Последнее обновление: 16.09.2024.
Кристи Леонид Михайлович (30 ноября 1910, Париж — 28 мая 1984, Москва) — режиссер документального кино. Народный артист РСФСР (1969). Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1947). Лауреат двух Сталинских (Государственных) премий (1948, 1949) м Ленинской премии (1980). Член ВКП(б) — КПСС с 1945 года. Член Союза кинематографистов СССР.
В 1936 году окончил ВГИК.
С 1939 года работал на Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
Участвовал в создании первых советских панорамных фильмов. Снимал фильмы о деятелях литературы, искусства и науки. Ряд фильмов посвящён жизни и деятельности В. И. Ленина.
С 1961 года преподавал во ВГИКе.
В 1969 – 1970 гг. читал курс лекций по кинорежиссуре на отделении режиссёров-документалистов на Высших курсах сценаристов и режиссёров (ВСКР); в 1974 – 1975 годах руководил мастерской режиссуры документального кино ВСКР.
Отец — Михаил Петрович Кристи (1875 – 1956), профессиональный революционер, член РСДРП с 1898 года; родился в городе Измаил в Бессарабии в семье служащих, выходцев из Македонии; вскоре после рождения сына семья переехала в Крым, где М. Кристи окончил гимназию; с 1895 г. работал в керченских газетах; в 1898–1899 годах отбывал воинскую повинность рядовым; владелец и главный редактор газет: «Южный курьер», «Крымская газета», «Накануне», «Южный голос»; в 1905 году «Южный курьер» призывал к стачкам, забастовкам и демонстрациям; в 1906 году за революционную деятельность привлечен к суду; не дожидаясь ареста, уехал в эмиграцию; с 1906 по 1917 год жил во Франции, Австрии, Италии и Швейцарии, где получил блестящее высшее образование на естественном и литературном факультетах Лозаннского университета; в 1915 году в Женеве знакомится с А. В. Луначарским, который приглашает его с женой Н. С. Кристи и их детьми в Париж.
На фото (слева направо): Бобóс Кристи, Вика Некрасов,
Лена Пятницкая и Тотошка Луначарский. Париж, 20 мая 1914 года.
В начале 1917 г. А. В. Луначарский и М. П. Кристи с группой политических эмигрантов и беженцев возвращаются.вслед за Лениным через Германию в Россию; по возвращении в Россию в 1917 году стал членом Президиума Керченского совета рабочих и крестьянских депутатов; с 1918 по 1926 — уполномоченный Наркомпроса в Петрограде (занимался сохранением и реконструкцией научных и музейных учреждений; в период гражданской войны был заведующим петроградскими высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими и художественными организациями, театрами): с 1926 — замначальника Московского отделения Главнауки (занимался вопросами музейного строительства и развития науки); с ноября 1928 по октябрь 1937 — директор Третьяковской галереи (сменил на этом посту А. В. Щусева); с 1938 до 1948 — художественный руководитель Московского товарищества художников (секция Союза художников). Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Мать — Кристи Надежда Самойловна (1888 – нач. 1920-х), пианистка; окончила Парижскую консерваторию; в период политической эмиграции мужа М. П. Кристи, в 1906-1917 гг. жила во Франции и Швейцарии; в январе 1918 г. вернулсь с детьми в Россию; жила в в Петрограде, где работала (вместе с женой Анатолия Луначарского — Анной Александровной) в Комиссии по улучшению питания детей. Скончалась в Петрограде. Похоронена в г. Пушкин под Петербургом.
Сестра — Кристи Наталия Михайловна (1907 – 1989), физик, научный сотрудник Радиотехнического институтата АН СССР.
Брат — Кристи Сергей Михайлович (1921 – 1986), актер, поэт, корреспондент-краснофлотец, корреспондент газеты.
Сын — Кристи Анатолий Леонидович (06 апреля 1946, Москва – ?), работал асс. оператора на ЦСДФ.
