Благодарим Сергея Леонидовича Богданова (внука Ф.И. Овсянникова) за предоставленные материалы и фотографии из семейного архива.
Последнее обновление: 17.07.2024.
Овсянников Федор Иванович (25 мая (07 июня) 1907, Вышний Волочок — 15 декабря 1977, Ленинград (ныне Санкт-Петербург) — оператор документального и научно-популярного кино. «Отличник кинематографии СССР». Член ВКП(б) — КПСС с 1926 года. Член Союза кинематографистов СССР с 1957 года.
В 1915 — 1918 — ученик приходской школы (ст. Торопец); в 1918 — 1921 — учащийся железнодорожной школы-семилетки на ст. Торопец, Октябрьской железной дороги, Псковской области[1].
С января 1921 по май 1924 — рабочий на подвозе топлива (ст. Торопец)[2].
С мая 1924 по октябрь 1924 — чернорабочий (ст. Торопец).
С октября 1924 по июль 1928 — рабочий-ремонтник службы путей (ст. Торопец).
В 1922 году вступил в ряды комсомола (КСМ); неоднократно избирался членом бюро и секретарем транспортной ячейки.
С 1922 — добровольно состоял и участвовал в деятельности ЧОН, вплоть до их расформирования[3].
В 1922 году, параллельно с работой, учился (в вечернее время) в местном кинотеатре на киномеханика.
С 1924 — рабочий корреспондент (рабкор) газеты «Гудок».
В 1927 — 1929 — член ревизионной комиссии Окружного Комитета ВЛКСМ (г. Великие Луки).
С июля 1928 по февраль 1930 — киномеханик в железнодорожном клубе им. 1 Мая на ст. Торопец Октябрьской ж/д, где также совмещал работу библиотекаря[4].
С 1 февраля 1930 по ноябрь 1933 — заведующий передвижным вагоном-клубом Октябрьской железной дороги (по рекомендации профсоюза), впоследствии агитпоездом; проводил политмассовую работу среди железнодорожников линейных станций и населения близлежащих деревень — на участке станции Рыбинск – Бологое – Ст. Русса, летом 1932 года с агитпоездом побывал на Дальнем Востоке (до г. Уссурийск добирались с остановками для агитационной работы)[5].
В 1931 – 1932 годах работал (в выходные и праздничные дни) кинокорреспондентом от Ленинградской кинофабрики «Союзкинохроники» по железнодорожному транспорту; оператор выезных киноредакций «Союзкинохроники»; в этот период снял самостоятельно три документальных короткометражных фильма, посвященных работе Октябрьской железной дороги[6].
В 1932 году принимал непосредственное участие в организации колхозов в Ленинградской области — в Волдайском и Лычковском районах[7].
С 01 ноября 1933 — ассистент кинооператора в штате Ленинградской кинофабрики «Союзкинохроники»[8].
С 01 августа 1936 по 31 декабря 1941 — оператор Ленинградской студии кинохроники[9].
В 1934 — 1936 годах учился на заочных курсах кинематографии (г. Москва)[10].
Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. В РККА с июля 1941 года. Звание: интендант 3 ранга.
В качестве военного кинокорреспондента снимал на Северо-Западном и Северном фронтах; на Северном, Черноморском и Краснознаменном Балтийском флоте.
Фронтовые кадры, снятые Ф. И. Овсянниковым, вошли в документальные фильмы «Линия Маннергейма» (1940), « Ленинград в борьбе» (1942), «День войны» (1942), «69-я параллель» (1942). «Битва за Севастополь» (1944), а также в киножурналы и кинолетопись Великой Отечественной войны.
Награжден медалями «За боевые заслуги» (1943), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945), «За оборону Советского Заполярья» (1946), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946).
В 1945 — 1969 — оператор Ленинградской студии кинохроники / Ленинградской студии документальных фильмолв (ЛСДФ). Был одним из создателей киножурнала «Наш край»; снимал в Ленинградской, Псковской, Новгородской областях.
В 1950 — слушатель курсов переподготовки кинооператоров при ВГИКе.
Кинооператор фильмов «На оперной сцене» (1956), «Советские моряки в Швеции и Норвегиит» (1957), «На земле его юности» (1961), «Дороги юности» (1963), «Суздаль, страница минувшего» (1964), «Дорога к Черному озеру» (1967), «На поле Бородинском» (1968) и множества других.
Федор Иванович Овсянников ценил человеческое общение. Среди множества друзей, коллег по студии были: директор Пушкинского Заповедника С. С. Гейченко, поэт М. А. Дудин, профессора Академии художеств им. Репина, живописец А. А. Мыльников, художники – графики М. А. Таранов, В. М. Звонцов, писатель К. Г. Паустовский, проф. врач- педиатр А. Ф. Тур, засл. артистка РСФСР Л. И. Бажина, с коллегой администратором ЛСДФ Л. М. Розенбергом был особенно дружен. Многие из них стали героями его фильмов.
Профессионально увлекался фотографией, собирал книги (покупал подписные издания в городах, где ему приходилось бывать); любил проводить свободное время на даче с внуком, которого обожал; любил торжества и праздники — в большой квартире собирались не только родственники, но и друзья дочери и зятя.
