Последнее обновление: 11.06.2024.
Урусевский Сергей Павлович (10 (23) декабря 1908, Санкт-Петербург — 12 ноября 1974, Москва)[1] — выдающийся оператор советского кино. Лауреат двух Сталинских (Государственных) премий (1948, 1952). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1951). Член ВКП(б) — КПСС с 1942 года. Член СК СССР с 1957 года.
В 1935 году окончил Ленинградский институт изобразительных искусств (бывший Вхутеин, мастерская В. А. Фаворского)[2] и начал работать в кино.
С декабря 1935 по июнь 1936 — ассистент оператора кинофабрики (затем киностудии) «Межрабпомфильм».
С 1937 — оператор-постановщик киностудии «Союздетфильм».
Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны.
Награжден медалями «За оборону Советского Заполярья» (1945), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945), Медаль «За оборону Москвы» (1946), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946).
С 1943 — оператор художественного кино.
С 26 октября 1943 по 1951 — оператор-постановщик киностудии «Союздетфильм» / Московской киностудии по производству художественных фильмов им. М. Горького.
С 1951 — оператор-постановщик, затем режиссер киностудии «Мосфильм».
Дважды лауреат Сталинской премии I степени — за фильм «Сельская учительница»
(1947) и за фильм «Кавалер Золотой Звезды» (1950).
В 1958 году был награжден призом высшей комиссии Франции на МКФ в Каннах за игровой фильм «Летят журавли» (режиссер М. Калатозов); МКФ в Мехико — Диплом международного смотра.
Гран-при Международного технического конкурса фильмов на конгресе УНИАТЕК (UNIATEC) в Милане в 1964 году — за советско-кубинский игровой фильм «Я — Куба» («Soy Cuba»; режиссер М. Калатозов).
Сергею Урусевскому посвящен документальный фильм Александра Антипенко «Семь минут с кинооператором Сергеем Урусевским» (1969).
В Музее кино хранится литературный сценарий игрового фильма «Дубровский» (автор сценария С. Урусевский совместно с Г. Шпаликовым). (Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 8041919)
Жена — Белла Мироновна Фридман, кинорежиссёр.
Документальные (оператор)
1942 — 69-я параллель (фильм посвященный Северному военно-морскому флоту и мужеству его моряков); полнометражный; режиссеры: В. Беляев, М. Ошурков; операторы: Г. Донец, В. Мищенко, Ф. Овсянников, М. Ошурков, С. Урусевский, Б. Маневич (в титрах не указан); автор текста: Леонид Соболев; музыкальное оформление: композитор Д. Астраданцев; звукооператор: В. Котов; текст читает: Ю. Левитан; начальники съемочных групп: С. Гробер, Б. Лакман
1943 — Битва за нашу Советскую Украину; полнометражный; художественный руководитель и автор текста: А. Довженко; режиссёры: Ю. Солнцева, Я. Авдеенко; операторы: В. Афанасьев, Я. Богдан, Н. Быков, В. Вакар, М. Глидер, М. Гольбрих, И. Гольдштейн, И. Запорожский, М. Капкин, П. Касаткин, И. Кацман, В. Комаров, Ю. Кун, Г. Могилевский, В. Орлянкин, Б. Рогачевский, С. Семёнов, В. Смородин, И. Софьин, В. Сущинский (в титрах не указан), С. Шейнин, В. Штатландт, С. Урусевский, В. Фроленко и другие
Игровые (асс. оператора)
1936 — Случайная встреча (Месяц май)
1937 — Дума про казака Голоту
1938 — Победа (Самый счастливый)
Игровые (2-й оператор)
1938 — Борьба продолжается (по пьесе Фридриха Вольфа «Троянский конь»; о борьбе немецких коммунистов и рабочих против фашизма в Германии); производство: «Союздетфильм»; режиссёр Василий Журавлёв; оператор-постановщик Юлий Фогельман
1940 — Гибель "Орла" (по рассказу К. Д. Золотовского «Капитан Лаце»); производство: «Союздетфильм»; режиссер Василий Журавлёв; оператор-постановщик Юлий Фогельман
Игровые (оператор-постановщик)
1941 — Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем (режиссёры Андрей Кустов и Анисим Мазур)
1944 — Поединок (реж. В. Г. Легошин)
1946 — Синегория (режиссёры Э. П. Гарин и Х. А. Локшина)
1947 — Сельская учительница (Воспитание чувств) (реж. М. C. Донской)
1949 — Алитет уходит в горы (Мистер Томпсон бежит в Америку) (реж. М. С. Донской)
1950 — Кавалер Золотой Звезды (реж. Ю. Я. Райзман)
1952 — Возвращение Василия Бортникова (Жатва) (реж. В. И. Пудовкин)
1953 — Первый эшелон (реж. М. К. Калатозов); оператор совместно с Ю. Екельчиком
1955 — Урок жизни (История одной любви) (реж. Ю. Я. Райзман)
1956 — Сорок первый (реж. Г. Н. Чухрай)
1957 — Летят журавли (реж. М. К. Калатозов)
Режиссер-постановщик
1968 — Бег иноходца (сценарий Ч. Айтматова по 1-й части повести "Прощай Гульсары"; режиссер Б. Фридман)
1971 — Пой песню, поэт… (также соавтор сценария совместно с Геннадием Шпаликовым)
Снял несколько сюжетов для киножурналов: "Союзкиножурнал", "Пионерия".
