянов — коллажи, самодельные книги, письма и фотографии.

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Фамилия Катанян упоминается в фильмах его друга и коллеги Эльдара Рязанова:

  • В качестве примеров «детских речений» в книге К. И. Чуковского «От двух до пяти» неоднократно приводятся высказывания маленького Васи Катаняна, собранные его родителями.

УВЕКОВЕЧИВАНИЕ ПАМЯТИ

Документальный фильм, посвященный Василию Васильевичу Катаняну (производство Студии художественных программ ГТРК «Культура», 2002 год).

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1950 — Советский Туркменистан; полнометражный; режиссеры: Р. Кармен, В. Плотникова; операторы: З. Фельдман, В. Лавров, С. Медынский, М. Сытов; асс. режиссера В. Катанян 
1950 — На заводе имени Сталина; асс. режиссёра
1951 — Юные спортсмены; режиссер совместно с Лией Дербышевой
1954 — Остров Сахалин (съёмки фильма проводились по всей области — от мыса Погиби до залива Анив — с февраля по октябрь 1954 года); полнометражный; авторы сценария: И. Осипов, М. Трояновскийрежиссеры: В. Катанян, Эльдар Рязанов; операторы: Л. Панкин, А. Кочетков, Н. Шмаков, И. Гутман, Г. Серов; премия на Международном кинофестивале в Брюсселе (1955); участие в 1955 году в программе короткометражных фильмов на Каннском кинофестивале 
1955 — Советская экспедиция отправляется в Антарктику (о подготовке экспедиции дизельэлектрохода «Обь»); режиссер В. Катанян; операторы: Г. Захарова, А. Истомин; автор текста Л. Браславский
1955 — МГУ – 200 лет (юбилейные торжества по поводу 200-летия со дня открытия Московского Государственного университета им. Ломоносова); режиссер В. Катанян; операторы: А. Левитан, В. Фроленко, Б. Макасеев; звукооператор К. Никитин 
1955 — В дальневосточных морях; авторы сценария: И. Осипов, М. Трояновский; режиссеры: В. Катанян,  Эльдар Рязанов; операторы: И. Гутман, Н. Шмаков, Л. Панкин
1956 — У нас в Кабарде (Рассказ о Кабарде); режиссер В. Катанян; операторы:  Г. Зимцов, В. Придорогин, В. Усанов; диктор: Л. Хмара; композитор: А. Соколов-Камин; звукооператор К. Никитин; асс. режиссера Е. Власова
1957 — В Москве Фестивальной (фильм о VI Всемирном фестивале молодежи и студентов); режиссер В. Катанян; операторы: М. Ошурков, О. Лебедев, И. Панов
1957 — Н. Булганин и Н. Хрущёв в дружественной Финляндии; режиссер В. Катанян
1957 — Московские художники готовятся к фестивалю; режиссер; оператор Г. Епифанов
1958 — Сергей Эйзенштейн; полнометражный; режиссер В. Катанян; оператор М. Глидер; приз Эдинбургского международного кинофестиваля в Англии (1961)
1959 — Поль Робсон (фильм об американском певце, актере и правозащитнике Поле Робсоне); полнометражный; режиссер В. Катанян; операторы: Г. Монгловская, А. Хавчин
1959 — Звёзды встречаются в Москве (очерк о Первом Московском международном кинофестивале, проходившем в августе 1959 года, о его участниках и гостях - советских и зарубежных актёрах, режиссёрах, приехавших на кинофорум); полнометражный; производство: Мосфильм; режиссер В. Катанян; авторы сценария: Склют ИосифНагорный Семен; операторы: Михайлов ЛевРусанов ПавелСеров Георгий; художники-постановщики: Морозов МихаилАртамонов Михаил Савицкий Константин
1960 — Всеволод Вишневский (фильм посвящён писателю и драматургу Всеволоду Вишневскому (1900-1951)); режиссер В. Катанян; оператор: Г. Серов
1960 — Песня над Москвой; режиссер В. Катанян
1960 — День флота (фильм посвящен празднованию Дня Военно-морского Флота СССР); режиссер В. Катанян; операторы: И. Запорожский, А. Истомин
1960 — Страницы великой борьбы (фильм посвящён борьбе народов Латинской Америки за независимость. В фильме использованы документальные съёмки советских и зарубежных операторов, кадры художественных фильмов, мультипликация); режиссер В. Катанян; авторы сценария: В. Катанян, И. Лаврецкий; оператор И. Грачев; мультипликация К. Крылов
1961 — В дни фестиваля (фильм о Втором Международном кинофестивале); режиссер В. Катанян; операторы: И. Бганцев, А. Кричевский  
1961 — Здравствуй, фестиваль! (фильм о работе второго Международного кинофестиваля; пресс-конференция в Министерстве культуры СССР Е. А. Фурцевой); режиссер В. Катанян; операторы: И. Бганцев, А. Кричевский, Р. Халушаков 
1961 — Гости из Венесуэлы; режиссер В. Катанян; операторы: Ю. Леонгардт, М. Попова
1962 — Юные ленинцы; полнометражный; режиссеры: В. Катанян, И. Жуковская; операторы: А. Кочетков, Г. Серов, И. Грачев
1962 — Онкологи мира держат совет (VIII Международный противораковый конгресс в зале заседаний Кремлевского Дворца съездов); режиссер; операторы: И. Грачев, С. Медынский
1962 — Тёплые встречи на Севере (посещение городов — Петрозаводска, Мурманска, Архангельска, Североморска Первым секретарем ЦК КПСС Н. С. Хрущевым); режиссер В. Катанян; операторы: В. Киселев, А. Крылов, П. Опрышко, В. Спиридонов
1962 — Американский балет в Москве (выступление американской балетной труппы "Нью-Йорк Сити балета" на сцене Большого театра Союза ССР); режиссер В. Катанян; операторы: И. Бганцев, В. Киселев, В. Ходяков
1963 — Волшебный луч (фильм–рассказ об истории советской кинематографии с момента ее зарождения до 1960-х годов); полнометражный; авторы сценария: Р. Кармен, А. Новогрудский; режиссеры: И. Посельский, Р. Кармен, В. Катанян, Л. Махнач, И. Посельский; главный оператор: В. Цитрон; операторы:  И. Бганцев, Л. Котляренко; звукооператоры: В. Георгиевская, А. Овсяников; асс. режиссера: М. Бабак; диретора картины: Т. Кононова, М. Эминов
1963 — Наша Ярославна (хроника подготовки в отряде космонавтов В. В. Терешковой к полету в космос); режиссер
1963 — Флаг кинофестиваля поднят; режиссер В. Катанян
1963 — Огни кинофестиваля (Третий Московский международный кинофестиваль 1963 года); режиссер В. Катанян; операторы: А. Кричевский, А. Левитан; звукооператор И. Воскресенская
1963 — Мы с тобой, Куба!; режиссер В. Катанян; оператор О. Рейзман; звукооператор Д. Овсяников
1964 — Москва, день поэзии (выступление поэтов 22 декабря 1963 года на Московском дне поэзии перед своими читателями); режиссер В. Катанян; оператор А. Савин
1964 — Майя Плисецкая (новая редакция картины — 1981 год); полнометражный; режиссер В. Катанян; оператор А. Хавчин; автор сценария: В. Комисаржевский; Гран-при на 1-м Международном кинофестивале авторских фильмов и фильмов об искусстве в Бергамо (Италия)

