Поль Робсон

Полнометражный фильм, 1959 год

Фильм:
Поль Робсон
(год выпуска – 1959)

Тип фильма:
Полнометражный фильм
(6 частей)

Правообладатель:
РГАКФД

Категории:
география, Гражданская война, искусство, история, КПСС, культура, международные отношения, музыка, пионерский лагерь, театр, эстрада

Ссылка на РГАКФД (19248)

О фильме

Фото: "Американский певец Поль Робсон на праздновании 150-летия со дня рождения А. С. Пушкина в г. Москве". Колонный зал Дома Союзов. Июнь 1949 года. Фото из собрания Юрия Барыкина.

В 1934 году Робсон впервые приехал в Москву. И он не разочаровался в первой стране Советов. Конец 30-х годов певец проводит в концертных поездках по Испании, США, Канаде, Англии. Свои концерты Робсон превращает в антифашистские демонстрации. Вместе с песнями американских негров звучат советские песни: «Широка страна моя родная», «Любимый город», «Полюшко-поле».
В годы Второй мировой войны певец организует сбор средств на нужды обороны, выступает за быстрейшее открытие второго фронта в Европе.
Впервые после войны, в 1949 году, Поль Робсон прилетает в СССР и дает концерт в Зеленом театре ЦПКиО. Этот визит официальные круги США расценили как подрывную деятельность. В 1950 году государственный департамент США лишает певца заграничного паспорта и он не может совершить турне по Европе. В 1959 американцы выдали ему паспорт и в августе 1958 года Робсон в третий раз приезжает в СССР, где выступает с концертами.

В фильм вошли кадры:

Поль Робсон с его жена Эсланда в салоне самолета. Встеча на аэродроме в Москве. Встреча и беседа Поля Робсона и Эсланды с Н. С. Хрущевым. Робсон у памятников А. Пушкину, В. Маяковскому; на Красной площади, на мемориальном кладбище у Кремлевской стены у могилы Джона Рида. Робсон посещает Московский государственный университет, Московскую консерваторию, завод "Красный пролетарий", встречается с деятелями культуры и искусства.
Робсон поет с И. С. Козловским (синхронно).
 Поль Робсон выступает во Дворце спорта "Лужники": говорит и поет (синхронно).
Узбекистан, Ташкент. Робсон посещает колхоз "Шарк Юлдуз". Танцует с девушкой узбечкой. Выступает перед зрителями (синхронно).
Крым. Робсон в Сочи, Ялте, пионерском лагере "Артек". Читает стихотворение А. С. Пушкина на берегу моря, выступает в Артеке (синхронно).
Фотографии Поля Робсона разных лет.
Фрагменты художественных фильмов "Император Джонс" (Робсон в роли Джонса), "Плавучий театр" (Робсон в роли Джо) (синхронно).
США. 1953 год. Вручение Полю Робсону Международной Сталинской премии мира.
Париж. Робсон выступает, поет (синхронно) на Первом конгрессе сторонников мира.
П. Робсон дает интервью (синхронно), рассказывает о себе.
Кинохроника
США. Негритянская церковь. Верующие в церкви. Демонстрация членов организации Ку-клукс-клан.
Гражданская война в Испании 1936-1939 годы. Бомбежка Мадрида. Убитые. Боевые действия Вооруженных сил Республиканской армии, интернациональных отрядов.
Вторая мировая война. 1941 год. Ноябрь. Парад советских войск на Красной площади в Москве. Митинги протеста в зарубежных странах.
Варшава. Международный конгресс в защиту мира 1950 года.
Берлин. Международный фестиваль молодежи и студентов 1951 года.


ПРОИЗВОДСТВО: ЦСДФ

СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА:
Режиссёр В. Катанян

Операторы Г. Монгловская А. Хавчин

Звукооператор Д. Овсяников


В РГАКФД хранятся кадры кинохроники ( учетный №: 22135) — Поль Робсон на Центральной студии документальных фильмов:
— рабочие моменты съемки фильма "Поль Робсон" в павильоне Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ);
— 
режиссер фильма В.В. Катанян, кинооператор А. Л. Хавчин и звукооператор Д. Овсяников беседуют с Робсоном;
— Робсон у рояля с концертмейстером. Робсон в наушниках слушает магнитофонную запись.

Робсон исполняет песню "Эй, ухнем!" на русском языке (синхронно). 1958 год
Поль Робсон умер 24 января 1976 года.

Цитаты

Сегодня трудно представить, как был популярен Поль Робсон у нас в стране в конце 40–50-х годов. Это был единственный иностранный артист, которого у нас знали. Правда, пел он только по радио, а не в концертных залах, но передавали его часто и много писали о нем. Далеко не последнюю роль в его славе играли левые политические воззрения и то, что он был за них в известной степени дискредитирован в США. В местечке Пикскилл расисты даже пытались его линчевать, но Робсона защитила толпа, собравшаяся на его концерт. После этого инцидента его несколько лет не выпускали за границу. Говоря по-нашему, он был невыездным.
И тут Министерство культуры (наверно поэтому?) решило сделать о нем двухчастевый фильм на фильмотечном материале и поручило работу мне. Только я засучил рукава, как Робсону американцы выдали паспорт, и в августе 1958 года он устремился в Москву. Так надо же делать большую картину! Нет, не надо, решил министр Н. Михайлов утром. А вечером, во время первого концерта в Лужниках, он в антракте вызвал меня к себе в ложу и сказал: будем снимать полнометражную картину!
Вполне в духе нашего планового хозяйства — завтра Робсон улетает в турне по Союзу, и мы, значит, должны лететь с ним. 11 человек, тонны багажа, билеты, гостиницы, деньги… И все это завтра вечером![...]