1944 — В освобожденной Молдавии; режиссер Л. Кристи; операторы: П. Русанов, И. Грязнов, А. Щекутьев
1947 — Советская Латвия; полнометражный; режиссеры: С. Гуров, Л. Кристи
1947 — Карело-Финская ССР; полнометражный; режежиссеры: С. Гуров, Л. Кристи
1948 — День Воздушного Флота СССР; полнометражный; режиссеры: В. Бойков, Л. Кристи
1948 — День шахтёра; режиссер Л. Кристи
1948 — Испытание нового электротрактора конструкции "ЭНИН -ВИМЭ"; режиссер Л. Кристи;
1949 — Слово 28 миллионов (Заседание X-го Всесоюзного съезда профсоюзов в Кремлевском дворце, принятие Устава профсоюзов СССР); Производство: ЦСДФ и киностудия "Беларусьфильм"; режиссеры: Л. Кристи, Н. Соловьёв
1949 — Спортивная слава; полнометражный; режиссер Л. Кристи;
1949 — Спортивная зима; полнометражный; режиссеры: Г. Бобров, Л. Кристи
1950 — Румынская выставка в Москве; режиссер Л. Кристи;
1951 — Рига; производство: Рижская киностудия; режиссер Л. Кристи; операторы: В. Масс, А. Гриберман; авторы сценария: В. Калпиньш, Ф. Рокпелнис; звукооператор К. Бакк
1951 — В пионерских дворцах (фильм рассказывает о пионерских дворцах: Ленинградском, Московском, Рижском); автор сценария В. Дудинцев; режиссер Л. Кристи; операторы: А. Семин, В. Масс, Е. Мухин, В. Сурнин; ассистент режиссера Э. Рязанов; диктор Л. Хмара, редактор Ю. Каравкин; звукооператор В. Котов1952 — На рыбных промыслах страны; реж.: Л. Кристи, И. Кравчуновский, М. Славинская
1952 — По берегам Нижней Волги; полнометражный
1952 — На окраинах Москвы (съёмки: здания Московского государственного университета имени Ломоносова, театра имени Моссовета на Электрозаводской улице, Президиума Академии наук СССР, в Измайловском р-она Москвы); режиссер Л. Кристи;
1954 — ГУМ; полнометражный; реж.; Кристи Л., Тузова З.; авторы сценария: Кригер Е., Кристи Л.
1954 — Глазами англичан (пребывание делегации английских музыкальных деятелей в СССР); полнометражный
1954 — Дети Советского Союза (фильм о жизни советских детей и советских детских учреждений. Дети на Новогодней елке в Кремле, в детском саду, школе, во Дворце пионеров, в пионерском лагере "Артек")
1954 —16 дней в Советском Союзе (фильм о пребывании в СССР делегации членов парламента Англии во главе с лордом Коулрэйном); полнометражный; режиссер Л. Кристи;
1954 — Музыканты в Москву; полнометражный; режиссер Л. Кристи;
1955 — Великий памятник русского зодчества (реставрация Храма Василия Блаженного)
1955 — Страницы истории; полнометражный; режиссеры: Л. Кристи, Л. Дербышева
1956 — В гостях у финских друзей; режиссер Л. Кристи;
1957 — Древнее и вечно юное искусство (гастроли Шанхайского театра пекинской музыкальной драмы в Москве); полнометражный; режиссер Л. Кристи;
1958 — Волшебное зеркало; панорамный (Кинопанорама); впервые в мире используется мультипликация в кинопанораме; Производство: ЦСДФ; режиссеры: И.С. Аксенчук, В. Комиссаржевский, Леонид Кристи; операторы: Илья Гутман, Анатолий Колошин, Сергей Медынский, Владимир Воронцов; художники-мультипликаторы: Л. Мильчин, И. Шварцман, А. Винокуров, Т. Сазонова; операторы мультипликации: А. Астафьев, Н. Климова; звукооператор: И. Гунгер
1959 — На совещании министров иностранных дел в Женеве; режиссер Л. Кристи;
1960 — Второе призвание (о творчестве самодеятельных художников); режиссер Л. Кристи;
1960 — Рассказ о четырёх солдатах (фильм о 49-дневном дрейфе советских солдат в открытом океане и спасении их вертолетчиками американского авианосца); режиссеры: Л. Кристи, С. Репников
1962 — Дома и люди (о жилищном строительстве в Москве); режиссер Л. Кристи;
1963 — Галина Уланова; полнометражный; режиссер Л. Кристи;
1964 — Париж, проспект Ленина; режиссер Л. Кристи;
1965 — Три весны Ленина; режиссер Л. Кристи;