Актер Леонид Куравлёв и Василий Катанян. 1964 год. Автор фото: оператор Леонид Котляренко. Источник фото: #МузейЦСДФ.
1965 — Дебют молодых (фильм рассказывает о молодых артистах балета, кино и цирка); режиссер В. Катанян; операторы: Л. Котляренко, А. Хавчин
1965 — Репортаж с фестиваля (IV Международный кинофестиваль); режиссер В. Катанян; операторы: Г. Монгловская, А. Хавчин
1965 — До свидания, фестиваль! (о работе Четвертого международного кинофестиваля); режиссер В. Катанян; операторы: Г. Монгловская, А. Хавчин
1965 — Когда поют солдаты (заключительный концерт Всеармейского фестиваля самодеятельного художественного творчества на сцене Кремлевского Дворца съездов); режиссер В. Катанян; оператор Г. Серов  
1965 — Визит дружбы (пребывание Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина и сопровождающих его лиц в Демократической Республике Вьетнам); режиссеры: В. Катанян, Л. Махнач; операторы: А. Кочетков, П. Опрышко
1965 — Разгром немецко-фашистских войск под Москвой (новая редакция картины 1942 года, совместно с Леонидом Варламовым)
1966 — Посланцы югославского народа в СССР; режиссер В. Катанян; операторы: Л. Михайлов, Б. Шер
1967 — Московский Международный кинофестиваль (фильм посвящен V Международному кинофестивалю в Москве); режиссер В. Катанян

1967 год. На фото (слева направо): режиссер Василий Катанян, асс. режиссера Елена Спиридонова, Народный артист СССР (1968) Аркадий Райкин. Фото из частного архива.
1967 — Аркадий Райкин (фильм с участием Аркадия Райкина и артистов Ленинградского театра миниатюр); полнометражный; авторы сценария: В. Катанян, Р. Рома; режиссер В. Катанян; оператор О. Рейзман
1968 — В концерте сто тысяч номеров (заключительный концерт участников Всесоюзного фестиваля самодеятельного искусства на сцене Кремлевского Дворца съездов, посвященный 50-летию Октябрьской революции 20 октября 1967 года); полнометражный; режиссер В. Катанян; операторы: Г. Епифанов, В. Копалин, О. Лебедев, А. Голубчиков; звукооператор И. Воскресенская
1969 — Кинорежиссер Александр Довженко; режиссер В. Катанян


Съемочная группа фильма «Композитор Родион Щедрин» (1970). На фото (слева направо) стоят: режиссер Василий Васильевич Катанян, оператор Галина Николаевна Захарова, звукооператор Виктор Котов, композитор Родион Щедрин, директор картины Шадрин, над ним супертехник Игорь Шкамарда, оператор Раиса Туморина, осветитель Яков Левитин. Сидят (слева направо): асс. оператора Валерий Никонов и механик синхронной аппаратуры Олег Фомин. Фото из личного архива Екатерины Андриканис (дочери Г. Захаровой).

