Письмо И.А. Запорожского директору ЦСДФ С.А. Герасимову

Из книги "Цена кадра. Советская фронтовая кинохроника 1941 — 1945 гг. Документы и свидетельства"  (2010)

Письмо И.А. Запорожского  директору ЦСДФ С.А. Герасимову

10.01.2020

Опубликовано: "Цена кадраСоветская фронтовая кинохроника 1941 — 1945 гг. Документы и свидетельства" (Авторы-составители: В.П. Михайлов, В.И. Фомин; Министерство культуры Российской Федерации, НИИ Киноискусства; Изд.: — М; «Канон+», РООИ «Реабилитация»; 2010; с. 1048).

Фото: "Фронтовая киногруппа Черноморского флота (ЧФ)". На фото (в первом ряду справа налево): оператор Я. Берлинер, нач. группы Севастопольского участка фронта Н. Левинсон, оператор Ф. Короткевич, начальник киногруппы Черноморского флота П. Тарасов, режиссеры Р. Кацман, И. Копалин, оператор Н. Большаков; во втором ряду (справа налево): асс. оператора К. Ряшенцев, операторы И. ЗапорожскийД. Рымарев (стоит за И. Копалиным). Август – сентябрь 1942 года. Фото из архива В.И. Фомина.

Письмо И. А. Запорожского  директору ЦСДФ С. А. Герасимову  

10 января  1945 г.

Директору Центральной Ордена

Красного Знамени киностудии

документальных фильмов,

Начальнику фронтовых групп

Положение, в котором оказалась киногруппа Ч.Ф., в настоящее время не случайно, это результат трехлетнего неудачного руководства нач. киногруппы Тарасова[1], а в последнее время реж. Беляева, зам. Лакман[2] и Левинсон[3]. О работе Тарасова Вам известно, писать об этом нет необходимости.

Режиссер Беляев, приняв киногруппу с плохим прошлым, не исправил недостатки, и сам, по слабости характера попал под влияние некоторых представителей киногруппы и был использован в их интересах.

Лакман и Левинсон – заместители начальника, не могли поделить сферы действий, сваливали свои обязанности один на другого.

Материальным обеспечением и ремонтом автомашин никто не занимался (это должны были делать сами операторы). Финансовая часть, запущенная при Тарасове, не была налажена. Суточные и командировочные систематически не выплачивались. (Приходилось буквально вырывать 400-500 р. раз в 3-4 месяца).

Все это привело группу к упадку и дезорганизации со всеми вытекающими из этого последствиями.

Как и всегда в таких случаях возобновилось деление на «мастеров» и «рядовых», - сильных и слабых.

«Мастерам» многое разрешалось, многое прощалось. Одним из таких «мастеров» был оператор Донец, который к этому времени «укомплектовал штат своих работников» (в связи с «грандиозными планами»), - два шофера, адъютант и «Шурочка-повар» (так именовал сам Донец).

Организовалась своеобразная подгруппа с двумя автомашинами, своей кухней  и т.п.

Имея богатый опыт жизни на Кавказском побережье Черного моря, получая незаконным путем в частях ЧФ  —  мыло («для чистки стволов орудий после стрельбы для киносъемки»), спирт («для промывки оптики и кинопленки»), рыбу («для улучшенного питания операторов») и, продавая все это десятками килограмм по рыночным ценам, прибыв в Крым, Донец окончательно обнаглев, не стал заниматься «такими мелочами».

По-прежнему методу, под видом киногруппы, были получены в селении Кореиз две дачи с хозяйством и обстановкой. Для присмотра дач был оставлен «штат» и две автомашины. Сам Донец исчез куда-то на длительное время.

Ожидая своего хозяина, томясь от скуки и безделья, выпив все запасы татарского вина, шофера решили «Делать деньги». Одна из автомашин потерпела аварию, шофер ранил двух человек и был задержан.

Вслед за этим началась продажа бензина и обстановки с дачи.

На этом мероприятии тоже был задержан один из «штатных» работников.

Результатом произведенного следствия были автомашины и начаты поиски оператора Донца.