В Музее К. Г. Паустовского в Москве хранятся негативы — кадры из фильма «Дорога к Черному озеру» (режиссер Ю. Рябов, оператор Ф. Овсянников). Съемки проходили летом 1966 года в Доме И. П. Пожалостина (Солотча)[11]
Занесён в «Книгу Почета» работников ЛСДФ.
Скончался 15 декабря 1977 года в Ленинграде, похоронен на Южном кладбище.
В 2017-2018 годах в Центральный военно-морской музей внуком кинооператора Сергеем Леонидовичем Богдановым была передана в дар часть наследия Федора Ивановича Овсянникова, 141 фотография — это боевые эпизоды и бытовые фронтовые сюжеты, а также сюжеты, отражающие минуты отдыха краснофлотцев Северного флота, портреты кораблей и участников боев, Героев Советского Союза и командования Северным флотом.
1936 — Ворота в Арктику
1937 — За Полярным кругом
1940 — Линия Маннергейма (пропагандистский фильм о боевых действиях Красной Армии и Краснознаменного Балтийского флота во время войны между СССР и Финляндией в период с 30 ноября 1939 года по 12 марта 1940 года); полнометражный; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссеры: Л. Варламов, В. Беляев, Н. Комаревцев, В. Соловцев; операторы: Н. Блажков, В. Ешурин, В. Доброницкий, С. Коган, Ф. Овсянников, П. Палей, Г. Симонов, Я. Славин, Ефим Учитель, С. Фомин, Г. Шулятин, Ф. Печул (в титрах не указан), С. Школьников (в титрах не указан); начальники съёмочных групп: А. Г. Кузнецов, М. Нагинский; звукооператоры: И. Волк, Д. Овсяников
1942 — Ленинград в борьбе (период: с 22 июня 1941 года до апреля 1942 года); полнометражный; Производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссеры: Р. Кармен, И. Комаревцев, В. Соловцов, Е. Учитель; главные операторы: А. Богоров, Е. Учитель, С. Фомин, операторы: Н. Блажков, Н. Голод, Б. Дементьев, А. Изаксон, О. Иванов, Э. Лейбович, В. Максимович, Ф. Овсянников, Ф. Печул, П. Паллей, А. Погорелый, Р. Кармен, Г. Симонов, Я. Славин, В. Страдин, К. Станкевич, В. Сумкин, Г. Трофимов, Г. Шулятин, Б. Шер; звукооператоры: Е. Бельский, В. Котов; асс. режиссера: Л. Киказ; диктор: Р. Выгодский, руководитель фронтовой киногруппы: Иосиф Хмельницкий; во Всесоюзном прокате с 9 июля 1942 года
1942 — День войны (этот фильм об одном из дней героической борьбы советского народа с немецко-фашистскими захватчиками; 13 июня 1942 года — 356-й день Великой Отечественной войны снимали 160 кинооператоров на фронте и в тылу); полнометражный; режиссер М. Слуцкий
1942 — 69-я параллель (фильм посвящен Северному Военно-морскому флоту, мужеству и героизму его моряков); режиссеры: В. Беляев, М. Ошурков; операторы: Донец, Мищенко, Овсянников, Ошурков, Урусевский
1949 — В лесах Севера; оператор
1953 — День Военно-Морского Флота СССР (празднование дня Военно-Морского флота: в городах Москве, Владивостоке, Ленинграде, Севастополе); реж.: Л. Кристи; операторы: Н. Блажков, В. Валдайцев, И. Запорожский, Г. Земцов, С. Коган, А. Кушешвили, С. Масленников, П. Опрышко, Ф. Овсянников, Павел Русанов, Петр Русанов, А. Семин, В. Страдин
1954 — Школьно-учебный опытный участок; режиссер Е. Вермишева; оператор
1955 — Активисты ДОСААФ; режиссер А. Минкин; оператор
1955 — По ленинским местам; режиссер В. Соловцнв; оператор
1955 — 3-я Всесоюзная студенческая спартакиада; гл. оператор Ф. Овсянников; операторы: Я. Блюмберг, Я. Гринберг, С. Масленников, А. Рейзентул
1956 — На оперной сцене (фильм рассказывает об участниках участников художественной самодеятельности оперно-балетной студии Ленинградского дворца культуры имени Кирова.); режиссер А. Минкин; оператор
1956 — Мастера венгерского цирка; режиссер М. Доброва; операторы: Г. Донец, Ф. Овсянников
1957 — Город на Неве (празднование 250-летия г. Ленинграда); полнометражный; режиссеры: В. Василенко, В. Соловцов; операторы: Ф. Овсянников, К. Станкевич; звукооператоры: Е. Бельский, Б. Кортавенко, Ю. Корчагин
1957 — Советские моряки в Швеции и Норвегиит; оператор
1958 — Наш театр; оператор
1958 — По пушкинским местам; автор сценария С.С. Гейченко; режиссер А. И. Минкин; оператор
1959 — Химия служит людям; оператор
1959 — По заповедным пушкинским местам; оператор
1960 — На стапелях Адмиралтейского (фильм рассказывает об истории Адмиралтейского завода от закладки первых верфей до строительства атомного ледокола «Ленин»); режиссер Н. Комаревцев; операторы: Ф. Овсянников, О. Лучинин; вукооператор Е. Бельский