1970 — Композитор Родион Щедрин; по заказу Центрального Телевидения СССР; режиссер В. Катанян; операторы: Г. Захарова, Р. Туморина; асс. оператора В. Никонов; звукооператор В. Котов; диктор Л. Хмара
1970 — Ленину посвящается (Всесоюзная художественная выставка, посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина в Центральном выставочном зале Москвы); режиссер В. Катанян; оператор Л. Панкин; автор сценария Е. Черняк; композитор А. Севастьянов
1970 — Большой визит (фильм о пребывании в СССР Президента Франции Ж. Помпиду); режиссеры: В. Катанян, Б. Небылицкий; операторы: М. Ошурков, В. Ходяков
1971 — В одной московской школе (уроки английского языка в классах одной из школ Москвы); автор сценария и режиссер В. Катанян; оператор А. Хавчин
1971 — На празднике народной Монголии (юбилейные торжества по поводу 50-летия Монгольской революции); режиссер В. Катанян
1971 — Асуан – символ дружбы; режиссер В. Катанян; операторы: А. Истомин, В. Ходяков
1972 — Алим Ходжаев; режиссер В. Катанян
1972 — Встреча на Волге (пребывание делегации французских ветеранов Второй мировой войны в Волгограде); режиссер В. Катанян; операторы: Л. Максимов, Б. Шер
1972 — Визит Н. В. Подгорного в Турцию; режиссер В. Катанян; операторы: И. Бганцев, В. Киселев
1973 — Творчество воинов; режиссер В. Катанян; операторы: М. Попова, И. Запорожский, А. Саранцев; звукооператор З. Уздин
1974 — Перечитывая Стасова (фильм о российском художественном и музыкальном критике, историке искусства В. В. Стасове, который является идеологом и участником творческой жизни объединения "Товарищество передвижных художественных выставок" и творческого содружества российских композиторов "Могучая кучка"); режиссер В. Катанян; автор сценария В. Катанян совместно с Леонидом Белокуровым; оператор Г. Епифанов
1974 — Наш Пушкин (торжественный вечер в Кремлевском Дворце съездов, посвященный 175-летию со дня рождения А. С. Пушкина); автор сценария и режиссер В. Катанян; опертор Г. Захарова

На фото (слева направо): директор картины Валентина Пазина, асс. оператора Евгений Железнов, Мая Попова, режиссер Василий Катанян, композитор Василий Павлович Соловьев-Седой, осветитель Юрий Васильевич Чистяков. Гостиница «Масква». 1975 год.
1975 — Вспоминая военную песню  Всесоюзном фестивале песен военных лет, проходившем в городе-герое Новороссийске в дни празднования 30-летия Победы); по заказу ГлавПУРа СА и ВМФ; автор сценария и режиссер В. Катанян; операторы: М. Попова, Г. Епифанов, В. Доброницкий; автор текста М. Торчинский; редактор В. Гузанов; диктор Ю. Колычев; звукооператор И. Гунгер; графическое оформление: художник В. Кольцов, оператор З. Громова; директор картины В. Пазина
1976 — Большой театр вчера и сегодня (фильм посвящен 200-летию Большого театра СССР); режиссер В. Катанян; операторы: Г. Мякишев, А. Хавчин
1976 — Визит А. Н. Косыгина в Сирию; режиссер В. Катанян; операторы: Л. Максимов, В. Усанов; звукооператор И. Гунгер
1977 — Концерт народных талантов (о заключительном концерте Всесоюзного фестиваля художественной самодеятельности 7 октября 1977 года в КДС); режиссер В. Катанян; операторы:  Е. Аккуратов, Л. Максимов, Ю. Орлов, И. Филатов, А. Хавчин, В. Ходяков; звукооператоры: В. Дорфман, Ю. Оганджанов
1977 — Композитор Александра Пахмутова; режиссер В. Катанян; автор сценария В. Катанян совместно с Тихоном Непомнящим; операторы: Г. Захарова, Г. Епифанов; звукооператор И. Гунгер; директор картины Э. Болотинская
1977 — Визит Иосипа Броз Тито в СССР; режиссер В. Катанян; операторы: Л. Максимов, Е. Федяев
1977 — Москвичи одобряют и поддерживают курс КПСС; режиссер В. Катанян; операторы: И. Бганцев, С. Кузминский, Л. Максимов, И. Филатов, А. Хавчин
1978 — На концерте Людмилы Зыкиной; полнометражный; режиссер В. Катанян; автор сценария Ицков И.; операторы: Левитан А., Серов Ю., Хавчин А., Шмаков Н.; звукооператор Гунгер И.
1979 — Партизаны. Война в тылу врага (фильм 4-й эпопеи «Великая Отечественная»); ; режиссер В. Катанян; Ленинская премия (1980)
1979 — Будапешт: братская встреча; режиссер В. Катанян; операторы: О. Арцеулов, О. Лебедев, И. Филатов

