Константин РЯШЕНЦЕВ

ассистент оператора, ассистент режиссёра, оператор, фронтовой кинооператор

Полное имя:
Константин Михайлович РЯШЕНЦЕВ

Дата рождения:
21 декабря 1921
Владикавказ, РСФСР

Дата смерти:
21 сентября 1970 (48 лет)
Амман, Иордания

Профессии:
ассистент оператора, ассистент режиссёра, оператор, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Член ВКПб (с 1950). Чен СК СССР (с 1959). Награжден двумя орденами «Красной Звезды» (1942 и 1970 ( посмертно)).

Участник Великой Отечественной войны
С декабря 1940 по июль 1941 года работал в учебном отделе Черноморского военного флота.
В сентябре — ноябре 1941 — краснофлотец (автоматчик) 1-го Перекопского отряда моряков.
В ноябре 1941 — январе 1942 — командир отделения взвода разведки в 1-м Перекопском батальоне морской пехоты 7-й бригады морской пехоты.
В феврале — апреле 1942 — фотокорреспондент политуправления Черноморского флота.
С апрея 1942 — помощник, аасистент оператора ассистент режиссера в киногруппе Черноморского флота. Снимал как ассистент оператора, оператор на Черноморском флоте, в Дунайской флотилии. 
Демобилизован в феврале 1946 года.

В 1951 году окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская А. Гольперина).
В 1951 — 1971 — ассистент оператора, оператор (с июля 1954 г.) Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).

Погиб от снайперской пули во время съемок фильма «Иорданский репортаж» (1970). 

ФИЛЬМОГРАФИЯ:

1943 — Черноморцы; асс. оператора
1943 — Кавказ; асс. режиссера
1954 Жиронда (Франция) — Динамо (Москва); реж.:  Б. Вейланд; операторы: А. Щекутьев, Д. Каспий, П. Касаткин, В. Комаров, А. Крылов, В. Микоша, М. Ошурков, К. Пискарев, А. Хавчин, К. Ряшенцев
1955 — Делегация японского парламента в СССР; реж.: М. Славинская; операторы: Е. Аккуратов, К. Ряшенцев, И. Сокольников, В. Цитрон
1955 — Французская парламентская делегация в СССР; реж.: . Рыбакова; операторы: И. Михеев, А. Савин, Н. Соловьев, Ф. Овсянников, В. Придорогин, В. Страдин, К. Ряшенцев, В. Цитрон

Сьемочная группа готовится к съемке Международных конно-спортивных соревнований. На фото (слева направо): оператор Д. Рымарев, оператор К Ряшенцев, директор картины Н.М. Макеев, режиссер К.С. Эггерс, оператор С.М. Киселев. Московский ипподром, 1955 год. Фото из семейного архива Виктории Кузьмич.