Донец был в Румынии. К периоду румынских событий группа оказалась неподготовленной. Из 4-х оставшихся автомашин ни одна не была исправна, не было бензина.

Чтобы как-нибудь доехать, хотя бы до Одессы, пришлось делать беглый ремонт, бензин выпрашивать на катерах, самолетах и т.п.

В Одессе начальник, два заместителя и операторы отправились в Румынию на самолете, где и были произведены необходимые киносъемки.

Группа базировалась в г. Констанца.

Настал момент, когда можно было исправить ошибки прошлых дней, - заняться ремонтом автомашин, приобретением бензина и т.п.

Однако, это не было сделано.

Оставленные в Одессе шофера, без надзора, начали заниматься личными делами.

Об этом было сообщено зам. нач. Левинсону, который ответил, что это дело Лакмана и Беляева (Лакман и Беляев были в Болгарии).

Этот и целый ряд других фактов свидетельствует о том, что зам. начальников не интересовались делами киногруппы, особенно это выявилось за границей.

Левинсон в это время был занят делами Вайнштока[4], о результатах которых Вы тоже, очевидно, знаете. Кстати, о Вайнштоке. Его появление за границей и поведение не предвещало ничего хорошего, это мог заметить каждый.

Однако, наши руководители группы (особенно заместители) имели с ним связь.

Это давало возможность Вайнштоку ссылаться на киногруппу Ч.Ф., что привело впоследствии киногруппу к неприятностям. Каждый новый день пребывания в Румынии приносил усложнения.

Начались интриги и склоки, часто применялся алкоголь для того, чтобы «провернуть» какое-либо дело.

Так стал возможным факт, известный на всем Ч.Ф. – поездка оператора Смолка из Констанцы в Ростов за женой.

Хитро споив Беляева, угрожая шоферу, Смолка двинулся в двутысячекилометровый путь на автомашине. Все это лишь часть известного мне того, что происходило в киногруппе в предпоследний момент.

Целый ряд похождений и приключений, слышанных по рассказам, не считаю нужным Вам сообщать.    

Приведенные факты известны  Политуправлению и Военному Совету Ч.Ф.

Кинооператоры (слева направо):  Г. Донец, А. Кричевский, А. Смолка. Фото из частного архива.

На Черноморском флоте были созданы для нас все условия для плодотворной работы.

Кинооператоров любили и уважали моряки, летчики и пехотинцы, нас знали во всех частях и кораблях. Группа имела сильный квалифицированный состав, как старых операторов, так и молодежь.

В последнее время в связи со сложившейся обстановкой многие из нас дичали, опускались.

За все время пребывания в группе  не было ни одного производственного или творческого совещания, критику не допускали. Кто возмущался, того убирали с группы.

Так, был убран «по собственному желанию», оператор Овсянников, честный, хороший работник, оператор Лифшиц, машина которого была нужна. Ранее были убраны Рымарев и Короткевич. Всё это делалось под разными предлогами, но всегда формально обоснованно.

Ряд ошибок, допущенных Беляевым, следует отнести за счет окружения, в котором он находился, многие операторы предупреждали своевременно Беляева о том, что из группы необходимо убрать Донца, сменить заместителей, но это не повлияло на него. Заканчивая, считаю необходимым в первую очередь помочь исправить взаимоотношения группы командованием Черноморского флота.

Назначить заместителем начальника киногруппы честного добросовестного человека.

Убрать из киногруппы оп. Донца[5], компрометирующего не только киногруппы и студию, но и всю кинематографию.

Операторы киногруппы Ч.Ф. могут работать при хорошем руководстве и давать хорошее качество сюжетов, т.к. имеют все на это возможности, учитывая тематику и обеспечение материала на флоте.

                                                                                                 И. Запорожский

РГАЛИ Ф. 2451. Оп.1. Д. 993. Л.1-3. Подлинник. Автограф.