Конец экспедиции по Восточной Европе съемочной группы фильма «Будущее планеты» (1979). На фото (слева направо): диретор картины Евгений Тутубалин, осветитель Федоровский, режиссеры Тамара Лаврова и Василий Катанян, операторы Олег Воинов и Валерий Никонов. Фото из личного архива В. Никонова.
1979 — Будущее планеты (фильм о воспитании детей в яслях, детском саду, школе, отдых в лагерях. Профессиональное образование в социалистических странах; деятельность Всероссийского общества Красного Креста и обществ Красного Креста социалистических стран); полнометражный; По заказу: Красного Креста и Красного Полумесяца СССР и Болгарского Красного Креста; Совместное производство: ЦСДФ и Студии научно-популярных фильмов Народной республики Болгарии;  режиссеры: В. Катанян, Т. Лаврова; операторы: О. Воинов, В. Никонов; редактор М. Рябова; директор картины Е. Тутубалин
1979 — Индонезийские парламентарии в Советском Союзе; режиссер В. Катанян; операторы: В. Усанов, Е. Яцун
1979 — Живой Ленин; режиссер В. Катанян
1980 — На выставке «60 лет советского кино»  (фильм о выставке, посвященной 60-летию советского кино, проходившей в Москве летом 1979 года на ВДНХ СССР; экспонаты выставки отражают становление и развитие советского кинематографа); сценарный план:  С. Дробашенко, В. Синельников, О. Тенешвили; режиссер В. Катанян; гл. оператор В. Усанов; комментирует Г. Шергова; звукооператоры: И. Гунгер, В. Щекутьев; директор картины В. Кецмец
1981 — Через гуманизм — к миру! (фильм рассказывает о деятельности общества Красного Креста и Красного Полумесяца СССР); режиссер и автор сценария В. Катанян; операторы: В. Никонов, Э. Стоян
1981 — СССР — Австрия: в интересах сотрудничества; режиссер В. Катанян; операторы: С. Кузминский, И. Филатов
1981 — За безъядерный Север (фильм рассказывает о Днеях мира общественности четырех стран – Финляндии, Швеции, Норвегии и Советского Союза – Северного Калотта); режиссер В. Катанян; операторы:  В. Усанов, И. Филатов
1982 — Майя Плисецкая (новая редакция фильма, созданого на основе фильма В. Катаняна, снятого в 1964 году о Майе Плисецкой); полнометражный; режиссер; оператор А. Хавчин
1982 — Визит партийно-государственной делегации ПНР в Москву; режиссер В. Катанян; операторы: И. Бганцев, С. Кузминский, Л. Максимов, В. Семин, В. Ходяков
1982 — Плакат – зеркало времени; режиссер В. Катанян
1982 — Верность великому почину (спецвыпуск, посвященный Всесоюзному коммунистическому субботнику в Москве 17 апреля 1982 года); режиссер В. Катанян совместно с Галиной Бурашевой

На съемках фильма «У истоков советской культуры. На фото (слева направо): оператор Валерий Никонов и режиссер Василий Катанян. Ташкент. 1983 год. Фото из личного архива В. Никонова.
1983 — У истоков советской культуры (фильм рассказывает о первых шагах культурного строительства нашей страны); полнометаржный; автор сценария и режиссер В. Катанян; автор текста Г. Шергова; текст читают: Ю. Каюров, Г. Шергова; операторы: В. Волков, В. Никонов; композитор А. Муравлев; редактор А. Голубев; редактор летописи Вертинская; звукооператор И. Гунгер; графическое офортление: художник В. Кольцов, оператор В. Буховцева; монтажер Р. Завалишина; дир. картины: В. Кецмец, В. Егоршин
1983 — Об увлечённости, о школе, о поэте (фильм рассказывает о музее Владимира Маяковского в школе № 79 г. Москвы); автор сценария В. Катанянрежиссёр Зоя Фомина
1983 — Парламентарии Австрии в СССР; режиссер В. Катанян; операторы: В. Извеков, С. Кузминский
На съемках фильма «Цепочка жизни». На фото (слева направо): режиссер Василий Катанян, настоятель православного храма в Аддис-Абебе (Эфиопия), оператор Валерий Никонов. 1987 год. Фото из личного архива В. Никонова.
1984 — Красный Крест Эфиопии (фильм посвящен деятельности общества Красного Креста Эфиопии за 50 лет); по заказу Исполкома СОКК и КП СССР при участии Эфиопского общества Красного креста; режиссер и автор сценария В. Катанян; операторы: Д. Парфенов, В. Никонов; редактор В. Писарук; звукооператор И. Гунгер; директор картины Т. Шевелева
1984 — Визит Менгисту Хайле Мариама в СССР; режиссер В. Катанян; операторы: Л. Максимов, И. Филатов
1985 — Навстречу фестивалю; режиссер В. Катанян; оператор В. Никонов
1986 — Будапештская встреча (14-й Международный кинофестиваль); производство: ЦСДФ, Мафильм; автор сценария и режиссер В. Катанян совместно с Ш. Ке; оператор Ф. Неменьи
1987 — «Бурда Моден» в Москве; режиссер В. Катанян; операторы: В. Байков, В. Никонов, Ю. Орлов, Г. Мякишев