1955 Международные конно-спортивные соревнования (Московский ипподром. Скачки на призы городов — Москвы, Тираны, Праги, Бухареста; заключительная скачка на приз Мира); режиссер; К. Эггерс; операторы: С. Киселев, Д. Рымарев, К. Ряшенцев, В. Скоробогатова
1956 Артисты Индии в СССР; реж.:  С. Гуров; операторы: О. Рейзман, К. Ряшенцев
1956 — Советско-польские научно-техническое совещание горняков; реж.: В. Беляев; оператор
1956 — Юность советского спорта (3-я Всесоюзная Спартакиада учащихся); реж.: В. Вейланд; операторы: В. Аккуратов, О. Арцеулов, В. Воронцов, Ю. Егоров, А. Кричевский, К. Ряшенцев
1958 — Бирманские парламентарии в Советской стране; реж.: В. Бойков; операторы: И. Грачев, К. Ряшенцев
1960 — В добрый путь, Нигерия!; полнометражный; реж.:  В. Ешурин; операторы: В. Ешурин, К. Ряшенцев
1960 — На приз имени братьев Знаменских; режиссер: К. Эггерс; операторы: А. Воронцов, Г. Голубов, К. Ряшенцев
1961 — Друзья из Вьетнама; реж.: И. Генина; операторы: И. Грачев, А. Кочетков, К. Ряшенцев, В. Цитрон
1963 — И все-таки "Спартак"; реж.: Я. Бабушкин; операторы: Г. Асланов, И. Бганцев, К. Богдан, И. Грачев, Г. Земцов, Ф. Каминский, С. Коган, Л. Кокошвили, А. Крылов, Е. Мухин, М. Ошурков, М. Попова, Д. Рымарев, А. Саранцев, Ю. Серов, И. Сокольников, К. Ряшенцев, З. Чернявский
1963 — Товарищ такси;  реж.: Я. Бабушкин; операторы: К. Ряшенцев, Г. Голубов, А. Савин
1963 — Бирманские гости в СССР; реж.: З. Тузова; операторы: К. Ряшенцев, А. Савин
1965 — Под флагом Родины; реж.: В. Плотникова; операторы: О. Афанасьев, Н. Виноградский, И. Грек, И. Запорожский, С. Масленников, Л. Михайлов, Е. Мухин, П. Опрышко, М. Попова, К. Ряшенцев, С. Скраливецкий, Н. Соловьев, Б. Шер
1967 — Праздник моды (Международная выставка "Одежда"; павильоны СССР, Польши, Японии); реж.: А. Зенякин; операторы: И. Бганцев, К. Ряшенцев
1967 — Фильмы и встречи (5-й Международный кинофестивль в Москве); реж.: А. Зенякин; операторы: И. Грачев, А. Кричевский, К. Ряшенцев
1968 — Через восемь морей и два океана; реж.:  Д. Рымарев; операторы: Д. Рымарев, К. Ряшенцев
1968 — Всесоюзный институт научной и технической информации (ВИНИТИ); реж.:  Д. Рымарев; оператор: К. Ряшенцев
1969 — К службе воинской готовы;  реж.:  Д. Рымарев; оператор: К. Ряшенцев
1970 — Иорданский репортаж; реж.:  Д. Рымарев; операторы: К. Ряшенцев, Д. Рымарев

КИНОПЕРИОДИКА:

Снимал сюжеты для кинолетописи, а также для киножурналов: "Советский воин", "Новости дня".

При подготовке материала использована информация открытых источников, фильмография — электронный каталог РГАКФД, фотография оператора во время проведения съемок на Московском ипподроме из семейного архива Виктории Кузьмич.

Награды

1942 — Медаль «За оборону Одессы»
1942 — Медаль «За оборону Севастополя»
1942 — Орден Красной Звезды
1943 — Медаль «За оборону Кавказа»
1944 — Орден Отечественной войны II степени
1945 — Медаль «За взятие Будапешта»
1945 — Медаль «За взятие Вены»
1945 — Медаль «За освобождение Белграда»
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1952 — Орден Труда (Албания)
1970 — Орден Красной Звезды ((29 ноября 1970 года; посмертно))

Цитаты

[...]Шел к концу третий месяц войны. Фронтовые операторы за это время уже стали военными людьми. Вдоволь натерпелись, привыкли смотреть смерти в глаза. Многие из нашего отряда фронтовых кинохроникеров сложили головы. Погиб жизнелюб, охотник, неразговорчивый Коля Самгин. Он был убит в первый месяц войны. Остался последний его снимок — в стальной каске, обросший щетиной, усталым взглядом смотрит на нас — живых. Паша Лампрехт, застенчивый, мечтательный, хрупкий, похожий на подростка. Товарищи видели, как его голова скрылась под балтийской волной. Всегда трудно примириться с гибелью товарища, но эти, первые потери, были особенно ощутимы, особенно тяжелы.
Кинооператора теперь можно было уже встретить во всех родах войск — на флоте, в танковых войсках, в пехоте. Воины Красной Армии привыкли в трудную минуту видеть рядом спокойного человека с киноаппаратом. В эти дни кинооператоры Марк Трояновский и Соломон Коган снимали героические будни обороны Одессы. Владик Микоша снимал в Севастополе, мы слышали, что он был контужен, но не прекращал съемки. Вместе с ним работали операторы Дима Рымарев, Кротик-Короткевич, Костя Ряшенцев. Перешел линию фронта старейший кинохроникер Сергей Гусев. Сейчас он снимает в партизанском отряде, в немецком тылу. На днях в «Правде» мы видели крупно напечатанный кадр из кинохроники, снятой оператором Николаем Вихиревым с борта боевого самолета, — бомбежка вражеских колонн. Он снимал на Южном фронте.
Материал со всех фронтов шел в Москву. Каждые три дня на экранах теперь появлялся «Кинорепортаж с фронтов Отечественной войны». Уже определяется система фронтовых групп кинохроники.[...]

Роман Кармен, Источник

[ Страница дополняется материалами ]