1942 — Морской разведчик (Северный фронт, 1942 г. Баренцево море. Пейзажи моря и берегов. Военные корабли в море, самолеты в воздухе. Военный самолет - "морской разведчик" пролетает над водами Баренцева моря. Штурман самолета Кривошей в кабине); кинолетопись; оператор
1943 — Ярославский комсомолец; кинолетопись; операторы: Ф. Овсянников, С. Урусевский
1943 — Открытие мемориальной доски о посещении И. В. Сталиным Северного флота; кинолетопись; операторы: Ошурков, Овсянников, Маневич, Урусевский
1943 — Союзкиножурнал № 20; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер: М. Фиделева; операторы: А. Шафран, И. Гольдштейн, Л. Медведев, М. Беров, П. Касаткин, Б. Небылицкий, И. Сокольников, В. Цеслюк, Ф. Овсянников, С. Урусевский
1943 — Союзкиножурнал № 46; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер: И. Копалин; операторы: Ф. Овсянников, Маневич, В. Микоша, В. Мищенко, С. Урусевский, Р. Халушаков, В. Сорокин, В. Смолка, П. Русанов
1943 — Союзкиножурнал № 53-54; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер: И. Сеткина; операторы: И. Малов, А. Казаков, В. Торчинский, Е. Ефимов, В. Маневич, М. Ошурков, Ф. Овсянников, С. Урусевский, И. Посельский, В. Соловьев, И. Сокольников, В. Цеслюк, А. Фролов, Б. Небылицкий, Б. Шер, И. Гутман
1943 — Союзкиножурнал № 35; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер: М. Фиделева; операторы: И. Беляков, А. Щекутьев, Б. Прок, С. Урусевский, Б. Маневич, Ф. Овсянников; музовормитель: Д. Штильман; звукооператор: В. Нестеров
[...]Майя Меркель в своей книге «Диалог с Урусевским» писала, что Сергей Павлович «нес <…> службу на эсминце "Сокрушительный". О штативе в ту пору нечего было и думать – с ним не поймать на пленку ни кадра. Долгими часами, не отрывая глаза от лупы, охотился Урусевский за "приписанным" к нему съемочным объектом – караванами судов, которые шли в СССР с Запада. Этот объект не подготовить к съемке, не организовать в выразительные композиции. Тут остается ждать, что подкинет судьба. Однако даже взрывы бомб не могли заглушить в Урусевском чувства линейной гармонии. Оно было сильнее страха. Идет бой, вокруг ад кромешный: вскипает от взрывов море, снаряды рвутся на палубе, чуть ли не под ногами. Вода сбоку, снизу, сверху. Урусевский ничего этого не замечает – ему выпала отличная точка съемки и им владеет одна мысль: удержать в кадре диагональ вражеских самолетов… Знаете, только и мечтал: ну хоть бы еще, еще поближе подошли, покрупнее были бы в кадре! Не хватало фокуса, не было хороших телевиков – все читалось мелковато».[...]
В.И. Фомин, киновед, Источник
[...]...я всегда был благодарен Урусевскому за то, как он снял «Сорок первый». После окончания картины мы относились друг к другу довольно тепло, Урусевский был талантливым живописцем. Я пропагандировал его живопись. Добился для него мастерской. Часто бывал у него дома. Наши подъезды находились по соседству. У нас обнаружилась общая любовь к Маяковскому, и мы дружно беседовали о поэзии. Единственным предметом спора между нами был спор об «изобразительном кинематографе». Он считал, что кинематограф – это искусство изображения, и хотел практически доказать это. Я придерживался другого мнения и старался уберечь его от ошибок, но не уберег. Его фильм «Я – Куба», шедевр по изображению, был забыт вскоре после его появления на экране. Фильмы, на которых он стал режиссером, были неудачны и не пользовались успехом. После его неожиданной смерти Белла Мироновна Фридман попросила меня быть главой комиссии по увековечению памяти Урусевского. Я выполнил эту просьбу с энтузиазмом. Я по-настоящему любил Урусевского, понимал его жизненную трагедию, уважал верность ему Беллы Мироновны, каждый день посещавшей его могилу. Она безумно любила Сергея Павловича, но эта безумная любовь часто была причиной его трагедий.[...]
Чухрай Григорий Наумович, кинорежиссер, Источник
[...]«Летят журавли» разругали во всех центральных советских газетах как идеологически неправильную картину. Но на кинематоргафистов он произвел впечатление: прежде всего, своим новаторским изобразительным решением. Свет в фильме ставил сам Сергей Павлович. В то время ничего, кроме обычных приборов, у съемочной группы не было. В дело шли сетки, фильтры, консервные банки, куски фанеры, щепки. Так и получилась светотеневая композиция фильма, вошедшая в историю. Для Пабло Пикассо в Париже устроили специальный показ ленты, после просмотра он сказал, что за последние сто лет он не видел ничего подобного. Знакомство Урусевского с художником переросло в совместную работу. Он снял о Пикассо документальный фильм.[...]
ТК Культура, Источник
Использована информация из открытых источников. Фильмография ЦСДФ — электронный каталог РГАКФД. Биография: ГОСКАТАЛОГ.РФ.; справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 837-838); «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 820). Фотографии из частных архивов, а также сайта ГОСКАТАЛОГ.РФ.