На съемках фильма «Цепочка жизни» (1987). Василий Катанян и Валерий Никонов снимают в доме претарелых в Хельсинки (Финляндия). Фото из личного архива В. Никонова.

1987 — Цепочка жизни (фильм о деятельности общества Красного Креста Финляндии и Красного Креста и Красного Полумесяца СССР); Производство: ЦСДФ и Скандиа-фильм; автор сценария; режиссеры: В. Катанян, К. Холлемберг; оператор В. Никонов; звукооператор И. Гунгер
1988 — Анна Ахматова. Листки из дневника (фильм рассказывает о жизни и творчестве Анны Ахматовой: Пушкинский дом в г. Ленинграде; рукописи стихов Анны Ахматовой); режиссер В. Катанян; оператор Ю. Сосницкий
1988 — Чем больше людей с гитарами (об антивоенной авторской песне рассуждают барды, певцы – Б. Окуджава, А. Галич, А. Макаревич, Г. Трифонов, А. Дольский, А. Розенбаум и др.; смотр-концерт самодеятельных певцов в Таллине); полнометражный; производство: ЦСДФ, киностудия Болгарской Народной Армии, Совинфильм; режиссер В. Катанян; операторы: В. Волков, Д. Бебенов

КРУГОРАМНЫЕ ФИЛЬМЫ

1959 — Дорога весныпервый отечественный кругорамный фильм; цв. (Agfacolor), 17 мин. (525 м), кругорама (Круговая кинопанорама), 22х35 мм, 11х 1.37:1, (360°), стерео (магнитная 9-ти канальная); Выпущен на экран 16 июня 1959 года; производство: ЦСДФ и «Союзмультфильм»; режиссеры: Василий КатанянЛеонид Махнач; авторы сценария: В. Осьминин, В. Катанян, Л. Махнач; режиссеры мультипликации: Л. Атаманов, А. Бабиченко, И. Иванов-Вано; операторы:  А. Сёмин, И. Бессарабов   

КИНОПАНОРАМА

1961 — СССР с открытым сердцем (фильм-обозрение на русском и французском языках, снятый для демонстрации в СССР и Франции); производство: «Мосфильм» и ЦСДФ; режиссеры-постановщики: Василий КатанянЛеонид Кристи; операторы: Владимир Воронцов, Николай Генералов, Илья Семенович Гутман, Анатолий Колошин, Сергей Медынский; художники: Л. Мильчин, В. Рындин, В. Чеботарев; композитор: А. Локшин; звукооператоры: И. Гунгер, В. Котов; режиссеры: Р. Берне, Л. Брожовский, М. Минаева; монтаж: Т. Бурдейная, Р. Новикова; в фильме снимались: Г. Уланова, М. Плисецкая, Р. Стручкова, Е. Максимова, Е. Рябинкина, М. Кондратьева, А. Щербинина, В. Чабукиани, Я. Сех, В. Васильев, М. Лиепа, А. Радунский, 3. Кикалейшвили, артисты балета ГАБТа СССР, Тбилисского гос. театра оперы и балета им. Палиашвили, Гос. ансамбля народного танца СССР под руководством И. Моисеева, учащиеся Московского хореографического училища при ГАБТе. Премьера в московском панорамном кинотеатре «Мир» состоялась 7 августа 1961 года.