1967 — Комиссар (о жизни старейшего члена партии Л. М. Дашевской - комиссаре санитарной части Железной дивизии в годы Гражданской войны); режиссер Л. Кристи; авторы сценария Л. Кристи, Л. Гроссман
1969 — Ленин. Документы. Факты. Воспоминания; режиссер Л. Кристи;
1971 — Планы и жизнь (о химиках Новойского химического комбината и липецких металлургах); по заказу Центральное Телевидение СССР; полнометражный; режиссер и автор сценария Л. Кристи;
1972 — Новый город на Оке; режиссер и автор сценария Л. Кристи;
1973 — Туполев; режиссер Л. Кристи;
1974 — «Там, за Перекопом…»; цветной, широкоэкранный, полнометражный; режиссер Л. Кристи; оператор В. Горбатский; звукооператор В. Котов
1975 — Михаил Шолохов. Размышления писателя и его современников; полнометражный; режиссер Л. Кристи совместно с Л. Б. Мазрухо
1976 — Новое о «Старом и новом» (фильм о С. Эйзенштейне, о съемках фильма "Старое и новое"; героиня фильма Марфа Лапкина, проживаюшая в Подмосковье, где Эйзенштейн проводил съемки своей картины); режиссер Л. Кристи;; операторы: М. Авербух, В. Цитрон
1976 — Маленькие истории о нашей жизни; производство: ТО «Экран» ЦТ; режиссер Л. Кристи
1977 — Борис Пророков (о творчестве Лауреата Ленинской премии, художника Бориса Ивановича Пророкова)
1977 — Александр Твардовский и Александр Бартов (о судьбе портного города Лысьева, под Пермью, А. С. Бартова, чьи мемуары были опубликованы А. Твардовским к 50-летию Октябрьской революции); режиссер и автор сценария Л. Кристи;
1978 — Васильев из Васильева (о жизни и творчестве художника К. Васильева из села Васильево в Казанской области); режиссер и автор сценария Л. Кристи;
1979 — Война в Арктике (фильм 6-й киноэпопеи «Великая Отечественная»); режиссер Л. Кристи;
1980 — Ленин и время (публицистический фильм о претворении в жизнь идей Ленина); режиссеры:: Кристи Л., Иванкин А.
1981 — Борис Стомоняков из Стомонеци (фильм посвящен видному государственному и общественному деятелю Болгарии и России, революционеру и дипломату Б.С.Стомонякову); совместное производство: ЦСДФ и Студия Время (НРБ); при участии ВО "Совинфильм"; авторы сценария: Иорданов Л., Кристи Л., Латышев А.
1982 — Солдат Семён Мирный (фильм о соратнике В.И. Ленина и А.М. Коллонтай — "скромном солдате революции" и дипломате Семене Максимовиче Мирном); авторы сценария; Л. Кристи, З. Шейнис
1983 — Окно художника (о творчестве Лауреата Ленинской премии Бориса Ивановича Пророкова); режиссер и автор сценария Л. Кристи;
1983 — Один билет на вечерний поезд (об одном дне пребывания В. И. Ленина в революционном Петрограде); режиссер и автор сценария Л. Кристи;
[...]В год нашего прихода на студию (ЦСДФ) не было ни Союза кинематографистов, ни производственно-творческих объединений, ни молодежной комиссии. Все это олицетворял для нас один Леонид Михайлович. Мы шли к нему со своими проблемами и трудностями, мы писали ему письма из экспедиций и получали советы. Подобно тому как русская литература вышла из гоголевской «Шинели», наше поколение режиссеров вышло из кристиевской «Пионерии», детского киножурнала, которым он тогда регулярно занимался. Мы считали для себя честью работать у него ассистентами. Многих из нас сформировал именно он: это по его инициативе и под его руководством Рыбакова, например, занялась спортивной темой, и ее большие и яркие картины принесли студии международные награды; Фоминой он помог овладеть ювелирным монтажом в психологических картинах о детях, которые отличают ее творчество. Когда Кристи и Сергея Гурова пригласили на «Мосфильм», он ответил: «Я хочу продолжать работать на хронике, а вот молодой Рязанов мечтает об игровом кино». И с легкой руки Кристи Рязанову позвонил Пырьев, и мечта Эльдара сбылась.[...]