______________________________
ПРИМЕЧАНИЯ (ред. сайта #МузейЦСДФ)


1. Тарасов Павел Федорович (1897, Инсар (ныне Мордовия) — не ранее 1945) — организатор кинопроизводства, директор съемочной группы. Член ВКП(б). Работал в Азовском морском пароходстве. С 17 июля 1938 — директор Ростовской студии кинохроники. С августа 1941 по 21 мая 1944 — начальник киногруппы Черноморского флота. После войны работал на Ростовской студии кинохроники. (Источник: "Создатели фронтовой кинолетописи" (2016); под. редакцией А. Дерябина; стр. 823)
2. Лакман Борис Васильевич (26 июня (09 июля) 1900, Москва — не ранее 1952) — киноадминистратор. В кино с июня 1931 года. С сентября 1933 — директор 1-го объединения (оборонного) Московской кинофабрики «Мостехфильм» / киностудии «Мостехфильм». С 29 сентября 1941 — зам. начальника киногруппы Черноморского, Северного флотов. С 01 марта 1943 — главный диспетчер, с 01 июня 1943 — начальник производственного отдела Центральной студии кинохроники (с мая 1944 — ЦСДФ). С декабря 1944 — администратор киногруппы 2-го Украинского фронта. С 1 марта 1945 по крайней мере по 1952 — директор картины ЦСДФ. Награжден медалями. (Источник: "Создатели фронтовой кинолетописи" (2016); под. редакцией А. Дерябина; стр. 476)
3. Левинсон Наум Борисович (1911, Минск (ныне Беларусь) — 1979, Москва) — организатор кинопроизводства. Член ВКП(б) — КПСС с 1943 года. С июня 1941 на фронте. В 1941 — 1944 — зам. начальника киногруппы Черноморского флота.; администратор киногруппы 2-го Украинского фронта. После войны работал директором  ГЦТК (ныне Государственный академический центральный театр кукол им. С.В. Образцова). Награжден орденом Красной Звезды и медалями. (Источник: "Создатели фронтовой кинолетописи" (2016); под. редакцией А. Дерябина; стр. 481)
4. Вайншток  Владимир Петрович (псевд. В. Владимиров) (1908-1978), кинорежиссер, кинодраматург. Поставил фильмы «Дети капитана Гранта», «Остров  сокровищ» и др. в годы эвакуации «Мосфильма» в Алма-Ату был заместителем директора ЦОКС, позднее  был  назначен уполномоченным КДК по репарациям трофейного имущества. И на поприще режиссуры и в сфере административной деятельности работу Вайнштока неизменно сопровождали громкие скандалы. В 1943 г. НКВД отказал  ему в допуске к съемкам  на Черноморском флоте.
5. С 17 июня 1945 г. по 04 март 1946 г. [Донец] находился в заключении по обвинению в финансовых махинациях и спекуляции. Освобожден после прекращения уголовного дела. С октября 1946 по 1966 — оператор, режиссер Ленинград­ской студии кинохроники. (Источник: Справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 278))

 


СПРАВКА 

(от редакции сайта #МузейЦСДФ)

Съемки киногруппы Черноморского флота вошли в СКЖ и документальные фильмы:

1942 — Черноморцы (фильм посвящен событиям и героям обороны Севастополя 1941-1942 гг.; С беспримерным мужеством в течение двухсот пятидесяти дней город отражал сильный натиск немецко-фашистских войск. В фильме показана героическая эпопея обороны Севастополя, мужество и отвага его защитников, боевые действия Черноморского флота, защищавшего город с моря. Фильм заканчивается эвакуацией Севастополя, которая была произведена по приказу Верховного Командования); полнометражный; реж. В. Беляев; операторы: В. МикошаД. Рымарев, Ф. Короткевич, А. Кричевский, Г. Донец, А. Смолка; директор съемочной группы: П. Тарасов

1944 — Битва за Севастопольполнометражный; производство: Центральной и Украинской студии КИНОХРОНИКИ; режиссёр: В. Беляев; операторы: В. МикошаД. ШоломовичИ. Аронс, В. АфанасьевЯ. БерлинерК. ДупленскийИ. ЗапорожскийД. КаспийЛ. Котляренко, М. Лифшиц, Ф. Овсянников, М. Пойченко, Н. Петросов, А. СмолкаВ. СущинскийБ. Щадронов, Г. Хнкоян; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич; начальник фронтовой киногруппы: А. Литвин; директор картины: Б. Лакман