Микрофильмы

Созданы для Всемирной выставки «ЭКСПО-70» проходившей в Осаке (Япония)
1969 — Кинорежиссёр Александр Довженко
1969 — Кинорежиссёр Всеволод Пудовкин
1969 — Кинорежиссёр Сергей Эйзенштейн
1969 — Кинорежиссёры Георгий и Сергей Васильевы

КИНОПЕРИОДИКА

1955 — Киножурнал «Новости дня» № 40, 58, 65
1955 — Киножурнал «Пионерия» № 2
1956 — Киножурнал «Новости дня» № 13, 24
1956 — Киножурнал «Пионерия» № 1, 2, 12
1957 — Киножурнал «Новости дня» № 10, 23, 28, 45, 47, 48, 51, 52
1958 — Киножурнал «Новости дня» № 6, 8, 10, 22, 38, 43
1958 — Киножурнал «Пионерия» № 6, 11
1959 — Киножурнал «Пионерия» № 12
1960 — Киножурнал «Новости дня» № 3, 24, 30
1961 — Киножурнал «Новости дня» № 21, 34
1961 — Киножурнал «По СССР» № 11
1962 — Киножурнал «Новости дня» № 1, 36
1963 — Киножурнал «Новости дня» № 26, 32
1963 — Киножурнал «Пионерия» № 7, 11
1965 — Киножурнал «Новости дня» № 10
1965 — Киножурнал «Советское кино» № 1 (совместно с Л. Даниловым)
1966 — Киножурнал «Новости дня» № 1
1966 — Киножурнал «По СССР» № 18
1968 — Киножурнал «Новости дня» № 17, 35, 44, 46, 49, 51
1968 — Киножурнал «По СССР» № 49
1969 — Киножурнал «Новости дня» № 1, 32, 35
1969 — Киножурнал «По СССР» № 64
1970 — Киножурнал «Новости дня» № 16
1971 — Киножурнал «Новости дня» № 33
1972 — Киножурнал «Новости дня» № 5, 9, 23, 37, 39, 41, 46
1973 — Киножурнал «Новости дня» № 2, 6, 9, 11, 32, 34, 36, 38, 43, 46
1974 — Киножурнал «Новости дня» № 9, 17, 22
1975 — Киножурнал «Новости дня» № 4, 7, 11, 34
1976 — Киножурнал «Новости дня» № 4, 6, 20, 23, 26, 29, 33, 40, 41, 44

Кинопериодика

НОВОСТИ ДНЯ 1968 № 35 (кинорежиссёр)

Библиография

1981 — О. В. Тенейшвили. Киноэпопея "Великая Отечественная" (изд.: — М.: Всесоюз. об-ние "Союзинформкино", 119 с.)
1993 — Имя этой теме: любовь! Современницы о Маяковском (Из серии: Литературные мемуары. ХХ век; Составитель: Василий Катанян) (изд.: —М.; Дружба народов)
1994 — Катанян В. В. "Параджанов. Цена вечного праздника" (ИМЕНА) (изд.: — М.; «Четыре искусства»)
1997 — Авторский сборник; составитель Исканцева Т. Г. "Необъятный Рязанов" (Глава: Как денди лондонский одет, автор В. В. Катанян) (изд.: — М.; «Вагриус»)
1997 — Катанян В.В. "Прикосновение к идолам" (Мой 20 век) (изд.: — М.; «Вагриус»)
1998 — Шкловский Е. "Василий Катанян. Прикосновение к идолам" (Журнал Знамя № 4) (изд.: — М.; Знамя)
2000 — Лиля Брик — Эльза Триоле. Неизданная переписка (1921—1970) (изд.: — М. : Эллис Лак)
2001 — Катанян В.В. "Лоскутное одеяло" (Про всё) (изд.: — М.; «Вагриус»)
2002 — Катанян В.В. "Лиля Брик. Жизнь" (изд.: — М.; «Захаров»)
2002 — Рязанов Э.А. "Эльдар-TV или Моя портретная галерея" (изд.: — М.; «Вагриус»)
2003 — Вульф В.Я. "Серебряный шар: Преодоление себя. Драмы за сценой" (изд.: — М.; «ОЛМА-ПРЕСС: Авантитул»)

Звания

1969 — Отличник кинематографии СССР
1988 — Заслуженный деятель искусств РСФСР

Награды

1980 — Ленинская премия (за документальную киноэпопею "Великая Отечественная" / "Неизвестная война" (1978))
1985 — Медаль «Ветеран труда»

Цитаты

[…] И вот открывается дверь, стремительно входит невысокая, молодая, красивая женщина. Первое впечатление — яркость, увлеченность, темперамент — не могут стереть годы, прошедшие с того дня.[…]
Яркость — черные блестящие волосы, красные губы, ослепительная улыбка и сверкающие глаза. Темперамент — она говорила громко, страстно, живо и сразу нас пленила. Увлеченность — она рассказывала о последней съемке с юмором, выразительно жестикулируя и даже что-то напевая.[…]
Рассказчик замечательный, она говорила образно, взрываясь смехом вместе с нами. Не успели мы оглянуться, как раздался звонок, и Арша Амбарцумовна исчезла так же стремительно, как и появилась.
С этого дня часть нашего курса решила заняться кинохроникой — Рязанов, Фомина, я, еще двое-трое. В дальнейшем наши судьбы сложились по-разному, но в документальное кино нас увлекла Ованесова.[…]

Василий Катанян, кинорежиссёр-документалист, сценарист, писатель, Лауреат Ленинской премии (1980), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988), Источник

Он вообще-то мог быть комедиографом, но Козинцев из него во ВГИКе выбивал юмор, и Вася стал работать, как все.