В.В. Катанян, режиссёр, Источник
[...]В 1935 году в Хабаровск приехали молодой режиссер Леонид Кристи и Анатолий Луначарский, автор интересных рассказов, ставший другом всех дальневосточных кинематографистов. Кристи, воспитывающийся в семье Луначарского, называл Анатолия просто Тошкой.
Елена Глебова, главный редактор регионального культурно-просветительского журнала «Словесница Искусств» (Хабаровск, Хабаровский край), Источник
Леонида Кристи «край романтики» встретил не слишком приветливо. Жизнь была настолько неустроенной, что Леониду Михайловичу приходилось спать на монтажном столе. Вот она, сила молодости, которая помогает многое преодолеть. Случалось немало забавного, а иногда и нелепого. Поехал Леонид Кристи с оператором Павлом Русановым (о нем речь еще впереди) в Гвасюги. Нужно было снять сюжет для общесоюзной «хроники», о том, как удэгейцам выдают советские паспорта. Подъезжая к Гвасюгам, увидели они потрясающую картину: по тайге на лыжах бежит удэгеец в национальной вышитой одежде. Не желая упускать живописный кадр, Павел Русанов выскочил из машины и закричал: «Стой! Стой!». И, жестикулируя руками, стал объяснять аборигену: «Твоя беги, моя снимай!» Удэгеец остановился и на чистейшем русском языке вежливо поинтересовался, в чем, собственно, дело? Им оказался учитель Константин Кимонко, выпускник Ленинградского института имени Герцена, позднее репрессированный и расстрелянный. А когда съемочная группа прибыла в село, выяснилось, что ни о каких паспортах там не слыхивали. Пришлось идти на хитрость (сюжет-то горел!). Взяли свои собственные «краснокожие паспортины» и торжественно вручили местным жителям под треск кинокамеры. Потом, естественно, забрали.[...]
[...]Нина Курбатова, веселая, энергичная, она была бы хорошим оператором, но кто-то сообщил, что дед ее был на Волге известным пароходчиком. Нину исключили из института. Поступив на курсы шоферов, она стала одной из первых в Москве девушек — водительниц такси. С тех пор я ее не видел. Но однажды, прочитав в газете мой рассказ, она написала мне ПИСЬМО,
Николай Лыткин, кинооператор, Источник
Вот из него выдержка:
«После того, как меня исключили, я очень бедствовала. Давала уроки математики, разрисовывала абажуры, мыла полы, работала на базе Вторсырья, где без перчаток и респиратора разбирала принесенные из помоек старые кости, бумагу, тряпки...
Потом я решила стать шофером, но платить было нечем, и я поступила секретарем на курсы Автодора, за что меня и выучили... Шофер я была ещё тот, ничего в моторе не понимала, и спасибо ребятам, которые за меня многое делали, никогда не приставали и даже при мне никто не сказал плохого слова. Так прошло два года, я поступила на рабфак при ЗИЛе. Училась я прекрасно, многим помогала, была членом комсомольского комитета института. Но опять пришла на меня «телега», и было грандиозное судилище в большой аудитории, где висел лозунг: «Изгоним курбатовщину из наших рядов». На это судилище явился Л. Кристи (студент ВГИКа, будущий известный кинодокументалист) и в обличительной речи бичевал «классового врага», которого уже однажды разоблачили и изгнали из вуза.
А «враг» сидел в первом ряду и, чтобы не плакать громко, изгрыз зубами носовой платок. Меня исключили из института и комсомола».[...]
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников. Фильмография — электронный каталог
РГАКФД. Фотографии из частных архивов.