1960 — Советские шарикоподшипники; оператор
1960 — Советские фотоаппараты; оператор
1961 — Слово о Ломоносове; полнометражный; производство: Ленкинохроника и Леннаучфильм; авторы сценария: П. Бахмутский, А. Морозов, С. Суслов;, режиссеры: М. Авербах, В. Мельников; операторы: Ф. Овсянников, М. Гальпер; звукооператоры: Е. Бельский, Р. Левитина; редактор В Кирнарский; текст читают; Л. Хмара, А. Консовский
1961 — Их оставлять нельзя; оператор
1961 — Кто виноват?; оператор
1961 — На земле его юности; оператор
1962 — Спартакиада Вооруженных сил; оператор в соавторстве
1963 — Песни Россиии; полнометражный; авторы сценария: И. Котенко, И. Учитель; автор текста Е. Котенко; режиссер-постановщик Е. Учитель; операторы: Н. Блажков, Н. Виноградский, Ф. Овасянников; звукооператоры: Е. Бельский, Н. Зинина; асс. режиссера: П. Коган, Л. Станукинас; текст читает Л. Хмара
1963 — Дороги юности; оператор
1963 — Лесоруб Яковлев; оператор
1963 — Равнение на передовых; оператор
1963 — Совесть призывает (фильм посвящён развитию сельского хозяйства СССР); полнометражный; автор сценария П. Бахмутский; режиссер М. Авербах; операторы: М. Каплан, Ф. Овсянников, А. Павлов, К. Станкевич, А. Рейзентул; композитор Р. Котляревский; текст читает Л. Хмара
1964 — Советские моряки в Дании; автор-оператор
1964 — Суздаль, страница минувшего; широкоэкранный; режиссер С. Шустер; оператор
1965 — Дело Эрвина Шуле (фильм рассказывает о страшных преступлениях нацистов против мирного населения во время Второй Мировой войны на примере небольшого города Чудово, в котором после немецкой оккупации из 7 тысяч жителей осталось 550 человек); автор сценария Л. Гинзбург; режиссер Е. Учитель; операторы: Ф. Овсянников, О. Лучинин
1965 — С тобой, Россия!; (о Всесоюзном смотр сельской художественной самодеятельности); полнометражный; авторы сценария: П. Бахмутский, Н. Семенов.; режиссер М. Авербах; операторы: Г. Донец, О. Лучинин, Н. Николаев, Ф. Овсянников, А. Рейзентул
1966 — Новелла о стекле (киноочерк о Ленинградском заводе художественного стекла и об умельце-стеклодуве Б.А.Еремине); режиссер Ю. Рябов; оператор в соавторстве
1967 — Дорога к Черному озеру (о творческой лаборатории писателя К. Г. Паустовского); режиссер Ю. Рябов, оператор Ф. Овсянников
1968 — На поле Бородинском (исторический экскурс к событиям Отечественной войны 1812 года, к обстоятельствам и подробностям Бородинского сражения); широкоэкранный; автор сценария Г. Раневский; режиссер М. Авербах; оператор Ф. Овсянников
1968 — Познакомьтесь – ЛИИЖТ; операторы: Ф. Овсянников, О. Роменский
1968 — Российская рапсодия; (осенью 1967 года состоялся Всероссийский смотр художественной самодеятельности в честь 50-летия Октябрьской революции в Кремлевском Дворце Съездов); полнометражный; автор с ценария П. Бахмутский; режиссер А. Рейзентул; операторы: А. Рейзентул, С. Иванюхин, О. Лучинин, Ф. Овсянников, А. Шафран, Э. Шинкаренко
1969 — Неожиданная остановка; оператор
Снял около 1000 сюжетов для кинолетописи и киножурналов: "Союзкиножурнал", "Социалистическая деревня", "Железнодорожник", "Пионерия", "Советский Казахстан", "Ленинградский киножурнал", "Наш край", "Северный киножурнал", "Советский воин", "Новости дня".
1942 — Союзкиножурнал № 72; режиссер И. Сеткина; операторы: П. Оппенгейм, К. Богдан, Ф. Овсянников, Б. Вакар, Д. Вихирев, В. Шадронов, Б. Орлянкин
1942 — Советский Казахстан № 30; производство: Алма-Атинская студия кинохроники; режиссер Е. Вертова-Свилова; операторы: К. Бакк, К. Богдан, М. Оцеп, Ф. Овсянников; музыка: В. Александров
При подготовке материала использована информация открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 149); справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 610, 612; ссылки на источник: РГАЛИ. — Ф. 2451. — Оп. 2. — Ед. хр. 5. — Лист 179; Там же: — Ф. 2944. — Оп. 30. — Ед. хр. 175.). Биография — «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 174); автобиография Ф.И. Овсянникова (составлена 12 февраля 1965 года) и лчное дело (составлено 20 января 1962 г.). Фотографии из семейного архива.
[ Страница дополняется материалами ]