Эльдар Рязанов, кинорежиссёр, сценарист, поэт, драматург, педагог, профессор. Народный артист СССР (1984), Источник

[...]Первая большая картина В. Катаняна о мастерах искусства (и вообще первая его большая лента) — «Сергей Эйзенштейн» — была снята в 1957 году по канонам биографического фильма (не частого в ту пору на документальном экране). Драматургия следовала за жизнью Эйзенштейна. Не было никаких неожиданных поворотов, отступлений, свойственных лентам Катаняна, сделанным позднее. Однако в ней ощущается темперамент учителя и темперамент ученика, она приоткрыла зрителю лабораторию великого режиссера: Катанян раскопал многие рисунки и впервые их опубликовал, поведал о неосуществленных замыслах, показал его уникальную библиотеку и коллекции, рассказал о друзьях и соратниках. Теперь это уже известно из монографий, из собрания сочинений С. М. Эйзенштейна. А тогда все было внове, почти все — впервые. Картина получила приз на фестивале в Эдинбурге и долгую жизнь на экране, стала учебным пособием для студентов- кинематографистов во ВГИКе, в Британской киноакадемии, в Шведской школе искусств...
Сегодня об Эйзенштейне снимают фильмы подробно, скрупулезно: монтаж, рисунки, музыка. И, отдавая дань научности, конкретности, глубине этих лент, все же с благодарностью вспоминаешь ту, давнюю картину Катаняна, — ведь она впервые показала всю жизнь Мастера, все его творчество и стала прародительницей целой серии фильмов-монографий о Пудовкине, Довженко, братьях Васильевых.[...]
Катаняна можно назвать счастливчиком — в общем-то ему выпадало снимать то, о чем он мечтал, или, может быть, большинство заданий студии — обычных и повседневных — он обращал в мечту, во влюбленность, а без этого фильм получается или холодным, или вялым.[...]

Галина Долматовская, искусствовед, Источник

[...]Однокурсники — Станислав Ростоцкий и Зоя Фомина, Вениамин Дорман и Лия Дербышева, Виллен Азаров и Василий Левин — называли его ласково Васька, Васенька, Васисуалий. Вася был среди нас самым элегантным и самым остроумным. Элегантность его была прирожденной. Все мы в 1944-45 годах ходили черт-те в чем, в залатанных штанах и заштопанных рубашках. Но Вася, носивший обноски, как и остальные, выделялся франтовством: напялит на себя немыслимый берет или накинет какой-нибудь яркий шарф и прямая ему дорога на подиум — показывать моды нищих. Хотя слово "подиум" мы тогда не знали. Васе была свойственна особенная пластика — отточенные, почти балетные жесты, грациозная походка, а его длиннущие ноги как бы говорили о том, что принадлежат аристократу.[...]
Всю жизнь Вася вел дневник. За несколько лет до выхода на пенсию он принялся записывать занимательные истории, связанные со знаменитостями, с которыми его сводила судьба. Я помню его первые литературные опыты. Они, честно говоря, не производили особого впечатления. Мне показалось, что записи были суховатыми и в чем-то ученическими. Но раз от разу его документальные воспоминания становились все добротнее, мастеровитее, талантливей. В большинстве своих новелл он опирался на дневниковые записи. Поэтому во всех его мемуарах совершенно нет вранья. Правда, его нет еще и потому, что Вася не выносил приблизительности, неточности и сочинительства, когда речь шла о конкретных людях.[...]
Очень часто в последнее время передо мной встает почему-то одна и та же картина. Конец сороковых годов. Наш курс на станции метро "Бауманская". Мы все веселые, немного выпившие, садимся в вагон поезда метро. Поздно, уже около часа ночи. Вася, у которого мы гуляли на вечеринке, пошел нас провожать. Поезд тронулся, и мы увидели, как на пустом перроне Вася принялся танцевать канкан. Он танцевал лихо, задирая свои длиннущие ноги выше головы. Его танцующая фигура удалялась и вскоре скрылась. Поезд вошел в тоннель...