Василий Катанян (1924 — 1999), режиссёр-документалист, писатель., Источник

[...]когда я просматривал на тусклом экранчике монтажного стола остатки от фильма, сохранившиеся в кинолетописи, и отбирал эпизоды для отправки в Америку, передо мною живо воскресли и ташкентская жара, и ялтинские съемки со школьной доской и Эсландой, перепачканной мелом; и мы на пляже в Сочи, где не успел Робсон раздеться, как его окружила несметная толпа профсоюзных отдыхающих глазеть на черное тело, и мы буквально бежали с пляжа; и милиционер, который свистком остановил машину, чтобы взять у Поля автограф; и вечера на палубе теплохода, где все пели «Подмосковные вечера», а Поль подпевал; и эту дурацкую Кулису, которая прислала телеграмму прямо на концерт в Лужники: «Дорогой Поль, у меня есть мать и отец, но вы мне роднее. Целую ваша Кулиса»; И Вера Марецкая, с которой он долго и весело разговаривал в Ореанде об «Отелло» (она играла Эмилию), и мы не могли понять, отчего они смеются; и этот его концерт на стадионе в Ташкенте, где откуда ни возьмись на помост выбежал с букетом пятилетний негритенок — чернее ночи — и как Робсон радостно засмеялся, взял его на руки и спел «Спи, мой беби», отчего тот действительно заснул, и молодая белая мама поднялась на сцену и осторожно унесла спящего; и как в самолете он мне вдруг показал ноты, которые набросал на клочке бумаги, и объяснил, что верхняя строка из фуги Баха, а нижняя из «Годунова» Мусоргского и что тут и там один принцип, который он только что обнаружил и записал и промурлыкал мне мелодии, но я ничего не понял, а подумал, что все воспринимают его как фольклорного певца и борца за мир, а на самом деле он образованный и знающий музыку, высокий профессионал и Артист с большой буквы; и что это у нас сделали его общественной фигурой, не обращая внимания на его талант, и что я тоже к этому скатываюсь, снимая его со всеми этими дурацкими учительницами или спортсменами; и что Эйзенштейн ценил его именно за артистизм и задумал снять с Робсоном фильм «Черный император» о короле на Гаити, не помню уж как звали его, но сохранились фотопробы в костюме и гриме; и этот диплом Поля об окончании колледжа — с одними пятерками, но когда я хотел вернуть его сыну для архива, то на таможне в Шереметьево диплом задержали, видимо как русскую реликвию (!). И еще вспомнилось много дорогих мне подробностей.[...]

Василий Катанян (1924 — 1999), режиссёр-документалист, писатель., Источник

[...]Позавчера, как всегда, когда в Москве Международный фестиваль (1985), Инна (жена В.В. Катаняна, киновед, специалист по японскому кино; — прим. ред #МузейЦСДФ) устроила завтрак для японских кинематографистов. И, конечно, была Кавакита-сан, президент японской синематеки, которая очень доброжелательно относится к Инниным японским штудиям. Среди пришедших я увидел древнего сморщенного старикашку с палочкой, которого забыли в коридоре:
«Инна, что делать с этим сморчком? — Да ты что?! Это знаменитый Тэйноскэ Кинугаса! Звезда немого кино! Он играл женские роли и снялся в роли Катюши Масловой в экранизации «Воскресения» в 1916 году. Посади его на почетное место рядом с Кавакита-сан». Бывает же такое!
Поскольку я ничего по-ихнему не понимаю, то занимался обслуживанием — менял тарелки, подавал капусту с сухарями, отваривал вареники, которые гости встретили с восторгом. Маленькая нация, а прожорливая… После кофе я присел где-то сбоку, перевести дух. «Да, надо же и кухонному мужику отдохнуть», — верно подумали гости. И вдруг я слышу в разговоре имя Робсона. Оказалось, что госпожа Кавакита разыскивает для синематеки картину о Поле Робсоне, но не знает, где она создана и как ее найти. Она, мол, искала ее только что в Праге. Но ее там нет.
— Позвольте! Зачем же вы ее искали в Праге? — спрашиваю я, поднимаясь и вытирая руки фартуком. — Это же моя картина, я все могу вам рассказать. И искать ее не надо — она хранится в Красногорском архиве.
И все очень удивились и смеялись. Небось подумали, как советские кинокритики живут шикарно — у них кухонный мужик не только вареники лепит, но и фильмы снимает. «Вот какой был случай», как писал Зощенко.

Василий Катанян (из книги "Прикосновение к идолам"), Источник