Эльдар Рязанов, режиссер, Источник

[...]Открытие первого кинотеатра «Круговая кинопанорама» на ВДНХ было приурочено, как это было принято в то время к торжественному событию. Этим событием был июньский Пленума ЦК КПСС 1959 года и открытие Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ). И естественно, что первыми зрителями нового киночуда стали участники Пленума. На первом киносеансе 15 июня 1959 года демонстрировался первый отечественный кругорамный фильм “Дорога весны”.
«12 апреля 1959 года. Съемка круговой кинопанорамы «Дорога весны». Делаем с Леней Махначем. Скорее, скорее, чтобы успеть к Американской выставке на ВДНХ. Американцы привезут свою кругораму – а мы что? Хуже людей? Когда они приедут, мы должны будем сказать: «Подумаешь! У нас эта кругорама уже спокон века. Это здание – чуть не единственное, уцелевшее от наполеоновского пожара в Москве…» Так как времени мало, то мы бросились на юг, где что-то цветет и можно снимать. Тбилиси, Сухуми, Баку, Ашхабад, потом поедем в Ленинград…
Съемка одиннадцатью камерами одновременно, и как получится и получается ли вообще – никому не известно, так как посмотреть негде, кинотеатр (уцелевший от пожара Наполеона) еще и не начали строить, а проекция из одиннадцати аппаратов одновременно будет только там. Снимаем буквально вслепую».
То, что они «наснимали вслепую», понравилось всем и партийным верхам, и звездам мирового кино – участникам первого московского кинофестиваля 1959 года, и простым зрителям.
Из воспоминай В.В. Катаняна в его книге «Лоскутное одеяло»: «5 августа 1959 года гости смотрели нашу с Махначем «Круговую кинопанораму» на ВДНХ и пришли в неописуемый восторг. Особенно Абель Ганс, который когда-то снимал еще немое трехпленочное кино о Наполеоне (а тут 11 пленок!)».
Приказ догнать, обогнать и перегнать Америку в деле кругорамного кино был выполнен на все сто процентов. И даже больше, на все 200![...]

Н. Майоров (Первые в кино), Источник

Статьи

«Неизведанное рождает азарт...». Искусствовед Галина Долматовская о Василие Катаняне ( "Союзинформакино"; 1983)
ВАСИЛИЙ КАТАНЯН: В ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО НАС УВЛЕКЛА ОВАНЕСОВА
Василий Катанян. "Вот такой он был... фантазер"
Время с Романом Карменом (из книги Василия Катаняна “Прикосновение к идолам”; 1997)
Аркадий Райкин кидает кости (из книги Василия Катаняна “Прикосновение к идолам”; 1997)
Боги, демоны, духи... Литературный критик Евгений Шкловский о книге Василия Катанян "Прикосновение к идолам".
Леонид Кристи, или талант нравственности. Глава из книги Василия Катаняна "Прикосновение к идолам"
Лидия Степанова, широко известная в узком кругу (из книги Василия Катаняна "Прикосновение к идолам". 1997 год)
Василий Катанян. "Дзига Вертов, или долгие черные годы"
Французские встречи. От Маяковского до Сен-Лорана... из воспоминаний Лили Брик в перессказе режиссера В.В. Катаняна.
"МОЙ ПЕРВЫЙ ДРУГ, МОЙ ДРУГ БЕСЦЕННЫЙ..." Все еще ХХ век... Эльдар Рязанов о ВГИКе, друзьях и Катаняне
ДЕЛА СТУДИЙНЫЕ: НА СТУДИИ СЕКСА НЕТ!.. а харассмент был
Катанян В.В. «Лоскутное одеяло». 1943 — 1944
Катанян В.В. «Лоскутное одеяло». Год 1945-й
Катанян В.В. «Лоскутное одеяло». Год 1947-й
Катанян В.В. «Лоскутное одеяло». Год 1948-й
Катанян В.В. «Лоскутное одеяло». Год 1949-й
Катанян В.В. «Лоскутное одеяло». Год 1950-й
Катанян В.В. «Лоскутное одеяло». Год 1951-й
Катанян В.В. «Лоскутное одеяло». Год 1952-й
Икра, шампанское, деволяй... или "СКАНДАЛ в цедРИМЕ" (из книги В. Катаняна. "Лоскутное одеяло". 1953-й год)
«Лоскутное одеяло». Год 1953-й
«Лоскутное одеяло». Год 1954-й
«Лоскутное одеяло». Год 1955-й
Катанян В.В. «Лоскутное одеяло». Год 1966-й
Катанян В.В. «Лоскутное одеяло». Год 1967-й
ДА ЗДРАВСТВУЮТ ВАСЯ И ЭЛИК!!! Любовь к трем кило апельсинов
Лиля Брик о Катаняне: «Меня заклял Василий Абгарович. Он меня спас» — Армянский музей Москвы и культуры наций
«Прикосновение к идолам». Как расцветала алыча для Лаврентья Палыча
«Лоскутное одеяло». Год 1988-й (завершение работы над фильмом «Анна Ахматова. Листки из дневника»)
«Лоскутное одеяло». Год 1978-й (4 августа ушла из жизни Лиля Юрьевна Брик)
Катанян В.В. «Лоскутное одеяло». Год 1959-й
100 лет со дня рождения кинорежиссера, лауреата Ленинской премии Василия Васильевича Катаняна — Музей ЦСДФ
К 100-летию со дня рождения Василия Васильевича Катаняна (21 февраля 1924, Тифлис — 30 апреля 1999, Москва) — РГАЛИ

Источники информации

Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Фотографии из частных архивов.